Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов. Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает. Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная - это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей - это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию. Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции. В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку - что, зачем и почему и как называется. Эти методы развития посредством бытового общения - самые доступные и действенные.

Осмысленно говорить среднестатистический ребенок начинает с двух лет. В это время с ним уже можно вести диалог. Но если ребенок в два года еще говорит плохо, это совсем не повод расстраиваться. Все дети индивидуальны, и речь может появится позднее, зато после этого развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок - замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.

Есть одна особенность - ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году - 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это - признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года - 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года - 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка - от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь - приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки , ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей - так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать - где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык - это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.


Приемы:

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей - без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот. Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д. Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой - пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Время появления первых слов и темпы формирования речи индивидуальны для каждого ребенка, в основном это период от 9,5 до 16-17 месяцев. При этом пассивный словарный запас пополняется быстрее, чем активный, то есть ребенок понимает значительно больше слов, чем способен сказать. Обычно в год малыш использует 3-5 «лепетных слов», к полутора годам словарный запас увеличивается до 20 слов, а к двум – до 50, появляются простые фразы.

Почему некоторые годовалые дети ничего не говорят?

В большинстве случаев это происходит из-за недостатка возможностей для общения, если родители мало времени уделяют детям. Подсчитано, что в течение дня среднестатистическая мама полноценно общается с ребенком всего 12 минут. На сегодняшний день у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста отмечаются разного рода речевые нарушения или замедленное развитие речи .

Какие игры могут помочь «разговорить» ребенка?

В коре головного мозга имеются отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и ручной моторики. Они расположены в непосредственной близости и тесно связаны между собой. Таким образом, на развитие речи влияет развитие рук и пальчиков малыша. Если родители будут учить его лепить и рисовать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, то малышу легче будет начать говорить. Для развития моторики очень полезны различные конструкторы, кубики и мозаики.

Какие слова может сказать ребенок в год?

Первые слова малыша чаще всего обозначают близких людей («мама», «папа», «дядя» и т.п.). Кроме того, он уже способен к звукоподражанию («ава», «мява» или «му-у»). Вместо целого слова, слишком длинного и трудного, ребенок может произносить лишь его ударный слог (например, «пу» вместо «пуговица»). Одному ребенку могут больше нравиться существительные, другому глаголы; в первом случае больше внимания уделяется предметам, людям или животным, а во втором малыша больше интересуют действия.

Как стимулировать развитие речи?

Все дети отличаются любопытством, а годовалые малыши, открывающие для себя окружающий мир, часто показывают пальчиком на интересующий их предмет. Некоторых родителей это может раздражать, но только таким образом ребенок может дать им понять, что он требует пояснений. Называя ребенку те предметы, на которые он показывает или которые хочет взять в ручки, родители способствуют расширению его пассивного словаря. Активным словарь становится после того, как ребенок начинает пытаться произнести знакомые ему слова. Для лучшего стимулирования развития речи малыша взрослые должны больше с ним общаться, называть окружающие его предметы, действия, комментировать то, что происходит вокруг. Закреплению усвоенных слов способствует возможность дотронуться до предмета, о котором идет речь. Полезно рассматривать и обсуждать не только различные детали окружающего мира, но и картинки с их изображением — к этому возрасту малыши уже способны идентифицировать предмет и его образ.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Клуб Увлеченных Мам

Вот и исполнился год вашему малышу. Вы, как заботливая мама, конечно, переживаете, соответствует ли развитие вашего чада нормам.

До года речевое развитие у разных детей проходит одинаковые стадии, о них мы писали в статье « «. Разница между сверстниками поначалу незначительна, но после года речь развивается активными темпами и чтобы «держать руку на пульсе» и направлять развитие малыша, мы и поговорим о развитии речи ребенка в 1 год .

Итак, в соответствие с нормами к концу первого года жизни ваш ребенок должен уметь:

  • правильно произносить от 2 до 6-8 слов,
  • использовать около 5-10 лепетных слов типа: би-би, бо-бо, гав,
  • показывать предметы, которые вы называете,
  • выполнять простые просьбы типа: дай руку, посмотри на тетю,
  • понимать слово «нельзя».

Дальнейшее развитие речи ребенка в 1 год будет обусловлено такими факторами:

  1. качественной речевой обстановкой;
  2. здоровьем малыша;
  3. развитием мелкой моторики;
  4. наследственными факторами.

Из всех этих факторов родители не в силах изменить лишь наследственность, а остальное все в наших руках.

1. Качественная речевая обстановка

Скажем образно — «для того, чтобы растить вкусные плоды, нужна плодотворная почва». Это значит, что вам необходимо создать такие условия, чтобы малыш имел возможность пополнять словарный запас и тренировал навыки произношения. Более подробно о том, как читайте в отдельной статье.

2. Здоровье малыша

Если ваш малыш часто болеет, то это значит, что большое количество его энергетических ресурсов уходит на то, чтобы восстанавливать нарушенный болезнью баланс организма. Потому что для выживания здоровье тела важнее, чем речевые навыки и многое другое.

Постарайтесь понять, почему часто болеет ваш ребенок. Консультируйтесь с разными специалистами, но не надейтесь только на врачей, анализируйте сами, никто лучше, чем вы, не знает вашу реальную семейную ситуацию.

Как только малыш перестанет болеть, вся сила пойдет на развитие.

3. Развитие мелкой моторики

О том, как развитие мелкой моторики влияет на речь, знают уже большинство родителей, если хотите проверить, правильно ли вы понимаете этот процесс, загляните .

Развивайте мелкую моторику у вашего малыша — это благотворно повлияет на развитие его головного мозга.

В разделе « » вы найдете много идей для интересных развивающих игр и занятий с малышом.

4. Наследственные факторы

Изменить наследственность нам не под силу, но знать «слабые места» вашего семейного генофонда и проявления нежелательных заболеваний просто необходимо! Тогда можно вовремя реагировать и обязательно проводить профилактику хронических семейных болезней.

Условия для развития речи ребенка в 1 год

Общение

Продолжайте много разговаривать с вашим малышом, рассказывайте ему все, что происходит, что он видит, куда вы идете и кто пришел. Не думайте о том, поймет ли он вас, достаточно того, что он слышит вашу речь и запоминает конструкции разных фраз.

Пополнение пассивного словаря

Называйте ребенку разные предметы, пусть он их находит глазами или указывает на них пальчиком, так вы будете видеть, что понимает малыш больше, чем говорит.

Указательный пальчик

После года наступает момент, когда ребенок начинает показывать на что-то пальцем и просить вас объяснить, что это такое. Ловите эти моменты и удовлетворяйте любопытство своего годовасика, и он будет расти любознательным и разговорчивым.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Подберите несколько стишков, которые вы будете сопровождать движениями, со временем малыш начнет запоминать движения и повторять их за вами. Так вы увидите, что малыш уже учит стихи, но пока не может их прочитать вам вслух.

Пальчиковые игры

О важности пальчиковых игр написано очень много, поэтому не будем повторяться. Еще можно делать ежедневный массаж пальчиков и ладошек, складывать кисть в кулачок, тренировать указательный жест — это может быть не менее весело и полезно, чем пальчиковые игры.

Песенки

Пойте с малышом песенки, в таком возрасте малыши стараются активно подпевать. Придумайте простые движения к песенкам и танцуйте вместе.

Выбирайте коротенькие песенки на одно-два четверостишия, и вскоре малышу будет под силу их с вами петь.

Предложения

Помогайте малышу строить предложения. Если он тянет к вам ручки и говорит «мама», озвучьте его просьбу, проговорите ее вслух, тем самым подавая пример, что в такой ситуации надо сказать – «Мама, возьми меня на ручки».

Ролевые (сюжетные) игры

Самое время начинать учить ребенка играть в ролевые игры. Проигрывая разные жизненные ситуации, вы не только развиваете речь малыша, но и готовите его к адекватному восприятию житейских ситуаций и умению реагировать на разные сюжетные повороты.

К сожалению, психологи и педагоги отмечают, что нынешнее поколение детей дошкольного возраста не умеет развивать сюжетных игр, поэтому научите ролевым играм своего ребенка сами.

Играйте в дочки-матери, в магазин, в доктора, развивайте социальные навыки вашего ребенка вместе с речью.

Развивая речь своего ребенка в 1 год , помните, что каждый малыш уникален, а значит, он может не «укладываться» в средние нормы. Однако если вы видите, что ваш малыш не успевает в своем развитии за нормами постоянно, то это тревожный сигнал, и лучше пройти консультацию у специалиста.

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png