НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Почему грудничок не какает

Прежде чем грудной ребёнок захочет покакать, он испытывает целую череду своеобразных ощущений. Само по себе желание покакать возникает в том случае, когда сфинктер, находящийся в кишечном просвете, начинает испытывать на себе давление каловых масс. После этого следует расслабиться и способствовать выделению кала.

На данном этапе жизни малыш обладает ещё неокрепшим кишечником, и привыкнуть к самостоятельной работе ему помогает материнское молоко. Таким образом, кишечник проходит своеобразный период становления, в результате которого он окончательно сформировывается. Поэтому и получается так, что ребёнок может не какать по нескольку дней, после чего делает это довольно часто.

Ни в коем случае не следует делать вывод о запоре, если грудной ребёнок не какает больше одного дня. О его наличии можно делать вывод только в том случае, если малыш когда какает, начинает сильно напрягаться, поскольку даётся это ему с трудом и при этом кал оказывается сформировавшимся и твёрдым. Лишь в этом случае можно делать вывод о том, что у грудного ребёнка запор, но не тогда, когда он не какает некоторое время.

Если стул у него редкий, но имеющий нормальную, привычную консистенцию, видимо речь идёт о проявлении какого-либо физиологического качества грудного ребёнка.

В самом начале жизни у малыша происходит лишь начало формирования общеизвестных естественных реакций организма. Испускание мочи и кала являются непроизвольными и происходит в том случае, когда имеет место крайняя степень давления выделительных веществ на стенки мочевого пузыря и кишечника. Желудочно-кишечный тракт грудного ребёнка имеет своё специфическое функционирование, и его жизнедеятельность значительно отличается от работы организма взрослого человека.

Организм грудничка ещё не способен самостоятельно вырабатывать определённые ферменты, необходимые для переваривания пищи, которые продуцирует организм взрослого человека. Нормальным состоянием грудничка считается его стул в количестве 2-4 раз в сутки. Его желудок ещё плохо реагирует на присутствие еды, её состав и количество. Основной пищей грудного ребёнка является материнское молоко, химический состав которого варьируется в зависимости от тех продуктов, которыми питается мать. В первые месяцы жизни малыша его организм учится выработке адекватных реакций на все воздействия окружающей среды.

Если произошла задержка дефекации на сутки, следует внимательно рассмотреть состояние каловой массы. Кишечное заболевание можно определить по наличию вкраплений твёрдых густых шариков в жидкую субстанцию. В таком случае следует как можно быстрее обратиться к детскому врачу.

В том случае, если после суточной задержки кал имеет нормальное состояние, то ничего страшного не произошло и сама задержка значения не имеет.

Грудничок не какает 3 дня

Если грудной ребёнок не какает более двух дней, необходимо обратить внимание на то, чем он питается, что составляет основу его ежедневного рациона, материнское молоко либо смесь. Вполне нормальным явлением считается отсутствие стула у ребёнка на протяжении нескольких дней, если он находится на чистом кормлении грудью, нормально, даже если этот срок растягивается до недели. Материнское молоко является абсолютно уникальным, полностью усваиваемым продуктом, если организм малыша достаточно здоров. Данная ситуация применима по отношению к тем детям, которые питаются только грудью.

В том случае, если кормление производится из бутылки, отсутствие стула на протяжении трёх дней является поводом всерьёз задуматься и принять меры. Всё дело в том, что кал ребёнка, находящегося на искусственном вскармливании, отличается специфическим запахом и консистенцией, полностью смесь не усваивается, поэтому организм нуждается в регулярном освобождении от излишков органических веществ.

Нельзя однозначно сказать сколько раз в день должен какать грудной ребёнок. Его кишечник ещё только налаживает свои функции и при такой ситуации возможны различные сбои в его работе. Полуторамесячные дети, как правило, какают 5-6 раз в сутки жидким, после чего кал густеет, но какает ребёнок реже.

Опорожнение кишечника обуславливается следующими факторами:

  • употребляемой смесью или молоком матери;
  • приёмом медицинских препаратов матерью ребёнка, либо им самим;
  • психологическим дискомфортом либо комфортом ребёнка;
  • имеющимися кишечными расстройствами.

В том случае, если на протяжении трёх дней ребёнок не какает, излишне нервничать не стоит. Если он нормально себя чувствует и регулярно пукает - значит надо просто подождать. Действительно тревожными признаками, требующими срочного вмешательства, являются:

  • появившаяся твёрдость в животике малыша;
  • постоянный плач ребёнка и его возбудимость;
  • сучение ножками;
  • застой газов.

Средства разрешения данной ситуации индивидуальны. Помочь может массаж животика грудничка, выполняемый по часовой стрелке всей ладонью, тёплая ванна, грелка на животик, упражнения из серии “велосипед”. Очень большое значение имеет рацион питания матери, возможно, его следует пересмотреть. Для ребёнка, находящегося на искусственном кормлении, возможно, следует сменить смесь, либо приобрести такую, которая помогает при запорах.

Грудничок пукает, но не какает

Если грудной ребёнок пукает, но не какает и при этом остаётся спокойным, значит, особо нервничать не следует, в целом всё нормально. Если у ребёнка много газов, значит, он нуждается в помощи, поскольку у него запор.

Самое простое, что можно сделать - помассировать животик малыша. Производить нажим пальцами на животик следует аккуратно по часовой стрелке, в области пупка, совершая круговые движения вокруг него. Затем малыша можно уложить на живот - он может поиграть или просто полежать. После этого полезно дать пропить плантекс - это способствует выводу газов и оказывает действие слабого слабительного, возможно, после этого никаких мер более и не потребуется. Ещё одним полезным способом устранения газов являются свечи из глицерина. Для грудного ребёнка достаточно будет вставить половину свечи. Эффективным средством может стать газоотводная трубка, стимулирующая к опорожнению прямую кишку и интенсифицирующая отвод газов. Приобрести такую трубку можно в любой аптеке, вставлять её следует, смазав предварительно, вазелином или подсолнечным маслом. Клизму следует применять только в самом крайнем случае, когда все способы перепробованы и не один себя не оправдал. Однако нельзя забывать о том, что применение клизмы нарушает микрофлору кишечника, что может грозить дальнейшими ухудшениями.

Сколько может не какать грудничок?

Детей не следует сравнивать друг с другом, поскольку каждый ребёнок индивидуален, и то, что нормально для одного малыша, другому может не подойти. Однако один и тот же малыш может сначала какать по десять раз в сутки, а затеи не какать по несколько дней.

Частота стула у ребёнка во многом зависит от типа вскармливания. Грудные дети, находящиеся на естественном кормлении, расстройством кишечника страдают реже, чем дети-искусственники. У первых частота стула достигает семи раз в день, вторые делают это реже - примерно четырежды в день.

Если ребёнок какает мало - беспокоиться не следует, поскольку даже для малыша, пребывающего на естественном, кормлении один стул в сутки считается нормальным явлением. Другое дело, если ребёнок излишне тужится, плачет, это может свидетельствовать о том, что у него запор и необходимо применение слабительных препаратов, чтобы эту проблему решить.

Таким образом, единого ответа на вопрос о том, сколько может не какать грудничок, попросту не существует - всё зависит от его индивидуальных особенностей и режима питания.

Грудничок не какает, что делать?

Самое главное, что следует делать в ситуации когда грудничок не какает, это не поддаваться панике. Если ребёнок ведёт себя нормально и не плачет, следует только подождать, вполне возможно, что ничего плохого не происходит. Если же малыш начинает проявлять беспокойство, значит это сигнал родителям к принятию мер. Однако в любом случае следует избегать механических средств, раздражающих кишечник. Допускается провоцирование его опорожнения посредством применения гигиенической палочки, которая смазывается вазелином или кремом для детей. Если данная мера результата не даёт, можно применять глицериновую свечку либо микроклизму. Ну и последним средством являются бифитобактерии и слабительное.

Молодые мамочки неизбежно сталкиваются с многочисленными проблемами. Дело в том, что младенец требует к себе внимательного и ответственного отношения. Появление ребенка в семье всегда сопровождается рядом трудностей, которых никому не удается избежать. Его нужно кормить строго по часам, регулярно менять подгузники, следить за состоянием здоровья. Если учесть, что в сутках всего двадцать четыре часа, становится понятно, почему новоиспеченные родители проявляют так много беспокойства.

В некоторых случаях имеет место ситуация, когда ребенок не наедается грудным молоком. Заботливая мамочка обязательно заметит эту особенность и постарается как можно скорее ее устранить. Оставлять малыша недокормленным нельзя. Недостаток важных витаминов и микроэлементов негативным образом скажется на его состоянии.

Признаки

Заметить, что ребенок не наедается грудным молоком, можно по нескольким характерным показателям. Обычно даже неопытные родители сразу замечают изменения в поведении своего крохи. Для этого не нужно быть или иметь высшую ученую степень. Достаточно искренне любить свое чадо и всей душой желать заботиться о нем. Проблему необходимо решать, если ребенок не наедается грудным молоком. Признаки, указывающие на наличие проблемы, изложены ниже.

Плаксивость

Голодный младенец не станет спокойно спать, мирно посапывая носиком. Он постоянно будет беспокоиться, крутиться, искать материнскую грудь. Плаксивость - явный симптом того, что ребенок не наедается грудным молоком. Просто малютка не может сказать вам об этом словами, зато очень надеется, что родители поймут его без речевого обращения. Малыш делается чрезвычайно раздражительным, постоянно кричит, требуя к себе повышенного внимания. Так он пытается удержать возле себя мамину любовь, завить о том, что одна из самых важных базовых потребностей не удовлетворяется.

Выраженное беспокойство

Как понять, наедается ли ребенок грудным молоком? Этот вопрос себе часто задают молодые, неопытные родители. Просто они боятся что-то упустить или совершить ошибку. Женщины, родившие первенца, читают множество статей на детскую тему, постоянно анализируют собственные действия. Другим характерным признаком того, что ребенок не наедается грудным молоком, является постоянная тревожность.

Выраженное беспокойство проявляется в том, что младенец просыпается каждый час и спит гораздо меньше положенных ему часов. Конечно, он не в силах сказать родителям о том, что испытывает чувство голода, однако это можно понять по его поведению.

Причины

Почему ребенок не наедается грудным молоком? Как правило, для этого существуют объективные причины. Если родители действительно примут их во внимание, то в будущем смогут избежать подобного неприятного момента.

Мало молока

Самая распространенная печаль молодых матерей, которая только может встретиться. Это серьезная проблема, требующая к себе повышенного внимания. Если у женщины вырабатывается недостаточно материнского молока, кроха неизбежно будет оставаться голодным. Поскольку молодая мама не всегда знает, какое количество следует считать нормальным, она легко может недокормить своего маленького сыночка или дочку. Заметить проблему зачастую удается только по продолжительному плачу младенца. Когда мало молока у мамы, ребенок не набирает в весе. Если вовремя не озаботиться данным вопросом, то младенец даже может значительно похудеть.

Стресс у мамы

Кормящая женщина обязательно должна помнить о том, что любое ее переживание немедленно отразится на ребенке. Вот почему следует стараться всеми силами оградить себя от всяческих эмоциональных потрясений. Стресс у мамы передастся крохе - он сделается беспокойным и плаксивым. Некоторые младенцы даже перестают сосать и остаются голодными. Если ребенок 1 месяца не наедается грудным молоком, такая ситуация чревата для него самого крайне негативными последствиями. Как правило, начинает страдать иммунитет.

Младенец становится капризным, часто болеет. Материнское молоко, подобно самой непробиваемой защите, оберегает кроху от всего негативного. Вместе с питанием ребенок получает тепло и заботу. Впитывая в себя трепетное отношение, он ощущает любовь матери. Так формируется доверие к миру.

Проблемы с пищеварением

Многие молодые родители спрашивают о том, как понять, что ребенок наелся грудным молоком. Здесь нет однозначного ответа. Но заботливая мама всегда это чувствует. Малыш выглядит умиротворенным, сытым, счастливым и жизнерадостным. В случае каких-либо нарушений с желудочно-кишечным трактом младенец часто беспокоится, становится плаксивым. Проблемы с пищеварением могут послужить причиной того, что ребенок не сможет получать все необходимые для роста и развития вещества. Он будет испытывать недостаток еды, потому что его организм просто не готов как следует усваивать материнское молоко.

Решение проблемы

Когда причина постоянного плача младенца установлена, возникает необходимость приступить к активным действиям. Если ребенок не наедается грудным молоком, что делать в этом случае? Понятно, что принимать решение необходимо максимально быстро, чтобы не навредить собственному чаду.

Скорректировать питание

Имеется в виду, что мамочка сама должна есть полноценную пищу, избегать всяческих вредностей. Лучше отказаться от полуфабрикатов, отдавая предпочтение здоровым натуральным продуктам. Скорректировав питание, можно будет отследить видимые изменения в состоянии малыша.

Чем спокойнее ребенок себя ведет, лучше сосет грудь и спит, тем более благополучно он себя ощущает. Когда же женщина по причине недостатка времени уделяет своему питанию недостаточно внимания, ее обязательно ждет разочарование. Нельзя пренебрегать здоровьем собственного ребенка.

Чем больше кормящая мать думает о себе самой, тем лучше она в результате заботится о своем крошке. Грамотного и ответственного отношения к собственному здоровью хочется пожелать всем женщинам.

Грамотный прикорм

Когда у мамочки действительно не хватает молока, возникает необходимость кормить младенца дополнительно. Для этой цели часто используются смеси. По своей структуре и составу они прекрасно имитируют грудное молоко, хотя и не могут полностью его заменить. Между тем хотя бы пропадает проблема нехватки еды для крохи. Со смесями младенец превратится в упитанного розовощекого пупса с отменным аппетитом.

Грамотный прикорм должен начинаться с тщательного анализа. Как правило, у каждого имеется своя индивидуальная картина положения вещей. Задумавшись над тем, как понять, что ребенок наелся грудным молоком, женщина станет более внимательна к мельчайшим изменениям и колебаниям аппетита своего чада. Если малышу уже исполнилось четыре-пять месяцев, его можно прикармливать специальным детским питанием и кашками. Совсем маленького кроху следует как можно скорее переводить на смеси. Если количество молока будет со временем уменьшаться и дальше, он по крайней мере не станет испытывать на себе последствия голодания.

Таким образом, вопрос питания младенца представляет собой очень животрепещущую тему, которая остается актуальной в любые времена. Родители, у которых есть маленькие дети, знают, как непросто вырастить из крохи подросшего ребенка, обладающего минимальными признаками самостоятельности. Следует отметить, что никогда, ни при каких обстоятельствах не стоит экономить на питании. Если грудного молока недостаточно, нужно переходить на смеси. Этот продукт обязательно должен отличаться отменным качеством. Дешевым он быть не может по объективным и понятным причинам. Не следует поддаваться глупости искать упаковку со смесью по сниженным ценам. Если вы только размышляете над тем, наедается ли ребенок грудным молоком, значит, необходимо действительно пересмотреть вопрос питания. Помните, что нет ничего важнее и дороже здоровья вашего сына или дочки.

Существует утверждение, что плач - это язык общения малыша. Поэтому некоторые мамочки недоумевают и спрашивают, почему новорожденный не плачет? Им кажется странным, что их ребенок не берет все криком. Ведь речь идет о новорожденных детях, которые сказать ничего не могут.

Новорожденный не плачет

Кому-то покажется странным это утверждение и нереальным, но такое бывает. Некоторые новорожденные детки совершенно не плачут. Психологи легко объясняют эту причину. Во время плача обязательно должны присутствовать слезы, которые являются физиологическим проявлений эмоций. На лицах же новорожденных слез никогда нет, они появляются где-то к 4 месяцам. Значит, они не умеют плакать и не стоит расстраиваться, почему новорожденный не плачет.

Если не плачет, значит все хорошо

Научные исследования, показали, что плач малыша о многом говорит, и родители научились различать его по типу. Например, малыш хочет кушать, болит животик, мокрый подгузник, режутся зубки, скучает и требует внимания, хочет на ручки. Поэтому, если ваш младенец не плачет, и при этом выглядит вполне здоровым, значит у него все хорошо. Ему комфортно, сухо, тепло, достаточно ласки и внимания.

Конечно, консультация врача-педиатра никогда не бывает лишней. Тем более, с этим врачом вы видитесь очень часто.

В вашей семье произошло долгожданное событие – родился малыш. Сначала маме кажется, что трудности позади, но оказывается, ребенок – это уже человек, как вы, со своими желаниями и предпочтениями. Сам он рассказать об этом не может, только кричит. Причем очень часто и громко!

Что делать, если грудничок плохо ест

Тут главное – не нервничать, а попытаться разобраться в проблеме.

Бывают ситуации, когда ваш грудной ребенок очень плохо ест — с этим может столкнуться и мама первенца, и более опытная женщина. Давайте рассмотрим подробнее разные ситуации и попытаемся выяснить причину плохого аппетита.

Почему грудничок плохо ест и что делать в этом случае

Проблемы с прикладыванием к груди

Вы еще в родильном доме замечаете, что ваш ребенок плохо ест. Причиной этого может быть неправильное прикладывание к груди. К сожалению, не во всех родильных домах этому обучают. ()

  1. Проблемы с молоком . Пропадает молоко. Ребенок охотно берет грудь, сосет, но не наедается, т. к. у мамы мало молоко. Как быть? Попробовать : больше пить жидкости, сцеживаться после каждого кормления, пить лактогонный чай на основе семени укропа. Больше находиться с ребенком, установить с ним тесный эмоциональный и телесный контакт («кожа к коже»). А если молоко все-таки пропадает, докармливайте малыша смесью. Только сначала дается одна грудь, потом другая, а после этого смесь. Желательно перед тем, как переходить на смешанное кормление, проконсультироваться с педиатром.
  2. Много молока . Если молока много, и оно бьет сильной струей в ротик ребенка так, что он начинает захлебываться, — это тоже может уменьшить аппетит малыша. Что делать? Немного сцедиться перед кормлением, ослабить струю молока.
  3. Молоко может изменить свой вкус , если вы съели какую-то новую пищу. Ребенок может отказаться его пить. Что делать? Внимательно следить за реакцией младенца на вашу еду ().

Врожденные патологии

Если ребенок физически не может сосать, т. е. у него может быть какая-то патология. Например, короткая уздечка. Но это станет известно сразу в родильном доме. Принимаются меры специалистами.

Болит животик

  • Ребенок берет грудь, немного сосет, а потом начинает «луком». Вероятнее всего, у младенца обычные колики, их еще называют физиологическими. Пищеварительная система ребенка несовершенна. Движение пищи вызывает разбухание в кишечнике и боль. Ребенок отказывается от груди на момент приступа, сильно кричит, ему не до еды. Что делать? — . Обычно месяцам к 3-4 колики проходят;
  • Но бывает, что ребенок также берет грудь, начинает сосать, потом бросает с криком. Вполне возможно, что у грудничка дисбактериоз и сильно болит живот. Данное заболевание подтверждается специальными анализами. И лечение назначается врачами. Заподозрить дисбактериоз можно, если вы лечились антибиотиками (после операции кесарево сечении), если младенец по каким-то причинам тоже прошел антибиотиковую терапию. Цвет и запах стула ребенка меняются с желтого на зеленый со слизью. Об этом надо сказать врачу обязательно. Подробнее

Болит голова

Если в вашей семье есть метеочувствительные люди, значит младенец тоже может реагировать на смену погоды отказом от еды и криком. Если такие симптомы ярко выраженные, лучше обратиться к специалистам. Тем более, если родничок на голове в это время сильно набухает, пульсирует. Это может говорить о повышенном внутричерепном давлении. Необходимо принимать лекарства.

Любопытство

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К 4 месяцам младенец начинает отвлекаться на окружающих. Он замечает, во что вы одеты, что подошел папа или брат, где-то заиграла музыка и т. п. Кормление прекращается, ребенку уже не до еды. Как быть в такой ситуации? Закрываться в комнате одним, быть в тишине, без резкого света. Тогда вероятность накормить малыша увеличивается.

Заболел

  • Ребенок хочет есть, берет грудь, начинает сосать, бросает и кричит . Обратите внимание на его носик: свободно ли он дышит или сильно сопит. Не пугайтесь, если дыхание затруднено. Что делать? Попробуйте ;
  • Могут болеть уши . Когда он начинает сосать и глотать, боль усиливается. Чтобы не дать ему голодать, сцеживаем молоко в чистую бутылочку и даем понемногу с ложки. Как проверить больны ли уши? Потихоньку нажимаем на козелок (выступающая часть уха к щеке), если ребенок дергается, кричит, то необходимо вызвать педиатра и начинать лечение;
  • Во рту обнаружились белые пятнышки (молочница или стоматит), которые могут увеличиваться в размере. Под ними ярко-красная слизистая. Обязательно нужно лечить, т. к. ребенок из-за боли может отказаться от еды. Заражение может произойти:
    • от матери во время родов ,
    • если женщина не моет грудь перед кормлением ,
    • если в рот попали грязные соски, игрушки ,
    • если слизистая рта была повреждена .

Режутся зубы

Малоежка

Бывает, что грудной ребенок плохо ест потому, что он от природы «малоежка». Ест понемногу и поправляется тоже мало. Если нет никаких отклонений в работе центральной нервной системы, то, значит, ваш ребенок просто такой сам по себе. Если у него хорошее настроение, он активен и радостен, то поводов для беспокойства нет.

Плохое настроение


Бывает так, что к плачущему младенцу не подошли сразу, как он проснулся. Малыш начинает кричать все громче и громче. Когда мама все таки берет его на руки, он не в состоянии ухватить грудь. Что делать? — Успокаивать. Дать ему пустышку, а через несколько секунд предложить грудь. Если опять не берет, вернуть пустышку и дать задремать на несколько минут. Младенец успокаивается, потом просыпается и спокойно ест.

Итак, мы попытались разобрать основные причины того, почему грудной ребенок плохо ест. Если малыш активен, то аппетит мог пропасть временно. А если состояние ребенка вызывает беспокойство, немедленно обращайтесь к врачу . Можно вызвать скорую помощь. Главное – учитесь понимать своего ребенка. Это не так уж и сложно, если постоянно за ним наблюдать.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png