«О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОТНОШЕНИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(по данным информационных писем ФС
от 17.12.2012 № 01/14429-12-32 и от 19.10.2012 № 01/11949-12-23)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, исходя из положений пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»), считает необходимым разъяснить следующее.
п.6. ст.40 ФЗ - 2300-1 Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
6. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору.
п.1. ст.4 ФЗ - 2300-1 Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве услуги продавец (исполнитель) обязан оказать услугу потребителю, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодной целям, для которых услуга используется (пункт 2 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации).
п.2. ст.4 ФЗ - 2300-1 Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к оказываемой услуге, продавец (исполнитель) обязан оказать услугу потребителю, соответствующей этим требованиям.
п.5. ст.4 ФЗ - 2300-1 Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Данные положения тесно связаны с обеспечением права потребителя на безопасность, правовую основу для практической реализации которого в настоящее время определяют, в том числе, положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В то же время из диспозиции пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» следует, что право потребителя на безопасное использование услуги подразумевает, что безопасным для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды соответствующая услуга должна быть при обычных условиях ее использования. Соответственно требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
п.1. ст.7 ФЗ - 2300-1 Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).
1. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Исходя из вышеизложенного, Роспотребнадзор применительно к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обращает внимание, что территориальным органам Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении дошкольных организаций, в целях формирования единообразной практики следует исходить из следующего трактования отдельных положений указанных СанПиН:
1) в пункте 1.10 исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.1.10.) Раздел 1. Общие положения и область применения.
1.10. Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

2) необходимо учитывать при применении пункта 1.8., что возможно размещение групп для детей дошкольного возраста в зданиях социально - культурного назначения при наличии отдельного входа и ограждения части здания;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.1.8.) Раздел 1. Общие положения и область применения.
1.8. Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных) при наличии в них помещений, отвечающих требованиям настоящих санитарных правил.

3) при применении п. 1.11 учитывать, что допускается организовывать разновозрастные группы детей в дошкольных организациях компенсирующей направленности;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.1.11.) Раздел 1. Общие положения и область применения.
1.11. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации компенсирующей направленности устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста. Предельная наполняемость групп для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, должна быть не более:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

4) императивное (обязательное) требование пункта 2.6. считать не относящимся к вновь строящимся дошкольным организациям;

СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.2.6.) Раздел 2. Требования к размещению дошкольных организаций.
2.6. Не предусматривается размещение игровых площадок на крыше зданий дошкольных организаций.

5) при применении пункта 3.1 учитывать, что сокращение площади озеленения на 25-30 % допускается при размещении территории дошкольной образовательной организации в непосредственной близости от скверов, садов, парков и других зеленых массивов;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.1.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.1. …при размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

6) при применении пункта 3.5 следует учитывать, что возможно сокращение площади игровых площадок на 15-20% в условиях плотной городской застройки;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.5.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.


(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164)

7) требование пункта 3.6. применять с учетом продолжительности инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольных организаций, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.6.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.6. Групповые и физкультурные площадки дошкольных организаций должны иметь продолжительность инсоляции не менее 3 часов не менее чем на 50% площади каждой площадки.
Уровни шума на территории дошкольных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 2.4. Нормативная продолжительность инсоляции устанавливается на определенные календарные периоды с учетом географической широты местности:
- северная зона (севернее 58 град. с.ш.) - с 22 апреля по 22 августа;
- центральная зона (58 град. с.ш. - 48 град. с.ш.) - с 22 марта по 22 сентября;
- южная зона (южнее 48 град. с.ш.) - с 22 февраля по 22 октября.
2.5. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты:
- для северной зоны (севернее 58 град. с.ш.) - не менее 2,5 часов в день с 22 апреля по 22 августа;
- для центральной зоны (58 град. с.ш. - 48 град. с.ш.) - не менее 2 часов в день с 22 марта по 22 сентября;
- для южной зоны (южнее 48 град. с.ш.) - не менее 1,5 часов в день с 22 февраля по 22 октября.
4.2. К основным функциональным помещениям относятся:
- в зданиях ДДУ - групповые, игровые, изоляторы и палаты;
5.1. На территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов, групповых площадок дошкольных учреждений, спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ - интернатов, зоны отдыха ЛПУ стационарного типа продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50% площади участка независимо от географической широты.

8) при применении пункта 3.9. учитывать, что для сложившейся и высокоплотной городской застройки крупных городов допускается уменьшать площадь навеса в расчете на одного ребенка на 20-25%;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.9.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.9. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м.

9) в пункте 3.14 учитывать, что хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и не во всех случаях иметь самостоятельный въезд с улицы;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.14.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.14. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд с улицы.

10) соблюдение требований пункт 3.17. оценивать с учетом того, что допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией дошкольной образовательной организации хозяйственных площадках жилой застройки;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.3.17.) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.17. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

11) при применении пункта 4.1. нужно учитывать, что рекомендуемая вместимость дошкольных организаций в отдельно стоящих зданиях может превышать 350 мест;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.4.1.) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.1. Вновь строящиеся объекты дошкольных организаций рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании. Вместимость дошкольных организаций в отдельно стоящих зданиях не рекомендуется превышать 350 мест.
12) при применении пункта 4.2 исходить из того, что строительство одноэтажных зданий не запрещено требованиями данного пункта; кроме того требования пунктов 4.2.
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.4.2.) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.2. Здание дошкольной организации должно быть 2-этажным.

2.1. Требования п. 4.31 в части обязательной установки резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам в групповых ячейках считать относящимися только к вновь строящимся дошкольным организациям.
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.31) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.31. На случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам.

12.2. Требования п. 4.33 в части набора помещений постирочной считать относящимися только к вновь строящимся дошкольным организациям.
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.33) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.33. В дошкольных организациях вместимостью до 80 мест постирочная может иметь одно помещение, свыше 80 мест - 2 помещения (стиральная и гладильная). Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья - раздельными.

13) при применении пункта 4.3 исходить из того, что переоборудование помещений физкультурных залов для устройства на их базе новых групповых ячеек возможно при условии наличия отдельного музыкального зала, который можно использовать, как физкультурный зал;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.4.3.) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.3. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организаций, для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо предусматривать следующий набор помещений:
- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;
- дополнительные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие);
- сопутствующие помещения (медицинского назначения, пищеблока, постирочной);
- служебно-бытовые помещения для персонала.

14) при применении пункта 4.8 необходимо учитывать, что возможно оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.8) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.8. В планировочной структуре зданий дошкольных организаций необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для групп для детей младенческого и раннего возраста, размещенных на 2 этаже, для детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

15) следует иметь ввиду при применении пункта 4.10, что площадь раздевальной не менее 18 кв. м. относится к раздевальным полнокомплектных групп, а в малокомплектных группах детей различных возрастов – площадь раздевальной определяется из расчета 1,0 кв. м. на 1 ребенка;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.10) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.10. Площади помещений групповой ячейки:
- раздевальная - площадью не менее 18 кв. м;.

16) требования пункта 4.21. следует понимать расширительно, в части возможности применения его к площади медицинских помещений, в соответствии с проектным решением как до реконструкции, так и после;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.21) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.21. В существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены.

17) при применении пункта 4.25 не исключается возможность совмещения помещения моечной обменной тары для пищеблоков, работающих на полуфабрикатах;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.25) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.25. В состав пищеблока, работающего на полуфабрикатах, входят: горячий цех, холодный цех (горячий и холодный цех могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой), раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды, моечная обменной тары, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов.

18) при применении пункта 5.1 необходимо учитывать, что все строительные и отделочные материалы, поступающие в дошкольные организации, должны иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 5.1) Раздел 5. Требования к внутренней отделке помещений дошкольных организаций.
5.1. … Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья детей.

18.1.) Аналогичный подход необходимо использовать и при применении пункта 6.1. раздела VI 2.4.1.2660-10, то есть детская мебель, поступающая в дошкольные организации должна быть безвредной для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.1) Раздел 6. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций.
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.
Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

19) пункт 6.18. необходимо применять с учетом того, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций, где площадь туалетных помещений не позволяет установить умывальные раковины и детские унитазы в соответствии с установленными нормами, допускается использовать помещение в соответствии с проектом;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.18) Раздел 6. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.
Для душевого поддона высота установки составляет 0,3м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6м.
6.18.1. Туалетную для детей младенческого и раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Хранение одноразовых подгузников в помещениях с повышенной влажностью воздуха не допускается.
6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.

6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.

20) при применении пункта 6.18.3. нужно исходить из того, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.18.3) Раздел 6. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

21) при применении требований пунктов 9.2. и 9.6. необходимо учитывать, что должны быть созданы условия для обеспечения дошкольной организации водой, отвечающей требованиям к питьевой воде;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 9.2, 9.6) Раздел 9. Требования к водоснабжению и канализации.
9.2. Учреждения должны быть обеспечены водой, отвечающей требованиям к питьевой воде.
9.6. При отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего) следует обеспечить механизированную подачу воды на пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 град. C и не выше 60 град. C.

22) в пункте 10.3. установлено, что все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие. При этом необходимо иметь ввиду, что для исключения травматизма под другим твердым покрытием может пониматься, в том числе и резиновое покрытие;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 10.3) Раздел 10. Требования к дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии.
10.3. … Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

23) в пункте 11.1 следует учитывать, что к «иным приспособленным помещениям» относятся жилые квартиры; раздел XI не распространяется на группы сокращенного пребывания (8-10 ч.); кроме того, пункт 2.2 не распространяется на раздел XI и относится только к отдельно стоящим зданиям дошкольных организаций;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 11.1) Раздел 11. Требования к группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
11.1. Группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, могут размещаться на базе дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных приспособленных помещениях.
В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществление образовательной деятельности.

24) пункты 11.4, 11.5, 11.6 не предъявляют требования к наличию в помещениях для размещения групп кратковременного пребывания детей физкультурного зала и медицинского кабинета;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 11.4, 11.5, 11.6) Раздел 11. Требования к группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
11.4. Для групп кратковременного пребывания детей до 3 - 4 часов и без организации питания и сна должны быть соблюдены следующие требования:






б) При возможности организации прогулок могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающих к зданию дворовых территорий, оборудованных детскими площадками. При использовании песочниц должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.
11.5. Для групп кратковременного пребывания до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи должны быть соблюдены следующие требования:
а) Минимальный набор помещений:
- место для раздевания с условиями хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки;
- групповая комната или физкультурный зал, или музыкальный зал, или комната для проведения занятий и (или) игр детей;
- кухня или буфет-раздаточная;
- туалетная (с умывальной) для детей;
- туалетная (с умывальной) для персонала.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5 - 7 лет персональными сидениями на унитаз.

11.6. Для групп с пребыванием детей более 5 часов необходимо предусмотреть условия по организации питания с интервалом приема пищи 3 - 4 часа, сна и прогулок.
а) Минимальный набор помещений:
место для раздевания с условиями хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки;
групповая комната или физкультурный зал, или музыкальный зал, или комната для проведения занятий и (или) игр детей;
спальня;
кухня (при непосредственном приготовлении пищи) или буфет-раздаточная (при организации питания готовыми кулинарными изделиями);
туалетная (с умывальной) для детей;
туалетная (с умывальной) для персонала.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5 - 7 лет персональными сидениями на унитаз
Возможна организация сна в помещениях групповых на детских кроватях с жестким ложем, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
б) Необходимо организовать прогулки, продолжительностью не менее 1 часа. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающие к зданию дворовые территории, оборудованные детскими площадками. При использовании песочниц должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.

25) при применении пункта 11.13 учитывать, что перечень лиц, которыми осуществляется на основании договора, в установленных законодательством случаях, медицинское обеспечение детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, не является исчерпывающим;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 11.13) Раздел 11. Требования к группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
11.13. Медицинское обеспечение детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением указанных в пункте 11.12 настоящих санитарных правил, осуществляется на основании договора с дошкольной образовательной организацией, имеющей в штате медицинского работника и находящейся в непосредственной близости (в пределах одного муниципального района) от местонахождения групп кратковременного пребывания, семейных дошкольных групп и иных подобных им видов дошкольных организаций, либо с территориальным лечебно-профилактическим учреждением.

26) при применении пункта 12.5 учитывать, что он носит рекомендательный характер и продолжительность прогулки (ее запрет) определяется дошкольной организацией самостоятельно в зависимости от погоды и климатических особенностей региона;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 12.5) Раздел 12. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям.
12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

27) при применении пунктов 14.1, 14.2 в отношении малокомплектных дошкольных организаций (в том числе, расположенных в сельской местности) следует исходить из того, что устройство и оборудование пищеблока предполагает наличие выделенных зон, позволяющих обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 14.1, 14.2.) Раздел 14. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям.
14.1. Устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольных организаций должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Пищеблок должен быть оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с приложением 4 настоящих санитарных правил. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.
14.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

28) в пункте 15.23 указано, что запрещены к использованию в детском питании синтетические ароматизаторы и красители. При применении данного пункта необходимо учитывать, что техническим регламентом Таможенного Союза от 09.11.2011 № 880 «О безопасности пищевой продукции» не допускается использование ГМО в детском питании (п. 1 ст. 8);
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 15.23 Раздел 15. Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий.
15.23. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается:
- использование пищевых продуктов, указанных в Приложении 5 настоящих санитарных правил;
- изготовление на пищеблоке дошкольных организаций творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом, макарон по-флотски, макарон с рубленным яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья (без термической обработки), форшмаков из сельди, студней, паштетов, заливных блюд (мясных и рыбных); окрошек и холодных супов;
- использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили; мяса, субпродуктов всех видов сельскохозяйственных животных, рыбы, сельскохозяйственной птицы, не прошедших ветеринарный контроль.

29) пункт 18.15 не запрещает родителям детей, посещающих дошкольную организацию, предоставлять оборудование для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 18.15) Раздел 18. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных организаций.
18.15. В дошкольных организациях не допускается организация проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.

30) при применении пункта 19.2.2. необходимо учитывать, что всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале "Инфекционные заболевания" и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала. При этом выявленных больных целесообразно отстранять от посещения дошкольной организации, а прием детей в дошкольные организации допускать при наличии медицинской справки, подтверждающей отсутствие инвазии ребенка;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 19.2.2) Раздел 19. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных организациях.
19.2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале "Инфекционные заболевания" и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала.

31) при определении расстояния «от границы участка дошкольной организации до проезда» необходимо руководствоваться тем, что данное расстояние измеряется от границ дошкольной организации до городских улиц, межквартальных проездов и общегородских (районных) транспортных магистралей;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 2.2) Раздел 2. Требования к размещению дошкольных организаций.
2.2. …. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.

32) абсолютные показатели, включенные в пункт 3.5, в зависимости от фактической плотности жилой застройки считать рекомендуемыми при условии соблюдения принципа групповой изоляции и обеспечении удовлетворения потребности детей в движении и соответствующем развитии;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 3.5) Раздел 3. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций.
3.5. Зона игровой территории включает в себя:
- групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;
- физкультурную площадку (одну или несколько).

33) соблюдение требований пункта 4.6 оценивать в зависимости от фактического обеспечения кратности воздухообмена;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 4.6) Раздел 4. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.
4.6. Высота от пола до потолка основных помещений дошкольных организаций - не менее 3 м.

34) при применении пункта 5.5 учитывать, что в групповых помещениях в качестве материалов для пола допускается наряду с использованием дерева (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные) применение синтетических полимерных материалов, безвредных для здоровья детей и допускающих обработку влажным способом и дезинфекцию;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 5.5) Раздел 5. Требования к внутренней отделке помещений дошкольных организаций.
5.5. …В основных помещениях в качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, безвредными для здоровья детей и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.

6) обязательные требования пункта 6.14 считать относящимися к вновь строящимся дошкольным организациям;
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.14) Раздел 6. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций.
6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.
Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

7) если в существующих дошкольных образовательных организациях имеются спальные помещения, предусмотренные проектом, то использование их в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и др. не является нарушением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей (пункт 6.16 СанПиН 2.4.1.2660-10);
СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.16) Раздел 6. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций.
6.16. В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).

8) использование групповых помещений допускается в многофункциональном режиме, в том числе для проведения музыкальных, физкультурно-оздоровительных и других занятий.

Известно, что российская дошкольная система воспитания детей признана международным сообществом одной из самых эффективных систем образования детей младшего возраста. Однако те перемены, которые влекут за собой СанПиН 2.4.1.2660-10 и Изменение № 1 к нему, вряд ли будут поддерживать высокий имидж нашего национального достояния, каким являлось дошкольное образование России. О том, с чем связаны наши опасения, поговорим в данной статье.

Создание надлежащих условий социальной среды ― основа воспитания

Согласно современным представлениям о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане, и в первую очередь дети, имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на их здоровье. Как свидетельствуют данные научных исследований последних лет, вклад факторов образовательной среды в формирование здоровья детей достаточно велик. Это говорит о том, как важно и необходимо, чтобы все то, что формирует среду дошкольного учреждения, включая образовательную деятельность, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показывают, что лишь 5−7 % дошкольников здоровы. На протяжении последних 5−6 лет ежегодно 40 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Все это актуализирует необходимость благоприятных условий, в которых протекает рост и развитие детей с самого раннего возраста.

Специфика гигиенического нормирования. Гигиеническое нормирование, которое адресовано детскому населению, имеет свою специфику. Учитывая особый уровень чувствительности детского организма по отношению к отдельным факторам внешней среды, нормирование для детей и подростков не только должно быть направлено на создание оптимальных взаимоотношений организма со средой в данный момент, но и должно обеспечивать благоприятное его развитие в будущем. В этой связи гигиенические нормативы для детей должны обеспечивать такой уровень безопасности, который гарантирует не только безвредную, но и благоприятную среду обитания в период их пребывания в образовательном или оздоровительном учреждении.

На протяжении нескольких очень важных для развития маленького человека лет приоритетной средой обитания становятся дошкольные учреждения, в которых должны быть созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Как показывает многолетняя практика, наиболее перспективным путем улучшения здоровья, в котором так остро нуждаются сегодня и дети дошкольного возраста, является профилактика его нарушений непосредственно на базе дошкольных образовательных учреждений. На протяжении длительной истории существования дошкольных образовательных учреждений в России укрепление здоровья детей всегда было и остается приоритетным направлением их деятельности.

Выполнение требований санитарных правил является одной из важных мер, направленных на поддержание и укрепление здоровья детей. Сегодня мы располагаем довольно большим арсеналом доказательств, что среди условий жизнедеятельности, влияющих на формирование здоровья, наиболее значимыми являются условия воспитания и обучения как в семье, так и в образовательных учреждениях. Это вполне согласуется с известным высказыванием одного их классиков отечественной психологии Льва Семеновича Выготского о том, что «создание условий ― основа для воспитания».

Острая нехватка мест

Анализ современного санитарного законодательства для дошкольных организаций ― СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91, и Изменений № 1 к ним, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, ― показывает, что научно обоснованный подход в нормировании и регламентации средовых факторов соблюдается при разработке санитарных правил не в полной мере.

В частности, это касается отказа от принятого ранее нормирования наполняемости детских групп, впервые зафиксированного в последней редакции санитарных правил. Причины такой корректировки требований вполне понятны, они продиктованы чрезвычайно острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех регионах нашей страны.

Согласно п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 вместо принятых ранее (дифференцированных в зависимости от возраста и состояния здоровья детей) нормативов предельной наполняемости определение количества детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности следует проводить исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп ― не менее 2,5 м² на 1 ребенка, в дошкольных группах ― не менее 2,0 м² на одного ребенка.

У руководителей дошкольных учреждений, как показывает практика, нередко возникает вопрос: «Предельная наполняемость групп ― это списочный состав или фактическое присутствие детей ежедневно?». Конечно же, под предельной наполняемостью следует понимать списочный состав группы.

При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). Не вызывает сомнений, что предложенный новый расчет минимально необходимой площади без учета мебели приведет к сокращению развивающей среды ― игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск их травматизации.

А для компенсирующих и комбинированных, а также разновозрастных дошкольных групп этот показатель вообще никак не регламентируется. Таким образом, количество детей в детской общеразвивающей группе зависит только от площади группового помещения. Из этого можно заключить, что норматив наполняемости детской группы сегодня не рассматривается как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия. Как правило, площадь групповых помещений в детских садах составляет 50 м2. Таким образом, списочный состав группы для детей до 3 лет может включать до 20 детей, а для детей дошкольного возраста ― 25 детей. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2 %. Новые требования определения наполняемости дошкольных групп уже открыли «зеленую улицу» превышению установленных ранее нормативов групповой наполняемости, несмотря на то что строительство и планировка дошкольных учреждений уже многие десятилетия ведется из расчета установленных ранее нормативов.

Переуплотнение в дошкольных группах

Еще одним аргументом, подтверждающим важность это показателя для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях, служит Письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 01-181 от 28.12.2010 «О результатах контрольно-надзорных мероприятий за детскими организациями в 2010 году». В Письме указывается, что среди основных нарушений, выявленных в ходе проведения государственного санитарного надзора ― «переуплотнение в группах». В настоящее время в России функционирует свыше 48 тыс. дошкольных учреждений, причем 40 % из переполнены.

Нет сомнений, что увеличение численности детей в группе негативно отразится на качестве образовательных услуг, а индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет практически невозможен.

Переуплотненность детских групп влечет за собой повышение острой заболеваемости, утомления детей, микробной нагрузки, уровней шума в групповых, травматизма, снижение двигательной активности детей, объема коррекционной помощи и др. Между тем, по мнению известного российского дефектолога В. И. Лубовского, около 48 % новорожденных страдают от пре- и перенатальной патологии и нуждаются в коррекционной помощи. Более половины дошкольников, посещающих общеразвивающие группы, имеют те или иные нарушения в развитии речи. Еще больше детей с функциональными нарушениями или хронической патологией нуждаются в регулярном медицинском сопровождении, оздоровительных мероприятиях, проведение которых возможно в дошкольном учреждении. Это показатель того, насколько сегодня актуальны принципы лечебной педагогики и недостаточный объем коррекционной работы в дошкольных учреждениях является одним из факторов риска ухудшения здоровья детей. О том, как важна и эффективна своевременная грамотная медико-психолого-педагогическая поддержка для малышей, мы хорошо знаем. Между тем, мы становимся свидетелями того, как этот жизненно важный компонент работы в дошкольных учреждениях сокращается подобно куску шагреневой кожи, или переходит в разряд коммерческих.

Нормативная коллизия

Между тем результаты наших исследований прослеживают достоверную взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Получены убедительные данные о том, что превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождается неблагоприятными изменениями здоровья и самочувствия детей: достоверно увеличиваются показатели сильной и выраженной степени утомления в конце дня, повышается степень невротизации, ухудшается психоэмоциональное состояние, увеличивается число пропусков по болезни. Возрастает риск увеличения числа детей с хронической патологией за счет перехода детей из 2-й в 3-ю группу здоровья. Это подтверждает наше представление о том, что показатель наполняемости детских групп следует рассматривать как один из важных индикаторов санитарно-эпидемиологического благополучия детей в детском саду.

СанПиН 2.4.1.2660-10 сегодня единственный среди санитарных правил документ по гигиене детства, в котором норматив предельной наполняемости групп отсутствует. На наш взгляд, если мы действительно хотим улучшить показатели здоровья самых маленьких наших граждан, создать достойные условия для укрепления здоровья и получения качественного образования в детских садах, в СанПиН 2.4.1.2660-10 необходимо восстановить нормативы наполняемости детских групп.

Постановлением Минтруда от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)», определена предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении общего назначения: 10 детей в возрасте до 1 года, 15 детей в возрасте от 1 года до 3 лет и 20 детей в возрасте старше 3-х лет. Поэтому увеличение наполняемости детских групп сверх указанных нормативов нарушает права воспитателей. Если обратиться к зарубежному опыту, то соотношение количества детей и педагогов в детских садах многих европейских стран, США, как правило, намного более благоприятное, чем в России: 1 педагог на 10−15 детей.

До 16.04.2012 оставалось в силе утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В этом документе была установлена предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида дошкольных групп, разделенных по возрасту. Представленные в нем показатели предельной наполняемости были полностью идентичны тем, которые содержались в Постановлении Минтруда от 21.04.1993 № 88. После вступления в силу Типового положения о дошкольном общеобразовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобразования России от 27.10.2011 № 2562, ни один нормативный акт фактически не определяет предельную наполняемость дошкольных групп дошкольном учреждении общего назначения.

Инвестируем в детство!

В 2007 году В. Собкиным и А. Ивановой было проведено социологическое исследование, в ходе которого изучалась удовлетворенность родителей условиями воспитания их ребенка в детском саду. Результаты опроса свыше 1900 родителей дошкольников показали, что самым высоким баллом по 5-бальной шкале ― 4,5 балла ― респонденты оценили санитарно-гигиенические условия. Интересно, получат ли они такую довольно высокую оценку у потребителей услуг дошкольных учреждений, работающих с учетом нового санитарного законодательства?

В заключение хотелось бы обратиться к результатам исследований, проведенных под эгидой Всемирного банка, которые показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека. Измерения проводились на протяжении всего жизненного пути человека. Было выяснено, что самая высокая эффективность характерна именно для дошкольного образования, т. е. чем серьезнее финансируется этот этап образования, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Полученные данные подтверждают то, что всегда утверждала гигиена детей и классики отечественной детской психологии: именно в дошкольном детстве закладываются основные параметры здоровья, особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей и возможностей. Игнорирование этого чревато серьезными и глубокими проблемами в его дальнейшей жизни.

Это еще одно подтверждение тому, что снисходительно-пренебрежительное отношение к дошкольному возрасту обществу обходится невероятно дорого.

СТЕПАНОВА М. И., доктор мед. наук, заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

При выборе детского сада возникает множество вопросов, например, о группах в детском садике, их видах, количестве, а также, куда будет распределен ребенок.

Какие группы существуют в детских садах

Родителей волнует вопрос распределения ребенка в по возрастным категориям. Поэтому их интересует, какие группы имеются в детском саду, подразделяется ли на первую и вторую, или же она единственная?

Как правило, в первую младшую группу распределяют детей от 1,5 до 3 лет. Во вторую младшую принимают детей от 3 лет. Если в садике, который вы выбрали, принимают детей только с двух лет, тогда младшая группа одна в садике, без подразделений.

Принято считать, что обычный садик включает четыре группы: ясельную, младшую, среднюю группу и старшую. Но есть сады, где эти группы разделяются еще на дополнительные младшие группы, о которых было сказано выше, подготовительные группы, где упор делается на подготовку детей к школе. Бывают логопедические группы, но они, как правило, есть в специализированных садиках. Такие группы предназначены для коррекции определенных функций ребенка. Если в садике такие подразделения имеются, то он обязан иметь в штате первоклассных специалистов своего дела, что, к сожалению, не везде встречается.

Распределение детей по группам в соответствии с возрастом

Сегодня в большинстве садиках сделано оптимальное разделение детей по возрастным группам. Формируются группы:

1. ясельная – дети от 1,5 до 2 лет;

2. первая младшая – 2-3 года;

3. вторая младшая – 3-4 года;

4. средняя – 4-5 лет;

5. – 5-6 лет;

6. подготовительная – 6-7 лет.

Распределение детей по данным категориям необходимо для удобства ведения статистики, а, главное, для повышения качества образовательного процесса, так как дети из близкой категории возраста в одном коллективе легче усваивают умения и навыки.

Группа кратковременного пребывания

Данная группа является дополнительным видом групп в детском саду. Сегодня уже можно услышать о такой группе. Это, конечно, роскошь, которая доступна в основном лишь в частных детских садах и садиках элитной категории.

Группы для неполного пребывания в детском саду нужны тем мамам, которые по каким-либо причинам не готовы определить ребенка в детский сад на полный день. Кроме этого, такие группы обычно комплектуются всего лишь из 10-12 детей, что добавляет родителям удобства и уверенности.

Многие родители, отдавая своего ребенка в детский сад, беспокоятся о том, сколько малышей будет ходить в группу. И это естественно, ведь от количества детей зависит безопасность и то, насколько хорошо будет осуществляться присмотр. С помощью данной статьи попробуем разобраться, отчего зависит наполненность детсадовских групп.

До 2010 года количество деток в группе детского сада зависело от возраста: для малышей от 3 до 7 лет действовала норма — не больше 20 человек.

В настоящее время в силу вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 от 1 октября 2010 года. Согласно новым правилам количество деток рассчитывают в зависимости от площади игрового помещения. Так в яслях на одного малыша должно приходиться не меньше 2,5 м², а на ребенка старше 3 лет — не менее 2 м². И это не учитывая площади, которую занимает мебель. Ознакомиться с полным текстом рекомендаций СанПина вы можете по ссылке .

СанПиН 2.4.1.2660-10 п. 1.10 : Сколько детей должно быть в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) — для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Это значит, если площадь комнаты составляет 60 м², то в ней могут одновременно находиться 24 ребенка ясельного возраста или 30 малышей старше 3 лет. А по списку значиться могут еще больше детей, так как одновременно они все не приходят. Вот и получается, что формируются группы по 40 и даже более человек.

Разъяснение Роспотребнадзора

Сложившаяся ситуация не устроила многих родителей, ведь по списку могло значиться до 50 детей. По этому поводу пришло много вопросов в Роспотребнадзор, который дал свои пояснения 10 января 2013 года в письме № 01/25-13-32.

Мнение эксперта

Лисова Алина Викторовна — педагог

Педагог-психолог частного развивающего центра

Учитывая изложенное, при осуществлении федерального государственного надзора территориальным органам Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации следует руководствоваться следующими разъяснениями. При применении пункта 1.10 исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству .

Это означает, что при площади группы в 60 м² администрация садика может формировать группу по списку 35 и даже 40 человек, но если одновременно придут только 30, то нарушения не будет. Правда, никто не гарантирует, что в какой-то день не придут все записанные дети.

Почему это важно?

В детском саду малыши находятся большую часть дня 5 дней в неделю, поэтому важно, чтобы там им было комфортно.

  1. Несмотря на увеличенное количество детей, количество воспитателей остается прежним. Им труднее уследить за каждым ребенком.
  2. Сложнее в таких условиях организовать процесс обучения и развития.
  3. У некоторых деток могут возникнуть психологические проблемы при постоянном нахождении среди большого количества людей.
  4. Чем больше детский коллектив, тем меньше пространства для двигательной активности.
  5. Чем больше малышей находится в замкнутом помещении, тем больше вероятности обмена заразными заболеваниями.
  6. В группах с повышенной комплектностью сложнее уследить за безопасностью.
  7. Кроме того, эта ситуация может привести к тому, что не будет хватать кроватей, шкафчиков, стульев, полотенец и других вещей, которые должны быть индивидуальными.

Нормы для детских садиков компенсирующей направленности

Для детских садов с узким профилем и различных групп компенсирующей направленности в законе прописаны нормы максимального количества детей:

  • с дефектами речи — 10;
  • для глухих и глухонемых — 6;
  • для слабослышащих — 8;
  • для слепых — 10;
  • с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата — 8;
  • для умственно-отсталых детей — 10.

В группах, куда ходят дети с различными отклонениями, может быть до 15 человек.

Как контролируется соблюдение СанПин?

Родители больше кого бы то ни было заинтересованы в соблюдении санитарных норм в детских садах, куда ходят их дети. Они первыми замечают нарушения и несоответствия.

  1. Как только вы обнаружили, что в группе находится больше деток, чем это позволено по правилам, необходимо обратиться к администрации садика. Иногда получается договориться на этом уровне, но если вам не идут навстречу, то обращение лучше подавать в письменном виде.
  2. Если предыдущий шаг не помог — идите в Управление образования. Контроль образовательных и воспитательных учреждений — их непосредственная обязанность. При обращении следует обязательно составить письмо и зарегистрировать его.
  3. Следующая инстанция — Роспотребнадзор. Отправить туда письмо можно через сайт Госуслуг. Рассматривая ваше обращение, Роспотребнадзор организует комиссию, которая разберется в ситуации.
  4. В прокуратуру лучше направлять коллективное обращение, если недовольных родителей много.
  5. Так же можно искать справедливости у представителей партий и полномочного представителя президента.

Как добиться разделения детского коллектива?

Родители в праве потребовать разделения высококомплектной группы в следующих случаях :

  • Если постоянно ходят все дети по списку. В этом случае нарушаются санитарные нормы. При обращении в Роспотребнадзор или прокуратуру необходимо зафиксировать факты, подтверждающие эти нарушения.
  • Если не хватает оборудования на всех ребят. Например, по списку детей 30, а кроватей 25.
  • Если ребенка укладывают на чужую кровать, не меняя при этом постельное белье. Это нарушает санитарные нормы. Такая ситуация следствие из предыдущего пункта, когда не хватает кроватей на каждого.
  • Если количество детей по списку достигло 50 человек.

Чем грозит несоблюдение норм?

Если в результате проверки Роспотребнадзором будет выявлено несоответствие санитарным нормам, то администрация детского сада получит предписание устранить нарушения.

После выполнения предписания садику необходимо отчитаться . Если же выявленные нарушения окажутся особенно серьезными, влекущими за собой опасность для здоровья детей, то могут быть наложены штрафы.

Опыт мам по решению проблемы

Форумы в интернете полны вопросов от мам, которые столкнулись с тем, что их ребенок идет в долгожданный детский сад, но группа состоит из 40 ребятишек по списку. Не хватает кроваток, шкафчиков. Да и перспектива, что ребенок будет лишен должного присмотра и ухода из-за большого количества детей, тоже не радует.

Как правило, обращения родителей по поводу перенаселения детсадовских групп не встречают поддержки у администрации детских садов и в управлении образования. Для администратора детского сада важно решить проблему с очередями.

  • Мама Марина: «Наша история ничем не закончилась. Мы не можем бороться, ведь закон учитывает «фактическое» количество деток, а не по списку. Заведующая отвечает, что не виновата, а управление прислало список из 41 ребенка ».

    А вот Роспотребнадзор и прокуратура будут на вашей стороне, если удастся доказать фактическое пребывание большего количества детей в помещении. Известны прецеденты, когда суд выносил решения в пользу родителей.

  • В 2014 году Верховный Суд РФ решил дело в пользу Натальи Савельевой из Санкт-Петербурга, мамы дошкольника. Она обратилась по поводу новых санитарных норм, которые разрешали перенаселять группы детского сада (решение ВС РФ по делу АКПИ14-281).

Большие группы в детском саду это опасно для здоровья ребенка. С этим можно и нужно бороться, хотя новые санитарные нормы сильно усложнили эту борьбу.

Светлана Тюлякова
Нормы в детском саду

Часто родителей волнует вопрос о нормах по количеству детей в группах, по уборке и проветриванию помещений детского сада, но они не всегда знают где можно найти нужную им информацию. Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми нормами существующими в детском саду.

Нормы по количеству детей в группах

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666

п. 32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года – 10 детей;

от 1 года до 3 лет – 15 детей;

от 3 лет до 7 лет – 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;

для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет – 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией – 10 и 15 детей;

для детей, часто болеющих, – 10 и 15 детей;

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

«Типовое положение» также определяет, что «дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение функций, определенных уставом;…». Таким образом, чтобы установить нормативы конкретного детского сада, следует поговорить с его администрацией и попросить показать их устав, в котором должны быть оговорены все функции. Если они не соблюдаются, Вы имеет полное право требовать ответа перед законом у данного учреждения. Не показать Вам устав не имеют права. Исходя из того же «Типового положения»: «При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

Количество персонала в группах

По правилам, в группе должно работать двое воспитателей: один – с утра до тихого часа, второй – с тихого часа и до вечера. Кроме того, воспитателям полагается помощник – няня т. е. три человека на группу. Но, к сожалению, реальность такова, что детским учреждениям просто не хватает кадров. Зарплата у нянечек и воспитателей далеко не сказочная, идти работать по этим профессиям желающих мало, поэтому приходится «укрупнять» группы, превышая нормативы.

Также, кроме воспитателей, если это группы компенсирующей направленности, с детьми работают различные специалисты (учителя-логопеды, учителя -дефектологи, медсестры по массажу и др.)

Проветривание в детском саду

Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10)

Проветривание комнат должно осуществляться «ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).» Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.

Уборка помещений в детском саду

Уборка помещения (как и территории) детского сада регламентирована «Требованиями». Таким образом, влажная уборка должна проводиться дважды в день, клеенчатые и другие моющиеся поверхности обрабатываются горячей водой с мылом, ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой (или выколачивают) ковры (а раз в год им положена химчистка). «Влажную уборку в спальнях проводят после дневного и ночного сна, в групповых – после каждого приема пищи. Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моют в соответствии с загрязнением, но не реже двух раз в год (весной и осенью).»

Сколько должно быть прогулок в детском саду

Сколько и как гулять с детьми, также подскажет упомянутый в предыдущем абзаце документ. «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4.5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда, и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

При температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре ниже -20 и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).» Также обозначается, что во время прогулки с детьми нужно проводить различные игры и физические упражнения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png