По словам экспертов, шестилеток, умеющих концентрироваться на учебном процессе без ущерба здоровью, не более 0,5%. Потому нужно очень тщательно взвесить за и против раннего поступления в школу. В этом помогут тесты.
Для увеличения изображения кликните по нему. Инфографика "Вестей"
Первый тест - психологическая готовность ребенка к обучению. Его проводит школьный психолог, и, кстати, тест является законным. А отображается - в физической зрелости ребенка, так как по ней можно судить о зрелости нервной системы. Ведь первоклашке необходимо будет удерживать внимание три-четыре часа, а затем еще выполнять домашние задания. Поэтому если он не готов психологически, то вечером из-за перегрузок обеспечены капризы, слезы, неуправляемость.
Вот почему нервы у будущего первоклашки должны быть, что называется, железными. И хотя современная система образования допускает прием в первый класс с шести лет, специалисты в один голос утверждают: детей, готовых к школьным нагрузкам в таком возрасте, единицы.
«За мою многолетнюю практику в школе я могу сказать, что таких шестилеток - не более 0,5%, - говорит психолог Елена Лукьяненко. - Потому лучше все же отвести ребенка в первый класс ближе к семи годам. Вы потеряете год учебы, но убережете ребенка от неврологических проблем, вероятность которых весьма высока».
«Законными причинами для отказа к зачислению в первый класс могут стать: чрезмерная игривость ребенка, недостаточная самостоятельность, гиперактивность, плохая координация движений, задержка разговорных навыков (не выговаривает буквы, не может повторять длинные слова), недостаточная биологическая зрелость (восприимчивость к стрессам или болезненность) - все это определяет школьный психолог, - рассказывает детский психолог Ирина Малинина. - Низкий уровень знаний об окружающем мире, природных явлений, элементарных математических понятий, изображений и т.д. также является законным поводом для отказа к зачислению в первый класс».
О заданиях и вопросах, с помощью которых психолог выявляет пробелы в этих знаниях, мы расскажем в следующем выпуске проекта, 29 февраля. А сегодня - тесты, которые покажут физическую готовность ребенка к учебе, созревание до нужного уровня его коры головного мозга и развитие мелкой моторики.
Как принимают детей в школу: законы Украины
Прием детей в первый класс общеобразовательных школ должен (в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины №204 от 07.04.2005 «О приеме детей в первый класс общеобразовательных учебных заведений») проходить без конкурса.
Таковой допускается лишь в лицеях и гимназиях (согласно приказу №389 от 19.06.2003 «Инструкции о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты)»). Но на деле собеседование с будущим первоклашкой в украинских школах чаще всего проходит в формате тестов. Каких?
Об этом, а также как подготовить ребенка к отличному прохождению первых в его жизни экзаменов (большинство школ их проводят в конце весны) - в рамках нашего проекта расскажут специалисты: учителя и психологи. А если у вас есть вопросы к ним, пишите по адресу: [email protected]. В следующих выпусках наши эксперты на них ответят.
Т.е. на 1 сентября в этом году будет 6 и 10? Вам и в этом году нормально пойти, таких много будет. Вообще по девочке смотрите. Насколько она в психо-эмоциональном плане готова? Смотря какая школа, какая программа, какие доп.занятия вы ей планируете. Может ли она 35-40 минут сидеть на одном месте. На сколько она усидчива, внимательна и т.п. Спокойная она у вас или наоборот очень эмоциональная, нервная, часто плачет или часто болеет.
А что она будет делать этот год вне школы? Дома или садик? Вам виднее, может Вам правда лучше отдать ее в 2011-2012 гг, а сейчас начать водить ее в музыкалку, например.
30.06.2010 19:50:25, Самамама
к сожалению, от девочки это решение не зависит. Сейчас не могу даже школу выбрать. А идти в ту (неизвестно какая попадется), которая будет доступна на момент 1 сентября этого года, не хочется.
Мне видится, что дочка рассеянна: не запишет домашку, потеряет ключи и телефон, оставит учебники в школе. Несамостоятельна: не погреет обед, не сделает сама уроки... Инфантильна... Мала еще, в общем. Никаких доп занятий не предвидится и не было никогда - работаем с папой девочки как проклятые, помогать некому. Поэтому и часть того, чем обычно руководят бабушки (отвести-забрать, погреть обед, сделать уроки), будет, скорей всего, на самом ребенке. Будем искать школу с продленкой, конечно...
Планируем водить еще год в сад. Хотя и выпускной был в этом году, и группа будет вся на год младше...
30.06.2010 20:23:03, Топочка Веталя
У нас в школе в первом классе занятия до 12.00, а продленка будет до 14.00. Так что не сильная от нее помощь, разве что покормят, но мой товарищ ещё довольно привередливый в еде-может не захотеть то что там дадут. И плюс в том что с соседским в один класс будут ходить и через дорогу переходить не надо, дотопают вместе до дому. Соседка планировала в другую школу, у нас на одинаковом расстоянии их 3, но записала в эту в основном по причине того чтобы вместе ходили.
У подруги сын ноябрьский и огромных размеров,намного крупней сверстников,но при этом какой-то ещё совсем несмышленыш по рассуждениям и темноты боится панически, но у нее ни мужа ни бабушек, один только дедушка инвалид-колясочник с ними живет, который дома то за ребенком присмотрит и еды разогреет, а вот насчет отвести-привести естественно без вариантов, а подруга на заводе работает-через проходную лишний раз не выскочишь. Тоже отдавать будет почти в 8, в основном из-за того что надеется что ребенок будет более самостоятельный. У каждого свои обстоятельства, тут советы давать трудно.
04.07.2010 00:59:07, Лена Таганрог
Да, если Вы работаете полный день и бабушек на подхвате нет - отдать в 7 и 10 правильное решение. У меня старшая пошла в школу в 7 и 4, тоже я работала полный день. Она и с уроками справлялась совершенно без моего участия и обед могла себе погреть и дома одна посидеть, если заболела. Телефон, правда, до 4 класса теряла хронически, а ключи я ей не давала - забирала ее либо с продленки, либо со спортивной секции. Но она и годом раньше не была инфантильной - и обед грела и дома могла целый день одна просидеть и все задания и на секции и на подготовке к школе хорошо запоминала/записывал-а. Главным минусом было то, что в школе ей было ужасно скучно, все учительские педагогические изыскания вызывали у нее стойкое отвращение.
Младший пошел в школу в 6,5 (я работала неполный день) - действительно, и без портфеля может уйти и в школу и из школы и уроки сам не сделает и все тетради в школе забывает через раз, даже если портфель приносит. Но он таким был и в первом и во втором и в третьем классе, да и в четвертом ему без портфеля прийти/уйти было вполне. Главным минусом было то, что он все время играл, на всех уроках. Первые два года он все классные работы кидался дописывать ровно в тот момент, когда я приходила его забирать с продленки, на уроках он никогда ничего не успевал.
В целом в вашей ситуации решение пойти в школу в 7 и 10 кажется мне менее рискованным, чем в 6 и 10.
30.06.2010 23:15:30, Lariska
В первый класс сейчас принимают как семилетних детей, так и тех, кому на 1 сентября еще не исполнилось полных семи лет. Разница в возрасте (всего-то несколько месяцев!) часто кажется настолько несущественной, что родители записывают ребенка в школу, не подозревая о трудностях, ожидающих шестилетнего ученика (ученицу) в первые учебные месяцы.
Между тем, психика шестилетнего ребенка настолько сильно отличается от психики семилетнего, что в психологии существует даже специальное понятие «кризис семилетнего возраста». Пользуясь многолетними наблюдениями, попробую нарисовать обобщенные психологические портреты шестилетнего и семилетнего первоклассника. Для удобства в тексте используются слова мужского рода («ребенок», «первоклассник»), хотя сказанное практически в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам.
Шестилетка: человек-импульс
Энергия бьет ключом, чувства бушуют, страсти кипят, смех и слезы бурно сменяют друг друга. Шестилетка страстно хочет быть в центре внимания: болтает без остановки, спорит с учительницей, любит «острить», хвастаться и преувеличивать. Разговаривает очень громко, задавая вопрос, не дослушивает ответа и задает новый вопрос. Рассуждает на темы, в которых мало что смыслит. С легкостью все начинает, но мало что доводит до конца.
В школе его привлекает все, что связано с общением, экскурсиями, школьными праздниками. Раздражает и отталкивает все, что требует терпения, внимания, тщательности, настойчивости.
Не умеет экономно распределять силы. Устает от сидения за партой — 45-минутный урок для него невыносим, обучение письму — пытка. Устает от беготни и шумной возни в коридоре. Устает от интеллектуальных усилий. Больше всего устает от того, что обязан подчиняться требованиям взрослых и правилам школьной жизни. Не признает границ в отношениях «учитель — ученик», чем провоцирует частые конфликты. На уроках, для того, чтобы привлечь внимание учительницы или одноклассников, может вести себя «клоуном»: петь, кукарекать, смешить ребят.
Компания сверстников имеет для него огромное значение, но играть «вместе» часто не получается: шестилетка не умеет уступать и договариваться; злится, когда сталкивается с несогласием или отказом; обижается до слез, если проигрывает. В то же время вне группы одноклассников чувствует себя плохо, неуверенно, хотя вряд ли сможет в этом признаться.
Если шестилетке в школе плохо, он может начать болеть: головные боли, простуды, желудочные боли непонятного происхождения — это способ защиты ребенка от той жизни, которая оказалась ему не по силам.
Семилетний первоклассник достаточно спокойно понимает и принимает необходимость подчинения школьному распорядку. Проявления «буйного» и «неуправляемого» поведения у семилетки, конечно, тоже случаются, но через месяц-полтора их становится заметно меньше. С ним легче договориться, он чаще проявляет желание сотрудничать.
В учебе ему приятно приложить усилия и сделать что-то, чтобы заслужить хорошую отметку или похвалу учителя. Он уже способен довольно долго сосредоточивать внимание на чем-то одном и чаще, чем раньше, доводит начатое дело до конца. В то же время, может впасть в отчаяние, если что-то не получается, в такие минуты остро нуждается в проявлениях любви и поддержке близких.
У семилетнего первоклассника резко расширяется репертуар эмоций и чувств. Он так же, как раньше, бурно радуется, глубоко переживает собственные неудачи, но уже умеет сочувствовать другим. Правда, радоваться удаче друга он пока не умеет. И не замечает, что бывает несправедлив к другим, хотя мгновенно и остро реагирует на проявления несправедливости по отношению к себе. Очень любит обучать, объяснять, помогать и, вообще, быть полезным и опытным товарищем.
В компании одноклассников активно ищет друзей. Становится наблюдателен, тактичен, начинает считаться с чувствами и интересами других людей. В играх учится уступать и договариваться, охотно выступает как в роли ведущего в игре, так и рядового игрока. Любит общаться со сверстниками на основе обмена разными ценностями: значками, дисками, фотографиями знаменитостей. Энергичен, контактен, с удовольствием бегает, прыгает, играет в футбол, лазает по деревьям и крышам, порой дерется с приятелями. Если в школе дела идут хорошо, то болеет крайне редко.
Резюме
Конечно, бывают вполне успешные первоклассники-шестилетки! Никто не спорит. Но все-таки это скорее исключение, чем правило. И нередко проблемы, никак не проявившись в первом классе, расцветают пышным цветом позже — в подростковом возрасте. Ведь шестилетка всегда остается намного младше одноклассников, и ему приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы быть на одном уровне с ними.
За годы работы мне пришлось познакомиться со многими родителями, чьи дети стали первоклассниками в шесть лет. Почти все они говорят об этом с сожалением. Во всяком случае, не припоминаю, чтобы кто-нибудь из них решил повторить подобный опыт с младшим ребенком.