зо июля по старому стилю 1904 г. произошло великое событие – родился Наследник Российского престола Цесаревич Алексей. “Ваше Величество, сын – настоящий богатырь: вес 4660 г. и рост 58 см.”, – поздравил взволнованного Отца лейб-акушер Дмитрий Отт.

Наследник был долгожданным и вымоленным у Бога ребёнком. Наконец-то из пушек Петропавловской крепости был дан 301 выстрел, что означало рождение Наследника. Одним своим появлением на свет маленький Царевич начинал играть важную роль в большой политике, разрывая цепь интриг, связанных с престолонаследием.

11 августа состоялось крещение новорождённого. Торжественная процессия проследовала в Церковь Большого Петергофского Дворца. Парадную золоченую карету, в которой везли Алексея, сопровождал конвой гвардейских кавалеристов. В Церковь мальчика на руках внесла светлейшая княгиня М.М. Голицина. Чтобы не поскользнуться и не уронить Царственное дитя, почтенная дама приказала приклеить к подошвам своих туфель кусочки материи.

Восприемниками Наследника Престола стали короли Англии, Дании, германский кайзер Вильгельм II (дядя Вилли, как он себя наименовал), герцоги и великие князья. Не забыли и о войсках, сражавшихся в далёкой Маньчжурии: все русские солдаты стали почётными крёстными отцами мальчика.

Родители были счастливы. Но счастье продолжалось не долго. Вскоре обнаружилось, что Наследник болен гемофилией. В трёхлетнем возрасте у Цесаревича случился первый приступ заболевания. Царица упала в обморок. Она знала, что означает это кровотечение, которое нельзя остановить. “Кобургское проклятие” – называли эту болезнь. Она передавалась по наследству по женской лини, но болели ею только мужчины.

За одну ночь Государь состарился на 10 лет. Он не мог смириться с тем, что его единственный сын, его любимый Алексей был обречён на преждевременную смерть или же на прозябание инвалида.

Болезнь в те времена была неизлечимой и смертельно опасной, ведь каждое падение, царапина, удар грозили Алексею смертью. Во время болезни ребёнок испытывал сильнейшую боль. Обезболивающие средства ему не помогали, а наркотики для обезболивания родители не разрешали давать сыну, чтобы он не превратился в наркомана. И Царевич терял сознание от боли. У него поднималась высокая температура, он бредил, стонал и всё время звал мать. Александра Фёдоровна не отходила от сына. Приходя в сознание, измученный ребёнок срашивал у Матери: “Когда я умру, это будет не больно, правда, Мама?” Как это пережить? Как можно слушать такой вопрос от своего ребёнка? Где взять силы жить, зная, что ребёнок “не жилец”, что он может умереть каждый день и каждую минуту? А она жила. Силу жить и бороться за жизнь сына давала Ей огромная материнская любовь и твёрдая вера в Бога.

Когда болезнь отступала, то ушибленную руку или ногу нельзя было разогнуть. Такие больные оставались скрюченными калеками навсегда и не могли передвигаться самостоятельно. Поэтому нужно было лечиться грязевыми ваннами, делать массаж, что тоже причиняло Царевичу боль.

Этот мальчик за свою короткую жизнь вытерпел столько боли, перенёс столько страданий, сколько выпадает не каждому долгожителю. И смерть его была мучительной. Тяжело раненого, его добивали штыками. За что? Даже озверевшие убийцы не смогли бы ответить на этот вопрос.

Первое и самое очевидное, что делают родители: необходимо направить все усилия на сохранение жизни и здоровья ребёнка. Царственные родители так и поступили. Ребёнок находился под бдительным надзором сначала нянек, а с 4-х лет матросов Деревенко и Нагорного. Однако путь гиперопеки оказался неправильным. Поскольку невозможно всё предусмотреть в развитии заболевания, то несчастные случаи и приступы болезни повторялись. Но главное то, что эта внешняя опека, которая ограждала ребёнка от всякой опасности и выполняла все желания ребёнка, мешала нормальному развитию воли и интеллекта мальчика

Это тот способ воспитания, который делает из ребёнка, и без того физически слабого, человека безхарактерного, безвольного, лишённого самообладания, немощного в моральном отношении. Поэтому болезнь вместо того, чтобы закалить характер мальчика (что и произошло впоследствии), могла полностью изломать его и погубить благие задатки. И Алексей стал постепенно превращаться в “маленькое капризное существо”, как писал о Наследнике его воспитатель Пьер Жильяр в начале их знакомства. Ребёнок никогда не был подчинён никакой дисциплине и не переносил никаких попыток его сдерживать.

Как же часто мы, воспитывая своих детей, идём именно по этому пути гиперопеки, даже если наши дети здоровы. Обратимся к мнению современных психологов И. Медведевой и Т. Шишовой: “Так называемая гиперопека, когда родители окружают своего ребёнка излишней заботой. сегодня явление достаточно распространённое… Ведь разрешать ребёнку быть самостоятельным – это риск, и нередко огромный риск. То ли дело неусыпный надзор! Конечно, он отнимает много времени и сил, зато вы обеспечиваете себе спокойную жизнь и выглядите при этом почтенно в глазах окружающих… Что же касается риска, то без него, конечно, жить спокойнее. Вам. Но спокойствие-то за счёт ребёнка, о котором вы якобы так радеете. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее сыграет он спектакль под название “Жизнь”. А на что его обрекаете вы?”

Но Царевича Алексея впереди ожидал не просто “спектакль под названием “Жизнь”, а труднейшая из ролей в этом спектакле – управление великой Империей. И Царственные родители решились на великий эксперимент. Они любили сына безгранично и именно эта любовь давала им силу дать Алексею свободу, рискуя здоровьем и жизнью ребёнка, лишь бы не сделать из него человека, лишённого воли и нравственной стойкости.

Алексей был в восторге от этого решения. Но вскоре привычная беззаботность, отсутствие чувства самосохранения сыграли свою злую роль. Ребёнок упал со скамейки, на которую он хотел встать, чтобы открыть форточку. Ведь мальчик привык, что его тут же подхватят на руки. Но рядом никого не оказалось. После перенесённого приступа заболевания, Царевич внимательно смотрел – куда он ступает, за что держится. Конечно, падений избежать было невозможно, ведь это ребёнок! Но беспечности больше не было.

Алексей страдал от того, что многого ему не было позволено делать. Часто он плакал и повторял: “Зачем я не такой. как все мальчики?” Многочисленные запреты могли развить в ребёнке чувство неполноценности, угрюмости, озлобленности на всех, кто здоров и весел. Как уберечь ребёнка от такой беды? Да, больному ребёнку многим нельзя заниматься, чем занимаются здоровые дети. Но обязательно нужно найти занятие по душе для больного ребёнка, создать ему все условия для занятия любимым делом. Обязательно отмечать его достижения и успехи. Хорошо, если ребёнок занимается этим делом в контакте с другими детьми, и тогда болезнь уже не препятствие к тому, чтобы быть такими же, как и здоровые дети. У ребёнка появляется интерес к жизни, радость общения и дружба со сверстниками. Перед нами пример спортсменов-параолимпийцев. Их не назовёшь калеками. Это сильные люди, живущие полноценной жизнью.

Маленький Царевич мечтал кататься на велосипеде. Конечно, ему не позволяли. Однажды он самовольно сел и поехал по аллее сада. Домочадцы ахнули и побежали его ловить. Родители поняли, что нельзя ребёнку всё только запрещать, разрушая его мечты. Тогда для Царевича был заказан специальный трёхколёсный велосипед. И с тех пор он катался вволю с сёстрами, а порой и с Отцом.

Постепенно постоянные страдания развили в Алексее терпение. Приступы заболевания вызывали не отчаяние и страх смерти, а необходимость потерпеть , ведь после приступа можно опять заниматься любимыми делами и жить дальше. Так он пишет в дневнике за 2.10.1916 г., находясь в ставке: “Досадно, что я расхворался”. Ему досадно, потому что на следующий день должны приехать Мама с сёстрами, а у него температура 38,9. Но ему и в голову не приходило проситься домой. То есть болезнь не заслоняла ему жизнь, она приучила его терпеть.

Ещё одно качество развила в нём болезнь – это сострадание к людям и стремление помочь тут же, не откладывая. Особенно это относилось к тем, кто был болен, находился в нужде, переживал какое-либо горе. Не зря его очень любили раненые, которых он навещал в госпиталях Царского Села, писали ему письма. У мальчика было “золотое сердце”, как отзывались о нём современники.

Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Наследнику Российского Престола необходимо было получить полноценное образование. Поэтому Царевич учился всегда, когда болезнь отступала. В его дневнике за 1916 г. почти каждый день есть запись:”Учился”. У Алексея никогда не было каникул. К сожалению, его каникулами были приступы заболевания. Он учился, даже находясь в заключении, поражая учителей своим светлым умом и навёрстывая упущенное. В архивах сохранилось 2 сочинения Царевича за 1914 и 1917 годы. В этих работах правильно выстроена логика содержания, правильно стилистически построены предложения, богатый словарный запас, хороший русский язык. Думаю, не каждый из современных ровесников Алексея способен написать сочинение так хорошо. В его детском дневнике за 23.06.1916 г. есть удивительно ёмкое описание грозы: “Дождь – как будто море с неба льётся”.

Итак, определённые успехи в воспитании Цесаревича были достигнуты. Но эти достижения были бы невозможны без воспитания послушания. Наследник обладал сильной волей и не подчинялся никому, кроме Отца. Приказать ему что-либо сделать или заставить его было невозможно. Кроме того, Алексей обладал большой живостью характера, был подвижен, любил шумные игры и шалости. Шалости порой бывали и злыми. Однажды, по воспоминаниям протопресвитера Щавельского, во время торжественного обеда Наследник вбежал в обеденный зал, стал за стулом князя Сергея Михайловича (казнён в Алапаевске в 1918 г.) и нахлобучил на голову князя половину арбуза без мякоти. Царевич мог завернуться в штору и в таком виде ждать учителя на урок. Что делать с таким ребёнком? Как воспитать в нём послушание? Нужно начинать с себя. Авторитет родителей, особенно отца как главы семьи, должен быть незыблемым. Поэтому нельзя допускать никаких ссор, тем более оскорблений друг друга в присутствии детей, нельзя обсуждать и осуждать учителей. Если в семье главенствуют уважение и любовь к друг другу, то эти чувства помогут воспитать послушного ребёнка. Каждый проступок должен быть наказан. Причём ребёнку необходимо разъяснить, за что его наказывают, вызывая чувство справедливости наказания, нежелание повторять этот проступок и раскаяние. Наказывая за шалости, Государь говорил своему сыну горькие слова:”Ты не Романов. Романовы так не поступают”. “Я Романов, Романов, – слышалось сквозь рыдания Алексея, – я не буду делать так больше никогда!”

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажается его любовь к родителям, а главное – любовь к Богу. Место любви будет занято чувством потребления. Вот о чём нужно всегда помнить родителям. Непослушный ребёнок никогда не будет послушен Богу.

Все распоряжения родителей должны быть чёткими, ясными, необходим обязательный контроль за исполнением данного поручения. Если поручение ребёнком ещё не выполнено, то нельзя давать ему новое задание. Также нельзя ребёнку давать непосильных заданий, которые он заведомо не сможет выполнить. Вряд ли угрозы, крики и наказания значительно помогут вам воспитать послушного ребёнка. Всё-таки сильнее любви нет ничего

Вот так борьба родителей и учителей за ребёнка была выиграна. Конечно, ребёнок был неизлечимо болен, но из “маленького капризного существа” вырос настоящий христианин с чутким сердцем и сильной волей.

Воспитывая мальчика, нельзя забывать, что это будущий мужчина, который должен обладать совершенно определёнными качествами, отличающими его от женщины. В настоящее время богопротивная идея эмансипации сделала своё дело. Мужчины зачастую не отвечают своему предназначению быть главой семьи и опорой в жизни, а женщины забыли или не хотят знать, что они сотворены Создателем как “помощники”. Крайняя степень эмансипации – это заведомое рождение ребёнка вне семьи, “для себя”. Как “хорошо”, когда все равны! Зачем тогда мужчине брать на себя ответственность за свою семью, за страну? И мужчина уступает своё место женщине. Особенно это пагубно отражается в семейных отношениях. Раз жена зарабатывает больше мужа, значит она и главная в семье, за ней последнее слово и решение всех проблем. Но этот тяжкий груз ответственности непосилен для женщины. В результате семейные отношения искажаются, нет мира в такой семье, потому что в ней нет Бога. Всё это, естественно, отражается на воспитании детей.

Поэтому воспитание в мальчике таких качеств, как ответственность, самостоятельность, умение в нужной ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь, начинается в семье. А для этого необходима правильная расстановка приоритетов в семейных отношениях. В Царской Семье приоритеты были расставлены правильно. Глава семьи – Отец, его авторитет был непререкаемым. Нужно отметить, что главным творцом такого уклада в семье является жена. Для Государыни подобные семейные отношения были совершенно естественными. Видя пример Отца, Алексей стремился подражать Ему, впитывая в себя настоящие мужские качества. Но мальчика готовили не только к роли мужа, отца и хозяина дома. Для Царевича Алексея таким домом была вся Россия. “Царица внушила своему сыну, что перед Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения”, – вспоминал игумен Серафим (Кузнецов).

Алексей был Наследником Российского Престола. Он понимал это с раннего детства. Он понимал, что вне семьи он значил больше, чем сёстры. Ведь в официальных случаях именно он сидел или стоял возле Отца. Только его приветствовали криком: “Наследник!”

Однажды, когда он играл с сёстрами, ему сообщили, что во дворец пришли офицеры его подшефного полка и просят разрешения повидаться с Цесаревичем. 6-летний Алексей тотчас оставил игру с сёстрами и с важным видом заявил: “Девицы, уйдите, у Наследника будет приём”. Сёстры никогда не называли его “Алёшка”, “Лёша”, но только Алексей. Как Наследник, Алексей не желал выглядеть перед окружающими людьми, его будущими подданными, легкомысленным и смешным. Так однажды кинематографисты сняли Алексея, игравшего с собакой. Но мальчик был против показа широкой публике этого фильма: “Было бы глупо показывать меня, выделывающим пируэты. Собака на снимке выглядит умнее”.

Несомненно, Цесаревич не был гордецом, но он осознавал, что он будущий Государь, сознавал своё высокое предназначение и огромную ответственность за всю страну.

Говоря о нравственных качествах Цесаревича Алексея нельзя не отметить, что он был воспитан патриотом своей Родины . В настоящее время это большая проблема – воспитание патриотизма, вернее отсутствие такого воспитания. Пагубные плоды его мы пожинаем сейчас. Как воспитать патриотизм в ребёнке? Прежде всего это качество воспитывается в семье и находит свою основу в православной вере. “Любовь к Родине по силе близка к Богу”, – вот мнение Государыни, – “Патриот видит в своей стране больше. чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остаётся такого, что увидеть невозможно, так как это является частью великой нации”. Патриотами своей страны были Царственные родители Алексея. Их пример был всегда перед детьми. Никогда Государь и Государыня не преклонялись перед другими нациями, хотя Александра Фёдоровна была немкой по рождению, да и в жилах Николая II был большой процент чужеземной крови.

Как часто сейчас дети слышат от своих родителей слова возмущения “этой страной”. Если родители чувствуют себя в чём-то ущербными и ущемлёнными, то это чувство невольно передают детям. Дети не гордятся великой историей своей страны, потому что родители не интересуются этим. Зачем? Ведь наша страна “2-го сорта” по сравнению с некоторыми другими странами. Мечта многих современных родителей – получить хорошее образование, приобрести опыт работы и стать классным специалистом не для того, чтобы служить Отечеству, а чтобы уехать в другую страну и жить там. «Причём здесь Родина? Родина там, где больше платят. Деньги – вот моя Родина. И вообще, национальная культура и традиции – это всё устаревшие предрассудки. Мы все одинаковые, потому что мы все находимся во всемирной сети интернета, – таковы горькие плоды современного воспитания.

Для Царственных Родителей, а значит и для их детей, всё самое лучшее было русским. Между собой дети говорили только по-русски, писали письма, вели дневники только по-русски. Родители прививали им любовь к национальной культуре, потому что сами любили русскую классическую литературу (Государь любил по вечерам читать вслух), слушать русскую музыку, народное творчество, знали и гордились великой историей русского народа. Очень любили Государь и Государыня русский народ, даже тогда, когда народ их предал.

“Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину “, – писал в самую трудную минуту своей жизни Император Николай II.

“Чувствую себя матерью этой страны, страдаю как за своего ребёнка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и на все прегрешения, – писала Александра Фёдоровна из заключения.

Вот какова была сила любви к своей Родине у Царственных Страстотерпцев! Да как же их детям не быть патриотами? Алексей, как и его сёстры, любил всё русское. Он умел и любил играть на балалайке, был не требователен в быту. Любимой пищей Царевича были “щи и каша, и чёрный хлеб, который едят все мои солдаты”, – как он всегда говорил. ” За обедом опять наслаждался борщом”, – записал он в дневнике за 10.11.1916 г., находясь в ставке. Конечно, чтение настоящей литературы сыграло свою положительную роль в воспитании мальчика. “Чудная вещь!”, – записал Алексей в дневнике, прочитав “Тараса Бульбу”. Подражая Отцу, он с малых лет любил носить военную форму. Ведь для настоящего мужчины, который мог быть только патриотом, большая честь быть защитником Отечества. Когда Царевич был здоров, он с удовольствием занимался военной подготовкой, маршировал, изучал воинскую дисциплину, мастерски владел ружейными приёмами, пел солдатские песни, умел варить кашу на костре.

В 1915 г. Государь Николай II становится Главнокомандующим Русской Армией и принимает решение взять с собой в ставку Наследника. Да, это поступок патриота, ведь присутствие Наследника на фронте поднимет боевой дух армии. И Государыня отдаёт своего мальчика, потому что Она тоже патриот своей Родины. Она расстаётся с ним впервые в жизни. Это тяжело пережить – а вдруг там, в ставке, случится приступ заболевания и Она его больше не увидит?

Так Алексей в возрасте 11 лет прибыл с Отцом в ставку в 1915 г. и почти весь 1916 г. провёл там. Условия жизни были походными, но Царевич не был приучен к роскоши своими благоразумными родителями и скоро привык к новой обстановке. Армейская жизнь ему очень нравилась и закалила его характер, стала постепенно исчезать его детская застенчивость. Из дневниковых записей Алексея мы узнаём, что он ездил с Отцом на войсковые смотры, ходил проверять посты, осматривал эшелоны, санитарные поезда, госпитали, знакомился с новейшим вооружением. В Могилёве у Алексея было “потешное войско” из кадетов, с которым он и занимался строевой подготовкой, играл “в войну”. А ещё Государь учил Наследника любить русского солдата, жалеть и беречь его. В 1915 г. Алексею было присвоено звание ефрейтора и он был награждён Георгиевской медалью 4-й степени, которой награждали солдат. Наследник, имеющий от рождения высокие воинские звания и награды, был страшно рад и с гордостью подписывал письма домой: “Ваш ефрейтор Романов”. Да, Цесаревич был патриотом. Слова “Россия” и “Родина” были для него не пустым звуком!

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажает Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Господь даровал нам семью Царственных Страстотерпцев как образец любви и семейного счастья. Через много скорбей, страданий и трудов прошли эти люди на земном пути, но как драгоценное сокровище всегда с ними была любовь к друг другу и к Богу. Алексей был как бы центром этой дружной и сплочённой семьи.

Алексей очень любил Мать и сестёр и скучал по ним, когда находился с Государем в Могилёве. Ведь раньше они никогда не расставались. В письмах он обращается к Матери так: “Душка моя милая Мама”, “Голубушка, золотая моя милая Мама”, называет Её родной, ненаглядной. В письмах он по-мужски старается приободрить свою Маму, которая очень тосковала о нём в разлуке. Так он сочинил шуточные стихи, ожидая приезда Государыни с дочерьми в ставку:

“Собирайся поживей,

Приезжай-ка поскорей,

Ждём Тебя мы с наслажденьем

И с малиновым вареньем!”

Сёстры очень скучали об Алексее. “Алексей, душка, милый мой маленький, – пишет Татьяна, – скучно нам тут без Тебя и без Папы”. Его верный товарищ в играх Анастасия в отсутствие Алексея играла на его балалайке: “Прости, что я взяла твою балалайку, которая стояла у тебя. Но мы играем с Марией”. Подписывала она свои письма так:” Любящая тебя твоя сестра Настаська. Швыбзик”.

Идеалом для подражания у Наследника был его Отец, что, конечно, правильно. Так и должно быть в семье. Отца Алексей любил беззаветно, его авторитет был у мальчика абсолютным и незыблемым. Только ему Царевич подчинялся безпрекословно. Потому что очень любил Отца, уважал Его и доверял Ему.

Да, любовь родителей к детям имеет большую силу. Но эта любовь может искалечить ребёнка, если она будет “слепой”, если в этой любви не будет самого главного – любви к Богу.

“Это несовременно, – могут утверждать некоторые родители, – Религиозное воспитание было необходимо в прежние времена, сейчас жизнь стала другой со своими другими потребностями и проблемами. Любые конфликтные ситуации можно разрешить с помощью психологов. Тем более, что психологи есть уже в штате школ”. Действительно, психологов много, и пациентов у них много. Однако количество конфликтов в семье не уменьшается, а растёт. Дети и родители не понимают друг друга. Повзрослев, дети уходят из родительского дома, обращаясь к родителям лишь за материальной помощью. Они становятся чужими друг другу. Отчего же так произошло? Ведь родители так любили своих детей и желали только добра своим непослушным детям. Где выход из этой ситуации? Ответ однозначен – необходимо обратиться за помощью к Тому, Кто даровал нам это дитя, Отцу Небесному. Молиться за детей своих “день и ночь”, как советуют святые отцы. “Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях”, – вот на что благословляет родителей, имеющих непослушных детей, старец Иероним Афонский. Это родительский подвиг. И мы должны молить Господа, Пресвятую Богородицу и всех святых о даровании нам сил и терпения совершить этот подвиг.

Господь даровал нам пример истинного, христианского воспитания детей в семье Царственных Страстотерпцев. Давайте же поучимся у них воспитывать детей. В этой святой семье любовь к Богу была главной . “Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребёнку”, – уверена Александра Фёдоровна. На чём же основана эта уверенность? Каждый человек сотворён по образу и подобию Божию. Поэтому в каждом человеке заложено стремление быть подобным Богу. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”, – звучит в нас призыв Господа Иисуса Христа. “Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела”, – вот как о высоком предназначении материнства учит нас свт. Иоанн Златоуст. Вот почему святой долг родителей воспитать в детях веру в Бога, стремление к совершенству и уподоблению Богу. Такова Божья воля о предназначении человека- любить Бога и любить ближнего. Но как научить этому ребёнка?

“Бог приходит к ребёнку с любовью матери”, – делится с нами Государыня. В той семье, где вера в Бога – это основа жизни, а без молитвы жизнь невозможна, как дыхание без воздуха, не надо прилагать особенных усилий для религиозного воспитания детей. Пример искренней веры родителей всегда перед глазами детей. Однако религиозное воспитание всё же необходимо и подходить к нему нужно деликатно. Государыня это понимала: “Нужно в человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших качеств”. Нельзя насильно заставить ребёнка верить и любить Бога. Вера и любовь не совместимы с насилием. Они всегда свободны. “Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, – это дать им атмосферу любви и чистоты”, – вот совет от мудрой Государыни. Именно такая атмосфера “любви и чистоты” царила в их доме. Евангельская заповедь о чистоте сердесной , к соблюдению которой должны стремиться родители, и есть залог правильного воспитания детей во Христе. Но всё покрывает и всему учит любовь к Богу и друг к другу.

Царевич Алексей был самым младшим членом этой дружной семьи. Замучен он был совсем в юном возрасте, немного он не дожил до 14 лет. Но мы уверенно можем сказать, что это был истинный христианин. Об этом свидетельствуют воспоминания современников, его письма и дневники.

Трудно сказать, каким бы Государем стал Цесаревич Алексей, слишком мало он прожил. О чём же мечтал Наследник, о каких свершениях и великих делах? Может быть, о том что он станет самым богатым и могущественным царём, завоюет все соседние страны? Нет. Он мечтал совсем о другом: “Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы”.

Его учителя говорили: В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его – самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека”.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

В том, что наши дети невоспитанны, жестоки, бесчувственны, подвержены дурным порокам, многие винят сегодняшнее время, испорченность его духа.

Наш век – время разгула произвола, самочиния, так называемой «свободы», а на самом деле разнузданности и разврата. Утрачен авторитет родителей, старших, начальства, нет доверия ни к кому. Везде ложь и лицемерие, потеряны честь и совесть – они обесценены. В почете материальные богатства. Да, этот страшный дух времени растлевающее действует на детей и на подрастающее поколение. Но, тем более, возрастает роль родителей в домашнем воспитании детей.

Как предохранить ребенка от дурного влияния столь многих факторов нашего времени? Прежде всего собственным примером.

Если родители сами не почитают Бога, Его Церковь, с насмешкой говорят о всех авторитетах – гражданских, церковных; иронизируют и подвергают все сомнению при детях – каким образом ваш ребенок будет уважать вас – отца и мать? Он, естественно, потеряет уважение к родителям, к их власти над ним.

Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, искореняйте его сначала в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не забывайте о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, насколько вредна так называемая «свобода» как взрослым, так и детям. Говорят, что человека нельзя ни в чем принуждать – ни в вере, ни в учении. Какой же это вздор! Что же из такого, «свободного», по своей воле живущего, человека может выйти доброе? Ведь мы все принуждаем себя ко всему должному и полезному, к исполнению своего долга, обязанностей, а детей – к учению, к молитве, ко всякого рода делам. А если этого не делать, то что выйдет из наших детей? – Ленивцы, шалуны, которые, к тому же, научатся всякому злу и себялюбию.

1. Лучшее наследство родителей детям – доброе воспитание.

2. Воспитание детей нужно начинать с появления ребенка на свет.

В ребенке в процессе воспитания должно искореняться все дурное и насаждаться добрые начала.

Нет – своеволию, упрямству, лжи, обману, проявлениям наклонности к лени, лакомствам.

Да – благоговению перед Богом и молитве; послушанию и аккуратности, справедливости и откровенности, терпению и умению поступиться собой – самоотвержению.

Дети – не главные в вашем доме, они ваши помощники во всем . Вы, родители, всегда для них старшие, но не товарищи, подруги, а родители – Отец и Мать. И так должно быть с самого раннего возраста ребенка и на всю его оставшуюся жизнь.

Никогда дети не побеждают родителей, всегда слово старших – последнее.

Если в дальнейшем ваши дети, повзрослев, сбиваются с истинного пути и соблазняются дурными примерами – значит, родители с малых лет не занимались религиозным воспитанием ребенка, не учили его страху Божию .

Кто из детей с младенческих лет воспитан в христианском благочестии и набожности, то даже впоследствии нравственно развратившись, вспоминает те уроки и наставления, полученные им от родителей в детстве. Очень многие отвращаются от греховной жизни и встают на правильный путь.

Если ваши дети непочтительны и непослушны , то вы, родители, неумело воспитывали вашего ребенка, часто сами подавая дурной пример своим детям. Во-первых, не подавляли их самолюбия, давали волю во всем – в их капризах и хотениях. Во-вторых, в вас, матери и отцы, не было согласия между собой в своих запрещениях или ограничениях ребенку. В-третьих, вспышки, резкое проявление гнева, брань одного из родителей не содействовали уважению и почтению к вам ребенка, а поселили только страх в его душе и еще склонность к обману – «чтобы папа не ругался».

Нет согласья между родителями, ссоры, скандалы при ребенке – как бы вы ни старались привить что-то ему доброе, – ребенок не будет слушать ни вас, ни других членов семьи, семейный авторитет для вашего чада будет равен нулю.

Если дети ваши склонны к обману (но не фантазии – у маленьких это свойство их психики, например, «я видел слона, он со мной поздоровался» и т. п.) и лицемерию, то, во-первых, вы не научили любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему; во-вторых, не относились с полным доверием к ребенку, не верили ему на слово, а требовали подтверждения сказанного; в-третьих, сами во всех ваших словах и делах не были правдивы, т. е. обманывали и лицемерили (например, при госте говорили ему комплименты, высказывали любовь, а когда он уходил, «поливали» ушатом нелицеприятных слов при ребенке, т. е. только прикидывались друзьями.

Необходимо приучать детей ненавидеть ложь ; говорите ребенку, что Бог запретил лгать, каждая ложь – грех пред Богом. Одна из причин, почему ребенок приучается говорить неправду, – снисходительность родителей. Так, если он сделал что-то дурное и не признается в этом, начинает врать – необходимо наказать ребенка, так он поймет, что это плохой поступок.

Если ваши дети недовольны вами , упрекают вас за то, что вы не смогли обеспечить им хорошую жизнь, не оставили денег, квартиры, и они сами всего должны добиваться в жизни, то, уважаемые родители, вы забыли с детства приучать их к непритязательности, довольствоваться тем, что имеют. Вы, родители, не радели о духовных началах в семье, считали первым делом накормить, обуть и одеть ребенка, и все. Поэтому с младенчества не изнеживайте детей, всячески укрепляйте физически, воспитывайте выносливость (не кутайте, не делайте слишком мягкой постели, не позволяйте долго спать и т. д.).

Бедные родители должны приучать детей добровольно и терпеливо переносить бедность и нужду по примеру Иисуса Христа. Вот что они могут говорить своим детям: «Не бойся, мой сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если сам будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4, 21). Не надо при своих детях жаловаться на нужду или завидовать тем, кто лучше живет.

Если ваши дети ленивы , не хотят помогать вам в ваших делах, то вы не приучили их к трудолюбию, не привлекали к домашним делам, общим семейным заботам.

Если ваши дети неряшливы, неаккуратны – то вы предоставляли их собственной воле: не убирает постель – некогда, ложится поздно – лишь бы дома был, пусть смотрит телевизор и т. д.

Если ваши дети бесстыдны , ничего не боятся и не стесняются, вы в детстве не говорили им, что это некрасиво, например, когда ребенок ходит в полунагом виде в присутствии своих домашних (конечно, ребенок постарше), или девушка надевает какой-то наряд, слишком откровенно подчеркивающий или обнажающий какие-то части тела. Сами родители должны в этом подавать пример детям.

Если ваши дети завистливы , недоброжелательны к ближним, то вы не пресекли во время этот порок в детях, например, недовольство, когда предложили ребенку какую-то вещь, игрушку, одежду, а он оттолкнул их от себя, потому что лучше у Пети, а у него хуже. Такой поступок не должен пройти безнаказанно.

Родителям также не следует иметь любимцев , если в семье несколько детей. Не должно быть чего-то особенного, например в пище или игрушках, даже для ребенка младше других. Надо стараться мерить всех одной меркой – одинаковой похвалой, наградой и наказанием. Младших детей также следует наказывать за те проступки, за которые подвергаются взысканию и старшие дети (конечно, учитывая возрастные особенности младших и старших детей, т. е. поступать разумно). Самое главное – необходимо говорить детям, что зависть отвратительна Богу, это очень большой грех, даже зло произошло из зависти – об этом говорит Священное Писание (Каин и Авель; фарисеи ложно, из зависти, обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти)… «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему».

Уважаемые родители! Чтобы ваш ребенок не напоминал неукротимого, дикого, жестокого и беспощадного зверя, для которого не существуют ни законы, ни обязательства, ни вы сами, наказывайте детей с самых юных лет .

1. Нельзя наказывать за несовершенства и недостатки , доставшиеся ребенку от природы, например, неспособность к учебе или каким-то занятиям (при условии, что вы видите трудолюбие и прилежность его, но успехи более чем скромные).

2. Нельзя наказывать строго за шалость и проступки, свойственные юношескому легкомыслию или природной ветрености . Например, играя в футбол, ребенок по детской рассеянности разбил окно, или нечаянно дома – тарелку.

Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ними: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой. (Домострой. С. 46).

Необходимо наказывать детей и применять самое строгое и чувствительное средство – телесное наказание в следующих случаях.

1. Когда все другие меры оказались бесплодными (строгий разговор, лишение прогулки, стояние на коленях, даже угроза). И если оно употреблено, то ребенок должен его почувствовать и надолго запомнить.

2. Телесное наказание применяется, если проступки ребенка проистекают из упорства и злой воли, он не хочет сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения. Это, прежде всего, обман, кража, дерзость к родителям, невыполнение их распоряжений и указаний, жестокость по отношению к другим и т. д.

Конечно, телесное наказание есть первое и последнее средство, самое строгое и чувствительное.

К другим наказаниям относятся: временное лишение пищи – обеда, завтрака – оно особенно полезно против упрямства и лени; для неуживчивых, склонных к ссорам, мстительности детям действенным наказанием является запрет общения с товарищами и закрывание в определенную комнату. На достаточно чувствительных детей очень действует то, что за их поступки родители перестают с ними общаться или холодно, жестко разговаривают, показывают всем своим видом недовольство. Выговор и внушение, использующиеся как наказание, должны быть краткими, немногословными, а угрозы родителей приводимы в исполнение.

Исправление ребенка – вот главная цель наказаний. И все они должны быть отеческими и не переходить в жестокость, не должны совершаться во гневе. Это не месть, а следствие того, что ребенок совершил грех, оскорбил Бога, и об этом, в первую очередь, необходимо сказать ребенку.

При наказании детей всегда руководствуйтесь любовью – только исправление их, и более ничего. Таким образом, впоследствии они будут благодарны родителям, что их строго держали и добрым воспитанием направили в нужное русло жизни, сформировав христианина, достойного гражданина своего Отечества.

Пусть для всех нас, живущих в XXI веке, послужат напоминанием и примером слова известного церковного и государственного деятеля Сильвестра, жившего в эпоху Иоанна Грозного, автора книги «Домострой», что есть добродетельная жизнь христианина, какой раньше считали русские люди жизнь праведную, а от какой предостерегали.

…держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по Божественному Писанию. Видел, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями. А если какою виной душевной или телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, сокрушенно прося прощение, духовные его наставления с признательностью исполнял, чтобы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал мне. Даже если в чем не повинен, и несправедлива молва и брань или насмешка какая и упреки, и побои, все равно я во всем повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием Бог восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благотворите клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости, вас изгоняющих, ударившему тебя по щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй тому, кто отберет у тебя одежду твою и сорочку, и всем просящим у тебя подай, у отнимающего твое не требуй, а если кто-то попросит тебя пройти один переход – пройди с ним два», припоминая при том и молитву у причастия: «Господи мой, помилуй ненавидящих меня и враждующих со мной и поносящих меня, как и клевещущих на меня, пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и грешного, не пострадает во зле ни в нынешнем, ни в будущем веке, но – очисть их милостью своею и покрой их благодатью своею, всеблагий!»

И тем всегда утешал я себя, что не погрешил никогда против службы церковной с юных лет и до сего времени, разве что был болен; ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да простит во всем.

А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж…

А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил. Ты, чадо, тому подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и Бог наградит вдвойне. Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь свою по-христиански и в заповедях Твоих!

Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем. (Домострой. С. 169–171).

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».

Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись. Об этом говорят, например, такие стихи сегодняшнего времени.

И сестренку, и братишку я у мамы попрошу.
Но сказала мама строго: У тебя фантазий много,
Мы ковер сначала купим, люстру, лампы, мебель, бра.
…Ее папа рад, ее мама рада – вторую девчонку рожать не надо,
Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка,
Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска.

Совершенно новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» – значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет – его не видно, не слышно.

Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.

Сейчас смысловое пространство «детство» наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности, отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.

Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи .

В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.

В качестве заместителей родительского воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.

Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.

Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи, ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее – принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.

Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.

З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление закончу стихотворением кандидат богословия, поэт и писатель, клирика Балашихинского благочиния Московской епархии протоиерея Владимира Бороздинова.:

Раскинув Руки на Кресте.

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Вы обличетесь в Благодать:

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление отец Владимир закончил своим стихотворением:

Христос зовет в свои объятья,

Раскинув Руки на Кресте.

Он говорит: «Все люди – братья!

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Господень Дух сойдет сияньем,

Вы обличетесь в Благодать:

Должны бессмертными вы стать,

Готовясь к смертным испытаньям!»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png