Исправлять детские проблемы во взрослом возрасте может быть сложно и болезненно. Настолько, что многих привлекает другой вариант решения проблемы – просто обвинить во всем родителей. «Вы занимались только собой, я видела вас по праздникам, а теперь хотите, чтобы я создала счастливую семью? Да я же не знаю, что это такое!» По сути, подобные заявления справедливы. Ведь 90 процентов того, что мы имеем во взрослом возрасте, приобретается в раннем детстве. И именно родители отвечают за наш характер, взгляды на жизнь, умение строить отношения с людьми и многое, многое другое. Родительский пример усваивается с младенчества – большей частью неосознанно, но очень прочно. Так что своими талантами, успехами в любых областях жизни, достижениями мы в значительной степени обязаны родителям. А кто виноват в неудачах? Тоже они. Но все же не стоит объявлять родителям, что они испортили вам всю жизнь. Во-первых, легче от этого не будет. Ко всем имеющимся проблемам добавится еще общее чувство вины и напряженность в отношениях. Во-вторых, взрослые люди − они на то и взрослые, чтобы со всеми проблемами справляться самостоятельно. Даже с теми, которые были в детстве.

Недостаток любви в детстве

Маленькие дети не знают слова «любовь» и не понимают ее закономерностей. Но они очень чувствительны и могут даже заболеть, если не получают от окружающих взрослых тепла, нежности и искренней привязанности. Для младенцев такая эмоциональная депривация – когда взрослые, ухаживая за ребенком, просто выполняют все необходимые процедуры, не включаясь в общение эмоционально, − может быть губительной. Она приводит к госпитализму – болезненному состоянию, похожему на депрессию у взрослых. Ребенок теряет интерес к окружающему миру и даже не плачет, зная, что все равно никто не подойдет. К счастью, в условиях семьи такое случается нечасто, однако не стоит думать, что в благополучных семьях дети всегда чувствуют себя любимыми. Ни полнота семьи, ни ее материальная стабильность, ни социальный уровень сами по себе любви к ребенку не обеспечивают. «В детстве хотелось, чтобы мама меня ругала. И чтобы потом тоже долго гладила по голове, вытирала мне слезы и брала на руки. А она случае проступка говорила: «Выйди вон» и какое-то время после этого вела себя отстраненно. Сейчас я понимаю, что просто не вовремя родилась и была для нее помехой – поэтому и не было теплых чувств».

Вырастая, человек старается всеми силами недостаток любви восполнить. И мужчины, и женщины ищут того, кто будет их не просто любить, а относиться с обожанием. Может хватить нескольких лет, чтобы баланс чувств того, ущемленного ребенка восстановился. Еще одна проблема – отношения со своим собственным ребенком. Девочка, испытывающая недостаток любви от мамы, рискует не стать в будущем хорошей мамой сама. Может не хватить нежности, трепетности, ласки.

Предотвратить это можно, вернувшись в детство и отдав тому маленькому ребенку то, что ему было положено по праву возраста – безграничную любовь взрослого. Сейчас такой взрослый точно есть – вы сами. Возьмите детскую фотографию, вспомните свои чувства в разных ситуациях и скажите самыми трогательными и нежными словами то, что вам было нужно тогда. А еще как можно чаще обнимайтесь со своими близкими. Телесные контакты – объятия, поглаживания, просто касания − обладают поистине лечебным действием, укрепляя базовое чувство доверия к миру, улучшая физическое и психическое состояние.

Детские обиды

Даже очень любящие родители могут накричать на ребенка, грубо его одернуть или забыть в садике. Папа думал, что забирает мама, мама думала, что папа. А маленький ребенок прислушивается к шагам на лестнице и думает, что за ним не придут уже никогда. Дети – существа эмоциональные, они не умеют смотреть на ситуацию абстрактно и рассуждать логично. И моменты своей обиды на родителей помнят очень хорошо – во всех красках, в собственных ощущениях. И именно поэтому с обидой на родителей бывает трудно расстаться даже во взрослом возрасте. Хотя неловко говорить о том, что тридцать лет назад мама одела вас в такое платье, что смеялся весь класс.

Чем опасны обиды? Прежде всего нарушением общения. В нем не будет открытости, честности, теплоты – всего того, что необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно. В нем возможны конфликты – даже если сознательно вы решили, что вспоминать старое не имеет смысла.

Сделай наоборот?

Проблема людей, переживших обиду в детстве, в том, что они слишком оберегают своих детей. «Я никогда не поступлю так, как мои родители», «У моего ребенка не будет повода для обид», «Я по себе знаю, как это тяжело, и моему ребенку так не сделаю»… На самом деле иногда такие убеждения не идут ребенку на пользу. Как бы это ни казалось нам жестоким, но дети должны знать и разочарования, и обиды. Это помогает подготовиться к реальностям жизни, учит работать со своими чувствами. Нет ничего страшного, если ребенок испытывает обиду, главное − чтобы при этом он все равно был уверен в нашей любви.

«Я с четырех лет ходила в садик на пятидневку и до сих пор помню ощущение тоски и страха, когда на ночь воспитатели закрывали дверь. Конечно, мама всегда объясняла, что у нее нет другого выхода, что так надо из-за работы. А потом бабушка сказала, что мама водит меня туда «ей назло». Они поссорились, и мама не хотела, чтобы бабушка занималась моим воспитанием. До сих пор не могу простить такое. Собственные амбиции были для мамы важнее, чем нормальная жизнь дочери. Конечно, я не говорила об этом и вообще старалась забыть. Но тут мама упрекнула меня в невнимательности к моим детям. «Заботливые мамы тщательно выбирают школу, а не ведут в ту, что поближе», − сказала она. Я высказала все, что думала о заботливых мамах и о ней в частности».

Не стоит держать обиды в себе. Если нет реальной возможности поговорить с родителями (или если думаете, что такой разговор не будет воспринят адекватно), используйте метод психодрамы. Вы говорите все, что думаете, от своего лица, а потом сами же отвечаете от лица мамы. Говорить можно все, что приходит в голову. Как правило, нескольких «сеансов» хватает, чтобы узнать все обстоятельства, понять родителей и полностью простить. Хотя, чем сложнее ситуация, тем больше работы.

Детское чувство неполноценности

Оно есть у всех детей и является необходимым фактором развития. Видя, что взрослые более сильные, способные, умные, ребенок хочет стать таким же. Но взрослые тут как тут: «Ты ничего не можешь, лучше не лезь», «Ты никогда не будешь танцевать − таких толстячков не берут», «Ты хуже всех читаешь и, похоже, никогда не научишься»… Становясь взрослыми, такие дети могут пойти двумя путями. Первый – ничего действительно не предпринимать и следовать родительским указаниям в отношении профессии и личной жизни. Второй – постоянно стремиться избавиться от чувства неполноценности, доказав всем, что «я могу». Но даже достижения не дают чувства уверенности, если оно не было заложено в детстве. Нередко в своих стремлениях человек доходит до нервного срыва, не умея расслабляться и останавливаться хотя бы на короткое время. И не имеет значения, какие сферы деятельности волнуют человека – профессия или личная жизнь. И по отношению к своим детям у людей с низкой самооценкой тоже часто бывают завышенные требования. «Из меня все равно ничего толкового не получится, надо приложить все усилия к обучению ребенка» − по такому принципу проходит воспитательный процесс в семье. Родители ради ребенка могут все: переехать в другой город, оставить карьеру, заниматься своим чадом буквально днем и ночью. «Надо же, какие заботливые», − думают окружающие. На самом деле больше получают сами родители. У них (или одного из них) наконец-то появляется чувство значимости, полноценности, реализованности. А вот ребенку реализовывать чужие замыслы бывает очень нелегко.

Бороться с чувством неполноценности необходимо – иначе оно может сохраниться на всю жизнь, меняя не только образ жизни, но и характер. Для начала просто поблагодарите (мысленно) тех, кто внушил вам его − благодаря им вы развили такие качества, как упорство и целеустремленность. Потом – научитесь ценить свои достижения и просто себя, без достижений. Различайте, когда критика в ваш адрес конструктивна, а когда просто манипуляция. Конструктивную, конечно, надо ценить, а вот с манипуляциями нещадно бороться. Просто не вовлекайтесь в нее эмоционально – реагируйте только на слова. «Да, я действительно не успеваю все, что планирую», «Все мы не идеальны – у каждого свои недостатки», «Возможно, мне стоит об этом подумать» − такими должны быть ваши ответы на критику. Люди, критикующие нас из желания испортить настроение или вывести из себя, быстро потеряют к такой беседе интерес – особенно если отвечать им добрым и чуть ироничным тоном. И наши дети получат очень хороший пример: чем раньше они усвоят, что далеко не все замечания в свой адрес надо принимать всерьез, тем лучше.

Семейная неустроенность

Ссоры, разводы, повторные браки – ко всему этому ребенок не может относиться равнодушно. Даже в самом лучшем случае – когда есть люди, готовые заботиться и любить всегда. Дети все равно страдают, испытывают то страх − потому что не знают, чего ждать завтра, то чувство вины – потому что в силу своей эгоцентричности часто ошибочно полагают, что именно они явились причиной такой семейной ситуации. Когда же в семье годами все непонятно, ссоры становятся неотъемлемой частью повседневности, а взрослые, не стесняясь в выражениях, обсуждают недостатки друг друга, то в представлении ребенка слова «семья» и «проблема» становятся, увы, синонимами. Становясь взрослыми, именно с такими установками люди вступают в брак. И получается, что многие проблемы передаются из поколения в поколение. Даже те, кто был уверен, что никогда не будет вести себя, как родители, в определенном возрасте начинают подсознательно повторять те же поступки по отношению к окружающим.

Измени сценарий

Дети из разведенных семей с большей вероятностью разведутся, чем те, кто усвоил, что в любой ситуации можно договориться и исправить положение. Те, кто в детстве неоднократно были свидетелями родительских скандалов, тоже не особо скрывают недовольство друг другом перед детьми. И ожидания от брака бывают очень похожи на то, что мы сами наблюдали в детстве в родительской семье.

Но негативный сценарий можно исправить. Представьте свою будущую жизнь – сначала так, в общем, потом отдельные события, а потом – по отрезкам времени. Если в своих представлениях вы заметили что-то лишнее (измены, проблемы с обучением и поведением ребенка, развод, одиночество), то немедленно это удалите. На освободившееся место – все самое лучшее, что вы можете себе пожелать. Это кажется бесцельным времяпрепровождением – на самом деле такие мечты являются одним из методов позитивной психотерапии.

Психологи не могут дать точное объяснение тому, как наши мысли и сценарии реализуются, но имеют огромное количество доказательств, что выше­описанный метод срабатывает. Если вы, думая о будущем, представляете трудности с ребенком и ждете, что он будет «точной копией своего ужасного отца», то так оно, скорее всего, и будет. Значит, вам определенно стоит наметить более привлекательный ход событий – такой, в котором есть хорошие отношения, успех и счастье всей семьи.

Мы слишком часто делаем то, чего от нас ждут. Отдаем, уступаем, молчим – даже если понимаем, что это неправильно... Давайте попробуем изменить ситуацию.

Фраза "все мы родом из детства" – не поэтический вымысел, а суровая проза жизни. Вот противный чужой мальчик пытается отобрать ваш совок, брыкаясь и скандаля. Хочется дать захватчику в лоб, но мама грозит пальцем: "Жадничать нехорошо!" Что делать – приходится подчиниться, хотя в глубине души вы убеждены, что это несправедливо. А лет через двадцать подойдет к вам знакомый, просадивший зарплату в казино, с просьбой дать взаймы. И вы, злясь на собственную воспитанность и безотказность, снимете последнюю рубашку – потому что, как и раньше, "спешите делать добро".

ЖАДИНА-ГОВЯДИНА

Звонит подруга: "Слушай, что делать? Купила дочери карнавальное платье – такое "принцессное", длинное, сверкающее. Она наглядеться на него не может, до праздника дни считает. А тут зашла соседка, обновку увидела и говорит: "У моей утренник на день раньше – дайте поносить!" Давать, конечно, не хочется. А не дашь – решит, что мы жадные, обидится… Второй день ни о чем другом думать не могу!"
Наверное, и вам не раз приходилось выбирать: повинившись, отказать – или отдать, но тоже без всякой радости.

Почему же в нас так твердо укоренилась установка "просят – отдай"?

Возможно, потому что родителям очень не хочется, чтобы их славный малыш вырос жадиной. Ведь тогда от окружающих вряд ли дождешься фразы: "Ах, какой добрый и воспитанный ребенок! Нам бы такого!" Ради заветных слов многим можно поступиться.

Никто не спорит, что к людям надо относиться по-человечески. Да и законы общежития требуют умения находить компромиссы. Но на практике это часто сводится к тому, что всерьез воспринимаются только чужие желания, а с вашими никто, в том числе и вы, не считается. Человеку приходится буквально по капле выдавливать из себя "голос матери", учиться понимать себя и говорить "нет" в ответ на неприятные просьбы.


КАК ПОСТУПИТЬ?

Очертите круг вещей, про которые вы точно знаете: "Это мое и только мое. Кто бы ни потребовал, не дам ни за что! И никакого ложного чувства вины – не дождетесь". Параллельно определите, с чем вы при необходимости можете относительно безболезненно расстаться. При этом, разумеется, надо помнить, что другие люди тоже имеют право сказать "нет".


ЯБЕДА-КОРЯБЕДА

Лера, маркетолог: "Коллега свалил на меня всю работу по проекту, которым, по идее, мы должны заниматься вместе. Разговоры с ним ни к чему не приводят... Пойти к начальству неудобно как-то, скажут – кляузничаю…"

С младенчества нас убеждают: ябедничать стыдно! Но при этом часто забывают объяснить: донос и справедливая критика совсем не одно и то же.

Типичная картина. Детский сад на прогулке. Вдруг одна из девочек подбегает к воспитательнице:
– А Маша и Сережа нашли какие-то грибочки, сварили и сейчас есть будут!
Воспитательница коршуном бросается к малолетним кулинарам, поганки летят за забор, все спасены. Но девочке она при этом пеняет:
– Ябедничать нехорошо!

Интересно, как эта девочка, став взрослой, будет решать ежедневные дилеммы вроде: рассказать ли подруге, что ее муж прогуливал в кафе свою секретаршу? Пожаловаться ли в жэк, что в соседней квартире сносят несущие стены? Одноклассник сына замечен в дурной компании – сообщить об этом его родителям или пусть сами разбираются? Выбор легко дается только убежденным борцам за правду или прожженным кляузникам. Остальные мучительно соображают…

КАК ПОСТУПИТЬ?

Определите для себя ситуации, когда вы не сможете промолчать – они, как правило, касаются жизни и здоровья людей. Затем очертите следующий круг – ситуативный. Считаете нужным – расскажете, нет – промолчите, и никто не вправе будет вас упрекнуть. И третий круг, про который вы скажете себе: "Меня это не касается!"


НЕСНОСНЫЙ УПРЯМЕЦ

Елена, танцовщица: "Я практически не общаюсь с родителями. Их не устраивает жизнь, которую я веду – не та работа, не тот муж, не те друзья. Это как продолжение детской истории: "Не смей выходить на улицу без шарфа и чтоб в 9 была дома!" Глупо, нелепо, но этот шарф я вспоминаю до сих пор…"

Елена уцелела в поединке с "шарфом" и сохранила, а возможно, и нарочито подчеркивает свою самостоятельность и свободу от чужих мнений. Но иногда этот самый "шарф" родителям все-таки удается затянуть на шее человека.

Случай столкнул меня с отличным педагогом. Он говорил детям правильные вещи, был справедлив и объективен. Одно "но": стоило ему оказаться лицом к лицу с директором школы, как он терял всякую способность самостоятельно рассуждать и твердил как заведенный: "Да, согласен, вы абсолютно правы…" Коллеги смеялись над ним, дети начали презирать – пришлось уволиться. Но где гарантия, что на новом месте не повторится старая история?

Не умеют защитить свою точку зрения обычно те, чьи родители усердно воплощали в жизнь мечты "о самом послушном ребенке".

Из них вырастают послушные работники… А как же творчество, креатив, новые идеи и самореализация? Увы, с этим, скорее всего, будут проблемы.

КАК ПОСТУПИТЬ?

Если вы не способны настаивать на своем, заставить прислушаться к себе, значит, открытая конфронтация – не ваш конек. Но и путь наименьшего сопротивления далеко не самый легкий: соглашателей обычно не любят, считают подхалимами. Попробуйте не говорить, а писать. Все свои замечания, соображения, предложения подавайте в письменном виде или пересылайте по электронной почте. Вы сможете отточить формулировки, придать им корректный вид, отшлифовать стиль. И при этом никто не увидит вашего покрытого испариной лба и краснеющих щек.

СОВЕТ ОТ ВРУНГЕЛЯ

"Как вы яхту назовете, так она и поплывет!" – пел капитан Врунгель. Действительно, назовите человека жадиной, ябедником и упрямцем, и вам вряд ли захочется с ним общаться. Но попробуйте взглянуть на вещи иначе. Не жадный муж, а рачительный хозяин. Не упрямая как ослица жена, а уважаемая особа, имеющая свою точку зрения. Не ябеда-теща, а просто любительница поговорить, которая доверяет вам все секреты. Даже чужие. Но вы же лишены человеческих слабостей, и дальше вас это не пойдет, не правда ли?

Наше «я» формируется в детстве. Все мы являемся произведениями тех, кто находится рядом с нами в годы детства, тех, кто нас любит либо отказывает нам в любви. Для любого человека поддержка и любовь — величайший дар. Любовь проявляется сильнее всего тем, что мы освобождаем тех, кого любим, от ограничивающих рамок, от комплексов и вдохновляем их на создание достойной жизни.

В самом начале жизни каждый из нас подобен нераскрытому цветку. Только после того, как цветок получит тепло и любовь, он раскроется и станет видна вся его красота. Так же и ребенок нуждается в родительской заботе, внимании и одобрении для того, чтобы раскрыться. Если он не получит достаточно любви и одобрения, то его бутон так и не расцветет.

Есть такая боль, которая сидит глубоко в груди человека, и она не похожа ни на какую другую боль. Люди ложатся спать с этой болью и с нею же встают. Иногда боль такая сильная, что случается душевное расстройство и человеку необходима профессиональная помощь. Если ребенок лишен понимания, то к тому времени, как он вырастет и станет взрослым, его сердце переполнится обидами, и он будет поглощен только своими собственными несчастьями, он будет не в состоянии отойти от самого себя, чтобы любить кого-либо другого.

Я не общаюсь со своим отцом и не вижусь с ним годами, но знаю, что помирилась бы с ним мгновенно, если бы он имел смелость и извинился за все свои ошибки: за то, что никогда не говорил самых главных слов, за то, что повесил на меня бремя вины и комплексов, совершая поступки и говоря слова, убеждающие меня в том, что я ничего не стою. За то, что во взрослой жизни мне было сложно восстановить чувство собственного достоинства, за то, что я долго не умела любить. За то, что я совершала много фатальных ошибок, которые приводили к нервным срывам, а все потому что мне не хватало знаний как правильно поступать в той или иной ситуации, потому что мне не к кому было обратиться за советом…

И так, все мы были детьми, но не каждый вспоминает эту часть своей жизни с удовольствием.
Лично я думала и была уверенна, что у меня всё будет по-другому, что я всегда буду понимать своего ребенка и буду ему лучшим другом. Но однажды поняла, что наступаю на те же грабли и совершаю те же самые ошибки, что делали мои родители! Не желая этого, я подсознательно копирую модель поведения своих родителей. Вот уж где верна поговорка «мы рабы своих привычек».

Да, я лучше обеспечиваю своего ребенка, не употребляю алкоголь, не курю, не подвержена никаким пагубным страстям, но я совершаю такие же причиняющие боль, поступки! Я лишаю его самоуважения и уверенности в себе. В чем это выражается? Критика. Упреки. Неодобрение. Подавление своим авторитетом. Невнимание.

Например, сначала я думала, что будет лучше, если ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно и в одиночестве. Я хотела, чтобы он научился вниманию и не могла понять, почему для него школа не является чем — то важным. Потом я поняла свою ошибку. Я сама не уделяла внимание тому, что хотела в нем воспитать. Предоставив ему свободу, я показала этим, что не придаю большого значения урокам в школе. Он соответственно, стал уделять им внимания еще меньше.

Ребенок нуждается в поддержке, он еще не может представить себе важность успехов в школе. Ему необходимо сообщать свои мысли самым важным людям в его жизни. Это касается не только уроков, а вообще всего. Если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то он будет искать поддержки в другом месте, и хорошо, если это будут благополучные сверстники.

Теперь, когда ребенок выполняет домашнее задание, я нахожусь рядом и при необходимости помогаю.

Никогда не применяйте критику, т. е. деструктивного критицизма по отношению к детям. Они очень чувствительны к любого рода критике, исходящей от родителей. Они могут не реагировать видимым образом, но внутри испытывают жуткую боль.

Каждый всплеск отрицательных эмоций наносит серьезный удар по психике ребенка. Стресс может накапливаться до бесконечности и обнаружить себя многочисленными комплексами и фобиями во взрослой жизни.

Не желая того мы сами можем разрушить личность ребенка. Когда мы подвергаем его осуждению, он чувствует себя недостойным и неуверенным в себе, он теряет самоуважение. В это же время он сам программируется на подобную модель поведения в будущем и обучается осуждению, обучается чувствовать себя виноватым, вместо того чтобы учиться любви, пониманию и формировать у себя сильный характер. Ребенок в большей степени подражатель, чем мыслитель.

Родители, стремящиеся избежать любого неудобства под лозунгом «воспитания», на самом деле воспитывают у ребенка привычку сосредотачиваться лишь на самом себе — привычку, которая не принесет ничего, кроме несчастья.

Если вы высмеиваете недостатки ребенка, стремясь таким образом заставить делать его то, что нужно вам, вспомните себя в детстве… Что вы чувствовали, когда родители критиковали вас? — правильно, вы чувствовали себя нелюбимым и непонятым, вам было обидно.

Обида на родителей засядет в голове и будет удерживаться там всю жизнь. Психологические травмы, нанесенные в детстве могут десятилетиями кровоточить. Взрослые люди имеющие неврозы, психические проблемы, эмоциональные расстройства и серьезные неудачи в личной жизни и в карьере, были детьми, которые получили мало любви, но много неодобрения.

Истинная родительская любовь требует забвения своих ожиданий. Дети не обязаны дотягивать до той планки, которую вы им выставили. Родители, стремящиеся содействовать успехам своих детей, часто не замечают, что за этим стоит неосуществленное желание их собственного успеха.

Когда вы пытаетесь заставить вашего ребенка быть кем — то кем он не хочет и не может быть, его сила воли, его собственный потенциал будут ослабевать. Ребенок не обязан оправдывать ничьи ожидания, он уникален, он индивидуальность.

Если требования чересчур жесткие, это приводит к тому, что ребенок начинает думать, что его ценность состоит лишь в уважении желаний родителей. Он чувствует, что как личность стоит очень мало, отсюда возникает комплекс неполноценности. Когда родители относятся к ребенку как к обременительному грузу и держат его в состоянии подчинения своей воли, — они на всю жизнь закладывают в него семена этого комплекса. Ребенок приходит к выводу, что сам по себе он ничего не представляет и мучается никчемностью, — мысль, которая может на всю жизнь подорвать веру в свои силы.

Когда поведение ребенка расходится с родительскими ожиданиями, вы не имеете права забирать свою любовь назад даже временно. Иначе вы собственными руками заложите в нем фундамент будущих проблем.
Любой негатив исходящий от человека во взрослой жизни — это стремление отделаться от чувства обиды, злости, которые порождаются в начале жизни. Поведение человека — это реакция на то, как обходились с ним в детстве. Недаром психотерапевты уделяют особое внимание воспоминаниям пациента о детстве. Потому что основные свойства личности формируются с первых лет жизни.

В процессе формирования личности у ребенка, часто подвергающегося критике и наказаниям, возникают неизбежные отклонения, которые приводят к неврозам и эмоциональным расстройствам. Это и неспособность устанавливать хорошие отношения с другими людьми, это страхи, дискомфорт от общения, это неуверенность в собственных силах и социофобия. Конечно, такие родители оправдают свою требовательность, гнев и проявление эмоций, желанием вырастить детей послушными. Но не собственный ли это внутренний дискомфорт? А у детей на всю жизнь останется душевная травма.

Одна из самых больших обид у человека, это та, что родители не говорили «я прошу прощения за боль, которую когда-то причинил тебе». Поэтому сейчас я принимаю полную ответственность за все свои слова и поступки, которые могут породить вину и комплексы у моего ребенка. Я не идеальна, да, но я не боюсь ему это показать, если чувствую, что не права. Я извинюсь, если не права, я могу разозлиться и наговорить со злости что-нибудь, но тут же беру свои слова обратно, говоря «прости меня». И знаете что? — ребенок меня не только любит и доверяет, но и видит во мне лучшего друга.

Не забывайте, пожалуйста, что наказание в состоянии раздражения — само по себе вещь очень опасная, а если вы еще и не извинитесь. Не забывайте, что дети мыслят иначе, чем взрослые. Они не умеют мыслить в категориях причины и следствия. Если ребенку не объяснить в чем опасность его поступка (например, перебежал через дорогу), то из всего скандала он удержит только одно: я — плохой.

Но дети всегда готовы прощать и забывать обиды. Если они видят, что у вас есть смелость признавать свои ошибки, этим вы покажете им пример. Самыми эффективными уроками будут те, которые родители дают собственным примером.

Ребенок должен быть уверен, что ничто не может повлиять на вашу любовь к нему, независимо от того что он делает. Если ребенок понимает, что его любят и неидеального, это повышает его собственную значимость, уверенность и самоуважение. И он сам будет стремиться к тому, чтобы больше не огорчать вас.

И так, первые годы жизни являются самыми важными в жизни человека. и многое в том, что называется выбором человека — будет определяться теми уроками, которые давали родители своим примером. Мы источник поведения наших детей. Судьба наших детей находится в наших руках.

Те люди, которые хоть немного интересуются психологией, знают, что большинство проблем в настоящем – всего лишь следствие нерешенных проблем детского возраста. Но одно дело об этом задумываться и другое понимать, как решить проблемы из детства. Для того, чтобы вы могли понять, в каком направлении вам двигаться, сначала давайте сформулируем причины проблем родом из детства.

  1. Психологические травмы. Это только на первый взгляд звучит страшно и категорично. Знаю, что многие при слове «травма» представляют, что ребенка сильно били родители, издевались, или вообще отказались от него. Но на самом деле «травма» — это просто такой термин в психологии и он означает, что ребенок в какой-то момент (и не один раз) почувствовал несправедливость со стороны родителей по отношению к нему, ему могло показаться, что он не нужен, что его не любят. Конечно, это будет значительно больше увеличивать травму, если, к примеру, один из родителей (или оба) уделяют ребенку мало времени, внимания и заботы.
  2. Заниженная самооценка. Если это ваш случай, выдохните. Самооценка занижена у 90% людей. Причиной этому является неправильное поведение родителей, когда ребенок растет и взрослеет. Здоровой самооценке способствует похвала, одобрение, восхищение своим ребенком, принятие его таким, какой он есть. Но такое бывает не часто. В основном родители критикуют, сравнивают, требуют, ругают и наказывают, чем и рубят самооценку ребенка на корню.
  3. Негативные установки. Они бывают практически во всех семьях. Установки – это то понимание мира, которое было у родителей и которое ребенок впитывал и принимал за истину. Примеры установок: «Всем мужикам только одно и надо», «Чтобы заработать деньги, нужно очень усердно трудиться», «Все мужчины рано или поздно изменяют», «Все подруги завидуют, им нельзя доверять». И так далее, и тому подобное. Почему для того, чтобы понять, как решать проблемы из детства, обязательно нужно выявлять и трансформировать свои негативные установки в той сфере жизни, которая вас сейчас не устраивает.

Конечно, и исцелить детские травмы, и поднять самооценку, и проработать негативные установки будет быстрее и эффективнее, и я бы вам не рекомендовала заниматься «самолечением». Но знаю лично несколько человек, кто смог справиться с детскими травмами самостоятельно, правда для этого им пришлось фактически выучиться на психолога (столько книг они прочитали и тренингов прошли) и потратить на это 5-7 лет своей жизни. В любом случае это лучше, чем ничего не делать! Ну а если вы хотите решить проблемы из детства максимально быстро, тогда все-таки лучше довериться профессионалу!

Назад в будущее

Когда я училась на психолога, обязательным пунктом было прохождение личной терапии - это проработка своих личных тараканов, прежде чем знакомиться с тараканами клиентов. И в личной терапии обязательно нужно было проработать свое детство. Я его проработала, нашла кое-какие нестыковки, поняла, на что обращать внимание, где-то поплакала, но потом перешла к другим темам. И в основном методы и принципы работы с детством остались для меня теорией. Наверное, я не была тогда готова к более серьезной работе над собой. Теперь я вижу, что именно через проработку своего детства можно все изменить в своей жизни. Создать себя изнутри заново - с хорошей самооценкой, с ощущением принятия себя, с пониманием своих желаний и склонностей. Как бы дать себе другое детство, то, которое хотелось бы.

С чего я вдруг стала об этом думать? У меня маленький сын, и мне нужно определить нормы воспитания, что можно, что нельзя, на какие его реакции и как обращать внимание. Я стала этим заниматься, прочитала некоторые книги по детской психологии и психотерапии, и как будто случайно "зашла" в свое детство. И пока не могу выйти, так много всего важного там таится. Раньше я много раз читала, да и сама говорила на тренингах, что "все взрослые проблемы родом из детства", но никак не могла предположить, что смогу вернуться в прошлое как наяву и увидеть все взаимосвязи как в сценарии фильма.

Я четко вижу, как все недополученное мной в детстве (эмоции, поддержка, одобрение, например) шлейфом следует за мной всю жизнь . Как я стремлюсь часто снять с себя ответственность за происходящее со мной, снова и снова ищу "добрую мамочку" в разных людях. Как весь этот груз готов иногда вырваться по любому поводу - плохой сон, неубранная посуда и прочие бытовые мелочи. Как связаны некоторые сложные ситуации с моим детством, и связаны прочно и напрямую. И, в конце концов, как все это влияет на стиль воспитания, который я реализую. Причем часто действую из лучших побуждений, а по факту это просто копирование действий моей мамы, только под другим ракурсом. И чтобы изменить это, силы воли и понимания недостаточно.

Недавно Арина Холина в "Снобе" довольно точно описала ситуацию, которая складывается на рынке психологических тренингов. Можно всю жизнь бегать с одного на другой. Подтянула самооценку - упала эффективность на работе. Подняла мотивацию на достижения - надо срочно латать дыры в семье. И все по новой. А почему так получается? Мы бесконечно ставим заплатки, вместо того чтобы просто снять старье и остаться " в чем мать родила", остаться самим собой. Конечно, "сам собой" - это опасно, много чего хочется спрятать или переделать, и проще просто накинуть лохмотья и бесконечно их латать.

А если пойти не от наработки навыков или приобретения чего-то дополнительного, например, новой самооценки, а пойти изнутри, опустившись на самую глубину, в свое ядро - и начать работу там? Это сложный, но очень эффективный путь. Ядро личности формируется в детстве, поэтому речь и идет про работу со своим детством .

1) Очень рекомендую прочитать книги по детскому воспитанию Ирины Млодик - "Метаморфозы родительской любви" и "Современные дети и их несовременные родители". Книги как бы про детей, но в процессе прочтения волей-неволей вспоминаешь и анализируешь свое детство. Те моменты, которые вызывают эмоции - это точки роста для дальнейшей проработки. Только надо внимательно за собой наблюдать в процессе чтения

2) Есть такое направление в психологии - трансактный анализ. В нем много разных техник. Можно почитать Эрика Берна, например.

3) Работа с психологом. Если есть какие-то устойчивые программы, приобретенные от родителей, если хочется своих детей растить по-другому - самостоятельно проработать такие вещи глубоко практически невозможно, работает очень сильное сопротивление психики.

4) Очень полезно ознакомиться с защитными механизмами психики. В теме детства они работают сильнее всего. Именно из-за них, даже если человека били в детстве, он все равно будет считать свое детство счастливым. Всем хочется хорошее детство и хороших маму с папой, и желание иметь все это хотя бы в воспоминаниях затуманивает реальность. Так и работают защиты психики. Преодолеть их непросто, тем более самостоятельно.

5) Дневник. Но не тот дневник из подросткового периода, куда мы писать тайны и сплетни. Дневник своих чувств и ощущений. В него нужно записывать все волнующие моменты, мысли и переживания. Задавать вопросы себе, отвечать на них. Перечитывать снова и снова, чтобы понять тренд последних дней или недель. Соотносить написанное со своими действиями и решениями.

Все же я еще раз скажу, что именно тему своего детства очень желательно прорабатывать с проводником, у которого есть ориентиры движения по местности. Все остальное - книги, дневник, самообразование - лишним не будет, а наоборот еще больше повысит эффективность работы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png