Как быстро летит время – вашему малютке уже год! Вы успели научить его многому. Он и сам сидит, и ест ручками, и самостоятельно играет. Вот только ползает до сих пор.

И помочь ему пытались, и заставить, и учить – ребенок не хочет ходить, несмотря на все попытки. Знакомо? Тогда эта статья – для вас! Мы расскажем, почему маленький человечек не торопится, и что нужно делать родителям в этом случае.

Из этой статьи вы узнаете

Нужно ли равняться на нормативы

Часто, подводя итоги предыдущих 12 месяцев жизни своего малыша, мы сравниваем его результаты с успехами сверстников. Подобное сравнение не всегда оказывается в пользу нашего карапуза – начинает казаться, что чужие дети более способные, развитые, совершенные.

Почему-то родители забывают, что первый год – время открытий, бурных изменений и стремительного развития. И любые нормативы так мелочны по сравнению с каждой покоренной вершиной!

Помните, как сын вашей знакомой научился самостоятельно сидеть, а ваш при этом только стал переворачиваться? Помните, как вы переживали, что карапуз отстает? Но ведь сел, не так ли?

11–12 месяцев – период, когда у ребенка развивается первое стремление к независимости. Кроха хочет все делать и решать самостоятельно. Где и с чем играть, что делать, куда переложить игрушку.

Считается, что и ходить малыш начинает именно сейчас. Однако поспрашивайте подружек или посмотрите, что пишут мамы на форумах? Разве все дети без исключения в год уже передвигаются на ножках?

Готовность к ходьбе – сложный процесс, к которому малыш готовится уже с 5–6 месяцев жизни. Сначала его нужно научить ползать, затем вставать у опоры, после потихоньку передвигаться вдоль нее.

Тело и мозг каждого ребенка требует различного времени для формирования готовности. Сколько месяцев потребуется вашему малышу, предсказать очень сложно.

Что должен уметь ребенок в год

Так как мы говорим о двигательных навыках крохи, то и речь дальше пойдет только о них. Итак, в 11–12 месяцев малютка может:

  • быстро и активно ползать;
  • стоять с поддержкой или без нее;
  • приседать и вставать на ноги из любого положения;
  • ходить, держась за руки взрослого;
  • забираться на диван и спускаться с него.

Все приведенные выше нормы являются приблизительными. Если ваш карапуз чего-то еще не умеет, не расстраивайтесь! Всем навыкам его можно научить. Что нужно делать? Начать стоит с укрепления мышц. Помочь вам может ежедневная гимнастика или деликатный массаж (лучше чередовать их).

Как можно больше времени проводите с ребенком. Помните, игры – самая эффективная и интересная обучающая методика для годовалого малыша (как и для детей старшего возраста). Вместе ползайте, играйте в «догонялки», «прятки», «гонки».

Поменьше думайте о том, почему ребенок все еще чего-то не умеет. И чаще старайтесь учить его (желательно на личном примере), поощрять за уже имеющиеся успехи, гордиться новыми достижениями.

Почему малютка не ходит

Причины того, что кроха в год все еще ползает на коленках, могут быть самыми разными.

  • Пока что не готовы мышцы и позвоночник.
  • Такая наследственность.
  • Отсутствие стимула или возможности обучения (это все манежи, ходунки).
  • Ребенок боится ходить (упал, ударился при прежних попытках).
  • Слабый мышечный тонус, неврологические проблемы.
  • Больше нравится ползать, чем ходить.

Многое зависит от характера ребенка. Активный и любопытный малютка уже в 9–11 месяцев начинает быстро и ловко топать ножками. В то время как терпеливый наблюдатель не станет ходить самостоятельно и в год.

Все очень индивидуально. Одному малышу комфортно ползать и он встанет на ножки поздно. Другой карапуз, не освоив передвижения на четвереньках, сразу начинает вставать у опоры, а затем и ходить.

Вы можете сколько угодно учить малютку и способствовать тому, чтобы он самостоятельно стал ходить. Но если кроха не захочет – никаким образом вам не удастся его заставить.

Если вы видите, что ребенок не хочет ходить, но при этом все возможности у него имеются – просто подождите. Пройдет несколько месяцев, и вы будете с улыбкой вспоминать, как напрасно переживали.

Чему можно научить кроху

Если вы все-таки решили вмешаться в естественное развитие ребенка и хотите учить его ходьбе, следующие советы наверняка вам пригодятся.

  • Поощряйте любые движения. Чем больше их будет, тем быстрее разовьются мышцы, необходимые для ходьбы.
  • Подберите ребенку удобную ортопедическую обувь подходящего размера. Но используйте ее в основном на улице, дома кроху лучше учить передвигаться босиком.
  • Укрепляйте ножки малыша. Ведь именно на них предстоит удерживать тело (не всегда в год легкое). Позволяйте ему прыгать у вас на коленях, держаться за руки.
  • Развивайте интерес. Пока маленького человечка все устраивает, научить его ходить практически невозможно. Подарите мальчику машинку-каталку, а девочке – коляску с куклой. Возить такие интересные игрушки на коленках не получится, а вот стоя – в самый раз!
  • Будьте рядом. Хотите научить малютку? Тогда ходите вместе, за руки! Покажите на своем примере, как это нужно делать (чем чаще, тем лучше).

Хвалите, гордитесь, восхищайтесь. Это для вас передвижение на ногах – дело обычное. А сколько усилий и храбрости понадобится маленькому человечку! Важно не только учить карапуза, но и поощрять за любые успехи.

Чего делать нельзя

Сколько ошибок совершают родители, пытаясь научить кроху ходить в год! Ниже мы привели несколько основных моментов, которые стоит исключить из воспитательной методики.

  • Бросать без поддержки. Иногда взрослые создают вынужденную обстановку для того, чтобы кроха пошел. Они ведут малютку за руку, а потом отпускают и отходят на расстояние, пытаясь подозвать к себе ребенка. Если учить его именно таким способом, то можно развить чувство страха к ходьбе и неуверенность в родителе.
  • Ходунки. Популярное приспособление, призванное научить малютку ходить чуть ли не за месяц. Как показывает практика, такой «транспорт» не стимулирует, а, наоборот, подавляет желание передвигаться самостоятельно. А зачем, ведь ходунки везут дитя туда, куда он захочет.
  • Сравнения. «Посмотри, Маша уже ходит сама, а ты все еще за юбку мамину держишься!». Если вы предпочитаете учить ребенка, опираясь на опыт и возможности других детей, готовьтесь к тому, что ваш малыш вырастит неуверенным, закомплексованным и зависимым от чужого мнения человечком. Разве вы этого хотите?

Чтобы научить ребенка ходить, необходимо набраться терпения и сил. Будьте готовы к тому, что ваши старания приведут к результату не так скоро, как хотелось бы. Помните – малыш сможет ходить только тогда, когда будет готов и физически, и психологически. Как бы вы ни хотели научить его этому раньше.

Когда обращаться к врачу

Иногда (очень-очень редко) причиной того, что ребенок не ходит, является слабый тонус мышц. Обычно он выявляется в течение первых месяцев жизни. Но врачи иногда ошибаются. Как определить, что у малютки могут быть проблемы?

  • В год карапуз не ползает, не встает у опоры.
  • В 18 месяцев малыш все еще не стоит и не ходит самостоятельно.
  • Малыш до сих пор плохо удерживает спину, с трудом сидит.

Скорее всего, подобные признаки насторожат внимательную маму значительно раньше. Ваш карапуз активно лазает по комнатам, карабкается на кресла и познает мир? Вам не о чем беспокоиться!

Если же сомнения все-таки есть, обратитесь к неврологу и ортопеду. Они развеют ваши страхи и опасения. Не забывайте – ребенок чувствует переживания мамы. Не заставляйте его зря нервничать вместе с вами.

Мамы очень переживают, если малыш в год не ходит. Особенно когда перед глазами сверстники, делающие первые шаги. Родители пытаются учить маленького человечка, заставлять, уговаривать и даже обращаться к специалистам.

В результате малютка все равно начинает самостоятельно ходить тогда, когда ему удобно и нужно. А сколько времени, нервов и сил было потрачено!

Если ваше чадо хорошо развивается, отлично себя чувствует, и отсутствие этого навыка никак его не стесняет – оставьте малютку в покое. Все, что от вас нужно – терпение и умение радоваться тем достижениям ребенка, которые уже имеются.

Статья взята на форуме " Ивановская барахолка", ее автор lol_208 , мне очень помогли ее советы, большое ей за это спасибо,вот сама статья, может кому-то пригодится, цитата:

"Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны.

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна.

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую.

Еще одно важное уточнение (спасибо vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично.

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда;

Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях).

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового.

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно.

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему."

Одни годовалые детки бодро шагают ножками, отказываясь от коляски, в то время как другие ходить не хотят и просятся на руки к родителям. В педиатрии выделяются определенные критерии развития ребенка. Ходить самостоятельно малыш должен к первому году своей жизни. Однако развитие крох строго индивидуально. Важно уметь отличать отклонения от особенностей характера или физиологии.

— Как правило, упитанные и крупные детки ленивы, предпочитают передвигаться с помощью взрослого. Развиваются они немного дольше, чем остальные, поздно садятся, учатся ползать. Такие малыши осваивают самостоятельную ходьбу позже года.

— Недоношенные и слабые детки нередко слегка отстают в познании навыков, что вполне естественно для них. Малыши дольше набирают вес, их мышечная система развивается медленнее. По мере взросления, разница со сверстниками будет проявляться все меньше.

— Меланхолики и флегматики не торопятся радовать родителей ранней ходьбой, они вообще ни в чем не спешат. Медленно, но верно они осваивают новые навыки, затем совершенствуют их и последовательно переходят к следующим.

— Очевидно, что избалованный чрезмерным вниманием и опекой кроха тоже не захочет покидать родительские ручки – ведь ему и так комфортно. Часто родители своими стараниями приучают дитя к подобным «посиделкам», а затем жалуются, что ребенок не хочет ходить – постоянно просится на руки.

Основные причины отказа ходить самостоятельно

1. Страх. Возможно, ребенок боится падать, что неизбежно при осваивании такого вида передвижения.

2. Слишком привязан к матери. До года маму и дитя объединяет сильнейшая физиологическая связь, малыш буквально «липнет» к родительнице и не хочет ее отпускать.

3. Скучает. Дети, которые часто остаются под опекой бабушек, нянь и других людей, скучают по родителям. Желание прижимать мать или отца, находиться как можно ближе — вполне естественно.

4. Неправильное обучение. Нельзя принуждать ребенка к ходьбе и создавать провокационные ситуации (уходить, чтобы кроха догнал, например). Если малыш не готов, то подобный метод приведет к обратному результату.

5. Маленький, не готов. Конечно, малоприятно, когда соседи хвастаются семимесячным чадом, самостоятельно гуляющим по двору. Причем в то время, когда свой годовалый отпрыск сидит на руках и ходить не думает!

Это не значит, что ребенок отстает в развитии или плохой. Просто его время еще не пришло. Не нужно сравнивать своего ребенка с чужим. Во-первых, родители склонны преувеличивать достижения своих детей. Во-вторых, каждый развивается по-своему и успехи у всех свои. Видимо, малыш предпочел освоить другой навык, например, ходить на горшок или кушать ложечкой.

Родитель может помочь своему ребенку развиваться лучше и увереннее. Но настаивать, торопить, укорять категорически запрещается. Почему бы просто не наслаждаться привязанностью крохи, который тянется на ручки к любимому папе и маме? Время так скоротечно, а дети растут молниеносно. Совсем чуть-чуть, и маленький человечек сам не захочет идти на руки к родителям.

Возможно вам также понравится:


С какого возраста можно ставить ребенка на ножки поддерживая за подмышки
Что должен уметь и знать ребенок к школе — чтобы его взяли без проблем в 2019 году
Лучшие советы для крещения ребенка в 2019 году
Ребенок боится бассейна — как преодолеть страх?
Ребенок боится чужих мужчин – как преодолеть страх?

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png