В современном обществе редко можно встретить человека в национальном костюме, однако, несмотря на это традиционная одежда каждого народа и этнических групп по-прежнему остается частью материальной культуры. И является при этом ярким воплощением исторически сложившихся религиозных верований, духовных ценностей, климатических особенностей, хозяйственного уклада. По трансформации одежды можно проследить эволюционное развитие разных цивилизаций. Яркий тому пример - якутская национальная одежда.

Национальная одежда Якутии – особенности

Традиционная одежда Якутии приобрела свои характерные черты и особенности в XӀӀӀ веке, уже в то время населением использовались разные по цвету и фактуре материалы, разношерстный мех, различные элементы декорирования. Костюмы шили из сукна, жаккардового шелка, кожи, ровдуга. Украшали орнаментными вставками, вышивкой, бисером, подвесками. Больше всего такая колоритность присутствовала в верхней национальной одежде Якутии.

Конечно, многие особенности костюма обуславливались полярным климатом и основным видом деятельности – табунным скотоводством и разведением крупного рогатого скота. Поэтому большую часть одежды, особенно бедные сословия, изготавливали из кожи, замши. Для утепления наряда нашивали меховые полосы. Привозные шелка и шерстяные ткани применялись в качестве отделки, их могли себе позволить лишь богатые люди.

Женская национальная одежда Якутии

Повседневная женская якутская национальная одежда отличалась от мужской лишь наличием декора, в качестве которого применялись нашивки из прорезной кожи, бисерные и меховые полосы. В основном же это изделия прямого кроя, обусловленного размерами и формой материала.

По-другому обстояли дела с праздничной якутской национальной одеждой - женские и на то время имели более сложный крой, со сборками на рукавах и расклешенные книзу. Особое внимание уделялось украшению праздничного наряда.

Ысыах невозможно представить без традиционной одежды. Накануне якутского праздника ЯСИА решило вспомнить историю платья халадаай — одного из главных составляющих женского костюма.

Корни

Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.

Праздничный сибирский халадай из дабы, XIX век.

Холодай, холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону. В южнорусских губерниях холодайку шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Это была распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся книзу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. Холодайка обычно не имела застежки, по вороту, подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Холодайка в первой четверти XX века считалась очень модной одеждой. Женское платье объемной формы у бурятов тоже называется халадайха, сшитое из шёлковых тканей оно является выходной одеждой в Прибайкалье. Одежда, схожая по фасону и крою, была распространена у алтайцев и татар («Русский традиционный костюм», 2001).

Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.


М. Носов. Якуты XVII века. Ысыах.

В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа . Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

М. Носов. Портрет якутской девушки.

В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон , платье халадаай , безрукавку-кэhиэччик , головной убор — дьабака , нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

Ткани

Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.


Полный выходной костюм из нарядного халадаая и безрукавки (по рисунку М.Носова)

Обязательную пару праздничному халадааю составляла безрукавка – кэhиэччик, ее шили из ярких тканей и богато декорировали сначала бисером, ровдугой и мехом, позже – пайетками, стразами, тесьмой.

Цвет

Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный , темно-серый , коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

Крой

В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.


Старинная женская рубаха-халадаай (рисунок М. Носова)

По мнению художника и этнографа Михаила Носова , прообразом современного халадаая является одноименная рубаха-платье. Ее шили из дабы или простой материи, самые старые образцы, датированные серединой XVII века, имели спереди и сзади легкие сборки у ворота. Воротник, как правило, заменяла легкая ровдужная или кожаная окантовка, таким же образом обрабатывались края рукавов и разрез у горловины. В более позднее время сборки стали делать в области груди и по низу рукавов.


Женское платье халадаай второй половины XIX — начала XX века.

В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа , которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

В статье использованы данные из монографии С. Петровой и З. Заболоцкой «Народный костюм якутов» и исследований М.Носова «Одежда и украшения якутов XVII-XX веков».

Основным видом праздничной одежды, надеваемой на национальный якутский праздник Ысыах является традиционный якутский женский костюм, состоящий из платья "халадай" и жилета "хассыат".

В этой публикации дается описание построения лекала и пошива женского платья халадай и выкройка жилета хассыат по рекомендациям художника-модельера Зинаиды Заболоцкой и кандидата исторических наук Светланы Петровой.

Ысыах 2013. Фото: Айар Варламов / YakutiaPhoto.com

Платье халадай - объемной формы, с кокеткой по полочке и спинке, может выполняться как из плотной шелковой ткани (тафты), так и легких тканей. По низу платья настрачивается в один ряд оборка. Рукав платья имеет объемную форму, с густой оборкой по окату, к низу рукава притачивается манжета.

Жилет "хассыат" - слегка расклешенного силуэта выполняется с декоративным отлетными клапанами по переду и среднему шву спинки. Воротник отложной. Декоративная ажурная отделка из тесьмы, бисера, стекляруса и блесток нашивается по краям борта, пройме, клапана и низу изделия.

Как вид одежды «хассыат, халадай» сформировался еще до революции, в 19 веке. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды. Сложившийся в современное время крой «хассыат, халадай» это, безусловно, результат переосмысления в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями и ставший традиционной формой одежды для народа саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

Костюм женский праздничный

Петрова С.И. в якутском костюме

Семья. Ысыах 2015

Ысыах 2015

Построение лекал женского платья "халадай"

Проще всего изготовить лекала костюма на базе готовых выкроек, подходящих вам по размеру и росту, которые можно взять из журналов мод, например, лекала простой блузки со втачным рукавом или платья.

В нашем случае лекала женского платья халадай выполнены на основе изделия полуприлегающего силуэта.

Работа выполняется по следующим этапам:

1. Сначала намечаются модельные линии платья – халадай: линии кокетки на полочке и спинке (приблизительно выше линии груди и лопаток), линия оборки по низу изделия (приблизительно чуть выше колена); на лекале рукава намечается линия притачивания манжеты (на уровне 10-12см) и произвольно-вертикальные линии разведения рукава;

2. Нагрудная вытачка на кокетке закрывается и переносится на стан полочки;

3. Стан полочки и спинки раздвигается по вертикали на необходимую ширину (в зависимости от тонины, толщины ткани от 1/2 до 2 раз);

4. Оборка также расширяется на нужную по модели ширину (в 1/2 раза или 2 раза);

5. Манжета рукава слегка расширяется по верхней линии (на 1см с обеих сторон), поэтому верхние и нижние линии манжеты переоформляются по кривой;

6. Рукав раздвигается методом «конического разведения», т.е. верхняя часть расширяется больше, чем нижняя (в зависимости от ткани и модели в 1/2 или 2 раза). Головка рукава поднимается по высоте приблизительно на 5-7см;

7. Воротник-стойка строится по расчетному методу: для этого проводится вертикальная и горизонтальная линия, по вертикали откладывается отрезок равный 3 см., по горизонтали - расстояние равное 1/2 обхвата шеи и соединяется по прямой. Затем по вертикали отмечается высота стойки (2-3см), от точки пересечения линии воротника и горизонтали поднимаем перпендикулярную линию, отмечаем высоту воротника (2-3см) и соединяем эти точки. Далее оформляем кривизну воротника-стойки, для этого от середины нижней линии воротника поднимаем перпендикуляр, отмечаем отрезок равный 1 см. и через эту точку оформляем кривую линию (верхняя линия оформляется точно так же).

Базовые лекала женской одежды


Моделирование платья "халадаай"


Лекала платья "халадаай"

Лекала платья "халадай" состоят из следующих основных деталей:

  • кокетка полочки - 1 деталь,
  • кокетка спинки - 2 детали,
  • полочка - 1 деталь,
  • спинка - 1 деталь,
  • оборка - 2 детали,
  • рукав - 2 детали,
  • манжета - 4 детали,
  • воротник -2 детали.

Примечание. Рюши выкраиваются по прямой в виде полоски. Длина полоски соответствует трем измерениям горловины (т.е. если горловина 20 см. то длина полоски 60 см.). Высота рюши от 2 см до 3 см. в готовом виде. Выкраивается двойная высота (т.е. 4 см или 6 см). Не забудьте, что лекала даются без учета шва, т. е. на швы прибавляете 1.5 см.

Пошив платья "халадай"

1 этап. Раскрой деталей платья по лекалам
  • Кокетка полочки - 1 деталь
  • Кокетка спинки - 2 детали
  • Полочка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
  • Спинка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
  • Рукава - 2 детали
  • Манжеты - 4 детали (верхняя, нижняя)
  • Воротник - 2 детали (верхняя, нижняя)

Также выкраивается полоса оборки, пришиваемые по низу платья, высотой от 45см. до 50 см; шириной от 300 см. до 450 см. в зависимости от тонины ткани; и рюши высотой 2,5см. или 3 см. для воротника и манжет, длина которой зависит от густоты рюши.


2 этап. Соединение кокеток полочки и спинки по плечевому срезу.


3 этап. Соединение кокеток с полочкой и спинкой.

Полочка и спинка предварительно сосбариваются на ширину кокетки.



Подклад платья в подготовленном виде. Далее, подклад притачивается к платью по пройме и горловине.

Примечание. Может быть вариант притачивания кокеток подклада и платья вместе.

4 этап. Притачивание оборки по низу платья.

Предварительно верхние края оборки оформляются зигзагом. Затем сосбариваются на ширину низа полочки, спинки.


5 этап. Оформление рукавов.

Сначала оформляется манжета. Нижняя манжета предварительно дублируется флизелином.

Потом к манжетам пришиваются воздушные петли.


Затем, к манжетам притачиваются рюши.


Рукав сосбаривается по окату и низу.


Затем к рукаву притачивается манжета.


Рукав готов.

Готовые рукава притачиваются к платью.

6 этап. Оформление воротника.

Заранее заготовленную рюшу притачиваем к воротнику.

Примечание. Рюши могут быть разных вариантов - со сборкой или со складками.

Затем, притачиваем готовый воротник к платью (вид сзади).


Платье в готовом виде. Вид спереди.

Выкройка жилета "хассыат".

Крой женского жилета "хассыат". Размер 48, рост 156

Источник -из книги С.И.Петровой "Свадебный наряд якутов"


Желаем удачи в пошиве!

Тема : Национальная одежда народов Якутии

Цели :

Выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с национальной одеждой.

УУД :

Личностные: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

Регулятивные: формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций: конкретное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство (на примере национальной одежды);

Познавательные: овладение и пользование специально-понятийным аппаратом,

Коммуникативные: Участвовать в групповой работе по украшению рукавицы.

Оборудование : физическая карта Республики Саха(Якутия), национальные костюмы якутов, эвенков, куклы в национальных якутских и эвенкийских одеждах, унты, шапка, презентация « Национальная одежда народов Якутии», словарь терминов, национальные эвенкийские блюда(Салат из сердца оленя, печень оленя, лепёшка « Тупа»), фонограммы с якутскими мотивами.

Ход занятия.

I ) Орг. момент.(Звучат якутские мотивы)

За символ занятия я предлагаю взять орнамент в виде солнца.

Этот рисунок сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Он показывает преклонение народов Саха перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах.

Пусть будут теплыми, как солнышко, отношения между всеми народами, населяющими нашу Северную страну.

II ) Сообщение темы, постановка целей.

Прочитайте тему нашего занятия.

Чем мы будем заниматься?

(Узнаем какие коренные национальности населяют нашу Республику, познакомимся с национальной одеждой, узнаем новые слова, в парах, работая дружно,украсим рукавицы узорами).

III ) Учебно- познавательная деятельность

1) Моя Республика.

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

Население Якутии составляет 1 млн. человек. Здесь проживают представители 80 национальностей. Смешение различных культур и укладов жизни создаёт особый калорит северного края. Жители Якутии с уважением относятся к каждому народу, ко всем религиям. Люди, живущие здесь, питают тёплые чувства к суровому, но прекрасному северному краю. И всегда рады гостям.

Моя Якутия родная
к тебе мы сердцем приросли,
и нет для нас дороже края
и нет для нас теплей земли!

Поет метель зимою снежной
туман клубится над тайгой
А я так искренне,так нежно
люблю Якутский край родной!

Благодарю счастливый случай,
что нас с тобой сюда принес!
Наверно, есть края получше,
но этот дорог нам до слез!

2) Коренные народы Республики Саха(Якутия)

Среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Народ- это группа людей, которых объединяют общие признаки: язык, обычаи, традиции.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Долганы

Юкагиры

3) Национальная одежда коренных народов Якутии.

Одежда - это совокупность предметов, покрывающих тело человека. Национальной одеждой мы называем одежду какой-либо национальности. У разных народов существуют свои национальные костюмы.

Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природно-климатические условия жизни, род занятий -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.

Якуты.

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, коротких кожаных штанов (сыайа), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) .

Нарядное женское платье свободного покроя- халадаай. Поверх платья надевалась безрукавка. Она была украшена вышивкой, бисером или кружевом.(показ на манекене).

Долганы.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.
(РОВДУГА , замша из оленьей или лосиной шкуры)

(КАМУСЫ (саамск.), куски шкуры с ног оленя, зайца, песца и пр. Используются для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири)

Эвены.

Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) . Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.

Юкагиры.

Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкой.Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.

Чукчи.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.
Береговые – использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь – короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

(ТОРБАСА (торбаза) , высокие сапоги из шкуры оленя, нерпы и пр. шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера и Сибири.)

Физкультминутка

1) пальминг

4) Национальная одежда эвенков

На территории нерюнгринского улуса проживают эвенки.

Сегодня мы подробно познакомимся с национальной одеждой эвенков.

(Я ученица 1 в класса. Меня зовут Александрова Лена. Я эвенкийка.)

а) приветствие на эвенкийском языке

б) рассказ о национальной одежде эвенков

Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя.
Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная. Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. Вшивали рукава. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского - прямого. Позднее эту одежду эвенки стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите эвенков вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый.
Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами.
Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы", меховая обувь у народов Севера и Сибири.
В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. Эвенкийский орнамент строго состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.
Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора - меховая мозаика, вышивка бисером.

в) изготовление элементов одежды (рукавицы)

Сегодня на занятие я приготовила для вас загадку. Только отгадав ее, вы сможете узнать, что мы сегодня будем украшать:

Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавицы)

Правильно, ребята! В наши холодные, морозные зимы без рукавиц мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек.

Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут или шьют для своих родных рукавички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями. Посмотрите, какие красивые и разные сегодня у меня рукавички.

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем составлять узор для украшения рукавичек.
Но сначала я Вам расскажу эвенкийскую сказку «Цена иголки ».

Давно это было. Жил один эвенк, у него была жена и ребенок. Однажды эвенк пошел на охоту. Долго его не было. Пока его не было, напали на чум страшные чаниты (чудища). Вернулся он с охоты и видит, что жена его плачет.
– Что ты плачешь?
– Да приходили чаниты, разорили наш чум!
– Ох, а я подумал, что ты иголку потеряла!

Раньше иголка была очень дорога для эвенкийской семьи, потеря иголки считалось большим горем. Мастерица не имея иголки – не могла бы сшить одежду для своей семьи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, еливы

г) выставка работ

IV ) Итог занятия

Что вы сегодня интересного узнали? Что научились делать?

V ) Рефлексия

Настроение? Солнышко и куклы в национальных костюмах.

VI ) Заключение

Ребята с Волги и Оки,

Вы приезжайте к нам на Лену!

Край неизведанной тайги

Понравится вам непременно.

У нас такая целина,

Которой нет конца и края!..

Вас ждет прекрасная страна,

Алмазная и золотая!

Не бойтесь наших лютых зим!..

Хотя свирепа наша стужа,

Однако мы ее сразим

Большим огнем горячей дружбы!

Леонид Попов

VI ) Угощение гостей эвенкийскими национальными блюдами

1) Салат из сердца оленя

2) Печень оленя

3) Лепёшка « Тупа»

Тема: «Якутская национальная одежда» Работу выполнила: Ученица 4Б класса Петрова Лиза. Руководитель: Калачева Л.В. Цель: изучить якутскую национальную одежду и научиться самой шить ее в будущем. Задачи: 1. Определить роль и место одежды в обрядовой культуре народа; 2. Изучить обычаи и традиции народа Саха; 3. Приобщение к национальной культуре. Актуальность. Тема актуальна тем, что мы проживаем в Якутии и я хочу познакомить сверстников с традициями и одеждой Якутов. Роль и место одежды в обрядовой культуре народа Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей средой: еду, одежду, орудие труда они добывали у неё. Поэтому по их понятиям главной являлась Природа, затем Божества и только потом Человек Тотемизм У якутов, как и у многих народов был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел считались священными. Например, это можно заметить в шапке с рожками и волчьей мордой. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы: Традиционная якутская одежда (до середины 18 века). Традиционная якутская одежда (с середины 18 века до 20 века). Традиционная якутская одежда до середины 18 века. Это период рассвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, безрукавка тангалай и т.д. Одежда изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных. Основным видом хозяйственной деятельности якутов было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном в качестве отделки. Женская верхняя одежда с бисерной отделкой (сукно). Мужской теплый камзол (сукно, мех, бисер) У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой. Традиционный якутский крой не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола. Безрукавка «Сон-тангалай» Эта одежда связана с культом лебедя. Это изделие небольшого объёма, выполненное из родвуги с меховой отделкой. Оно бережно хранилось и передавалось по наследству, как большая ценность. Одевала её только замужняя женщина. Эта одежда применялась и как погребальная по представлению якутов душа умершего человека проходила тернистый путь, поэтому одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами и бисером. Традиционная якутская одежда с середины 18 века до 20 века. Национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь с верованием. Нарядное демисезонное пальто («кытыылаах сон») 2 половина 19 века. Выполнено из сукна с использованием отделки красной, черной цветов. По линиям швов нашиты металлические пластины. На уровне груди нашиты декоративные элементы в виде ромбиков из ткани. Длина изделия - до середины икры. Сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также и отложные воротники. Бууктаах сон Шуба с меховой оторочкой. Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, чёрного и зеленого сукна или цветной парчи Дьабака Дьабака - головной убор. Головные уборы тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребёнка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой. Орнамент Якутский орнамент чрезвычайно разнообразный по своему составу, включает в себя как простые геометрические, так и сложные растительные орнаментальные мотивы. Особенность его заключается в том, что он отражает основной род занятий народа - скотоводство. Особую группу якутских орнаментов составляют простые линии, кружочки и полу кружочки, дуги, ромбы, треугольники, квадраты, пунктиры, точки, кресты и сетки. К числу наиболее характерных мотивов следует отнести криволинейный орнамент. . Лировидный орнамент- рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду «когер». Орнамент в виде солнца- это один из самых культовых орнаментов у якутов Он показывает преклонение якутов перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке «дьабака» и т.д. Украшения Металлические украшения - важная составная часть якутского костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные украшения). Металлические украшения делятся на съемные и нашивные (бляхи, подвески для оформления одежды). Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшения бисером. Значение цвета в одежде Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой - Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. ысыах Сегодня национальный костюм получил развитие и стал богатым… Приходить на ысыах в национальных костюмах становится модно и актуально. Заключение Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религию.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png