Как только долгожданный малыш появился на свет, счастливые родители тут же стремятся освоить самые новые и модные благодаря которым их чадо должно стать чуть ли не маленьким вундеркиндом. Но не стоит забывать и о самой простом и известном еще в старину способе занятий с ребенком – русских народных потешках, которые знакомы каждому из нас с детства. Это настоящая сокровищница знаний и мудрости, передаваемая из поколения в поколение.

Зачем нужны потешки?

Иногда мамам и папам потешки кажутся немного смешными и устаревшими, но на самом деле в них заложен глубинный смысл. Кроха, которому их часто читали в детстве, всегда будет на шаг впереди в познании мира по сравнению со своими сверстниками. Любые русские народные потешки для детей помогут вашему чаду:

  1. С раннего возраста приобщиться к родной культуре (обычно с ними рекомендуют знакомить детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет), впитать ее с молоком матери, что позже способно пробудить в нем интерес к чтению, литературе и истории своей родины.
  2. Развить речь раньше сверстников, не знакомых с фольклором. Русские народные потешки для самых маленьких позволяют малышу как можно раньше понимать родную речь, формируют правильное звукопроизношение и вызывают массу положительных эмоций. Рассказывать их можно практически по любому поводу.
  3. После пробуждения ласково спойте ребенку:

    Потягушечки,

    Растягушечки,

    Потянушечки,

    Вырастушечки!

    Вырастайте ножки –

    Бегать по дорожке,

    Вырастайте ручки –

    Доставать до тучки,

    Дождь из тучи выжимать,

    Огород наш поливать!

    Вырастай большой,

    Да не будь лапшой!

    Кашу кушай,

    Маму слушай!

    Затем начинайте умывать сыночка или дочку, приговаривая:

    Прилетели птички,

    Принесли водички.

    Надо просыпаться,

    Надо умываться,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки горели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок!

    Во время еды пригодятся такие русские народные потешки:

    Как на Ванькины именины

    Испекли пирог былинный –

    Вот такой вышины!

    Вот такой ширины!

    Кушай, Ванечка-дружок,

    Именинный пирожок –

    Вот такой вышины!

    Вот такой ширины!

    Кушай-кушай хорошо,

    Скоро вырастешь большой –

    Вот такой вышины!

    Вот такой ширины!

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами.

    Кто маму не слушает?

    Кто кашу не кушает?

    Кто отцу не помогает?

    Забодает! Забодает! Забодает!

    Сладко и спокойно уснуть под звуки нежной маминой ребенку помогут следующие песенки:

    Баю-баю-баючок,

    Спит давно в лесу волчок,

    Спит без байканья,

    Да без люльканья,

    Без качульканья,

    Без баюльканья!

    Баю-баю-байка,

    Ну-ка, засыпай-ка!

    Баю-баю, баю-бай!

    В дом забрался к нам Бабай!

    Он забрался под кровать,

    Хочет деточку забрать.

    А мы Ваню не дадим,

    Ваня нужен нам самим.

    Баю-баю, баю-бай,

    Уходи от нас Бабай!

    Баю-баю, надо спать,

    Все придут тебя качать!

    Приди конь – успокой,

    Приди щука – убаюкай,

    Приди сом – дай нам сон,

    Приди пеструшка – дай подушку,

    Приди свинка – дай перинку,

    Приди котик – закрой ротик,

    Приди ласка – закрой глазки!

    Баю-баю, надо спать,

    Все придут тебя качать!

    Хорошее настроение маме и малышу создадут такие потешки:

    Жили у бабуси

    Два веселых гуся.

    Один серый,

    Другой белый –

    Два веселых гуся.

    Мыли гуси лапки

    В луже у канавки.

    Один серый,

    Другой белый –

    Спрятались в канавке.

    Вот кричит бабуся:

    «Ой, пропали гуси!

    Один серый,

    Другой белый –

    Гуси мои, гуси!»

    Выходили гуси,

    Кланялись бабусе.

    Один серый,

    Другой белый –

    Кланялись бабусе.

    Ладушки-ладушки!

    Где были – у бабушки!

    Что ели – кашку,

    Что пили – бражку!

    Ладушки-ладушки,

    Снова едем к бабушке!

  4. Понимать значение слов, особенно при частом повторении потешек, где упоминаются части тела, одежды и т. д. Проговаривая их, мама показывает на те предметы, которые называет, и ребенок усваивает эти названия быстрее.
  5. Как можно раньше отработать правильное звукопроизношение. Ведь даже в самых коротких русских народных потешках постоянно повторяются одни и те же звуки и слова, например:
  6. ПетушО-Ок, петушО-Ок ЗолотО-Ой гребешО-Ок;

    Ой, ДУ-ДУ ДУ-ДУ ДУ-ДУ, потерял пастух ДУ-ДУ;

    КИ-ска, КИ-ска, КИ-ска, брысь

    На дорожку не садись! КИС-КИС-КИС!

  7. Научить малыша подражанию животным и музыкальным инструментам, что стимулирует его мышление:
  8. Наши уточки с утра-а-а Кря-а, кря-а, кря-а

    Наши гуси у пруда-а-а Га-га! Га-га! Га-га!

    Подражание дудочке - ой, ду-ду,

    свирели – ай, люли,

    колокольчику – тили-бом,

    гуслям – трень-брень.

  9. Способствовать развитию мышления и интеллекта и обогащению словарного запаса благодаря пальчиковым играм на основе русских народных потешек:
  10. Сорока-белобока

    Кашу варила,

    Деток кормила!

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    «Ты воды не носил,

    Ты дров не рубил,

    Ты печь не топил,

    Ты чашки не мыл!

    Кашу сами мы съедим,

    А лентяю не дадим!»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик лег в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул!

    А последний – пятый пальчик

    Шустро прыгает, как зайчик.

    Мы сейчас его уложим

    И уснем с тобою тоже!

Наиболее хорошие результаты достигаются, если вы будете заниматься с ребенком регулярно и с удовольствием: тогда он схватывает все на лету.

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками — язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница —
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Пестушка-молчанка

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Умываемся с потешками

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Потешки от слёз

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Заживляем ранки

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Делаем массаж

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
Стул,(стул - щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Сидя с малышом на коленях, я невольно стала приговаривать: «По кочкам, по кочкам…» Эта прибаутка как-то сама выплыла из памяти, из детства. Кому-то из нас ее приговаривала бабушка (дедушка, мама, тетя …), а им, в свою очередь, их бабушки-дедушки... Материнская нежность, поцелуи, напевы, ласковые прикосновения в созвучии с прибаутками, присказками, пестушками – все это составляет русский фольклор, с которого и начинается материнское воспитание.

Фольклор имел и имеет важнейшее значение в жизни малыша, особенно в первые дни и месяцы - ведь это единственная возможность для него и для мамы эмоционально окрасить общение друг с другом.

Наши пращуры с величайшим вниманием относились к детству и всемерно использовали это время как почву для «возделывания души» - для последующего знакомства с окружающим миром, с обычаями этого мира, его места в нем. С мудрой помощью всевозможных приговорок, прибауток, сказок, песенок ребенка заговаривали на крепкое здоровье, красоту, ум, благоприятную судьбу; закладывались знания о своей культуре, духовных и нравственных традициях, воспитывали настоящего славянина.

Детский фольклор имеет множество форм (жанров), каждая из которых несет свою обучающую нагрузку, что позволяет маленькому человеку сбалансировано развиваться физически и духовно.

Так, уже с первых дней жизни, когда у малыша еще не сформированы осознанные движения, реакции на действия и т.п., мама бережно ухаживает за ребенком, играя с ним - «пестует»:

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги – бегушечки!
Она поглаживает ножки, ручки, поворачивает головку, делает массаж, приговаривая при этом:
Ладошка-локоток, Ладошка-локоток,
Локоток-ладошка, Будь здорова крошка! (приговаривают девочке)
Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику).

При поглаживании ручек:

«Трушечки-потрушечки,
Пекла бабка ватрушечки,
Ватрушечки, колобушечки».

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» - а малыш уже чувствует внимание, как может, реагирует на него – первая улыбка, потягивания, повороты головы - всё это говорит о желании контакта со взрослым; здесь, с помощью «пестушек», закладываются основы воспитания, игрового обучения ребенка.

В месяц мама учит малютку раскрывать кулачки – «хлопаем» кулачками, приговаривая:

«Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью
Колотушки колочу,
Приговариваю!»

Постукивая малышу попеременно по левой и правой стопе, повторяя:

«Куй, куй, ножки –
Бегать по дорожке,
Летом по песочку
Зимой по снежочку»

«Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края!» – мама тактильно «показывает» ему первые прикосновения маленьких ножек о поверхность, формирует начальные представления о ходьбе.

Мама поможет и когда малютка начнет похлопывать ладошками, развивая ритмику:

«Хлоп, хлоп, ты ладошечка,
Хлоп, хлоп, моя крошечка!»
Утром, просыпаясь, малыш услышит:
Потягушечка-дорогушечка
Гони прочь дремушку!
(Имя) встань, поднимись,
Подбоченься, подбодрись,
Оглянись по сторонам –
Идет солнце в гости к нам!
Потягушеньки-порастушеньки!
А в ножки – ходушеньки,
А в ручки – хватушеньки,
Поперек – толстушеньки,
А в ушки – слышушеньки,
А в глазки – глядушеньки,
А в носик - сопушеньки,
А в ротик – говорок,
А в головку – разумок!

Когда кроха начнет сидеть, он полюбит такие пестушки (приговаривают, покачивая малыша на коленях, будто на кочках, а на слове «бух» - «роняют»):

«Ехали мы, ехали,
За шишками, орехами
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
А потом по кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам.
Вприпрыжку, вприскочку
В ямку бух!»

«Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!»

Делая первые шаги с поддержкой взрослого ребенок услышит:

«Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ.
А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ».

«Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки».

Потешки

На смену «пестушкам» приходят «потешки», вовлекающие в игру самого малыша.

Ему открываются новые сенсорные ощущения, начинается развитие мелкой моторики, внимательности, способности сосредотачиваться. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, успокоят, переключат внимание.

Загибая поочередно пальчики ребенка, произносят:

«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».

Или (Водят указательным пальцем по ладошке малыша, приговаривают, загибая пальчики малыша по одному, начиная с большого, в конце потешки теребят мизинчик):

Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, он в лес ходил.
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печь топил.
А самому маленькому ничего не дала.
В лес не ходил, дров не рубил,
Воды не носил, печь не топил.

Совсем скоро Вы обнаружите, как кроха «помогает» Вам, активно участвуя в игре, подавая пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыш с удовольствием похлопает в ладошки, если мама скажет:

«Ладушки, ладушки
Где были?- У бабушки
Что ели?- Кашку!
Что пили? - Бражку!
Кашка масляная!
Бражка сладенькая!
Сели - посидели
Ш-у-у - полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!» - в этот момент ручки ребенка кладут на головку, что обычно приводит его восторг.

Важно отметить, что в такие, на первый взгляд, простые стишки, древние славяне вкладывали особый смысл: здесь и упоминание Богини Лады («Ладушки»)- Богини лета, любви, счастливой любви и материнства, «Бабушки» - что в славянской традиции значило - «прабаба», т.е. Земля- Кормилица, «ели кашу» - каша являлась древнейшей ритуальной едой, «пили бражку» – напиток, употреблявшийся славянами во время ритуалов и подносившийся Богам. Эти символы легко «читались» древними славянами - таким образом младенец программировался на правильный выбор духовного и жизненного пути, традиционное славянское мировоззрение…

Потешки способны «раскрасить» будничные дела малыша: умывание, кормление, купание и др.. Например, умывая, мама ласково говорит:

«Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

Причесывая волосы дочке, напевает:

«Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету.
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!»

Кормление пойдет веселее, если взрослый будет приговаривать:

«Ай, люленьки, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем же (имя) накормить?
Один сказал: «Кашкою!»,
Другой: «Простоквашкою!»,
Ну, а третий: «Молочком
И румяным пирожком!»

«Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Ванечке велел!»

Собирая малышку на прогулку, мама любуется:

«Наша …(имя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
…(имя) чернобровая».

Раскачивая ребенка на качелях, взрослый «помогает»:

«Есть качели на лугу –
Вверх, вниз! Вверх, вниз!
(или кач-кач, кач-кач)
Я качаться побегу–
Вверх, вниз! Вверх, вниз!»
(или кач-кач, кач-кач)

Когда малыш купается, то услышит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Ребенок расстроен? Мама успокоит, приговаривая:

«Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!»

Еще интереснее звучат «прибаутки», ведь в них, помимо простых красочных описаний разворачивается сказочное действо:

«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка!
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?»

Прибаутка вызовет больший интерес у ребенка, если она будет рассказана артистично, меняя голоса и интонации – так малыш быстрей поймет, на что делается акцент, по-новому откроет для себя окружающий мир.

«- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Один ворот остался»

«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку».

Настал вечер. Малыш устал, ведь за долгий день он узнал много нового, мама рассказала ему про петушка, похлопала с ним в «Ладушки», покормила с «Сорокой-белобокой»…Пришло время колыбельной:

«Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока».

«Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш …(имя) засыпать».

Почти всегда в народных колыбельных есть напев «Лю-ли, люшеньки».И это неспроста. До сих пор колыбельку называют «люлькой», а младенца – «лялей», «лялечкой», отсюда же понятие «лелеять». Все эти ласковые слова происходят от имени дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Наши предки верили, что именно Леля заботится о только показавшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Роженица-мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о детках. Старинные колыбельные всегда содержат имя ребенка. Поэтому такая песня – это своеобразное обращение мамы к внимательной, берегущей малютку Богине Лели.

Постскриптум. Детский народный фольклор оказывает глубочайшее влияние на развитие человека, прививая ему буквально с рождения чувство прекрасного, музыкальность, эмоциональность, развивая творческие способности, память, интеллект, а с другой стороны, формируя его духовно, нравственно, определяя его мировоззрение. И в наши дни не стоит отказываться от этих «бабушкиных прибауток», ведь они, слагавшиеся веками, имеют не столько «развлекательный» характер.. Детский фольклор обучает ненавязчиво, дает знание о мире, несмотря на мудрость, в очень понятной форме. И невозможно не удивиться гению древних славян, которые создали и накопили весь этот сказочный педагогический опыт, а наши пра – пра – пра - прабабушки любовно хранили и бескорыстно отдавали его каждому поколению, воспитав таким образом уникальный славянский народ.

Родная земля.
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величье,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
С. Сейфуллин

Родина.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Необъятная страна.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.


Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
П. Воронько

О, Родина!
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.
А.В. Жигулин

Моя маленькая Родина.
Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провел я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Два куста сирени,
Вишню под окном
И друзей-товарищей
В том селе родном…
Все, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Е. Арсенина

Привет.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
С. Дрожжин

Кремлёвские звёзды.
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С. Михалков

Родина.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова

Россия - Моя Родина!
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!

Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!

Люблю я стройные, высокие берёзки –
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.

Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!

А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

Молодые родители часто считают, что потешки это пережиток прошлого, что придумали их наши прабабушки для развлечения и развития детей.

На самом деле потешки очень легко воспринимаются маленькими детьми. Простые ритмичные стишки, помогают развить воображение ребенка и побудить его к самостоятельной речи. К тому же, это прекрасный способ сделать приятными процедуры, которые не очень любит малыш, например, умываться по утрам или одеваться на прогулку. Есть потешки для развития мелкой моторики. А еще с потешкой можно повеселиться и подурачиться с любимой мамой.

— помогут сделать пробуждение радостным и приятным.

— помогут умыть малыша без каприз.

— народные стишки помогут накормить малыша.

— потешки для веселой забавы со взрослыми.

— потешки для развития малыша.

— стишки для веселья.

— народные песенки для засыпания и крепкого сна.

Потешки от современных авторов:

И еще несколько популярных веселых стишков — потешек для детей.

Водичка – водичка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Ладушки – ладушки
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка сладенька,
Бражка добренька,
Попили-поели!
Шу! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока белобока
Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он воду не носил,
Дров не рубил,
Печь не топил,
Кашу не варил.
Здесь пень,
Здесь колода,
Здесь крыница,
А тут холодная водица!

Ку-ку!
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Усы в кислом молоке!

Этот пальчик
Этот пальчик самый толстый
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Как у нашего кота
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Огуречик
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Этот пальчик
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Сорока
Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала —
Гостей созывала.

Идет коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)

Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Та-ра-ра!
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!
Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам остались бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!

Пальчики быстрые
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?
– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Шла купаться черепаха
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Будут пальчики вставать
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики — ура!
Одеваться нам пора.

Только мышки заскребут
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот —
Разогнал весь хоровод!

Ой ты, заяц косой
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

Катя
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.

Идёт котик по лавочке
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

Дарики-дарики!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Улитка
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

Дождик
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.

Гречку мыли
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.

Потягунушки!
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png