В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка. Говорит она раз отцу:

Прикажи, батюшка, кликнуть клич: пусть к нам едут со всех сторон молодцы. Они будут загадки загадывать, а я буду отгадывать. Чьи загадки отгадаю, тому голову рубить. Чьи не отгадаю, за того пойду замуж, пускай хоть последним пастухом будет!

Согласился царь. Кликнули клич. Съехались со всех сторон молодцы, каждый со своими загадками. Начнёт какой из них загадывать загадку, а царевна не дослушает и кричит:

Знаю, знаю!

И сейчас же отгадку скажет.

Возьмут молодца, срубят ему голову. Столько погубили народу, что и не сочтёшь...

А жил в том царстве-государстве старик. У него было три сына. Младшего Иванушкой звали. Вот Иванушка услыхал, что царевна даром людей губит, и говорит отцу:

Отпусти меня, батюшка, я пойду к царевне загадку загадывать. Мои-то она авось не отгадает!

Куда тебе, дурачок! Вон братья и поумнее тебя, да и то не идут. Сиди уж лучше дома: голова-то целее будет!

Что мне братья! - отвечает Иванушка. - У них свой разум, у меня свой. Благословляй в путь-дорогу!

Нечего делать, отпустил старик Иванушку.

Сел Иванушка на старую клячу-водовозку и поехал. Видит - на дороге ржавое копьё лежит. Поднял он это копьё и поехал дальше.

Ехал он, ехал - смотрит: забрался бык в овёс, ест да топчет его. Слез Иванушка с лошади, вырвал пук овса, махнул им, как кнутом, и выгнал быка из овса. Выгнал и говорит:

Вот первая загадка есть!

Вот и другая загадка есть!

Долго ли, коротко ли - подъехал он к реке и думает:

Отпустил он свою лошадь на траву пастись, а сам улёгся в старую лодку, что была у берега привязана, и заснул.

Утром Иванушка проснулся. Видит - на воде пена собралась. Снял он с воды пену, умылся. Подошёл к своей лошади и утёрся её гривой вместо полотенца.

Вот, - говорит, - третья загадка есть!

Приехал к царскому дворцу и говорит:

Ведите меня к вашей царевне! Буду ей загадки загадывать!

Его привели. Загадал он первую загадку:

Ехал я к вам и вижу - возле дороги добро, а в добре добро бродит. Я взял добро да добром-то добро из добра и выгнал. Какая ваша отгадка будет?

Царевна думала-думала - никак отгадать не может. Схватила она толстую книжку, стала искать в ней отгадку. Нету в книжке такой отгадки! Говорит царевна отцу:

Пусть он мне ещё какую другую загадку загадает - я разом обе разгадаю!

Загадал Иванушка и вторую загадку:

Ехал я к вам, вижу - на дороге зло. Взял я зло да злом зло и ударил. Зло от зла смерть приняло. Какая ваша отгадка будет?

Царевна опять схватила книжку. Искала-искала в ней отгадку - не могла найти! Пустилась она тогда на хитрость.

Пусть, - говорит, - он и третью загадывает: мне что одну, что три разгадывать!

Загадал Иванушка и третью загадку:

Поехал я дальше, и застигла меня в пути тёмная ночь. Остановился я ночевать. Лёг спать не на небе, не на земле, не в избе, не на улице, не в лесу, не в поле. Утром проснулся, умылся не росой, не водой; утёрся не тканым, не вязаным. Какая ваша отгадка будет?

Царевна уж и за книжку свою не хватается: знает, что не найти в ней отгадки. Говорит она царю:

Ох, батюшка! У меня сегодня головушка болит, мысли помешались... Я завтра отгадаю.

Царь велел отложить отгадки до завтра. Отвели Иванушку на ночь в комнату, велели никуда не уходить. Достал он краюшку хлеба, сидит и уплетает её.

А царевна места себе не находит.

"Неужели, - думает, - придётся за мужика замуж выходить? Сколько загадок отгадано, сколько голов отрублено! Короли, принцы ничего поделать не могли, а тут мужичишка-лапотник верх надо мною взять хочет!.."

Выбрала царевна верную служанку и подсылает её к Иванушке.

Поди, - говорит, - выведай у него отгадки. Обещай ему и золота и серебра, чего угодно! Ничего не жалей!

Пришла служанка к Иванушке. Стала выспрашивать, выведывать, сама ему и золота и серебра обещает. А Иванушка говорит:

На что мне ваше золото, серебро? Не затем я сюда ехал. Пусть царевна мои загадки отгадает! И ещё одну загадку ей передай: бросили петушку горошку до солнышка, а он не клюёт!

Вернулась служанка к царевне ни с чем.

Так и так, - говорит, - не берёт он золото, серебро, требует, чтобы ты загадки отгадала.

Рассердилась царевна, не знает, что и делать. И загадки отгадать не может и замуж за простого мужика идти не хочет. Думала она, думала и надумала недоброе дело.

Утром, как все собрались, вышла царевна и говорит:

Я своему слову хозяйка: загадки отгадать не могла, пойду за Ивана замуж. Готовьте всё к свадьбе!

Обрадовались все: наконец-то перестанут молодецкие головы рубить!..

Приказала царевна Иванушку к себе в горницу просить: хочет с женихом побеседовать, пряниками да винами сладкими угостить. Иванушка пришёл. Усадила его царевна за стол, стала потчевать. А сама незаметно ему в чарку сонного зелья подсыпала. Выпил Иванушка и крепко заснул.

Тут царевна позвала свою верную служанку, одарила её богатыми подарками и велела увезти Иванушку подальше и бросить в топкое болото, чтобы ни слуху ни духу его больше не было!

Отвезли Иванушку и бросили в болото, в самую трясину...

Трое суток спал Иванушка в болоте. Пробудился он, огляделся и говорит:

Как это я в такое недоброе место попал?

Вспомнил он, как его царевна угощала-потчевала, своими руками вина подливала, и догадался, кто его в трясину на погибель бросил.

Стал Иванушка из болота выбираться. За кочки, за коренья хватается - еле вылез. Пошёл он к речке, вымылся и побрёл куда глаза глядят.

Шёл он долгое время и забрёл в дремучий лес. Бродил, бродил по лесу, и захотелось ему есть. Смотрит - стоит на лесной полянке яблоня, спелыми, румяными яблочками увешана.

Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога - большие да тяжёлые, голову к земле клонят.

Взглянул он в озеро, увидел себя и ужаснулся.

"Вот, - думает, - беда! Если я теперь на поле выйду, так меня и скотина будет бояться, не только народ. Да и по лесу ходить опасно: охотники за зверя примут - убьют. Что делать?.. Надо глубже в лес уходить!"

Пошёл Иванушка по лесу, рогами за деревья цепляется.

Долго ли, мало ли шёл - увидел другую яблоню. Яблоки на ней висят невиданные: сквозь кожицу семечки видно. Остановился он возле этой яблони и думает:

"Э, что будет, то и будет! Съем-ка яблочко!"

Сорвал он яблочко, съел, и в ту же минуту пропали у него рога, а сам он молодцом да красавцем стал, лучше прежнего.

"Ну, - думает Иванушка, - проучу я эту царевну! Не захочет она губить да обманывать добрых людей!"

Нарвал он яблок с обеих яблонь - и рогастых и лечебных - и пошёл в город. Вошёл в город и видит: сидит у одного домика старая старушка, вся от старости трясётся. Пожалел её Иванушка. Подошёл и говорит:

Здорово, бабушка! На-ка, съешь это яблочко!

Съела старуха хорошее яблочко и сразу помолодела - толстая да румяная стала.

Ах, - говорит, - дитятко моё милое! Чем отблагодарить тебя?

Не поможешь ли мне, бабушка, достать лоток да поддёвку, в какой купцы ходят? Переоденусь я, пойду эти молодильные яблоки продавать.

Старушка ему живо и поддёвку и лоток достала. Нарядился Иванушка в купеческую поддёвку, разложил на лотке яблоки, поставил лоток на голову и стал как настоящий купец.

Пошёл он к царскому дворцу. Пришёл и давай громко покрикивать:

Яблоки сладки! Яблоки вкусны! Яблоки румяны! Кому сладкие яблочки! Кому сладкие яблочки!

Услышала царевна, посылает свою служанку:

Поди узнай, подлинно ли сладкие яблочки он продаёт?

Побежала служанка, спрашивает:

Эй, купец-молодец! А не кислые ли ваши яблочки?

Извольте, сударыня, попробовать! - отвечает Иванушка и подаёт ей яблочко.

Съела служанка это яблочко и такой красавицей стала, что даже царевна не узнала её, когда она во дворец вернулась.

Да ты ли это?! - спрашивает. - Была ты чернявая да рябая, а теперь лучше меня стала! Как это случилось?

Я самая! От яблочка такой сделалась!

Дала царевна служанке сто рублей и говорит:

Ступай скорее, купи и мне этих яблок.

Сбегала служанка, купила яблок и принесла их царевне. Царевна выбрала самое румяное, самое крупное яблоко и сейчас же съела его. И только съела - выросли у неё рога до потолка, большие да тяжёлые...

Служанка глянула на неё, испугалась, побежала скорее к царю.

Ой, - кричит, - у царевны чёрт!..

Царь прибежал, видит - действительно чёрт. Затрясся от страху, упал. А царевна говорит:

Да не бойтесь вы, папаша, я ваша дочь!

А сама плачет-заливается. И царь плачет, и царица:

Срам, срам! Что делать? Как на глаза иностранным государям показаться?..

Забегали тут все, заохали, а поделать ничего не могут. Уложили царевну на кровать, а над кроватью велели плотникам полки сделать, чтобы рога на них положить.

Лежит царевна на кровати, сама охает, причитает:

Ох, теперь мне ни на люди показаться, ни замуж выйти...

Созвали лекарей. Принялись лекари парить да пилить рога - ничего не могут поделать.

А Иванушка тем временем привязал бороду, нарядился лекарем, обвешался весь пузырьками да травами, взял в руки три прута и пошёл ко дворцу. Пришёл и давай кричать:

Мы лекари, мы аптекари -

Лечим на славу

Хоть Фому, хоть Савву!

Мы в баньке парим,

Мы в баньке жарим:

В баню - на дровнях,

Из бани - на ногах.

Нет ли лекарю работы? От всяких хворей лечу, от великих болезней избавляю!

Услышала это царевна и говорит своим служанкам:

Ох, зовите скорее этого лекаря! Может, он меня от рогов избавит!

Бросились служанки за лекарем. Привели его во дворец. Сам царь его встретил. Спрашивает его Иванушка:

Кто тут у вас болен?

Ты, видно, не нашего царства, - говорит царь, - коли не знаешь, что у нас случилось!.. Выросли у моей дочки рога до самого потолка. Если вылечишь её - награжу тебя и выдам царевну за тебя замуж, а как состарюсь, поставлю тебя на своё царское место.

Ваше царское величество, - отвечает Иванушка, - позвольте прежде осмотреть больную!

Привели его к царевне. Посмотрел на неё Иванушка и говорит:

У неё ветряная болезнь: злым ветром надуло! Прикажите хорошенько вытопить баню и отвести туда царевну, там я её лечить буду. Отпарю ей рога.

Царь говорит:

Что хочешь проси! Всё дам, озолочу тебя!

Золотить меня потом будете. Сначала вылечить надобно. Одно только требую: пусть возле бани музыка погромче играет, барабаны бьют, в пушки палят, а без того у меня лечение не получится.

Царь говорит:

Что прикажешь, то и будем делать!

Ну, тогда выводите царевну!

Стали выводить царевну, а она в дверь пройти не может: рога не пускают.

Царь кричит:

Разбирайте простенок!

Разобрали простенок, вывели царевну, хотели было в карету усаживать. А кони увидали её - заржали, затопали копытами со страху и бросились бежать. И карету поломали и людей много потоптали...

Запряглись в карету солдаты и повезли царевну.

Привезли к бане, вывели. Тут музыка заиграла, в барабаны бить стали, из пушек палить.

Отослал Иванушка всех слуг прочь, схватил царевну за рога и давай её выспрашивать:

За какие плохие дела у тебя эти рога выросли? Повинись: не обижала ли кого, не обманывала ли?

Батюшка лекарь, - отвечает царевна, - я никого никогда сроду не обманывала, не обижала... Только одни добрые дела делала!

Взял Иванушка прут, хлестнул царевну и опять спрашивает:

Повинись: не обижала ли, не обманывала ли кого?

Царевна всё никак не признаётся.

Говорит ей Иванушка:

До тех пор не отпущу, пока правду не скажешь!

Испугалась царевна, говорит:

Виновата, батюшка лекарь! Велела я одного мужика в болото топкое бросить! Только разве это можно за грех считать? Ведь это простой мужик...

Снял Иванушка бороду и спрашивает:

Смотри, не тот ли я мужик?

Глянула на него царевна, да как закричит:

Слуги! Солдаты! Стража! Схватите его! В тюрьму тащите!

А музыка играет вовсю, барабаны бьют, пушки палят. Разве услышишь, как она зовёт?

Видит царевна - не бегут к ней на помощь. По-другому заговорила.

Ох, - говорит, - смилостивись надо мною, Иванушка! Избавь меня от рогов этих! Выйду за тебя замуж! Любить буду! Сам царём станешь!

Ну, нет, не нужна ты мне, - отвечает Иванушка. - За твой обман да злодейства будешь ты эти рога всегда носить!

Сказал да ушёл. Только его и видели.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мораль басни "Старый дед и внучек"

Невероятно поучительной и грустной получилась история о пожилом человеке, живущем в большой семье.

Немало мудрости несет собой мораль басни Старый дед и внучек, множество уроков можно получить, прочитав эти несколько строк.

Во-первых, то, что время бежит одинаково для всех, и все мы однажды будем стариками, немощными и нуждающимися в чужой заботе. Во-вторых, каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Какие бы потом примеры или уроки не давала жизнь – самое важное, фундамент ценностей закладывается в семье. Третий вывод – это то, насколько важно родителям не забывать, какой пример они подают своим детям. От того, что они вложат в ум ребенка, зависит то, каким человеком он станет и как будет относится к ним самим.

И, последнее, не стоит стесняться старости или немощности – это может произойти с каждым. Чтобы преодолеть эти чувства надо вспоминать сколько бабушка или дедушка сделали для нас, когда были моложе. Они и кормили, и купали, и одевали нас, а теперь настал наш черед их благодарить.

Жил-был старый-престарый дед: глаза у него ослепли, уши оглохли, и дрожали у него колени. Когда сидел он за столом, то еле держал ложку в руках и проливал суп на скатерть, да еще изо рта суп капал на стол.

Надокучило сыну и невестке на это глядеть, и вот посадили они старого деда в угол за печкой и стали подавать ему еду в глиняной мисочке, да и кормили его подчас впроголодь. И глядел дед с грустью на стол, и на глазах у него показывались слезы.

Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. Купила ему невестка деревянную мисочку за два геллера, и пришлось ему теперь есть из нее. Вот сидят они раз, и приносит маленький внучек - было ему четыре года - небольшие дощечки и начинает их складывать.

Что ты там делаешь? - спрашивает отец.

Я делаю корытце, - отвечает ребенок, - буду кормить из него отца с матерью, когда я стану большим.

Посмотрели муж и жена друг на друга - и заплакали. Подвели тотчас старого деда к столу и позволили ему с той поры есть всегда вместе с ними и не попрекали его, если он немного проливал на стол.

По басне Льва Толстого Старый дед и внучек

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

Мы должны что-то предпринять, - сказал сын. - С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
- Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
- Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю свою оставшуюся жизнь. Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичек в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.

Тема : Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока : Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям. Создать условия для осознания детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; авторского отношения к ним.

Регулятивные : развивать способности выстраивать план ответа, выделять частное из целого, организовывать самостоятельную деятельность; развивать умение вести дискуссию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вести обсуждение разных мнений, предположений.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию; делать выводы, обобщать; ориентироваться в развороте учебника; находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать простые ситуации с позиции норм поведения; воспитывать систему взаимоотношений в коллективе; учить работать в команде; воспитывать ответственность за порученное дело.

Тип урока : открытие новых знаний.

Оборудование урока :презентация; проектор; подборка книг.

Ход урока

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие.

Прозвенел звонок.

Начинается наш урок.

На сегодняшнем уроке

Будем думать, размышлять,

2. Проверка готовности к уроку.

Проверьте готовность к уроку, расположение учебных предметов на парте.

ΙΙ. Актуализация знаний.

    Игра «Сложи название».

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

Что такое басня?

Дома вы готовили выразительное чтение басни и чтение наизусть теми, кто ее выучил. Давайте послушаем чтение басни «Муравей и стрекоза».

Чему учат басни Крылова?

ΙΙΙ. Подведение к формулированию темы.

    Постановка учебной задачи.

Звучит музыка «Родительский дом»

О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

2. Подведение к формулированию темы.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого и его произведением «Старый дед и внучок». А самое главное мы поговорим о семье и семейных ценностях, о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям. Называется произведение «Старый дед и внучек». А если говорить глубже-рассуждать мы будем о таком сложном понятии как старость.

ΙV. Открытие новых знаний.

А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение.

А теперь проверим наши предположения по словарю. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

При солнышке тепло …. … детки же и горе
Нет лучше дружка …. … и душа на месте
Вся семья вместе …. … тот век не погибает
Кто родителей почитает… … при матери добра
Детки радость ….. …. чем родная матушка

На что и клад….. ….коли в семье лад

(Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»).

Словарная работа:

Все ли слова вам понятны в этой пословице? (Лад – согласие)

Объясните значение данных слов.

1. Работа в парах.

Перед вами пословицы. Выберите те, которые подходят к теме «Семья».

Вместе – мы сила.

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Врозь грузно, а вместе дружно.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Своя семья – самые верные друзья.

Сердце матери лучше солнца греет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Согласие крепче каменных стен.

Одна пчела не много меду натаскает.

Крепкую дружбу и водой не разольешь

Один в поле не воин.

Добрый человек добру и учит.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

2. Работа по учебнику на с. 108.

Откройте стр.108.

Прочитайте кто к нам сегодня пожаловал в гости?(Л.Н.Толстой)

Прочитайте текст на стр 108.

3. Контроль понимания прочитанного.

Уберите лишнее слова.

Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

Л.Н. Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

Писатель боялся (волков, детей, собственную совесть)

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературного чтения – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

Что вы о нем уже знаете?

Ребята приготовили нам сообщение о жизни Л.Н. Толстого.

4. Сообщение ребят о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

5. Первичное слушание рассказа.

Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Почему? Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытывали?

Понравилась ли вам эта семья?

Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня ? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И. Даль).

ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

Ребята, чем отличается басня от притчи?

2. Словарно – лексическая работа .

Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Невестка – жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа(и их женам и мужьям).

Слаживает – хорошо устроить, упорядочить; справиться, привести кого – нибудь к соглашению, послушанию.

V. Первичное закрепление.

1. Чтение произведения детьми.

2. Работа над текстом.

Почему же дедушку не сажали за стол?

Что и зачем мастерил Миша из дерева?

Почему его родители заплакали?

Как вы думаете, хорошо ли, уютно было дедушке в такой семье? Почему?

А что надо сделать, чтобы старым людям было хорошо?

3. Ролевое перевоплощение ученика и его предположения.

Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске)

Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?

Как бы вы повели себя в этой ситуации?

На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока)

Уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное - СЕМЬЯ)

Музыкальная физкульминутка.

VΙ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    Работа над пословицами.

    Подберите пословицу к этому рассказу. Обоснуйте.

Игра «Собери пословицы»

При солнышке тепло… и душа на месте.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… при матери добро.

VΙΙ. Включение в систему знаний.

1. Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

«Что нужно для счастья? – спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

2. Знакомство с сочинениями о своей семье.

Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).

VΙΙΙ. Итог урока. Рефлексия.

С каким произведением познакомились?

Чему научились на уроке?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Зачем нам нужен был этот урок?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Покажите с помощью цветных листиков дерева, каким на ваш взгляд получился урок? (Зеленый- урок мне очень понравился. Я остался доволен уроком и своей работой на нем. Синий - урок мне понравился, но хотел бы узнать больше. Красный-урок мне не понравился.)

Программа: “Школа России”

Урок: Литературное чтение

Цель урока: Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить добру, сопереживанию, состраданию.

Задачи.

  • Образовательная: познакомить детей с творчеством и биографией Л.Н. Толстого и его произведением “Старый дед и внучек”. Совершенствование навыков чтения.
  • Воспитательная: формировать уважительное отношение к людям старшего возраста, сострадание и умение оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
  • Развивающая: развитие речи детей, словарного запаса , творческих способностей, осознанного и правильного чтения. Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие читатели!

У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит, мои дорогие, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню А. И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.

III. Актуализация знаний.

Собери пословицу.

У вас на столе находятся карточки. Ваша задача – соотнести начало и конец пословицы.

  • О чем эти пословицы?
  • Найдите пословицу, которая отличается от других?
  • Объясните, почему вы так думаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого.

  • Может кто-нибудь нам может рассказать о жизни этого писателя?
  • Какие произведения, написанные им, вы знаете?

Послушайте внимательно рассказ о его жизни и будьте готовы ответить на мои вопросы:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в Ясной поляне, Тульской губернии. Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он так же написал “Азбуку” и “Книгу для чтения” для детей. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Лев Николаевич очень любил детей. В то время, было очень мало школ и дети бедных детей вообще не могли учиться. В Ясной поляне Л.Н. Толстой открывает лесную школу для бедных детей и сам стал их учить по своим учебникам. Лев Толстой очень любил детей. Своих у него было 13, но выжили только 10. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи, о настоящей дружбе и смелости.

(вопросы на слайде появляются до начала чтения)

1. В каком году родился Л.Н. Толстой?

2. Где прошла его жизнь?

3. Как он помогал бедным детям?

4. Сколько у него было своих детей?

5. О чем он писал в своих рассказах?

Молодцы, вы были внимательны и правильно ответили на все вопросы!

Мы сегодня прочитаем очень интересную басню-рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку:

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей ?
На пенсии уж много лет
Нестареющий на... (дед)

  • Ребята, а кем вы приходитесь деду?
  • Есть ли у вас общие с ним дела?

Посмотрите на доску. На доске ребус. Отгадайте его. Какое слово зашифровано?

  • Как вы понимаете слово “семья”?
  • Зачем люди создают семьи?

Работа с иллюстрацией:

Кого вы видите на этой фотографии?

Где они живут?

Как вы думаете, эта семья живет в наше время?

Почему вы так считаете?

IV. Первичное восприятие текста.

Сейчас мы познакомимся с поучительным рассказом. Сядьте удобней, спинку выпрямите. Я прочту рассказ, а вы слушайте внимательно-внимательно и постарайтесь понять, о чем рассказ и чему он нас учит.

(После прочтения на слайде появляются возможные названия заглавия текста)

  • “Дедушка”
  • “Старый дед и внучек”
  • “Злая невестка”
    • Как вы считаете, какой заголовок наиболее четко раскрывает содержание текста и почему?
    • Что вы почувствовали, когда я вам читала этот текст?

V. Работа с учебником.

Открываем учебники и проверяем, соответствует ли название содержанию текста.

  • Кто может прочитать первую часть текста?
  • Встретились ли вам непонятные слова?
  • Кого мы называем невесткой?
  • Как вы думаете, какие чувства испытывал дедушка, когда ему приходилось обедать одному за печкой?
  • Найдите отрывок, что случилось у дедушки во время обеда?
  • Почему дедушка разбил чашку?
  • Как бы вы оценили поступок невестки?
  • Что означает слово бранить?
  • Что такое лоханка? (демонстрация предмета)
  • Найдите предложение, в котором говорится о том, как себя вел дедушка?
  • Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким слабым и беспомощным?
  • Чем занимался Миша?
  • Что означает слово “слаживает”? Подберите синоним к этому слову.
  • Что складывал Миша из дощечек?

Чтение по ролям.

  • Найдите в тексте диалог сына и отца.

VI. Анализ текста

  • Как вы думаете, что почувствовали родители, услышав ответ сына?
  • Почему родители заплакали?
  • Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
  • Как вы думаете, счастливо ли дедушки все это время жилось в этой семье? Почему?
  • Давайте составим описание данной семьи. Кто были членами этой семьи?

На доске появляется схема семьи

Какое отношение к себе у вас вызывает дед? Невестка? Сын? Внук?

У вас на партах находится карточка с заданием. Соедините рамку с номером, который соответствует последовательности событий текста. Несколько учеников работают на Macbook, где задание предложено в программе HotPotatoes. Один ученик работает на доске (за разворотом).

  • А что надо сделать, чтобы пожилым людям было хорошо?
  • Вначале урока мы этот рассказ назвали басней. Чем отличается басня от других произведений?
  • Что такое мораль?
  • Какова мораль этой басни?
  • Как вы думаете, почему прошло много лет, а мы – новое поколение, перечитываем этот рассказ снова и снова?
  • Есть ли в вашей семье пожилые люди? Как вы относитесь к ним, с какими чувствами?

VII. Итог урока.

Вот мы закончили знакомство с рассказом-басней “Старый дед и внучек”.

Выберите предложение и продолжите его (на доске):

Я узнал, что...

На уроке мне понравилось...

Я хочу, чтобы...

После урока мне захотелось...

Оценивание работы учащихся на уроке: способ чтения и умение приводить доказательства.

VIII. Домашнее задание.

Спасибо за работу на уроке!

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мораль басни "Старый дед и внучек"

Невероятно поучительной и грустной получилась история о пожилом человеке, живущем в большой семье.

Немало мудрости несет собой мораль басни Старый дед и внучек, множество уроков можно получить, прочитав эти несколько строк.

Во-первых, то, что время бежит одинаково для всех, и все мы однажды будем стариками, немощными и нуждающимися в чужой заботе. Во-вторых, каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Какие бы потом примеры или уроки не давала жизнь – самое важное, фундамент ценностей закладывается в семье. Третий вывод – это то, насколько важно родителям не забывать, какой пример они подают своим детям. От того, что они вложат в ум ребенка, зависит то, каким человеком он станет и как будет относится к ним самим.

И, последнее, не стоит стесняться старости или немощности – это может произойти с каждым. Чтобы преодолеть эти чувства надо вспоминать сколько бабушка или дедушка сделали для нас, когда были моложе. Они и кормили, и купали, и одевали нас, а теперь настал наш черед их благодарить.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png