Страница 9 из 23

Методы и приемы воспитания в семье

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представ-лениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым, уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Идентификация – признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка, мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка - сухой и строгой матери... В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.
А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка. Иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар – и тот лопнул; полез в лужу за корабликом – упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков. Ребенок не понимает справедливости подобных наказаний. Они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Многие современные дети в своих семьях страдают от телесных наказаний. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»).
В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты - мне, я - тебе». Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил в условиях внешнего контроля.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении. Многие ученые считают что взрослые должны овладеть искусством прощать. Прощение - значит примирение, которое поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к родителям. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Строгие, не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка

В качестве главной, выполняющей роль соединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания. В соответствии с данной функцией главным содержанием воспитания в условиях семьи является создание конкретного общественного типа личности, обобщенным показателем которого является мировоззренческо-психологическая направленность персоны, характеризуемая семейными установками.

Компенсирующая функция семейного воспитания отражает его направление на нейтрализацию причин, условий, воздействий, негативно воздействующих на ход развития личности ребенка в семье.

Корректирующая функция семейного воспитания плотно сопряжена с функцией социального контроля, которая содержится в предупредительной, психолого-профилактической ориентации семейного воспитания, в стимулировании развития у молодых людей социальных свойств личности, особенностей поведения, носящих социально-полезный нрав, в побуждении ребенка воздерживаться от действий антиобщественного, безнравственного нрава, т.е. поведения, не подходящего социальным требованиям

Заданием семейного воспитания становится скопление познаний, способов поведения, форм общения.

Методы и формы домашнего воспитания

Способы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется направленное педагогическое воздействие родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих способов воспитания, однако обладают собственной спецификой:

– воздействие на ребенка индивидуальное, основанное на определенных действиях и приспособлено к личности;

– выбор способов находится в зависимости от педагогической культуры родителей: осмысливания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля взаимоотношений в семье и.т. д.

Поэтому способы семейного воспитания несут в себе яркий след личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей способов. К примеру, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружественные, главный способ - поощрение. При холодных, отчужденных взаимоотношениях, естественно, преобладают строгость и наказание. Способы очень зависят от поставленных родителями воспитательных ценностей: одни желают воспитать послушание, и поэтому их способы нацелены на то, чтоб ребенок послушно исполнял требования взрослых. Другие считают более принципиальным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого надлежащие способы.

Всеми родителями употребляются общие способы семейного воспитания: убеждение (разъяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, физические наказания). В некоторых семьях по совету учителей формируются и употребляются воспитывающие ситуации.

Разнородны средства решения воспитательных задач в семье. Среди данных средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний уклад, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и нравственный климат семьи, литература, радио, телевидение, распорядок дня, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и использование способов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями собственных детей, их положительных и негативных качеств: что читают, чем увлекаются, какие поручения выполняют, какие проблемы испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Почти все родители не знают, какие книги читают их дети, какие кинофильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше пятидесяти процентов родителей ничего не могут сказать о пристрастиях собственных детей. По данным социологических исследований (1997), 86% молодых правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Собственный опыт родителей, их авторитет, характер взаимоотношений в семье, стремление воспитывать собственным примером также сказываются на подборе способов. Данная группа родителей традиционно избирает наглядные способы, сравнительно чаще употребляет приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то традиционно превалируют практические способы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает отличные результаты: дети наиболее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает главное воздействие на выбор способов, средств, форм обучения. Замечено давно, что в семьях учителей, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следственно, учить педагогику, овладевать тайнами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая надобность. «Педагогические познания родителей в особенности важны в тот момент, когда отец и мама являются единственными наставниками собственного ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное формирование, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... простой педагогической культуры мамы и отца, которая выражается в разумном понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.Л. Сухомлинский.

Школа исполняет ведущую роль в организации семейного и социального воспитания в микрорайоне. Для удачной координации воспитательного воздействия она обязана преобразовать собственную работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции преподавательского просвещения.

Регулирование деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей исполняется в последующих организационных конфигурациях:

1. Регулирование планов воспитательной работы преподавательского коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, органов внутренних дел и лечебных организаций с четким распределением функций каждого из данных участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы регулярного обучения родителей и представителей общественности более действенным способам работы с детьми.

3. Тщательное исследование и совместное обсуждение хода и итогов воспитательной работы, обнаружение причин обнаруживаемых недочетов и осуществление общих мер по их устранению.

Главную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие разные наименования - родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. д. Каждое из таких объединений имеет собственный устав (положение, регламент, план), которым определяются основные курсы деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план общей деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к наиболее тесной интеграции школьного и семейного воспитания, формируются комплексы «школа - семья». Основным условием устава таких комплексов считается обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда обычно их не допускали, - выбору предметов для изучения, определению объемов их исследования, составлению учебных планов, изменению сроков и продолжительности учебных четвертей и каникул, подбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, исследованию системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медобслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Одним словом, при хорошо устроенной совместной работе школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне конкретные задачи и исполняет собственную часть работы.

Одной из основных задач родительских объединений остается организация и воплощение педагогического процесса. Лектории, родительские институты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять собственного ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении нелегких вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С данной целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение известных педагогических, печатные изданий и журналов.

Работа по созданию единых этических, эстетических, высоконравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с сотворения родительской школы. Ее актив, как более способный к совместной работе, занимается убеждением всех родителей в надобности изучения основ гуманистической педагогики, педагогики совместной работы, деятельностного подхода. Итогом должно стать побуждение стремления пополнять собственные знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большая часть родителей желали бы видеть собственных детей талантливыми и культурными, вежливыми и преуспевающими. На данном естественном влечении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Скоординировать стремления школы и семьи, значит аннулировать противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Общая активность школы и семьи ориентирована на формирование у детей высоконравственных качеств, физического самочувствия, интеллектуальных свойств, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание базируется на принципах гуманистической педагогики:

– креативности - свободного становления способностей детей;

– гуманизма - признание личности в качестве безусловной ценности;

– демократизма, основанного на установлении равноправных духовных взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– гражданственности, основанной на осознании места собственного «Я» в социально-государственной системе;

– ретроспективности, позволяющей исполнять воспитание на традициях народной педагогики;

– приоритетности общечеловеческих высоконравственных норм и ценностей.

Формирование и воспитание ребенка в семье требует большого количества деятельностных ситуаций, в которых происходит развитие личности данной ориентации.

Основная нагрузка по обеспечению реальной взаимосвязи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Собственную активность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через преподавателей, работающих в данном классе. Принципиальной частью практической работы классного руководителя по поддержанию контактов с семьей считается постоянное личное посещение учеников дома, исследование условий их жизни на месте, взаимодействие и координация с родителями общих мер по усилению воспитательного влияния, предотвращению нежелательных итогов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной помощи.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и способах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников данного возраста; подходах к обучению детей разного возраста; отдельных направленностях воспитания - высоконравственном, физическом, трудовом, умственном; новых сферах умственного освоения действительности - экономическом, природоохранном, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно надлежит рассмотреть более острые проблемы семейного воспитания - преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед сообществом, государством.

На родительских собраниях принципиально не просто оповещать родителей об результатах успеваемости и посещаемости, фактах срыва дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними узнать причины, причастно рассмотреть пути преодоления негативных явлений, наметить определенные мероприятия. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать ученика и его семью общественному шельмованию, категорически воспрещается преподавателю брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и вердикты. Преподаватель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и двойственны причины, приводящие подростков к тому либо другому деянию. В ожесточающемся сообществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает собственных воспитанников. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся четкие аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, планируются пути устранения возникших разногласий.

Острой задачей остается высоконравственное воспитание подрастающих поколений, разные аспекты которой приходится непрерывно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на предмет нравственности местных священников. Образующиеся союзы «школа - семья - церковь» имеют огромный воспитательный потенциал, и, хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли уместно возражать против духовного воздействия, идущего на пользу родителям и их детям, способного прекратить процессы одичания молодого поколения.

Классической формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых рассказывается родителям для согласования программы дальнейшего формирования дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна - возмущение поведением либо учебой, а повод - определенный прецедент. Как показали изучения, конкретно такие вызовы родителей, где они получают заряд отрицательных чувств, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Почти все школы вводят правило: каждый родитель обязан побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки подростка, если они будут к следующему посещению, воспринимаются естественно и не вызывают острой реакции на едином позитивном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) регулярно заниматься воспитанием своих детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя значительно увеличивается, так как ему ежедневно приходится общаться с 4-5 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее стимулирующее действие на всех подростков - отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

Классный руководитель посещает семьи собственных учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и нрав организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое может поведать сама атмосфера дома, взаимоотношения между членами семьи. Исключительно важно придерживаться при посещении ученика на дому последующих правил:

– не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;

– выражайте высокий такт в беседе с родителями, постоянно начинайте с похвалы и комплиментов;

– исключите претензии к ученику, разговариваете о проблемах, подсказывайте пути их решения;

– разговаривайте в присутствии ученика, только в исключительных случаях просите конфиденциальной встречи;

– не предъявляйте претензий к родителям;

всякими способами подчеркивайте собственную заинтересованность судьбой ученика;

– выдвигайте общие проекты, договоритесь о определенных общих делах;

– не давайте беспочвенных обещаний, будьте очень сдержаны в трудных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет преподавателя и школы. Родители станут стремиться к совместной работе и дальнейшим контактам, только видя интерес классного руководителя судьбой их детей.

Темы отношений семьи и школы очень успешно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с детьми и начинают искать причины этого, одни говорят: это школа виновата, она обо всем обязана побеспокоиться, ей принадлежит основная роль в воспитании. А другие, напротив, полагают, что школа в основном все-таки обучает, а воспитывать обязана семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает собственные первые шаги, приобретает первые уроки жизни, а потом перед ним раскрывается безграничное море познаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не означает, что он обязан совсем отделиться от берега - ведь и моряки дальнего плавания постоянно возвращаются на сушу, и каждый моряк знает, как он должен берегу.

Семья дает ребенку как бы основное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что нужно конкретное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, совсем привычным, очень необходимым, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже позже рождается известное чувство самостоятельности, которое школа обязана не подавлять, а поддерживать.

Дальше хотелось бы сказать вот о чем. Я часто лицезрю, как возникают - иногда по вине родителей, а иной раз по вине преподавателей - ненормальные отношения между семьей и школой. Это приучает детей к совершенной безответственности. Дома ученик жалуется, что к нему ужасно относится педагог, а в школе - что ему дома мешают учиться. Все это случается потому, что недостает постоянного общения между педагогом и семьей. С родителями своих детей преподаватель обязан встречаться не лишь по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях. Очень хочется, чтоб преподаватель приходил в семью. Я понимаю, что если в классе 40 учащихся, то 40 домов и за целый день не обойдешь. Однако за год это сделать можно, и не один раз. И дети совершенно в ином свете видят педагога, когда он приходит к ним домой. И появляется спокойный, дружественный разговор с родителями, и хорошо, если данный разговор начинается в присутствии детей.

Однако конечно, если даже преподаватель очень хорошо узнает собственных детей, он не всегда обязан вмешиваться в их собственную жизнь и в их дела. Очень часто бывает, преподаватель выговаривает собственному ученику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень хорошими ребятами, а дружишь с этими?» - «А что, они плохие?» - «Нет, они не плохие, но я считаю...» и т. д. Вот как, под вывеской сплочения класса происходит насильственное и искусственное сближение, которое крепким никогда не будет. Конечно, класс обязан быть сплоченным. Однако друзей избирают по вкусу, по собственному увлечению, и, когда преподаватель начинает вмешиваться, добра не будет. Мы лишь приучим детей лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой коллектив не сохранится. Так как коллектив складывается из людей, объединенных не только всеобщим делом, но и дружбой, и не из некоей однообразной массы. Поэтому мера вмешательства школы в собственную жизнь ребенка должна быть разумно определена.

Хороший преподаватель сам понимает, где он должен остановиться либо, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я полностью согласена с макаренковской формулой - как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Регулярные опросы классных руководителей демонстрируют, что в особенности тяжело им работается нынче со старшеклассниками. Отмечается дерзость у значительной части школьной молодежи, дезорганизация норм поведения в сообществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное отношение к физическому труду. Молодое поколение нередко не замечают, где начинается высокомерие, неуважение к опыту старших, пренебрежение к родителям.

Особенно живо у старших подростков показаны две обоюдно связанные тенденции: рвение к общению и рвение к обособлению. Обе они очень важны для организации воспитательного воздействия на учащихся и руководства их жизнедеятельностью. Формируется ситуация, при которой старшой школьник, с одной стороны, находясь на границы независимой жизни, особенно нуждается в совете и внимании старших, в их поддержки, а с другой - боится утратить собственную независимость.

По своей должности преподаватель должен тесно работать с семьей и давать проф. рекомендации родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем мудрее будут его рекомендации, тем большим престижем он будет пользоваться в семьях его воспитанников.

Среди преподавательских рекомендаций семьям, особенно молодым, авторитетный преподаватель направит внимание на разумную организацию семьи и семейных взаимоотношений. Единые перспективы, общая деятельность, конкретные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, общих решений, единых заинтересованностей и увлечений служат благоприятной основой для становления внутренних взаимосвязей родителей и детей. В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда схожи с жизненными. Их часто приходится создавать вопреки жизненным происшествиям. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от домашних хлопот, их может делать бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтоб девочка ощущала потребность своей помощи и считала ее для себя всецело обязательной. Дети ждут от родителей заинтересованности к их внутреннему миру, учета их возрастных и личных особенностей. Родителям потребуется постепенно изменять воспитательные воздействия на разных ступенях становления личности.

Мыслящий преподаватель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого рассмотрения мотивов поступка, проницательного, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность непосредственного воспитательного влияния.

Единые увлечения родителей и детей преподаватель назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные пристрастия, интересы, традиции, практически позабытые сейчас вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, поездки, походы выходного дня. В каждой семье может сформироваться многообразная система установления и укрепления тесных взаимосвязей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Всегда актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении задачи преодоления неуспеваемости подростков. Известно, что семья и школа смотрят на нее по-разному. Педагоги расположены полагать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же - в недостаточном интересе, усидчивости детей и слабой работе школы. Общее обсуждение этой задачи позволяет установить реальные обстоятельства неуспеваемости подростка. Лишь осмыслив их, семья и школа имеют все шансы скорректировать собственную деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на собственных точках зрения. Жизнь подростка от этого лишь усугубляется. Естественно, ситуации, с которыми столкнется классный руководитель, предугадать невозможно. Смысл преподавательской подготовки в том и содержится, чтоб вооружить специалиста едиными методами анализа появляющихся ситуаций и поиска подходящих вариантов выхода из них.

Выводы по первой главе

Подводя итог по вышесказанному в первой главе, хотелось бы отметить, что важную функцию в воспитании подростка играет его собственная семья, именно она дает ключевые задатки в поведении ребенка, в его отношении к обществу и своим сверстникам.

Например, имеется закономерность, то, что у мам, которые имеют большой уровень тревожности, чаще всего дети в свою очередь вырастают беспокойные. Отец в поведении, которого выражается враждебность, и вспыльчивость зачастую становится подражанием для своих детей. Авторитарные отец с матерью, подавляющие, своих детей формируют у них массу комплексов, и с самого раннего возраста формирую невысокую самооценку. Можно утверждать, ребёнок всему обучается в семье, то, как ему необходимо вести себя в разных жизненных моментах, и, безусловно, же, в абсолютно всех создавшихся ситуациях получает 1-ый жизненный опыт. По этой причине немаловажно в таком случае, как мы ведём себя, чему мы обучаем ребёнка. Весьма немаловажно отметить, не расходятся ли взгляды и фразы отца с матерью с действием детей. Первоочередной проблемой отца с матерью принято полагать приход к единому решению проблемы, и в случае если потребуется нужно идти на компромиссное решение. Так как это немаловажно, для того чтобы требования двух сторон были удовлетворены. Помимо этого, ребёнок не должен видеть противоречия родителей, а в случае если такие образуются, в таком случае обговаривать их правильнее в отсутствии ребёнка. От взаимоотношения родителей к ребёнку в первую очередь зависит самооценка чада, благодаря чему строится поведение ребёнка в коллективе, семье, в обществе в целом. И допускается говорить о том, то, что от критерий воспитания, зависит адекватное или напротив враждебное поведение ребёнка в социуме. Хорошая атмосфера в семье, верный стиль поведения отца с матерью к собственному ребёнку приводит к оптимальной адаптации межличностных взаимоотношений.

Что касаемо взаимодействия семьи и школы, это не маловажный фактор в формировании воспитания ребенка, школа это 2 элемент, который формирует поведение ребенка. Воспитание ребенка в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают специальное место в становлении личности ребенка. Помимо этого, непосредственно от этих людей во многом зависит уровень комфортного пребывания детей в школьном коллективе. Они контролируют степень освоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого учащегося в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы отношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом значимость школы в воспитании учащихся возрастает, а требования к педагогам увеличиваются. И это логично, так как ребенок проводит в стенах школы под надзором преподавателей половину дня, и непосредственно данная среда оказывает огромное воздействие на его воспитание и поведение. В школе ребенок обретает не только знания, но и характерные черты поведения, укрепляет сильные черты собственного характера и обретает новые. Для предельно эффективной работы согласно воспитанию учащихся учителю нужно обладать абсолютной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого её члена. Обладание такого рода данными может помочь классному руководителю или же преподавателю начальных классов предугадать, каким способом взаимоотношения в семье ребенка могут повлиять на его индивидуальное формирование, поведенческие взаимодействия и характер. По этой причине преподаватели применяют разные формы связи с родителями, позволяющие узнать все без исключения характерные черты взаимоотношений в каждой конкретной семье.


Похожая информация.


Существует немало методов воспитания детей в семье. В основу одной из самых популярных методик воспитания детей порядком убеждения, повторения, поощрения, наказания и подражания, легли подходы Г. И. Щукиной, В. А. Сластенина и Ю. К. Бабанского.

Эта форма воспитания основана на методологии целостного подхода к деятельности и формированию модели поведения. Эти же средства воспитания упоминает в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» известный российский психолог Юлия Гиппенрейтер.

Убеждение

Многие психологи классифицируют убеждение (внушение), как отдельную форму воспитания детей. Такая классификация выглядит не совсем корректно, ибо большинство перечисляемых в системах воспитания методов включает в себя осуществление убеждения.

Убеждение является психологическим инструментом, оказывающим интеллектуальное и эмоциональное воздействие на разум, чувства, волю и эмоции подопечного. Убеждение использует логику, доказательства и харизму убеждающего, противопоставляемые доверию и гибкости убеждаемого.

Про внушение можно сказать то же самое, однако внушение воздействует на подсознание подопечного, в отличие от логического убеждения, на интуитивном уровне. Результат применения внушения зависит от авторитета, эмпатических способностей воспитателя и восприимчивости воспитанников.

Любое психологическо-педагогическое воздействие имеет в основе метод убеждения и внушения. Простыми словами, воспитывая детей, мы так или иначе стараемся навязать им правильную, по нашему мнению, точку зрения.

Практикуя словесное убеждение, необходимо наращивать навыки логического обоснования, приведения корректных примеров и элементарного налаживания доверия между вами и ребёнком — это ключевые факторы успешного воздействия любых методов воспитания.

Чаще всего родители применяют эти методы в чистом виде: говорят ребёнку, какой он умница, внушают ему, что он со всем справится. Этот инструмент хорошо работает, но только в том случае, если ребёнок действительно умница. Не следует создавать у него ложное впечатление своей неотразимости, если вы на самом деле понимаете, что он поступил неправильно.

Не стоит игнорировать его промахи, но, указывая на них, действуйте по принципу еврейских мам. Они не говорят детям: «Ты плохо поступил», они говорят: «Как такой хороший ребёнок мог так плохо поступить?». И на практике это действует гораздо эффективнее, вызывая у ребёнка осознание проступка, чувство стыда и стремление не делать глупостей.

Повторение

Психолог Анна Быкова в своей книге «Самостоятельный ребёнок, или как стать «ленивой мамой»» неспроста уделяет много внимания тактике повторения. На самом деле это очень простой метод, и он нужен для того, чтобы наладить контакт между родителем и ребёнком.

Говоря «повторение» мы имеем ввиду не привычный термин из поговорки про «мать учения», а повторение услышанного. Простой пример: кроха прибегает из спальни после того, как вы её уже уложили, выдохнули и пошли заниматься своим делом. Что сделает плохой родитель? Вероятнее всего отправит спать обратно, не особо разбираясь в причинах поведения малыша. Хороший, подкованный в воспитании детей родитель возьмёт малыша на руки и выслушает лепет о том, что кроха не может уснуть, крохе кажется, что под кроваткой монстры или просто без мамы/папы очень скучно.

В такой ситуации необходимо внимательно слушать, что говорит ребёнок, а затем повторить его слова, продолжив своей мыслью, например: «Я понимаю, тебе страшно, потому что в комнате темно и тебе кажется, что под кроватью кто-то есть. Давай мы сейчас вместе пойдём и убедимся, что там никого нет, а потом я зажгу твою любимую лампочку в виде совы, хорошо?».

Методика повторения — это принцип проговаривания проблемы с целью показать ребёнку, что мы его понимаем, и возможность успокоить его и расположить к выслушиванию ваших советов и объяснений.

Для того, чтобы ребёнок легко поддавался воспитанию, необходимо не только, чтобы он понимал вас, но и чтобы он был уверен, что вы его понимаете. С этой точки зрения ребёнку действительно важно слышать повторение его слов из уст взрослого, но и взрослый, повторяя эти слова, сам лучше осознаёт суть стоящей перед ребёнком проблемы.

Наказание и поощрение

Метод кнута и пряника в славянских странах издавна считается основным методом воспитания: ругать за плохое, хвалить за хорошее. В то время, как европейцы подходят к методу воспитания наказаниями крайне осторожно (Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку» рекомендует не наказывать, а игнорировать), российские родители предпочитают более жёсткие методы, иногда переходящие даже в жестокие.

Каждый родитель сам устанавливает для себя меру допустимой нормы поощрения и наказания, однако с психологической точки зрения у обоих методов есть свои правила (рекомендации по использованию). По отношению к поощрению психологи рекомендуют:

  • Поощрять ребёнка не только наедине, но и в общении с другими людьми, причём подстраивая так, чтобы ребёнок это слышал, тем самым удваивая эффект;
  • Поощрять ребёнка необходимо пропорционально его успехам: за мелкие успехи — сдержанно, за крупные — активно;
  • Стоит чаще отмечать поступки ребёнка, как бы констатируя факт, а не выражая открытую похвалу: если ребёнок убрался в комнате со всем старанием — не стоит засыпать его комплиментами, а просто радостно отметить, как теперь чисто и аккуратно стало в детской;
  • Поощрение должно быть построено так, чтобы ребёнок сделал выводы на будущее и прочувствовал свои способности;
  • Нельзя заранее обещать поощрение, например, говорить: «Куплю велосипед, если будешь хорошо учиться». Так вы заставите ребёнка учиться только для стимула в виде подарка, но другой цели в образовании он не увидит. Далеко не каждое действие должно совершаться ради чего-то, иногда в жизни нужно делать что-то просто так: заботиться о ближних, помогать нуждающимся, выполнять свою работу. Учить этому необходимо с детства;
  • Не заменяйте поощрение сладостями. Вы можете спровоцировать появление излишнего веса и зависимость от сахара у ребёнка в малом возрасте.

В случае с наказаниями необходимо быть аккуратнее. С точки зрения психологии, метод наказания имеет несколько подводных камней:

  • Наказание должно быть справедливым: не уверены в причине проступка — выясните, затем разбирайтесь;
  • Не унижайте собственное достоинства ребёнка, критикуя и наказывая концентрируйтесь на проступке, а не на ребёнке;
  • Не концентрируйтесь только на наказаниях и запретах. Отмечайте как плохие аспекты поведения, так и хорошие. Например, накажите за двойку в дневнике, но отметьте, что ребёнок умница, потому что разобрал стих со своей точки зрения, а то, что она не соответствует точке зрения учителя, не является его виной;
  • Не лишайте поощрения за предшествующий проступку хороший поступок. Если ребёнок заслужил поощрение в виде похода в парк с лодочками за помощь по дому, не отменяйте его потому, что он принёс двойку на следующий день. Придумайте наказание за это после того, как сходите в парк.

В меру поощрять, в меру наказывать — вот основной метод воспитания детей. У всего должна быть мера.

Отличный приём воспитания — это создание примера. Нормально, что дети копируют родительскую модель поведения. В этом есть своя выгода, успешный процесс воспитания базируется на простой морали: ведите себя так, как хотели бы, чтобы вели себя ваши дети. Глядя на ваше отношение к окружающим, к повседневным вещам и распорядку жизни, они будут неосознанно его копировать. Это позволит не только избежать наказаний, но и воспитывать, практически ничего не делая, лишь изредка подправляя.

Примером для детей могут быть не только родители, но и другие люди, другие дети, персонажи книг, мультфильмов, историй. Важно вовремя обращать внимание ребёнка и окружать его правильными примерами.

Загвоздка одна: потребуется долго и кропотливо работать над самим собой. С этим методом необходимо быть крайне внимательными, так как дети перенимают не только позитивные, но и негативные аспекты поведения.

Лучший вариант — поставить себе установку вести себя всегда исключительно в соответствии с общепринятыми нормами поведения, тогда вы можете быть более-менее уверены, что дети начнут перенимать хороший пример.

Подводим итог

Средства воспитания по сути просты и понятны, но сложны в применении. У каждого родителя есть закреплённая с детства модель поведения, перенятая у собственных родителей, у окружения, у времени, в которое они росли. Не все понимают, что для того, чтобы вырастить воспитанных детей, нужно работать над собственным воспитанием.

Пытаясь понять, что же делать и с какой стороны подойти, многие родители обращаются за советом к знающим людям: педагогам, психологам, авторам книг и ведущим тренингов.

Существует огромное количество книг известных психологов, таких же мам и пап, которые на собственном опыте учились воспитывать детей и передают свои знания всему миру. Классикой педагогики считают такие книги, как:

  • «После трёх уже поздно» Масару Ибука — книга о том, как научить детей тому, что им необходимо с самого раннего возраста, когда они активно впитывают информацию;
  • «Большая книга про вас и вашего ребёнка» Людмилы Петрановской — дилогия известнейшего российского психолога о взрослении детей, конфликтах, капризах и воспитании уверенности в себе;
  • «Ленивая мама» Анны Быковой, вся трилогия, а именно: «Самостоятельный ребёнок, или как стать «Ленивой мамой», «Развивающие упражнения «Ленивой мамы», «Секреты спокойствия «Ленивой мамы» — книги с интригующим названием, говорящие о злободневном: как вырастить самостоятельного и умного ребёнка, избавить от инфантильности и научить его делать всё самому;

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

Постепенно усложняйте обязанности ребенка;

Осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

Когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям;

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей среднего дошкольного возраста. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется» .

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. В связи с этим формы воспитания зависят от конкретных ᴨȇдагогических ситуаций, и в связи с этим они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Можно выделить следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет) ;
  2. личный пример;
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива) ;
  4. наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания) .

В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации.

Методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье – это пути (способы) , с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителя на сознание и поведение детей.

Методы воспитания имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителя: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителя и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Выбор и применение методов родительского воспитания детей среднего дошкольного возраста опирается на ряд общих условий:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
  2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.
  3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей.

Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример матери (отца) , образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на ребенка среднего дошкольного возраста может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

На основе анализа литературы можно выделить несколько способов воздействия родителей на самосознание ребенка среднего дошкольного возраста в процессе общения:

  1. Прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения. При этом внушаемый образ может быть как положительным (умный, добрый, способный) , так и отрицательным (неумный, невоспитанный) .
  2. Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний.
  3. Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.
  4. Косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить образ самого себя.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

По мнению Мухиной В.С. следует обсудить ситуацию, когда в семье нет одного из родителей. По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, став постарше в возрасте 4-5 лет, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытие чрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец.

Как бы то ни было, родители должны нести ответственность за своего ребенка. Хорошие родители, создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственности за своего общего малыша, ведь он ничем не провинился перед ними.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания) . В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в среднем дошкольном возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к «их открытиям» . Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком,

проблемы с половой самоидентичностью, а это приводит к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Для того чтобы ребенок, воспитывающийся В связи с этим, психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров, определяют самый острый вопрос, который возникает в неполной семье - сложность сформировать для ребенка среднего дошкольного возраста здоровую половую идентификацию. Ведь именно в возрасте 4 – 5 лет ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

В неполных семьях вопросу воспитания ребенка среднего дошкольного возраста необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей.

Таким образом, формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Применяются следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение,
  2. личный пример,
  3. поощрение,
  4. наказание.

Выделяют следующие средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье: всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png