Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Подростковый возраст - самый сложный жизненный этап, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно. Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков .

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  • трудности в общении со сверстниками
  • потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу
  • ссора с лучшим другом или друзьями
  • неудавшаяся первая любовь
Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии. Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества .

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки, обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день. Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость. Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей .

В подростковом возрасте трудности в общении со сверстниками чаще всего возникают из-за несоответствия интересов. Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых. Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых фильмах, способах времяпрепровождения и т.д.

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его. Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием. Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься. Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом. Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт. Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей.

Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.

Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь .

Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством и в том случае, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, или пережил несчастливую первую любовь, но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается. Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством. Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Всё о психологии отношений и семье на КрасоткеИнфо!

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает недостаток в общении и понимании со стороны других людей, переживает тяжелый психологический кризис.

Долгое время считалось, что одинокой бывает старость, но затем появились публикации в журналах и газетах про то, что проблема одиночества волнует и подростков. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет искаженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. В результате, подросткам, трудно установить с кем-либо близкие отношения, они привыкают никому не доверять и не ждут от окружающих ничего хорошего и как следствие, избегают эмоциональных контактов.

Этимологически слово «одиночество» происходит от греческого «monos», что означает: «остаться одному», «быть без других», т. к. эти другие ушли или умерли, потому что «они нас покинули», «оставили нас одних». Либо, наоборот, «мы их покинули», «убежали от них», «ушли в пустыню, чтобы там жить вдали от всех», вести монашескую жизнь.

В русском языке «одиночество» было заимствованным словом и понималось как житие одному, без друзей, без товарищей. Слово «одинокий» имело значение «уединенный, отдельный, где мало жизни, сам по себе». «Одиночиться» означало «дичиться или прятаться от людей, искать одиночества».

В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

Феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Практически все исследователи сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания».

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества:

Неофрейдиская модель (психодинамическая). Представители: Зилбург, Ф. Фромм, Рейхман, Салливан. Согласно этой модели состояние одиночества определяют внешние условия. В своём анализе проблемы они исходят из клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Общая оценка одиночества – отрицательная

Гуманистическая. Представитель: К. Роджерс. Одиночество - конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я, проявление слабой приспособляемости личности. Причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества – отрицательная

Экзистенциальный подход. Представитель: Каол Мустакас. Истоки одиночества - в самой природе человека, люди изначально одиноки. Мустакас призывает преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Оценка – положительная.

Социологический подход. Представители: Боумен, Рисмен, Слейтер. Одиночество расценивается не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество. Причина одиночества - вне индивида. Оценка – отрицательная.

Интеракционистская точка зрение. Представитель: Роберт С. Вейс. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет не патологический характер и существует в двух типах. «Я убеждён, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения». Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка - отрицательная.

Когнитивный подход. Представители: Литиция Энн Пепла, Марсия Мицели, Брюс Морош. Они предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. «Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - её чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы». Одиночество рассматривается как нормальное состояние человека, оценка - отрицательная.

Модель одиночества У. Садлера стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.

Данная концепция близка отечественному отношению к одиночеству в психологических работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т. е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» .

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества - наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их - чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» .

2. Проблема одиночества в подростковом возрасте

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Вторую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества. :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Психологи выделяют также социальное и психологическое одиночество.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

3. Результаты исследования

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

1. При проведении исследования применялся анкетный опрос, включающий в себя заполнение анкеты, составленной нами для изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон). Предназначена для измерения одиночества.

3. Личностный опросник «НЭП» (Г. Айзенка). Предназначен для диагностики основных параметров личности.

4. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей.

4. Метод социометрии. Это - один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения).

Описание экспериментальной выборки: в исследовании приняли участие 23 школьника МОУ ЦЛПДО 14-16 лет.

Первый этап исследования.

Анкета изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 35% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и из-за родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

26 % подростков видят причину одиночества в поведении и манере общения человека – второе место.

На третьем месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т. п.). Как причина одиночества они были названы у 22 % подростков.

Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 9 % анкет.

Отсутствие круга общения и близких друзей как причину одиночества рассматривают также 9 % подростков.

На усталость от общения указано в 4 % анкет (1 человек).

Хотя большинство опрошенных (61%) сами не любят бывать в одиночестве, но они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (65 %) иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но данные подростки не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Большинство подростков (61 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства опрошенных не характерно негативное отношение к себе и страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками (56%).

Таким образом, для подростков пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в его неумении общаться.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Положительный результат (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 6 испытуемых из 23. Эта группа подростков составила экспериментальную группу (4 девочки, 2 мальчика). У данных подростков диагностируется высокий (67%) и средний уровень одиночества (33%). Методом случайной выборки была сформирована контрольная группа. В неё вошли подростки, показавшие низкий уровень по данной методике в количестве 6 человек (3 девочек, 3 мальчиков).

Анализируя полученные данные по этой шкале можно сказать, что высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили лишь 1 испытуемый. В пределах нормы показатель находится у 8 подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл получили 3 школьников. То есть можно считать, что, в основном, испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и контрольной группы, можно заметить, что у подростки контрольной группы более коммуникабельны, общительны, оптимистичны и импульсивны, чем подростки экспериментальной группы.

По шкале нейротизма

По данной шкале испытуемые показали в основном средний уровень нейротизма: 6 чел. (50 %), низкий уровень у 2 подростков (17 %), высокий у 4 (33 %) испытуемых (все они относятся к экспериментальной группе). То есть большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно.

Мы сравнили средние баллы нейротизма в экспериментальной и контрольной группах - у подростков контрольной группы балл по этой шкале ниже, чем у экспериментальной. Подростки экспериментальной группы имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками контрольной группы.

Итак, в результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Анализ данных «КОС» показал следующее. Из экспериментальной группы только у 2 испытуемых (33 %) средний уровень развития коммуникативных качеств, что говорит об их стремлении к общению с людьми, но им недостает коммуникативных навыков и умений.

Низкий уровень развития коммуникативных качеств зафиксирован у 3 подростков (50 %). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно и неуверенно в компании, им трудно установить контакт с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. У 1 подростка (17%) диагностирован очень низкий уровень общения.

В контрольной группе у 100% испытуемых (6 человек) средний уровень развития коммуникативных навыков и умений.

Согласно данным социометрического теста 67% испытуемых экспериментальной группы имеют статус «включенный» и 33% статус «отвергаемых». Результаты испытуемых контрольной группы значительно отличаются. «Отвергаемых» здесь нет, 50% имеют статус «включенных» и 50% статус «предпочитаемых». Таким образом, можно говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку 50% испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

В результате исследования подтвердилась наша гипотеза, о том, что ощущение одиночество у подростков, связано с его личностными особенностями и развитием коммуникативных умений. Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Заключение

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества. 26 % подростков, принявших участие в исследовании, показали положительный результат по шкале одиночества.

Изучение личностных особенностей и особенностей общения подростков, испытывающих одиночество, выявило, что они:

Обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы;

Показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия;

Испытывают трудности в общении, так как у них снижены коммуникативные качества;

Обладают более низким социальным статусом и испытывают отрицательное отношение одноклассников.

Полученные данные были использованы для оказания психологической поддержки подросткам, переживающим одиночество.

Совместно с психологом проведены занятия в 8-9 классах МОУ ЦЛПДО на которых рассматривалась проблема одиночества в подростковом возрасте. Составлен буклет, для подростков, испытывающих состояние одиночества.

Подростковое одиночество отличается от одиночества взрослого своим состоянием дерзкого вызова всему миру, в котором подростка никто не понимает.

Проблема подросткового одиночества

Интернет переполнен стонами подростков, которые страдают от чувства одиночества.
Если мы присмотримся к этим запросам внимательнее, то заметим некоторые закономерности.

«Я так одинока. Ужасно хочется взаимопонимания и разговоров по душам. Но такой мир есть только в красивом кино. В жизни совсем иное. Внутри тоска и ощущение своей ненужности. Часто я вижу, что вокруг какие-то животные, а не люди - грубые, мерзкие, ругаются матом и ржут как лошади.»
(форум подростков)

«Мы переехали в другой район, все старые друзья остались в той школе. В новой друзей нет. Мне очень плохо от этого и сильно одиноко на душе.»
(форум подростков)

Преодолевать такие состояния действительно сложно. Эта статья поможет разобраться в проблеме такого разного одиночества и взрослым, и подросткам. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать разные типы одиночества, понять внутренние желания человека, согласно его врожденным психическим особенностям (векторам)

Одиночество - такие разные чувства

Одиночество испытывают многие. Но у всех для этого разные причины . Согласно системно-векторной психологии это зависит от врожденных векторов человека, то есть особенностей его психики.

Так причины подросткового одиночества в зрительном векторе - это страхи, болезненный разрыв отношений или несчастная первая любовь. Мы видим, что первый запрос как раз об этом. Об отсутствии эмоциональных связей.

Подростки с анальным вектором, ценностью которых является дружба, честность, справедливость, - их одиночество возникает, потому что лучший друг уехал, предал, подвел или обманул.

Но все это видимые страдания души, такие моменты легко заметить, да и подростки сами проговаривают эти проблемы вслух. Чаще всего, когда удается наладить эмоциональные связи или найти друга, страдания прекращаются и одиночество исчезает.

А вот совсем другое одиночество подростка. Очень тревожный звоночек. Почувствуйте разницу.

Одиночество - внутренняя пустота

«Я одинок. мне 14 лет. Адекватен, спортивен, но одинок. Это гложет меня, убивает. Невыносимая внутренняя пустота... я просто в отчаянии. Не знаю, как справиться с этим. Ухожу в другую реальность, в музыку. В свое время даже пил, потом бросил. Одним словом - все сложно. Что посоветуете? Можно ли научиться преодолевать это состояние?»
(форум подростков)

Одиночество, в его тисках очень горько. Но окружающим не видны невыносимые внутренние страдания его души.

Полное, гнетущее, постоянное одиночество тяжелой плитой придавливает подростка и приводит его к состоянию депрессии.

Возникает отчаяние, становится невыносимо больно. В таком состоянии подросток может даже подумывать о суициде. Важно различать эти разные типы одиночества, чтобы помочь подростку.

Подростковое одиночество - причины

Причиной таких страданий, часто не видимых глазу, является звуковой вектор. Это не просто какой-то термин, это особое устройство психики человека. Таких людей немного - всего 5%.

В приоритете у таких людей ответы на постоянно возникающие у них в голове вопросы о смысле жизни. Другие думают, что такие вопросы возникают от безделья или неудач в жизни. Нет, это реальные вопросы, на которые есть ответы, и их во чтобы то ни стало нужно найти юному философу. Именно поэтому часто одиночество их удел.

Звуковой вектор доминантен. Это единственный из восьми векторов, чьи желания не материальны.

Именно такие люди еще в раннем детстве (4-5 лет) задают вопросы: «зачем мы живем?», «кто я и зачем пришел в этот мир?» В подростковый период эти вопросы возникают снова, и мучают с новой силой, не дают жить как все - житейскими радостями.

Внутренние вопросы о смысле бытия доминируют и пульсируют в голове.И полное одиночество позволяет насладиться поисками ответов. Такие подростки любят ночь, тишину и одиночество.

А все вопросы мирского характера: любовь, материальный достаток, даже учеба и будущая профессия - для него вообще не важны. Вернее без ответа на свой главный вопрос - другие отходят на второй план.

Для него наша материальная жизнь с ее бесконечной гонкой потребления - это реальный сумасшедший дом, из которого хочется бежать в одиночество или в соцсети.

Одиночество - точка отчаяния

Весь этот шум и балаган реального мира очень сильно его раздражает и возникает даже некоторая ненависть к людям и миру. Часто у подростка возникает внутренний вопрос: «А кто управляет этим театром абсурда?»

Все вокруг озабочены нарядами, деньгами, страдают от неразделенной любви. Но главное, постоянно КРИЧАТ об этом в своих разговорах.

В семье тоже крики и нудные разговоры «ни о чем» : о профессии и важности зарабатывания денег в дальнейшем.

Все эти разговоры для звуковика - лишнее раздражающее дребезжание. И он еще сильнее уходит в себя. Сильное одиночество, состояние пустоты и отчаяния овладевает ребенком.

Разные попытки преодоления одиночества

В поисках выхода он начинает отгораживаться от мира наушниками. «Вот оно долгожданное одиночество. Я никого не слышу, меня не трогают.»

Одно дело, если это просто грохот тяжелого рока. Своего рода бегство в одиночество. Хуже, если это наркотический дурман, который создает иллюзию того самого измененного состояния сознания, к которому бессознательно стремятся звуковики. На самом деле это попытка заглушить страдания души, проскочить в иной мир через измененные на физическом уровне состояния сознания.

Только в хорошем состоянии звуковые люди создают гениальные мысли и совершают уникальные открытия для всего человечества, как Перельман с его доказательством гипотезы Пуанкаре. А в плохих - начинают физически изменять состояние сознания. Очевидно, что такое воздействие разрушительно действует на любой мозг, а подростковый особенно.

Но тинейджеры попадают в эту ловушку, чтобы избежать страданий, от внутренней пустоты.

Преодолевать такие подростковые состояния очень сложно, и без помощи тут не обойтись. Но взрослые, даже психологи, его не понимают. Спрашивают: «ну что случилось, тебя кто-то обижает? Девочка отвергла? Пятерку не получил?» В глазах звуковика все эти психологи обесцениваются - ему кажется, что в этом мире одни идиоты и его вообще не способен никто понять! Но это не так.

На самом глубинном уровне бессознательных желаний понять одиночество звукового подростка позволяет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И вот когда мы раскрываем внутренние причины таких состояний, то появляется возможность помочь подростку выскочить из этой ловушки.

Вот простые шаги, которые может сделать каждый:

1. Обеспечить подростку возможность побыть наедине со своими мыслями. Создать для него этакий островок тишины и покоя. Обеспечить ему то самое одиночество, точнее возможность уединения, которое так важно для баланса его психики.

2. Исключить дома в семье крики, скандалы и даже грохочущий телевизор.

5. Обязательно предложить подростку сложные задачи. Это могут быть задачи из квантовой физики или вообще нерешенные или недоказанные теоремы. Для него это достойный вызов. Его мозг должен быть нагружен: программированием, олимпиадными задачами по математике, физике, химии. Он может писать рассказы или сценарии компьютерных игр, сочинять музыку. Это то, что займет и обеспечит мозг нужной работой.

6. А лучше всего дать ему послушать ролики Юрия Бурлана. Он узнает себя и тогда тягостное чувство, сильное одиночество уйдет из его ощущений.

Для родителей, дети которых проходят подростковый возраст, вышесказанные советы могут показаться издевкой. Как же ему предложить задачи и поговорить, если он видеть никого не желает? Здесь есть универсальный совет. Постарайтесь наладить эмоциональную связь с подростком. Это сложная задача, но первостепенная. Потому что в период пубертата подросток настроен на другую волну и часто не слышит доводы здравого смысла. Задача взрослых быть более чуткими и внимательными, настроиться на ребенка, чтобы подсказать ему, как можно избавиться от груза одиночества.

Одиночество - где выход?

Подростковый возраст - это всегда сложно. Помочь подростку пройти его с наименьшими потерями можно. Вот как это сделали участники тренинга:

«… «Наше бессознательное знает всю правду», - говорит Юрий. Теперь мне было понятно, что надо делать и о чем с сыном говорить. О эмоциях, о корне страха и о том что бы было, если бы его не было, проводила параллели с недавними событиями и с чем ему предстоит столкнуться в ближайшие дни, о его чувстве ответственности, переживаниях и достижениях. Подтвердить, заверить и закрепить.

В его взгляде появилась ясность и осмысленность. Я физически ощущала, как его покидает напряжение, как будто в сосуде, находящемся под высоким давлением, кто-то отвинтил крепление клапана. Сын прослезился, слова благодарности сыпались из него так, как еще никогда раньше.

Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще - «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

«…Отношения с сыном подростком (АН-Кож-Звук-Зрит), если бы не прошла два уровня СВП, - то не знаю, как бы мы вообще с ним общались, парню 15 лет, эгоцентризм зашкаливает.

Как-то чисто интуитивно я его воспитывала без повышения голоса, без физических наказаний, сделав вывод из своего детства: я битая, с простреленными матами ушками и зрением - сделала вывод, что такого унижения никому не пожелать, тем более маленькому существу со своим хрупким миром внутри.

Берегла моего звукового мальчика, испуганного еще в животе ультразвуком ТАК, что до сих пор видны последствия, врачи пророчили отставание в развитии, советовали спецшколу заранее искать, а мой звуковичек до 8 класса отличником в обычной школе отучился, потом заявил, что больше ботаном быть не хочет и пару четверок в четверть «приобрел», что бы быть «как все».

Моя реакция? Уважаю его, люблю и могу теперь понимать изнутри, благодаря СВП. Слегка, постепенно то тут, то там подкидываю темы для размышления из СВП - протестует, ведь он умнее, чем кто-либо, но я то знаю, что понимание придет - это неизбежно…»

Вообще, подростковое одиночество - это важный этап в формировании мировоззрения человека и формирования его души.

Дайте шанс подросткам выйти из жутких состояний одиночества и тоски.
На бесплатный онлайн тренинг - это место, где вам действительно помогут.

P.S. Если статья была интересна - поставьте лайк. Если вы знаете, кому она могла бы быть полезна - нажмите репост.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Расширяя сферу своих интересов, подросток не только обогащает свою личностную идентичность, производя колоссальный рывок в своём развитии, он увеличивает круг своего потенциального общение (на кружках и секциях, во дворе). Не бойтесь, что тинэйджер будет регулярно менять свои увлечения. Это норма для подросткового периода. Подросток должен себя во всём попробовать (без вреда для здоровья конечно), чтобы найти себя в жизни. Главное, чтобы его увлечением не стал компьютер (виртуальное общение, компьютерные игры, сёрфинг), иначе проблема усугубиться во много раз. Одна из важных задач в подростковом периоде для человека – профессиональное самоопределение. И проба себя в разнообразных видах деятельности создаёт прекрасный ресурс для определения своей профессии. Согласитесь, что лучше менять секции в подростковости, определившись, где же, всё-таки, моё место, чем постоянно менять профессии до пенсии. С подобной активностью у подростка места для негативных эмоций почти не останется и при определённых личностных усилиях, желании избавиться от одиночества, исчезновения страха быть непринятым и поддержки близкого взрослого, шансы обрести друзей очень велики. Важно « вытаскивать себя за волосы » как борон Мюнхаузен, перебороть страх потерпеть неудачу в общении или в деятельности. Одиночество с таким человеком рядом жить не станет!!!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png