Опыт работы воспитателя ДОУ. ИКТ в детском саду

Статья немного рассказывает о возможностях ИКТ в экологическом воспитаннии дошкольников.
Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.
Л.Н. Толстой.

Система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной жизни, и образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в моей практической деятельности, и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Применение ИКТ возможно в различных организованных образовательных областях не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой.
Из обилия программ, теорий, технологий я отобрала те, которые смогли бы мне помочь.
Например, мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайд фильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения). С мультимедийной поддержкой я могу показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Так же мультимедийное оборудование помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры.
Презентации - являются одним из часто используемых технологий сохранения и стимулирования здоровья, технологии музыкального воздействия это:
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия.
Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы, по требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют мне возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения.
Таким образом, я сделала вывод, что применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
В заключение хочется отметить, совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Ирина Калинина
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео

Калинина Ирина Геннадьевна

Презентация «».

Тема моего выступления «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников ». Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».

Цель : развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании .

Задачи :

1. Формирование целостной системы знаний о природе;

2. Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы;

3. Формирование положительного опыта общения детей с природой .

Слайд 5 : Актуальность :

Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы , необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества , как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю у детей экологическому воспитанию .

Уверена, что если ребенку дошкольного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого, то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким.

Поэтому мы решили разнообразить формы подачи материала, используя ИКТ .

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы : практические (игры, ребусы, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д., словесные (художественное чтение, беседы) . Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.

Слайд 6 : Преимущества ИКТ

Представление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно- образное мышление детей; происходит активизация непроизвольного внимания, возможность индивидуализации обучения; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни; повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе. Так же надо помнить, что ИКТ- это новое мощное средство развития детей, но оно требует тщательной организации, как самих знаний, так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина.

Слайд 7 : ИКТ-это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Средствами ИКТ в детском саду, являются : мультимедийный проектор, видеомагнитофон , телевизор, магнитофон, видеокамера , фотоаппарат, компьютер.

Слайд 8 : В нашей группе созданы следующие условия, имеется в наличие телевизор, музыкальный центр, ноутбук.

Слайд 9 : В своей работе по экологическому воспитанию детей , я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях :

Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей» ; CD-дисках- «У реки» -музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу» , «12 месяцев» , «Динозавры и другие»

Слайд 10 : Использую экранные материалы –это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки. Слайды -«Домашние животные» , «Дикие животные» , «Птицы России» ; «Времена года» , «Живая и неживая природа» , «Наша планета Земля» и т. д.

Слайд 11 : Мультимедийные презентации-это обучающие заставки с красивыми картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации

Слайд 12 : В группе проводится работа по экологическому воспитанию средствами ИКТ по следующим направлениям- это работа с детьми, с родителями и социумом.

ИКТ используется при написании рабочих программ, обмене опытом и наработками с другими воспитателями , в индивидуальной работе с детьми, организации двигательной активности, на занятиях и в свободной деятельности.

Слайд 12 : Медиазанятия в группе провожу используя ноутбук или в музыкальном зале, оборудованном проектором и экраном. Занятия по ознакомлению с окружающим миром, природой, живой и не живой природой.

Слайд 13 : Использую мультимедийные игры-включаю как в содержание занятия, так и в свободную деятельность. Игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, пальчиковые игры. В рамках экологического воспитания использую интерактивные игры- «Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных» , «Зимующие птицы» , «Эко Ералаш» , «Весна пришла» , «Амурский аквариум» , «Угадай птицу» и т. д.

Слайд 14 : Организация двигательной активности средствами ИКТ-проводятся подвижные игры под музыку, имитация движений, пальчиковые игры и т. д.

Слайд 15 : Применяя ИКТ на занятиях (причем во всех областях образовательной деятельности) открывают новые возможности для воспитателя , позволяя привлечь больше иллюстративного материала, использовать импровизации и видеозаписи , делают занятия более эмоциональными, яркими и интересными, что значительно повышает познавательную активность детей.

В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании . Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, позволяют получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например «Экскурсия по заповедным местам родного края» , «Экскурсия в Краеведческий музей» .

Слайд 18,19 : Работу с родителями по экологическому воспитанию проводим по следующим направлениям. Общение с родителями через Интернет ресурсы-сайт детского сада, социальные сети, для передачи и обмена информацией.

С помощью известных компьютерных программ оформляются стенды «В мире экологии » , где отражаются различные проблемы экологического воспитания , интересные факты из жизни растений, животных, «Уроки для родителей» , «Это надо знать» и т. д. Листовки, папки –передвижки, ширмы разрабатываем при помощи компьютерных программ. Красочные буклеты помогают привлечь внимание родителей к информации. Проводим тематические родительские собрания с использованием ИКТ «Экология и ребенок » и др.

В совместных мероприятиях использую презентации , демонстрация слайд-щоу для родителей о проводимых мероприятиях в группе и о жизни группы и детского сада. Презентация проекта «Помоги зимующим птицам» , «Осень золотая» и др.

Слайд 20 : Результативность. Ежегодно в конце года мы проводим мониторинг, который показал, что уровень сформированности экологических знаний и интереса к природе значительно повысился, познавательная активность детей увеличилась. На занятиях по экологии дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных, растениях, экологических проблемах на Земле , задают много интересующих их вопросов, расширились представления детей об окружающем мире, сформировалась целостная система знаний о природе, освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы значительно повысился; наблюдается значительная динамика по формированию положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого) .

Слайд 21 : ВЫВОД : Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким. Проводя работу в этом направлении в своей группе мы добились ожидаемых результатов и будем продолжать работать над повышением экологической культуры дошкольников по всем направлениям и дальше.

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников

Карпова Татьяна Александровна, воспитатель, МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка», Кемеровская область, г. Мариинск, 652190

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Здесь дети проявляют свой интерес к знаниям. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками.

Викторина позволяет ребенку разобраться в своих знаниях, развивает память.

Вне занятий мультмедийные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. В свободное время организуем игры с медиотехнологиями:

    Загадывание загадок.

    Пальчиковые игры.

Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений.

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Чеботарева Н.М.

МБОУ СОШ № 11 г.Тамбов

В настоящее время, в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей запросам современного общества, начальной школе уделяется особое внимание. Именно здесь закладываются основы мировоззренческого и духовного роста школьника, формируется его жизненная парадигма. Ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в числе обязательных предметных областей выделяет «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Среди основных задач реализации содержания данной предметной области определено и формирование уважительного отношения к природе нашей страны, ее современной жизни; осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Неотъемлемой частью комплексного решения данной задачи является экологическое образование и воспитание младших школьников, т.к. основы экологической культуры, по нашему мнению, закладываются именно в начальной школе. Это объясняется, во-первых, необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения; во-вторых, актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. В ходе экологического воспитания младших школьников учащимся преподаются элементарные понятия об окружающей среде на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа) и решаются задачи всестороннего развития личности. Ученик должен овладеть и знаниями о природе, и способами их получения. Успеху в этом способствует применение инновационных технологий. Практика показывает, что сегодня реализация экологического воспитания младших школьников невозможна без использования информационно-коммуникационные технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Очевидно, что развитию информационно-коммуникативных умений служит, прежде всего, организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. При этом учитель становится координатором информационного потока.

Экологическое воспитание младших школьников, в том числе и учебный предмет «Окружающий мир» - те школьные области, где информационно-коммуникационные технологии могут существенно активизировать все виды учебной и воспитательной, урочной и внеурочной деятельности.

Формы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников многообразны. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, эффективные.

При изучении нового материала целесообразно осуществление демонстраций на мониторах компьютеров или на специальном экране высококачественных иллюстраций. Большое значение имеют имитации, реконструкции, моделирование изучаемых природных процессов. При проведении проверочных и контрольных работ незаменимы электронные, в том числе и игровые, системы контроля знаний. Сегодня имеется обширный спектр различных программных продуктов экологической направленности, носящих обучающий и развивающий характер, которые можно применять в начальной школе. При проведении практических занятий на природе возможно использование учащимися фото и видеосъемки для фиксирования каких-либо природных явлений, животных, растений и т.д. Воспитание экологической культуры реализуется посредством разработки проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты. Подведение итогов работы над такими проектами успешно проходит в виде научных мини-конференций. Работа над учебно-исследовательскими проектами позволяет активно вовлечь младших школьников в процесс экологического обучения и воспитания. При подготовке к урокам нельзя переоценить значение сети Интернет для поиска и анализа информации по экологическим проблемам. По нашему мнению, одной из наиболее удачных и распространенных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация. Презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использовать презентации можно на всех этапах работы по экологическому воспитанию. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает реальную поддержку процесса экологического воспитания, позволяет с учетом условий обучения реализовывать поставленные цели, наполнять содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону воспитательного и образовательного процесса по экологии. В качестве примера таких ЭОР приведем электронную энциклопедию «Кругосвет», электронное учебное пособие «Природа.Человек.Общество».

Использование ИКТ позволяет сделать урочные и внеурочные формы работы по экологическому воспитанию более продуманными, мобильными, что особенно актуально для младших школьников, имеющих наглядно-образное мышление.

В экологическом воспитании младших школьников чаще всего используются следующие средства ИКТ:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие компьютерные игры);

    средства практической подготовки (электронные практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);

    вспомогательные средства (электронные библиотеки, энциклопедии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия, поисковые системы, электронные коллекции, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии; схемы, диаграммы, записи звуков музыкальных произведений, живой и неживой природы и др.);

    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией экологической направленности; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Помогает в этом и ресурсное обеспечение класса: компьютер, подключенный к сети Интернет; медиатека, интерактивная доска, медиапроектор и т.д.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в экологическом воспитании младших школьников, в целом, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы, так как использование наглядных графических образов, аудио и видео иллюстраций, «сказочных» обучающих программ повышает мотивацию к учению; совершенствованию психических познавательных процессов, интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения; формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как инструмент, который помогает учиться, осознавать окружающий мир.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png