Если чувствуешь себя одиноким

Чтобы разобраться, что такое одиночество, «справиться» с ним, изменить свою жизнь в любом направлении, нужно в первую очередь очень сильно этого захотеть. Желание справиться с одиночеством, должно стимулировать к действиям.

Есть большая разница между понятиями «быть одному» и «быть одиноким». Ты можешь жить один в хижине, затерянной в лесах и скрытой от цивилизации, и все же быть в мире с собой и своим одиночеством. А можно быть среди толпы людей и знакомых и при этом чувствовать себя одиноким. Чтобы понять, что такое одиночество, нужно выяснить, откуда оно берется, и что является его причиной.

Вот некоторые идеи по поводу того, как выйти из одиночества. Ты можешь пользоваться ими сам или рассказать своему другу.

Найди занятие по душе

Мысли об одиночестве приходят тогда, когда тебе нечем заняться. Когда не интересно быть наедине с самим собой. Поэтому нужно найти для себя интересные занятия, которые станут приносить тебе позитивные эмоции. Это поможет справиться с одиночеством.

Начни делать что-то такое, чего ты никогда не делал раньше.

Вырвись из повседневной рутины, выйди за пределы зоны комфорта. Например, начни брать уроки танцев или живописи, посещать спортивную секцию. Как минимум, это будет первым шагом на пути к выходу из одиночества, а как максимум ты найдешь новых знакомых и возможно новых друзей.

Заведи домашнего питомца

Домашние животные – это отличные друзья, которые избавят тебя от грустных мыслей об одиночестве. Ты начнешь играть с ними, заботиться о них, выгуливать, кормить. Они будут тебя встречать со школы и дарить тебе радость. Это один из способов справиться с одиночеством.

Помогай другим людям

Это хорошее лекарство от одиночества. Оно поможет тебе не только ощутить свою значимость, но и приобрести новых друзей и знакомых.

Учись быть счастливым прямо сейчас

Не оправдывай свое плохое настроение отсутствием общения. Дари себе минуты радости прямо сегодня. Учись быть счастливым человеком в компании самого себя. Пой песни, танцуй, гуляй, делай все то, что бы ты делал, если не был одиноким. Хочешь сходить в кино, иди. Действуй!

Еще один замечательный способ справиться с одиночеством, освободиться от страха, гнева или тоски - это ведение личного дневника . Свободно записывай все, что хочешь, не сдерживая и не ограничивая себя, это твой дневник и твои чувства. Фиксируя свои эмоции на бумаге, ты можешь увидеть сформированные в процессе жизни определенные привычки или стиль поведения, и если это действительно мешает, можно попробовать взять над ними контроль и попытаться что-то изменить.

Ведение дневника позволит тебе критически посмотреть на свое поведение, проследить за реакциями, отталкивающими людей, понять причины одиночества. По прошествии времени, ты сможешь использовать свой дневник как энциклопедию и при возникновении сложной ситуации получишь наилучший совет и руководство - от самого себя. Дневник станет документальным свидетельством твоих достижений и прогресса. Ты можешь также записывать в него все хорошее, что происходит с тобой в данный момент, или то, за что ты испытываешь благодарность.

По материалам сайта "Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Подростковый возраст - самый сложный жизненный этап, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно. Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков .

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  • трудности в общении со сверстниками
  • потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу
  • ссора с лучшим другом или друзьями
  • неудавшаяся первая любовь
Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии. Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества .

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки, обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день. Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость. Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей .

В подростковом возрасте трудности в общении со сверстниками чаще всего возникают из-за несоответствия интересов. Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых. Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых фильмах, способах времяпрепровождения и т.д.

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его. Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием. Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься. Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом. Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт. Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей.

Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.

Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь .

Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством и в том случае, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, или пережил несчастливую первую любовь, но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается. Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством. Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Всё о психологии отношений и семье на КрасоткеИнфо!

Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Краевая научно-практическая конференция Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика»

Подростковое одиночество

как социальная проблема

Научно-исследовательский проект

Нестяк Анной Валерьевной

Руководитель

педагог-психолог

средней общеобразовательной школы № 81

Краснодар 2006

Введение. Психологические представления об одиночестве. Подростковое одиночество: причины и последствия. Основные типы депрессий у детей и подростков. Факторы, способствующие развитию одиночества в подростковом возрасте. Психологическая помощь для преодоления одиночества. Литература.

Введение

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека».

Как трудно порой бывает человеку справляться с собственными проблемами в одиночку! Как тяжело вступать в борьбу с окружающим миром, наполненным злом и жестокостью (по мнению борющегося), и горько осознавать, что его по-настоящему настигает чувство одиночества, все больше и больше отдаляя от социума…

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает критический недостаток в общении и понимании со стороны социума, переживает тяжелый психологический кризис. И вряд ли кто-нибудь сможет поспорить с тем, что всеобъемлющее чувство одиночества овладевает нынешним поколением все сильнее: все больше и больше дорог, все больше и больше машин, больше суеты, тревог и переживаний. В результате чего все больше и больше людей, ощущающих чувство одиночества!

«Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что бывает одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины». (6)

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Актуальность настоящего исследования очевидна, поскольку «одиночество в юности переживается острее всего потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них» (6), толкая порою на неадекватные поступки и действия, порождающие социальные проблемы.

Гипотеза исследования . Подростковое одиночество – это эмоциональное состояние, являющееся основой социально-психологических проблем.

Цель исследования : определить особенности переживания одиночества подростками и его возможные последствия.

Задачи :

1. Изучить научно-теоретические взгляды по проблеме исследования.

2. Изучить причины и последствия одиночества в подростковом возрасте.

3. Провести практическое исследование по данной проблеме.

Объект исследования. Подростковое одиночество.

Предмет исследования. П ереживания одиночества как социально-психологическая проблема подросткового возраста.

Методологические и теоретические основы исследования - научные теории, подходы и концепции отечественных и зарубежных учёных и психологов-практиков в области возрастной и социальной психологии: З. Фрейда, Э. Фромма, Ф. Фромм-Рейхман, , -Славской и др.

Методы исследования:

Теоретический анализ;

Эмпирические методы: тестирование;

Статистические методы обработки данных;

Количественно-качественный анализ.

База исследования. СОШ № 81 г. Краснодара. Группа испытуемых - 39 учащихся 9 – 11 классов (9 класс – 25 человек, 10 класс – 9 человек, 11 класс – 5 человек).

Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что:

    выявлены причины одиночества подростков, объединённых в стенах одного образовательного учреждения; рассмотрены возможные последствия испытания чувства одиночества и определены пути преодоления его негативного влияния на личность подростка в ходе учебно-воспитательного процесса школы; раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности.

1. Научно-теоретические подходы к пониманию проблемы подросткового одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы , ученые и писатели.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией. Наибольшую известность среди психологических исследований получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов:

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) расценивает одиночество как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.

2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс) говорит о том, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - несоответствие представлений человека о собственном «Я».

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен) возлагает ответственность за возникновение одиночества на общество, в котором наблюдаются ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

5) Когнитивный подход () считает, что одиночество возникает в случае осознания человеком разногласий между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас) разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. Первое определяется как комплекс защитных механизмов, выражающихся в «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования».

Анализ научных трудов и исследований современных отечественных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его развития и особенностей проявления (-Славская,).

Психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте рассматривают, и др.

2. Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества в подростковом возрасте

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Психологи выделяют несколько групп факторов , способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа . Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы , приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения , отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Подростковое одиночество: причины и последствия

Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах, . Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (), социальная отчужденность (). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить , его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

К сожалению, часто решения подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

Ощущение одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину . Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

«Одиночество подростков растет так же, как и одиночество стариков, - рассказывает психолог экстренной психологической помощи «Один дома» Елена Сухопарова. - Семь раз в неделю к нам обращаются дети, желающие покончить с жизнью: непонимание на всех уровнях, разлад в семье, бытовые трудности, несчастная любовь. Частая тема - насилие в школе, драки после уроков: ребенок не хочет жаловаться, а сам справиться с ситуацией не может.

Собственное "Я" в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у подростков возникают мысли о суициде».(7)

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук, отмечает: «Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых и приятелей »(15).

Изучению проблемы одиночества подростков было посвящено социально-психологическое исследование "Подросток 2001". В нем приняли участие около 4000 юношей и девушек от 13 до 16 лет, учащиеся классов школ г. Москвы. Результаты анализа ответов молодых людей по опроснику "Одиночество" позволяют говорить, что каждый третий из них испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3% опрошенных переживают одиночество в критически-сильной степени: остро и постоянно.

В результате исследования более 600 российских подростков, выяснилось, что каждый шестой из них обостренно переживает одиночество. Если в 1997 году лишь 2,3% подростков испытывали это чувство, то в 2003 году – 17%, причём 2,7% опрошенных – в сильной степени. Кстати, представления подростков об одиночестве меняются с возрастом. В 13–14 лет одиночество описывается как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; в 15 лет – как ужас, депрессия, обида, огорчение; в 16 лет – как тяжелое переживание, связанное, преимущественно, с отсутствием понимающего близкого человека (12).

Практическая часть

Сама порою, переживая необъяснимое чувство одиночества, страх быть не понятой или даже отверженной, я попыталась понять, свойственно ли это моим сверстникам, ребятам, обучающимся в маленькой сельской школе – СОШ № 81 г. Краснодара, посёлка Пригородный.

Приступая к экспериментальной части работы, решено было выявить уровень субъективного одиночества подростков, определить статус подростков в коллективе класса и установить наличие зависимости этих двух показателей, для чего был установлен следующий порядок исследования:

1) определить методы исследования;

2) отобрать группы испытуемых;

3) получить данные для последующего анализа;

4) провести количественно-качественный анализ полученных данных;

5) сделать общие выводы.

4.1. Методы и база исследования

Методы сбора данных в нашем исследовании:

    Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) (13) (Приложение 1); Социометрический тест (1) (Приложение 2).

База исследования: СОШ № 81 г. Краснодара.

Группы исследуемых : учащиеся 9 – 11 классов (3 класса - 36 человек: 15 девушек и 21 юноша). Данная группа учащихся рассматривалась как единое целое, поскольку в условиях небольшой сельской школы подростки хорошо знают друг друга независимо от того, в каком классе они обучаются.

4.2. Результаты исследования и анализ, полученных данных

В результате обработки данных социометрического теста выявлено:

Из 36-ми учащихся нет ни одного, то не получил бы выбора. У большинства из подростков имеют место взаимные выборы. (Приложение 3) Распределение рейтинговых мест показано в таблице 1.

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

14ю, 18ю, 20ю, 28д

29ю, 30ю, 38ю

23ю, 25ю, 27д

17ю, 22ю, 36д

6д, 7д, 8д, 11ю, 16ю, 21ю, 26д, 35д

3д, 4д, 5д, 37ю

Учащихся, получивших от 9 до 15 выборов (1 – 5 ранговые места), условно отнесем к группе высокостатусных подростков; получивших от 4 до 8 выборов (6 – 10 ранговые места) – к среднестатусной группе, от 1 до 3 выборов (11 – 13 ранговые места) – к низкостатусным.

Обобщённые результаты работы с методикой диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) показаны в таблице 2

Таблица 2

Уровень субъективного ощущения одиночества

Количество учащихся

Код учащегося

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 21ю, 22ю, 26д, 27д, 28д

3д, 4д, 5д, 7д, 11ю, 12ю, 15ю, 16ю, 19ю, 20ю, 23ю, 25ю, 29ю, 30ю, 31ю, 32ю, 33ю, 34д, 35д, 36д, 37ю, 38ю

4.3. Анализ полученных данных и выводы

В таблице 3 показано сопоставление данных, полученных по двум методикам. Подростки с низким уровнем субъективного одиночества далее рассматриваться не будут, поскольку они выпадают из темы исследования.

Таблица 3

Сопоставление данных социометрического теста

и методики определения уровня субъективного ощущения одиночества

Уровень субъективного ощущения одиночества

Статусная группа

Кол учащегося

Средний статус

Средний статус

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 22ю, 27д, 28д

Низкий статус

Сопоставление полученных данных выявляет:

· Из общего числа участников исследования субъективный уровень ощущения одиночества, превышающий норму, выявлен у 38,7%; из них высокий уровень - у 2,7%, что совпадает с данными московского исследования 2003г.; средний уровень - у 36% , что более чем в два раза (на 19%) превышает данные московского исследования 2003 года.

· В группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества входят подростки, имеющие средний (12 человек) и низкий (2 человека) статус согласно результатам социометрического теста.

· Из 14 учащихся, составляющих группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества, 11 человек обучаются в 9-м классе и 3 человека – в 10-м, т. е. большинство из членов этой группы могут испытывать одиночество как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; некоторые из членов группы – как ужас, депрессию, обиду, огорчение.

Сопоставив и проанализировав данные исследования, можно сделать выводы:

· Социальный статус подростка влияет на уровень субъективного ощущения одиночества: чем выше статус, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества.

· Значительное количество подростков СОШ № 81 имеют повышенный уровень субъективного ощущения одиночества, что может являться благоприятной почвой для формирования социальных проблем, а, следовательно, требует серьёзной коррекционной и профилактической работы.

Заключение

Изучение теоретического материала и проведение практического исследования по теме настоящей работы выявило опасность подросткового одиночества как одну из базовых социальных проблем, способную порождать другие проблемы. Поэтому в вопросах профилактики социальных проблем крайне важно не оставлять подростков один на один с их одиночеством.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании подросткам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т. е. уделять подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативного переживания одиночества. Таким видом помощи может стать:

1. Психологическая поддержка подростков , переживающих одиночество, есть разделение их переживания (ибо, как справедливо отметил в своей книге «Когда Ницше плакал» И. Ялом, «одиночество существует только в одиночестве. Разделённое одиночество умирает.») и содействие, совместная деятельность в трансформации одиночества из ощущения собственной отстранённости и никчёмности в позитивное переживание своей уникальности.(Приложение 4)

При этом следует обеспечить подростка необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельного преодоления одиночества. К ним можно отнести навыки самопознания, самоанализа, самоконтроля и само регуляции, коммуникативные навыки и умения, а также элементарные знания психологии. Также нужно помочь подростку в развитии эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, эмпатии и ответственности. Это важно, потому что эти качества очень ценятся подростками в другом человеке, но недостаточно развиты у большинства из них.

2. Изменение некоторых внешних условий для преобразования одиночества в позитивное

переживание. Нужно помочь подростку наладить отношения с семьёй, сверстниками и внутри школьного коллектива, причём для эффективной психолого–педагогической поддержки нужно содружество и родителей, и педагогов, и психологов.

Литература:

1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: пруды, 2005. С. 4 – 5 32с.

Левко социального педагога и социального работника. - Мн.,2003. Киселева социального одиночества подростков // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года) - М., 2000. Киселева -педагогическая поддержка подростков, переживающих одиночество // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. - М.,2002. Киселева -педагогическая профилактика проблемы одиночества в подростковом возрасте // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики МГСУ (28 марта 2001) / Под ред. . - М., 2001. Кон табу. /Литературная газета, 1986 № 36 Корнилова М. Маленькие самоубийцы./Вечерний Новосибирск. 21.03.2003г. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 Перлман Д., Пепло подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 По материалам журнала «Семейный доктор», 01.09.2004г. http://news. ***** , От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 «Семейный доктор» ж. 01.09.2004 г. http://news. ***** Тестирование детей/ Сост. В. Богомолов. Ростов н/Д: «Феникс»,2004. С.290-с. Хараш одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г. Ширихев П. Наиболее распространённые причины самоубийств. http://www. xa-oc. ***** Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Приложение 1

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

(Д. Рассел и М. Фергюсон)

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Утверждения

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю от тоски по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключённым и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов и интерпретация . Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три., «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Приложение 2

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

Кого из ребят ты пригласил бы на свой день рождения?

Тебе поручают ответственное дело в школе, с кем вместе ты бы хотел его выполнять?

Школа собирается организовать туристический поход для старшеклассников, если ты пойдёшь, кого бы ты обязательно хотел бы видеть рядом с собой в походе?

Приложение 3

Советы подростку, испытывающему чувство одиночества

    Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить. Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты. Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших друзей. Подумай об их жизни, о твоих отношениях с ними. Не пугайся, когда останешься один на один с собой - это необходимо, чтобы повзрослеть. Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему? Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай. Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить. Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе! И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png