Возраст семи лет – очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он становится школьником, расширяет свой круг общения. Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и увлечения.

Именно сейчас учебная деятельность начинает активно вытеснять игровую, а мышление из наглядно-образного, становится – словесно-логическим.

Развивается произвольное внимание и осмысленная память. И именно в этот период чаще всего проявляется агрессия у ребенка 7 лет. Советы психолога, могут помочь комфортно и правильно преодолеть этот непростой период.

Существует несколько форм детской агрессии:

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

  • Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные. Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
  • . Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой. У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

  • общение;
  • движение;
  • самостоятельность.

Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная “проверка на прочность”, которую они умышленно устраивают для взрослых.

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

  • тренировать внимание;
  • соблюдать чёткий график учебных занятий;
  • обеспечивать двигательную активность;
  • хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия - это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная - ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая - здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой - дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной - в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая - представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей - родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

Игры для агрессивных детей

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Упражнения для агрессивных детей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

Занятия с агрессивными детьми

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Воспитание агрессивных детей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Почему ребенок агрессивен с другими детьми

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Работа психолога с агрессивными детьми

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

Видео: Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили)

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).

Биологические предпосылки агрессивности

Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.

В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.

Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.

Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».

Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.

Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.

Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.

Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.

Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.

Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.

В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.

Социальные предпосылки агрессивности

Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.

Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.

Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.

Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.

Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.

Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.

Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.

Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.

Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.

Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.

Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.

Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.

Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.

Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.

Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информации (в современном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.

Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.

Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.

Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!

Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.

Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.

Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.

Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.

Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.

Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.

Возрастные кризисы

Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?

Кризис 3 лет

У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».

Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.

Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.

Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.

Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.

При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.

Что делать?

Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.

Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.

Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.

Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.

Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.

Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.

По материалам книги Е. И. Шапиро

Детская агрессия - явление очень распространенное.

Многие родители теряются, не зная, как себя вести, если ребенок вдруг становиться агрессивным, сомневаются, насколько нормальными являются подобные проявления. Поэтому сегодня мы с психологом говорим о том, почему возникает детская агрессия и как реагировать на такие проявления.

Детская агрессия - причины

Причины детской агрессии могут быть самыми разнообразными.

Перечислим самые распространенные :

.Ребенок агрессией реагирует на агрессию взрослых . Достаточно часто ребенок становится агрессивным в том случае, если родители сами частенько общаются на повышенных тонах. Это неудивительно. Ведь ребенок учиться себя вести, беря за основу пример, который подают ему родители. Поэтому обязательно обратите внимание на то, как часто вы сами испытаете злость, раздражение, обижаетесь. А также понаблюдайте, каким именно образом вам свойственно обращаться с этими чувствами. Склонны ли вы их подавлять? Или, наоборот, активно демонстрируете?

.Ребенок испытывает нехватку чего-либо . Чаще всего психологи говорят о нехватке родительской любви или заботы. И это, действительно, может быть так. Однако агрессия, сама по себе, является сигналом того, что какая-то жизненно важная потребность не удовлетворена. И это может быть любая потребность, а не только в любви и ласке.

Агрессия может быть также свидетельством того, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. К примеру, в возрасте 2-3 лет практически все дети становятся более агрессивными, капризными

Если вспомнить, какие у нас есть потребности, то это: потребность в безопасности, во сне, пище, сексе, в доминировании, в нахождении своего места в социальной иерархии, в близости и тепле, а также потребности в развитии. Об этом писал еще А. Маслоу около века назад. Так вот, у ребенка может быть неудовлетворена любая из этих потребностей. Например, он не чувствует себя в безопасности (если условия жизни не вполне комфортны, например). Или же он может не понимать своих прав и обязанностей в семье. И тогда любое такое неудовлетворение потребности может приводить к тому, что малыш может вести себя агрессивно.

Не менее распространенной причиной детской агрессии является отсутствие четких границ дозволенного . Как бы странно не казалось это на первый взгляд, но наличие четких правил, требований, а также контроль за их соблюдением - есть залог спокойствия ребенка, и отсутствия у него агрессии. Казалось бы, все вокруг говорят, что . Однако на самом деле это не так. Вредны запреты ради запретов. Если родитель запрещает что-либо ради того, чтобы продемонстрировать свой авторитет, то тогда такие запреты, действительно, идут не на благо. Но если речь идет о правилах, которые действительно нужны, то их наличие помогает ребенку чувствоть себя более спокойно. Ведь когда четко и ясно понятно, что именно можно, а что нельзя, то тогда нет тревоги, а есть четкое понимание своих возможностей.


Достаточно часто в основе детской агрессии может также лежать другое чувство. Например, чувство вины . Если задуматься, то и взрослые часто защищаются агрессией, когда чувствуют себя виноватыми или им стыдно. Точно также и ребенок. Под его агрессией можеттскрываться вина или стыд.

Агрессия может быть также свидетельством того, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. К примеру, в возрасте 2-3 лет практически все дети становятся более агрессивными, капризными. Это всего лишь говорит о том, что ребенок в данный момент переходит на качественно новый этап своего развития.

Отдельно хочу выделить такую причину детской агрессии, как ревность . Появление братишки или сестрички для ребенка всегда сопряжено с большим стрессом. Ведь раньше малыш был единственным любимцем в семье. А сейчас он вынужден делить свою маму и папу с другим малышом. Это не может не порождать недовольства и . И это совершенно нормально.

Детская агрессия - как действовать?

Это далеко не полный перечень причин, которые могут лежать в основе детской агрессии. И далеко не всегда детская агрессия нуждается в коррекции. Важно понимать, что наличие агрессии само по себе - вполне нормальное явление. Однако не нормальной может быть ее сила и форма выражения.


1. Стоит разграничить само чувство, которое лежит за агрессивным поведением (злость, обида, негодование или раздражение), и действие, которым ребенок его выражает. Вы можете говорить о том, что вам не нравиться, когда он пытается ударить или укусить вас. Но не стоит стыдить за то, что ребенок злится или раздражается.

2. Помогите ребенку разобраться, что с ним происходит в момент агрессии. Скажите: "Ты злишься, что нужно идти спать", "Ты недоволен тем, что я запрещаю тебе ходить так далеко" и пр.

3. Проводите с ребенком различные игры, где он бы мог сбрасывать свою агрессию. Это может быть драка подушками, воздушными шариками и пр.

Ребенок поймет, что вы на его стороне.

Взаимопонимания и терпения Вам!

Каков же он, агрессивный ребенок? Такой малыш теряет над собой контроль, спорит со взрослыми. С ровесниками бывает груб и безжалостен. Он не признает ошибок, а свою вину старается переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны.

Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Маленький задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку.

Забияка будет сознательно медленнее одеваться, откажется убрать игрушки, помыть руки. А услышав мамин крик или получив шлепок, будет готов расплакаться. Угомонится он только тогда, когда мама утешит и приласкает его. Подобный способ получения внимания оригинален и нелеп, однако он является единственным механизмом «выхода» эмоционального перенапряжения и накопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивного поведения детей

Причины, которые провоцируют агрессивное поведение, вполне реальны. Их выявление – первостепенная задача, потому как игнорирование источника проблемы значительно уменьшит шансы в борьбе с проявлением гневливости у малыша.

Обстановка в семье

Очень часто агрессия у детей проявляется в результате неладов в семье. Вариантов может быть много. Основные из них:

  • Неприятие детей родителями. Согласно статистике нежеланные дети в большей мере подвержены приступам агрессии. Даже в случае, когда родители прямо не говорят малышу, что его появления на свет не хотели, он способен почувствовать это. Нежеланный ребенок старается доказать, что он имеет право на существование. Такому малышу нужна родительская ласка, и он пытается завоевать ее, часто используя агрессивные методы. Никакие рекомендации не помогут исправить поведение крохи, если он не почувствует любовь самых родных для него людей.
  • Безразличие или враждебность родителей. Бывает, что мама и папа винят в своих бедах ребенка. Чаще всего это незаслуженно, и малыш старается обратить на себя внимание агрессивным поведением.
  • Разрушение эмоциональных связей. Когда родители постоянно ругаются, а семейная жизнь схожа с вулканом, каждую минуту готовым к извержению, существование ребенка становится настоящим испытанием. Малыш находится в постоянном напряжении, страдает от конфликтов между самыми для него близкими людьми. Нередко в результате ребенок черствеет душой, становясь прекрасным манипулятором, который уверен в том, что окружающий мир находится в долгу перед ним. Соответственно, ситуация, когда необходимо чем-то пожертвовать, принимается крохой в штыки и вызывает проявление агрессивного поведения.
  • Неуважительное отношение к личности ребенка. Нетактичная, некорректная критика, унизительные и оскорбительные замечания способны пробудить не только гневную реакцию, но и неприкрытую ярость. К тому же подобное обращение с малышом может породить серьезные комплексы, вызвать неуверенность, в результате чего к активным проявлениям гневливости добавится пассивная агрессия, направленная на самого себя.
  • Контроль над ребенком. Чрезмерный контроль (как и его полное отсутствие) приводят к попыткам ребенка отстоять свое «Я». При этом нередко используется агрессивная форма защиты. Такой малыш привык смотреть на мир скептически и не доверять окружающим.

«Личные» причины

Такие причины возникновения детской агрессии связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Наиболее распространенные из них:

  • Подсознательное ожидание опасности. Довольно часто поведение малыша диктуется страхом. Когда кроха напуган – ему сложно понять, кто из окружающих друг, а кто – враг. И в этот момент включается защитная реакция в виде агрессии.
  • Эмоциональная нестабильность нередко становится причиной гневливого поведения ребенка. Особенно этому подвержены дети до семи лет, ведь они эмоциональны, а их настроение меняется под влиянием плохого самочувствия или банальной усталости. Когда проявления у ребенка негативных эмоций или раздражения считаются недопустимыми и максимально подавляются родителями, результатом могут стать немотивированные вспышки детского гнева. В таком случае объектом агрессии малыша выбирается не «обидчик», а все, что подвернется под руку (игрушки, вазон с цветами, маленький котенок).
  • Недовольство собой часто вызывается отсутствием эмоционального родительского поощрения. Такой ребенок не научен любить и уважать себя. А когда человек (пусть даже маленький) не любит себя, он не способен любить других. В этом случае вызывающее отношение к окружающему миру вполне логично с его стороны.
  • Чувство вины. Малыш, испытывающий чувство стыда или вину, нередко перенаправляет собственные негативные эмоции в адрес того, кого он обидел.

Ситуативные причины

Детская агрессия может быть вызвана определенной ситуацией, в которой оказался малыш. Например:

  • Переутомление, плохое самочувствие. Особо впечатлительный ребенок может выдать агрессивную реакцию вследствие общего, эмоционального или нервного переутомления. Если малыш выспался и отлично себя чувствует, он, как правило, достаточно спокойно реагирует даже на самую провоцирующую ситуацию.
  • Влияние продуктов питания. Нервозность, тревожность, агрессивность ребенка может вызвать чрезмерное употребление шоколада. Кроме этого, доказано влияние уровня холестерина в крови на склонность к гневливости – чем ниже этот уровень, тем больше вероятность приступов агрессии у человека. Так что не нужно слишком ограничивать потребление крохой жиров (разумеется, в разумных пределах).
  • Факторы окружающей среды. Если вам показалось, что малыш проявляет повышенную агрессивность, оцените обстановку вокруг вас: шум, вибрация, жара или чрезмерная теснота нередко становятся причиной излишней раздражительности. Очень часто дети, живущие недалеко от оживленных автострад или железнодорожных путей, более агрессивны, чем их ровесники, проживающие в тихих спокойных районах.

Темперамент

Тип темперамента тоже относится к причинам проявления детской агрессии. Темперамент – характеристика постоянная и неизменная. Рекомендаций по его исправлению не существует, переделать темперамент невозможно. Однако научиться использовать как положительные, так и отрицательные его стороны, вполне реально. Типов темперамента выделяют всего четыре:

  1. меланхолики;
  2. флегматики;
  3. сангвиники;
  4. холерики.
  • Дети-меланхолики страдают от стрессов, вызванных любым новшеством или каким-либо соревнованием. Они чувствительны, ранимы и менее всего предрасположены к гневным выпадам. А вот пассивная агрессия – отличительная черта меланхоликов.
  • Флегматики также не агрессивны. Их нервная система настолько уравновешена, что даже серьезные проблемы редко выводят их из себя. Кроме этого ребенок-флегматик совершенно не склонен к пассивной агрессии.
  • Сангвиник отдает предпочтение решению любых, даже самых конфликтных ситуаций, мирным путем. Малышу с таким типом темперамента необходимы перемены, он обожает новые места, лица, ощущения. Агрессивное поведение сангвиника возможно тогда, когда он убедится, что спокойно проблему решить не получится. А вот чувство вины или осознание ответственности за ошибки может «загнать» его в пассивную агрессивность.
  • Холерики обладают природной склонностью к проявлению гнева и ярости. Это происходит по причине их крайней нервной и эмоциональной неуравновешенности. Дети-холерики раздражительны и вспыльчивы. Как правило, они сначала делают, а потом думают, как следовало бы поступить. Кроме активной, им свойственна и пассивная агрессия, способная привести к стойкому депрессивному состоянию.

Социально-биологические причины

Абсолютно естественно, что у мальчиков намного чаще, чем у девочек, проявляется активная агрессия. В нашем обществе укрепились стереотипы, что мужчина просто обязан быть сильным и, как следствие, агрессивным. Мальчики нередко ведут себя вызывающе, чтобы не оказаться изгоем в окружении своих друзей.

Зачастую детская агрессия обусловлена социальными причинами: предрассудками, системой ценностей и установками взрослых, имеющих для него значение. Например, малыш из семьи, в которой отношение к людям зависит от их положения в обществе, способен сдержаться при учителе, но без зазрения совести нахамит уборщице или дворнику. А если в семье все измеряется количеством денег, то даже маленький ребенок может неуважительно и агрессивно относиться к тем, кто мало зарабатывает.

Возрастные особенности проявления детской агрессии

Изначально ребенок – дружелюбное существо. Какие бы условия его не окружали, первым социальным явлением будет именно улыбка. Когда малыш растет в атмосфере взаимопонимания и любви, предпосылок для появления стойкого агрессивного поведения очень мало. Как и страх, агрессия у детей возникает из-за того, что базовое чувство доверия ребенка к окружающему миру попросту не сформировалось.

От нуля до года

Уже с первых месяцев младенец способен дать понять, что он недоволен какими-либо действиями взрослого. Он кричит, плачет, гримасничает. Со временем малыш овладевает своим телом и сопровождает негативную эмоцию движениями рук и ног. А в дальнейшем к подобным проявлениям агрессии добавляются пинки, бросание игрушек и другие демонстративные формы поведения.

В младенческом возрасте нередки случаи гневной реакции ребенка на маму. Причина подобного поведения напрямую связана с отношением матери к своим обязанностям.

Если уход за малышом сопровождается откровенным раздражением («опять этот памперс!», «когда же это закончится?»), кроха наверняка переймет негатив и проявит агрессию.

От года до двух

После года активность малыша возрастает. Как правило, он начинает ходить, вследствие чего исследовательские возможности расширяются. И агрессия проявляется как раз в сфере общения, обучения и освоения элементарных правил поведения.

В этом возрасте агрессия у детей связана с непоследовательностью папы и мамы. Если с правилами поведения непоседу знакомят «по настроению» или ему разрешают делать все, что заблагорассудится, у крохи не сформируются основные понятия «нельзя». И когда эти «нельзя» вдруг появляются, он может бурно на это отреагировать.

Два-три года

Дети двух-трех лет стремятся к независимости. Зачастую они настроены отстоять свое вопреки воле родителей. В этом возрасте кроха не понимает чужой боли и не способен поставить себя на место другого, что становится причиной проявления агрессии и даже детской жестокости.

Обычно малыш двух-трех лет попадает в детский сад, где начинается освоение взаимодействия с ровесниками. Конфликты между детьми возникают чаще всего из-за желания обладать какой-либо игрушкой. А если родители с воспитателями нетерпимо относятся к проявлению открытой агрессии, результатом становится формирование символических форм агрессивности (нытье, упрямство, фырканье, непослушание).

Дети дошкольного возраста

Агрессивные дети трех-четырех лет отличаются феноменом «переноса»: ребенок не осмеливается открыто излить свою злость на родителей, а объектом гнева становится что-то более безобидное.

Поведение детей пяти-шести лет нередко противоречит общепринятым нормам и способно привести к нанесению физического и морального ущерба окружающим.

Зачастую агрессивное поведение детей дошкольного возраста обусловлено природой социализации: ребенок стремится подражать взрослым. Видя яростные выпады старших, он копирует их. Если на данном этапе подобное поведение не пресекается или, более того, поддерживается окружающими, маленький задира очень скоро осознанно начнет вести себя неприемлемо.

Как преодолеть агрессию у ребенка

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста – нередкое явление, однако в этот период еще можно избежать преобразования агрессивности в устойчивую черту характера. А если упустить момент, в будущем могут возникнуть проблемы, которые встанут на пути становления личности и помешают раскрытию индивидуального потенциала ребенка. Агрессивные дети нуждаются в помощи, потому что склонность к гневливости искажает их представление об окружающей реальности, заставляет видеть вокруг только пренебрежение и враждебность.

Агрессивный ребенок доставляет массу проблем членам семьи, а его воспитание – дело нелегкое. Однако существует ряд рекомендаций, призванных помочь родителям усмирить своего забияку:

  1. выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример;
  2. выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину;
  3. дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть;
  4. всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования;
  5. направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование);
  6. легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих;
  7. подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело;
  8. установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для малыша;
  9. агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям;
  10. если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие;
  11. старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку);
  12. агрессивные дети бурно выражают отрицательные эмоции – научите свое чадо выплескивать негатив в более приемлемой форме (сначала путем переноса ярости с живого объекта на неживой, а затем с помощью словесного высказывания своих чувств).

Игры и занятия для агрессивных детей

Чтобы помочь малышу справиться со своей агрессивностью, можно использовать арт-терапию. Дайте ребенку большой лист бумаги с карандашом и предложите порисовать «закорючки». По степени размашистости и интенсивности нажатия вы заметите, как исчезает напряжение. Затем «злую» бумажку можно разорвать.

Придумайте какое-то фантастическое свирепое животное, нарисуйте его. Листок с рисунком – своеобразный «листок гнева» – нужно будет смять и выбросить в припадке ярости. Подобное упражнение позволит малышу усвоить, что агрессию можно перенести на что-либо разрешенное, а не на окружающих.

В борьбе с гневливостью используется и сказкотерапия. Иногда в процессе чтения психологических сказок у ребенка происходит «переворот в сознании». Когда малыш пытается помочь сказочному герою решить какую-то задачу, он сам учится преодолевать свои проблемы.

Для коррекции агрессивного поведения широко используются специальные игры.

Например:

  • Воробьиные драки (для устранения физической агрессии). Дети разбиваются на пары и перевоплощаются в «воробьев-драчунов» (обхватив колени руками, приседают). «Воробьи» толкаются, боком подпрыгивая друг к другу. Кто из малышей уберет руки с коленок или упадет – выбывает из игры (и идет лечить «лапки» и «крылышки» у доктора Айболита).
  • Минута шалости (для психоэмоциональной разгрузки). По сигналу ведущего детвора начинает баловаться – бегать, прыгать, кувыркаться, кружиться, приседать. Одна-три минуты – и раздается повторный сигнал ведущего, который объявляет конец шалостям.
  • Капризный ребенок (для преодоления упрямства и негативизма). Дети становятся в круг и по очереди играют роль капризного ребенка, в то время как остальные подзадоривают словами: «Еще сильнее! Сильнее!». Потом детей разбивают на пары: «ребенок» и «родитель». «Ребенок» капризничает, а «родитель» пытается его успокоить. Каждый из играющих должен побывать в обеих ролях.

В заключение

  1. Нередко детская агрессия становится результатом избалованности и попустительства со стороны взрослых. Однако чаще всего это один из признаков внутреннего эмоционального неблагополучия, неадекватная попытка психологической защиты малыша независимо от того, сколько ему лет;
  2. В процессе воспитания ребенка, склонного к гневливости, подавление агрессивного поведения – не самое главное. Основная задача – научить кроху справляться с подобным состоянием;
  3. И очень важным моментом является помощь ребенку в осознании того, какую разнообразную палитру чувств он может испытывать, и каким образом в обществе принято выражать эти чувства.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png