О причинах задержки развития речи у малышей рассказывают логопеды.

Когда моему сыну исполнилось 11 месяцев, я начала ждать от него первых слов. Разумеется, сверяясь с таблицами норм развития, где было сказано, что к году малыш уже будет лепетать «мама» и «папа», просить «дай би-би» и прочие младенческие сладости.

В год сын не заговорил. В полтора тоже. Впрочем, молчал он и в два. Ну как сказать, молчал. Закрыть ему рот было абсолютно невозможно. Но и вычленить из потока звуков хотя бы одно внятное слово тоже не представлялось возможным.

Бабушки в один голос читали мантру «ну он же мальчик, они поздние». Решила: со специалистами подожду до трех лет. А пока делала две вещи, как мне показалось, оптимальные на тот момент. Я безостановочно с ним разговаривала и постоянно ему читала.

Сын заговорил в 2 года и 3 месяца. Буквально за пару недель пройдя все этапы: от слогов до развернутых предложений с деепричастными оборотами. Я сейчас не утрирую. Более того, оказалось, что он запомнил практически все, что ему читали, и выдавал стихи и сказки цитатами наизусть.

Ребенок или Маугли?

Можно было выдохнуть. Но, как в том анекдоте, ложечки нашлись, а осадок-то остался. Причем не только у меня, а у большинства современных мам. Вопрос: почему детская речь в начале XXI века развивается позже, медленнее, хуже, мы решили адресовать эксперту – ведущему логопеду дистанционного речевого центра «Оппи-онлайн» Татьяне Комаровой.

В наше время детская речь формируется не так, как в былые времена. Во-первых, даже наши мамы были здоровее и выносливее нас, да и экология еще недавно была лучше. Все это не может не влиять на роды – они не так уж часто протекают абсолютно гладко: быстрые, долгие, с использованием стимуляций. В итоге ребенок рождается уже с неврологическими симптомами. И это, несомненно, тормозит в том числе и развитие его речи.

Сейчас многие говорят, что на детей вредно влияют гаджеты…

Даже не столько сами гаджеты, сколько то, что ребенок с телефоном или планшетом, по сути, предоставлен сам себе. И это самый невидимый, но и один из самых частых факторов – минимальное и непродуктивное общение с ребенком. А ведь речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Думаю, многие слышали про детей-маугли. Если нет контакта с человеком, то речь, по сути, и не нужна. Все можно сделать руками, показать жестами и мимикой. Так и поступают животные.

Какие самые частые проблемы сейчас видят логопеды?

На самом деле мы сейчас чаще удивляемся, если ребенок развивается нормально, без отставаний и отклонений. Печально, но таких детей немного. А из проблем можно выделить темповые задержки речи – когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трем, слабую мелкую моторику у детей постарше – очень неловко они работают пальчиками. Ну а связной красивой эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы.

«Я тебя не люблю!», «Ты – плохая!», «Уйду жить к бабушке!» – эти фразы, вероятно, слышали многие родители от своих детей. Сердце затапливает обида: как же так, мы для него все делаем, а он такое говорит! Возникает вопрос: почему, ну почему же он так сказал? Неужели и вправду не любит? Неужели считает плохой? Правда ли хочет жить с бабушкой? Это испытание, которое должен пройти, наверно, каждый из родителей. Кто-то умеет построить отношения с малышом так, что эти фразы бывают очень редкими, а в некоторых семьях они, к сожалению, привычный фон общения. Для того чтобы правильно справиться с таким неприятным поведением ребенка, нужно понять, почему он говорит эти фразы? Хочет ли он чего-то добиться или просто «выпускает пар»? В чем же причины такого поведения? Такое поведение чаще всего возникает:

  • после того, как ребенку не дали то, чего он хотел, т.е. не исполнили его желание;
  • после наказания или обещания его;
  • как реакция на действительно несправедливое или жестокое отношение к ребенку (накопленное или однократное);
  • как повторение (возможно, шутливое) тех фраз, которые он слышал от взрослых;
  • как привычное поведение в отношении определенного человека, в том случае, если самые близкие люди ребенка конфликтуют с ним.

Почти все эти причины (кроме «шуток») могут как привести к тому, что ребенок скажет вам жестокие слова, так и не привести к этому. «Я тебя не люблю» – это лишь один из способов выразить обиду или неприятие человека, наряду с другими способами (обиженным молчанием, плачем, киданием игрушек). Но выражение обиды – не единственный мотив произнесения ребенком жестоких слов. Ребенок мал, и есть большой соблазн думать, что, говоря жестокие фразы, он «не ведает, что творит». Но на самом деле это не так. В поведении даже малышей 2– 3 лет явственно проглядывают цели, которые они хотят достичь. Каковы же основные мотивы такого поведения и что же делать в каждом из случаев?

Когда и как

Чтобы произнести «Я тебя не люблю!», надо, как минимум, уметь говорить, складывать слова в фразы и понимать их значение. Значит ли это, что подобные фразы можно услышать лишь от детей, перешагнувших рубеж 3–4 лет? Да, но начинается все еще раньше. До 2 лет словесного проявления нет, но есть агрессивные действия. Пока ребенок умеет действовать, но не говорить. Если в этом возрасте научиться правильно реагировать на такие действия, как удары, причинение боли, плевки, укусы и т.д., тогда проблемы жестоких фраз может и не возникнуть. Во многом такое поведение – это изучение границ дозволенного и прояснение для себя, как родители реагируют на такие провокационные действия, а также реакция обиды. 2–3 года . Ребенок учится говорить, быстро накапливает словарь и начинает им пользоваться. Он в целом понимает значение фраз. Уже можно услышать от него короткие, но эмоциональные фразы «Ты плохая!», «Мама-бяка!». В этом возрасте это непосредственная эмоциональная реакция на запреты взрослых или повторение («отработка» в речи) фраз, которые он слышит от взрослых. Малыш уже может вступить в «группу поддержки» и произносить эти фразы по отношению к тому члену семьи, у которого есть конфликт, например, с его мамой. 3,5–5 лет . Начало манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия несут за собой определенную реакцию (выигрыш или санкции). То, что несет выигрыш, закрепляется в поведении. Это возраст бессознательных манипуляций. Все остальные причины (выражение обиды без цели воздействия на взрослого, членство в «группе поддержки») также сохраняются. 5,5–7 лет . Расцвет манипуляций. Ребенок начинает пользоваться манипуляцией более сознательно и не так «прямолинейно». Но далеко не все дети этого возраста манипулируют с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать их просто как реакцию на обиды. Мотив «группы поддержки» также не утрачивает актуальности.

Как не стоит реагировать на обидные слова ребенка

  • Ответным раздражением. Не нужно кричать на ребенка и ругать его за то, что он сказал. Его слова – это только проявление одного из внутренних мотивов, который нужно понять;
  • Физической агрессией. У некоторых родителей возникает соблазн шлепнуть ребенка в «воспитательных» целях. Конечно, ребенок может замолчать от страха, но лишь утвердится в правильности того, что он сказал;
  • Равнодушием, показным или реальным. Ребенок, произнося «Я тебя не люблю!», хочет показать, как важно для него то, что произошло, а ваше равнодушие строит новую «стену» между вами;
  • Уступками. Одна из самых больших ошибок, ведущих к закреплению манипуляций, – это разрешить ребенку то, что было запрещено, лишь бы он не думал, что вы его не любите.

История первая: «Я так обижен!»

Маленький Данилка, которому недавно исполнилось 2 года, – очень подвижный и любознательный ребенок. И иногда его маме Оксане приходится ограничивать эту активность, не подпуская к чему-то опасному и не давая некоторых предметов. Данилка на это реагирует очень бурно: начинает плакать, топать ногами и кричать маме: «Плохая!» Сердце Оксаны сжимается, ведь она так любит своего сыночка. Так почему он к ней так несправедлив и не понимает, что это для его же безопасности? Первый, и самый ранний по проявлению мотив жестоких слов, адресованных родителям, – это непосредственная эмоциональная реакция, выражение обиды . Таким образом могут выражать обиду даже самые маленькие дети, 1,5–2 лет . Когда ребенку не дают того, что он в данный момент хочет, он протестует. Дети, особенно до 3 лет, с трудом управляют своими эмоциями, а какой-то интересный предмет может захватить их полностью, и желание поиграть с ним почти непреодолимо. Именно поэтому дети так бурно реагируют, если им не дать чего-то или забрать то «запретное», что они достали сами. Также они реагируют, если взрослый решает их наказать. Обида и протест – очень сильные чувства, и ребенку трудно их выразить правильно (не каждый взрослый умеет с ними справляться). Совершенно не задумываясь, малыш говорит то, что чувствует: «Ты – плохая!» Он действительно в данный момент разозлен на вас. И слова – это способ выразить обиду . Мы, взрослые, учимся «маскировать» чувства и «глотать» обиды. Ребенок пока не обладает развитыми социальными навыками, вот и говорит то, что думает. Схожий, но несколько другой мотив – это стремление донести до родителей, что они не правы, демонстрация обиды . Может показаться, что этот пункт аналогичен предыдущему. Но на самом деле выражение обиды и демонстрация обиды – вещи разные. «Быть» или «казаться» – вот в чем вопрос! Если ребенок выражает обиду, он это делает честно, с открытым сердцем, даже если его слова задевают вас. Но демонстрируя обиду, он уже лицедействует, переигрывает, преувеличивает свои чувства, желая доказать родителям: они не правы, что так поступили с ним. Если в первом случае ребенок желает выплеснуть чувство, ему невозможно держать обиду внутри, то в случае с демонстрацией обиды цель – это влияние на родителей. Некоторые дети выразят обиду «надутым» молчанием или плачем, а от некоторых можно будет услышать те самые жестокие слова. Дети начинают демонстрировать обиду в возрасте около 3,5 лет , далее совершенствуясь в этом «искусстве».

Что делать? Не обижайтесь и сохраняйте спокойствие, через некоторое время ребенок успокоится, и ваша взаимная любовь вернется. Как быстро это произойдет, зависит от темперамента ребенка, а также от многих факторов: усталости, физического самочувствия, а также вашего собственного настроения. Кто-то может плакать и «дуться» 10 минут, а кому-то потребуется и полчаса, чтобы накал эмоций начал стихать. Ваша задача – помочь малышу успокоиться. Для этого можно обнять ребенка, если он позволяет это сделать. Если он вырывается – не настаивайте. Просто присядьте рядом, чтобы быть на одном уровне с его лицом. Дальше проговорите его чувства, например: «Я знаю, что ты очень расстроен, что я забрала у тебя утюг». Проговаривание чувств особенно важно в случае с демонстрацией обиды, ведь цель такого поведения – именно донесение своих чувств до родителей. Проговорите чувства ребенка несколько раз. Важно, чтобы его «я тебя не люблю» превратилось в «я расстроился». Затем продолжите: «Я не могу разрешить играть с утюгом, потому что это опасно. Я тебя люблю и хочу, чтобы ты был здоров». Повторите несколько раз. Постарайтесь отвлечь малыша, например, делая ему массаж пальчиков. Если вы сами будете сохранять спокойствие, то через некоторое, не слишком длительное, время вы поймете, что малыш успокаивается. Пусть он успокоится до конца, а затем еще раз скажите ему, что очень его любите и стараетесь беречь от опасностей. Он вам улыбнется, и это будет означать, что конфликт исчерпан.

История вторая: «Скрытая манипуляция»

Лариса, мама 5-летней Ксюши рассказывает: «Моя дочка в последнее время расстраивает меня. Как и всякий ребенок, она озорничает, и иногда приходится ее наказывать. Обычно наказание заключается в том, что я не разрешаю ей смотреть мультики. Сначала она плакала, а недавно, чуть что, начала говорить: «Ты – плохая, уж лучше бы я с папой жила!» С мужем мы в разводе уже два года, но с дочкой он общается по воскресеньям. Услышав это впервые, я оторопела и от неожиданности даже отменила наказание, лишь бы она убедилась в том, что ее слова неверны. Но теперь, как мне кажется, она этим пользуется, чтобы влиять на меня». В этом случае, произнося жестокие слова, ребенок может добиваться исполнения собственной цели . Очень часто дети используют подобные фразы для манипуляции родителями, чтобы они разрешили то, что ранее запретили, либо для отмены наказания. Манипуляции нужно уметь отличать от выражения и демонстрации обиды, т.к. в этом случае ребенок умело использует фразы, которые способны поменять ваше «нет» на «да». Манипуляции не рождаются «ниоткуда», чаще всего – это отработанный стереотип поведения. Когда родители впервые слышат от ребенка, например, фразу «Ты меня не любишь!», они пугаются, что отношения с ребенком могут быть разрушены, и… позволяют то, что запретили. Ребенок, не преследовавший первоначально этой цели, а просто выражавший чувства, вдруг понимает, что «нет» может смениться на «да», если сказать «волшебные слова». Но не «спасибо», а «ты – плохая!». Несколько раз он проверяет, так ли это на самом деле, а после это становится «кнопкой», на которую он привычно нажимает, управляя родителями.

Что делать? Скорее всего, на этом этапе вы слышите подобные фразы от ребенка с неприятной регулярностью. Но если это так, значит «кнопка» работает. А ваша цель – сделать так, чтобы она перестала работать. Для этого нужно сломать стереотип. Раньше, например, вы, услышав от ребенка «Я тебя не люблю», сердились, но исполняли его прихоть, хоть и были уверены, что этого делать не стоит. Теперь вам нужно будет проявить твердость и стоять на своем до конца. Нельзя сейчас конфету, значит – нельзя. Нельзя брать вашу косметику, значит нельзя. Вы сможете наблюдать, как агрессия станет сильней. Ребенок применит все «орудия» из своего отработанного арсенала, чтобы настоять на своем. Это похоже на то, как мы, взрослые, когда у нас не получается включить сломавшийся прибор, жмем на кнопку его включения со все возрастающим раздражением. Понадобится некоторое время и несколько таких «осад», чтобы ребенок убедился: прошлое поведение перестало работать. И теперь ваша цель, чтобы на старом месте сформировался новый стереотип. Вы можете показать ребенку (например, в игре), что некоторые просьбы могут быть исполнены сразу, но только нужно хорошо попросить; с исполнением некоторых нужно подождать, ну а часть не исполнится, особенно если они связаны с безопасностью. Будьте последовательны в своем поведении: хорошо все взвесьте, прежде чем что-то запрещать или разрешать, чтобы не было искушения изменить свое решение.

История третья: «Группа поддержки»

Ирочке всего 3 года. Ее мама Люда очень любит дочку. Но у Люды не складываются отношения со свекровью. Эти отношения дали трещину давно, еще до рождения Ирочки, и в них много взаимного непонимания и упреков. Невестка и свекровь живут отдельно, и Марина Леонидовна в гости приезжает редко. Люда часто обсуждает свои отношения со свекровью с подругами по детской площадке, а Ирочка очень любит слушать взрослые разговоры. Ее мама не стесняется говорить при ней, думая, что она «мало что понимает». Но недавно произошел случай, который доказал обратное. Марина Леонидовна приехала в гости, чтобы поздравить Ирочку с днем рождения, но девочка все время просидела у мамы на руках, даже не захотев подойти к бабушке. А когда та спросила, почему она не хочет подойти к ней, девочка насупилась и сказала: «Потому что ты – злая!» Надо признаться, что в этот момент Люда испытала внутреннее злорадство: вот, даже ребенок понимает, кто прав, а кто виноват, смогла отомстить бабушке за обиду мамы! А Марина Леонидовна, посидев еще 10 минут, ушла. Это событие обострило проблемы в отношениях, свекровь Люды решила, что та специально настраивает ребенка против нее… Итак, еще один мотив того, что дети говорят жестокие слова, это разделенная агрессия, нахождение в «группе поддержки» . Если в семье есть конфликт (между супругами, между представителями разных поколений), то ребенок может говорить жестокие слова тому, кто находится на «противоположной» стороне. Например, ребенок может сказать бабушке: «Уходи отсюда, ты нам не нужна», если он на стороне мамы, которая враждует со свекровью. В этом случае ребенок выражает не собственные чувства, он просто примыкает к тому, кто ему ближе. Малыш еще слишком мал, чтобы правильно оценить ситуацию и сохранять нейтралитет, ему необходимо быть с кем-то. А если этот кто-то воюет, то ребенок будет втянут в эту борьбу. Дети – более откровенные существа, и именно из их уст можно слышать те жестокие слова, которые хотели бы, но не могут сказать друг другу взрослые.

Что делать? Ругать за это малыша бесполезно, хотя именно это хочется сделать родителям. Если вы «показательно» ругаете ребенка, испытывая внутри удовлетворение от того, что он на вашей стороне, то такие «воспитательные» меры не только не приведут к исчезновению поведения, но и закрепят его. Выход тут один – нужно разбираться со своими взрослыми проблемами. Как только напряжение уйдет, малыш больше не станет обижать родного человека. Но решить проблемы, которые копились много времени, быстро невозможно. Поэтому пока нужно отделить ребенка от этих проблем, перестать делать его «соучастником». Не стоит думать, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Не ведите при нем разговоры на тему конфликта с кем-то из родных. Старайтесь проявлять больше уважения в рассказах ребенку о том человеке, с которым у вас конфликт.

История четвертая: «Жестокая мама»

Каждый день на одной из площадок происходит одно и то же. Когда на прогулку выходит 4-летняя Влада и ее мама Лена, спокойствие заканчивается. Что бы Влада ни делала (побежала ли, решила прыгнуть с бревна, взяла ли посмотреть чужую игрушку), все сопровождается криками ее мамы. Какими только эпитетами не награждает «любящая» мама свою дочурку! Кроме того, Лена со всей силы шлепает ребенка. Если Влада падает, она даже не бежит к маме, потому что та не станет ее жалеть, а получить новую порцию шлепков и криков девочке не хочется. В последнее время девочка тоже стала кричать на свою маму, во всеуслышание заявляя: «Ты – плохая! Злая! Уходи!» И «получает» за это снова и снова. Итак, еще один внутренний мотив для жестоких детских слов – это выражение истинных чувств к человеку . Пожалуй, самая болезненная мотивация для обеих сторон, особенно если взрослый осознает ее. Не так уж редки случаи, когда родители проявляют по отношению к детям жестокость. Некоторые применяют неадекватно жесткие наказания (часто физические или основанные на запугивании). Некоторые постоянно «общаются» с ребенком на повышенных тонах, в гневе уничтожают дорогие его сердцу игрушки. Если это происходит постоянно, то ребенок полностью теряет доверие к взрослому и любовь превращается в ненависть. И тогда фраза «Я тебя ненавижу!» – это констатация данного печального факта, когда малыш не надеется «достучаться», не манипулирует, а выражает ту накопившуюся боль, которая есть в его сердце.

Что делать? Основной трудностью является осознание того, что ребенок действительно думает то, что он говорит, и имеет для этого основания. Конечно, легче всего обвинить ребенка, перечислить все свои «достижения» («я его пою, кормлю, игрушки покупаю, а он такое говорит!»). Но ребенку прежде всего важно, чтобы его любили и показывали эту любовь в ласковых прикосновениях, словах, взгляде. Ему нужно, чтобы его достоинство не унижали, особенно при посторонних. Конечно, у каждого родителя бывают эпизоды усталости, когда он может прикрикнуть на ребенка или не совсем справедливо наказать. Но если это происходит нечасто, если потом вы испытываете угрызения совести – это хороший знак. Но если вы постоянно в раздражении, кричите на ребенка, не занимаетесь совместными делами, то те слова, которые вы можете услышать, могут быть для него выстраданной правдой. Изменить ситуацию сложно, но можно. И самая большая работа должна происходить внутри взрослого. Часто для этого необходима помощь психолога. Итак, мы рассмотрели мотивы поведения ребенка, который говорит жестокие слова, и дали рекомендации, как реагировать в каждом из случаев. Самое главное – это научиться прощать малыша, не копить обиду на него. Жестокие слова ребенка – лишь следствие тех ошибок, которые совершают родители (невнимания, грубости, излишней мягкотелости). Мы желаем вам быть внимательными родителями. Не нужно бороться с самими словами, надо смотреть «вглубь», на то, что за ними скрывается. И тогда вы будете гораздо чаще слышать от малыша слова любви и нежности.

Когда в семье появляется малыш, придела счастью нет. Все радуются маленькому чуду, которое хлопает маленькими глазками, еще ничего не понимая, но уже очень много чувствуя.

День за днем малыш растет. Родители и близкие всячески пытаются воспитывать малыша, чтобы в будущем он вырос независимой, уверенной в себе личностью.

Но воспитание ребенка – не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Разговаривая и объясняя что-то малышу, мы даже представить себе не можем, как именно повлияют употребляемые нами слова и методы воспитания на его характер.

Сегодня мы решили рассказать молодым мамам, что нельзя говорить ребенку, и какие фразы могут негативно влиять на формирование характера малыша, иногда даже нарушая его эмоциональное восприятие тех или иных вещей.

Что нельзя говорить ребенку: фразы, которые могут плохо повлиять на психику ребенка

Вопрос: что нельзя говорить ребенку – очень важен в воспитании ребенка, ведь, казалось бы, простые слова могут очень обидеть малыша, плохо влияя на его психику и развитие.

Что нельзя говорить ребенку: слова-страшилки

В первую очередь в список фраз, что нельзя говорить ребенку, нужно отнести страшилки, которые родители частенько употребляют, чтобы хоть как-то справиться с непослушным малышом.

Родители пугают маленького кроху бабайкой, волком, плохим дядей, доктором с уколом или полицейским.

Да, понимаем вас, что иногда малыш может настолько не слушаться, что успокоить его довольно сложно. И в этот момент вы точно не думаете, что нельзя говорить ребенку, но запугивание – это прямая дорога к неврастении. Вряд ли вы хотите такого для своего крохи.

Если ребенок не слушается, не нужно пугать его опасностями, попробуйте объяснить ему, что его поведение является плохим, и как нужно делать, чтобы вы были им довольны.

Что нельзя говорить ребенку: фраза «Не говори глупостей»

Многие родители, чтобы указать ребенку на то, что он говорит неправильно, используют фразы: «Не говори глупостей», «Не неси чушь», «Хватит, это ерунда» и т.д.

Поверьте, эти фразы именно то, что нельзя говорить ребенку, ведь так вы указываете малышу на то, что его слова не важны для вас.

Да, для взрослых рассуждения малыша могут показаться глупыми, но на самом деле маленький человечек говорит и рассуждает так, как позволяет ему его возраст, развитие, уровень интеллекта. Не ждите от ребенка, что он будет рассуждать, как взрослый. Это глупо.

Лучше выслушайте малыша. Поддержите его, попробуйте понять, и ваш кроха будет очень рад.

Что нельзя говорить ребенку: «Отстань»

В список фраз, которые нельзя говорить ребенку, попало привычное словосочетание всегда занятых родителей, которые готовы дать ребенку все, что он захочет, только бы он не изнурял их своими требованиями. «Бери и отстать наконец-то», «Бери и оставь меня в покое», «Держи и не приставай ко мне» говорят родители, которые готовы уступить, только бы ребенок не мешал, когда они сильно заняты.

Такое решение – прямой путь к отчуждению детей. Малыш поймет, что таким способом он получит от вас все что угодно, поэтому будет использовать этот прием все чаще.

Что нельзя говорить ребенку: у тебя не получится

Одна из самых плохих фраз, которые родители употребляют в общении с ребенком: «У тебя не получится, я сам», «Ты не сможешь» … такими словами вы вырабатываете в характере малыша чувство неуверенности и беспомощности. Уже взрослым, он будет всегда уверен в том, что у него ничего не получится. Хотите такого будущего для своего крохи? Если нет, выбросьте эти слова из своего лексикона в общении со своей кровинкой.

Чтобы не говорить так, скажите малышу, что поможете ему, так он почувствует вашу любовь и заботу, и будет очень рад вашему совместному занятию.

Что нельзя говорить ребенку: не указывайте малышу на способности других

Опять же, хотели бы вы, чтобы ваш наследник в будущем имел комплекс неполноценности? Замените эту плохую мотивацию или выбросьте его вообще.

Подумайте, что могли вы в таком возрасте. Все ли у вас получалось. Поддержите ребенка. Для вас он должен быть самый умный, красивый и способный. А если нет, только вы можете помочь ребенку стать таким.

Что нельзя говорить ребенку: уйди с глаз моих

Говорить ребенку, что вы не хотите его видеть или крылатое: «Глаза бы мои тебя не видели» очень опасно, ведь так вы даете понять малышу, что он не нужен.

Вы должны знать, что нельзя говорить ребенку таких обидных слов, ведь он может замкнуться в себе и вам придется приложить потом не мало усилий, чтобы вытянуть его из этого состояния.

Что нельзя говорить ребенку: Нецензурная лексика

Называть примеры нецензурной брани мы не будем, но эти слова и фразы именно то, что нельзя говорить ребенку.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным, вежливым, правильным. А как это может получиться, если вы сами употребляете в общении слова, не допустимы для культурного человека. Выбросьте подобные выражения из своей речи, ведь они плохо влияют на вашего малыша.

Что нельзя говорить ребенку: не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым

Такие отчаянные родительские фразы, как «Если бы не ты…», «Зачем ты мне такой», «Лучше бы тебя не было» могут создать у ребенка постоянное и неизгладимое чувство вины, чувство, что его существование – это плохо и больно для родителей. Не травмируйте психику малыша, ведь такие высказывания могут привести к плачевым результатам.

никогда не вините ребенка. Возможно дело в вас самих и вам стоит разобраться в этом, а не перекладывать груз ваших проблем на детей.

Что нельзя говорить ребенку: Ты плохой

Синонимов понятия, которое часто употребляют родители, пытаясь указать ребенку на его выходки и поведение, очень много. «Ты глупый», «Ты непослушный», «Ты злой», «Ты плохой» - часто говорят родители, не задумываясь, что таким образом моделируют у ребенка очень заниженную самооценку.

Не нужно обобщать. Скажите ребенку, что он плохо сделал, но не говорите, что он плохой, укажите на ошибку, но не называйте детей глупыми.

Что нельзя говорить ребенку: Я тебя не люблю

Вы, конечно же, понимаете, что это глупость, и вы своих детей любите. Но, к сожалению, дети такой уверенности не имеют. Самым страшным для малыша является то, что его родные его не любят. Так зачем пугать детей такими словами…

Что нельзя говорить ребенку: я тебя отдам, брошу, оставлю…

«Я тебя брошу», «Я тебя отдам», «Я тебя оставлю» говорят некоторые родители, чтобы заставить малыша слушаться. Поверьте, от этого дети слушаться не начнут. Они попросту привыкнут к таким фразам, а вот страх от того, что от них хотят избавиться, может навлечь серьезные проблемы с психикой.

Что нельзя говорить ребенку: ты у меня лучше всех

Вы скажете, а что здесь плохого. Да, хвалить своего ребенка нужно, но не стоит забывать, что хвалить тоже нужно с умом.

Если перестараться, ребенок может вырасти эгоистом и самовлюбленным Нарциссом, который будет относиться к людям свысока. Обычно такие люди всегда думают только о себе и своих интересах, переступая через каждого, кто может повлиять на их комфорт или намерения.

Хвалить ребенка нужно, несомненно. Но, кроме этого, вы должны вырабатывать в своем ребенке чувство уважения к другим людям, чувство совести и сострадания и т.д.

Список фраз, что нельзя говорить ребенку, очень велик. Но мы хотели указать вам не на конкретные фразы, а на отношение, которого нужно остерегаться в общении с детьми, чтобы они выросли психически уравновешенными и в будущем были счастливыми и уверенными в себе людьми.

Старайтесь понимать своего малыша, не пытайтесь сделать из ребенка себя. Ваш малыш – личность, а не придаток к вам, поэтому общайтесь с ним, как с личностью. Уважайте своего ребенка, цените его даже за самые небольшие достижения и тогда он вырастет хорошим и самодостаточным человеком.

Надеемся, вы поняли, что нельзя говорить ребенку, и как вести себя с дети так, чтобы через много лет вы не жалели о том, каких людей воспитали.

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В общении с детьми мы часто совершаем два типа ошибок: даем ложные обещания на будущее в надежде, что дети скоро все забудут, или обходимся общими фразами, не желая тратить время на долгие разъяснения и серьезные разговоры. Недальновидно как недооценивать детей, так и считать, что фраза, сказанная сегодня, не аукнется через несколько лет.

Давая детям советы и объясняя им устройство мира сегодня, думайте о будущем и о том, что вы закладываете принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед. По возможности, старайтесь не говорить детям следующие слова.

1. Делай, как я сказал

Начнем с того, что детей надо воспитывать своим примером, а не приказами и командами. Многие исследования доказывают, что дети копируют поведение родителей. Поэтому если хотите, чтобы ребенок был вежливым, сами не забывайте здороваться и благодарить окружающих. Это лучше, чем смущать малыша фразой: «А теперь что нужно сказать?»

Хотите, чтобы в детской был порядок? Вспомните, когда сами в послений раз заправляли кровать. Вместо того, чтобы командовать, признайте свои недостатки и попытайтесь их исправить, если не хотите, чтобы ребенок их унаследовал. Трудно заставить других изменить свое поведение, если вы сами не можете или не хотите этого делать.

2. Все будет хорошо

Откуда вы знаете? Вы же не ясновидящий и не гадалка. Использовать эту фразу нужно крайне осторожно. Например, если кто-то из родственников умирает от неизлечимой болезни, не стоит давать ребенку ложных надежд. Иначе, когда худшее случится, ребенок будет считать вас обманщиком, разочаруется и в вас, и в жизни.

Постарайтесь мягко и деликатно подготовить ребенка к тому, что может случиться

Не пытайтесь отделаться общей фразой, объясните ситуацию так, чтобы ребенок понял. Постарайтесь мягко и деликатно подготовить его к тому, что может случиться. Если возможно, помогите сохранить надежду.

Понятно, что вы хотите защитить ребенка от переживаний и негативных эмоций, но рано или поздно ему все равно придется их пережить.

3. Мальчики не плачут

Я не знаю, кто придумал эту фразу, но из-за нее тысячи мальчиков выросли в бесчувственных мужчин. Говоря так, родители учат сыновей сдерживать эмоции, а подавление эмоций превращает детей в эмоционально нездоровых взрослых.

Научите сына адекватно проявлять эмоции, в том числе, плакать. И вычеркните раз и навсегда из своего лексикона фразу «Мальчики (девочки) так себя не ведут»: она гарантирует вашему ребенку комплексы.

4. Делай через «не могу»

Эта фраза может нанести детям реальный физический вред. В юности я занималась легкой атлетикой, и мой тренер часто говорил: «Без боли нет побед». Будучи подростком, я воспринимала эти слова всерьез. В итоге у меня случилась травма, но я продолжала тренироваться через «не могу», что усугубило ситуацию. В итоге со спортом пришлось завязать навсегда.

Научите ребенка слышать сигналы своего тела, различать дискомфорт и боль. Дети не должны ничего делать через силу.

5. Ты сможешь стать, кем захочешь

Многие родители обещают детям, что в будущем те смогут стать кем угодно. Моя пятилетняя дочь хочет однажды стать единорогом. Это мило, и через пару лет она сама поймет, что это невозможно. Рост моего 16-летнего сына всего 160 см, а он мечтает играть в баскетбол за «Чикаго Буллз». Я поддерживаю его увлечение спортом, но объясняю, что у него должен быть запасной план на случай, если баскетбольная карьера не сложится. Лучше уж он поступит в колледж и получит профессию, чем в 20 лет поймет, что в «Чикаго Буллз» его не ждут.

Задача родителей – не только вдохновлять детей на свершения, но и растить их реалистами

Я не хочу из благих побуждений вырастить неудачника, который живет с родителями и доставляет пиццу, потому что не смог взойти на спортивный Олимп. Задача родителей – не только вдохновлять детей на свершения, но и растить их реалистами. К сожалению, нельзя прожить жизнь без разочарований, и научить ребенка ставить достижимые цели – значит не разбить мечту, а спасти его от более горького разочарования.

6. Просто будь собой, и все будет хорошо

Еще один крайне вредный совет. К сожалению, не все привычки и черты характера наших детей будут помогать им в жизни. Например, одна моя юная пациентка никак не могла завести друзей, потому что говорила одноклассницам в лицо все, что о них думает. То, что родители считали милой непосредственностью, сделало девочку изгоем в классе.

У каждого из нас есть мысли и чувства, которые мы считаем важными, но предпочитаем держать при себе. Окружающим не хочется знать все, что у вас в голове, поэтому крайне важно научить ребенка самоконтролю и поведению сообразно ситуации. Такой подход больше способствует успеху.

7. Подумай о будущем

Другие варианты этой фразы: «Не будешь хорошо учиться, станешь дворником» и «Пора тебе повзрослеть». А что плохого в том, чтобы позволить ребенку насладиться детством? Первоклассникам не стоит думать о том, как попасть в лучший университет страны. Исследования доказали, что слишком усердная работа «на будущее» в средней школе приводит к раннему профессиональному и эмоциональному выгоранию.

Зачастую родители реализуют за счет ребенка свои амбиции, навязывая ему выбор профессии и вуза. Впоследствии это нередко подталкивает его к употреблению алкоголя и курению как к способам снять стресс. Позвольте ребенку просто быть маленьким и радоваться жизни.

Психологи утверждают, что счастливые расслабленные люди более успешны. К тому же они лучше умеют справляться со стрессом без всяких стимуляторов. Счастливые дети и взрослые живут настоящим, а не будущим.

Об эксперте

Магдалена Баттлс (Magdalena Battles Ph.D) - клинический психолог и мать троих детей. Специалист по детскому поведению и проблемам насилия в семье. Ведет блог Living Joy Daily .



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png