В статье рассматриваются вопросы правильного формирования навыков безопасного поведения и приводятся примеры игр, которые можно использовать в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников. Материал предназначен для педагогов, и специалистов, работающих с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения

у детей дошкольного возраста посредством игровых тренингов.

(для специалистов и педагогов ДОУ)

Подготовила: Вавиловцева Валентина Владимировна

Педагог-психолог

муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного

учреждения г. Мурманска № 7

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.

Такие особенности современного общества предопределяют основные риски детства:

  • рост конфликтов в отношениях между людьми, в том числе, в образовательных учреждениях;
  • деструктивные модели поведения взрослых;
  • снижение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы;
  • замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
  • большой поток негативной информационной нагрузки из различных источников СМИ, интернета;
  • снижение показателей здоровья детей.

Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.

Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которые нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предостережения и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволяет будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении небезопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних детей и удерживание от поспешных, но неверных действий – у других.

Способы формирования безопасного поведения:

  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии:
  • валеологические сказки;
  • арт-технологии;
  • игры-драматизации;
  • игры-тренинги (игровые тренинги).

Выбор формы тренинга неслучаен, а обусловлен несколькими причинами:

  • включение дошкольника в игру просто и естественно;
  • дети дошкольного возраста не играют, они проживают ситуацию в реальности;
  • практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
  • игровой тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

Игровые тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

  1. «Незнакомец»

Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

Что-то поднести до квартиры;

Что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

Что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

  1. «Подкуп»

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать» (В пример можно проиграть сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

  1. «Машина»

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»: когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующее правило: не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

Что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

Что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

Что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

  1. «Большое и маленькое «Нет!»

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!». После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет». Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»:

1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону и немного наклоняясь.

2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

5. «Знакомый, свой, чужой»

Попросите детей встать на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.

6. «Похитители и находчивые ребята»

Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями

7. «Поводырь»

Цель:

Развивать чувство ответственности за другого человека.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материалы: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

8. «Головомяч»

Цель:

Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры:

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Список литературы:

  1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
  2. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатерин-бург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
  3. Фопель К. Как Научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

обучение школьник безопасный поведение

Формирование безопасного поведения в повседневной деятельности

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирования опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте формирование безопасного поведения - процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком аспекте формирование безопасного поведения - присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых - обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения - это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности. Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс».

Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Формирование безопасного поведения - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели.

Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы в горы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование безопасного поведения - функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве школьников с информацией об опасности метилового спирта (на уроке химии), электромагнитного излучения (на уроках физики), о возможных действиях мошенников и преступников (на уроках литературы, истории, права) так или иначе развивается готовность учащихся к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию - сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.

Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Галина Терехова
Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг.

Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения безопасность . Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т. к. безопасность это не стиль жизни , а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения .

Воспитание безопасности – непрерывный , систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного , школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.

В проекте комплексной программы «Развитие» , реализуемой в нашем дошкольном учреждении , достаточно полно освещён раздел «» .

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую).

В рамках основного содержания наша работа интегрирована с такими видами деятельности, как игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, ознакомление с окружающим. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства : игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Основная цель работы по формированию основ безопасности : знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи :

1. Формирование представлений о ситуациях, опасных для человека и окружающего мира природы, и способах поведения в них .

2. Приобщение к правилам поведения , безопасного для человека и окружающего мира природы.

3. Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения , которые необходимо соблюдать как пешеходам, так и пассажирам транспортных средств.

4. Формирование осторожного осмотрительного отношения к ситуациям, потенциально опасным для человека и окружающего мира природы.

5. Развивать у детей самостоятельность и ответственность; учить детей регулировать свои поведенческие реакции ;

6. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в дошкольном учреждении , которая включает :

Уголки безопасности в группах ;

информационные уголки для родителей;

Познавательно–агитационные материалы;

Иллюстративные стенды для детей и взрослых.

Для систематической работы с детьми в МБДОУ «Дружба» созданы «центры безопасности » , которые имеют следующее содержание :

макеты : «Перекрёсток» «Улица, на которой я живу» серия игр по теме «Дорожные знаки» ;

Серия игр по теме «Светофор» ;

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Дорога» , «Автобус» ;

Дидактические материалы по обучению; основам безопасности ;

Картинный материал с проблемными ситуациями на дороге;

Комплекты дидактических игр «Куда едут машины» , «Эволюция транспорта» , «Я хороший» , «Путешествие по городу» ;

Материалы для продуктивной деятельности

Детская художественная и энциклопедическая литература по основам безопасности ;

Альбомы, иллюстрации и фотографии по основам безопасности ;

Материалы по пропаганде знаний для родителей;

Для реализации поставленных задач использую следующие формы организации .

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы создания недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. Игровую образовательную деятельность в режимных моментах мы проводим во II половине дня в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дети будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза » из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, мы каждое мероприятие заканчиваем позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно. Основное содержание нашей системы строится направлениям «дорожная грамота» , «моё здоровье» , «безопасность в помещении » , «безопасность и природа » , «общение с незнакомыми людьми» . Например, такие ситуации как, "Школа светофорных наук", «Велосипедист и улица» , «Перекресток» , «Путешествие за город» , «Как пешеходы и водители поделили улицу» , «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге , развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор). Игровые ситуации поведения в природе : «В парке» , «Ядовитые растения» , «Собака - друг человека» , «Сбор грибов и ягод» , «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда) . Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Элементы тренинга (проводятся совместно с психологом) такие как, «Незнакомец звонит в дверь» , «Незнакомец в группе» , «Незнакомец звонит по телефону» , «Потерялся в городе» , «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях : громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих : «На помощь, помогите, чужой человек!» .

Возможно использование сказок с животными : «Три поросёнка» , «Кот, петух и лиса» . Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Вместе с детьми мы проигрываем разнообразные ситуации : ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома со взрослыми. В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то , что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога» , «Плохо воспитателю (бабушке, дедушке и. т. д.) - что делать?», «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»

Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, "скорой помощи", милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации : в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Особенно мы уделяем внимание эмоциональному благополучию дошкольников . Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека» , «Красота и здоровье» , «Одежда и здоровье» , «Отношение к больному» , «Действия при кашле, чихании» , «Все ли у тебя хорошо» . Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения .

Главное - не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Основные направления в работе педагогов, реализующих взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Воспитатель с помощью повседневных образовательных и игровых ситуаций продолжает инициировать проявление детьми умений и навыков безопасного поведения , раскрывает связь между необдуманными, неосторожными действиями и их негативными последствиями. Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения ; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников. Одно из важных правил, которое усваивают дети в этом возрасте – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома» ). Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на своё мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения . Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Необходимо выделить такие правила поведения , которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопас-ность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения , принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста » разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования . Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников , сочли необходимым включить в неё новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребёнок и другие люди» ). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются при-меры возможных занятий и методических приёмов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Определяя основное содержание и направление развития детей, использование различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения , предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм) .

Для отбора конкретного содержания по рассматриваемому нами направлению образовательной области "Безопасность " можно воспользоваться следующей классификацией ситуаций, потенциально опасных для человека, требующих от него выполнения определенных правила поведения :

Группа 1. Ситуации, связанные с движением транспорта, с работой машин и механизмов на улицах городов, на детских площадках, в сельском хозяйстве, с использованием домашней бытовой техники и т. д. Правила поведения , которые человеку необходимо выполнять в этих ситуациях.

Группа 2. Ситуации, связанные с правилами поведения человека при встрече с экстремальными природными явлениями : землетрясение, гроза, штормовой ветер, наводнение, суховей, чрезвычайно жаркая погода, палящее солнце, чрезвычайно низкая температура воздуха, угроза снежных обвалов, падения сосулек и т. д. (в зависимости от климатических особенностей местности) .

Группа 3. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в естественной природной среде (в лесу, в горах, на водоемах и т. д., в том числе с растениями (среди которых могут быть ядовитые цветы, ягоды, грибы и т. д., а также при контактах с дикими и домашними животными (следует рассмотреть как обыденные, так и неожиданные контакты) .

Группа 4. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в помещениях (опасность пожара, затопления, падения мебели, тяжелых предметов и т. д.).

Группа 5. а) Ситуации, связанные с опасностью потеряться (в магазине, на улице, на празднике, в лесу и т. д.) .

б) Ситуации, связанные с правилами поведения детей при встречах с незнакомыми людьми.

Группа 6. Инфекционно-опасные ситуации, связанные с выполнением правил гигиены, а также правил обращения с лекарствами, незнакомыми веществами (в том числе, продуктами питания и т. д.) .

Работа с родителями.

Особенность организации данной работы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых . Поэтому рам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное вни-мание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения , если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома , могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приёмов позитивного регулирования поведения детей , можно раскрыть их на конкретных примерах.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями :

Организация собраний (общих и групповых) с целью информи -рования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей» ).

Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию : необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам - как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научаются распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают ему возможность избегать опасные ситуации или выходить из них с наименьшими потерями.

Консультация

Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься.»

Януш Корчак

Жизнь и здоровье – это самое важное, что есть у человека, поэтому чтобы сохранить их, необходимо выполнять правила безопасного поведения. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей дошкольного возраста недостаточна сформирована готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с этим возникает необходимость создания условий для формирования умений и навыков избегать опасности детьми, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Наша задача не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.

Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях.

Реализуя образовательную область «Физическое развитие» в воспитании безопасного поведения у детей использую игры следующей направленности: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Пожарная безопасность», а так же разработала правила безопасности во время проведения игр.

Характерная особенность подвижных игр – это движения. Игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет, как на физкультурных занятиях, так и во время спортивно-познавательных праздников.

Общение детей в играх, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей, воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а так же совершенствовать навыки основных видов движений. Например, в ходе проведения подвижных игр – эстафет во время спортивных праздников по пожарной безопасности , стараюсь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, а именно донести до сознания детей необходимости осторожного обращения с огнем; вспомнить первичные действия при обнаружении пожара (сообщить по телефону, привлечь внимание взрослых), развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде, воспитывать чувство уважения к профессии пожарного.

Так например в игре: Огонь в очаге.

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

В процессе игр по правилам дорожного движения детям прививаю умения и навыки правильного поведения на улице, закрепляю знания дорожных знаков, их назначение; совершенствую действия реагировать на неожиданные ситуации.

Стоп

На одном конце зала (площадки) проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала (площадки) встает водящий (воспитатель). Водящий поднимает зеленый флажок и говорит:

БЫСТРО ШАГАЙ, СМОТРИ – НЕ ЗЕВАЙ

Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп!», играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие продвигаются вперед. Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь. Красный, желтый, зеленый. Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке (стульчиках) или стоят. Если взрослый поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры

Цель: Создание условий для формирования у воспитанников навыков игры в команде, развития коммуникативных качеств.

Задачи:

  1. создать условия для развития у детей ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве;
  2. расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Описание игры:

В корзине лежат разноцветные мячи. Дети берут мячи нужного цвета (красные, зеленые, желтые). По сигналу, разбегаются по залу, пока звучит музыка, дети бегают в разных направлениях. Музыка замолкает, педагог произносит слова: Раз, два, три – вернитесь огоньки. Дети «выстраивают» светофоры: зеленый сигнал – сидя на корточках, мяч перед грудью; желтый – стоя за зеленым, мяч на уровне груди; красный – стоя за желтым, руки с мячом подняты вверх. Выигрывает та команда, которая наиболее быстро и правильно соберёт «Светофор».

Усложнение:

При повторении игры дети должны поменяться мячами, и «построить светофор» уже с другими детьми.

Общей целью при проведении игр из раздела «Мое здоровье» является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения данной цели провожу следующие игры и эстафеты:

«Микробы - Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (мячики)В кого попадет, тот должен начать чихать и выбыть из игры»,

«Иммунитет», «Найди на ощупь названную часть тела» и др.

Так же, как было сказано выше, разработала правила безопасности во время проведения игр.

Требования безопасности во время проведения игр.

Итак, во время

ИГРЫ С ДОГОНЯЛКАМИ

Убегающий должен:

Смотреть в направлении своего движения

Исключать резкие стопорящие остановки

Во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться

Нельзя толкать в спину впереди бегущих

ИГРЫ С ПЕРЕБЕЖКАМИ

Ребенок должен:

Пропустить вперёд бегущих быстрее

Не изменять резко направление своего движения

Не выбегать за пределы игровой площадки

Не останавливаться, упираясь руками или ногой в стену

ИГРЫ С МЯЧОМ

Ребенок должен:

Не бросать мяч в голову играющих

Соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них

Следить за перемещением игроков и мяча на площадке

Не мешать овладеть мячом игроку, который находился ближе к нему

Не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им

Не падать и не ложиться на пол с целью увернуться от мяча

Ловить мяч захватом двумя руками снизу

ЭСТАФЕТЫ

Ребенок должен:

Не начинать эстафету без сигнала взрослого

Выполнять эстафету по своей дорожке

Если инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно забрать его, вернуться на свою полосу и продолжать выполнять задание

Не выбегать преждевременно из строя, пока предыдущий игрок не закончил выполнять задание и не передал эстафету касанием руки

После передачи эстафеты встать в конец своей команды

Во время эстафеты не выходить из строя, не садиться и не ложиться на пол

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

«Дороже здоровья нет ничего,
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду!»

Родительское собрание

«Формирование навыков безопасного поведения у детей»

(средняя группа)

Лубинова Светлана Владимировна,

воспитатель ДОУ №25,

г. Дубна Московской области

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа : анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

— Что такое «безопасное поведение»?

— Разделы работы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

— Безопасность ребёнка на улице

— Безопасность ребёнка дома

— Ребёнок и природа

— Ребёнок и другие люди (незнакомец)

— Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

— Безопасность ребёнка во время нахождения в детском саду

  1. Рекомендации родителям
  2. Памятки: №1 — «Как формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге», №2 – «Пожарная безопасность детей», №3 – «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»
  3. Подведение итогов

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

— Что вы понимаете под «безопасностью»? (безопасность на улице, обращение с пожароопасными предметами, поведение с незнакомыми людьми…) Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Важна и нужна ли эта тема, по вашему мнению? (заслушиваются мнения родителей)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Чем бы не занимался и где бы не находился человек, будь то взрослый или ребёнок, его всегда подстерегает потенциальная опасность, причиной которой может быть беспечность самого человека или беспечность окружающих. Где бы не находились наши дети — на улице, в детском саду, в гостях, дома – вы, родители, не можете быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случится, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненноопасными ситуациями, и при этом не просто сказать « Этого делать нельзя», а показать на личном примере или примере из литературного произведения, из жизни.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок дома»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице .

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например, предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу из верёвки, бумаги, скакалки. Расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть ребёнок сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила — детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Кухня – помещение, буквально напичканное опасными предметами. Бытовые, столовые приборы, газовая плита, горячая вода, пища — вот неполный их перечень. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на кухне.

Основной источник опасности в ванной — вода, однако не стоит оставлять без внимания баночки и скляночки с гелем, шампунем, бальзамом, кремом, пастой и т.д. Ребёнок в состоянии хлебнуть того или и иного химического «сока».

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна .

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность .

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов . Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Оставлять дошкольника дома одного — большой риск со стороны родителей. А оставлять дома нескольких детей — чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники . Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить. Назовите людей, которым ребёнок может открывать дверь по именам — родственников, соседей, друзей.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана - 01, милиция, - 02, скорая помощь, - 03, служба газа- 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. (если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

— все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные ключи для прохода в здание ДОУ.

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость . Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю : каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки,

— расталкивая приятелей, спеша на прогулку или с прогулки,

— упасть с кровати во время дневного сна,

— неаккуратно прокатиться с горки, поскользнуться на льду,

— неудачно упасть на ровном месте

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

  • Чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения и внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых) —

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

— с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада поддерживаются соответствующие температурный режим, уровень освещенности и проветривания.

— регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены.

— в ДОУ непременно присутствует медсестра, контролирующая здоровье и состояние детей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Обязательными являются периодические обследования воспитанников медицинскими работниками профессиональных медицинских учреждениях.

— наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае бо льшая ответственность ложится на родителей.

— в помещениях ДОУ проводится ежедневную уборку и периодическая дезинфекция,

— техническое состояние помещений и прилегающих к садику построек подвергаются обязательному регулярному контролю.

— каждый сотрудник ДОУ владеет инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом проводятся учебные эвакуации из помещения и с территории ДОУ для отработки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

— чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать детей можно только их мамам и папам, а также лицам, заявленным родителями ребёнка в заявлении на разрешение.

— уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? Ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного учреждения — закон «Об образовании», заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

— Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

— Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

— Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

— Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

— Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к бо льшей ответственности.

— Определите границы дозволенного для вашего ребёнка и четко, категорически добивайтесь их соблюдения. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Работа по формированию у наших детей навыков безопасного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтением морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Работа должна быть систематической. Детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Надеюсь, что вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы — формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией. Пусть каждый день будет безопасным!

Решение собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, на улице и дома.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png