Методика исследования врожденных рефлексов
Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.
Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов.

Оральные:
Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Сохраняется до 2-3 месяца.
Поисковый рефлекс.(Куссмауля) При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. До 3-4 месяца.
Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До 3-4 месяца.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Начинает угасать со 2го месяца и к 3му исчезает.
Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского) При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Спинальные:
Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен до 3-4 месяца
Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.Физиологичен до 4-5го месяца.
Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. От 6 месяцев до 2х лет.
Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.
Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.
Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.Физиологичны до 1-1,5 месяцев.
Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия. Физиологичен до 4 месяца.
Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога. ДО 3-4 месяца.
Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. До 3-4 месяца.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.
Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.
Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит уменьшение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы
Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы
Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.
Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить несколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патологическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле-ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) - это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов - это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на , как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону , угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает больше реагировать уже на зрительный образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди. Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС рефлекс может отсутствовать, и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться. В норме, защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо.

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» - не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» , не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) - нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, - новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС.

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности , сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, - повышается тонус мышц -сгибателей. Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс. Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища.

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет. Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» - эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

    Сосательный рефлекс
    Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

    Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)
    Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.
    Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.
    Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.
    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского ).

    Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)
    Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.

    Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)
    В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлекс испуга (рефлекс Моро)
    Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.
    Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.
    Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро.
    Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.
    У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.
    У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

    Рефлекс Галанта.

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни.
    У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.
    Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Едва появившиеся на свет теленок и олененок сразу же вскакивают на ножки, а новорожденная обезьянка цепляется пальчиками за материнскую шерстку и повисает на ней, как на лиане. Их действиями руководит генетическая память биологического вида, в которую прочно впечатаны врожденные рефлексы новорожденных . Имеются они и у человеческого детеныша, причем очень разные.

Все мамочки знают, что в первые месяцы жизни кроха умеет плавать и нырять - задерживает дыхание и зажмуривает глазки, когда вода попадает на личико. Делает он это исключительно благодаря врожденным рефлексам, которые угасают, если их не поддерживать. Будете заниматься с крохой в ванне, чтобы развить этот навык, и он закрепится на всю жизнь. Но есть и такие врожденные реакции, которые угасают к определенному сроку - сохранить их невозможно, да и не нужно. Ребенку, вышедшему из грудного возраста, ни к чему сосательный рефлекс - вот он и исчезает на втором году. По силе и выраженности врожденных рефлексов новорожденных , а также по тому, вовремя ли они прекращают свое существование, уступая место более сложным двигательным реакциям, педиатр и невролог могут многое сказать о состоянии нервной системы и перспективах развития малыша. А взяли их на вооружение, разрабатывая гимнастику для самых маленьких. Вызывая определенные рефлексы в нужной последовательности, специалисты заставляют кроху поработать мышцами - ему ведь не объяснишь, какие следует делать, но благодаря врожденным двигательным реакциям все происходит само собой.

Упражнения для новорожденных

Вложите большие пальцы в ладошки лежащего на спинке малыша. Придерживаясь за них, он немного напрягается, поднимает головку, сгибает ручки, отрывает плечики от пеленальника, словно пытаясь сесть (только сажать его по настоящему пока не нужно). Здоровому доношенному ребенку это упражнение можно делать с 2-4 недель.

Сосательный рефлекс

За то, чтобы ребенок всегда был сыт, отвечают так называемые рефлексы орального (ротового) автоматизма, которые осуществляются на самом нижнем этаже подкорки - на уровне ствола головного мозга.
Стоит мамочке дать грудь малышу, и он автоматически делает сосательные движения. Малыш вообще сосет все, что попадает в ротик, будь то пустышка, пальчик, игрушка, краешек пеленки. На что обратить внимание. Ритмичное сосание успокаивает младенца. Для него это и тяжелая работа (когда приходится добывать молочко из маминой груди), и удовольствие (когда посасывает пустышку). Очень важно, чтобы кроха удовлетворил свою потребность в сосании (а это легче всего сделать при грудном вскармливании). Если он не насосался всласть в младенчестве, могут сформироваться - от сосания пальчика и волос до обкусывания ногтей.

Когда угасает.
Ослабевает после 12 месяцев, а окончательно исчезает к 1,5 годам. Правда, посасывающие движения во сне кроха будет делать и в более старшем возрасте, особенно если спит сладко и глубоко.

Поисковый рефлекс

Чтобы вызвать его, достаточно дотронуться пустышкой до щечки сбоку от ротика крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя. А если чуть надавить соской на середину нижней губки, ребенок откроет ротик, сложит его хоботком и чуть согнет шейку - попытается захватить пустышку. Эти реакции особенно ярко проявляются перед кормлением, когда малыш голоден. Замечали: прежде чем покрепче взять сосок, кроха немного покачивает головкой? Со временем этот жест приобретет смысловую окраску - будет сопровождать укоризненное “ай-ай-ай!” или решительное “нет!”. Основой для подобного разговора на языке тела послужит именно поисковый рефлекс новорожденных . С его помощью кроха понемногу овладевает мимикой, и в частности учится улыбаться. На что обратить внимание. Гримасы крохи, когда врач или мамочка вызывают поисковый рефлекс, должны быть одинаковыми (симметричными) с обеих сторон. Если это не так, кроху нужно показать детскому неврологу: если одна половинка лица реагирует не так, как другая, надо исключить родовую травму и воспаление лицевого нерва. Когда угасает. После 3-4 месяцев необходимость в поисковом рефлексе отпадает: младенец уже реагирует не на прикосновение соски к губам, а на ее вид - замечает, что мамочка берет в руки пустышку или готовится к кормлению, и открывает ротик.

Два-три раза во время кормления отнимайте малыша от груди (только осторожно, чтобы не расстроить и не рассердить его). Вот видите - он снова ищет сосок, тянется к нему! Это очень полезно для развития мимических мышц и формирования речевого аппарата.

Хоботковый рефлекс

Быстрое и легкое прикосновение маминого пальчика или пустышки к детским губкам заставляет малыша складывать их хоботком. Эта реакция - постоянный элемент сосательных движений. О ней даже в песенке поется: “Губки бантиком, бровки домиком…” На что обратить внимание. У детских неврологов есть такое понятие - “ротовое внимание”. Это когда малыш первых месяцев жизни внимательно всматривается в лицо склонившейся над ним мамочки и словно пытается копировать ее мимику. Причем в первую очередь в движение приходит ротик. Вот тут-то и выручает хоботковый рефлекс новорожденного , помогающий крохе складывать губки трогательным бантиком.

Когда угасает.
После 2-3 месяцев. Если рефлекс сохраняется дольше, покажите кроху детскому неврологу!

Ладонно-ротовой рефлекс

Уложите дитя на спинку, возьмите его ручку в свою и слегка надавите большим пальцем в центр ладошки сначала с одной, а потом с другой стороны. Малыш откроет ротик и склонит головку. На что обратить внимание. Ребенок страдал от кислородного голодания, находясь у мамочки в животике, или во время родов? Получил родовую травму? Появился на свет ослабленным? Если в первые дни вызывается ладонно-ротовой рефлекс у новорожденных - это хороший признак: нервная система прекрасно восстанавливается после перенесенных испытаний! На что обратить внимание. Рефлекс не вызывается с какой-то одной стороны? Причина - в слабости мышц руки (парезе). Обязательно расскажите об этом педиатру и детскому неврологу!

Когда угасает.
В идеале - к 3 месяцам. Ладонно-ротовой рефлекс должен уступить место очень важным для крохи произвольным руко-ротовым реакциям, формирующимся на его основе. Сначала малыш тянет в ротик игрушку, широко открывая его (младенцу важно узнать предмет не только на ощупь, но и на вкус), а потом - подносит к нему печенье и ложечку с кашкой. Если же этот рефлекс со временем усиливается и возникает даже при малейшем прикосновении к детским ладошкам, значит, с нервной системой крохи не все в порядке. Наблюдение и лечение у невролога поможет предотвратить формирование детского церебрального паралича.

Что умеет новорожденный?

Ползать, стоять и даже ходить - все это получается у новорожденного само собой, без малейших усилий. Набор движений, совершаемых в первые месяцы жизни, одинаков, и даже более того - строго обязателен, для всех малышей и программируется на уровне спинного мозга. Со временем эти реакции исчезают, чтобы ребенок мог выработать соответствующие навыки самостоятельно - раз и на всю жизнь.

Защитный рефлекс

Кладете кроху на животик - он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку!

На что обратить внимание. Если нервная система крохи недостаточно созрела или пострадала в родах, защитный рефлекс может отсутствовать. Тогда мамочке придется самой поворачивать головку малыша, выкладывая его на животик, и постоянно следить за этим в первые месяцы. Настораживает и другая крайность, связанная с чрезмерной реакцией: ребенок не только отворачивает личико, но и запрокидывает головку, довольно долго удерживая ее в таком положении. Это говорит о повышении тонуса мышц шеи и спины. По какой причине он так усилен - должен разобраться детский невролог! Когда угасает.
Полностью - к 3 месяцам, а ослабевает, когда крохе исполнится месяц.

Рефлекс ползания

Положили новорожденного на животик, а он пробует ползти по-пластунски. Мамочка приставила ладошку к детским стопам - малыш стал отталкиваться от них ножками, пополз еще активнее. Вот так маленький партизан! На что обратить внимание. Если движения с одной стороны не такие активные, как с другой, скорее всего, у ребенка проблемы с тонусом. У малышей, которые перенесли кислородное голодание (асфиксию) или родовую травму, рефлекс может отсутствовать. Такому крохе требуется специальное неврологическое лечение, а когда исполнится месяц - массаж и гимнастика. Правда, в первые 3-4 дня жизни отказываются ползать даже здоровые малыши. Это вполне нормально. Но если соответствующие движения не появились и потом, нужно обязательно показать ребенка специалисту.

Когда угасает.
В 4 месяца.

Фитбол для новорожденного

Положите ребенка на спинку и плотно прижмите к его стопам свои ладони или надувной мяч - малыш будет отталкиваться от препятствия, укрепляя мышцы своих ножек.

Рефлекс опоры и автоматической походки

Возьмите кроху под мышки (личиком к себе), создавая опору для его головки своими пальцами (с обеих сторон). Держите вертикально на весу - он подожмет ножки. А теперь опустите на пеленальный столик. Малыш будет стоять, полностью нагружая стопу. Проверьте - пальчики не поджимает, ножки чуть согнуты. Слегка наклоните его туловище вперед, и кроха сделает несколько шагов. В идеале ножки не должны перекрещиваться, но если это все же происходит в нижней трети голеней, не огорчайтесь - такой вариант тоже допустим для новорожденного. На что обратить внимание. Если рефлекс у новорожденного отсутствует, одно из двух - либо у малыша слабенькие мышцы, либо пострадала нервная система. Кроха ходит на прямых ножках, высоко перекрещивая их? Опирается не на всю стопу, а только на ее краешек, поджимает пальчики? Расскажите об этом неврологу!

Когда угасает.
В 1-1,5 месяца. После этого ножки у крохи сами собой подкашиваются, когда мамочка пытается поставить его на пеленальник. Только ближе к году ребенок снова научится стоять, а затем и ходить.

Хватательный рефлекс

Вкладываете свои пальчики в ладошки малышу, а он так крепко обхватывает их, что даже может повиснуть у вас на руках, если вы слегка приподнимите его. Подобным образом поступают и обезьянки, цепляющиеся за волосяной покров матери. Вот вам и зримое подтверждение эволюционной теории Дарвина! Более того - хватательный рефлекс можно вызвать и на подошвах. Нужно лишь чуть нажать большим пальцем на подушечку стопы - и пальчики тут же согнутся. А если быстро и отрывисто провести по подошве крохи тупым концом карандаша, они разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

На что обратить внимание?
Если хватание очень активное, значит, малыш чересчур возбудимый. Захват слабоват и вызывается не всегда? Нервная система заторможена, угнетена. В обоих случаях нужно непременно проконсультировать ребенка у невролога.

Когда угасает.
Рефлекс Бабинского - в год, хватательный - в 3-4 месяца. Ведь ему на смену должно прийти произвольное хватание: кроха увидел игрушку, потянулся и взял ее.

Пальчики раскрылись веером

Аккуратно положите малыша на спинку, возьмите его ножки снизу за пяточки, зажав их между указательными и средними пальцами, словно в рогатке. Большими пальцами поглаживайте крохе края стоп - в ответ он повернет их наружу и раздвинет веером пальчики. Нажмите мягко на подушечки стоп у основания пальчиков - малыш тут же подожмет их. Это упражнение может послужить отличной профилактикой плоскостопия!

Рефлекс Моро

Если вы уронили бутылочку на пеленальный стол рядом с крохой или слишком резко приподняли его за ножки, меняя памперс, малыш пугается - раскидывает ручки в стороны и раскрывает
ладошки, а затем снова складывает кулачки и прижимает их к груди.

На что обратить внимание?
Мамочку должно интересовать - равномерно ли ребенок разводит ручки. Если одна отстает от другой, значит, тонус подкачал. Плохо, когда рефлекса нет в первые дни после рождения - это говорит о родовой травме. Кроха поминутно раскидывает ручки, когда вы переодеваете его, при малейшем шуме и даже вообще без повода? Нервная система перевозбуждена - посоветуйтесь со специалистом!

Когда угасает. В 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта

Положите кроху на животик и проведите кончиком указательного пальца слева от позвоночника (отступив от него не более 1 см) сверху вниз. Малыш выгнет спинку в противоположную сторону. Теперь проделайте то же самое справа.

На что нужно обратить внимание? Реакция должна быть одинаковой с обеих сторон. Она вызывается с 5-6-го дня жизни. Если рефлекс у новрожденных ослаблен или отсутствует на протяжении первого месяца, покажите ребенка неврологу.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Вырабатываем красивую осанку.

Вызывайте рефлекс Таланта по очереди слева и справа от позвоночника несколько раз подряд, чтобы укрепить мышцы спины - это поможет крохе выработать красивую осанку в будущем.

Рефлекс Переза

Имейте в виду: малышам очень не нравится это исследование! Чтобы лишний раз не беспокоить кроху, предоставьте проверять рефлекс Переза неврологу. Он проведет пальцем по позвоночнику снизу вверх, слегка надавливая на остистые отростки, которые прощупываются под кожицей. В ответ на такое обращение ребенок протестующе закричит, приподнимет головку, разогнет туловище, согнет ручки-ножки. Сразу видно, что ему неприятно! Зато теперь и мамочка, и доктор могут быть спокойны за кроху - реакция у него хорошая, мышечный тонус равномерный, со спинным мозгом все в порядке.

На что обратить внимание? Отсутствие, угнетение или слишком долгое сохранение этого рефлекса говорят о поражении центральной нервной системы.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Рабият Зайниддинова

Врач-неонатолог,

Научный Центр

здоровья детей РАМН

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен-ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче-ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор-мацию далее - по чувствительным волокнам (отрост-кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор-ной дуги - центральная часть - нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе-редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига-тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф-лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга - это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне-деятельность организма любого человека, в том чис-ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден-ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз-ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему - и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа-ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке - двигательному нейрону, который «бу-дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль-ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис-точнику раздражения и открывает рот - так реализу-ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре-лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ-циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса-тельный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото-рых основных безусловных рефлексов - сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож-денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо-гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц - сги-бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан-ные движения - периодически сгибает и разгибает ножки, хао-тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву-ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек-сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ-ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых - на уровне спинного мозга.

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный - вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз-ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) - в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый - при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще-ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо-ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя-гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый го-лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва-тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч-ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле-ния и при естественном освещении.

Верхний защитный рефлекс - при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де-лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го-ловки и изменение ее положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф-лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ-ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни-жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если малыша, держа за подмышки, припод-нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста-вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но-гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме-сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе-ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени-ем нервной системы автоматическая походка задер-живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю-щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем - угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) - вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при-поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) - аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на-ружному краю стопы в направлении от пятки к паль-цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль-цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от-вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают-ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за-висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта - при проведении большим и ука-зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду-гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра-жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста-ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса - лежащему на животе ребенку проводят паль-цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс-ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима-ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на-блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло-гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто-матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож-ном поражении центральной нервной системы на уровне спин-ного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из-менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма-лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы-ками - способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клей-на) - вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра-щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы - при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо-вы наблюдается обратный эффект - разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю-даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс - в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит-ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач-ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич-но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут-ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо-рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего - это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни- тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз-расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле-ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять-ся спустя назначенное время - оно может быть различным в зави-симости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы - дей-ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском-форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска-жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со-стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока-затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно-сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png