Если шкала Апгар оценивает состояние новорожденного в целом, то рефлексы новорожденного позволяют оценить состояние нервной системы малыша без каких-либо сложных обследований и вовремя начать правильное лечение у врача — невролога, пока мозг ребенка еще не закончил формироваться и еще не поздно исправить ситуацию.

Часть безусловных рефлексов, определяющихся в периоде новорожденности, впоследствии исчезает, некоторые из рефлексов появляются чуть позже. Если рефлекс вызывается в том возрасте, в котором он уже должен отсутствовать, то он считается патологическим. Слабые рефлексы или их отсутствие тоже могут стать поводом для дальнейшего обследования.

Как правильно проверять рефлексы новорожденных

Оценивать безусловно-рефлекторную деятельность ребенка надо в теплом помещении. Малыш должен быть сытым, сухим и спокойным. В детской поликлинике не всегда бывают подобающие условия, поэтому было бы неплохо, если бы мама сама умела проверять рефлексы новорожденных и в случае необходимости обратила внимание педиатра на имеющиеся отклонения.

Безусловные рефлексы ребенка оцениваются в состоянии вертикального подвешивания за подмышки, в положении на животе и на спине. Наносимыми раздражениями нельзя причинять ребенку боль. При несоблюдении правил проверки рефлексов они могут погашаться реакциями на дискомфорт.

Таблица рефлексов новорожденных и грудных детей

Рефлекс

Время появления рефлекса

Возраст, когда рефлекс исчезает

Рефлекс опоры

Ко 2 месяцу

Рефлекс автоматической ходьбы

Ко 2 месяцу

Лабиринтный тонический рефлекс

В конце 2 месяца

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

К 3 месяцу

Рефлекс Переса

К 4 месяцу

Хватательный рефлекс

На 2 - 4 месяце

Рефлекс ползания Бауэра

К 4 месяцу

Рефлекс Моро

К 4 месяцу

К 6 месяцу

К концу первого года жизни

С конца 1 месяца жизни

Верхний рефлекс Ландау

С 4 месяца жизни

Нижний Ландау

Формируется к 5-6 месяцу

Цепные шейные и туловищные рефлексы

К 6-7 месяцу жизни

Рефлексы новорожденных подразделяются на три группы:

  1. Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, орбикулопальпебральный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы)
  2. Оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоэнцефальные позотонические рефлексы. Это транзиторные (проходящие) рудиментарные рефлексы, которые отражают условия развития длительного анализатора. К ним относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой. А также хватательный, рефлексы опоры, Моро, автоматической походки, рефлекс Переса, лабиринтный рефлекс, шейные тонические рефлексы.
  3. Мезэнцефальные установочные автоматизмы: шейные и туловищные рефлексы (простые и цепные), лабиринтные рефлексы.

Как проверять основные рефлексы у ребенка

Поисковый рефлекс : при поглаживании в области угла рта (не задевая губы) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, при этом у него опускается губа и отклоняется язык. Рефлекс особенно отчетливо выражен перед кормлением.

Хоботковый рефлекс: Ребенок вытягивает губы хоботком при легком ударе по ним пальцем. При этом рефлексе происходит автоматическое сокращение круговой мышцы рта. У взрослых рефлексы орального автоматизма появляются при поражении коры головного мозга.

В норме сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. До этого возраста надо постараться отучить ребенка от соски или пустышки, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус.

Хватательный рефлекс : Ребенок до 2-4 месяца прочно схватывает пальцы, вложенные в его ладонь.

Рефлекс опоры : Ребенка со стороны спины берут за подмышки, поддерживая головку указательными пальцами. Приподнятый ребенок в таком положении сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, и как бы «стоит» на полусогнутых ногах, опираясь на опору полной стопой. Если ребенок пытается «встать» на цыпочки, скрещивает ножки, то отклонение от нормы.

Рефлекс автоматической походки : Если из предыдущего положения ребенка немного наклонить вперед, то он будет пытаться совершить шаговые движения. Иногда при этом на уровне нижней трети голеней ножки ребенка могут перекрещиваться.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: Если надавливать большим пальцем на ладони ребенка у ложа теноров, ребенок откроет рот и согнет голову. Рефлекс исчезает к 3 месяцу.

Рефлекс Моро сохраняется до 4 месяца жизни ребенка. Если резко опустить ребенка примерно на 20 см, находящегося на руках врача, а затем быстро поднять, то в ответ на эти действия ребенок разведет ручки и разогнет пальцы, а затем вернет их в исходное положение. Чтобы не уронить ребенка, проверять этот рефлекс новоиспеченным родителям самостоятельно не рекомендуется.
Если родители резко кладут ребенка на какую-либо поверхность, он тоже испуганно разведет ручки в стороны, что тоже является проявлением рефлекса Моро.

Рефлекс ползания Бауэра : ребенок будет пытаться ползти, если его положить на живот и подставить под подошвы ладонь. Спонтанное ползание исчезает к 4 месяцу.

Рефлекс Кернига исчезает после четырех месяцев. В более старшем возрасте он встречается при .

Рефлекс Галанта: Если провести пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам в направлении от шеи к ягодицам, у ребенка, лежащего на боку, выгнется туловище, иногда при этом может разогнуться нога. Рефлекс Галанта должен исчезнуть к 4 месяцу жизни ребенка.

Рефлекс Переса вызывает боль, поэтому его лучше вообще не проверять или исследовать последним. Заключается он в проведении пальцем по остистым позвонкам ребенка, лежащего на животе. Направление движения: от копчика к шее. При положительном рефлексе Переса прогибается туловище, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова, таз, иногда происходит мочеиспускание и дефекация. Все это, естественно, сопровождается недовольным криком ребенка. Рефлекс Переса должен исчезнуть к четвертому месяцу.

Орбикулопальпебральный рефлекс : Слегка поколачивая пальцем по верхней дуге орбиты можно вызвать смыкание века соответствующей стороны. Рефлекс исчезает к 6 месяцу.

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс демонстрирует уменьшение тонуса конечностей. Если повернуть голову ребенка, лежащего на спине, так, чтобы подбородок касался плеча, повысится тонус конечностей с противоположной стороны, и понизится на той стороне, к которой повернуто лицо. (Тонус конечностей может быть повышенным, сниженным или нормальным). При гипертонусе мышцы ребенка чрезмерно напряжены, разогнуть конечности удается с трудом. При гипотонусе, наоборот, мышцы чрезмерно расслаблены. На тонус ребенка оказывает влияние положение тела и головы ребенка.

Туловищная выпрямительная реакция проявляется выпрямлением головы при соприкосновении стоп с опорой. К концу первого месяца ребенок уже должен держать головку.

Рефлекс Бабинского : У ребенка пальцы на стопе расходятся веером, если штриховыми движениями раздражать наружный край стопы по направлению от пятки к пальцам. При этом происходит также тыльное разгибание большого пальца. Считается физиологичным до двухлетнего возраста.

Верхний рефлекс Ландау : к четырем месяцам ребенок в положении на животе должен уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками.

Нижний рефлекс Ландау : Ребенок может разгибать и поднимать ноги в положении на животе. Нижний Ландау формируется к пяти — шести месяцам. Примерно в этом возрасте малыш начинает ползать.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище вызывает раздельный поворот туловища и нижних конечностей при повороте плеча или тазового отдела ребенка в сторону. Формируется цепной установочный рефлекс к 6 — 7 месяцам.

Трактовать значения, оценивать результаты исследования новорожденных должен только врач. Задача мамы проследить, чтобы ребенок был хорошо обследован и при необходимости получил необходимое лечение. Иногда достаточно сделать профессиональный массаж и специальную гимнастику, чтобы погасить патологические рефлексы, в тяжелых случаях невропатолог назначит лекарственные препараты.

Едва появившиеся на свет теленок и олененок сразу же вскакивают на ножки, а новорожденная обезьянка цепляется пальчиками за материнскую шерстку и повисает на ней, как на лиане. Их действиями руководит генетическая память биологического вида, в которую прочно впечатаны врожденные рефлексы новорожденных . Имеются они и у человеческого детеныша, причем очень разные.

Все мамочки знают, что в первые месяцы жизни кроха умеет плавать и нырять - задерживает дыхание и зажмуривает глазки, когда вода попадает на личико. Делает он это исключительно благодаря врожденным рефлексам, которые угасают, если их не поддерживать. Будете заниматься с крохой в ванне, чтобы развить этот навык, и он закрепится на всю жизнь. Но есть и такие врожденные реакции, которые угасают к определенному сроку - сохранить их невозможно, да и не нужно. Ребенку, вышедшему из грудного возраста, ни к чему сосательный рефлекс - вот он и исчезает на втором году. По силе и выраженности врожденных рефлексов новорожденных , а также по тому, вовремя ли они прекращают свое существование, уступая место более сложным двигательным реакциям, педиатр и невролог могут многое сказать о состоянии нервной системы и перспективах развития малыша. А взяли их на вооружение, разрабатывая гимнастику для самых маленьких. Вызывая определенные рефлексы в нужной последовательности, специалисты заставляют кроху поработать мышцами - ему ведь не объяснишь, какие следует делать, но благодаря врожденным двигательным реакциям все происходит само собой.

Упражнения для новорожденных

Вложите большие пальцы в ладошки лежащего на спинке малыша. Придерживаясь за них, он немного напрягается, поднимает головку, сгибает ручки, отрывает плечики от пеленальника, словно пытаясь сесть (только сажать его по настоящему пока не нужно). Здоровому доношенному ребенку это упражнение можно делать с 2-4 недель.

Сосательный рефлекс

За то, чтобы ребенок всегда был сыт, отвечают так называемые рефлексы орального (ротового) автоматизма, которые осуществляются на самом нижнем этаже подкорки - на уровне ствола головного мозга.
Стоит мамочке дать грудь малышу, и он автоматически делает сосательные движения. Малыш вообще сосет все, что попадает в ротик, будь то пустышка, пальчик, игрушка, краешек пеленки. На что обратить внимание. Ритмичное сосание успокаивает младенца. Для него это и тяжелая работа (когда приходится добывать молочко из маминой груди), и удовольствие (когда посасывает пустышку). Очень важно, чтобы кроха удовлетворил свою потребность в сосании (а это легче всего сделать при грудном вскармливании). Если он не насосался всласть в младенчестве, могут сформироваться - от сосания пальчика и волос до обкусывания ногтей.

Когда угасает.
Ослабевает после 12 месяцев, а окончательно исчезает к 1,5 годам. Правда, посасывающие движения во сне кроха будет делать и в более старшем возрасте, особенно если спит сладко и глубоко.

Поисковый рефлекс

Чтобы вызвать его, достаточно дотронуться пустышкой до щечки сбоку от ротика крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя. А если чуть надавить соской на середину нижней губки, ребенок откроет ротик, сложит его хоботком и чуть согнет шейку - попытается захватить пустышку. Эти реакции особенно ярко проявляются перед кормлением, когда малыш голоден. Замечали: прежде чем покрепче взять сосок, кроха немного покачивает головкой? Со временем этот жест приобретет смысловую окраску - будет сопровождать укоризненное «ай-ай-ай!» или решительное «нет!». Основой для подобного разговора на языке тела послужит именно поисковый рефлекс новорожденных . С его помощью кроха понемногу овладевает мимикой, и в частности учится улыбаться. На что обратить внимание. Гримасы крохи, когда врач или мамочка вызывают поисковый рефлекс, должны быть одинаковыми (симметричными) с обеих сторон. Если это не так, кроху нужно показать детскому неврологу: если одна половинка лица реагирует не так, как другая, надо исключить родовую травму и воспаление лицевого нерва. Когда угасает. После 3-4 месяцев необходимость в поисковом рефлексе отпадает: младенец уже реагирует не на прикосновение соски к губам, а на ее вид - замечает, что мамочка берет в руки пустышку или готовится к кормлению, и открывает ротик.

Два-три раза во время кормления отнимайте малыша от груди (только осторожно, чтобы не расстроить и не рассердить его). Вот видите - он снова ищет сосок, тянется к нему! Это очень полезно для развития мимических мышц и формирования речевого аппарата.

Хоботковый рефлекс

Быстрое и легкое прикосновение маминого пальчика или пустышки к детским губкам заставляет малыша складывать их хоботком. Эта реакция - постоянный элемент сосательных движений. О ней даже в песенке поется: «Губки бантиком, бровки домиком…» На что обратить внимание. У детских неврологов есть такое понятие - «ротовое внимание». Это когда малыш первых месяцев жизни внимательно всматривается в лицо склонившейся над ним мамочки и словно пытается копировать ее мимику. Причем в первую очередь в движение приходит ротик. Вот тут-то и выручает хоботковый рефлекс новорожденного , помогающий крохе складывать губки трогательным бантиком.

Когда угасает.
После 2-3 месяцев. Если рефлекс сохраняется дольше, покажите кроху детскому неврологу!

Ладонно-ротовой рефлекс

Уложите дитя на спинку, возьмите его ручку в свою и слегка надавите большим пальцем в центр ладошки сначала с одной, а потом с другой стороны. Малыш откроет ротик и склонит головку. На что обратить внимание. Ребенок страдал от кислородного голодания, находясь у мамочки в животике, или во время родов? Получил родовую травму? Появился на свет ослабленным? Если в первые дни вызывается ладонно-ротовой рефлекс у новорожденных - это хороший признак: нервная система прекрасно восстанавливается после перенесенных испытаний! На что обратить внимание. Рефлекс не вызывается с какой-то одной стороны? Причина - в слабости мышц руки (парезе). Обязательно расскажите об этом педиатру и детскому неврологу!

Когда угасает.
В идеале - к 3 месяцам. Ладонно-ротовой рефлекс должен уступить место очень важным для крохи произвольным руко-ротовым реакциям, формирующимся на его основе. Сначала малыш тянет в ротик игрушку, широко открывая его (младенцу важно узнать предмет не только на ощупь, но и на вкус), а потом - подносит к нему печенье и ложечку с кашкой. Если же этот рефлекс со временем усиливается и возникает даже при малейшем прикосновении к детским ладошкам, значит, с нервной системой крохи не все в порядке. Наблюдение и лечение у невролога поможет предотвратить формирование детского церебрального паралича.

Что умеет новорожденный?

Ползать, стоять и даже ходить - все это получается у новорожденного само собой, без малейших усилий. Набор движений, совершаемых в первые месяцы жизни, одинаков, и даже более того - строго обязателен, для всех малышей и программируется на уровне спинного мозга. Со временем эти реакции исчезают, чтобы ребенок мог выработать соответствующие навыки самостоятельно - раз и на всю жизнь.

Защитный рефлекс

Кладете кроху на животик - он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку!

На что обратить внимание. Если нервная система крохи недостаточно созрела или пострадала в родах, защитный рефлекс может отсутствовать. Тогда мамочке придется самой поворачивать головку малыша, выкладывая его на животик, и постоянно следить за этим в первые месяцы. Настораживает и другая крайность, связанная с чрезмерной реакцией: ребенок не только отворачивает личико, но и запрокидывает головку, довольно долго удерживая ее в таком положении. Это говорит о повышении тонуса мышц шеи и спины. По какой причине он так усилен - должен разобраться детский невролог! Когда угасает.
Полностью - к 3 месяцам, а ослабевает, когда крохе исполнится месяц.

Рефлекс ползания

Положили новорожденного на животик, а он пробует ползти по-пластунски. Мамочка приставила ладошку к детским стопам - малыш стал отталкиваться от них ножками, пополз еще активнее. Вот так маленький партизан! На что обратить внимание. Если движения с одной стороны не такие активные, как с другой, скорее всего, у ребенка проблемы с тонусом. У малышей, которые перенесли кислородное голодание (асфиксию) или родовую травму, рефлекс может отсутствовать. Такому крохе требуется специальное неврологическое лечение, а когда исполнится месяц - массаж и гимнастика. Правда, в первые 3-4 дня жизни отказываются ползать даже здоровые малыши. Это вполне нормально. Но если соответствующие движения не появились и потом, нужно обязательно показать ребенка специалисту.

Когда угасает.
В 4 месяца.

Фитбол для новорожденного

Положите ребенка на спинку и плотно прижмите к его стопам свои ладони или надувной мяч - малыш будет отталкиваться от препятствия, укрепляя мышцы своих ножек.

Рефлекс опоры и автоматической походки

Возьмите кроху под мышки (личиком к себе), создавая опору для его головки своими пальцами (с обеих сторон). Держите вертикально на весу - он подожмет ножки. А теперь опустите на пеленальный столик. Малыш будет стоять, полностью нагружая стопу. Проверьте - пальчики не поджимает, ножки чуть согнуты. Слегка наклоните его туловище вперед, и кроха сделает несколько шагов. В идеале ножки не должны перекрещиваться, но если это все же происходит в нижней трети голеней, не огорчайтесь - такой вариант тоже допустим для новорожденного. На что обратить внимание. Если рефлекс у новорожденного отсутствует, одно из двух - либо у малыша слабенькие мышцы, либо пострадала нервная система. Кроха ходит на прямых ножках, высоко перекрещивая их? Опирается не на всю стопу, а только на ее краешек, поджимает пальчики? Расскажите об этом неврологу!

Когда угасает.
В 1-1,5 месяца. После этого ножки у крохи сами собой подкашиваются, когда мамочка пытается поставить его на пеленальник. Только ближе к году ребенок снова научится стоять, а затем и ходить.

Хватательный рефлекс

Вкладываете свои пальчики в ладошки малышу, а он так крепко обхватывает их, что даже может повиснуть у вас на руках, если вы слегка приподнимите его. Подобным образом поступают и обезьянки, цепляющиеся за волосяной покров матери. Вот вам и зримое подтверждение эволюционной теории Дарвина! Более того - хватательный рефлекс можно вызвать и на подошвах. Нужно лишь чуть нажать большим пальцем на подушечку стопы - и пальчики тут же согнутся. А если быстро и отрывисто провести по подошве крохи тупым концом карандаша, они разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

На что обратить внимание?
Если хватание очень активное, значит, малыш чересчур возбудимый. Захват слабоват и вызывается не всегда? Нервная система заторможена, угнетена. В обоих случаях нужно непременно проконсультировать ребенка у невролога.

Когда угасает.
Рефлекс Бабинского - в год, хватательный - в 3-4 месяца. Ведь ему на смену должно прийти произвольное хватание: кроха увидел игрушку, потянулся и взял ее.

Пальчики раскрылись веером

Аккуратно положите малыша на спинку, возьмите его ножки снизу за пяточки, зажав их между указательными и средними пальцами, словно в рогатке. Большими пальцами поглаживайте крохе края стоп - в ответ он повернет их наружу и раздвинет веером пальчики. Нажмите мягко на подушечки стоп у основания пальчиков - малыш тут же подожмет их. Это упражнение может послужить отличной профилактикой плоскостопия!

Рефлекс Моро

Если вы уронили бутылочку на пеленальный стол рядом с крохой или слишком резко приподняли его за ножки, меняя памперс, малыш пугается - раскидывает ручки в стороны и раскрывает
ладошки, а затем снова складывает кулачки и прижимает их к груди.

На что обратить внимание?
Мамочку должно интересовать - равномерно ли ребенок разводит ручки. Если одна отстает от другой, значит, тонус подкачал. Плохо, когда рефлекса нет в первые дни после рождения - это говорит о родовой травме. Кроха поминутно раскидывает ручки, когда вы переодеваете его, при малейшем шуме и даже вообще без повода? Нервная система перевозбуждена - посоветуйтесь со специалистом!

Когда угасает. В 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта

Положите кроху на животик и проведите кончиком указательного пальца слева от позвоночника (отступив от него не более 1 см) сверху вниз. Малыш выгнет спинку в противоположную сторону. Теперь проделайте то же самое справа.

На что нужно обратить внимание? Реакция должна быть одинаковой с обеих сторон. Она вызывается с 5-6-го дня жизни. Если рефлекс у новрожденных ослаблен или отсутствует на протяжении первого месяца, покажите ребенка неврологу.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Вырабатываем красивую осанку.

Вызывайте рефлекс Таланта по очереди слева и справа от позвоночника несколько раз подряд, чтобы укрепить мышцы спины - это поможет крохе выработать красивую осанку в будущем.

Рефлекс Переза

Имейте в виду: малышам очень не нравится это исследование! Чтобы лишний раз не беспокоить кроху, предоставьте проверять рефлекс Переза неврологу. Он проведет пальцем по позвоночнику снизу вверх, слегка надавливая на остистые отростки, которые прощупываются под кожицей. В ответ на такое обращение ребенок протестующе закричит, приподнимет головку, разогнет туловище, согнет ручки-ножки. Сразу видно, что ему неприятно! Зато теперь и мамочка, и доктор могут быть спокойны за кроху - реакция у него хорошая, мышечный тонус равномерный, со спинным мозгом все в порядке.

На что обратить внимание? Отсутствие, угнетение или слишком долгое сохранение этого рефлекса говорят о поражении центральной нервной системы.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Безусловные рефлексы новорожденных по возможности обеспечивают сохранность, поддерживая и регулируя неизменность внутренней среды организма.

Условные рефлексы — что значит?

Человеческие способности, приобретенные за время существования, базирующиеся на врожденных рефлексах, называют условными. Их на примере собак досконально изучил академик Павлов И.П. Инстинкты пробуждаются при влиянии раздражающих факторов (свет, звук, время), к которым организм раньше был безразличен. Каждая человеческая особь за свою жизнь приобретает много условных рефлексов, имеющих особенное значение и составляющих базу его знаний и опыта. Но детям приобретенные привычки и рефлексы не передаются.

К примеру, мамочка организовала вскармливание по времени каждые 3 часа. За неделю у грудничка вырабатывается рефлекторное чувство голода, и малыш начинает капризничать в установленное для кормления время.

Список рефлексов новорожденных

Жизненно важные значимые рефлексы новорожденных предусмотрены для всех случаев: одни помогают развиваться и формировать новые, усложненные, другие останутся навсегда, некоторые помогают пережить момент появления и сразу угасают после рождения.

Специалисты делят врожденные рефлексы грудничков на:

Оральные

  1. Сосательный — важнейшая способность, появляющаяся в первые часы жизни. Остается до полутора лет. Новорожденный обхватывает губами палец, сосок, соску и ритмично сосет. У доношенных правильно развившихся детей он отлично развит и оказывает на грудничка успокаивающее действие.
  2. Глотательный — проявляется после рождения и остается навсегда.
  3. Хоботковый — вид орального рефлекса, позволяющий выпячивать губу, напоминающую трубочку или хобот слона. Так самопроизвольно сокращаются мышцы вокруг рта. Пропадает к 3 мес.
  4. Ладонно-ротовой (или Бабкина) — когда новорожденному малышу пальцами надавливают на обе ладошки, у него приоткрывается ротик. Этот рефлекс способствует питанию крохи и ярко выражается, когда он голоден. Пропадает к 3 месяцам. Если рефлекс отсутствует или ослаблен, вероятно, у ребенка при родах был травмирован шейный отдел .
  5. Поисковый (или Куссмауля) — когда к уголку рта младенца прикасаются пальцем, соском или другим предметом, он начинает поворачиваться к раздражителю — так он ищет пищу. Угасает к 3-4 мес. Позже поиск еды проводится зрительно.

Спинальные

Доктор смотрит и фиксирует реакции, отвечающие за функционирование мышечного аппарата.

  1. Защитный — основной рефлекс, формирующийся после рождения. Ребенка выкладывают на живот, и он инстинктивно поворачивает головку, чтобы иметь возможность дышать. Угасает к 1,5 мес.
  2. Рвотный — жизненно важный защитный рефлекс. Питаясь молоком, кроха может подавиться. При его срабатывании, язык новорожденного ребенка высовывается и пища, выходит наружу.

Хватательные

  1. Робинсона и Янишвского — появляются при захватывании ладошками пальцев доктора или мамы и попытке максимально долго удержаться. Грудничка в эти моменты даже можно приподнять. Проявляется, когда он голоден, тогда кулачки непроизвольно сжимаются. Когда ребенок страдает парезом рук, рефлекс будет ослабленным или отсутствующим. Заторможенные дети проявляют ослабленную реакцию, возбудимые — усиленную. Угасает он в 3-4 мес., а если остается после 5 мес., то у ребенка подозреваются неврологические нарушения.
  2. Подошвенный (или Бабинского) — когда ребенка легонько поглаживают по внешней стороне подошвы — у него веерообразно раскрываются пальчики, а стопы сгибаются. Главным признаком, по которому оценивается состояние, симметричность и динамичность движений. Угасает к двум годам.

Двигательные

  1. Рефлекс Кернига — при разжимании коленного и тазобедренного сустава, они снова сжимаются. Полностью исчезает после 4 мес.
  2. Рефлекс испуга (Моро) — когда грудничок реагирует на резкие, громкие звуки. Сначала он раскидывает ручки в стороны, раскрывая кулачки, а после прижимает их к груди, заключая себя в объятия.
  3. Машинальная ходьба — когда новорожденный пытается шагать, если его вертикально держать подмышками. Такую «походку» оценивают по степени опоры и полноты наступания на стопу. Упор на пальцы и цепляние ступней друг за дружку является признаком нарушения .
  4. Рефлекс опоры. Когда грудничка удерживают за подмышки над поверхностью стола, он сгибает коленки, а затем становится, крепко прижимая стопы к опоре и «стоит» выпрямив ножки, в течение 10 сек. Сохраняется 1,5 мес.
  5. Рефлекс Бауэра (или спонтанное ползание). Когда малыша переворачивают на животик и подставляют под ножки ладонь, он начинает рефлекторно отталкиваться и ползти, пытаясь помочь себе ручками (). Если положить его на бок, движения не возникают. Выражается на 3-4 день и угасает в 3-4 мес. Дети, родившиеся с асфиксией, имеющие травмы головного мозга или внутричерепные кровоизлияния не обладают таким рефлексом. А если он не исчезает до 6 мес., то вероятно существует заболевание ЦНС.
  6. Рефлекс Галанта. Когда пальцем проводят в районе 1,5 см. от хребта малыша, его спина выгибается дугой, а ножка со стороны раздражения разгибается.
  7. Рефлекс Переса – неприятная проверка для грудничка. От копчика к области шеи по позвоночнику проводят пальцем, слегка надавливая. Ребенок разгибает туловище, сгибает ножки и ручки, начинает кричать и плакать. Медики стараются устроить данную проверку в конце осмотра. Физиологичен рефлекс до 4 мес.

Позотонические

  • Магнуса-Клейна – когда головку ребенка разворачивают в сторону, кисти и плечи занимают определенную позу, похожую на позу фехтовальщика. Ручка и ножка его распрямляются там, где расположено лицо, а те, что находятся с другой стороны, наоборот, сгибаются. Рефлекторная реакция существует до 2 мес.

Природой заложено больше врожденных рефлексов, до сих пор неизученных медициной. Но зная основные, родители сами могут определять их у малыша, стимулируя и тренируя инстинкты. Активный контакт ребенка с родителями расширит его физиологические способности, усилит двигательную активность и возможность лучше приспособиться к миру.

Проверку делают легкими касаниями, стараясь не причинить боль и дискомфорт.

Таблица начала и угасания рефлексов

Ученые отмечают, что есть зависимость между развитием мозга и угасанием первичных рефлексов. Низменные реакции со временем заменяются более совершенными и сложными. Наличие или отсутствие простых рефлекторных способностей – это показатель становления и развития нервной системы ребенка. Все дети разные и не всегда вписываются в статистические данные, выходя за их пределы либо в «плюс», либо в «минус». Если отличия существенны, за такими детьми требуется пристальное внимание и особый уход.

До года здоровые малыши развиваются приблизительно одинаково, отставая или опережая, друг дружку в незначительных временных рамках.

Название рефлекса Время появления Время угасания Патологии
Поисковый с рождения 4 мес., до 12 мес. во сне отсутствие рефлекса во сне
Сосательный с рождения 3-5 мес. до 7 мес. во сне недоношенные дети, с угнетением ЦНС
Магнуса-Клейна с рождения до 2 мес. 6 мес. поражение верхних моторных нейронов если рефлекс остается после 6 мес.
Машинальная ходьба с рождения 3-4 мес. отсутствие при параличе ног, ДЦП
Хватательный с рождения 4-6 мес., затем появляется простое захватывание предметов патологии ЦНС
Рефлекс испуга (Моро) с рождения не позже 4 мес. когда не исчезает после 6 мес., возможно расстройство ЦНС, паралич или перелом ключицы
Подошвенный с рождения 8 мес. ДЦП, патологии ЦНС

Причины слабого развития рефлексов

Иногда у грудничка рефлексы работают с опозданием, они заторможенные, плохо выражаются или, наоборот, усиленно проявляются. Это может провоцироваться как травмами при тяжелых родах, реакцией на лекарственные препараты, так и следствием заболеваний. Слабые спинальные, хватательные и оральные рефлексы проявляются у недоношенных, рожденных детей с незначительной асфиксией. Если мамочка наблюдает у новорожденного слабую сосательную и глотательную реакцию, это сигнал того, что он не голоден. Перед кормлением, рефлексы проявляются четче.

Когда у младенца полностью не выражаются рефлексы, это является серьезной проблемой, требующей вмешательства умелых врачей и проведения реанимационных процедур. Причинами торможения могут быть тяжелые родовые травмы — удушение пуповиной, патологии внутриутробного развития, нарушения в работе нервной системы. Усиленная рефлекторная реакция вызывается инфекционными заболеваниями, патологиями мышечного тонуса, нервной возбудимостью.

Врач, оценивая рефлексы малыша, обращает внимание не только на их наличие и реакцию. Говорить о тяжелых заболеваниях и патологиях можно в тех случаях, когда они сопровождаются другими опасными симптомами.

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных - прим. сайт). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.
У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

 Рефлекс Моро Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры Рефлекс автоматической ходьбы Рефлекс Бауэра Рефлекс Таланта Рефлекс Переса Оценка развития новорожденного Все страницы

При исследовании безусловно-рефлекторной деятельности ребенок должен находиться в состоянии бодрствования, не быть мокрым и голодным, чтобы рефлекторные реакции не подавлялись реакцией на дискомфорт. Исследуя безусловные рефлексы, необходимо следить за тем, чтобы наносимые раздражения не причиняли боли ребенку. Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Оценивая результаты обследования, необходимо учитывать не только наличие, но и степень выраженности того или иного рефлекса (ярко, умеренно, слабо, отсутствует), равномерность и время его появления с момента нанесения раздражения (быстро, запаздывает), полноту, силу ответа и быстроту угасания.

У здорового доношенного и даже недоношенного с массой тела не менее 2100 г безусловные рефлексы могут быть выражены в различной степени, что определяется типом нервной деятельности ребенка, временем суток, когда определяются рефлексы, и физиологическим состоянием. Если, несмотря на неоднократные попытки, вызвать рефлекс не удается, можно констатировать его угнетение. Вместе с тем безусловные рефлексы, особенно рефлексы орального автоматизма (поисковый, сосательный, хоботковый), а также рефлекс Бабкина и рефлекс Моро могут возникать при малейшем раздражении, что иногда создает впечатление спонтанного рефлекса. В таких случаях обычно расширена зона рефлекса, укорочен латентный период и при повторных раздражениях не наблюдается тенденции к его угасанию. Тогда говорят о патологическом усилении рефлекса.

Угнетение безусловных рефлексов или их чрезмерная выраженность свидетельствуют о поражении нервной системы. В ранний период новорожденности угнетение безусловных рефлексов наиболее часто обусловлено:

  • внутриутробной гипоксией;
  • асфиксией в родах;
  • внутричерепной родовой травмой;
  • аномалиями развития мозга;
  • наследственными заболеваниями обмена веществ;
  • токсико-инфекционными заболеваниями.

Отсутствие или резкое угнетение безусловных рефлексов может быть связано также непосредственно с нарушением мышечного тонуса - его резким повышением (некоторые пороки развития мозга, асфиксия в родах) или с его выраженным снижением (спинальная амиотрофия, врожденная миопатия и др.). При этом может быть неравномерное снижение безусловных рефлексов. Так, при спинальной амиотрофии на фоне общего снижения активности безусловных рефлексов относительно сохранными остаются рефлексы орального автоматизма. Активация рефлексов орального автоматизма характерна для псевдо-бульбарных нарушений.


Выраженная асимметрия рефлексов (нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют или угнетены - с другой) связана, как правило, с периферическим поражением нервов, корешков, клеток передних рогов спинного мозга. Реже асимметрия рефлексов обусловлена центральными гемипарезами. При акушерском парезе руки могут отсутствовать рефлекс Бабкина и рефлекс Робинсона. Паретичная рука не принимает участия в рефлексе Моро. При парезе лицевого нерва поисковый рефлекс на пораженной стороне выражен не полностью - угол рта не принимает участия в рефлекторном ответе. Асимметрия рефлекса Таланта наблюдается при одностороннем поражении спинного мозга, при гемигипоплазиях. При поперечном повреждении спинного мозга ниже уровня повреждения будут отсутствовать ответная реакция, характерная для этого рефлекса, а также перекрестный рефлекс экстензоров и рефлекс одергивания.

Среди многих физиологических рефлексов наибольшее диагностическое значение имеют следующие.


Рефлекс сосательный. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.

Рефлекс сосательный отсутствует: парез лицевых нервов, глубокая умственная отсталость, тяжелое состояние.


Рефлекс Куссмауля (поисковый рефлекс) - при штриховом раздражении кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходит опускание угла рта, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.

Асимметрия рефлекса Куссмауля: односторонний парез лицевого нерва.

Рефлекс Куссмауля отсутствует: двухсторонний парез лицевого нерва, поражение центральной нервной системы.


Рефлекс хоботковый. Вызывается легким постукиванием пальцем по щеке в области угла рта. Происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающей вытягивание губ хоботком.


Рефлекс Бабкина (рефлекс ладонно-рото-головной, руко-ротовой). Вызывается надавливанием пальцем на ладонную поверхность в области тенора (возвышение большого пальца) новорожденного. В ответ новорожденный производит хватательное движение, открывает рот и пригибает голову с поворотом ее в сторону раздражителя. Исчезает рефлекс Бабкина к 3-4 месяцам. При гидроцефалии, ДЦП с недостаточностью психического развития и становления речи может вызываться в возрасте старше 5 месяцев.

Асимметрия рефлекса Бабкина: акушерский парез руки.

Рефлекс Бабкина отсутствует или снижен: повреждение плечевого сплетения, асфиксия, кровоизлияние в мозг, поражения ствола мозга (спонтанный нистагм, отсутствие реакции зрачков на свет, симптом плавающего взора, нарушение глотания), парез сгибателей пальцев.


Рефлекс асимметричный шейно-тонический . Вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом головы в сторону. При этом тонус разгибателей верхних и нижних конечностей повышается на стороне, обращенной к лицу, и снижается на другой стороне ("поза фехтовальщика").

Рефлекс запаздывает: внутриутробные и родовые нарушения.


Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс, тонический хватательный рефлекс) - продолжение рефлекса Бабкина. Ребенок должен захватить пальцы врача так, чтобы его можно было бы приподнять. Можно вызвать рефлекс и с нижних конечностей, если надавливать пальцем на подошву у основания II-III пальцев - это вызывает подошвенное сгибание пальцев.

Рефлекс Робинсона ослабевает к 3-4 месяцам жизни и к году полностью исчезает.

Асимметрия рефлекса Робинсона: акушерский парез руки.

Рефлекс Робинсона отсутствует: тяжелая родовая травма, ДЦП, поражение периферических нервов (парез обеих рук).


Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы у ребенка первых месяцев жизни вызывает разгибание и веерообразное расхождение пальцев. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием бедра, голени и тыльным сгибанием стопы.


Рефлекс Моро вызывается различными способами:

  1. ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают вниз на расстояние 20-30 см, а затем поднимают вверх до исходного уровня;
  2. быстро распрямляют нижние конечности;
  3. резко ударяют по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см от головы с двух сторон.

В ответ на эти действия ребенок откидывается назад, у него разгибаются плечи и разводятся в стороны руки (первая фаза рефлекса). Во второй фазе рефлекса (рефлекс объятия) руки возвращаются в исходное положение. В норме сохраняется до 4-х месяцев. Ослабевает к 2-3 месяцам.

Асимметрия рефлекса Моро: акушерский парез руки, перелом ключицы.

Рефлекс Моро ослаблен: кровоизлияния в мозг.

Рефлекс Моро отсутствует: парез обеих рук, церебральные повреждения, отек мозга.


Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры. Ребенок, поднятый за подмышки, сгибает ноги во всех суставах. Поставленный же на опору, разгибает ноги, выпрямляет туловище, шею и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе.

Рефлекс отсутствует: гипертонус, детский церебральный паралич (ДЦП).


Рефлекс автоматической ходьбы. Является продолжением рефлексов выпрямления и опоры. Если ребенка, стоящего на столе, слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения, не сопровождающиеся движением рук. Иногда при ходьбе ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней или стоп.

Рефлекс автоматической ходьбы отсутствует: (скрещивание ног и стояние на пальцах - "поза балерины"): гипертонус, спастический парез, ДЦП.


Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания). Вызывается при положении ребенка на животе и создании опоры для его подошв с помощью ладони. Ребенок, отталкиваясь от опоры, начинает ползти.


Рефлекс Галанта (околопозвоночный рефлекс) - при штриховом раздражении кожи около и вдоль позвоночника происходит дугообразное сгибание туловища и поворот головы в сторону раздражителя. Иногда разгибается и отводится нога.

Асимметрия рефлекса Галанта: одностороннее поражение спинного мозга, гемигипоплазии.

Рефлекс Галанта отсутствует: парез мышц спины, тяжелая родовая травма.


Рефлекс Переса вызывается легким надавливанием пальцем на остистые позвонки от копчика до шеи. Проявляется громким криком, подниманием головы, выгибанием туловища (поясничный лордоз), подниманием таза, сгибанием нижних и верхних конечностей, общей мышечной гипертонией. Иногда отмечается мочеиспускание и дефекация. Этот рефлекс следует исследовать последним, так как ребенок на него реагирует отрицательно (плач).

Ослабевает и исчезает рефлекс Переса к 2-3 месяцам жизни.

Рефлекс Переса отсутствует: тяжелое поражение центральной нервной системы.


Оценивая результаты исследования безусловных рефлексов у новорожденных, необходимо учитывать, что они имеют диагностическое значение лишь в комплексе с другими симптомами. Изменение одного какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не имеет самостоятельного диагностического значения.

Умеренное усиление основных врожденных рефлексов может отмечаться при легкой форме перинатальной энцефалопатии (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

Значительное снижение основных врожденных рефлексов может быть проявлением:

  • гипертензионно-гидроцефального синдрома;
  • синдрома угнетения центральной нервной системы.

Результаты проведенного исследования состояния нервной системы у ребенка на первом месяце жизни дают только качественную характеристику. Количественная же характеристика выявленных нарушений нервно-психического развития с помощью балльных оценок дает возможность участковому врачу рано прогнозировать вероятность отклонений в деятельности центральной нервной системы и в дальнейшем развитии ребенка. Кроме того, количественная оценка помогает дифференцировать причины отклонения в развитии, так как позволяетболее четко установить, развитие каких именно функций страдает в первую очередь и в наибольшей степени (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

По предлагаемой методике, количественная оценка проводится на основе показателей, которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции - 3 балла, ее отсутствие - 0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.

Оценку в 27-29 баллов можно рассматривать как вариант возрастной нормы, но необходимо учитывать, что если ребенок теряет 3 балла по показателям какой-либо одной функции или из-за наличия факторов риска, его следует отнести к категории риска в отношении нарушений дальнейшего развития или возможности выявления локальных нарушений (зрения, слуха и др.). Такой ребенок нуждается в обязательном динамическом наблюдении невропатолога.

При оценке 23-26 баллов ребенка относят к группе риска.

Оценка 13-22 балла четко свидетельствует о задержке развития.

Ребенок с оценкой ниже 13 баллов имеет тяжелую общую задержку развития в результате органического поражения центральной нервной системы.

Для большей достоверности полученной оценки при первом патронаже необходимо повторить исследование при повторных патронажах.

Количественная оценка возрастного развития новорожденного по всем параметрам в комбинации с клиническими данными позволит, если это необходимо, рано проконсультировать ребенка у невропатолога, а значит, и подойти к постановке нозологического диагноза и назначить не только адекватную реабилитационную терапию, но и определиться со сроками динамического наблюдения невропатологом. В тех случаях, когда это необходимо, ребенок госпитализируется.

Количественная оценка развития новорожденного (1-я неделя)

(Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова)

Показатель Оценка ответа, баллы
3 2 1 0
Динамические функции
1 Соотношение сна и бодрствования (коммуникабельность) Спит спокойно, просыпается только для кормления или когда мокрый, быстро засыпает Спит спокойно, не просыпается мокрый и для кормления или сытый и сухой не засыпает Не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто беспричинно кричит Очень трудно разбудить или мало спит, но и не кричит, или кричит постоянно
2 Голосовые реакции Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик болезненный, пронзительный или отдельные всхлипывания на вдохе Крик отсутствует или отдельные вскрикивания, или крик афоничный
3 Безусловные рефлексы Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны Требуют более длительной стимуляции или быстро истощаются, или непостоянно асимметричны Вызываются не все или после длительного латентного периода и повторной стимуляции, быстро истощаются, или стойко асимметричны Не вызывается большинство рефлексов
4 Мышечный тонус Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях Легкая асимметрия или тенденция к гипоили гипертонии, не влияющие на позу и движения Постоянные асимметрии, гипо- или гипертония, ограничивающие спонтанные движения Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки
5 Асимметричный шейный тонический рефлекс При повороте головы в сторону непостоянно разгибает "лицевую" руку - Постоянные разгибания или отсутствие разгибания руки при повороте головы в сторону Поза фехтовальщика
6 Цепной симметричный рефлекс Отсутствует - - -
7 Сенсорные реакции Жмурится и беспокоится при ярком свете; поворачивает глаза к источнику света; вздрагивает при громком звуке Одна из реакций сомнительна Одна из реакций оценки 3 отсутствует или две-три реакции сомнительны Все реакции из оценки 3 отсутствуют
Факторы риска
8 Стигмы Отсутствуют Не более 5-6 Более 6 и расположены главным образом в области лица Более 8 или наличие грубых пороков развития
9 Черепные нервы Патологии нет или непостоянное легкое сходящееся косоглазие, или непостоянный легкий
симптом Грефе
Сочетание 2 признаков из оценки 3 или легкая асимметрия лица, или непостоянный горизонтальный нистагм Постоянное косоглазие или выраженный нистагм, или постоянный симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдром Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1
10 Патологические движения Отсутствуют или единичные редкие атетоидные движения пальцами, или редкий высокочастотный тремор подбородка, рук при крике, кормлении, пассивных движениях Частые атетоидные движения пальцами или мелкоразмашистый высокочастотный тремор, не связанный с беспокойством Сочетание 2 симптомов, перечисленных в оценке 2, или крупноразмашистый спонтанный тремор, или единичные подергивания мышц лица Судороги



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png