Привлечение детей к труду - это подготовка их к главной в жизни человека деятельности. От того, как мы сделаем это, зависит их счастье, благополучие и здоровье в будущем.

Став взрослыми, все люди трудятся, с утра до вечера, на работе и после работы, а иногда и в выходные, праздничные дни. Постоянная занятость трудом - естественное состояние психически нормального и физически здорового человека. Труд - сущность, содержание и смысл жизни человека, его потребность, несмотря на то, что данная деятельность связана с преодолением трудностей. Однако такое отношение к труду не наследуется от рождения и возникает не сразу. Требуется длительное время: детство, юность, годы зрелости.

В настоящее время в связи с экономическими преобразованиями, происходящими в нашем обществе, отношение к труду существенно изменилось. Молодежь предпочитает работать там, где можно больше заработать, а не там, где ей нравится. Многие меняют свою любимую, но малооплачиваемую работу на нелюбимую, но высокооплачиваемую. Частично исчезают бесплатные сферы труда. Появляются частные фирмы, акционерные общества, фермерские хозяйства, новые профессии (менеджер, предприниматель и др.) Повышается роль договорных отношений в труде. Теперь уже не стыдно заниматься распространением печати в электричке, торговать в киоске, работать грузчиком на рынке, убирать территорию около ресторана McDonald’s.

Недалеко то время, когда наше общество полностью перейдет к рыночным отношениям, в основе которых лежат больше деловые, чем нравственные ценности. К этому новому стилю жизни детей надо готовить, чтобы, став взрослыми, они смогли найти свое место в жизни, чтобы в этой трудовой деятельности, носящей обязательный характер, чувствовали себя счастливой личностью, уважительно относились к любой работе.

К сожалению, в трудовом воспитании детей сохраняются прежние традиции. Основное внимание уделяется формированию трудовых навыков и умений, а не воспитанию желания трудиться. Часто мы лишаем детей свободы выбора содержания, способов и условий решения трудового задания, требуем обязательного выполнения работы при отсутствии значимых для них мотивов, внушаем им, что профессию надо выбирать только по любви. Многие из нас уверены, что человека воспитывает только труд, направленный на пользу общества, что бесплатный общественно-полезный труд - критерий сознательного отношения к труду вообще. Главная задача трудового воспитания - формирование общественных мотивов, а личные в расчет не принимаются и рассматриваются как эгоистические, с которыми надо бороться.

Отказываться от взглядов, которые складывались годами, очень трудно. Поэтому остаются спорными вопросы, касающиеся приобщения детей к труду. Нужно ли заставлять ребенка убирать за собой игрушки, вещи, одежду? Можно ли привлекать детей к работе, которая им не нравится? Как сделать, чтобы все дети всегда хотели трудиться?

Можно ли вознаграждать ребенка за труд? Как относиться к труду, направленному на удовлетворение личных потребностей? Как сделать, чтобы труд был значимым для детей?

Для повышения эффективности воспитательного процесса есть разные способы педагогического воздействия: влияние на под сознание ребенка, вызывающее неосознанное стремление к труду (психологи называют его предрасположенностью или установкой), заключение трудового договора, который ставит ребенка в ситуацию обязательного выполнения данного обещания и активизирует у него чувство ответственности, предоставление детям свободы выбора, возможности пользоваться правами, направленными на удовлетворение личных потребностей и многое другое; что способствует формированию трудовой активности, и желания трудиться по собственной инициативе.

Основополагающим принципом организации детского труда был принцип единства добровольности, свободной воли и необходимости, предполагающий предоставление детям прав, свободы в принятии решения трудиться, выборе содержания труда, учет их желания и жизненных потребностей. Одновременно мы руководствовались принципом индивидуализации педагогического процесса и учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, их трудового развития, интересов.

При определении содержания трудовой деятельности мы руководствовались принципом преемственности, проявляющимся в использовании и дальнейшем развитии сформированных у детей трудовых навыков и умений.

Автор надеется, что данные рекомендации помогут воспитателям не только в работе с детьми, но ив привлечении к труду родителей своих воспитанников, членов их семей, а также они окажутся полезными родителям при организации домашнего труда.

Дворникова Ирина Владимировна
Как приобщить ребенка к труду

Как приобщить ребенка к труду ?

В семье дети постоянно видят, что родители делают : готовят еду, убирают квартиру, стирают бельё, что-то ремонтируют, шьют. Наблюдения за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают ребенку понять их значимость и отношения родителей к труду : мама пришла с работы усталая, но должна готовить для всех ужин; папа идёт в магазин за продуктами.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех взрослых . Гуляя с ребенком , нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто выметены улицы. Покупая хлеб, надо обратить внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов хлеб, рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привезти его в магазин, хлеб сгрузили грузчики, а продавцы положили его на полки в торговом зале.

Знакомя дошкольников с трудом взрослых , у них воспитывают трудолюбие . Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей, надо в доступной ребенку данного возраста форме объяснить значимость предстоящей работы, её результата, например : «Если не поменять воду в вазе, цветы завянут» , «Если не полить растения, они погибнут» и т. д.

Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, ходить за хлебом и т. д.) т. е. иметь поручения требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

Хорошо, если ребенка приобщают к ручному труду . В некоторых семьях увлекаются рукоделием. Берясь за шитьё, вязание или вышивку, надо привлечь к этой работе ребёнка : малыша попросить принести коробку с нитками, рисунки, напёрсток и т. д., ребенка постарше привлечь к выполнению таких несложных операций, как вдевание нитки в иголку, обметка швов, пришивание пуговиц. Можно поручить самостоятельно выкроить по заготовленной взрослым выкройке детали будущего изделия (кукольной одежды, белья, сметать и сшить их, вышить или связать вещь, имеющую определенное назначение (салфетка, шарф и т. д.)

Большую радость доставляет детям изготовление игрушек-самоделок, мягких игрушек. Для изготовления таких игрушек подойдут кусочки разнообразных тканей, тесьма, ленты, клеёнка, мех, вата, бумага, проволока, дощечка, кусочки дерева и коры, прутья, солома, желуди и др.

Труд в семье , организуемый взрослым, сближает ребенка и родителей , способствует влиянию взрослого на его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности : сделать что-то для младшего брата (сестры, подарок маме, бабушке, товарищу и т. д.

Публикации по теме:

«Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе». Мастер-класс для родителей Мастер-класс для родителей «Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе» Воспитатель МАДОУ д/с 29 Старновская.

Как научить ребенка трудиться? Каждый родитель неоднократно сталкивается с необходимостью объяснить чаду, что труд – это то, что нужно и важно для каждого человека. Казалось.

Как похвалить ребенка Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово.

Как прекратить истерику у ребенка Причины возникновения истерики у детей Основной возраст проявления истерики у детей с 1,5 до 4 лет. Истерические всплески детей сопровождаются.

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге Для приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов: 1. Последовательность. Во избежание ситуаций,.

Консультации для родителей «Приучайте ребенка к труду!» консультации для родителей Горячкина Валерия Владимировна Тема: «Приучайте ребенка к труду!» ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем.

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png