Случается, так, что ваш ребенок часто себя ведет агрессивно, и при этом нет явных причин данным проявлениям. Многие родители приходят в ужас и совершенно не знают, как себя вести и что с этим делать.

Агрессивные дети стремятся разозлить окружающих

Для начала надо выяснить причины, понять, чем может быть вызванная агрессия и далее искать решения. Но, ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию и влиять с позиции силы. Потребуется детально изучить все варианты и возможности для восстановления полноценного функционирования системы общения со своим ребёнком — это стает прекрасным основанием для дальнейшего развития отношений.


Что такое агрессия

Причины и возможные симптомы агрессивности

Сегодня мир не стоит на одном месте и воспитание ребенка проходит с учетом большого количества факторов, на которые родители не имеют особого влияния, но они качественно влияют на его становление как личности. К тому же, часто ребенок не осознает свои поступки в полной мере – чаще всего по причине упущений в воспитании и образовании. А помощь со стороны взрослого поколения, независимо – это родители, бабушки/дедушки, учителя или наставники/тренеры, позволит более детально разобраться в сложившейся ситуации. Важно найти взаимопонимание и пути обмена информацией ребенка со своими родителями и другими взрослыми.

Основными причинами, когда ребёнок становится чувствительным и очень агрессивно отвечает на обращения к нему, могут быть:

  • недопонимания между самыми родными — в таком ракурсе родителям стоит начинать менять ситуацию с себя;
  • манера воспитания и отдельные ограничения ваш ребенок может воспринимать как запрет в развитии;
  • недопонимание детей взрослыми;
  • отсутствие друзей и тех, с кем можно будет обсудить проблемы — тогда ребёнок погружается в свой собственный мир;
  • именно самим родителям стоит больше уделять времени для неформального общения, с возможностью становится советчиком, но не переводить все к настоятельным рекомендациям.

Определение агрессивности у детей

Перечисленные причины могут вызывать у детей поведение агрессивного характера, не давать создать собственное понимание сложившейся ситуации и сердиться на всех, кто его окружает. При этом, очень много конфликтных ситуаций возникает на этапе подросткового возраста, когда у детей развивается максимализм в решениях и рассуждениях.


Ссоры родителей часто приводят к агрессивности детей

Используя также агрессивный тон в ответ, родители не смогут ничего добиться, а только усугубят неприятное положение дел.

Хорошим решением будет провести простую и отвлеченную беседу, но не стоит настаивать на собственных, принятых ранее, постулатах и основаниях. Советы должны быть в виде рекомендации. В таком случае ваш ребенок сможет, для начала, снизить агрессию, убрать первые эмоциональные порывы и сфокусироваться на беседе, отвлечённом разговоре.


Первые признаки агрессивности проявляются уже в раннем возрасте

Важно всегда выслушать детей, независимо от их возраста и уровня понимания окружающего мира. Ведь, мы все были детьми. В таком случае ваш ребёнок, сможет вынести для себя урок и сделать минимальные начальные выводы.

Так как максимализм, которым руководствуется в подростковом возрасте ребёнок, порой непонятен родителям, то стоит более с четкой позицией подойти к обсуждению проблемы. Ведь, от нее зависит, как максимально быстро можно будет решить появившуюся проблему. Следует просто объяснить, что взрослых не устраивает в поведении подростка и чем нагнетание ситуации может для него закончиться.


Детская агрессия направлена не только на взрослых, но и на детей

Понимание агрессивного ребенка даст повод убрать существующие причины и возможности понять его позицию. Так часто бывает, что нехватка общения и простого совета может вызывать неадекватную реакцию, а агрессивный ответ или резкие противоречия только усилят причины и приведут к еще большему недопониманию. Это всего стоит избегать. Важно давать решительные и только конструктивные рекомендации, но с учетом понимания последствий в каждом отдельно взятом случае.


Подростковая агрессия может проявляться непослушанием

Пути решение сложных ситуаций для предотвращения агрессии

Принципиальные позиции ребенка могут привести к агрессии по отношению к взрослым, но при этом нельзя обвинять только его нельзя. Стоит помочь понять суть проблемы и начать работать поэтапно — над каждой отдельно. Для детей очень важно получать советы и рекомендации от своих родителей, закрепляя каждый совет на практике. Ведь, каждый ребёнок желает на подсознательном уровне получить ответы и не быть отторгнутым своими родными.


Иногда агрессия у детей может быть направлена на себя

В первую очередь, от родителей зависит, останется агрессия у ребенка и дальше, или будет искоренена из их отношений.

Пути искоренения агрессивности психологи предлагают следующие:

  • развитие у ребенка способности к сопереживанию, сочувствию;
  • научить его доверять родителям;
  • обучение контролировать свой гнев и негативные эмоции.

Доверительная беседа может поменять ситуацию

Для родителей можно посоветовать такие методы:

  • переключение на другую тему;
  • увлечь ребенка занятиями спортом – это очень полезно для агрессивных детей;
  • использовать специальную дыхательную гимнастику для расслабления;
  • попросить нарисовать свой гнев, а потом порвать рисунок или сжечь;
  • во время гнева бить подушку ровно 10 раз – доказано, что это снимает приступ;

Как остановить приступ агрессии — советы

И еще, врачи утверждают, что к агрессии склонны дети, которые имеют однообразное питание, с недостатком некоторых витамином и минералов. В частности, дефицит магния провоцирует неконтролируемые вспышки гнева. Поэтому, надо изменить рацион малыша.

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях. Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

А так ли страшна детская агрессия?

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность. Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение. И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Лучшие рекомендации психологов родителям агрессивного ребёнка

Психологи рекомендуют начинать коррекцию агрессивного поведения с простых и доступных методов и приемов, которые любой родитель может применить дома. Эти методы бывают, как физическими, так и творческими. Необходимо применять оба направления, для полноценной работы над проблемой.

1. Побить подушки. Подушками можно выбить любую злость, при этом действии даже можно обзываться так, как предлагается в упражнение №3.

2. Боксёрская груша, также является отличным средством для выхода своих отрицательных эмоций и естественного выброса адреналина. Лучше если эмоциональный ребёнок побьёт грушу, чем своего соседа по-парте.

3. Если у ребёнка прослеживается агрессия в виде словесной брани. То есть, во время злости он говорит обидные слова. Предложите маленькому злюки игру в «обзывалки», только обзываться можно овощами, фруктами или предметами быта.

— Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д.

И не обидно никому и эмоциональная разрядка.

4. На большом плакате написать или нарисовать самые гадкие слова, которые можно сказать в адрес обидчика, плакат нужно потом сжечь.

5. Если ребёнок ругается плохими словами, кричит, мы можем ему предложить «Мешок криков». Это может быть любой мешочек, но его использовать для других целей нельзя. Можно договорить с ребёнком, что пока в руках у него этот мешочек, то он может ругаться в него сколько хочет. Но если мешочек уже завязан, то все бранные слова остались в мешочке. Он их больше не употребляет, а говорит спокойно о том, что ему не нравится.

6. Обратиться к специалисту, если вы видите, что злость ребёнка изливается не на предметы, а на себя, так называемая самоагрессия. Когда ребёнок бьётся головой о стену или рвёт на себе волосы. Это пограничное состояние и при таком поведении необходима помощь специалиста.

Родители маленького агрессора должны обратить пристальное внимание на следующие моменты в развитии ребёнка: насколько у него развита речь, принимают ли его сверстники, что он умеет делать. Таким детям можно и нужно помогать входить в сообщество, находить интересные дела.

Когда о ребёнке говорят, что он злой, не воспитанный, агрессивный, часто здесь можно найти психологические проблемы, которые и лежат в основе такого поведения. Ребёнок становится «неудобным». Это могут быть дети с синдромом гиперактивности, дефицита внимания. Дети, у которых слабая конституция нервной системы. Этим детям нужна особенная помощь, с помощью которой ребёнок сможет взглянуть на мир другими глазами.

7. Родителям нужно очень осторожно давать советы своим детям. Порой, они сами подталкивают детей на агрессивные действия, говоря им: «Тебя бьют, ты должен дать сдачи».

Как ни странно, но причина, возможно, в том, что сам родитель испытывает большой страх, что его ребёнок вырастит слюнтяем, которого все бьют. Такими советами, они успокаивают себя, что с их ребёнком все будет хорошо. Однако, часто бывает всё совсем наоборот и такими советами родители лишь подкрепляют в ребёнке чувства злости и агрессии. И в другой раз ему лишь только может показаться, что на него кто-то нападает, а он уже пойдёт в оборону.

Ребёнок злиться на себя. Часто это может быть перенос некоторых родительских утверждений, неоправданных ожиданий. Смотря, по какому поводу он злится. Необходимо с ребёнком проговорить, о причине по которой он злится. Ведь причины могут быть разные. Не купили, что-то в магазине, друг пообещал и не выполнил обещанного и т.д.

8. Не применять физические наказания. Наказания вызывают цепную реакцию. Если с ребёнком обходятся агрессивным образом. Шлёпают, ставят в угол, то он будет вести себя ещё хуже. Ведь мы хотим, чтобы ребёнок вел себя дружелюбно, контактно. Сами же прибегаем к таким способам воспитания, которые никак не вяжутся с задачей этого воспитания.

Иногда родителям всё же необходимо проявить твёрдость и остановить агрессивные действия ребёнка, но сделать это нужно не криком и битьём, а уверенным и твёрдым голосом. Взять его за руку и поговорить. Только делать это нужно с позиции — давай решим это вместе, а не с позиции давай тебя научу, я большой и умный, а ты маленький и глупый. Такое общение обычно воспринимается детьми как нравоучения. И такой разговор может вызвать у него новую вспышку агрессии.

Злиться можно и нужно, ведь это обычная составляющая нашей эмоциональной сферы. Вот только как вовремя справится с этой эмоцией, не дать ей выйти из берегов. Этот вопрос и есть самый сложный.

9. Ввести правила. Многие ситуации, в которых ребёнок ведёт себя агрессивно, можно уменьшить или избежать вовсе. Для этого, как не странно, необходимо ввести правила в семье. На самом деле, детям, с их хрупкой нервной системой, очень нужны правила. Так легче организовать ребёнка, выстроить с ним доброжелательные отношения. Можно придумать правила вместе с детьми. Записать их на листе бумаги и повесить на видное место. А за нарушения правил, нарушителю грозит какое-то шутливое наказание. Это может быть танец тумба-юмба, или прокукарекать 10 раз из окна. Тут всё будет зависеть от вашей фантазии.

10. Необходимо переключать физическую агрессию ребёнка на что-то мирное. Например, это может быть езда на велосипеде, игра с мячом. Любой физический труд, который по душе.

11. Контролируйте, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. Или, какие передачи вы включаете в присутствии ребёнка.

Если родители постоянно смотрят по телевизору криминальные фильмы, новости со страшными сюжетами насилия и позволяют ребёнку тоже это видеть и слышать. На эмоциональном плане ребёнок считывает такую информации, как социально приемлемую. Заряжается энергетикой негатива и затем это нужно куда-то выплёскивать. В детском саду и школе, на детских площадках.

12. Проговаривайте с ребёнком возможные неприятные моменты для него, еще до их наступления.

Походы, в поликлинику, детский сад, школу, могут восприниматься ребёнком как некое насилие. Он не хочет идти в поликлинику, толкаться в душном транспорте, слушать чужую тётю в детском саду, долго сидеть на уроке в школе. А взрослые его заставляют всё это делать. Вспышки гнева со стороны детей в таких случаях не редкость.

Постарайтесь проговорить с ребёнком, еще до похода в поликлинику, зачем вы туда идёте. Для того, чтобы не болеть. Чтобы быть весёлыми и здоровыми, нам иногда приходится посещать врача. Расскажите ребёнку о своих чувствах. Что вам, возможно тоже не хочется идти в поликлинику. Примите его желания и нежелания одинаково положительно.

Поиграйте с ним в детский сад дома. Возможно, вам станет ясно, почему именно не хочет ребёнок идти в детский сад, чего или кого он боится. Если его кто-то обижает, он может встать в роль обижающего его человека. Проговорив и проиграв дома какие-то эмоционально тяжёлые для ребёнка моменты. Он вытесняет, выплёскивает эти эмоции и негатив не остаётся внутри ребёнка.

13. Не заставляйте ребёнка просить прощения, если ему не хочется. Но если вы чувствуйте, что он готов попросить прощение, у человека которого он обидел, то нужно это сделать обязательно. Ведь когда мы, просим прощение искренни сожалея о содеянном, то нами движут только светлые и добрые чувства.

Если попросить прощение ребёнку тяжело, то вы можете ему помочь, написать открытку для того человека, которого он обидел. Если ребёнок еще не умеет сам писать, то это можете сделать вы. Что именно написать, в такой открытке, пусть решает сам ребёнок.

Чтобы ребёнок просил прощения у других людей, родители должны научиться просить прощение у своего ребёнка, друг у друга в семье, если это необходимо. Ведь если, дома эта модель поведения не принята, то и от детей этого не стоит ждать.

Задача родителей научить ребёнка справляться со злостью и агрессией самостоятельно, без кулаков, с помощью слов и самоконтроля.

14. Развивайте в ваших детях чувство самоконтроля.

Задания по развитию самоконтроля могут быть такие:

  1. «Сержусь, но улыбаюсь». В течении 1 минуты нужно топать ногами, сохраняя при этом улыбку на лице.
  2. «А зелёным не рисовать». На листе бумаги рисуем ель, огурец, крокодила. Условие только одно. Рисовать зелёным цветом нельзя.
  3. «Тихо, очень тихо, ещё тише». По сигналу «Тихо!» ребёнок начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо!» нужно сжать лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» ребёнок закрывает глаза и ложится.
  4. Не выхожу за рамки. Нужно заштриховать любой рисунок, не выходя за рамки. Делать это нужно левой рукой, стараясь не выходить за границы рисунка.

15. Коррекция агрессивного поведения с помощью цвета и музыки

Давно известно, что цвета влияют на нашу психику, как, и музыка. Так, при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости психологи рекомендуют использовать голубой и синие цвета. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен « К Эльзе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; И.С. Бах «Искусство фуги».

Задания могут быть самые разные: в течение 3 минут рассматривать картин с преобладанием голубого и синего цвета под музыку, рисовать этими цветами под музыку левой рукой. Выбрать творческую идею вы можете любую. Главное условие, это использование двух этих цветов и классической музыки в коррекционной работе.

Заключение

В этой статье я постаралась изложить основные и лучшие рекомендации для родителей, которые столкнулись с детской агрессией. Возможно, у вас есть свои секретные методы взаимодействия с такими детками. Поделитесь ими с другими и, возможно, ваш опыт станет кому-то очень полезен.

Удачи и терпения!

Под агрессией в психологии понимается целенаправленное разрушительное поведение, имеющее своей целью причинение вреда другому живому существу. Это особое состояние психики, в то время как под агрессивностью понимается черта характера, склонность на все реагировать с раздражением и злостью.

Влияние злости и раздражения

Агрессивным ребенком можно назвать того малыша, который внутренне неблагополучен. Он наполнен негативными переживаниями, а его раздражительность и злость являются всего лишь неадекватными способами психологической защиты.

Агрессия оказывает отрицательное воздействие на жизнь малыша, его развитие. Он начинает конфликтовать с другими детьми и взрослыми, часто раздражается, расстраивается. При этом физические и устные проявления злости - это всего лишь «верхушка айсберга». Колоссальное влияние оказывает на ребенка деструктивная установка, заключающаяся в том, что проблемы можно решать путем проявления агрессии, и что все вокруг него - враги. Малыш, не знающий других способов поведения, попадает в замкнутый круг. Его агрессия вызывает ответную реакцию злости, и наоборот.

У детей подобные проявления имеют различные причины. Во многих случаях они совершенно закономерны. Прежде чем бить тревогу, запрещать малышу проявлять свои переживания, родителям необходимо разобраться в тех факторах, которые послужили возникновению подобных реакций.

Нужна ли агрессия?

Агрессивность является неотъемлемой частью человеческого существования. Не стоит клеймить и ругать ребенка только за то, что он проявляет обуревающие его чувства, требовать от него ангельского поведения. Ведь разрушение пронизывает все сферы человеческого бытия - и дети этому не исключение. Любое действие так или иначе начинается с разрушения старого. Например, чтобы слепить фигурку из пластилина, малыш отрывает кусочек массы, разминает его в руках. Философы, прежде чем выдать на-гора новые идеи, сначала перерабатывают в уме старые. А также по-настоящему агрессивным актом является употребление пищи.

Проявления

Когда малыш еще не овладел основными средствами коммуникации, злость может расцениваться как вполне нормальная реакция. Маленькие дети могут кричать и толкать тех, с кем они не могут договориться. Однако когда малыш овладевает речью, то такая схема поведения становится неоправданной. Зачем бить того, с кем можно договориться на словах?

Нередко агрессивное поведение может встречаться даже среди тех детей, которые кажутся внешне совершенно спокойными, не отличающимися от других сверстников. Детский психиатр Елисей Осин выделяет следующие признаки патологической агрессии:

  • Постоянство. Ребенок демонстрирует агрессивную реакцию в ряде различных ситуаций на протяжении длительного времени.
  • Опасные формы. Удары ногами, порча имущества, поджоги, аутоагрессия.
  • Социальная дезадаптация. Ребенок теряет друзей, доверие родителей и учителей.

Как живется ребенку в состоянии агрессии?

Однако дети, у которых наблюдается повышенный уровень раздражительности, серьезно от этого страдают. Злость нужна только в тех случаях, когда она оправдана. К примеру, если нужно прогнать хулигана, защитить братишку или сестренку. Агрессивный ребенок - это тот, кого постоянно сторонятся и недолюбливают, отвергают и боятся. Учителя и воспитатели не любят таких детей за то, что они портят им занятия. Самая частая их реакция - это усаживание за заднюю парту, наклеивание ярлыка двоечника, задиры. Но подобные меры приводят к еще большей дезадаптации, усиливают ощущение одиночества. С годами ситуация лишь ухудшается.

Родители одноклассников не любят таких малышей, ведь они учат их собственных детей плохому, подают негативный пример, мешают им учиться, играть или отдыхать. Их реакция тоже не несет ничего хорошего - это коллективные письма с просьбами перевести агрессивного ребенка в другой класс, разбирательства с родителями малыша. Таким образом ребенок может годами скитаться из одного класса в другой, не находя себе окончательного пристанища. А когда родителей вызывают «на ковер», это нередко заканчивается применением силы по отношению к самому ребенку. Негативное поведение у малыша только закрепляется, доказывает «правильность» избранной им стратегии.

Сверстники не любят агрессивных детей за то, что они нередко их оскорбляют, пинают, кричат. И чаще всего реакция сверстников заключается в игнорировании, отвержении. Малыш остается в одиночестве и изоляции.

Поскитавшись несколько лет, такие дети постепенно сбиваются в группы себе подобных «плохишей». В подобных обществах они могут найти понимание, однако все больше отдаляются от нормального общения, правил поведения в социуме.

При этом многие малыши сами мучаются от своего гнева. Они пытаются избавиться от раздражения, прилагают усилия. Жизнь каждого из таких «плохишей» - это не обязательно поиск потенциальной жертвы для оскорблений. Как и все другие, они ищут тепла и любви, понимания и заботы. Просто в силу некоторых особенностей своего характера они по-другому воспринимают социальные ситуации и не могут совладать со своими эмоциональными реакциями.

Немало детей страдают от такой жизни. «Не понимаю, каким образом это происходит, ведь я совершенно не хотел расстраивать маму…», «Меня не берут играть в компанию, ну и пусть», «Меня обзывают нехорошими словами, и внутри прямо сердце сжимается», «Стоит только чему-то произойти - сразу виноват я, никто даже меня не слушает», «Не хочу в детский сад, хочу быть дома, здесь мой любимый пес…», «Я пытался считать до 10 и ровно дышать, но не всегда это мне помогает успокоиться». Примерно такими словами малыши описывают свое состояние.

Агрессивный ребенок: причины деструктивного поведения

Как правило, причины злости и раздражения у детей относятся к одной из четырех плоскостей.

  • Семья. Если родители или другие родственники позволяют себе вести себя агрессивно, то и у ребенка закрепляется понимание допустимости подобного поведения. Агрессивный ребенок нередко растет в неблагополучной семье, где отец бьет мать или сама мать и пр.
  • Воспитательные учреждения. В процессе игр с другими детьми ребенок может перенимать определенные модели поведения: «Я здесь лучше всех, и поэтому мне все можно».
  • СМИ. Еще одна из основных детей, которая нередко игнорируется взрослыми. Нередко ребенок вместе с родителями или старшими братьями и сестрами смотрит телевизор, где демонстрируются сцены насилия, убийств и т. д. Впоследствии дети переносят увиденное уже в реальную жизнь. Родители нередко не осознают, какой вред это приносит малышу. Многие взрослые задаются вопросом о том, почему дети стали агрессивными? Во многих случаях ответ на этот вопрос кроется в тех телепередачах, которые смотрит ребенок. Нередко опасность в себе таит и интернет.
  • Эндогенные факторы - травмы головного мозга, инфекции, заболевания ЦНС. В этом случае не обойтись без консультации с врачом.

Другие факторы

Агрессивное поведение детей может быть вызвано рядом условий:

  • Когда малыша часто бьют, прилюдно унижают, ставят в травмирующие ситуации.
  • Ребенок начинает злиться, если он по каким-то причинам плохо себя чувствует, а взрослые пристают к нему с различными заданиями.
  • Родители не обращают внимания.
  • Малыш копирует поведение матери или отца (швыряет вещи, хлопает дверью, ругается).
  • Травмирующее событие (развод мамы и папы, смерть близкого родственника, сильный испуг, рождение брата или сестры).
  • Когда взрослым удалось внушить малышу, что он «плохой». У агрессивного ребенка любая критика будет вызывать раздражение.

Формы

Малыш может проявлять раздражение и злость следующим образом:

  • Вербально - крики, оскорбления, угрозы.
  • Физически - строить страшные гримасы, драться, толкаться, кусаться, ломать чужие игрушки.
  • Действуя исподтишка: игнорировать взрослых или других детей, ябедничать, провоцировать ровесников, пока никто не видит.

Виды детской агрессии

Если ребенок стал агрессивным, родителям необходимо обратить внимание на особенности проявлений его злости. Ведь в разных случаях необходимо предпринимать совершенно разные меры. Иногда не обойтись без психотерапии, а иногда требуется применение медикаментозных препаратов. Огромная ошибка - объединять все проявления раздражительности и злости у детей в одну проблему. Детский психиатр Елисей Осин выделяет следующие основные типы детской агрессии.

  • Инструментальная. В этом случае ребенок может угрожать своим сверстникам, и даже избивать их. Мотивы подобной агрессии заключаются отнюдь не в причинении вреда как такового. Ребенок просто использует запугивание для того, чтобы отнять ценные вещи или деньги. Чаще всего подобный тип агрессии встречается среди тех детей, которые живут в неблагополучных семьях. Для избавления от данного типа агрессии не помогут лекарства, лучшее средство здесь - это психотерапия всей семьи.
  • Импульсивная агрессия. Даже на самый незначительный сигнал, показавшийся ребенку чем-то неприятным, малыш реагирует с раздражением. Связано это с тем, что ребенок не может контролировать свои эмоциональные импульсы. Нередко данный тип раздражительности встречается у детей с СДВГ. Гиперактивный агрессивный ребенок страдает от неправильной работы некоторых отделов головного мозга - в первую очередь от лобных долей. Наказания ему не помогут. Наиболее оптимальным будет обращение к неврологу, медикаментозная терапия. Также полезно организовать для ребенка более удобные условия для обучения с меньшим количеством поступающих извне раздражающих стимулов. Например, перемены малыш может проводить в библиотеке. Чаще всего страдают от подобных расстройств агрессивные дети дошкольного возраста, а также младшие школьники. Со временем психика малыша стабилизируется. Хотя он может быть и более раздражительным, чем его сверстники, с возрастом ему будет легче контролировать импульсы агрессии.
  • Агрессия как аффект. Чаще всего возникает при психических расстройствах - например БАР (биполярном аффективном расстройстве). Отличительная черта агрессии данного типа - ее внезапность. Миролюбивое настроение может длиться несколько дней, но затем ребенка словно кто-то подменяет. Он начинает крушить и ломать все вокруг, ругаться, кричать, не слушаться. Таким малышам необходимо как медикаментозное лечение, так и работа с психологом.
  • Агрессия, выражающая страх. Во многих случаях родители предпочитают закрывать глаза на этот тип агрессии. Например, ребенка отдают в детский лагерь, и с первой же минуты пребывания там он начинает кричать, колотить ручками, вести себя агрессивно. Связано это с тем, что малыш чувствует себя брошенным. Ему кажется, что мать оставила его навсегда. Нередко агрессия, связанная со страхом, возникает у детей через некоторое время после психотравмирующих событий. В таком случае речь идет о ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве) у ребенка. Страх и тревога по своей сути являются адаптивными реакциями, однако когда они начинают превышать все допустимые пределы, ребенок перестает себя контролировать. Нередко такая агрессия накладывается на предрасположенность ребенка к тревоге и депрессии. Помогает в этом случае работа с психологом.

Почему таким детям нужна помощь?

Многие психологические исследования показывают, что если проблемы агрессивных детей остаются незамеченными, со временем ситуация только обостряется. Дистанция между ними и нормальным существованием увеличивается. Оказавшись в изоляции, им сложно обучиться общению. Ребенок лишается дружеских игр, в которых он мог бы отточить навыки социального общения.

Если есть возможность, необходимо выяснить на приеме у психолога, что вызывает раздражение у малыша. Такой подход будет наиболее здравым и оптимальным. Но так как не у всех родителей есть возможность посетить специалиста очно, рассмотрим некоторые полезные советы психолога. Агрессивный ребенок нуждается в пристальном внимании и поддержке взрослых, поэтому к этим рекомендациям необходимо отнестись со всей серьезностью.

  • Взрослым необходимо прислушиваться к малышу, постараться его понимать.
  • Также стоит помнить: жестокое подавление агрессивного поведения приводит только к усилению злости.
  • Необходимо быть последовательными в своей реакции на негативное поведение малыша, однако самим не проявлять раздражения.
  • Недопустимо наказывать ребенка слишком часто, приказывать ему подавлять свои переживания. Это приведет только к тому, что он будет подавлять эмоции, а они, в свою очередь, будут усиливаться и перейдут в самоагрессию.
  • Малыш должен осознавать, что мама и папа его любят, они недовольны лишь его поведением. Это одна из наиболее важных рекомендаций родителям агрессивного ребенка. Необходимо пояснить малышу, чем именно вызвано это недовольство, сделать акцент на том, что сам он любим.
  • Когда малыш проявляет гнев по каким-то причинам, нужно постараться на это не реагировать. Ведь у него тоже есть право на злость. Однако стоит пояснить ребенку, что он может вести себя и по-другому, выбирать свою реакцию.
  • Необходимо контролировать свои переживания в присутствии ребенка, ведь он впитывает их подобно губке.
  • Также родители должны адекватно осознавать, что и когда они могут запретить ребенку, а в каких случаях ему можно и уступить.
  • Обращать внимание малыша на то, каким образом люди ведут себя в различной обстановке, при разных обстоятельствах.
  • Избегать просмотра телепередач и убийств и пр.
  • Учить малыша добру, сопереживанию.

Направления психокоррекции

Детские психологи также выделяют несколько направлений коррекционной работы с теми малышами, которые демонстрируют агрессивное поведение.

  • Формирование адекватной самооценки. Малыш должен понять, что он вполне может быть «хорошим», что он нужен и важен для взрослых и сверстников. Таким образом позитивные качества ребенка подкрепляются, он получает мотивацию проявлять свои лучшие качества.
  • Проработка страхов малыша. Ведь агрессия представляет собой способ защиты, а, избавив ребенка от тревог, мы избавляем его от необходимости защищаться.
  • Одно из важнейших направлений коррекции агрессивного поведения детей - обучение малыша способам выразить злость в приемлемой форме, отработка новых моделей поведения.
  • Формирование доверия к окружающим, умения демонстрировать любовь и сочувствие. Малыш должен быть обучен состраданию посредством примера взрослых.

Агрессивный ребенок: что делать родителям?

Также родителям и другим взрослым будет полезно воспользоваться следующими советами психологов.

  • Любить и принимать чадо таким, какое оно есть. Ведь агрессия - это временная трудность, с которой вы обязательно справитесь.
  • Как можно больше общаться с малышом, обнимать его. Малыш должен знать, что его любят и в него верят.
  • Работа с агрессивными детьми предполагает повышение самооценки малышей. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание на положительных сторонах характера ребенка. Как можно чаще хвалить его за успехи. Если же необходимо поругать - необходимо порицать сам поступок, но никак не малыша.
  • Пристально следить за собственным поведением, не позволять себе поддаваться злости и раздражению.
  • В тот момент, когда мать или отец сами расстроены, они могут сообщить об этом малышу и на собственном примере показать, как можно справляться с раздражением.
  • Детские психологи рекомендуют общаться с малышом спокойно и тихо.
  • В минуты злости и раздражения не стоит прикасаться к ребенку.
  • Когда малыш проявляет злость по отношению к родителю, тот может отвести его в свою комнату и сказать, что он может вернуться, когда успокоится.
  • После того как эмоции ребенка улеглись, нужно спокойно с ним поговорить. Сохранять спокойствие взрослому можно, если помнить, что перед ним - любимое чадо, а не агрессивный ребенок. Что делать, если эмоции матери или отца бьют через край? В этот момент лучше не демонстрировать своего гнева. Сначала желательно справиться со своими переживаниями (например, при помощи навыков саморегуляции с помощью дыхания), и только затем общаться с малышом.
  • Объяснять малышу ограничительные моменты, обращаясь к нему от 1-го лица. Например: «Я сейчас не могу дать тебе мороженого», «Я не могу дать тебе куклу, ей нужен отдых» и пр.
  • Также важно помогать малышу озвучивать его желания. Время от времени задавать ему вопрос: «Чего ты хочешь?». Смотря по ситуации, или разрешать, или же пояснять, почему сейчас это недоступно. Посредством разрешений и договоренностей ребенок должен понять, что взрослый играет главную роль, именно он дает ориентиры.
  • Позволять малышу говорить о том, чего он не хочет, выражая понимание и поддержку.
  • В процессе общения с агрессивными детьми полезно придумать сказку о злой зверушке, которая поняла, что агрессивной быть вредно и плохо.
  • После школы или детсада дать малышу возможность побыть непослушным в течение 10-15 минут, выплеснуть раздражение и гнев. Например, поколотить руками подушку.
  • О чем-то просить ребенка, и учить его просить у других. Требования не должны быть частыми, однако необходимо, чтобы они были весомыми и емкими.
  • За час до сна можно попробовать выпивать полстакана молока или травяного настоя, если у ребенка нет на эти продукты аллергии. Также полезно обсудить события прошедшего дня в положительном ключе.

Агрессия представляет собой силу, которая присущая всему живому на земле. Она необходима для осуществления насущных потребностей организма и представляет собой возбуждение, направленное на удовлетворение тех или иных желаний. Когда рядом с малышом находятся добрые и понимающие взрослые, избавление от агрессии не составит трудности. Только в таком случае ребенок не будет восприниматься в качестве злого преступника.

Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Существует 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

6. Негативизм (оппозиционная манера поведения)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше - он не знает.

Давайте рассмотрим возможные причины проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения не желательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

Возможные причины появления агрессии у ребенка:

1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.

3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.

4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.

5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.

6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.

7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

9. Ревность к другим детям.

10. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

11. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.

3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.

5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более - при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.

6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

7. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

8. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

Учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

Выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

Перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

9. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

10. Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

11. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.

Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами. Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».

Если вышеуказанные рекомендации оказались все же недостаточными для решения проблемы агрессивного поведения у вашего ребенка, вы можете обратиться к специалисту, который поможет вам определить причины такого поведения и научить своего малыша осознавать свои чувства и эмоции, выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами и начать учиться управлять им.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.


Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.



Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.


Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.



Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.



Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.



Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.



Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.


Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.



Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png