Все понимают, что в школу наши дети ходят не только учиться. Значительная составляющая школьной жизни — общение с одноклассниками. По каким законам оно строится? Какую роль играет каждый из 30 учеников в классе? Рассказываем, как определить место вашего ребенка в коллективе, и объясняем, почему это важно.

Хоть мы никогда и не видели тех детишек, с которыми учится ваш ребенок, мы можем кое-что рассказать о его классе. Допустим, там 30 человек. Расставим-ка их на воображаемой лестнице — и сразу будет видно, кто есть кто.

Верхняя ступенька — для вожаков. Ребят, которые верховодят, наберется 2-3 человека, ну, не больше 4. Таких в психологии называют «звездами». На II ступеньке человек 10-12 — эти всегда держат сторону вожаков и служат им главной опорой. Эту публику принято именовать «предпочитаемыми». На III тоже 10-12 человек — самых тусклых, несамостоятельных. Это «пренебрегаемые». Иногда их называют болотом, потому что они скучны, как вязкое и бескрайнее болото. Ниже всех, на IV ступеньке , притулились 2-3 человека — «изолированные». Они почти не участвуют в общеклассных делах. Об их интересах одноклассникам мало что известно. Еще 1-2 неизбежно окажутся на V , низшей ступеньке. Это — «отверженные», самые презираемые в классе.

Но вот что удивительно: ребята из параллельного класса распределены по 5 ступенькам примерно так же, как одноклассники вашего чада. Более того. Если папа работает в бригаде из 30 человек, то и его коллеги по труду распределены по тем же 5 ступенькам. У мамы в бухгалтерии точно такое же распределение!

Вот и во взрослой жизни ребенка поджидает тот же набор: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Практически в любой группе из 30 человек на каждой ступеньке стоят столько же взрослых, сколько и ваших одноклассников. Для групп другой численности и распределение по ступенькам другое. Но так или иначе большинство людей занимает промежуточное положение между малочисленными лидерами и малочисленными изгоями.

Проводим исследование

У вас могут возникнуть вопросы: «Кто именно и на какой ступеньке оказался? Как это определить? На какой ступеньке моя дочка или мой сын?».

Ответить на них поможет несложное исследование, которое лучше всего провести, пригласив школьного психолога.

Итак, каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой. Почему именно троих? Ведь за партой можно сидеть только с кем-то одним! Но что, если одноклассника, которого выберет школьник, захочет увидеть в своих соседях кто-то другой? И что, если как раз этого другого — а не вашего ребенка! — выберет тот, кого выбрал ваш ребенок? То же может произойти и со второй фамилией в списке, и с третьей. Ведь с кем-то захотят сидеть многие, а с кем-то вообще никто не захочет.

Так что листочки придется собрать, а фамилии подсчитать: сколько ребят захотели сидеть рядом с Петровой? А сколько выбрали Козлова? Хотя в среднем на каждого одноклассника может пасть три выбора, но это лишь теоретически. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.

Так вот, «звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений. Представляем, как будет рад ваш отпрыск, если с ним рядом захотят сидеть сразу 15 человек — целых полкласса!

Однако спустимся с небес на землю — подальше от «звезд» и поближе к прочим членам коллектива. Кто же такие «предпочитаемые»? Этих ребят в нашем эксперименте выбрали гораздо меньшее число раз, чем любую «звезду», но все же число выборов больше 3, обычно 4 или 5. «Предпочитаемый» пользуется в классе популярностью выше среднего.

Ну а «пренебрегаемые»? На то они и «пренебрегаемые», что сидеть с ними за партой желающих немного. И все-таки они есть — один, два, иногда три, но не больше. В общем, популярность «пренебрегаемых» ниже среднего.

А вот «изолированные» не получили ни одного выбора! Ужасная история: из 29 человек не нашлось никого, кто хотел бы сидеть за одной партой с Сеней Лоськовым. Очень может быть, он чудесный мальчик. И очень может быть, что среди «звезд» оказались отъявленные негодяи. Но суровая правда в том, что среди негодяев попадаются невероятно обаятельные типы — с ними все хотят дружить!

Вот почему, попав в число «изолированных», не спешите с выводами: низкое положение в школе вполне может обернуться завидным статусом в университете.

Кто же такие «отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».

«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.

В каждом классе свои основные увлечения и ценности. Любителя легкой танцевальной музыки будут презирать в том классе, где все слушают хип-хоп. Отсюда — важный вывод. «Отверженный» в одном классе, в другом может оказаться в «пренебрегаемых», «предпочитаемых» и даже в «звездах».

Из изгоев — в звезды

Родители! Если ваш ребенок попал в «изолированные», а тем более в «отверженные», это никуда не годится. Выбираться из «изолированных» нужно обязательно.

Может, чаду и ни к чему становиться «звездой», но постарайтесь перетащить его хотя бы в число «предпочитаемых». Даже если вас устраивает невысокое положение ребенка (во что весьма трудно поверить), он лишается многих полезных вещей. Учиться в классе, где 5-6 ребят с удовольствием займут место за партой рядом с тобой, несравненно приятнее и полезнее, чем в таком, где никто не желает с тобой даже словом перемолвиться.

Вот какая история произошла с одним из авторов этой книжки в 18 лет. В университетскую группу пришел кто-то из начальства и сказал: «Три студента из вашей группы поедут на практику за рубеж. Вы должны выбрать этих троих, да побыстрее. Им же еще и визы предстоит получать! Ну, а остальные поедут на практику в село Коровье Калужской области».

И начальство гордо удалилось. Что тут началось! После шумного-прешумного обсуждения решено было, что каждый студент напишет на листке фамилии троих ребят, которых следует послать за границу.

Все зашевелили мозгами. Первой фамилией почти каждый вывел... разумеется, свою собственную. Второй фамилией обычно была фамилия друга или подруги (но у «изолированного», как вы помните, друга в классе нет). Больше всего каждый думал над третьей фамилией. Тут уж ребята старались учесть, как студент учится и приятный ли это человек: именно последний, третий выбор был наиболее объективным.

Потом листочки опустили в шапку старосты группы, и начались подсчеты. Нужно заметить, что тот из нас, о ком идет речь, вовсе не был «звездой». Находясь среди «предпочитаемых», он учился на «отлично» и не имел в группе врагов. В итоге на 3-м месте в листочках многих однокурсников значилась именно его фамилия. Также много выборов получили еще две девушки-отличницы.

Подобные голосования прошли во всех группах университета. И по три человека от каждой группы поехали за границу! Как вы думаете, имелись ли среди них «изолированные»? Ни одного. Все «изолированные» вместе с «пренебрегаемыми» отправились в Коровье...

Если у вашего ребенка нет друзей, первым делом осмотрите его критически. Почему никто не хочет с ним общаться? Может, кого-то отталкивают обкусанные ногти вашей дочери? Может, она непрерывно спорит и всех подряд поносит почем зря? Хорошая ли она рассказчица? Задумайтесь о «звездах» и «предпочитаемых» в ее классе. Чем они отличаются от вашей девочки? Что их объединяет?

Если разница между нею и теми, кто верховодит, слишком велика, пора задуматься. Не перейти ли в другой класс? А может, вообще поменять школу? Да-да, это болезненно. Новеньких везде встречают настороженно, устраивают им разные неприятные испытания. Но это лучше, чем оставаться в изгоях.

«Лидерство в детском коллективе»
Личности, а не принципы движут эпохой.

Оскар Уайльд


Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. Пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.
Основное содержание

1. Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

2. Игры с участниками МО

Веревочка.

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

А теперь попробуйте построить четырехугольник.
Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 20 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.


  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»
Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

3. Работа в группах.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение.

Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
1 тренинг для всех групп одновременно (+ и – стороны личности, которые влияют на лидерство)

Лидер. Кто он? Какой он?

Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер . Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.


Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:


  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

  • Настойчив, умеет разумно рисковать.

  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.

  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:


  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.

  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.

  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.

  • Нежелание простить и отпустить.

  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.

  • Потребность всегда быть правым.

  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.

  • Неспособность примириться со своими страхами.

  • Отсутствие ясных целей.

  • Недостаток обязательности.

  • Боязнь риска.

  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.

  • Потеря надежды.

  • Недостаток мужества.

  • Неумение фантазировать и мечтать.

  • Отсутствие любви к себе

  • Тщеславие.

2 тренинг для каждой группы свое (Упражнение «Лидер и его команда»).
Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). Лидерство – один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Летающие яйца»: группе выдаются материалы: бумажный конверт, целлофановый пакет, скотч, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно бросить яйцо с высоты третьего этажа, а оно должно остаться целым.

3 группа «Машина»: Вспомогательного материала нет. Машина «строится» из членов группы. Нужно построить любой действующий механизм. Группа представляет, что у них получилось, а потом обсуждает.

4 группа «Мост»: Перед группой стоит стул, на нем необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула.

5 группа «Слово»: Группа выстраивается в одну линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на смекалку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельные решения.

6 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры м фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

В какой последовательности будут выполнены задания, значения не имеет. После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы , чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:


  1. Что произошло в группе в момент работы?

  2. Как себя чувствовал каждый участник?

  3. Какую роль выполнял?

  4. Почему взял на себя данную роль?

  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?

  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?

  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?

  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?
3 тренинг «Дом» (для всех групп одновременно)

Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, - безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.


  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.

  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.

  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.
Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.


Рефлексия

Возьмите каждый по цветочку и напишите на них ваши ощущения от работы в нашем сегодняшнем коллективе. Свои ощущения, пожелания приклейте, пожалуйста, на наш Забор, который условно символизирует препятствия на пути формирования лидерских качеств ребят.
У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Педагогический Государственный Университет

"Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними"

Выполнил:

Муравьева Я.А., II курс,

Проверил: Гончаров М.А.

Москва, 2009 г.

Введение

1. Психология лидерства

2. Выявление лидера в детском коллективе

3. Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива

Заключение

Список литературы

Введение

Мой выбор этой темы обусловлен довольно-таки распространенной проблемой лидерства в наших школах. Именно проблемой, потому что лидерство, как неотъемлемое социальное явление, особенно в подростковом возрасте, может носить и негативные качества, которые влекут за собой очень печальные последствия, как и для самого лидера, так и для всей группы.

На своем опыте я сталкивалась с двумя яркими примерами. Ученица А. была постоянным членом лидерской группы в классе до прихода ученицы Б., которая после периода адаптации в новом коллективе не только вытеснила ученицу А. и заняла ее место, но и, установив свою «диктатуру», подговорила остальных ребят к полному игнорированию своей бывшей соперницы. В классе был объявлен бойкот. Казалось бы, здесь действуют обыкновенные законы общества и природы и не стоит заострять на этом внимания. Однако ситуация неблагоприятная даже для учителей: и классного руководителя, и предметников, - потому что в общем психологическом климате класса устанавливается постоянное напряжение и противостояние, дети в меньшей степени сконцентрированы на учебном процессе, т.к. их мысли занимает, прежде всего, заявленная проблема. Подобная «травля» (а ведь, безусловно, для подростка это будет травлей) может оставить неизгладимый отпечаток на психике ребенка и привести к плачевным результатам (например, развитие аутичности, всевозможных комплексов, поиск альтернативных путей утешения - алкогольные/наркотические вещества и др.).

Другим примером явления «негативного лидерства» выступает проблема пагубного влияния на группу. Неоднократно я была свидетелем, когда в подростковом коллективе именно лидер был зачинщиком асоциального поведения. Будучи организатором досуга своей группы, он предложил попробовать наркотик (алкоголь, вандализм и др.). А ведь в детской группе существует колоссальный кредит доверия по отношению к своему лидеру, поэтому маловероятно, что члены группы будут раздумывать над предложением, ведь их лидер уже все решил.

Такие случаи не единичны. Цель данной работы попытаться обозначить правильную стратегию поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия (а лидеры существуют всегда, когда существует группа), во избежание подобных ситуаций.

1. Психология лидерства

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, - они приобретают доминирующее положение. Большинство людей непостоянно в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением «вождя» (лидера) всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Таким путем происходит разделение участников группе на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили, разработан ряд концепций. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» -- лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто конкретно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Ситуационная теория лидерства (или групподинамический подход) утверждает, что лидерство -- это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер) и что в ситуациях, очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Синтетическая (или комплексная) теория делает акцент на взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Подростковое лидерство является таким же, как и подростковый возраст, - яркое, драматичное, очень противоречивое период. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного, как бойкот, распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем. Неуверенность подростковых лидеров объясняется тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое реноме (репутацию), это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы. Однако самому лидеру его положение кажется крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Им кажется, что если он лидер, так уже справится со всем. Однако «взрослые» поручения могут оказаться критичными для лидера.

Главной характеристикой лидера являются его лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность. Процесс развития лидерских качеств подростков включает в себя и результаты качественного развития, и собственные преобразования личности самими членами группы на основе активной деятельности в детском общественном объединении. Иначе говоря, лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности объединения и лидерского поведения в группе. Согласно Э.Е. Лукьянчикову, основными субъективными условиями развития лидерских качеств являются:

v знания подростка о сущности лидерства;

v внутреннее осознание важности лидерства для себя;

v внутренняя мотивация развития у себя лидерских качеств.

2. Выявление лидера в детском коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе -- одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе -- опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры -- это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе -- закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест -- изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат -- наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), -- ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер -- это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально -- о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер -- мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, -- это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» -- слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, -- противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти-- возможности управлять одними при помощи других.

3. Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива

Эффективность воспитательной работы с подростками-лидерами (и подростками, вообще) зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности. Воспитательная работа педагога должна базироваться на нескольких принципах:

1.Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности (воспитательные воздействия должны быть наделены конкретным содержанием, ориентированным на реальные особенности воспитуемых);

2. Принцип приоритетности устранения не нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих.

3.Принцип деятельностного подхода (воспитание личности обязательно должно соотноситься с деятельностью и возможно только в ней).

4.Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых (учет особенностей ближайшего окружения, сформированность психологических новообразований, типологических, характерологических особенностей и т. д.).

5. Принцип комплексности воспитательных воздействий (воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными при их совместном осуществлении всеми участниками воспитательного процесса).

6. Принцип гуманистического воспитания (позитивное восприятие и уважение личности воспитуемых).

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1. «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несет педагог. Уровень осознания происходящих изменений учащимися достаточно низок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

2. «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно с подростком находит и реализует наиболее эффективный способ достижения воспитательной цели (например, формирования нового полезного (социально одобряемого) качества). Данная стратегия предполагает более высокий уровень осознания деятельности учащимися, педагог в этой ситуации делит ответственность за осуществление изменений с воспитуемым.

3. «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передает ответственность за осуществление найденного способа решения учащемуся. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности учащимися с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений между педагогом и учащимися. Использование стратегии «Делай, как я» возможно лишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использование стратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3). Следует отметить, что наиболее желательным для учащихся является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы к такому взаимодействию. В возрасте 12-15 лет лидеры не захотят по собственной воле устанавливать контакт с педагогом, поэтому прежде чем, перейти к реализации какой-либо стратегии, необходимо создать контакт с неформальным лидером класса. Этому может способствовать:

· использование обращений, позволяющих показать интерес к личности ребенка;

· использование любых спонтанных возможностей, чтобы поговорить с подростками неформально;

· избегание осуждающих, негативно оценивающих лидера в присутствии членов его группы.

Если педагог замечает, что лидер начинает проявлять свою диктатуру и навязывать свое мнение и группе, и учителю, то необходимо помочь ребятам «обезглавить» диктатора. Например, лидер заявляет от имени всей группы: «Мы не хотим на экскурсию, нам всем это неинтересно», - имея в виду, прежде всего, себя. Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое -- противопоставить группе слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Чтобы лидер оказывал только положительное влияние на группу, необходимо привлечь его к разработке различных акций, мероприятий, самодеятельности, творческих заданий, где в большей степени могут проявиться лидерские качества подростка. Тем самым, ученик будет не только под «контролем» преподавателя, но сможет укрепить свое положение вынужденной организаторской деятельностью.

Заключение

Современный подросток - личность противоречивая, борющаяся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование.

Лейтмотивом через всю работу проходит метод сотрудничества, привлечение лидера к общественным работам, создание общего досуга, выработка сознательности своей главенствующей позиции, но не злоупотребление ею. Именно по тому, каким будет лидер, мы сможем судить и обо всём детском коллективе. Отсюда следует, что основную педагогическую работу надо вести с подростками, занимающими «привилегированное» положение среди «своих».

Список литературы

1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2006.

2. Битянова М.Р., Лидерство в подростковом возрасте. - М., 2008.

3. Емельянов Ю.Н., Руководство коллективом как проблема социальной психологии. - М., 1971.

4. Емельянова М.Н., Воспитание ребенка-лидера. - М., 2006.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы. - МГУ, 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема воспитания военнослужащих. Социально-психологические особенности проявления лидерства в воинском коллективе. Процесс сплочения воинского коллектива. Роль неформальных лидеров, работа с ними заместителя командира роты по воспитательной работе.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Определение лидера в маленьком коллективе, уровня эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать у его членов. Методики "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", психологический тест Басса-Дарки на выявление агрессии.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Понятие коллектива. Характеристика коллектива. Компоненты совместимости людей в коллективах и группах. Проблемы социально-психологического климата коллектива. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2007

    Психология учебного коллектива. Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе. Применение личностного опросника Т. Лири. Разработка тренинга для сплочения коллектива, методические рекомендации по проведению занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2015

    Конфликт и его влияние на социально–психологический климат в коллективе. Роль руководителя в становлении коллектива. Профилактика конфликтных ситуаций в профессионально-зрелых коллективах. Предупреждение конфликтов как тактика современного менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Исследование психологии, социально-психологических состояний коллектива как малой группы. Связь между сплоченностью и социально-психологическим климатом в коллективе. Особенности взаимоотношений в коллективе. Классификация и структура коллективов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Характеристика отклоняющегося поведения подростков, причины возникновения. Факторы зависимости успешности работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков от определенных педагогических условий, программа воспитательной работы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Основы работы социального педагога для решения проблемы "трудных" детей. Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми. Технология работы социального педагога. Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2007

    Значение детского самоуправления как элемента подготовки школьников к будущей жизнедеятельности в обществе. Особенности межличностных взаимоотношений в детском коллективе, гендерные различия в процессе формирования лидерских качеств у подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2015

    Профилактика девиантного поведения подростков как направление работы социального педагога. Профилактика девиантного поведения подростков, основанная на взаимодействии социального педагога с подростками и их родителями. Средства игровой терапии в работе.

О лидерстве в детском коллективе

Лидерство - отношения доминирования

и подчинения в системе межличностных

отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?

Лидер - это врожденная способность . Но выучить лидера, невозможно даже в самой элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная потребность.

В ансамбле «Визави» нет проблемы лидерства в смысле лидер – дезорганизатор. Проблема лидерства была решена путем обучения каждого кружковца на уровне его возможностей и способностей, внутригруппового разделения учащихся по уровням творческого интереса, формированием социально-личностной компетенции. Лидерство в нашем коллективе, подразумевает большую отдачу на репетициях, повышенную требовательность к себе и окружающим, повышение ответственности перед педагогом и другими участниками коллектива, дисциплину и организованность.

Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и руководителю творческим коллективом, очень полезно знать неформального лидера в классе, в коллективе, уметь определять их по различным признакам. Педагог, будь он руководителем кружка или учителем, классным ру­ководителем или директором школы, - это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или почти всё.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за собой ребят.

Главная черта лидера - справед­ливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Итак, нужен лидер - такой, который противостоял бы влиянию сомнительных уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все аспекты личности коммуникативного лидера - и подростка, и взрослого. Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе рас­слабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот дейст­вует свободно: «Это надо именно мне».

Учитель, воспитатель, руководитель кружка - постоянный руководитель общения, коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе взаимодействия, психологическая роль в груп­пе определяется именно умением общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и немногословность, а если обнаружишь сомнение - ничего не добьёшься. Рече­вая манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и неторопливая значи­тельность речи, исключающая суетливость и непоследовательность, - всё это черты подлинно­го лидера, совершенно необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить, проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма подавляет, отчуждает, ак­центированная демократичность может вызвать панибратство

Лидер - это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уве­рен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить - это способ­ность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые ре­шения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим це­лям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в ту­пик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не исполь­зует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, ко­торый принят группой. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним чле­ном своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружаю­щим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся си­туацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен - соглашается, ес­ли нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то за­щите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, по­скольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет - он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер де­лает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах ко­го-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера . Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, на­против: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный харак­тер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмысле­нию . Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»...

Инстинктивная императивная формулировка есте­ственно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет ка­кой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложив­шимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти - возможности управлять одними при помо­щи других.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным - качество, опреде­ляющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, - вести никого не может.

Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый человек - личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог, и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить себя к этой непростой функции. Из мно­жества информации им предстоит выбрать ту, что поможет быть рядом со школьниками и - немного впереди.

Педагог, внутренним ориентиром для каждого воспитанника, порождает в подростковой среде своего рода «боссов».

    Выявить микрогруппы,

С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей … подростки в этом возрасте очень активны , энергичны, живы… Авторитет родителей падает почти до нуля … И авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым В этом возрасте дети с удовольствием формируются в множественные группы Девочки, которые с первого класса активно доминировали в классе, в этом возрасте становятся суперактивными . Мальчики, которые ранее проявляли уравновешенность в иерархическом подразделении, теперь начинают проявлять внимание к этой иерархии, они хотят какие – то посты занимать, они хотят кем – то в классе состояться. Если в классе не получается - они неизбежно идут во двор… в семьях, где происходило утверждение одного родителя перед другим, дети активно самоутверждаются , потому, что именно это запечатлено ими, и должно быть ими проиграно… Социологический анализ, проведенный среди девятиклассников, обнаружил, что всего лишь 17% детей проявляют заботу друг о друге. Для остальных детей характерна реакция самоутверждения».

« Есть ли шанс все же перевоспитать подростка сегодня? Необходимо удовлетворить глубинную потребность подростка в общении … Это организация групповых ценностей, выход на доверие с группой и работа с группой, постепенное выведение ее через групповые ценности, на все более глубинные ценности, т.е. на душевные свойства …Всякий педагог, который работает с группой эффективно, работает именно таким образом».

Каждый лидер может иметь не более 16 взаимных дружеских связей внутри своей контактной группы. Замкнув максимально возможное число «психологических валентных» связей внутри детского коллектива , педагог может ограничить неблагоприятные контакты социальной среды . Если все возможные связи задействованы внутри коллектива, то внешние связи ребенка ослабевают и рвутся.

Сплоченность коллектива определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности. Сплоченность уменьшает число неврозов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления.

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, м еняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

    Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

    На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

    В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

    С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

    Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

    Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

    После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

    Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

    Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

    Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Итак, лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом. Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Решение данных проблем позволит добиваться высоких результаᴛᴏʙ, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности и личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются ᴨᴏᴛенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет. С позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона, также появление лидера может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер. Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и ᴨᴏᴛенциальных лидеров, что часто приводит к еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Работая с коллективом «Визави», я на личном примере убедилась, что среди участников ансамбля большим авторитетом пользуются ребята, которые:

    посещают кружок много лет,

    часто проявляют инициативу,

    обладают организаторскими способностями,

    всегда дисциплинированы,

    общительные и отзывчивые.

С
ама специфика работы группы, требует от лидеров собранности, умения повлиять на мнения в коллективе. Хотелось бы особенно отметить, что не все так называемые «лидеры» обладают высокими творческими способностями или выдающимися данными, но, как ни странно это звучит, в коллективе отходят на второй план именно эти критерии, а за основу в отношениях берется доверие, уважение к мнению лидера, взаимовыручка и самое главное отношение лидера к руководителю.

Многие считают, что руководитель и никто иной должен быть единственным авторитетом у ребят и в этом самая главная ошибка. Педагог - лидер и ориентир для воспитанника, но для того, чтобы избегать проблем (педагог – лидер - коллектив), педагог должен быть в тесном взаимодействии с теми ребятами которых любит и уважает группа. Я могу с уверенностью сказать, такое взаимодействие (педагог-лидер) очень помогает в работе с коллективом, сами собой устраняются проблемы организационного и даже творческого процесса. Лидеры, реагирующие положительно на те или иные предложения руководителя, касающиеся творческого процесса, моментально находят поддержку и одобрение всего коллектива – это и поездки на конкурсы, участие в мероприятиях решение внутренних проблем ансамбля и самое важное постановочная работа, процесс реализации постановки, пошив костюмов и т.д.

Взаимодействие педагог - лидер.

1.Обсуждение возникших проблем с целью их бесконфликтного решения внутри коллектива.

2.Разъяснение основных целей и задач в творческом процессе, для поддержки и понимания поставленных задач внутри группы.

3.Обсуждение организационных моментов.

Я твердо убеждена, что полагаясь в своей работе на ребят с багажом многолетнего опыта общения, мне удастся сохранять дружный, сплоченный коллектив с неувядающим творческим потенциалом.

1. Особенности лидерства в детском коллективе

2. Этапы личностного продвижения в позицию лидера

3. Педагогическое стимулирование лидерства

4. Педагогические условия формирования лидерства

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

Своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);

4. заданностью отношений с педагогами.

Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

Личностное определение (позиционное и деятельностное);

Проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

Построение программы личностного продвижения;

Овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин). Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.

4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):

1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.

3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.

4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.

6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он открыто выражает в группе свои чувства.

9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png