Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.

Долгосрочный проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…», включающий в себя несколько сопроектов: с детьми младшего возраста «Моя семья», средний возраст «Что значат наши имена», старшая группа «Дружные ребята» и подготовительная группа «Каждый имеет право!».

Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Предполагаемые результаты:

После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученныезнания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать э ти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.

Практико- ориентированный проект «Каждый имеет право!»

(долгосрочный, открытый), подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Тема проекта

Правовое воспитание старших дошкольников

Направление

Социально- личностное

Название организации

Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лесной Свердловской области.

Воспитатели: Комарова Наталья Викторовна

Черезова Марина Васильевна

Нормативно –правовая база проекта

Конвенция о правах ребёнка

Устав МБДОУ

Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов.

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.

Проект «Маленьким детям-большие права»

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «право»;

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.

Возраст детей : 4 - 5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.

1 этап.

Постановка проблемы:

Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.

2 этап.

Ввод в игровую ситуацию.

Планируемая деятельность.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.

Дети хором говорят свои имена.

Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!

Дети отвечают.

Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.

*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».

Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.

3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.

3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны».

4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».

4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»

4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»

Анастасия Павловна Романченко
Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям»

Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Цель: способствовать формированию правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. провести ряд мероприятий с родителями и детьми по развитию правового мировоззрения и нравственных представлений

2. развивать коммуникативные навыки детей, познакомить их с правами, совершенствовать знания детей о социальных нормах

3. закрепить знания родителей о правах детей, сформировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу

4. воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и окружающим людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель

Срок проведения: сентябрь - май

Режим проведения мероприятий: согласно составленного плана

Средства и формы организации: занятия, игры, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей, родительские собрания, совместные праздники

Ожидаемые результаты:

1. Формирование правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

2. Восполнение знаний родителей о правах своих детей

3. Разработка конспектов занятий

План проведения мероприятий для детей старшей группы

Сентябрь

1. Занятие «Ты и твое имя»

Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию.

2. Чтение стихов на правовую тематику

Цель: познакомить детей со стихами на правовую тематику. Научить детей рассуждать и анализировать услышанные стихи.

3. Игры «Я имею право», «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи.

4. Оформление папки-передвижки на тему «Права ребенка»

Цель: познакомить родителей с правами детей в наглядной форме.

Октябрь

1. Занятие «Моя семья»

Цель: воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Рассказать о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье.

3. Игры-ситуации

Цель: развивать связную, логическую речь. Помочь распознать ошибки. Беседа по услышанным ситуациям

4. Игры «Я должен», «Кукольный детский сад»

Цель: научить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Поддерживать стремление детей подражать работникам детского учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умение находить выход из сложных ситуаций.

5. Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Цель: выяснить насколько полным является представление родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Ноябрь

1. Занятие «Право на любовь»

Цель: познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать, воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям

2. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – счастливая семья»

Цель: сделать выставку, сравнить работу, провести беседу по выставке

3. Чтение стихов о семье

Цель: научить детей анализировать услышанные стихи, выделять основную мысль.

4. Игры «Цепочка имен», «Взрослое имя»

Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения к другим людям.

Декабрь

1. Занятие «Право ребенка на охрану здоровья»

Цель: рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья.

2. Чтение художественного произведения «Доверчивые глаза детей» Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, научить их выделять основную мысль.

3. Игра «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

4. Консультация родителей на тему «Семья глазами ребенка» Цель: дать родителям понять о том, что их дети воспринимают и переживают по поводу всего, что происходит у них в семье. Показать рисунки детей, объяснить родителям, что они обозначают.

Январь

1. Занятие «Право ребенка на образование»

Цель: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

2. Беседа на тему «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они одни только тем людям, которые живут с ними в одной квартире.

3. Чтение художественных произведений «Нет, уйду я насовсем!», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»

Цель: познакомить в новыми произведениями, проанализировать их, сравнить.

4. Игра «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

5. Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права своих детей» Цель: проверить, уровень знания родителей прав своих детей.

Февраль

1. Занятие «Права и обязанности ребенка»

Цель: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

2. Чтение художественного произведения «Когда я буду взрослым» Цель: познакомить детей с новым произведением А. Кушнера. Провести беседу на эту тему, дать детям возможность представить себя взрослыми.

3. Индивидуальная работа с карточками, на которых изображены предметы опасные для жизни.

Цель: сформировать знание о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь.

4. Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье» Цель: провести беседу с родителями по данной теме, дать родителям понять, как сказываются наказания на психике ребенка.

Март

1. Занятие «Право на защиту»

Цель: довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

2. Чтение художественного произведения «Не отнимешь у ребенка» Познакомить с новым произведением, сравнить с тем, которое изучалось ранее, проанализировать его.

3. Игра «Все имеют равные права»

Цель: сформировать представление о правовом равенстве

4. Анкета для родителей на тему «Наказания в воспитании» Цель: выяснить какими принципами руководствуются родители, воспитывая своего ребенка.

Апрель

1. Занятие «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

2. Чтение художественного произведения «Как хорошо, что есть права!»

Цель: познакомить с новым произведением, научить анализировать его.

3. Индивидуальная работа по карточкам «Кто, где живет?»

Цель: закрепить в индивидуальной работе знания о праве на жилье.

4. Ознакомление родителей с документацией по правам ребенка Цель: познакомить родителей с документами по правам ребенка

Май

1. Занятие «Право на свободу»

Цель: познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; объяснить, что такое рабство; формировать понимание значимости свободы для человека.

2. Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету»

Цель: познакомить с новым художественным произведением, учить понимать его основную мысль. Анализ и синтез произведения. 3. Игра «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

4. Викторина для проверки ЗУНов по правовому образованию Цель: проверить знания, умения и навыки у детей по правовому образованию.

5. Итоговое мероприятие

Цель: демонстрация детьми знания своих прав и обязанностей.

Елена Гавриленко
Проект по правовому воспитанию «Правовой ликбез»

Тема проекта : «Правовой ликбез »

Актуальность темы проекта

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребёнка. Необходимо приучать дошкольников соблюдать правила , помогающие жить дружно : не обижать друг друга, помогать друг другу, знать свои права и уметь уважать права других людей . Знание прав - щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Обладание правами даёт ребёнку возможность само реализоваться, раскрыться как личности. Что знают дети о своих правах ?

Данный проект призван систематизировать знания детей и их родителей основных прав и обязанностей (в доступной форме, с привлечением наглядного материала) .

Цели и задачи проекта :

Цель проекта : Формирование у детей правовой компетентности , понимание и осознание своих прав и свобод , на основе Конвенции ООН о правах ребёнка .

Задачи проекта :

1. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум» ;

2. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения ;

3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

4. Формировать чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово, осознания своих прав и свобод ;

5. Активизировать словарь ребёнка в связи с расширением его кругозора;

6. Воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к достоинству и личным правам другого человека .

7. Отработать систему повышения уровня правовой культуры родителей и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию проекта «Правовой ликбез » .

Вид проекта : информационно – практический.

Участники проекта : дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Срок реализации проекта : сентябрь – май.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный :

Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта ; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые) . Подбор иллюстраций, дидактических игр.

Консультация для родителей «Роль семьи в правовом воспитании ребенка » .

2 этап – основной :

Беседы : «Какой он, воспитанный человек , «Что такое праздник?» , «как играть веселее одному или с ….?» , «Какие бывают поступки?» , «Как можно знакомиться?» , «Расскажи о своей любимой игрушке (игре, занятии и другое) ».

Чтение стихов, пословиц, сказок, мораль которых формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм :

Право на жизнь и свободу : «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Морозко» .

Право на медицинское обслуживание : «Айболит» К. И. Чуковский.

Право на жизнь и свободу выбора : русская народная сказка «Царевна лягушка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

Право на личное имущество , защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Право на неприкосновенность жилища и имущества : В. С. Михалков «Три поросёнка» , М. Пляцковский «Как две лисы нору делили» , русские народные сказки «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , Н. Носов «Огурцы» .

Право свободно передвигаться и выбирать место жительства : В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» , А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» , «Двенадцать месяцев» , «Морозко» , Ш. Перро «Золушка» .

Право на труд : русская народная сказка «Репка» .

Право искать убежище от преследования в др. странах : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу : «Лягушка-путешественница» .

Право на свободное мнение и уважение другого : М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать» , К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» .

Игры и тренинги :

«Семья – 7 Я!» , «Маленькие дизайнеры» , «Ласковые имена» , «Разноцветный букет» , «Комплименты» , «Семейный альбом» , «Солнечный зайчик» , «Пирамида Любви» , «Согласование действий» .

«Свеча» , «Придумай для других хорошие слова» , «По мотивам сказки Кот, Лиса и Петух» , «Удиви товарища» , «Встреча гостей и хозяев» , «Ссора» , «Как вести себя при прощании» .

Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей :

«Обратись по имени» . ПС,: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя .

«Я имею право… » ПС.: дать правовые знания .

«Я не должен…» ПС.: разграничивать понятия «могу» , «должен» , «хочу» ; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

«Кто права нарушил ПС.: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права . Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права .

«Колобок» ПС.: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

Спортивные игры :

«Карусели» , «Русские горки» , «Хлибчик» , «Кулачки и ладошки» и «Найди пару» .

Познавательная деятельность

«Учимся сотрудничать» ПС.: формировать навыки коллективной деятельности; воспитывать умение считаться с мнением и интересами других, справедливо разрешать споры и конфликты; помочь детям осознать и принять правило : «мы дружные ребята, не ссоримся, радуемся успехам товарища» .

«Ты скажи мне, как тебя зовут?» ПС.: познакомить детей с правом каждого человека на имя; дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.

«Где эта улица, где этот дом?» ПС,: закрепить знание детьми своего домашнего адреса; помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой домашний адрес.

«Большая семья» . ПС.: закрепить знания детей о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

«Игралочка – чудесная страна» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на игру, расширять представления о важности периода детства, закрепить знания об их правах и обязанностях .

«Мой детский сад» . ПС.: уточнить знания детей о праве каждого человека на образование, помочь понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование чрезвычайно важно и интересно.

«Мое свободное время» . ПС.: формировать у детей представление о свободном времени и его использовании. Помочь ребятам осознать свое право на отдых .

«Мой уголок» . ПС.: дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого человека нужны хорошие условия : дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Подвести детей к пониманию того, что дом, одежда, игрушки необходимы детям так же и для осуществления их прав на уединение и собственность.

«Мое любимое занятие» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на выбор любимого занятия. Развивать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.

«Кто где живет» . ПС.: познакомить детей с разными странами и народами.

Литература : С. Козлова «Мы имеем право » .

Продуктивная деятельность.

Тематика по изобразительной деятельности : «Автопортрет» , «Портрет друга» , «Любимый герой» , «Мой дом» , «Мой любимый уголок» .

3 этап – заключительный :

Оформление выставки детских работ «Портрет друга» , фотоальбома «Мы – друзья» ;

Изготовление лепбука «Мои права и обязанности » ;

Театрализованное представление «Мы тоже имеем права » . Литература : С. Козлова «Мы имеем право » стр 175.

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Цель программы :формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. Содержательное направление.

§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

§ Организация работы лектория правовых знаний

§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.

2. Социально-педагогическое направление.

§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Управленческое направление.

§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

§ Создание условий для реализации основных направлений программы;

§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач:

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

Обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

Уважать и соблюдать права и законы;

Жить по законам морали и государства;

Быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

Быть толерантным во всех областях общественной жизни;

Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МОУСОШ №15, которая:

Осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

Координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

Анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Содержание программы:

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов«Твой вариант декларации прав человека»

5-11

Административная и уголовнаяответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

9-11

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

8-11

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9-11

Класс

Знать

Уметь

правила поведения в школе;

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать надороге?

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности.

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10-11

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

Воспитание ненасилием в семье.

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

За что ставят на учет в милицию?

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

Как уберечь подростка от насилия?

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Как научить бытьответственным за свои поступки.

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

Закон и ответственность.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png