Каждый родитель должен знать, как научить ребенка держать ручку, чтобы во время письма не портились осанка и зрение. Если ребенок неправильно держит ручку, то это упущение родителей, которые не развивали мелкую моторику в младенчестве и не обращали внимание на то как дитя держит другие предметы.

У мамы и папы сердце замирает, когда после школы их малыш приходит расстроенный, из-за того, что у других получается писать лучше него. Поэтому правильно держать ручку надо учить с раннего детства, еще за долго до школы.

Письменные принадлежности для малышей должны быть удобными, вначале дети сжимают карандаши и ручки, от чего пальчики устают и могут натираться.

Ручки должны быть :

  1. мягкие;
  2. прорезиненные;
  3. ручки не должны быть короткие, но и не длинные;
  4. оптимальная длина 13-15 сантиметров;
  5. ручки следует выбирать трехгранные со специальными насадками.

Каким должно быть положение пальцев

  • Ребенок должен научиться правильно держать ручку еще до школы. Причина этому кроется в том, что если не приучить ребенка держать что-либо пальчиками и позволять рисовать и кушать, держа ложку в кулачке, то в дальнейшем будет страдать его почерк. Переучивать довольно сложно, поэтому позаботьтесь об этом заблаговременно.
  • Положение пальчиков стандартное. Расположив на столе обе руки, рука которая основная (левая или правая) берет карандаш. Мизинец и безымянный палец согнуты в ладошку, а оставшимися тремя пальцами (большой, указательный и средний) держат карандаш как бы в щепотке.

Показать, как держать ручку при письме можно несколькими способами.

Монтессори как правильно научиться держать ручку

С помощью салфетки

Берем кусочек салфетки или бумажки, складываем в несколько раз и вкладываем малышу в ладошку так, чтобы он прижимал ее мизинцем и безымянным пальцем. Затем средний палец как бы размещается на безымянном пальце вкладывается карандаш и удерживается, затем прижимается оставшимися пальцами.

Обучающая насадка

Если вам интересно как научить ребенка держать письменные принадлежности при помощи новомодных гаджетов, то в этом вам поможет специальная насадка. Эта штучка надевается на ручку, она очень яркая и интересная для ребенка, а главное помогает удерживать карандаш правильно. Для этого придуманы специальные углубления, и малышу будет не трудно понять, как удобнее ее держать.

Точка на пальчике

Самый простой способ, просто нужно нарисовать точку на среднем пальце, что бы карандаш точно на нее попадал. Объясните малышу что это мишень, и карандаш должен прилегать и закрывать эту точечку.

С помощью резинки

Бывают случаи что у детишек перестают слушаться руки, рука произвольно меняет наклон, и карандаш нагибается слишком вперед или назад. Выход есть, наденьте на руку резинку от денег, сделайте петельку и проденьте в нее карандаш. Она не будет давать сделать неверный наклон.

Как держать карандаш при рисовании

Как научить ребенка пользоваться карандашом? Если ребенок пошел в первый класс, то его следует переучить, если вы пропустили этот момент. А вообще малышей надо обучать лет с трех, просто отломите мелок (кусочек в 3 см) и дайте чаду задание нарисовать сердечко, вы даже не заметите как ваш отпрыск возьмет мелок тремя пальчиками, а не кулачком, потому что так удобнее.

Пускай рисунки по началу не идеальны, зато в дальнейшем научившись рисовать карандашом, ваше чадо нарисует самое лучшее и любящее сердце. Нарисованный красиво рисунок повесьте на стену, чтобы маленький человечек знал, что его труд оценен по достоинству.


  • карандаш лежит на среднем пальце,
  • указательный палец придерживает карандаш сверху,
  • большой палец придерживает карандаш с левой стороны;
  • все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно;
  • указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать;
  • безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

На начальных этапах овладения навыками рисования дети держат карандаш в кулачке всей ладонью. Иногда ребенок привыкает неправильно держать карандаш, ручку, и переучить его бывает очень трудно, но возможно.

Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью (большим, указательным и средним пальцами).

  1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
  2. Чтобы дошкольнику было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться маленькими кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулаке, и ребёнок скорее всего возьмет его так, как нужно для письма.
  3. Можно использовать специальные толстые трехгранные карандаши. Такой карандаш «заставит» держать его с трех сторон. Хорошо если карандаши будут мягкими. Они оставляют след на бумаге без сильного нажима. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычной точилкой, оставляют яркие и ровные штрихи. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха. Точите карандаши так, чтобы при написании на бумаге оставалась четкая заметная линия.
  4. Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
  5. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) ребенок должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. При этом обратите внимание дошкольника на то, как держать карандаш «по-новому».
  6. Раскрыть правую руку ребенка ладошкой вниз и вложить карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите дошкольника сжать пальцы.

Упражнения с салфеткой:

  • Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской руки. Поэтому используем половину.
  • Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
  • Затем попросите ребенка взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
  • Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

* Первое время, когда ребенок только научится делать захват тремя пальцами, он может держать карандаш ими не так, как надо, а как ему удобно писать. Это связано с трудностью управления движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь: нужны лишь время и практика.

Основная задача взрослого в период «научения» – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что, рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление.

  • Чтобы ребенок смог почувствовать расслабление мышц, попросите его сильно сжать карандаш, и долго подержать их в таком состоянии. А затем предложите разжать (расслабить) пальцы и почувствовать это состояние. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
  • Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
  • Расслабление пальцев с помощью пальчиковой гимнастики. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого резиновые игрушки с пищалками или всем известное упражнение «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

(Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.)

  1. "Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
  2. "Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  3. "Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
  4. "Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
  5. "Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Желаю успехов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Все знают, как трудно порой приучить ребенка с детства держать ручку или карандаш правильно. Если сразу сделать этого не получается, то неправильная привычка пристает очень быстро и остается с человеком на всю жизнь. Это может отразиться на почерке ребенка, а в дальнейшем даже повлиять на его имидж.

Правильный захват карандаша выглядит так:

  • карандаш лежит на среднем пальце,
  • указательный палец придерживает карандаш сверху,
  • большой палец придерживает карандаш с левой стороны;
  • все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно;
  • указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать;
  • безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

На начальных этапах овладения навыками рисования дети держат карандаш в кулачке всей ладонью. Иногда ребенок привыкает неправильно держать карандаш, ручку, и переучить его бывает очень трудно, но возможно.

Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью (большим, указательным и средним пальцами).

Рассмотрим приемы, которые помогут ребенку научиться держать письменные принадлежности правильно:

Упражнения с салфеткой:

* Первое время, когда ребенок только научится делать захват тремя пальцами, он может держать карандаш ими не так, как надо, а как ему удобно писать. Это связано с трудностью управления движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь: нужны лишь время и практика.

Основная задача взрослого в период «научения» – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что, рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление.

  • Чтобы ребенок смог почувствовать расслабление мышц, попросите его сильно сжать карандаш, и долго подержать их в таком состоянии. А затем предложите разжать (расслабить) пальцы и почувствовать это состояние. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
  • Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
  • Расслабление пальцев с помощью пальчиковой гимнастики. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого резиновые игрушки с пищалками или всем известное упражнение «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

(Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.)

  1. "Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
  2. "Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  3. "Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
  4. "Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
  5. "Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Желаю успехов!

(информация и подбор материалов подготовлена воспитателем В.А. Зориной)

Обучение дошкольников правильному каллиграфическому письму занятие не сложное, но требующее определённого подхода и терпения от родителей. Чтобы процесс был продуктивным и ребёнок получал удовольствие от обучения, родителям стоит освоить некоторые тонкости.

Как держать ручку или карандаш

От правильного захвата ручки или карандаша будет зависеть почерк малыша, насколько быстро будет уставать рука во время письма или рисования. Чем быстрее малыш будет уставать, тем менее интересно для него будет занятие. Свободное движение руки и положение пальцев дадут ему возможность с лёгкостью выполнять письменные задания или рисунки, кроме того придадут его творениям аккуратность и точность. В будущем это поможет выработать красивый и понятный почерк.

Правильный обхват выглядит следующим образом:

  1. На первую фалангу среднего пальца, ближе к сгибу со второй фалангой помещаем кончик карандаша на расстоянии примерно полтора сантиметра от грифеля.
  2. Большой палец и указательный пальцы фиксируют стержень карандаша, обжимая его по бокам, чтобы он не соскальзывал.
  3. Безымянный палец и мизинец подогнуты внутрь ладони по направлению к большому пальцу, при этом они не сжаты, а немного расслаблены.

Важно! Нужно при этом объяснить ребёнку, что пальцы не должны быть сильно напряжены, также не следует напрягать кисть руки.

Есть несколько несложных приёмов обучения правильному захвату:

  • с применением мелков;
  • игра в дартс;
  • ручка ложится "спать";
  • насадка-помощница.

Как научить ребенка: 6 способов

Для того, чтобы сделать процесс обучения более интересным, существует несколько способов. Все они помогут ребёнку легче воспринимать информацию.

Пинцетный захват

Ручку пишущим концом ставим прямо на лист бумаги, верхний конец обхватываем 3 пальцами (большим, указательным и средним). При скольжении вниз к пишущему стержню пальцы займут удобное для письма положение.

Метод с салфеткой

Половинку мягкой салфетки сжимаем в комочек и даём ребёнку зажать безымянным пальцем и мизинцем, а оставшимися 3 пальчиками зажать ручку, не выпуская салфетку.

Использование мелков

Метод состоит в использовании коротких мелков, которые неудобно сжать в кулачок. Малыш поневоле приспособится взять его пальчиками, что в дальнейшем поспособствует выработке правильного обхвата ручки.

Игровой процесс в метание дротиков уже предполагает удобный захват для меткого попадания в цель. Во время письма ребёнку нужно лишь представить себе, что ручка - это кончик дротика и её нужно точно также держать.

Укладывание ручки "спать"

Поиграйте в «укладывание уставшей ручки спать». Первая фаланга среднего пальца - это кроватка, подушечка указательного - подушка для ручки, а подушечка большого укрывает стержень ручки, как одеялом.

Насадка на ручку для правильного письма

В магазине канцтоваров можно приобрести специальные насадки с удобными выемками для пальцев. Благодаря отверстиям рука принимает нужное положение, со временем вырабатывается привычка правильного захвата. Примечательно, что современные производители позаботились и о правшах, и о левшах.

Знаете ли вы? Карандаш своим происхождением обязан британским пастухам. Именно они после сильной бури обнаружили в корнях выломанного бурей дерева тёмную, пачкающую руки массу. Изначально материал принимали и за уголь, и за свинец, но после проб применить по назначению, поняли, что ошиблись. Потом из этого мягкого сланца стали производит тонике палочки для рисования, а чтобы стержень не пачкал руки, оборачивали его бумагой или другим материалом.

Важен не только захват

Научить правильному захвату - это полдела, не менее важно объяснить, как при этом нужно сидеть: как расположить локти, спину, как близко должна располагаться тетрадь или альбом для рисования.

Расположение руки

Правила расположения рук:

  1. Во время письма рука опирается на тыльную сторону запястья и ребро ладони.
  2. По мере продвижения по листу, ладонь плавно скользит по нему, приподнимая ребро и опираясь на запястье.
  3. Локти не должны свисать со стола целиком, за край столешницы выступает только сгиб.
  4. Локтевые сгибы образуют почти прямой угол между плечом и предплечьем.
  5. Левая рука лежит ладонью вниз на столешнице у края тетради либо прижимает левую сторону тетради, если малыш пишет на её правой стороне.

  1. Учимся правильно сидеть за столом:
  2. Сидеть нужно с прямой спиной, стопы при этом должны свободно стоять на полу или подставке.
  3. Предплечья на столе перед собой, между краем стола и телом небольшое расстояние 2-3 см.
  4. Тетрадь или альбом расположены перед глазами под углом 30 градусов относительно поверхности стола. Её левый край смотрит, примерно в центр груди.
  5. Свет на тетрадь или альбом должен падать с левой стороны для правшей, с правой для пишущих левой рукой.

Важно! Неправильное положение корпуса во время работы за столом может привести к искривлению позвоночника в раннем возрасте. Слишком низкий наклон над тетрадью приведёт к ухудшению зрения.

Лучшая ручка

Залог успеха - удобная ручка, поэтому сразу отметаются слишком толстые или слишком тонкие стержни. Детские мышцы не до конца оформлены, им тяжело удержать объёмную или наоборот выскальзывающую из рук конструкцию. Следовательно, усилий прилагается больше, рука устаёт быстрее, кроме того пальчикам тяжело складываться в нужную позицию. Объём стержня должен соответствовать захвату руки.

Наиболее удобная форма стержня их трёх граней, длиной до 12-13 см. Она должна быть из лёгкого материала, чтобы писать без особых усилий и не оттягивать руку. Идеальным дополнением будет прорезиненная вставка со стороны пишущей части. От усилия детская рука потеет, а резина уберёт эффект скольжения по стержню влажной руки. Перед тем как дать малышу проверьте скольжение шарика. Чем легче скольжение, тем меньше усилий, соответственно меньше усталости.
Производители канцтоваров сегодня уделяют много внимания детской продукции, для безопасности деток, которые грызут колпачки, выпущены специальные колпачки с отверстиями. Если, малыш увлечётся и проглотит колпачок, во-первых, через отверстия будет поступать воздух, чтобы он не задохнулся. Во-вторых, у родителей или воспитателей есть время для оказания помощи. Кроме того, детские письменные принадлежности производят из безопасных, не токсичных материалов.

Знаете ли вы? В 1884 году страховой агент Ватерман, которому приходилось заполнять много бумаг, изобрёл первую ручку. Прототип шариковой ручки был перьевым и заправлялся чернилами.

Типичные ошибки при захвате ручки или карандаша

При обучении обращайте внимание на ошибки, которые дети допускают при первых пробах письма или рисования:

  • указательный палец расположен поверх большого;
  • указательный и средний сжимают большой пальчик, стержень ручки при этом смещается;
  • указательный и средний пальчики практически сомкнуты, а большой «ушёл» вниз;
  • обхват стержня четырьмя пальцами, включая безымянный;
  • большой палец перекрывает указательный;
  • рука сомкнута в кулачок, при этом стержень ручки смещён до вторых фаланг указательного и среднего пальцев, а удерживает его лишь большой.

Эти ошибки заставят прилагать больше усилий при нажиме, выворачивать кисть в нужном для грифеля направлении. Ребёнок будет больше уставать, кроме того пострадает качество его работы. При таком обхвате вряд ли получатся ровные линии, красивые буквы или аккуратный рисунок. Почерк же будет не разборчивым и не красивым.

Залог правильного захвата, или когда стоит начинать обучение

Мелкую моторику, в принципе, начинают развивать с 6-7 месяцев:

  • малышу дают разрывать кусочки бумаги;
  • мять пластилин или кусочки теста;
  • делают массаж ладошек;
  • дают «перебирать» разную по размеру крупу;
  • играют «в ладушки».
Подобные игры помогают развить тактильные ощущения, понятие о размере предмета, его форме и структуре (мягкое-жёсткое).
Дети от 2-3 лет требуют более серьёзных занятий:
  • собирание пазлов;
  • конструктор с небольшими деталями;
  • нанизывание бусин разного размера на нить;
  • вязание узлов на верёвочках;
  • поделки своими руками из бумаги, желудей, каштанов, листьев и т.д.;
  • вырезание ножницами бумажных фигурок;
  • оформление альбомов «раскрасок».

Важно! Занятие с самыми маленькими конструктором или бусинками нужно проводить под контролем родителей, так как дети из любопытства могут проглотить мелкие детали.

По мнению детского педиатра Е.О. Комаровского подготовку к письму, нужно начинать с 4 лет, с 5 можно выписывать буквы, буквосочетания и отдельные слова. Мелкую моторику у детей нужно развивать с самого маленького возраста, ведь это необходимо не только для правильного письма и рисования. До школы желательно подготовить малыша: научить его правильно держать в руках ручку или карандаш, правильно сидеть. В последствие первоклассник будет спокойно и внимательно усваивать учебный материал, а не бороться с усталостью.

Видео: как научить правильно держать ручку

Красивый почерк у детей – это настоящий повод для гордости. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок писал каллиграфически. А чтобы достичь этого, необходимо знать, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш.

Несмотря на то, что навыки письма приобретаются в более позднем возрасте, к обучению необходимо приступать приблизительно с трёх лет. В этот период малыш уже должен чётко понимать, как правильно взять в руки письменную принадлежность.

Почему это важно

Неправильное положение карандаша или ручки приводит к быстрой утомляемости – кисть и пальчики начинают болеть.

Вот почему важно, чтобы первоклассник уже умел правильно писать (). В школе он не сможет отложить ручку в сторону и отдыхать, когда захочет. Ведь все письменные упражнения превращаются в обязательные занятия, избежать которых не представляется возможным.

Если заранее научить ребенка держать ручку, он станет успевающим учеником — родительская забота поможет крохе реализовать свой талант к обучению.


Три года – важный рубеж

На то, как именно берёт карандаши ребёнок, стоит обратить внимание уже в три года.

В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее.

Обычно обучение начинается с рисования – крохе дарят заветную коробочку с цветными карандашами и первый альбом. Малыши полны энтузиазма! Яркий подарок будит интерес и стимулирует творческий процесс – освоение новой «игрушки» нравится всем без исключения детям.

За рисованием они проводят много времени. Поэтому необходимо уделить особое внимание качеству карандашиков. Они должны быть:

  • достаточно длинными;
  • не толстыми и не тонкими;
  • имеющими трёхгранное сечение – такой предмет легче зажать и удержать в руке (есть модели, имеющие специальные силиконовые насадки).


Те же самые требования выдвигаются и к ручкам. Родители могут приобрести модель с прорезиненными памятками (насадками) – дитя сразу поймёт, куда именно нужно поместить пальчики.

Подготовительные занятия

Очень важно подготовить кисть и пальчики к предстоящей каллиграфической работе. Для этого с детьми занимаются буквально с первого года жизни. Задача мамы – развитие мелкой моторики у малыша. Это не только пробудит речь, но и поможет кистям окрепнуть.

Главное здесь занимательная игра. С её помощью происходит необходимое физическое и умственное развитие. Отлично подойдёт:

  • бизиборд (так называемая развивающая доска, о том, );
  • перекладывание небольших предметов (можно предложить переместить крупные пуговки из одной коробочки в другую или рассортировать сухие макаронные изделия у мамы на кухне);
  • рисование мелками на специальной доске (её можно приобрести в магазине);
  • игра в дартс;
  • сборка вместе с мамой мозаики.

Играя, ребёнок будет чаще задействовать средний, большой и указательный пальчик на правой руке (левши чаще используют левую ручку – это нормально). При этом мизинец и безымянный начнёт правильно расслабляться.


Правильный захват

Как только малышу исполнится три года, пора знакомить его с правильным удерживанием карандаша. Он должен понять, что существуют определённые правила, которых следует неукоснительно придерживаться:

  • опорой всегда служит средний палец;
  • указательный придерживает предмет сверху;
  • а большой прижимает с левой стороны (фиксирует ручку);
  • высота захвата приблизительно 2 см – именно столько отделяет указательный палец от листа бумаги.

Ребёнок должен в обязательном порядке исправлять все ошибки! Для этого родители в мягкой форме напоминают ему о правилах и следят, чтобы кроха не переутомлялся.

При усталости рук происходит инстинктивное сжимание – пальчики устают ещё больше! Этого следует избегать. Иногда детки неожиданно меняют положение кисти и сжимают карандаш в кулачке. Это один из симптомов усталости.

Как научить

Теория обучения выглядит достаточно просто, но как только дело доходит до практики, обнаруживается множество трудностей. Кроха просто теряется и не понимает, как сжать пальцы, и в каком положении они должны находиться.

Чтобы облегчить задачу, можно использовать следующие методы:

«Пинцет» — кроха берёт письменную принадлежность тремя пальчиками за верхний край и ставит её вертикально на листик бумаги. После чего пальчики плавно сдвигаются мамой вниз, пока они сами не примут нужную для письма позицию.

«Пора спать» — ребёнку поясняется принцип правильного положения пальцев (захвата) в игровой форме. Карандаш нужно «положить спать». Для этого он укладывается на кроватку (средний пальчик), под его нижний кончик подкладывается подушка (указательный палец), а сверху стелется одеяло (большой палец). После чего кисть переворачивается в нужное положение и начинается занятие по рисованию.

Бумажная салфетка используется для тренировки инстинктивного захвата. Если часть салфетки, сложенную квадратиком, разместить под безымянный палец и мизинец, а затем попросить взять ручку тремя оставшимися пальцами, ребенок сам выполнит правильный захват.

Насадка – красочное приспособление из силикона или резины, которое необходимо надеть на ручку или карандаш. Каждое такое изделие имеет специальные углубления для пальцев – взять предмет неправильно просто невозможно.


Обучающие ручки имеют трёхгранное сечение и встроенную насадку (специальные углубления в силиконе).

«Точка на пальчике» — нанесение маркером отметок на коже. Ориентируясь на них, малыш будет правильно брать письменную принадлежность. Точка ставится на верхней фаланге среднего пальца.


Такое обучение требует родительского терпения и внимания. Но при регулярных занятиях обязательно появятся первые успехи, которые порадуют папу и маму, а также самого кроху.

Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.

Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:

  • удобство - сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
  • каллиграфию - важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
  • производительность - возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
  • сохранение здоровья - осанки, остроты зрения.

Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.

Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки

Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст .

Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша - проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) - это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.

Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.

В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Выбор ручки, карандаша

К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.

Что касается ручек - они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.

В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание - в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.

Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать - фотогалерея

Ручка-самоучка показывает, как правильно расположить пишущее средство в руке
Существует много моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с выемками для пальцев - грипперами Насадки на ручки бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребёнка В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильный захват пишущих принадлежностей у ребёнка Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно правильно Если ребёнок держит ручку слишком низко, можно оснастить её специальным ограничителем

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.

Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) - он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.

    Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.

  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы - завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны - он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.

Irevichus

При правильном положении меньше устаёт рука - я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.

кошка

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.

marina_kr

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.

Nata Jamp

Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.

Nataly84

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.

НЕКТАРИНКА96

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли - ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) - теперь держит правильно.

Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.

Claimore

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Видео: как научить ребенка правильно держать ручку

Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png