Понятие семейного воспитания. Принципы семейного воспитания. Методы семейного воспитания.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы и методы семейного воспитания.

Понятие семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  1. создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  2. стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания - органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

Отсутствие нормального психологического климата в семье;

Фанатизм в любых его проявлениях;

Безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.

По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи .

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 3 СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ 4 ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ 5 РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 8 ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 10 УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 14 СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 19

Введение.

Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему». Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а, обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение. Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка в руках ребёнка часто является лишь средством общения со взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других людей. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Семья и личность.

Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.

Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в дальнейшем формировании личности.

Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос этот не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему не один век.

Две формы воспитания.

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

На противоположных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери. Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали детей в ученики. При этом чётко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями о добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве. Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернёрам и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам, языкам.

Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать, подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и глубоким уважением.

Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и добрых отношений в семьях.

В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях. Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле, бороться за благо всех.

Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности.

Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.

Родительское воздействие.

Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для ребёнка! Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.

Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.

В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая работа, семейное воспитание имеет свои задачи.

Задачи воспитания в семье.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

В первый год жизни ребёнка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности, следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

Условия воспитания в семье.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с её красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

Обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

Сочетание семейного и общественного воспитания.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

В умно организованном, слаженном ребячьем общении наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую закваску. Здесь они привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.

Пусть растут и совершенствуются общественные формы воспитания! Не в противовес семье, не взамен её. А как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачёркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребёнка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в пестовании детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

Заключение.

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

    Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание, 1977.

    Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ ребёнок – М.: Знание, 1964;

    Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.: Просвещение, 1976;

    Педагогика: под редакцией П.И.Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1996;

    Педагогическая энциклопедия – том 2 – М.: Советская энциклопедия, 1965. – 659 с.

Вопросом правильного воспитания детей в семье задается рано или поздно каждый родитель. Причем, очень важно выбрать правильный подход и методику, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в процессе воспитания. В этой статье мы поговорим об основных методах воспитания, а также о возможных проблемах, которые могут возникнуть при общении с ребенком.

Методы воспитания детей в семье

Методы, с помощью которых осуществляется воспитание детей внутри семьи, в основном своем не отличаются от традиционных педагогических способов воспитания, однако, все же имеют свои особенности. Так, например, необходимо учитывать, что влияние родителей на ребенка должно быть сугубо индивидуальным и основанным на конкретных поступках. Выбор методики воспитания в большинстве случаев зависит от педагогической и социальной культуры родителей ребенка. Они должны ясно понимать цель воспитания, их роль в формировании будущей личности, а также иметь адекватную систему ценностей и представлений о воспитании.

Главное условие правильного воспитания детей - это теплая, приятная и комфортная для ребенка атмосфера в семье. Избегайте ссор и выражения негативных эмоций при детях, в случае непослушания ребенка не применяйте силу и не кричите на него. Также выбор метода зависит от установленных родителями приоритетов в воспитании: одни хотят воспитать послушание, поэтому методика нацелена на выработку покорности и выполнения всех требований взрослых, а другие хотели бы научить своего ребенка самостоятельному мышлению и проявлению инициативы, для чего существует отдельная группа методов.

Существуют такие общие методы воспитания детей в семье:

1. Убеждение, которое включает в себя объяснение, внушение, советы, личный пример родителей.

2. Поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива)

3. Наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). Этот метод воспитания наименее приемлем для здорового развития ребенка.

Проблемы воспитание детей в семье

В прочесе воспитания детей в семье могут возникать такие проблемы:

1. Превалирование материальных ценностей над духовными в богатых семьях. Эти ложные ценности прививаются ребенку родителями с рождения.

2. Психологические проблемы родителей и бездуховность родителей, которые должны подавать пример своим детям.

4. Тяжелый психологический климат в семье.

5. Психологическое давление, физическое наказание детей родителями и т.д.

Помните, что метод, который вы выбрали для воспитания Вашего ребенка обязательно отразится на развитии его личности самым сильнейшим образом!

Для развития ребенка как полноценной личности педагоги и родители пользуются различными приемами воспитания. Что они собой представляют, на что стоит делать упор при организации какой-либо деятельности? Какая существует их классификация?

Методы воспитания используются при выборе любого вида деятельности на всех этапах развития ребенка. В детском саду, в школе, в семье взрослые организовывают воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш получал знания, умения, навыки для успешной адаптации в обществе.

Формы и приемы

Выделяют два основных метода при распределении приемов – требование и оценку. К первому относятся:

  • просьбы;
  • задания;
  • приказы.

Оценка может быть:

  • положительной;
  • отрицательной.

Категоричность в требованиях не всегда результативна в воспитательном процессе, как и порицание. Но и постоянная похвала может негативно отразиться на развитии ребенка, появится завышенная самооценка. Важно соблюдать золотую середину.

Форма воспитания – это способ организации воспитательной деятельности, как коллективной, так и индивидуальной. Четкой классификации не существует, чаще формы подбираются таким образом, чтобы воспитание было наиболее результативным. Выбирается вид деятельности для всего коллектива, кружка или конкретного ребенка.

Основные факторы, что влияют на выбор форм и приемов:

  • цель;
  • направленность задачи;
  • возрастные особенности;
  • социальный опыт ребенка и воспитанность;
  • регион;
  • материальная база учреждения;
  • профессионализм педагога.

Примерная классификация содержит несколько типов:

  1. Игру.
  2. Мероприятие.
  3. Дела.


Приемы также разнообразны:

  • беседа;
  • диспут;
  • лекция;
  • экскурсия;
  • прогулка;
  • культпоход;
  • занятие;
  • ярмарка;
  • фестиваль;
  • спектакль;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • спортивное соревнование и т. д.

Организовано деятельность может быть одним человеком или группой. Есть виды деятельности, где участие ребенка может быть добровольным или принудительным. По направленности работы педагога выделяют несколько видов, которые рассмотрим более подробно.

Физического

Главный способ в физическом воспитании – упражнения, которые состоят из таких этапов:

  • первоначальное разучивание (ведется подробное объяснение и показ);
  • углубленное разучивание (педагог уточняет особенности правильного выполнения);
  • закрепление двигательных навыков (самостоятельное повторение упражнения ребенком без напоминаний);
  • совершенствование техники (добавление сложного элемента, использование выученного в игре).

Воспитательный процесс в школе возможен и при внеклассных формах:

  • на спортивных секциях;
  • на секциях общей физподготовки;
  • на школьных соревнованиях;
  • в турпоходе;
  • на турслете;
  • при проведении праздника физкультуры;
  • на днях здоровья и т. п.

Так ребенок усвоит материал в полном объеме, будут удовлетворены интересы к спорту, можно выделить ту личность, что характеризуется наличием способностей в данной отрасли.

Из методов применяются:

  • строгое регламентирование упражнений;
  • игра;
  • соревнование.

Семейно-социального

Методика воспитания ребенка в семьях имеет такие специфические черты:

  1. Влияние оказывается на одну личность, и основывается на определенных поступках.
  2. Методы выбираются в зависимости от культуры педагогики родителя:
  • от того, как он понимает цель воспитания, свою роль;
  • какие имеет ценности, стиль поведения в рамках семьи.

Взрослые выбирают один приоритетный метод влияния на детей – крик, уговор, мягкие внушения и т. д. Основой должно быть поощрение. Некоторые хотят видеть послушного ребенка, другие же стремятся научить самостоятельному принятию решения, проявлению инициативы. Это влияет и на выбор приемов воспитания.

Наиболее частые методы:

  • убеждения (объяснения, внушения, советы);
  • показ поведения на личном примере;
  • поощрения (подарок, заманчивое предложение);
  • наказания (запреты, отказы от общения, телесное влияние).

Используются такие средства и приемы:

  • рассказ фольклорных произведений;
  • приобщение к труду;
  • ознакомление с природой;
  • домашние обязанности;
  • информация о традициях и обычаях;
  • игровой материал;
  • телерадиовещание;
  • посещение культурных мероприятий;
  • спортивные занятия и другие.

Правового

Правовое обучение осуществляется при воздействии общественности и государства на представителя населения. Формы воспитания:

  1. Осуществление передачи, накопления и усвоения правовой основы в образовательных учреждениях.
  2. Использование пропаганды – донесение в широкие массы правовой идеи, требований с помощью СМИ.
  3. Просвещение в правовых вопросах.
  4. Юридическая практика – при передаче информационной базы при участии населения в конкретной деятельности.

Правовое воспитание может осуществляться в письменной форме (чтение газет, плакатов, книг) и устной (слушая лекцию, беседуя на актуальные темы).

Нравственного

В выборе методов и форм стоит учитывать возраст и особенности группы детей. Главное разнообразить деятельность большим количеством видов занятий.

Под нравственным воспитанием понимают тот вид деятельности педагога и родителя, что направлен на формирование у ребенка системы нравственных знаний, оценки и чувства, норм поведения.

Совершенствование осуществляется с помощью:

  • целенаправленного воздействия на ребенка;
  • организации и направленности его жизнедеятельности;
  • обогащения его нравственного опыта.

Проведение воспитательной работы возможно с группой детей или одним ребенком.

Используемые методы:

  • приучение;
  • упражнение;
  • стимулирование;
  • торможение;
  • самовоспитание и т. д.

Большое значение имеет личный пример, благодаря которому формируется моральный облик. Целесообразно включение в программу нравственного образования музыкальных произведений, акций милосердия и т. д.

Музыкального

Выбор методов и приемов зависит:

  • От источника, из которого ребенок получает знания (наглядность, словесно-образное пояснение).
  • От художественной деятельности и ее учебной задачи (приемы подбираются согласно требованиям программы обучения).
  • От типа и этапа музыкального занятия (приемы подбираются в зависимости от предназначения – комплексного, одновидового, тематического, учетно-контрольного).
  • От задачи, при реализации которой происходит развитие способностей малыша (используют прием, при котором возможно развитие слуха, визуального восприятия, ритмики).
  • От индивидуально-дифференцированного подхода (приемы, что используются, рассчитаны на одного индивидуума или на небольшой коллектив).

При широком применении различных взаимодополняющих приемов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, обогащается методика, что способствует развитию творческого начала.

Эстетического

Реализация задач эстетического воспитания осуществляется с помощью художественной деятельности, которой дети занимаются как по собственной инициативе, так и при организации процесса. Педагог не должен нарушить основной замысел, а помогать стоит при необходимости.

В работе взрослый использует подсказки, привлекает внимание к предметам, задает вопросы, делает предложение, оценивает результат, уровень самостоятельности, фантазии.

Развитие происходит:

  • при рисовании декораций;
  • подготовке концерта;
  • организации театрализованного представления;
  • создании подарков родителям, друзьям;
  • подготовке атрибутов к играм;
  • драматизации;
  • при экскурсиях.

Важно учитывать, что задействовать нужно всех. Роль наблюдателя для ребенка не допустима. Так, при организации праздника стоит подобрать деятельность для каждого: одному доверить пение, другому – чтение стихов, третьему – танцы и т. д.

Экологического

Использованные методы воспитания в педагогике направлены на формирование личного отношения ребенка к экологической проблеме. Для этого необходимо выбирать те виды деятельности, которые способствуют самостоятельной работе.

С помощью дискуссий появляется личное отношение, малыш знакомится с природой, ищет способы решения проблем. Играя, дети приобретают опыт, который в дальнейшем позволит сохранить экосистему. Главное – добровольное участие, а не принуждение.

Экологическая ориентация проводится при проведении тематических праздников, дней. Целесообразно использование:

  • игр- экскурсий;
  • игр-путешествий;
  • театральной постановки (ребятам нужно преодолевать препятствия на пути).

Важным условием является систематичность, использование краеведческой наглядности и литературы.

Педагог должен вовлекать воспитанников в работу, доверив:

  • полив цветов;
  • посадку семян;
  • уход за клумбой;
  • охрану и подкормку птиц и т. д.

Трудового

Основной способ добиться результатов в воспитательном процессе:

  1. Привлекать к труду в домашних условиях, при котором появляются необходимые знания, умения, чувство долга.
  2. Приобщать ребенка к трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Главное – научить коллективному выполнению работы, учить договариваться и взаимодействовать.
  3. Привлекать к умственно работе в общеобразовательном заведении.

К средствам стоит отнести предметы, орудия, действия, благодаря которым возможно проведение конкретных операций.

Формы трудового воспитания:

  • урок труда;
  • кружок;
  • студия;
  • трудовой десант и другие.

Гигиенического

Главным условием для формирования гигиенических навыков является наличие всей атрибутики, например, в умывальной комнате: раковин, моющих средств, полотенец.

Положительные результаты возможны при систематичности и постепенности. Для этого используют игры, труд, проводят занятия, показывают в быту. Педагогу и родителю нужно действовать согласовано.

Приемы обучения культурно-гигиеническим навыкам:

  • примеры взрослых;
  • приучение, выполнение упражнений;
  • воспитывающие ситуации;
  • похвала, которая позволит малышу убедиться, что он может что-то сделать;
  • игры;
  • рассказ потешек, стихотворений;
  • чтение тематических книг;
  • наглядные пособия.

Умственного

Умственное развитие возможно при использовании игр, занятий, привлечении к труду, деятельности в быту. Подходы должны быть разнообразны, чтобы интерес ребенка не угас.

Значимое место отводится окружающей действительности: людям, природе, явлениям, предметам – они расширяют кругозор, вызывают интерес.

С помощью предметов малыш может познавать (рисуя кисточкой, пользуясь на огороде лопатой). Взрослый удовлетворяет познавательные процессы, знакомя с новым предметом, произнося название, описывая свойство.

Наблюдая за природой (растениями, животными), дети самостоятельно делают много открытий.

Игры – специфический вид деятельности, где отражается вся действительность. Малыш показывает знания и учит друга. Виды игр:

  • сюжетно-ролевая игра развивает речь, знакомит с окружающей атмосферой;
  • игра-драматизация способствует глубокому восприятию литературы, положительно влияет на речевой аппарат;
  • строительно-конструктивная способствует развитию способностей, расширит знания в области геометрии, ориентации в пространстве (например, при конструировании).

Дидактический материал активизирует мышление, а ручной труд развивает смекалку, воображение.

Средства, используемые в умственном воспитании:

  • игрушка;
  • живопись;
  • скульптуры;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • пособие;
  • книга;
  • песни;
  • костюм;
  • украшение;
  • традиции;
  • праздник.


Сенсорного

Средством в сенсорном воспитании детей является эталон:

  • сенсорный эталон цвета – 7 основных цветов;
  • эталон формы – геометрическая фигура;
  • величин – система меры и т. д.

Большая часть сенсорного обучения проходит без участия взрослого. Ребенок вынужден при игровых действиях учитывать свойства предметов.

Закрепляются понятия большой – маленький, узкий – широкий при словесном сопоставлении двух предметов, а при достижении определенного возраста малыш уже начинает классифицировать отдельные детали и элементы.

Приемы:

  • дидактическая игра;
  • упражнение;
  • ИЗД (при рисовании, лепке);
  • конструирование;

К примеру, без четкого представления о предмете, его свойствах, формах, ребенку не удастся отобразить его на рисунке. Дети рисуют то, что знают и в чем разбираются, и в большей части – опираясь на сенсорную память.

Методы воспитания. Классификация

По характеру (за П. И. Пидкасистым) Группы методов (И. С. Марьенко) По направленности (за И.Г.Щукиной)
Формирование личностного сознания Организация деятельности, формирование опыта
Убеждение Объяснительно-репродуктивная группа Рассказы Упражнения
Упражнение Проблемно-ситуативная Объяснения Приучения
Поощрение Приучение и упражнение Разъяснения Педагогические требования
Наказание Стимулирование Лекции Мнение общественности
Торможение Диспуты Поручения
Руководство Доклады Создание воспитывающей ситуации
Самовоспитание Инструктажи
Убеждения
Внушения
Этические беседы

Поощрение и наказание

Поощрением называют выражение положительных оценок действиям учащихся. Благодаря такому методу закрепляются навыки и умения положительной направленности.

Действия должны возбуждать положительные эмоции, вызвать уверенность в своих силах. Проявляется в похвале, одобрении, благодарности, предоставлении почетного права, награждении.

В похвале, главное, соблюдать четкую дозировку, поскольку можно получить обратный эффект воспитания.

Следует соблюдать такие условия:

  1. Поощрить ребенка необходимо после поступка, который делался безвозмездно, а не для похвалы.
  2. Не стоит поощрением противопоставлять малыша остальным детям.
  3. Будьте справедливы, поощрение стоит согласовать с точкой зрения группы.
  4. Учитывайте индивидуальные особенности детей.

Наказание используют для предупреждения нежелательного поступка детей, направлено на торможение их. Необходимо вызвать чувство вины.

Выделяют несколько видов наказания:

  1. Возложение на ребенка дополнительной обязанности.
  2. Лишение удовольствий, некоторых прав.
  3. Моральное порицание.
  4. Осуждение.

Выражаться наказание может экспромтом или традиционно.

Требования:

  1. Справедливость : наказание не должно унизить достоинство личности.
  2. Не стоит спешить с наказанием , если не известно достоверно, виновен ли ребенок, и будет ли польза от ваших действий.
  3. Убедитесь в том, что малышу понятна причина наказания.
  4. Отсутствие глобальности – найдите положительные стороны в поведении и отметьте их.
  5. Маленький проступок – одно наказание, большой проступок или несколько – также одно наказание, но более суровое.
  6. Если ребенок ранее заслужил поощрение – не отменяйте его.
  7. Учитывайте обстоятельства , причины, которые стали толчком к действию.
  8. Наказали – значит, простили. Не припоминайте в будущем проступок.

Личный пример

Пример – общепедагогический воспитательный метод, что дает конкретный образец для подражаний. Благодаря такому методу человек получает социальный опыт. Педагоги используют для примера выдающуюся личность (писателя, ученого), героя произведения.

Примеры взрослых из окружения ребенка будут действенными, если имеется авторитет у малышей.

Многие поступки совершаются по примеру сверстников, но не стоит сравнивать товарищей. Это чревато завистью и ссорами. Отдайте предпочтение ровесникам из кинолент, книг.

Воспитательский эффект достигается благодаря стремлению ребенка подражать лучшим. Пример должен быть взят из среды, которая не чужда человеку: случай из жизни группы людей, победы на соревнованиях одного представителя коллектива, проявление нравственного качества спортсменом международного уровня и т. д.

При рассматривании отрицательного примера покажите аморальность поступка, чтобы стимулировать проявлять детей осуждение.

При удачном выборе методов, форм и приемов будет достигнуто эффективности в воспитании ребенка. Это – трудная задача, которая лежит на плечах каждого взрослого, но ее необходимо решить для того. Чтобы вырастить достойное поколение с устоявшимися чертами.

Видео: Мнение специалиста

В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. В каждой семье имеются свои особенности семейного воспитания. Выработка этих нюансов - это поиск правильной точки отсчета в воспитании. Рассмотрим несколько особенностей семейного воспитания, наиболее распространенные в современных российских семьях.

В тех случаях, когда для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные.

Когда родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами.

При выборе методов семейного воспитания родители должны помнить и о том, что от их поведения и взаимоотношений очень многое зависит, в том числе и нравственное становление ребенка. И так рассмотрим методы семейного воспитания в зарубежной педагогике.

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и за рубежом.

В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор 1 «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Автор считает, что «положительное подкрепление» – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом.

Убеждение как метод воспитания в семье очень часто приходит на помощь родителям. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Использование убеждения как метода воспитания требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком.

Использовать убеждение как метод воспитания в семье нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот метод семейного воспитания вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Поощрение – это также метод воспитания в семье. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение как метод воспитания в семье всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на поощрение.

Организация игры в воспитательных целях также может служить вариантом поощрения. Использование игры, как варианта поощрения обусловлено тем, что роль игры в воспитании очень высока.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы семейного воспитания, такие как методы отучения:

    физическое устранение;

    наказание;

    отрицательное подкрепление;

    угощение;

    выработка несовместного поведения;

    связь поведения с определенным стимулом;

    формирование отсутствия нежелательного поведения;

    смена мотивации.

Например, угощение – это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование, как метод отучения – это отсутствие подкреплений. Подкреплением данного нежелательного поведения является реакция именно на это поведение. То есть этот метод отучения заключается в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека.

В среде методов семейного воспитания формирование отсутствия нежелательного поведения очень важный метод отучения. Он чрезвычайно прост и состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике семейного воспитания метод отучения – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Используя наказание, как метод семейного воспитания ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png