Пусть он будет занят!

Почему нам так хочется, чтобы ребенок почаще был занят — уроки, кружки и секции, «полезные» книги? Родители испытывают понятную родительскую тревогу-желание: дать детям все. Но взрослые часто ставят невыполнимую задачу: их дети должны получить от жизни максимум возможного, и образование — так им кажется — этому будет очень способствовать. Часто родители включены во что-то вроде соревнования: кто-то из детей их знакомых уже освоил иностранный язык или выигрывает олимпиады, и это сподвигает ждать от собственных детей аналогичных успехов. Часто родители боятся свободного времени ребенка, потому что тот, конечно же, «займется не тем», то есть будет поддаваться разрушительным искушениям просто терять время.

Почему отказ ребенка соответствовать этим запросам воспринимается как лень? Ленью вообще проще назвать то, что в психологии называется «сопротивлением». В слове «лень» при этом есть явно осуждающий оттенок и есть явный «виновник «- это тот, кто собственно ленится. Таким образом значительно легче перенести ответственность за детское сопротивление на самого ребенка, назвать «ленью», обвинить его и не разбираться, с чем именно связано его пассивное поведение.

Родители и учителя часть своего участия в формировании этого сопротивления вообще не склонны искать. Так удобнее: ленится же в таком случае ребенок.

Причины лени

    У ребенка нет собственного желания в том, что предстоит сделать . На самом деле есть совсем немного детей, у которых сформирована учебная мотивация, например, потому что есть не так много школ, которые заняты формированием этой мотивации. Когда взрослые создали развивающую и соответствующую среду (в идеале) для каждого ребенка, то желание учиться позволяет ребенку с интересом вовлекаться в задания, и он не выглядит ленивым. Если обучающий процесс построен скучно, неинтересно, унифицированно, в соответствии с чьими-то амбициями или концепциями, а не в соответствии с возрастом и интересами конкретных детей, то дети «ленятся».

    Ребенок в стрессе . Потребность учиться, как и потребность в развитии, может возникать только тогда, когда потребность в безопасности удовлетворена. Но наши дети в школе часто испытывают самый настоящий стресс. Сильные переживания (страх, стыд, напряжение) отнимают и силы, и возможности думать, отвечать, делать что- то в нужном темпе. У ребенка уходит много сил на переработку этих чувств. Поэтому он может выглядеть уставшим, «тормозящим», астеничным, апатичным. Вам может казаться, что за 4−5 уроков невозможно так устать, и вы начнете подозревать его в лени. Хотя в этом случае стоит поговорить с ним о его переживаниях: страхах, тревогах, напряжениях, связанных со школой. Спросить, например: «Тебе что-то там было трудно? Это связано с учителем, предметом, другими детьми?» А дальше уже разбираться с тем, что он ответит.

    Сопротивление давлению . Ваш напор и желание сделать из ребенка кого-то умного и способного вызывает много сопротивления, потому что психика устроена так, что больше всего охраняется идентичность, то есть собственное «я». Поэтому если ваш ребенок все-таки сопротивляется тому, чтобы вы из его «я» сделали что-то иное, то он пока еще здоров, а вот когда его сопротивление ослабнет или вы его сломите, то может произойти что-то более серьезное и печальное, нежели просто «ленящийся» ребенок.

    Заниженная самооценка, перфекционизм, неверие в себя тоже могут приводить к отказу от деятельности, который легко принять за «лень». На самом деле, если родители очень критично относятся к ребенку, «отражают» его в основном с точки зрения недостатков и сложностей характера, то все, что знает о себе ребенок, — это то, что он какой-то «не такой». А это означает, что и делать он все будет скорее всего как-то «не так». И тогда зачем ему делать это, если от родителей и учителей он будет слышать только недовольство и критику? Отстающие дети часто окончательно теряют мотивацию, так же как и дети родителей-перфекционистов, потому что становится невозможно угодить этим взрослым и получить позитивную обратную связь, добрые слова и положительные оценки.

Давление и сопротивление

Детям нужны правила и границы. Граница — это «ты пойдешь в школу, потому что у нас по закону всеобщее среднее образование. Ты не можешь туда не пойти (кроме особых случаев)». Давление — это когда вы вынуждаете его захотеть, когда он не хочет, измениться, когда он не может, то есть когда вы не требуете каких-то важных действий, а хотите, чтобы он, ребенок, был другим: чувствовал то, что вам надо, реагировал так, как вам надо. Самое «страшное», что может сделать родитель, чтобы убить детскую мотивацию — это начать считать его школу своим делом. Очень важно, чтобы ребенок учился сам, сам освоил школьные требования и мог просить родителей о помощи. А не родитель контролировал, проверял и по сути проходил школьную программу вместе, а то и вместо ребенка. Если ребенок сам отвечает за свое обучение, то он отвечает и за результаты этого обучения. Оценки тогда его, победы его и ошибки его. Но если мама собирает портфель, проверяет задания, делает проекты, ребенок будет волей-неволей уходить в пассивную позицию, ждать маминых контролирующих или управляющих указаний. Наша задача — это всего лишь помочь ребенку научиться учиться в первом классе, и далеко не всем детям нужна такого рода помощь.

«Обленился совсем!»

Хорошо бы, прежде чем обвинять ребенка в лени и «ничегонеделании», поинтересоваться, а что именно он делает сейчас — даже если вы его застали лежащим на диване и слушающим музыку. Беспокоитесь? Можно напомнить ему о предстоящих задачах и поинтересоваться, когда у него в планах их выполнение. Можно расстроиться из-за плохих оценок, тем более если вы понимаете, что ребенок мало вложился в результат, например, сказать: «Я очень расстроена, что ты не подготовился так, как было нужно, и получил двойку». Можно спрашивать «Тебе нужна помощь?», потому что лень, как мы уже описали, может быть симптомом какого-то переживания или возникшей сложности. Или вы можете сказать: «Я считаю очень важным тебе отложить сейчас все и заняться подготовкой к тесту».

Главное, помните: «ничегонеделание» — это способ ребенка отдохнуть, побыть с собой, переварить произошедшее, ассимилировать, присвоить то, что произошло. Это возможность снять с себя ответственность, потому что от нее устаешь. Возможность погрузиться в себя, соприкоснуться с каким-то творческими идеями. Это совершенно необходимый навык — прислушиваться к себе, потому что в гонке и череде событий и задач невозможно ощутить иногда даже самые тривиальные потребности и чувства. Способный прислушиваться и слышать себя ребенок будет значительно успешнее выстраивать свою жизнь. Ему не нужно будет себя ломать и предавать — значит, вся его энергия будет уходить на созидание, а не на сопротивление.

Что делать?

    Создать развивающую среду. Например, отдайте в школу, в которой понимают: учат не предметам, а учат детей. Не заставляйте ребенка читать, пока вы смотрите телевизор, а читайте сами — много и вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Если родители увлечены своим делом, это и заразительно, и воспринимается как норма. Увлеките игрой, поддержите в необходимости проявить усердие, радуйтесь, когда ребенку поддалось что-то трудное.

    Дать время. Иногда желание ребенка что-то сделать должно вызреть, стать явным. Но мы часто не даем детям времени для этого. Размышляющий и «слоняющийся» по дому ребенок у многих родителей вызывает раздражение и тревогу: так и хочется быстро нагрузить его чем-то полезным. Чего же хочет он сам, может так и остаться невыясненным, если торопить или предлагать свое.

    Отражайте. Любой ребенок что-то делает хорошо, и это далеко не всегда связано с учебой. «Объемное восприятие» собственной личности позволяет ребенку, а потом и взрослому находить опору внутри себя. Даже такие далекие от учебы навыки и качества, как «ты обаятельный», «ты способен помочь», «ты умеешь договариваться», «ты упорный», помогают потом опираться на себя и ощущать себя успешным.

    Помогите видеть прогресс и радоваться ему. Идея «С каждым разом у тебя получается все лучше и лучше» укрепляет самооценку и мотивацию, в отличие от любимых многими родителями слов «хорошо бы еще постараться». Эта фраза как будто отменяет маленькую, но важную победу ребенка над самим собой, запрещает ему «почивать на лаврах». Ребенок, привыкший побеждать, будет с удовольствием искать новых побед, а те, у кого ощущение победы все время отнимается, будут чаще «опускать руки».

Чаще всего под ленью ребенка мы понимаем нежелание совершать волевые усилия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Со взрослым человеком все вроде бы понятно. Но что такое лень у ребенка? Почему ребенок ленится? Как можно говорить о волевых усилиях у малыша, когда сама воля у него только-только начинает формироваться? Попробуем разобраться.

Причины детской лени

Малыши от природы не бывают ленивыми. Каждый здоровый ребенок раннего или дошкольного возраста очень даже деятелен. Стремление все испытать, попробовать, любознательность и заинтересованность во всем, что его окружает, являются признаками нормального физического и психического развития малыша. От трехлетки постоянно слышно: «Я сам!», и эта фраза определяет готовность ребенка совершать собственные открытия и делать свои ошибки. Если же ребенок пассивен, не хочет ничего делать и при этом здоров, родители считают, что он просто ленится, хотя обычно за таким поведением кроются другие причины.

  • Гиперопека . Родители так часто куда-то спешат и так многого вокруг боятся, что им намного проще как можно дольше ограждать малыша от проявлений самостоятельности. Ведь если ребенок сам будет одеваться, можно опоздать, а если дать ему ложку во время еды – придется убирать всю кухню и стирать одежду. Взрослые нередко отмахиваются от его попыток помочь: «Не трогай пылесос – ушибешься!», «Ой, не надо лезть в муку, сейчас все рассыплешь». А потом оказывается, что малыш не складывает свои вещи, не хочет убирать за собой игрушки да и вообще предпочитает лежать и смотреть мультики.
  • Переутомление . Взрослые часто называют ленью обыкновенную усталость ребенка и его желание отдохнуть. Пытаясь разнообразить детство малыша, мы часто не замечаем, что он перегружен всяческими занятиями. Бассейн, школа раннего развития, рисование, английский… Все это нередко вызывает у крохи переутомление и потребность «выключиться» и ничего не делать.
  • Особенности темперамента . Иногда родители принимают за лень особенности темперамента малыша. Некоторые дети медлительны и будут долго раскачиваться, прежде чем приступить к чему-то. Другие, наоборот, непоседливы, им сложно соблюдать правила. Внутренний склад диктует свои условия, которым и подчиняется ребенок, пока не научится контролировать себя волевыми усилиями.
  • Страх неудачи . Ребенок может лениться в ответ на завышенные ожидания взрослых. Бывает, что он просто не знает, с какой стороны подступиться к трудному примеру, написанному в рабочей тетради для подготовки к школе. Если в этот момент не подключится поддержка родителей, да еще кто-то «заботливо» скажет: «Что ж ты так плохо сделал!», ребенок становится ленивым. А зачем мучиться, если все равно ничего не выйдет?
  • Отсутствие мотивации . Детям до 5 лет тяжело осознать слово «надо». Если он не понимает, зачем нужно выполнять то или иное действие, он будет всячески избегать неприятного занятия. Кстати, вплоть до школы основная деятельность ребенка, необходимая ему для полноценного психического развития, – это игра. Поэтому, играя, малыш не ленится, а, скорее, работает. И чтобы он с таким же рвением занимался, например, прописями и всевозможными полезными «обводилочками», эта деятельность должна представлять для него интерес. Как же тогда справиться с ленью у малыша? На самом деле, это не так сложно, если проявить терпение и фантазию.

Способ №1. Боремся с ленью у ребенка правильным личным примером

Ребенок воспринимает не столько слова, сколько наглядный пример. Поэтому просить малыша сложить свою одежду в комод, лежа на диване с журналом, бессмысленно, особенно если кто-то в семье сам оставляет вещи на стуле. Также бесполезно рассказывать ребенку о пользе выполнения каких-то обязанностей, если он видит, что сами вы относитесь к своим делам с неприязнью. Поэтому вместо слов – дело! Нужно, чтобы малыш стал убирать игрушки? Займитесь этим первыми, да не с упреками, а с улыбкой на лице, и ребенок тут же кинется вам помогать. Небольшой вклад также могут внести правильно подобранные мультики и сказки («Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.), но только при сов­местном просмотре, прослушивании и обсуждении.

Способ №2. Победить лень можно методом проб и ошибок

Дайте возможность ребенку насладиться самостоятельностью тогда, когда он сам к ней стремится. Да, трехлетний малыш все делает кое-как, и за ним приходится исправлять, но как иначе? Только начав что-то делать самостоятельно, можно этому научиться.


Нужно не упустить момент и вовремя предоставить малышу некоторую свободу, которая позволит ему увидеть последствия своих действий (например, он не надел колпачки на фломастеры, и они засохли) и научиться их исправлять (потом, когда мама – не сразу! – купит ему новые фломастеры, он будет относиться к ним бережнее, помня о «трудном периоде творчества», когда в его распоряжении остались только карандаши).

Способ №3. Превратить скучные дела в игру

Если ребенок ленится, значит, ему неинтересно. Поэтому задача взрослых – привнести даже в скучные дела элемент игры. Например, вместо уборки поиграть в продавцов магазина игрушек, расставляющих товар по полкам. А соревнование с мамой или старшим братом «Кто быстрее?» придаст динамичности любому процессу. Создайте для малыша хорошую мотивацию, ведь ребенок должен понимать, зачем ему стоит прикладывать усилия. Возможно, потому, что сам процесс станет интересным, или для того, чтобы у мамы появилось свободное время почитать ему книжку.

Способ №4. Боремся с ленью у ребенка, давая ему посильные обязанности

Лень – не всегда пагубная привычка. Если малыш вдруг начал лениться, в первую очередь разберитесь в ситуации. Возможно, ваши требования являются для него непосильными, не соответствуют его возрасту, а может, ребенок плохо себя чувствует (физически или психологически) и нуждается в помощи. Обратите внимание, хватает ли ему свободного времени для ничегонеделания, ведь для ребенка такие минуты имеют огромное значение: он фантазирует, размышляет, просто отдыхает от секций и кружков. Выделите для малыша какой-то день или условия, когда он мог бы побыть ленивым по праву. Например, ходить в пижаме до обеда в субботу, не раздеваться самостоятельно после затянувшейся вечерней тренировки и т. д. Иногда родителям стоит не проявлять излишнюю принципиальность, а пойти на уступки, найти компромисс.

Способ №5. Лень победят позитивные ожидания

Чтобы малыш не был лентяем, нужно, чтобы ему хотелось трудиться. А в этом самую большую роль играет отношение близких к самой деятельности и результатам его труда. Ребенок должен чувствовать, что его старания замечены и оценены по заслугам. Это не означает, что вы должны расхваливать любое его усилие, но вам стоит отмечать достижения и показывать малышу, что вы верите в еще лучший результат. Не забывайте хвалить и благодарить малыша, подчеркивать его удачи и не акцентировать внимание на промахах. Ведь таким образом вы прививаете ему любовь к труду и мотивацию к достижению успеха. Хорошим стимулом для «ленивого» ребенка может стать ведение календаря или дневника выполненных дел, в котором он вместе с родителями сможет отмечать и отслеживать свои успехи в обучении трудолюбию. Записи в таком дневнике могут стать своеобразным ритуалом.


Дети в младшем возрасте очень восприимчивы, поэтому справиться с детской ленью по силам всем родителям, если они готовы применить творческий подход.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался чем-то полезным (спортом, музыкой), надо заинтересовать его. Малыш должен осознать, что нравится именно ему, а не родителям. Иначе к подростковому возрасту он все равно бросит навязанное дело, рискуя попасть на крючок зависимостей (зависание в соцсетях, алкоголь, плохие компании).

Родителям, требующим от ребенка трудолюбия, следует руководствоваться принципом целесообразности. Надо определить время, в течение которого малыш способен удерживать внимание (обычно это 10–20 минут). И стараться, чтобы задания, которые ему предлагаются, не требовали более длительного хронометража. Не стоит заставлять ребенка обязательно доводить начатое до конца здесь и сейчас.

Настоятельные просьбы ответственно относиться к своим поступкам и упреки в лени, как правило, имеют эффект отскакивающего от стены гороха. Специально для Рамблер/Семьи психолог Мария Баулина составила список правил, которые помогут родителям воспитать трудолюбивого ребенка.

В поисках смысла

На то, чтобы ребенок оторвался от игры и вспомнил о порученном ему деле, должны быть какие-то веские причины. Поэтому от взрослого требуется тщательно продумать мотивировку своих просьб. Утверждение, что ребенок должен делать что-то, потому что ему уже целых 5 лет или потому что вы в его возрасте делали это сами, навевают на него лишь скуку.

Кроме того, многие дети не всегда правильно представляют, как и что именно нужно делать, чтобы родители были довольны, из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. Выходит, куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным.

Ребенок мечтает

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок столкнулся с негативными последствиями своей лени и безответственности. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы обзавестись фломастерами, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новый набор проживет недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжелом периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности, забыв про эстетику и прочие высокие материи. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

Ребенок рисует

3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «Надо убирать за собой!».

4. Расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика, раскрасить шесть рисунков и т. д.

Многие дети в силу возрастных особенностей развития не умеют планировать свою деятельность. Они и рады бы сделать что-нибудь самостоятельно, но не понимают, с чего начать и как реализовать желаемое. Предложение собрать самому рюкзак для похода в бассейн вгоняет ребенка в ступор. Не зная, за что хвататься – то ли за полотенце, то ли за шлепанцы, – он предпочитает свалить вещи в кучку и подождать маму. Такие дети нуждаются не столько в дополнительной мотивации, сколько в пошаговой инструкции к заданию.

3. Не спешите обвинять ребенка в лени, если он проявляет неаккуратность или не доводит дело до конца. Для того чтобы хорошо выполнить задание, нужно иметь в голове представление о результате. Если ребенок думает, что «сложить стопкой» – это значит просто положить одну книжку на другую, то он получает аналог Пизанской башни, в основании которой лежит книжечка про репку, а наверху – энциклопедия. Объясните, как вы определяете, какую книгу положить следующей и когда нужно остановиться, чтобы стопка не рухнула.

Как бороться с ленью у ребенка – это вопрос, который задавал себе хоть раз каждый родитель. Очень часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети ничем не интересуются и ничего не хотят делать. Первым делом нужно выяснить основные причины, почему малыш ленится, а потом уже предпринимать какие-либо меры для того, чтобы это преодолеть.

Основные причины

Психологи не выделяют каких-либо особых причин лени у ребенка. Все дело в самих родителях и их подходе к воспитанию детей. Нельзя заставлять малыша делать что-то «из-под палки». В таком случае он будет еще больше упрямиться и делать все через свое детское «не хочу».

Детям нужно объяснять все, что Вы их просите сделать. Например, «убери игрушки с пола» звучит, как вызов для ребенка ничего не делать. А вот фраза «убери, пожалуйста, все игрушки на свои места, иначе ты сам споткнешься, упадешь и сделаешь себе больно» звучит уже по-другому. Чадо видит причинно-следственную связь и понимает, что если этого не сделать, то будет только хуже.

Важно помнить, что лень – это некая защитная реакция психики человека. Именно поэтому важно не искать истинную причину лени у ребенка, а важно понять свое дите. Родителям важно понимать, что чувствует малыша, что у него на уме. Только в таком случае они будут знать, как бороться с детской ленью, и какие методы будут наиболее эффективны в их случае.

Мотивация – основа борьбы

Побороть лень у ребенка не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Борьба может напоминать войну с ветряными мельницами. Как уже было сказано, для того, чтобы маленький человечек не ленился что-то делать, он должен понимать, для чего это нужно. Это касается, кстати говоря, не только детей, но и многих взрослых.

Мотивация какой-либо деятельности – это очень сложный и можно сказать, вечный вопрос. На этот счет написана не одна научная диссертация, огромное количество научных работ. Каждый родитель должен найти свой подход к своему малышу или подростку.

Некоторые дети готовы горы сворачивать только ради того, чтобы услышать от родителей слова похвалы. Они готовы делать все возможное и невозможное только из-за того, что родители будут ими гордиться. У младших школьников это проявляется чаще всего в учебе. Это можно и использовать в качестве метода, как побороть лень у ребенка.

Но, с другой стороны, одаривать ребенка похвалой, вниманием и заботой только из-за того, что он выполнил просьбу родителя – это тоже неправильно. Дите должно понимать, что его любят не только из-за того, что что-то сделано, а просто за то, что он есть на свете. Не стоит скупится на любовь и заботу и в другие моменты жизни. Однако, когда дитя выполнило вашу просьбу, его можно похвалить с особым азартом и блеском в глазах.

Еще сложнее вопрос, как бороться с ленью у подростка. В этом возрасте дети очень уязвимы и практически не прислушиваются к мнению родителей. Это сложный возраст, который проживает каждый человек в своей жизни. Подростки чаще всего организовывают свои группы и компании со своими требованиями и правилами. Каждый член группы старается следовать им и скрывает, если что-то делает не по правилам. Родители в таком случае отходят на второй план и перестают быть авторитетами.

Тогда ребенок может наотрез отказаться выполнять просьбы родителей просто потому, что в его компании это будет считаться «не модно». В таком случае родители должны вступить в роль воспитателей и постараться найти подход к своему чаду. В первую очередь нужно научить его тому, что мнение – это самое важное, что может быть.

Каждый человек должен научиться отстаивать свое мнение, в какой бы ситуации он не был. Нужно дать понять ребенку, что если кто-то считает какое-либо действие неправильным, то это не означает, что его мнение является верным. Тем более, если у человека есть свое мнение на этот счет. Нужно смотивировать подростка покинуть эту группу. Но, сделать это нужно так, как будто человек самостоятельно пришел к такому выводу.

Любимое дело

Еще один эффективный способ, как отучить ребенка от лени – найти ему занятие по душе. Самое главное, что могут сделать родители – помочь своему чаду обрести и найти себя. Они должны помочь понять ему, что действительно он хочет делать в жизни, и чем хотел бы заниматься. Только тогда, когда человек будет находиться в полной гармонии с самим собой, он не будет лишний раз лениться и воспринимать все просьбы о помощи «в штыки». Тогда и никакие способы борьбы не нужны будут.

Для того, чтобы этого достигнуть, родители, в первую очередь, должны внимательно следить за всеми интересами своего ребенка. Совершенно неважно, если в Вашей семье каждое поколение – это прирожденные художники. Вполне возможно, что малыш увлечется больше наукой или музыкой. Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой. Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет.

На первых порах не ленитесь, и поддерживайте ребенка во всех его начинаниях. Каждый родитель должен проявлять интерес к тому, что нравится его дитю. Тогда человек будет видеть поддержку и опору со стороны самых близких людей, и в других ситуациях, когда Вам нужна будет помощь, он не откажет.

Нельзя полностью погружать ребенка в его хобби. Дело должно приносить удовольствие, а не усталость. Поэтому, у каждого чада должно быть свое свободное время. Он должен, как и все дети играть, дурачиться и заниматься тем, чем хочет.

Несколько хитростей

В воспитании детей не обходится без огромного количества хитростей со стороны родителей. Именно они расскажут, как избавить ребенка от лени быстро, а главное – на долгие годы.

  • Первая хитрость заключается в музыке. Для многих людей, не только детей, музыка является настоящим спасением. Именно под любимую песню они могут выполнить даже самое нежеланное дело с легкостью. Поэтому, если Вы попросили о чем-то своего малыша, не запрещайте включать его любимую музыку, даже, если она вам не по душе.
  • В любое дело, даже самое важное, можно добавить обыкновенные элементы простой игры. Эта хитрость поможет избавить маленького человечка от лени. Любое скучное дело можно обыграть таким образом, что у ребенка у самого появится желание его выполнить. В этом случае все зависит от фантазии родителей и от того, смогут ли они найти подход к своему чаду.
  • Соперничество – это еще одна хитрость, которая поможет привлечь ребенка к делу. Дух соперничества есть практически в каждом человеке. Поэтому, если вы с ребенком будете друг с другом соревноваться, то это только подогреет его интерес к делу. Он забудет о том, что не хотел делать, а будет стремиться к тому, чтобы сделать все идеально и одержать победу. Конечно же, Вам в этом нужно будет немного помочь – поддаться. Тогда у дитя возникнет полный восторг от проделанной работы, и в следующий раз он точно не откажется.
  • Можно также научить ребенка вести, так называемый «Дневник полезных дел». Назвать его Вы можете так, как считаете нужным. Туда дите будет записывать все свои важные и полезные дела. А Вы ему за это будете выставлять баллы. При достижении определенной отметки можно побаловать ребенка любимой конфетой или походом в зоопарк. Тогда у чада появится стимул что-то делать и помогать родителям, так как он будет знать, что за это он непременно получит награду.

Как видим, бороться с ленью у ребенка хоть и непростое, но интересное занятие. Особенно, если подходить к нему с фантазией. Главное, чтобы вы понимали, что насильно ни один человек ничего не будет делать с удовольствием и качественно. Каждого человека, даже самого маленького, нужно направить в необходимое русло и дать ему хорошую мотивацию. Только в этом случае можно побороть лень и развить у ребенка чувство, что родителям нужно всегда и во всем помогать.

Ребенок ленится

Апрель 26, 2018 - Один комментарий

Где бы ни случалось общаться с родителями, бабушками и дедушками, все чаще можно услышать разговоры и жалобы о том, что ребенок ленится. Никак не заставить заняться чем-то полезным. Ребенок ленится помогать маме по дому, ленится ходить на кружки дополнительного образования, ребенок ленится учиться .

Бабушки разводят руками - где это видано, что ребенок, само воплощение любопытства в своем познании мира, фонтанировавший энергией, вдруг стал беспросветным лентяем? Примеры о трудолюбивых соседских ребятах или одноклассниках не помогают. Никакие уговоры и наказания не действуют. Что делать отчаявшимся родителям, если ребенок ленится?

Природа детской лени

Лень - это естественная составляющая человеческой психики, часть нашей природы, стремление к статичному состоянию. Но ребенок не может быть ленивым, потому что его психика еще формируется и развивается. В нем преобладает влечение к жизни, у него много энергии. Тем не менее, мы видим, что ребенок ленится и ничего не желает делать.

Точнее, это мы, взрослые, воспринимаем его поведение как детскую лень, но, на самом деле, причина кроется совсем в другом.

Когда мы делаем заключение, что ребенок ленится? Когда ребенок отказывается выполнять наши требования: посещать кружок, который нам кажется нужным, немедленно оставлять свои занятия и переключаться на занятие тем, что нам представляется более важным, и так далее. Ребенок протестует, он не согласен и предпочитает ничего не делать.

А мы считаем, что наш ребенок ленится, не разобравшись в причинах.

Разные дети - разные причины лени

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что дети изначально рождаются с разными психологическими свойствами и наборами желаний. Они могут совпадать по свойствам с родителями, а могут иметь полностью противоположные. Мы оцениваем других через восприятие себя, поэтому обладателя свойств, отличных от наших, неосознанно можем воспринимать неправильным, пытаться его переделать и переучить. Разберем на примерах, почему дети ленятся.

Например, ребенок может быть обладателем кожного вектора, свойства которого - скорость, амбициозность, гибкость, экономность, стремление к материальной выгоде. Фактор новизны приносит ему удовольствие, а сидеть на месте и заниматься скрупулезной, кропотливой работой - для него стресс. Поэтому ребенок будет якобы лениться, не желая посещать кружок по рукоделию, ведь это противоречит его природным желаниям.

Кроме того, такой ребенок изначально не нацелен на обучение. Он не сможет часами неподвижно сидеть над учебниками. Если заставлять, начинает лениться учиться. Поддержание порядка и чистоты в комнате не имеет для него особого значения, поэтому убираться он будет всегда поверхностно. А родителям кажется, что он ленится, и они задаются вопросом - что делать, если ребенок ленится?

Если мама такого ребенка обладает анальным вектором, свойства которого нацелены на качество, а ценностью является обучение, она может с особым рвением заставлять его сидеть на месте, долгое время заниматься одним и тем же делом в стремлении к совершенству. Или добиваться от него поддержания идеальной чистоты.

В результате у кожного ребенка формируется устойчивая установка, что прилагать усилия бесполезно, так как никакого удовольствия это не принесет. Ему приходится делать то, что полностью противоположно его свойствам. При этом он ничего за это не получает. Его стремление - быть быстрее, выше, сильнее, а не доводить дело до детального совершенства. Скорость, а не усидчивость. И очень скоро у него пропадает желание делать что-то, не приносящее никакой выгоды. Уже с детства формируется бессознательный навык лениться учиться или помогать маме, без какой-либо способности преодолевать эту лень.

Почему дети ленятся? Потому что любые усилия ощущаются как бесполезные. А если еще мама постоянно твердит, что он безрукий или бестолковый, ни на что не способен, у кожного ребенка формируется неудачный жизненный сценарий.

Разные свойства детей и родителей

Бывает наоборот: мама обладает кожным вектором, а ребенок - анальным. И когда он делает все медленно, тщательно, стремится сделать все максимально качественно и самым наилучшим образом, скупая на проявление любви мама может просто не хвалить его за приложенные усилия. А ведь именно похвала является стимулом к действию в анальном векторе.

Кроме того, кожная мама может такому ребенку не давать закончить дела, подгонять, торопить, требовать быстрой переключаемости, которая есть у нее самой. Мама будет считать, что ее ребенок ленится. В результате у ребенка пропадает всякий стимул к действию, а в душе назревает тяжелая обида на мать. Формируется состояние ступора, вязкости мышления, патологического упрямства.

И тогда такого ребенка уже очень тяжело заставить что-либо делать, а его жизнь превращается в сплошное сопротивление. Мать будет от него требовать выполнения каких-то действий, станет заставлять его делать уроки, а он будет делать все наоборот - лениться учиться и не выполнять требований.

Или из ощущения протеста не будет делать вообще ничего, что может выглядеть как детская лень. Во взрослом возрасте такой человек может стать патологическим спорщиком, упрямцем, не желающим ничего делать и проявляющим протест к любым просьбам.

Лень как проявление инфантильности

Но может быть и так, что лень является проявлением инфантильности. Когда ребенок привык получать все от родителей и не имеет навыка достигать целей посредством своих усилий и труда.

Так происходит, если родители не учат его самостоятельности, если любая инициатива и проявление себя со стороны ребенка не поощряются, а наоборот, подавляются. Вместо того, чтобы позволить ребенку быть самостоятельным, родители продолжают делать все за него, брать на себя ответственность и решение его проблем, которые он должен учиться решать сам. Что остается ребенку? Сначала - лениться учиться. Дальше - больше.

Особенно часто такой сценарий взаимоотношения с детьми проявляется со стороны анально-зрительной мамы в состоянии тревожности. Боясь за ребенка, испытывая постоянную тревогу за него, она проявляет гиперопеку, из-за чего у ребенка не развиваются жизненно необходимые навыки адаптации в обществе. То есть мама невольно подталкивает ребенка быть лентяем. А затем сама же задается вопросом - что делать, если ребенок ленится.

Кожная мама тоже может вести себя подобным образом, но уже из побуждений к контролю и ограничению. Так происходит, если ее свойства не имеют достаточной реализации в обществе. И тогда она начинает контролировать ребенка во всем, все ему запрещает, не позволяет ему ступить и шагу, буквально душа его ограничениями.

Почему дети пассивны и ленятся

Результатом для ребенка в обоих случаях будет неспособность брать на себя ответственность, достигать желаемого. Из-за того, что все делают и решают за него, что самому ничего делать нельзя или ненужно, у ребенка бессознательно формируется привычка получать все напрямую от родителей, а далее и от других людей. Сформированная в детстве лень остается с человеком как способ жизни. Он не знает, как можно жить иначе.

Во взрослом возрасте неосознанно он будет искать тех, кто все сделает за него, будет его опекать. Либо останется жить с родителями, продолжая жить беззаботно и не прилагая никаких усилий, лишь ожидая, что все сделают за него. Причем, даже если он будет понимать, что это нехорошо, все равно не сможет ничего сделать, поскольку сформировавшиеся привычки и сценарии действуют бессознательно.

А со стороны это может выглядеть как детская и подростковая лень и нежелание что-то делать в принципе. На самом деле у ребенка просто нет навыка реализации своих желаний своими силами и умения брать на себя ответственность. Вот почему дети ленятся.

Победить лень возможно

Родители могут решить проблему того, что ребенок ленится. Об этом написано более тысячи позитивных отзывов родителями, которые столкнулись с тем, что ребенок ленился учиться, помогать по дому, заниматься в детских кружках:

«…Сейчас я пишу эти строки, и у меня наворачиваются слезы на глаза. Почему? Потому что безумно жаль, что я не познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана раньше, когда моему сыну было хотя бы лет пять. Тогда бы я знала, что из детей со звуковым вектором не надо делать спортсменов, а лучше отвести в музыкальную школу. Тогда бы я понимала, что анальному малышу противопоказана спешка, его нельзя подгонять и торопить.

Я бы не подтрунивала над его какими-то непонятными орфографическими ошибками, а забеспокоилась бы, так как это один из признаков дислексии, которая бывает у звуковых детей. Более того, невинные, как мне казалось, шутки насчет ошибок, больно ранят его кожный вектор и взращивают в нем чувство неуверенности. Я бы понимала, почему анальный малыш часто обижается и долго помнит все обиды. Я бы не говорила своему зрительному ребенку: «Вытри слезы, будь настоящим мужчиной! Что ты как девчонка расплакался?» И НИКОГДА бы не отпустила его с папой на охоту, где он увидел, как стреляют в живых лисиц. И у моего сына не ухудшилось бы зрение. Горько осознавать все это.

Я очень завидую сегодняшним родителям, которые получат знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и смогут избежать трагических ошибок в воспитании своих детей…»

Если ваш ребенок ленится, и вы до сих пор не знаете, почему дети ленятся; если вы ответственные родители, бабушки, дедушки, которые любят своих детей и внуков; если вы желаете, чтобы ваши дети выросли счастливыми и самодостаточными людьми, вам стоит узнать о том, как нежно и бережно вырастить именно вашего неповторимого малыша. Приходите на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрация по ссылке .

Редактор Янина Буракова

Корректор Мария Климнюк

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png