Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Режим дня для первоклассника – не пресловутая прихоть Министерства образования и администрации школы. Это первоочередное условие физического и психологического здоровья будущего ученика. Придя в школу, вчерашний попадает в другой мир, наполненный нагрузками, требованиями, темпом, потоком разнообразной информации, новыми детьми и взрослыми.

Теперь от него ожидается выносливость и трудоспособность, усидчивость и внимательность, активность и скорость, инициативность и решительность. Режим дня поможет адаптировать организм к интеллектуальным нагрузкам, развить силу воли и дисциплинированность, сформировать нужные навыки, индивидуальный ритм деятельности.

Адаптация к школе

Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.

Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:

  • частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного ;
  • потерей веса, замедлением роста и общего развития;
  • обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
  • ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
  • уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
  • хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).

Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.

Сохраняя до школы свободный режим, во благо мнимой пользы ребёнка: «Пускай отдохнёт и наберётся сил перед школой», родитель окажет медвежью услугу своему чаду – продлит и усугубит период адаптации.

Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.

Примерный режим будущего первоклассника

Время Деятельность
7:00 Пробуждение
7:15 Зарядка, гигиенические процедуры
7:45 Уборка спального места, подготовка к завтраку
8:00 Завтрак + приучать мыть за собой посуду
9:00 Первое занятие по дошкольной подготовке
9:30 Отдых
10:00 Второе занятие по дошкольной подготовке
10:30 Активный отдых и прогулка на свежем воздухе
13:00 Обед + обучение навыкам самообслуживания (уборка посуды)
14:00 Дневной отдых и сон
15:30 Пробуждение, свободное время
16:00 Полдник
17:00 Посещение кружков и секций
18:00 Прогулка на свежем воздухе
19:00 Ужин
19:30 Свободное время, общение с семьёй, игры
20:30 Гигиенические процедуры, чтение книг, подготовка ко сну
21:00 Отход ко сну

Режим начинается с родительской головы

Взрослый, который планирует организовать режим дня для первоклассника в соответствии с возрастными нормами и требованиями образования, должен осознавать всю его ценность и необходимость. Режим – это не просто вовремя лечь , чтобы встать пораньше.

Режим первоклассника – это ежедневное выполнение разных видов деятельности, которые сменяют друг друга с учётом анатомо-физиологических требований, возрастных и образовательных норм с обязательным присутствием полноценного отдыха на свежем воздухе и сна.

Работоспособность, устойчивость нервной системы, школьная успеваемость формируют фундамент учебной деятельности, они напрямую зависят от соблюдения главных требований:

  1. Соблюдение необходимой продолжительности каждого вида деятельности.
  2. Смена умственной и физической деятельностей позволяет не перегружать нервную систему и не ослаблять интеллектуальную активность.

Нарушение основных позиций режима дня

День первоклассника не должен состоять из бесконечных учебных процессов: школа, кружки-секции, домашние задания.

  1. Общее время пребывания и двигательная активность на свежем воздухе – 3-4 часа в день, которые делятся на утреннее и вечернее время.
  2. Центральная нервная система будет полноценно и гармонично развиваться и работать при условии глубокого 10-часового ночного сна, обеденный сон предлагается по индивидуальной необходимости (легко утомляемые дети).
  3. Регулярное сбалансированное питание обеспечит физическую силу и здоровье, надлежащее «питание» мозга и всей нервной системы, что необходимо для успешной работы памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Наличие внешкольных интересов и посещение узкоспециализированных кружков, повышает общую познавательную активность, стимулирует интерес к новым знаниям, способствуют разностороннему развитию личности.
  5. Регулярное соблюдение личной .

Нарушение основных позиций режима дня будет негативно сказываться и на успеваемости школьника, и на его самочувствии. Минимальные и кардинальные отклонения в режиме допустимы во время болезней, ухудшения здоровья ребёнка и праздников. Выходные дни и каникулы также сохраняют приближённый вариант графика, исключая учёбу в школе.

Таблица примерного режима дня первоклассника с рекомендациями

Время Деятельность Комментарии
7:00 Подъём, туалет Время пробуждения зависит от расстояния, которое нужно преодолеть к школе: сборы и дорога не должны проходить в спешке.
7:15 Зарядка, умывание, уборка кровати Утренняя физическая активность поможет быстрее прийти в рабочий ритм и активизирует мыслительную деятельность.

Самообслуживание – обязательный компонент воспитания самостоятельности младшего школьника.

7:30 Завтрак, вымыть за собой посуду Организм проснулся, а с ним заработали все его системы, которым необходима энергия. Поэтому завтракать ребёнок должен всегда, питательной и горячей едой: молочные каши, омлет, запеканка, оладьи, сырники.

Не торопите с трапезой – понадобится 20 минут для тщательной переработки пищи.

7:50 Сборы, выход Сбор портфеля и одежды лучше переносить на вечер, чтобы утро было спокойным и неспешным.
8:00 Дорога к школе Путь в школу будет одновременно утренней прогулкой на свежем воздухе, время нужно рассчитать, чтобы, не торопясь, прибыть до начала урока.
8:20 Подготовка к началу урока 10 минут достаточно, чтобы устроить учебное место и привести себя в порядок.
8:30 Начало уроков Количество уроков увеличивается к концу второго полугодия до 4-х, их длительность растёт от 35 мин. до 45 мин. В среднем до 13 часов дня первоклассник уже освобождается от школьных занятий.
10:00-10:15 Второй завтрак в школе При возможности будет уместно позавтракать горячей едой в школьной столовой. Менее полезно, когда перекус заменяется сухомяткой в виде бутербродов, а особенно вредны палочки, сухари, чипсы, батончики, которые дети сами себе покупают.

В качестве перекуса идеально подойдут фрукты и бутылочка йогурта.

12:30 Окончание уроков, дорога домой, прогулка на свежем воздухе Если ребёнок не посещает группу продлённого дня, пришло время чередовать свой умственный труд с неспешной прогулкой домой. Верным решением будет водить детей на дополнительные занятия и кружки в послеобеденное время, когда школьник пополнит свои физические и интеллектуальные ресурсы.
13:30 Обед, уборка личной посуды Обед обязателен особенно для первоклассников, питающихся в школе перекусами. Восстановит потраченную энергию сбалансированное меню, что состоит из первого блюда (суп, юшка, бульон) и второго блюда (мясо, рыба с гарниром, овощи). Для хорошей работы мозга и желудочно-кишечного тракта, ребёнок должен выпивать за день оптимальное количество жидкости: вода, чай, сок, компот. Сладкие воды и лимонад приносят лишь вред.
14:00 Обеденный сон или отдых, просмотр мультфильмов, передач Недосыпание и непривычная нагрузка провоцирует у 75% школьников расстройства нервной системы. А практически половина первоклассников испытывают сильное утомление.
16:00 Пробуждение или возвращение домой.
16:00-16:15 Полдник Лёгкий фруктовый перекус пополнит витаминные запасы детского организма.
16:15 Общее чтение, выполнение развивающих заданий с мамой, во втором полугодии – подготовка уроков Уже с первого класса сводите свой родительский контроль к пассивной проверке, подсказкам и напутствиям. Активное участие при выполнении уроков будет сводить к минимуму самостоятельность школьника.
17:15 Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, совместный труд В это время уместно организовать посещение кружков и секций.
19:00 Ужин Последний приём пищи, который исключает жареную и жирную еду.

Если школьник пожелает перекусить непосредственно перед сном – самой щадящей едой станет стакан кефира или нежирного йогурта.

Как только ребёнок идёт в школу, в его жизни начинается новый этап развития. Он становится учеником, участником образовательного процесса, который требует от него большого напряжения сил, воли, чувств, интеллекта. Как помочь первокласснику успешно справиться с новым этапом в жизни, рассказывает Центр начального образования издательства «Просвещение».

В школе ребёнок встречается с новыми требованиями: он должен внимательно слушать учителя, не отвлекаться во время урока, стараться выполнять установленные правила и порядок. В семье со стороны родителей также возникают новые требования: у первоклассника должен измениться , ему следует проявлять самостоятельность в поведении, появляются новые определенные поручения и так далее. И даже сверстники в классе выдвигают свои требования. Наш маленький ученик начинает переживать: а сможет ли он учиться, как все его одноклассники, захотят ли с ним дружить, не будут ли они его обижать.

Нам, родителям, не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, они обладают повышенной возбудимостью и, следовательно, быстро утомляются, их внимание неустойчиво, а поведение во многом зависит от той ситуации, которая складывается вокруг них.

Следует помнить о том, что новые (школьные) условия на детей воздействуют по-разному: у некоторых может возникнуть напряжение психологического характера, у других может проявиться в виде физического напряжения. Часто всё это сопровождается нарушениями сна, аппетита, болезненным состоянием. Если взрослые не уделяют должного внимания этим проблемам, ухудшается работоспособность ребёнка и, как следствие, пропадает его . И наоборот, если взрослые, учитывая новый статус детей, пытаются разобраться в их возрастных особенностях, включают творчество и изобретательность, их дети спокойно преодолевают сложный для них начальный период.

Режим дня первоклассника

Значение режима велико из-за того, что прежде всего изменяется нагрузка ребёнка, а новые обязанности ученика требуют от него большей дисциплинированности и . Режим помогает младшему школьнику умело и эффективно согласовать время для труда и отдыха. Врачи утверждают, что соблюдение режима дня поможет решить проблемы, связанные с возбудимостью и раздражительностью детей. Согласованность работы ребёнка с установленным режимом поможет сохранить нормальную работоспособность в течение дня и даже в течение всего учебного года.

Исследования врачей-гигиенистов выявили, что работоспособность в течение дня бывает не одинакова. Они установили два пика: первый из них приходится на промежуток времени с 8:00 до 11:00 часов утра, когда первоклассники находятся на занятиях в школе. Затем происходит снижение трудоспособности.

А между 16:00 и 18:00 часами наступает второй пик активной трудоспособности, который сменяется резким спадом. Исходя из этого, мы понимаем, почему жёсткий контроль взрослых после 18.00 часов вечера никакой пользы не приносит, больше того, работа с домашними заданиями после шести вечера скорее нанесет вред психическому и физическому здоровью ребенка.

Как помочь первокласснику распланировать его обычный день?

Утро

Ребёнку необходимо встать вовремя, умыться, одеться, убрать свою постель. Все эти умения уже должны быть у него сформированы. Нужно и нервозности, стараться удерживаться от постоянного «одергивания» и уж тем более покрикивания на детей.

Дорога в школу

Самое лучшее, если вы будете использовать путь до школы для неторопливой прогулки и настраивающего разговора с ребенком перед уроками. Старайтесь выходить из дома заранее и лучше в одно и то же время.

Дорога из школы домой

Попытайтесь совместно с ребенком вывести обязательное правило: после школы сразу домой.

Свободное время

Это может быть сон, прогулка, отдых или выполнение посильной которая обязательно должна быть регулярной и тоже контролироваться взрослыми. Необходимо прислушаться к совету врачей о том, как следует распределить свободное время вашего ребенка:

    на прогулку и подвижные игры должно отводиться не меньше 3-х часов;

    на посильную работу по дому — 30−40 минут;

    личное время — 1 час;

    оставшееся время может быть потрачено на занятия в кружках, секциях и других учреждениях дополнительного образования;

    на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса должно быть отведено не более 1 час.

Вечер

Обязательно выделите время для общения с вашим ребёнком вечером, может быть, вы вместе посмотрите какой-нибудь мультфильм или почитаете перед сном.

Эти режимные моменты следует распределить по времени. Справиться с этой задачей нам поможет хорошо знакомый с детства «распорядок дня», который составляли мы, наши родители и учителя в школе. Вместе с ребёнком вы можете составить иллюстрированный план дел, которые нужно сделать. Это может быть план на день, два дня или на неделю.

Например, первое важное дело — это вовремя проснуться, поэтому прежде всего прикрепляем изображение будильника. Ранжируйте дела по степени важности: что должно быть выполнено именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, поход в магазин или в аптеку) и что может подождать (компьютерная игра, задание на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи, всегда на первом месте.

«Советуясь» с ребенком, обсуждая степень важности предстоящих дел, вы вместе можете составить план и для себя. Положительный родительский пример всегда был хорошим помощником. В конце дня или недели обменяйтесь впечатлениями об успехах.

Важно приучить ребёнка с вечера собирать свой рюкзак. Пусть он разместит где-нибудь на холодильнике магнитики с наклеенными на них изображениями или названиями всего, что нужно взять, в порядке важности. Тогда вам не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники, сменную обувь и другие школьные принадлежности.

К новому распорядку дня первоклассник, как правило, привыкает в течение двух недель, но иногда — нескольких месяцев. Всё будет зависеть как от самого ребёнка, так и от умения взрослого, который находится рядом с ним, быть дисциплинированным и следовать совместно установленным требованиям. Жизнь семьи нормализуется, как только соблюдение режима дня станет для всех ее членов привычкой.

Каким должен быть режим первоклассника?

Об этом подробно в своей статье пишет Степанова Мария Исаковна,д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Согласитесь, всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит и ценить свое время и в срок выполнять порученную работу. В настоящее время эти качества становятся еще более актуальными. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье, т. к. ученые считают, что более 80 % заболеваний у человека связаны со стрессами.

Читатель вправе спросить, какое отношение это имеет к довольно скучному, как кажется некоторым, словосочетанию «режим дня»? На наш взгляд - самое прямое. Ведь режим дня - это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша дееспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

«Всему свой устав и законный уклад. Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд. С невеждой, ведущим себя неумело, Не знающим правил - не сделаешь дело!»

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют человеческий организм. Главный дирижер этой системы - суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, что: «Человек - это не только то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и тоже время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь к определенному времени организм готовится к приему пищи. Благодаря этому, пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее. Это наблюдение точно и красиво зарифмовано А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

«… Люблю я час Определять обедом, чаем, И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок - верный наш брегет».

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ребенку: во время разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, зависит не только успешность учебы ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» - т. е. запас времени в соблюдении режимных моментов.

И, если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же должен строится режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т. е. в 7–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы встряхнуть остатки сонливости, настроить на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселей и с большей охотой. Не забудьте при этом открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно, если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость накормить ребенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем может быть заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15–20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжих дорог.

Если вы не оставляете ребенка на продленный день и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников - 37,5 % заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов, гимназии количество таких детей достигает 40 %. Еще больше детей - от 68 % до 75 %, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам - учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок - усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Чем нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уроков в школе. Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для тех из них, кто остается в группе продленного дня, врачи настаивают на обязательной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность человека и ребенка в том числе - одна из почти 50 функций, которые ритмически меняются на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10–13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъемом работоспособности, т. е. с 16 часов.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем после 25–30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3–5 минут. Приучить детей работать без отвлечений, собрано задача непростая даже, если речь идет о способных и хорошо успевающих в школе детях. Здесь очень важны ваше терпение и доброжелательность. Оно обязательно будет вознаграждено успехами вашего сына или дочери.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6–7 лет должны быть не более 3–4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00–13.30, то примерно в 16.30 - время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т. д., или что тоже нередкость - одновременно несколько различных кружков или секций. И тогда, получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Барто:

«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, - За кружок по рисованью Тоже все голосовали …»

Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для вашего ребенка. Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы такие полезные, как спортивные. Ведь утомляют не только сами занятия, но и дорога, зачастую неблизкая, а также пребывание в коллективе сверстников. Возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Но если вы все-таки решили, что дополнительные занятия необходимы вашему ребенку, то их продолжительность для 7-летнего ребенка не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают «учебное» утомление. Ежедневное пребывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 часов. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления - важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач - обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное созерцание телепередач далеко небезразлично. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощи по дому), заменяет ее мало что дающей для развития «жвачкой для глаз». Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2–3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить продолжительность однократного его просмотра.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться как обстоят дела в школе, проверить как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны , ведь от вашего поведения тоже зависит с каким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачим, суматохой избавить ребенка от досадных забываний необходимых дли школы вещей, приучите вашего малыша приготовить с вечера нее необходимое для школы.

Кроме будних, учебных дней есть еще и выходные. Несколько слов о том, каким должен быть распорядок дня в эти дни. Утренний подъем может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни ребенок недосыпает. Если у ребенка два выходных дня, то постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность ребенка наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более часа. Если у ребенка те или иные проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл уделить время, чтобы помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вам удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, создать у малыша положительный настрой, ведь интерес - мощный стимул для работы.

Необходимо, чтобы в эти дни ребенок побольше времени был на воздухе. Продолжительность прогулки в выходные дни следует увеличить до 5–6 часов. Если есть возможность, организуйте совместные прогулки, лыжные вылазки или катание на коньках, санках. Посещение музея, театра, кино или гостей лучше приурочить к выходному дню. Но помните, что время приема пищи и отхода ко сну должно быть таким как обычно.

Режим дня первоклассника оказывает огромное влияние на его самочувствие, настроение и успеваемость в школе. Многое, если не все, в этом вопросе зависит от родителей, которым необходимо заранее набраться терпения и сил. К счастью, адаптация к школе длится не вечно, обычно она занимает около двух месяцев. Но все дети разные, соответственно, и «вливаются» в новую среду они по-разному. Задача родителей состоит в том, чтобы не столько ускорить этот процесс, сколько сделать его более мягким.

Огромную роль в сохранении психических и физических сил любого человека, а ребенка и подавно, играет четкое соблюдение правильно составленного режима дня.

Правила составления режима дня первоклассника

  • Ночной сон не менее 10-ти часов

Дополнительные 1-2 часа дневного сна добавляются по желанию. Если новоиспеченный школьник отказывается укладываться днем, заставлять его это делать не нужно, так как в виду физиологических особенностей некоторые дети (например, гипотоники) с трудом возвращаются к состоянию бодрствования. Если укладываться в 21:00, с вечера подготовив вещи так, чтобы утром можно было поспать до 7:00, то времени для восстановления сил будет вполне достаточно.

  • Ежедневная прогулка на свежем воздухе

В идеале первоклашке необходимо гулять по три часа в день. Для работающих родителей, а также при современной загруженности детей занятиями в различных творческих и спортивных секциях, это представляется мало возможным. Поэтому необходимо использовать для пребывания на свежем воздухе любую возможность, например, передвижение в школу и из школы, на кружки и обратно пешком.

  • Отдых между школой и выполнением домашнего задания

Ученику первого класса вполне достаточно получаса свободного времени после обеда для того чтобы восстановить нормальный уровень работоспособности и в то же время не потерять рабочий настрой.

  • Выполнение домашних заданий не более часа

В первом классе на выполнение уроков не должно уходить более часа. Если это правило не соблюдается, значит что-то не так, ребенок либо не хочет, либо не может сосредоточиться. Самое благоприятное время для занятий – с 15 до 17 часов. Бывает, что ребенок проявляет большую активность в вечернее время, но это является всего лишь результатом перевозбуждения. В таком случае просто необходима спокойная вечерняя прогулка. Лучшее время для нее – после ужина, около половины восьмого.

  • Умеренные вечерние гигиенические процедуры

Длительное купание перед сном необходимо исключить. Достаточно теплого душа или простого обмывания.

  • Спокойное засыпание

Не следует сопровождать отход ко сну беседами о прошедшем дне, обсуждением происшедших событий. Мама может погладить, обнять ребенка или не громко почитать добрую книгу.

  • Спокойные сборы утром

Ночной сон очень важен, но лучше полчаса недоспать, чем собираться в школу в стрессе, под поторапливающие окрики родителей.

У учеников начальных классов должно быть пятиразовое питание: завтрак дома, завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Возможны и другие варианты, например, два ужина. Здесь нужно учитывать особенности ребенка, наличие у него каких-либо заболеваний и уже сложившиеся привычки. Конечно, рекомендуется кормить ребенка перед отправлением в школу горячим завтраком. Однако лучше прийти на уроки не позавтракав, чем испытывать по дороге тошноту и ощущение тяжести в желудке или кушать второпях.

Важно не только когда, но и что ест ребенок.

  • Супы не крепких мясных бульонах не полезны.
  • Острое, копченое и жареное детям не рекомендуется.
  • Фрукты и овощи нужно употреблять ежедневно.
  • Ужин должен быть легким и не позднее, чем за два часа до сна.
  • Приветствуется разнообразие оформления блюд. Психологический настрой на прием пищи очень важен.

Кружки и секции в расписании первоклассника

Бесспорно, дополнительное развитие у ребенка творческих и спортивных способностей стоит временных и ресурсных затрат. Однако физиологи настойчиво не рекомендуют совмещать начало обучения в школе с поступлением в секции дополнительного образования. Лучше делать это со второго класса или за год до школы. Второй вариант более предпочтителен, так как у дошкольника есть возможность осознать свои сильные стороны, поверить в то, что он уже на что-то способен.

Период адаптации к школе и весь первый класс – самое время немного притормозить и расставить приоритеты, оставив в расписании только действительно важные для ребенка занятия. Здесь необходимо сделать акцент именно на словах «для ребенка». К сожалению, нередко родители берут на себя право решающего слова, выбирая не те направления, которые эмоционально подпитывают ребенка, а те, в которых, возможно, сами не смогли когда-то реализоваться.

7:00 Подъем.

7:00 — 7:15 Зарядка, умывание.

7:15 — 7:30 Завтрак.

7:30 — 8:00 Путь в школу.

8:00 — 12:00 Занятия в школе.

12:00 — 13:00 Путь домой, совмещенный с прогулкой.

13:00 — 13:30 Обед.

13:30 — 14:30 Отдых, сон.

14:30 — 14:45 Полдник.

14:45 — 16:00 Прогулка, игры, хобби.

16:00 — 17:00 Выполнение домашних заданий.

17:00 — 19:00 Прогулка либо посещение секции.

19:00 — 19:30 Ужин.

19:30 — 20:00 Общение с семьей, чтение художественной книги.

20:00 — 20:30 Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

20:30 — 7:00 Сон.

И напоследок, следует отметить, что самое большое, что могут сделать для ребенка любого возраста родители, это просто любить его, любить и не бояться показать это, дать своему ребенку ощущение постоянной защиты, чувство присутствия надежного тыла.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png