Проверяем общую память:

  • недостаточной памяти

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

  • недостаточную память

Как школьнику развить образную память?

Выше речь шла о том, что в трудностях обучения роль играть может не только память, но и другие психические процессы (восприятие, внимание, мышление и др.), недостаточно развитые к моменту начала учебной деятельности.

Но что делать, если в результате тестирования вы у своего ребенка увидели низкий уровень развития памяти? Как ему помочь ее развить? И возможно ли добиться успеха?

К счастью, на эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Многими выдающимися психологами была накоплена обширная методическая база и составлено много коррекционных упражнений, которыми я и поделюсь с вами.

Для начала нужно понять, что память – это сложный психический процесс, который заключается в переработке, хранении и воспроизведении материала. Различают кратковременную память и долговременную. Например, ваш друг по телефону продиктовал свой адрес. Вы его можете помнить, не записывая, в течение нескольких секунд, потом информация стирается и воспроизвести ее спустя несколько минут крайне сложно, если, конечно, вы не повторяли про себя этот адрес. Это пример кратковременной памяти.

Долговременная память имеет большой интервал времени для хранения запоминаемого материала. Она тесно связана с мышлением, оперированием образами. Многократно повторяемый материал прочно оседает в долговременной памяти, а если этот материал подкреплялся визуальными, аудиальными и кинестетическими (двигательными) эффектами – прочность усвоения измеряется годами и десятилетиями.

Какие же физиологические особенности памяти?

  1. Успешность обработки информации зависит от условий, в которых находится человек (полное сознание, сосредоточенность, внимание, физическое и психическое здоровье).
  2. Сочетание логического мышления с эмоционально окрашенными образами повышают качество усвоения материала.
  3. Информацию, которую запомнили ранее, можно “перезаписывать” и хранить в новом образе.

Эти положения позволят лучше понять процесс запоминания. Очевидно, если у ребенка есть трудности заучивания, обратите внимание на то, какими способами он запоминает. Самым доступным является образное представление и его запоминание, т.е. материал сначала представляется в виде картинки или сюжета (визуализируется), потом к этому процессу подключается мышление – ребенок как бы пересказывает “увиденную” картинку, поясняет ее. И в конце идет повторение (воспроизведение) запоминаемого материала. Это…

1 этап – Развитие образной памяти

Наглядно представлю цепочку:

рисунок на бумаге –> рисунок в мыслях –> подключение мышления и эмоций –> повторение

На этих четырех составляющих и основана хорошая образная память. Вначале данный алгоритм идет медленно, позже процесс идет намного быстрее и под конец автоматизируется – ребенок легко пересказывает рассказы, учит стихи, запоминает объяснения учителя. Его учебная деятельность становится все более организованной.

Теперь перейдем к упражнениям на развитие образной памяти. Их можно использовать для тренировки и слуховой (зачитываете ему вслух), и зрительной памяти (он читает слова самостоятельно).

1. Рисуем образы

Чтобы ребенок был способен мысленно представлять картинку, на первом этапе ее нужно зарисовать от руки на бумаге. Говорим ему вслух (или даем ему прочесть) простые слова и словосочетания (вы сами по аналогии можете придумать другие):

  • мяч, дерево, стол, сердитый мальчик, забор
  • хорошая погода, умная девочка, ласковое солнышко, веселый цыпленок

Пусть ребенок учится передать все это на бумаге. Не обязательно точная зарисовка, главное, чтобы ему сюжет был понятен и он по рисункам смог бы воспроизвести продиктованные слова правильно.

Вы зачитываете вслух (или даете ему прочесть) короткие предложения, пусть ребенок после каждого предложения закроет глаза и попробует мысленно представить сюжет.

  1. Капающая сосулька
  2. Журчащий ручеек в горах
  3. Прыгающая через скакалку девочка
  4. Сладко дремлющая кошка на подоконнике
  5. Веселый щенок, грызущий тапочки
  6. Шоколадная конфета в золотистой обертке, лежащая на столе

Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.

3. Связь слова с эмоциями и переживаниями

Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:

  1. Ожог руки
  2. Плачущая на улице девочка
  3. Два дерущихся мальчика в парке
  4. Радостно поющая птичка на ветке дерева
  5. Медведь, ломающий кустарник
  6. Голодный кот, требующий колбаски
  7. Пчела, летающая вокруг вашей головы

После этого пусть он запишет то, что ему запомнилось.

4. “Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)

Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.

Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок “фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.+

Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.

После успешной тренировки мы переходим к следующему этапу в развитии хорошей памяти – осознанному восприятию .

P.S. Продолжение следует.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

KONSPEKTY.NET

Саморазвитие в любом формате!

Главное меню

Навигация по записям

Нарушение памяти у ребенка может происходить по ряду причин. Для того, чтобы понять, как бороться с ним, необходимо выявить причину. Для начала определяется степень проблемы, затем ставиться диагноз опытным специалистом, после чего приступают к лечению ребенка.

Проблемы с памятью у ребенка

Проблемы с памятью у ребенка могут проявляться по-разному: попросили что-то сделать, он не сделал, но сослался на то, что забыл; не может рассказать о событиях дня; не помнить банальные детали. Для начала поймите, существует ли проблема. Нет ли у родителя и ребенка диссонанса. Одним из базовых советов из сферы воспитания будет воспринимать признание ребенка, как истину. В наше время к маленькому человеку учат прислушиваться, не махая рукой на то, что его волнует.

Проблему с памятью у ребенка: что делать?

При выявлении серьезных проблем у ребенка с памятью, необходимо обратиться к опытному врачу – педиатру, а затем по направлению к неврологу или невропатологу. С помощью специальных тестов врач определит, есть ли проблема и расскажет о дальнейшем лечении.

Определение проблемы по портрету (разработан Трэйси Алауей)

  • Сложно сконцентрироваться;
  • Невнимательность;
  • Потерянность при выполнении сложных задач;
  • Проблемы с обработкой и хранением информации (в задачах);
  • Не может ответить на прямые вопросы;
  • Наличие нормальных отношений с ровесниками;

Почему у ребенка проблемы с памятью?

Причинами плохо памяти и развивающихся проблем могут быть такие факторы, как: наследственность, плохое питание, нарушение образа жизни (фаза сна и бодрствования), нехватка развивающих заданий, переутомление.

Как бороться с кратковременной памятью у детей?

После посещения врача, который поставит точный диагноз и распишет, как бороться с кратковременной памятью у детей – основное лечение, - можно использовать и домашние методы лечения. Они заключаются в нормализации системы питания, отдыха, игр на развитие.

Питание для улучшения памяти ребенка:

В обязательном порядке для стимуляции памяти нужно ввести в рацион питания чернику – она благотворно воздействует на работу мозга. Минимальная порция с учетом отсутствия аллергии – 1 стакан в 3-5 недель.

Физические упражнения для ребенка: необходимо больше гулять с ребенком на свежем воздухе, выполнять хотя бы базовую физическую активность, но лучше отдать в секцию. Спорт – отличный стимулятор всех обменных процессов в организме, а также активатор работы мозга.

Упражнения на повтор и запоминание помогут в домашних условиях бороться с кратковременной памятью у детей. Психологи рекомендуют читать сказки и напевать песенки, разучивать стихи. Ниже прилагаются варианты заданий на развитие памяти. Также более детально об этом расскажет детский невролог.

Главное – это позитивный настрой и уверенность в том, что методика даст результаты. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что временные трудности с памятью очень серьезны – он может замкнуться, а лечение пойти в обратном направлении.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Добавить комментарий Отменить ответ

  1. KONSPEKTY.NET
  2. Статьи
  3. Семья и дети
  4. Как бороться с кратковременной памятью у детей?

Реклама Google

Рубрики

  • Биографии (174)
    • Бизнес и карьера (9)
    • Деньги и финансы (9)
    • Достижения и успех (110)
    • Любовь и отношения (7)
    • Психология (5)
    • Развитие личности (21)
    • Семья и дети (1)
    • Философия и мудрость (19)
    • Экономика и политика (34)
  • В двух словах (19)
    • Бизнес и карьера (1)
    • Деньги и финансы (5)
    • Достижения и успех (2)
    • Мотивация (1)
    • Общение (2)
    • Продажи и маркетинг (2)
    • Психология (1)
    • Развитие личности (1)
    • Семья и дети (1)
    • Тайм-менеджмент (3)
  • Видео (274)
    • Бизнес и карьера (12)
    • Деньги и финансы (9)
    • Достижения и успех (51)
    • Здоровье (8)
    • Любовь и отношения (13)
    • Мотивация (10)
    • Общение (8)
    • Продажи и маркетинг (1)
    • Психология (62)
    • Развитие личности (51)
    • Семья и дети (11)
    • Тайм-менеджмент (5)
    • Удача и духовность (10)
    • Философия и мудрость (27)
    • Экономика и политика (11)
  • Книги (1)
  • Конспекты (375)
    • Бизнес и карьера (121)
    • Деньги и финансы (33)
    • Достижения и успех (52)
    • Здоровье (1)
    • Любовь и отношения (5)
    • Мотивация (5)
    • Общение (20)
    • Продажи и маркетинг (26)
    • Психология (18)
    • Развитие личности (66)
    • Семья и дети (9)
    • Тайм-менеджмент (5)
    • Удача и духовность (13)
    • Философия и мудрость (13)
    • Экономика и политика (16)
  • Обзор книг (194)
    • Бизнес и карьера (33)
    • Деньги и финансы (19)
    • Достижения и успех (36)
    • Здоровье (2)
    • Любовь и отношения (2)
    • Мотивация (5)
    • Общение (12)
    • Продажи и маркетинг (11)
    • Психология (21)
    • Развитие личности (38)
    • Семья и дети (8)
    • Тайм-менеджмент (3)
    • Удача и духовность (6)
    • Философия и мудрость (10)
    • Экономика и политика (7)
  • Статьи (872)
    • Бизнес и карьера (98)
    • Деньги и финансы (50)
    • Достижения и успех (65)
    • Здоровье (42)
    • Любовь и отношения (60)
    • Мотивация (39)
    • Общение (32)
    • Продажи и маркетинг (14)
    • Психология (147)
    • Развитие личности (192)
    • Семья и дети (34)
    • Тайм-менеджмент (12)
    • Удача и духовность (38)
    • Философия и мудрость (93)
    • Экономика и политика (23)

Все материалы принадлежат компании KONSPEKTY.NET. Копирование материалов сайта только с обратной ссылой.

У ребенка короткая память

Соцсети

Контакты

Восстановление пароля
Регистрация нового пользователя

У детей короткая память-и что с этим делать?

Сыну 3,3 разговорчивый и сообразительный до жути))) Есть чувство юмора, может строить глазки или хитрить.

Вот бывает сделал что-то из ряда вон выходящее и причем намеренно, и я говорю: "Если ты так себя будешь вести, ты будешь наказан",- допустим обещаю, что весь день он будет без мультиков или без конфет. Он продолжает, типа не понимает, хотя понимает все отлично. Пару часов - это максимум, сколько он воспринимает информацию, что наказан, более-менеее адекватно (т.е. он подходит просит, а я ему напоминаю, как он маму утром довел почти до белого каленья, и он не ревет после этого). Потом он может подойти, попросить, я говорю - ты ОЧЕНЬ плохо себя вел утром и ты наказан.

А он отвечает - ну, сейчас же я хорошо себя веду! И какие Ваши дальнейшие действия? Отменятее наказание? Или доводите его до конца?

Я обычно отменяю, но сначала разбираю с ним ту ситуацию, объясняю и т.п. Но к вечеру он этого ничего не помнит и может повторить проступок(((

А как правильно?

У них же реально короткая память, и то, что было утром для них - тут на еве писали - это как для нас было в прошлом месяце, и нет смысла вечером продолжать наказывать за утреннее, т.к. вечером он не вспомнит об утре и будет снова скандал. Или нет?

Я тот аноним, который выше Вам ответил.

И скандалы каждый день закатывать ребенку не надо, они входят в привычку.

Мультики и конфеты должны быть регламентированы - не тогда когда мама соблаговолит - это диктатура какая то. А, например - конфета после ужина, мультик - после садика полчаса и вечером спокойной ночи. ЗАКОННЫЕ. Ребенок будет точно знать на что он имеет право и психика будет крепче. Наказание не должно на это законное покушаться - это тоже диктатура. Попробуйте объяснять логику - ПОЧЕМУ так делать нельзя и демонстрировать последствия.

И еще волшебное средство, сказать строгим голосом "Считаю до трех: один, ДВА. " Обычно к "трем" сын уже прекращал нежелательное поведение.

Ну, а еще учиться говорить с ребенком. Верные формулировки (по возможности исключающие слово "не"), переключение на другой вид деятельности и т.п.

В тренде

«Аллуся исчезает»: худые ноги Пугачевой поразили фанатов

«От победительницы ничего не осталось»: поклонники скучают по прежней Федоровой

Рената Литвинова напомнила фанатам Эвелину Хромченко

«Вот и лучшие стареют»: Мэтью Макконахи с супругой разочаровали внешним видом

Образ Мэрил Стрип на Оскаре напомнил героиню мультфильма «Шрек»

О проекте

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.

Плохая память у ребенка

Память – самая популярная тема бесед детских педиатров и психологов. Дискуссии о ее возникновении ведутся давно. Не менее популярным является вопрос о влиянии на детскую память. И правда, есть ли возможность изменить ситуацию, если плохая память у ребенка очевидна?

Фото: Плохая память- можно ли изменить ситуацию

Как формируется память у ребенка?

Говорить о детской памяти всерьез можно лишь к девятимесячному возрасту. До этого момента родители могут отмечать следующее: убрав из поля зрения крохи яркую игрушку, можно вызвать потерю в нем всякого интереса. Малыш не будет искать ее, а спустя несколько минут напрочь забудет о ее существовании. И только по достижении девяти месяцев ситуация кардинально меняется: ребенок станет оглядывать по сторонам в попытках обнаружить пропажу. Это говорит о том, что у него появилась память, а в ней остался след любимой игрушки. Девятимесячный карапуз отчетливо понимает, что раз игрушка была, значит должна быть где-то близко.

Начиная с девятимесячного возраста, у ребенка формируется память, а в дальнейшем идет развитие способности запоминать информацию.

Фото: Память формируется с девятимесячного возраста

Особенности памяти в детском возрасте

Память у детей синкретична, и это главная ее особенность. Другими словами, ребенок воспринимает мир в полном его объеме: действия, предметы, эмоции и образы связаны друг с другом неразрывно. При этом полученные ребенком впечатления выглядят намного ярче, нежели у взрослых, что позволяет памяти быть долговременной. Способность запоминать у ребенка тоже заметно выше. И снова, это продиктовано неразрывным союзом с эмоциями.

Детская память является настоящим даром. Его получает каждый из нас в самом начале своего пути по дороге жизни. Главное – не упустить возможность воспользоваться даром сполна. Дети, получая невероятное количество информации, формируют собственное мировосприятие и мировоззрение, которое остается с ними на всю жизнь.

Фото: Дети получают огромное количество информации

Когда возникают проблемы…

Впервые о проблемах с запоминанием родители ребенка могут заговорить по достижении им старшего дошкольного возраста. В это время многие малыши начинают посещать занятия по подготовке к школе, где сталкиваются с необходимостью запоминать предложенный учителем материал. Обеспокоенность родителей в такой ситуации не является напрасной. На самом деле, проблемы с запоминанием в дальнейшем могут очень сильно навредить ребенку, став причиной отставания в обучении и развитии, а то и вовсе вызывать насмешки сверстников, что, в cвою очередь, ведет к психологическим расстройствам.

И все же, не стоит слишком паниковать, не разобравшись в ситуации. Для начала родителям следует выявить следующие моменты:

  • Действительно ли ребенок не может ответить на прямо поставленные вопросы?
  • Отказывается ли он от выполнения простейших заданий?
  • Кажется ли ребенок рассеянным и невнимательным?
  • Сложно ли ему следовать инструкциям?

Если хотя бы на один из вопросов дан положительный ответ, не помешает серьезно подойти к развитию детской памяти. Но для начала крайне важно понять причину проблемы.

Почему у ребенка плохая память?

Детская память может страдать по следующим причинам:

Неправильный режим дня

Как бы ни печально это звучало, но современные дети устают не меньше своих родителей. Усталость при этом склонна накапливаться. Масла в огонь подливает и совершенно неверный распорядок дня. Плюс к тому, дети все реже получают сбалансированное питание, проживают в экологически неблагоприятных районах и не имеют возможности полностью восстанавливать силы в ночное время. Кружки, домашние задания и дружба с гаджетами отнимают практически все время. Отдыхать ребенку, ввиду этого, совершенно некогда, поэтому взрослым обязательно следует задуматься о достаточном его пребывании на свежем воздухе.

Неправильно спланированный режим дня ребенка любого возраста становится причиной его рассеянности, раздражительности, недостаточной концентрации внимания. В результате страдает память.

Решить проблему не так сложно. Достаточно нормализовать режим дня, а улучшение памяти не заставит себя ждать.

Недостаток полезных веществ

Питанию ребенка в педиатрии отведена одна из важных ролей. Этому есть простое объяснение: недостаток витаминов, минералов и прочих полезных веществ самым пагубным образом отражается на функционировании мозга. Не менее важно количество полученной ребенком жидкости.

Рацион ребенка должен быть сбалансированным. В меню должны присутствовать полезные продукты: рыба жирных сортов, морковь, грецкие орехи, бобовые и зелень. В противном случае ребенок будет испытывать постоянную усталость, станет вялым и апатичным. В дальнейшем ситуация усугубится, что приведет к ухудшению функционирования и развития растущего организма.

Помимо полезных продуктов и достаточного количества жидкости дети должны получать витамины, сосредоточенные в специальных аптечных комплексах. Препараты следует подбирать с учетом возраста.

Фото: Детям необходимо получать витамины

Плохая тренировка памяти или ее отсутствие

Если родители пристально следят за распорядком дня ребенка и уделяют достаточно внимания его рациону, но проблемы с памятью присутствуют, вполне возможна иная причина - недостаточная ее тренировка. Ситуация видится вполне разрешимой при условии начала регулярных занятий. При этом родители должны надеяться не только на специалистов, работающих с детьми в специальных развивающих центрах, но и проявлять собственную заинтересованность результатом.

Особое беспокойство родителям следует проявить при обнаружении проблем с памятью и речью. Обращение к неврологу в таком случае неизбежно.

К прочим причинам нарушения памяти у ребенка относят психологические травмы и стрессы. И действительно, очень часто пытаясь найти помощь у педиатра и прочих медиков, родителям ребенка стоит поступить совершенно иначе - обратиться к психологу!

Нередко нарушению памяти у ребенка способствуют перенесенные ранее заболевания различной этиологии.

Как тренировать память?

Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз. Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.

Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.

Фото: Необходимо чаще хвалить малыша за проделанную работу

Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение. Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает. Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить.

Игра – еще один немаловажный для тренировки памяти момент. Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными.

Фото: Необходимо ежедневно играть с ребенком

Одна из простых, но очень эффективных игр на тренировку памяти, предполагает запоминание ребенком хорошо знакомых ему предметов. Родители должны разложить перед карапузом 4-5 предметов, похожих по размеру, и попросить посмотреть на них несколько минут. Затем кроха должен отвернуться, чтобы мама или папа успели забрать один из предметов. После ребенок должен вспомнить чего именно не хватает. Постепенно игра должна усложняться: ребенку предлагается определить не только пропавший предмет, а и место его нахождения среди остальных (к примеру, первый или третий?).

Многие игры на развитие памяти сегодня можно приобрести в специализированных магазинах. Одна из их числа, сумевшая зарекомендовать себя наилучшим образом, носит название «Мемори». Суть игры заключается в запоминании расположения двух одинаковых карточек с изображением мультипликационных, то есть хорошо знакомых ребенку персонажей.

Тренировка памяти – процесс трудоемкий и длительный, поэтому не стоит ждать слишком быстрых результатов. Если же спустя некоторое время улучшения совершенно не видны, стоит обратиться за помощью к детскому неврологу. В исключительных случаях плохая память может быть следствием патологий нервного характера. Исключить подобные неприятности врач сможет в ходе беседы с ребенком и его родителями, а также при помощи специального обследования.

Своевременно разрешенная проблема с плохой памятью у ребенка поможет исключить неприятные моменты в старшем возрасте!

Действительно ли у ребенка плохая память?

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Подарок! Кликни сюда

Записи в блоге по месяцам

Метки

Как стать нашим Партнёром

Дорогие друзья и коллеги!

Самое популярное

  • Как справиться с непослушным ребенком? просмотров
  • Ребенок боится других детейпросмотров
  • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шультепросмотров
  • Трехшаговая модель - как перестать кричать на ребенка и повторять одно и то жепросмотров
  • Методика ориентировочной школьной зрелости Керна-Йирасека (часть 1)просмотров

Свежие комментарии

  • Маря ******* к записи Детские страхи: классификация, причины и первая помощь
  • Татьяна Кнутова к записи «Я не могу справиться со своим ребенком!»
  • Татьяна Егорова к записи «Я не могу справиться со своим ребенком!»
  • Ира Бондарева к записи «Я не могу справиться со своим ребенком!»

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

У ребенка плохая память встречается чаще при наличии каких-либо заболеваний. Если эта проблема появилась в раннем возрасте, то следует принять меры, так как проблема будет усугубляться и у малыша возникнуть трудности с обучением.

Как формируется память у детей

Размышлять о памяти ребенка можно только в возрасте девяти месяцев. До этого момента родители замечают, что стоит им убрать игрушку, как интерес малыша к ней сразу пропадает. Он не ищет ее и постепенно забывает о ней. Но, когда ему исполнится 9 месяцев, малыш уже будет пытаться обнаружить пропавшую вещь. Это свидетельствует о появлении памяти.

Именно с этого возраста начинает появляться способность к запоминанию. И постепенно память все больше развивается.

Особенности памяти в детском возрасте

Дети обладают синкретичной памятью, то есть, они способны воспринимать мир в полном объеме, не разрывая эмоции с образами и предметами. Полученные впечатления у детей гораздо ярче, поэтому они надолго запоминают разные события.

В результате неразрывности союза эмоций и событий, дети обладают лучшей способностью к запоминанию.

Чтобы память в дальнейшем была развитой, рекомендуют укреплять ее с ранних лет. Благодаря получению большого количества информации у детей формируется восприятие и мировоззрение, которое сопровождает их на протяжении всей жизни.

Причины плохой памяти у ребенка

Заметить, что сын или дочка плохо запоминают, родители могут в дошкольном возрасте. В этот период малышей начинают готовить к школе, где они должны запоминать новый материал, получать образование. В такой ситуации родители волнуются за детей, что не лишено оснований. В дальнейшей жизни эта проблема способна нанести вред малышу. Он начнет отставать в обучении и развитии, страдать от насмешек сверстников, что повышает вероятность психических расстройств.

Почему память у ребенка плохая, волнует всех родителей. Это состояние может быть связано с:

  1. Усталостью. Если ребенок мало спит, отсутствует распорядок дня, то у него могут возникнуть проблемы с памятью.
  2. Изменением памяти. В возрасте 4-6 лет происходит изменение процесса запоминания. У ребенка появляются способности в управлении памятью. Запоминание опирается не только на восприятие и обретает больше смысла.
  3. Отсутствием интереса к происходящему и мотивации. Ребенок запоминает событие только, если у него для этого был мотив или стимул. Например, малыш услышал шутку и заметил, что она вызывает радостные эмоции у окружающих. Поэтому он запоминает ее, чтобы пересказать другим. Если информация важна, но у детей не появляется к ней интереса, родители должны создать стимул. Пытаться мотивировать ребенка страхом не следует, так как это не способствует эффективному развитию памяти.
  4. Чрезмерными нагрузками. Если в жизни дошкольника присутствует чрезмерное количество развивающих и обучающих занятий, то это негативно отразится на состоянии памяти. При этом снижается запоминание и пропадает интерес.
  5. Психологическими травмами. Событие, которое травмировало психику ребенка, могло произойти в прошлом.
  6. Стрессами. Во время переездов, семейных конфликтов, развода родителей и в других ситуациях ребенок переживает стресс. Это негативно отражается на всем организме. В том числе и на состоянии памяти. В этом случае необходимо обратиться к психологу.
  7. Заболеваниями. Нарушение памяти связано с развитием патологического процесса в организме. Это происходит при неврологических и отоларингологических болезнях, если ребенка беспокоят какие-то боли.
  8. Плохой тренировкой памяти. Если родители контролируют распорядок дня и питание ребенка, но все равно наблюдаются проблемы. Это может быть связано с недостаточной ее тренировкой. Ситуацию можно быстро исправить, если начать регулярно заниматься. Особенно, родители беспокоятся, если одновременно с плохой памятью наблюдаются проблемы с речью. Важно срочно обратиться к неврологу и обследовать малыша.
  9. Неправильным питанием. Если в развивающийся организм не поступает достаточное количество полезных компонентов, то возникают различные нарушения. От недостатка и питательных компонентов больше всего страдает головной мозг.

Игнорировать проблему нельзя, так как ухудшение памяти возникает при заболеваниях. Нужно провести обследование, выяснить причину проблемы и определить эффективные методы улучшения ситуации. Нарушение памяти связано с:

  • недостаточным уровнем йода в организме;
  • высоким уровнем гормонов;
  • отравлением организма;
  • депрессивными состояниями.

Родителям, обнаружившим, что у ребенка 5 лет плохая память, следует не выказывать свое беспокойство. Он не должен знать о страхах и выводах мамы с папой. Не стоит напоминать ему о проблемах. Лучше предложить специальное упражнение, развивающую игру, записать ребенка на подготовительные занятия для дошкольников. Но это все предпринимают только после исключения всех возможных патологий.

У детей наблюдают ученическую рассеянность и плохую память. Это связано с высокой активностью. Во время стремительного роста увеличение размера костной ткани не успевает справляться с развитием мозга.

По этой причине может наблюдаться плохая память у подростка. Это касается мальчиков, которые за лето вырастают на 10 сантиметров. Они страдают от головных болей, высокого внутричерепного давления. Эти неприятные ощущения не дают сосредотачиваться и успешно усваивать новую информацию.

Современные школьники получают слишком много информации. Поэтому причиной рассеянности и плохой памяти иногда выступает учитель или равнодушные родители.

Если мама не помогает ребенку решить задачу, а только кричит на него, то он станет еще более невнимательным и рассеянным. Наказаниями нельзя добиться улучшения.

Методы лечения

Когда у ребенка плохая память, что делать? Этот вопрос волнует всех родителей. Важно оградить малыша от перегрузок, которые приводят к рассеиванию внимания.

Для профилактики проблем тренировки начинают еще с раннего возраста. Для этого нужно разучивать стихи, песни, читать сказки и рассказы. Рекомендуют использовать сказки, в которых много раз повторяются слова и фразы. Благодаря этому ребенок зафиксирует их в памяти.

Когда малыш начинает сам рассказывать стихи, взрослые должны хвалить его, так как успех положительно влияет на детей, и они начинают стремиться снова получить похвалу.

Важно общаться с детьми, обсуждать разные темы и спрашивать о проведенном дне.

Тренировки включают игры. Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно.

Существуют также и внимание для детей. Назначать их должен только врач. Обычно используют лекарства вроде Ноотропила, Пирацетама, Аминалона.

Больше внимания следует уделять питанию. Организм должен получать достаточное количество питательных веществ и витаминов. Важно избегать жирных продуктов, избыточного потребления сахара.

Для успешного запоминания информации, устранения рассеянности, следует улучшить снабжение головного мозга кислородом. Этого добиваются танцами, спортом, гимнастикой. Ежедневные прогулки, легкие гимнастические упражнения, позволят улучшить состояние здоровья ребенка.

Дети должны регулярно гулять на свежем воздухе. На улице нужно проводить не менее четырех часов. Если погода плохая откладывать прогулки не следует. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно улучшить способности к запоминанию.

Как работать с маленькими детьми с плохой памятью, родителям объяснит психолог. Простой игрой для является запоминание знакомых малышу предметов. Перед ним раскладывают предметы, похожего размера и рассматривают их вместе несколько минут. После этого родители убирают одни предмет и просят ребенка вспомнить, чего не хватает.

Постепенно игру усложняют. Для этого он не только определяет пропавший предмет, но и определяет его местонахождения.

Существуют специализированные игры для тренировки памяти. Одна из них называется «Мемори». В нее входят карточки с изображением знакомых детям персонажей из мультиков. Малыш запоминает увиденное.

Тренировать память очень трудно. На быстрый успех рассчитывать не придется. В отдельных случаях причины плохой памяти это неврологические патологии. Определить их наличие или отсутствие врач сможет в ходе беседы с родителями и маленьким пациентом. Если есть показания, назначают лабораторные и инструментальные методы, на основании которых и подбирают лечение.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Плохая память у ребенка. Что делать?

Чаще всего проблемы с памятью обнаруживаются в самом начале обучения, когда ребенок идет в первый класс. Основываясь на этом, не нужно делать скоропалительные выводы, что ваш ребенок не обладает способностями или проявляет лень. В этой проблеме нужно спокойно разобраться, чтобы понять ее суть и принять правильные меры.

Почему у ребёнка плохая память?

Усталость и недостаток отдыха

Во-первых, важен анализ общей загруженности вашего чада. Во внимание следует принять все, что отнимает его время - занятия в школе, приготовление уроков, дополнительные кружки и секции, чтение, просмотр телевизора. После чего нужно задуматься, а сколько времени остается у него на отдых, как часто ему удается побывать на свежем воздухе, существует ли у него четкий распорядок дня и достаточно ли он спит.

Современные дети устают не меньше взрослых. Их усталость склонна к накоплению, и отсутствие полноценного питания, согласования отдыха и труда, здорового образа жизни с дополнением, в виде чрезмерных нагрузок, не дают ребенку восстановиться во время ночного сна. В результате возникает рассеянность, недостаточная концентрация внимания, раздражительность и прочее. Как результат - плохая память у ребенка. Что делать, как помочь любимому чаду?

Эта проблема решается несложно - необходимо нормализовать режим дня ребенка, и вскоре улучшение ситуации не заставит себя ждать.

Не хватает витаминов и микроэлементов

Правильно ли питается ваш ребенок? Получает ли он достаточно витаминов и микроэлементов, а также других необходимых организму веществ?

Проверьте, достаточно ли жидкости пьет ребёнок в течение дня. Недостаток воды в организме отрицательно влияет на функционирование мозга. Как следствие, память ухудшается.

Подумайте, достаточно ли йода в рационе ребенка. Ест ли ребенок морскую капусту и морепродукты или продукты, обогащенные йодом? К примеру йодированную соль? В большинстве регионов России жителям не хватает йода. Недостаток йода сказывается не только на памяти, но и постепенно ухудшает развитие растущего организма. Ребенок быстро утомляется и устает, усталось превращается в хроническую. Настроение подавленное, успеваемость в школепадает. Если вы заметили подобные симптомы у своего ребенка, поскорее обогащайте его рацион йодом. Сейчас ваптеках продается множество различных биоактивных добавок с йодом. Кроме того, можно добавлять в пищу ребенка морскую капусту или спирулину. Внимание! Спиртовой раствор йода использовать в пищу запрещено! Он может вызвать тяжелое отравление, особенно у ребенка!

Не хватает тренировки памяти

Но иногда проблема заключается в нетренированной памяти. И это можно безболезненно решить, если всерьёз заняться ее развитием, не допуская упреков в отношении ребенка. Замечая, что он с трудом умеет выражать собственные мысли, вы должны насторожиться. Недостаточно развитая речь, как правило, сочетается с плохой памятью.

Как тренировать память ребенка

Ничто так не развивает детскую речь, как общение. Расспрашивайте ребенка о делах в школе, не обрывайте его рассказ, любую фразу дослушивайте до конца. При ответах на ваши вопросы, в головном мозге ребенка активизируются участки, отвечающие за память. Чем больше деталей произошедшего вы хотите узнать, тем активнее они работают, а ребенок при этом тренирует память. Кстати, почитайте книгу Как говорить с детьми, чтобы они учились. Эта замечательная книжка поможет вам правильно строить диалог с ребенком, чтобы мотивировать его к учебе!

Ежедневно заучивайте с ребенком хотя бы несложную пословицу, скороговорку или четверостишие. Весьма полезно запоминать новые иностранные слова. При этом не забывайте повторить выученное ранее, так как это немаловажно.

Уделяйте внимание развитию ассоциативной памяти. Разговаривая с ребенком, обращайте внимание на признаки предмета: цвет, аромат, отдельные детали, их описание. Благодаря этому вы формируете в памяти ребенка образы, а их легче запомнить. Образное мышление помогает лучше запоминать текст или стихи. Строки прочнее улягутся в памяти, если ребенок визуально представляет, о чем сейчас идет речь. Предложите ребенку игры на развитие внимания.

Конечно, процесс тренировки памяти длителен и трудоемок. Но пускать все на самотек неправильно, лучше начать занятия своевременно в начальных классах, пока школьные предметы не отличаются сложностью и высоким объемом. Иначе в будущем вам предстоят еще большие проблемы, где вина самого ребенка будет не столь велика.

У ребенка плохая память

Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.

Причины плохой памяти у детей

1. Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.

2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.

3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.

Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.

Как развить память у ребенка?

Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.

Различают следующие типы памяти:

· зрительная - ребенку проще запомнить то, что он видит перед глазами, поэтому учебный материал ему лучше преподносить в письменной или печатной форме;

· слуховая - он лучше запомнит информацию, рассказанную кем-то. Такому ребенку нужно читать вслух, рассказывать, пояснять;

· двигательная - для наилучшего запоминания ребенку нужно проговорить информацию, хотя бы про себя, но, шевеля губами.

Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления - подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.

Маленькие дети всегда очень хорошо запоминают информацию. Но иногда им трудно сохранить в голове, а потом и рассказать то, что они узнали. Чем старше становиться малыш, тем больше информации узнает, и в скором времени ему будет очень сложно разобраться с ней. А в школе будет узнавать в разы больше. Поэтому нужно развивать память у малыша с ранних лет.
У ребенка проблемы с памятью, если:
1.он хорошо общается со сверстниками
2.не дает ответ на прямой вопрос
3.он сложно выполняет инструкции
4.не знает, что делать с трудными заданиями и не хочет их выполнять
5.невнимательный
6.появляются сложности с заданиями, где нужно сохранить и обработать информацию
Эти отличия составили ученые Сьюзан Газеркоул и Трэйси Алауей.
Причинами того, что у малыша плохая память, могут быть: питание, образ жизни, наследственность. Но не переживайте, память можно и нужно улучшать.
Если ребенок сильно устает, плохо спит, это тоже факторы, которые негативно влияют на мозг малыша. Он становиться невнимательным и рассеянным. Поэтому если ваш ребенок ходит и в детский сад, и на кружки, стоит подумать, чтобы уменьшить нагрузку.
Нужно придерживаться режима дня. И если малыш не успевает что-то сделать, помогите ему справиться с тем или иным заданием. Немаловажной является также еда. Она должна содержать витамины. Доктора советуют кушать чернику, она используется для улучшения памяти.
Регулярные занятия на улучшение памяти, обязательно помогут маленькому человечку.

С рождения читайте крохе сказки и стихи, особенно фольклорные (колобок). В них много повторов, что обязательно отложится в памяти. Позже нужно заучивать стишки и рассказывать перед родственниками. Позитивный опыт даст малышу желание все больше учить стишки в дальнейшем. А стихи развивают слуховую и образную память.
Хорошо тренировать память, просто разговаривая с ребенком, обсуждать, что с ним происходило на протяжении дня. Акцентировать внимание на маленьких деталях. Через несколько дней снова спросить о тех событиях. Так малыш поймет, что запоминать полезно.
Естественно, игры – лучший способ для того, чтобы улучшить память. Можно использовать все, что угодно, например, игрушки ребенка.
Очень хороша игра «Что где лежит?». Она не только развивает память, но и логику. Возьмите любые вещи из вашей квартиры и положите в одном месте. Ребенок должен их знать. Спросите малыша, где они должны лежат. Он должен расставить все на места.
Поэтому если вы заметили, что у вашего ребенка плохая память , не стоит отчаиваться. Даже в пять лет еще полно времени, чтобы ее улучшить. Просто начните заниматься с малышом.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png