С детства я любила рвать бумагу, рисовать в учебниках своего дяди. Тем самым доставляя много хлопот маме и окружающим. Но со временем мои детские увлечения переросли в любовь к аппликации. Это случилось после того, как я увидела, что из вырезанных фигурок или просто оборванных бумаг можно складывать красивые картинки. С помощью мамы я начала складывать их на листе и приклеивать. Получались очень забавные аппликации. Со временем я узнала, что аппликации могут быть не только из бумаги, но и из различного материала, который есть у нас дома.

Цель моей работы:

Узнать больше о моем хобби, а также - какие виды аппликации существуют.

Аппликация (от латинского слова - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, игрушек, флажков, сувениров), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Аппликация может быть: предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, цветок и др.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Наша Родина», «Полет в космос» и т.д.; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Немного истории . Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Развитие аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древнейших цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытного строя, когда не было социального неравенства, материалы используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий.

Разные народы для аппликации используют самые разнообразные материалы: тувинцы широко используют войлок и ткани, этим украшают мешочки для чая, головные уборы и многое другое.

Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть хорошо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

Особенного процветания аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковных одеяниях. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастным сочетанием тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого тонов.

Аппликация прочно вошла в жизнь детских садов и школ; она используется при оформлении интерьеров и наглядных пособий.

Сравнительно недавно родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, тополиный пух, мох и многое другое.

Технология работы

Виды аппликации:

  • декоративная аппликация, с использованием нетрадиционных методов рисования;
  • флоризм;
  • аппликация из ткани;
  • обрывная аппликация;
  • аппликация из пластилина;
  • аппликация из круп и макарон.

Подбор бумаги.

В аппликации большое значение придают выбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Следует помнить о цветовом сочетании расположенных рядом изображений. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Цвет должен создавать настроение, соответствующее требованию аппликации.

Аппликации бывают монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные).

Вырезание деталей изображения.

Успех выполнения аппликации зависит от того, как вырезаются детали узора, изображения. Вырезать детали нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин, при вырезании надо стремиться не защипывать бумагу. Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. При вырезании округлой формы ножницы должны быть не подвижны, а левой рукой бумага направляется по направлению линиям изображения. Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

Раскладывание деталей изображения на фоне.

Заготовленные детали изображения раскладываются на наклеиваемой поверхности, т.е. на фоне, так, чтобы получилась задуманная композиция. Если придуманная композиция не нравится, детали располагают иначе. Передвигая формы по листу, находят наиболее удачные композиционные решения, нужные цветовые сочетания. В силу этой особенности аппликация для детей более доступна, чем рисование. Прежде чем приступить к наклеиванию, необходимо наметить карандашом, где детали будут расположены, чтобы было легче ориентироваться в размещении той или иной детали.

Наклеивание деталей изображения.

Наибольшую сложность представляет наклеивание аппликации. Для промазывания клеем вырезанных деталей необходима стопка бумаги. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. Клеи промазывается только наклеиваемая деталь изображения, а не фон. Промазывать удобнее от середины изображения к краям. Чтобы хорошо промазать края, кисть должна соскальзывать с проклеиваемого изображения на бумагу.

Высушивание аппликаций.

Последний этап выполнения аппликаций - высушивание. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Следует помнить, что клеящие составы обладают свойством - стягивать бумагу при высыхании. Поэтому груз (несколько книг) накладывают сразу после выполнения работы.

Вывод:

Я научилась выполнять различные виды аппликаций, аккуратно пользоваться клеем и ножницами. больше всего мне понравилась обрывная аппликация.

Слайд 2

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Больше всего люблю из ничего, то есть из остатков лоскутов, творить картины. Один из традиционных видов лоскутного шитья – аппликация. Нашивая небольшие кусочки ткани на фон, можно не только украсить несложные предметы домашнего интерьера, но и создать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства – текстильную картину.

Слайд 3

КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

Цели, которые я ставлю перед собой, выполняя данный творческий проект: оценить свои возможности в области проектной деятельности; подобрать и изучить материал по данной теме; разработать и выполнить проект; по проекту изготовить аппликацию; оценить свою работу.

Слайд 4

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Обосновать возникшую проблему. 2. Выбрать модель. Составить описание внешнего вида модели. 3. Выбрать ткань и другие материалы для работы. 4. Выбрать необходимые инструменты и приспособления. 5. Выполнить раскрой изделия. 6. Составить технологическую последовательность изготовления изделия. 7. Рассчитать себестоимость изделия. 8. Оценить проделанную работу. 9. Защитить проект.

Слайд 5

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

К оборудованию для изготовления изделий из лоскутов относятся: утюг – для утюжильных работ, швейная машина – для машинных работ, игла – для ручных работ, ножницы – для подготовки элементов изделия.

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

1. Изделие должно иметь соответствующий цвет и форму. 2. Приемы работы должны быть доступными для меня. 3. Готовое изделие должно быть безопасным для окружающих. 4. Изделие должно быть выразительным, интересным по содержанию. 5. Цена изделия должна быть небольшой. 6. Готовое изделие должно нравиться мне и моим родным.

Слайд 7

БАНК ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Слайд 8

    Вывод: для работы я выбираю последнюю картину. Почему?

    картина подходит к теме моего проекта; материал, то есть остатки ткани и нитки, у меня есть; техника выполнения изделия мне доступна и интересна; выполнить работу я смогу с помощью бабушки дома и учителя в школе.

    Слайд 9

    РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ

    Материалы, то есть кусочки ткани и нитки, у меня остались от шитья, денег на их приобретение я не затратила. Инструменты, то есть ножницы, игла, карандаши, картон и другие, у меня тоже были, и здесь я не потратила ни рубля. При изготовлении картины я пользовалась утюгом. Время работы составляет 15 минут. При стоимости 1 кВт/час 90 копеек мои затраты на электроэнергию составили: 90  2  ¼ = 45 коп. Итого: затраты на картину составили 45 копеек.

    Слайд 10

    ОЦЕНКА ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

    1. Мне очень нравится придумывать разные изделия и работать с лоскутами. 2. При разработке проекта я узнала, какие виды аппликации существуют, какие цвета и как подбирать для работы. 3. В будущем хочу выполнить более сложное изделие.

    Посмотреть все слайды

    ОГБОУ «Лесно-Конобеевская школа-интернат»

    Проект по технологии (швейное дело) на тему: «Аппликация из ткани».

    Участники проекта: 5-8 класс.

    Руководитель проекта: Н.И. Рыжкина,

    учитель технологии (швейного дела).

    2016-2018 год

    Творческий проект:

    «Аппликация из ткани».

    «Всё что делаем мы сами

    называем чудесами!»

    Продолжительность проекта: 2016 г. - 2018 г. (долгосрочный).

    Тип проекта: Творческий.

    Участники проекта: учитель технологии (швейное дело), ученицы 5-8 класса.

    Цель проекта:

    Познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно-прикладного искусства.

    Научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике.

    Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, развивать творческие способности, чувство формы, цветоощущение.

    Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся.

    Задачи проекта:

    1.Изучить историю возникновения аппликации из ткани.

    2.Выявить разнообразие техник аппликации, цветовую гамму.

    3.Научить превращать лоскуток ткани в изделие.

    4.Развивать художественный вкус учащихся.

    5.Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

    Реализация проекта:

    I этап – поисково-исследовательский:

    Узнать историю аппликации;

    Виды аппликации;

    Какие материалы и инструменты используются для выполнения аппликации;

    II этап:

    Подобрать лоскуты ткани для изготовления изделия;

    Освоить технологию изготовления изделия в технике аппликация.

    III этап – практический:

    Изготовление аппликации из ткани на фартуке;

    Изготовление панно «Золотая осень» в технике аппликация.

    IV этап – заключительный:

    Оформить выставку «Всё что делаем мы сами, называем чудесами!»

    Учебные мероприятия:

    Урок по теме: "Общие сведения об аппликации".(1 час)

    1. Виды аппликаций.

    2. Из истории возникновения аппликации из ткани.

    3. Материалы, инструменты, приспособления, оборудование.

    4. Замысел (эскиз).

    5. Цветовое решение.

    6. Подготовка фона.

    Урок по теме: «Аппликации из ткани». Практическая работа. (6 часов)

    1. Подготовка деталей изображения.

    2. Вырезание деталей изображения.

    3. Раскладывание деталей изображения на фоне.

    4. Пришивание деталей изображения.

    Урок-защита творческого проекта по теме "Аппликация из ткани".(1час)

    1. Анализ работ.

    2. Организация выставки работ и подведение итогов.

    Урок по теме: "Общие сведения об аппликации".

    Цель: познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно-прикладного искусства.

    Задачи:

    Изучить историю возникновения аппликации;

    Исследовать какая бывает аппликация по форме, цвету, тематике, способу прикрепления;

    Изучить цвет и сочетание цветов;

    Изучить материалы, используемые в аппликации.

    Ход урока:

    1 этап. Организационный момент.

    Здравствуйте девочки!

    С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадочках и улыбнёмся друг другу.

    (Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку).

    2 этап. Актуализация знаний.

    Итак, вы сшили своё первое изделие – фартук.

    Давайте вспомним, какие виды бытовой одежды существуют? (Повседневная, рабочая, вечерняя, детская).

    К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей одежде).

    А каким должен быть фартук, по-вашему? Каким требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным, практичным).

    Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. И этому в полной мере способствует декоративно-прикладное творчество.

    3 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы называйте: (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, аппликация).





    Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Аппликация».

    Девочки, нам поступил заказ – необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И так как мы с вами знакомимся с таким видом декоративно – прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем выполнять в этой технике.

    Что собой представляет этот вид творчества – аппликация? (Ответы учеников в свободной форме).

    Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На уроках технологии в начальной школе).

    А как бы вы сформулировали определение аппликации? (Ответы учеников в свободной форме).

    А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации.

    Аппликация:

    1. это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.

    2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

    Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи:

    1. Изучить декоративно-прикладное искусство в технике аппликации из ткани.

    2. Сформировать навыки составления декоративной композиции.

    3. Составить технологическую последовательность выполнения данной аппликации.

    4 этап. Поисково-исследовательский.

    А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи и чем отличаются?

    И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит?

    Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание.

    По содержанию аппликации разделяют так:

    Предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок);

    Сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие);

    Декоративные (включает в себя орнамент, узор).

    Также аппликации делятся:

      По назначению (украшение, обновление, ремонт)

      По материалам – по виду тканей, используемых для её изготовления.

      По способу прикрепления (машинная, ручная, клеевая, съемная).

      По внешнему виду (прорезная или подкладная, плоская, выпуклая).

      По тематике (орнаментальная, природная, фантазийная).

    А сейчас немного истории.

    Аппликация – один из древних видов прикладного искусства. Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи лет назад! Такая отделка возникла благодаря извечному желанию человека украсить своё жилище, одежду, утварь.

    Первоначальная форма аппликации – это меховые или кожаные нашитые узоры, войлочные ковры с цветными орнаментами. Оформление бытовых и ритуальных предметов такого рода можно встретить у народов всего мира. Очень интересные войлочные ковры с цветными аппликациями – сложными фигурными изображениями – найдены в курганных захоронениях Горного Алтая, которые датируются учеными 4-5 веками до н.э. Самый большой из них имел размеры 4,5 х 6,5 м. На фоне из тонкого белого войлока между бордюрами растительного орнамента помещены три одинаковые сцены: сидящая на троне богиня с ветвью в руке, а перед ней фигура конного лучника. Изображения собраны из лоскутов разноцветного войлока. Поражает выразительность и характерность фигур, пришедших к нам через два с половиной века.

    Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на котором будут располагаться детали.

    Ребята, как вы думаете, цвет имеет какое-то значение в аппликации?

    Конечно, имеет. При работе в технике «аппликация из ткани» следует рассортировать ткани по цвету. Отдельно отложите белые, черные и серые ткани; они используются в сочетании с другими как разделяющие, нейтральные.

    Серый цвет облагораживает любую гамму, только необходимо подобрать наиболее подходящий его оттенок.

    Нейтральные цвета (белый, черный и серый) используются и с теплыми, и с холодными. При сочетании с ними они сами будут становиться либо теплыми, либо холодными .

    Важно!


    Подбор тканей по цвету:

      на контрастных цветах

      мягких пастельных тонах

    Ткань лучше выбирать:

      с растительным рисунком

      абстрактным рисунком

      расплывчатым рисунком

      гладкокрашеные

    Встречаются очень пестрые ткани, которые трудно отнести к какой-либо одной группе. В изделии их можно чередовать с более бледными по цвету лоскутками.

    На фоне пестрых тканей заметно выделяются однотонные ткани, без рисунка. Они как бы выступают вперед на пестром фоне, организуя каркас композиции. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии в общей композиции.

    Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности. Его роль может выполнить и самый темный, и самый светлый цвет.

    Не надо стремиться к большому количеству разнообразных тканей в одном изделии. Достаточно взять 3-5.

    Из какого материала может быть выполнена аппликация? (ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка)

    (На доске нарисована – ромашка. Посередине – слово «аппликация», лепестки – названия материалов для аппликации).

    Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для фартука в технике «аппликация из ткани».

    Вернёмся к определениям аппликации:

    В первом определении детали аппликации называют «кусочками какого-либо материала», а во втором это называется «различными формами». (Аппликация должна иметь какую-либо форму. Второе определение составлено более грамотно).

    Посмотрим ещё раз на определения аппликации: Как разъясняются способы прикрепления деталей к фону? (В одном определении говорится просто о наклеивании деталей на основу, а в другом – сначала вырезание деталей, а потом их закрепление на фоне.

    Как выяснилось, второе определение более точное и понятное.

    Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей вручную петельным швом, машинная аппликация швом «зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание, поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут и покажут про способы работы в технике «аппликация из ткани». (15 минут).





    Подумайте, на каких частях фартука может располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане, на нагруднике, на нижней части фартука).

    А каким способом будем закреплять детали аппликации? (ручным петельным швом или машинным швом «зигзаг»)

    Как вы думаете, почему нельзя в данном случае использовать клеевую аппликацию, ведь она легче выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому аппликация может отклеиться).

    На следующем занятии одна группа девочек будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая группа – машинным швом «зигзаг».

    4 этап. Заключительная часть.

    Итак, сегодня вы познакомились с новым видом декоративно – прикладного творчества: аппликация из ткани.

    Рефлексия. В завершении я предлагаю вам закончить предложение:

    Урок по теме : «Аппликации из ткани». Практическая работа.

    Цель: продолжать знакомить учащихся с технологическими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации из ткани, научить выполнять её.
    Задачи: выполнить практическую работу по украшению фартука аппликацией, соблюдая при этом технику безопасности и технологию выполнения.
    1. Образовательная – научить приёмам изготовления аппликации из ткани.
    2.
    Воспитательная – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, воспитывать аккуратность в работе.
    3.
    Развивающая – развивать трудолюбие, индивидуальные творческие способности в процессе технологической деятельности, выработать навыки выполнения аппликации, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроль, самостоятельность.
    Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.
    Наглядные пособия : образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, инструкционные карты.
    Инструменты, материалы и оборудование : образцы тканей, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка, ножницы, шаблоны рисунков, нитки, иглы, утюг, швейная машина.
    Тип урока : комбинированный урок.
    Методы обучения:
    по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно – поисковый;
    по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;

    Ход занятия. I. Организационный момент.
    Приветствие учащихся.
    Проверка готовности учащихся к уроку.
    Проверка явки.
    Сообщение темы и целей урока.

    II. Актуализация знаний. Мотивация и актуализация знаний учащихся.
    Введение в тему. (Кроссворд)


    Вопросы учащимся: Из каких материалов выполняют аппликации?

    Для чего и где применяют аппликации?

    Какие знаете виды аппликации?
    На прошлом занятии вы узнали, что объектом нашей трудовой деятельности сегодня будет аппликация. Мы будем более подробно говорить об этом виде рукоделия, а точнее о технологическом процессе изготовления аппликации из ткани, оформляя ей сшитые вами фартуки.

    III. Формирование новых знаний.

    Одним распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё.

    Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданные великим художником Природой и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники.

    В цветовом круге противолежащими будут контрастные цвета: голубой - красный, фиолетовый - желтый. Смешивая каждую пару соседних цветов, получают все промежуточные оттенки (желтый и оранжевый дают желто-оранжевый оттенок, оранжевый с красным - оранжево-красный, зеленый с голубым - голубовато-зеленый и т. д.). Можно получить и большее количество оттенков каждого цвета (по три-четыре или пять цветов и соответственно 24, 32 или 40 тонов). Практически ограничиваются 24-цветовыми тонами. В зависимости от степени удаленности цвета в цветовом круге, они образуют различные хроматические интервалы, имеющие важное значение при подборе гармонических сочетаний.

    Знания гармонии цвета и их оттенков, помогут вам выбрать наиболее красивое и сочетание тканей.

    Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой. Для выполнения выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал - флизелин, синтепон, ватин. Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки – стебельчатым швом, гладью, вышивкой бисером, пайетками и т. п.
    Как мы уже знаем соединение аппликации с основной тканью можно производить ручным, машинным и клеевым способами . Сегодня одна группа девочек будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая группа – машинным швом «зигзаг».

    Машинный способ заключается в закреплении аппликации на ткани машинной строчкой «зигзаг». Нужно выкроить деталь точно по рисунку, закрепить её на лоскуте фона и обработать границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке так, чтобы полностью перекрыть срез детали. При выполнении машинной аппликации можно использовать тесьму или окантовочные полоски ткани.
    Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации :

    Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или серпянкой (клеевая ткань). Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

    Для того чтобы при вырезании аппликации, и ее настрачивании края не осыпались, ткань крахмалят.

    Этапы выполнения аппликации.

    Начало работы с аппликацией, как правило, не обходится без выбора картинки, а затем и ткани, из которой будет выполнена основная часть. Необходимо также запастись флизелином или другой плотной тканью для подложки, нитками необходимых цветов. Аппликация выполняется в несколько этапов. Для начала нужно выбрать рисунок, перевести его на кальку, вырезать все детали из бумаги и пронумеровать их.

    Аппликация может быть сложной по форме, именно поэтому подход к работе должен быть серьезным. Вам потребуется терпение.
    Следующим этапом будет раскрой и сборка аппликации, и уже затем – накладывание ее на ткань для примерки или определения точного местонахождения. Аппликация должна быть очень правильно подогнана. Аппликация из лоскутков ткани на одежде может быть сначала схематически прорисована мелом или обычным детским мылом: так станет понятно, как все будет выглядеть в натуральную величину.

    Текущий инструктаж.

    IV. Практическая работа .
    Применение знаний, формирование умений.

    Приступим к выполнению заказа. Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое сочетание.

    Итак, одна группа девочек будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая группа – машинным швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним инструменты и правила пользования ими. А для этого поиграем в игру «цепочка». (Первой группе девочек по цепочке необходимо назвать инструменты для ручных работ и правила пользования ими. А второй – инструменты для выполнения машинных работ и правила пользования ими).

    Текущий инструктаж. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.

    Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько вас столько прекрасно выполненных идей вы можете показать.

    Творите, дерзайте, включайте воображение! У вас "золотые" ручки!

    (Подготовка эскиза-аппликации на листе бумаги, выбор цветовой гаммы, необходимых материалов, инструментов, приспособлений.)

    Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе).

    В ходе работы учащихся учитель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия учеников, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж.

    V . Рефлексивно-оценочный.

    Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция.

    Итак, сегодня вы все поработали на славу, предоставляем слово каждой творческой группе для защиты своей работы. (Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке).

    Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… . Посмотрите, какие интересные получились у вас аппликации на фартуках. Нам осталось только отправить их заказчику. И может быть, когда-нибудь, вы узнаете свою работу у своих друзей и знакомых.

    В завершении я предлагаю вам закончить предложение:

    Сегодня на уроке я познакомилась….

    Сегодня на уроке я научилась……

    Продолжительность проекта: с октября 2014 г. по май 2015 г. (долгосрочный).

    Тип проекта: Творческий.

    Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

    Возраст детей: 4-5 лет.

    Народное декоративно-прикладное искусство – это неиссякаемый источник радости, творчества, вдохновения.

    В своем поиске художественно-эстетических идей я обратилась к лоскутной аппликации. Этот вид декоративного искусства не заслуженно забыт педагогами, между тем он содержит богатейшие возможности для формирования чувства прекрасного у детей дошкольного возраста. В самом названии «Веселый лоскуток» уже заложена мысль о введение ребенка в мир творчества и фантазий.

    Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий – это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры изделий уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.

    Разновидность аппликации из лоскутков, ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали не сшиваются и приклеиваются на основу или фон. Во всех остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, характеру рисунка (более выразительно в таких работах выглядят ткани с мелким рисунком), свойства материала (наиболее предпочтительна в работе ткань из ситца и бязи), аппликация похожа на лоскутное шитье.

    Предлагаемая тематика аппликационных занятий служит подготовительным этапом к лоскутному шитью. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентировать в системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

    Из самых простых фигур – треугольников, квадратов, полос – составляет много различных по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани. На первом занятии цветовые отношения делятся на темные и светлые, далее на плавные и контрастные, на теплые и холодные.

    Цель: ввести детей в мир фантазий, вымысла, творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации.

    При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере.

    На первом этапе работы проекта по созданию композиций задачами являются:

    Заинтересовать детей данным направлением народного декоративно-прикладного искусства;

    Обучать детей навыками работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, а также архитектурных сооружений;

    Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации.

    Задачи второго этапа:

    Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно;

    Развивать творческую фантазию, используя богатые возможности лоскутной аппликации.

    В ходе работы закрепляются с детьми такие правила:

    Рисунок переводить только на изначальную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;

    Ножницы лучше применять с закругленными концами и разработанными рычагами; ножницы не должны быть слишком длинными;

    При работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ними нужно осторожно;

    Начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеенку, изначальной стороной вверх;

    На кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю деталь, обращая внимания на то, чтобы хорошо были смазаны края;

    На отдельные детали, создающие полуобъем, клей наносить только на определенные части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка отгибать или приподнимать над поверхностью работы;

    Смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая;

    Удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой лицевой стороны;

    После окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Аппликация готова.

    Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание необходимо уделять коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению, чем индивидуально выполненные работы. Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Другой формой взаимодействия являются составление несколькими подгруппами общей композиции из отдельно выполненных частей. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они – равные исполнители одной работы.

    Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы цветоведения, способствующие формированию художественного вкуса, чувства прекрасного.

    Материалы для аппликации из ткани

    Ткань. Для работы используется ситцевая ткань (бязь), густо накрахмаленная, пропитанная клеем или приклеенная на кальку (ткань, подготовленная таким образом, лучше всего подходит для работы с детьми в технике текстильного коллажа). Кальку, нарезанную кусками определенного размера, густо покрывают клеем ПВА, дают просохнуть и затем сверху кладут лоскут ткани и приглаживают раскаленным утюгом. Калька и ткань должны приклеиться друг к другу. Подготовленная таким образом ткань хорошо режется ножницами, клей не оставляет на лицевой стороне пятен, на изначальной стороне (на стороне кальки) легко обводить шаблоны. Если ткань отклеилась от кальки – ее приглаживают утюгом.

    Основа. В качестве основы для работ может служить лоскут однотонной ткани или ткани в мелкий рисунок, а также в качестве основы можно использовать лоскут холста или мешковины.

    Клей. Большое значение имеет качество клея. Самым лучшим и удобным клеем для работы является клей ПВА. Если он загустеет, то его следует разбавить холодной водой до концентрации жидкой сметаны.

    Ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут ткань, на месте разреза появляется бахрома.

    Шаблон. При выполнении работ в технике текстильного коллажа применяются шаблоны. Для их изготовления используется плотный картон. Грифель карандаша при обводке шаблона плотно прижимают к его краю.

    Карандаш. Для работы используется карандаши средней мягкости «ТМ», «М», «2М». Работают только правильно заточенным карандашом.

    Перспективное планирование работы по аппликации из ткани на 2014-2015 учебный год

    Образовательная область

    Непосредственная образовательная деятельность

    Программное содержание

    Познание

    Беседа «Свойство ткани»

    Познакомить детей со свойствами ткани.

    Художественное творчество

    Аппликация: «Ванины помощники»

    Познакомить детей с аппликацией из лоскутков; закреплять умение составлять из частей целое, навыки коллективной деятельности.

    Художественное творчество

    Открытое занятие: Аппликация «Цветик-семицветик»

    Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета.

    Художественное творчество

    Аппликация: «Новогодняя елка»

    Создавать радостное, праздничное настроение, развивать умение работать с шаблоном и ножницами.

    Художественное творчество

    Аппликация: «Портрет-настроение»

    Познакомить детей с жанром портрета; формировать умение в передаче настроения изображаемой личности; развивать потребность в творчестве, фантазию, воображение, художественный вкус.

    Художественное творчество

    Аппликация: Подарок к празднику весны

    Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, любовь и заботу о маме, бабушке, желание сделать им приятное, порадовать их подарком, выполненным своими руками.

    Художественное творчество

    Аппликация: «Бабочки»

    Воспитывать у детей любовь к природе, умение видеть прекрасное, используя яркие цвета, передать красоту бабочек, плавные изгибы крылышек, симметричность форм; развивать воображение, самостоятельность, умение сделать выбор и довести начатую работу до конца.

    Художественное творчество

    Открытое занятие: Аппликация «Кто не спрятался…»

    Воспитывать у детей интерес к образу зверей; вызвать желание создавать зверей из геометрических фигур умение работать с шаблоном и ножницами.

    Используемая литература:

    1. Алексеевская, Н. Волшебные ножницы / Н. Алексеевская. – М. : Лист, 1998.

    2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1988.

    3. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1986.

    4. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агенство, 1997.

    5. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы / И.К. Щеблыкин – М. : Просвещение, 1983.

    Раздел программы : Рукоделие. Художественные ремёсла.

    Тема урока : Выполнение аппликации из ткани.

    Цель: ознакомить учащихся с технологическими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации из ткани, научить выполнять её.

    Задачи:

    1. Образовательная – научить приёмам изготовления аппликации из ткани.

    2. Воспитательная – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, воспитывать аккуратность в работе.

    3. Развивающая – развивать трудолюбие, индивидуальные творческие способности в процессе технологической деятельности, выработать навыки выполнения аппликации, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроль, самостоятельность.

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение : персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.

    Наглядные пособия : образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, инструкционные карты.

    Инструменты, материалы и оборудование : образцы тканей, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка, ножницы, шаблоны рисунков, нитки, иглы, утюг, швейная машина.

    Тип урока : комбинированный урок.

    Методы обучения:

    по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно – поисковый.

    по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;

    Межпредметные связи : ИЗО, информатика.

    Ход занятия.

    I . Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Проверка явки.

    Сообщение темы и целей урока.

    II. Актуализация знаний.

    Мотивация и актуализация знаний учащихся.

    Введение в тему. Вопросы: из каких материалов выполняют аппликации? Для чего и где применяют аппликации? Какие знаете виды аппликации?

    На прошлом занятии вы узнали, что объектом нашей трудовой деятельности сегодня будет аппликация. Мы будем более подробно говорить об этом виде рукоделия, а точнее о технологическом процессе изготовления аппликации из ткани, оформляя ею свои вещи.

    III . Формирование новых знаний.

      Вспомним о цвете

    Одним из наиболее распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё (слайд 2)

    Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники (слайд 3).

    Инструкция «Сочетание цветов » (приложение 2) поможет вам избежать грубых ошибок при создании аппликации.

      Аппликация из ткани – это разновидность вышивки.

    Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. По способу выполнения и обработки аппликации из ткани можно разделить на несколько групп:

    Простая аппликация – одиночные, большие фрагментные композиции. Все элементы нашиваются на какой-либо общий фон (слайд 4).

    Многослойная аппликация – фон основы постепенно закрывается элементами аппликации, создавая сплошное лоскутное полотно. Применяется при создании пейзажных и др. сложных сюжетных композиций (слайд 5).

    (Слайд 6) Объёмная аппликация – создаёт видимость объёма, рисунок полностью выступает над основным фоном.

    (Слайд 7) Комбинированная аппликация – использование в одной композиции нескольких видов аппликации, вышивки, лоскутной пластики и т.д.

      (Слайд 8) Способы соединения аппликации с основой

    Соединение аппликации с основной тканью можно производить ручным, машинным и клеевым способами .

    Для выполнения термической (клеевой) аппликации нужно:

      Из полиэтиленовой плёнки вырезать детали узора размером на 2-3мм больше вырезанных из ткани;

      На основную ткань положить плёнку, поверх неё – кусочки ткани и х/б проутюжильник, сложенный вдвое;

      Утюг поставить на аппликацию, не передвигая;

      Плёнка, расплавляясь, закрепляет кусочки ткани на основе.

    (Слайд 9) Способы прикрепления аппликации ручными стежками :

    Машинный способ заключается в закреплении аппликации на ткани машинной строчкой «зигзаг». Нужно выкроить деталь точно по рисунку, закрепить её на лоскуте фона и обработать границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке так, чтобы полностью перекрыть срез детали. При выполнении машинной аппликации можно использовать тесьму или окантовочные полоски ткани.

    Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации .

      Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или серпянкой (клеевая ткань). Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

      Для того чтобы при вырезании аппликации и ее настрачивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят.

    Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой. Для выполнения выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал - флизелин, синтепон, ватин. Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки – стебельчатым швом, гладью, вышивкой бисером, пайетками и т. п.

      Этапы выполнения аппликации

    (Слайд 10, 11) Начало работы с аппликацией, как правило, не обходится без выбора картинки (приложение 3), а затем и ткани, из которой будет выполнена основная часть. Необходимо также запастись флизелином или другой плотной тканью для подложки, нитками необходимых цветов. Аппликация выполняется в несколько этапов. Для начала нужно выбрать рисунок, перевести его на кальку, вырезать все детали из бумаги и пронумеровать их.


    Современная аппликация бывает очень сложной по форме, именно поэтому подход к работе должен быть серьезным изначально.

    (Слайд 12, 13) Вторым этапом будет раскрой и сборка аппликации, и уже затем – накладывание ее на ткань для примерки или определения точного местонахождения. Аппликация на джинсах, к слову, должна быть очень правильно подгадана под место, так как сгибы подразумевают достаточно большую эластичность ткани, а аппликация все же плотная. Для пущей простоты и ясности аппликация из лоскутков ткани на одежде может быть сначала схематически прорисована мелом или обычным детским мылом: так станет понятно, как все будет выглядеть в натуральную величину (слайд 14, 15)

    Аппликация на платье – также очень интересный вариант. Особенно если платье однотонное: именно в таком случае яркий акцент в виде аппликации уместен вдвойне.

      Текущий инструктаж.

    Необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ (приложение 4)

    I V . Практическая работа «Выполнение аппликации из ткани».

    Применение знаний, формирование умений.

    Инструкционная карта «Аппликация из ткани» (приложение 5)

    V. Заключительная часть.

    Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

    Рефлексия

    Напомнить тему и цели урока, подвести итог.



  • Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png