Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения или деятельности отдельного ребенка и коллектива.

Если есть сомнение, хвалить или не хвалить, то лучше похвалить.

ГЛАВНОЕ НЕ ПРИУЧИТЬ!!! Поощрение детей за любой поступок приведет к тому, что ребята откажутся что-либо делать, если не будут знать, что их гарантированно наградят!

Необходимо учитывать:

1. Поведение подростка должно направляться не стремлением получить похвалу, а внутренними убеждениями и нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно противопоставлять ребенка отряду.

3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому? сколько? за что?

4. Поощрение требует личностного подхода.

5. Справедливость.

Виды поощрения:

1. Связано с изменением в правах и обязанностях детей (можно провести в отряде дискотеку, разрешить поболтать после отбоя, заняться в тихий час чем-нибудь интересным).

2. Связано с моральными санкциями (похвала, грамота, благодарность перед отрядом, лагерем).

Формы поощрения :

1. По логике естественных последствий (сделал - получил).

2. Традиционные (дети прекрасно знают, что за победу в каком-либо конкурсе из должен ждать приз).

3. Экспромт (дети не ждали никакого поощрения).

При выборе поощрения необходимо учитывать:

1.возраст (в младших отрядах хвалить чаще)

2.как относится к ребенку отряд

3.Замечать хорошие поступки непослушных детей

4.Учитывать индивидуальные особенности ребенка (при всех или наедине хвалить)

Не хвалить:

1.за то, что достигнуто не своим трудом

2.не стоит сильно восторгаться, это может вызвать ревность, зависть, клевету друзей

3.больше двух раз за одно и тоже

4.из жалости или желания понравиться

5. за счет унижения другого

Наказание, осуждение - неодобрение или отрицательная оценка поступков и действий, которые противоречат правилам и нормам поведения в обществе.

Вообще детей лучше не наказывать. На детей очень действует угроза наказания и лучше, чтобы до исполнения дело не доходило.

Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, и меры возможного наказания за них. Нельзя выходить за них или менять их на протяжении всего пребывания в лагере. Тогда вы избежите ситуации «несправедливого » наказания.

ГЛАВНОЕ: НУЖНО НАКАЗЫВАТЬ НЕ РЕБЕНКА, А ЕГО ПОСТУПОК.

Детей ни в коем случае нельзя наказывать

  • Рукоприкладством

Правила наказания:

    Не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психическому).

    Если есть сомнения наказывать или не наказывать – не наказывайте.

    За один раз – одно наказание.

    Нельзя наказывать за счет награды(отнимать подарено или обещанное0

    Учитывайте срок давности (должно быть своевременным).

    Наказан – прощен(не вспоминать о поступке).

    Без унижения.

    Дети не должны бояться наказания.

    Должно быть сообразно ситуации.

    Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

    Проявлять терпение

    Объяснить причину

    В конфликте двух нужно выслушать обе стороны. Наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного.

    Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

    Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

    Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

    Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

    Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация. Воплощать наказание в жизнь должен тот вожатый, который принял решение о нем. Прощать ребят и устранять меры также имеет право только назначивший его.

    Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

Если вы были слишком жестокими или несправедливыми, то искренне и без промедления необходимо извиниться!!!

Как важно, уважаемые взрослые, разобраться в том, где правильно поставить знаки препинания в предложении: «Простить нельзя наказать!». Где мы поставим запятую?

Простить, нельзя наказать!

Простить нельзя, наказать!

От того варианта, который вы выберете в этом случае, зависит вся ваша система воспитания ребенка .

Воспитывать — значит путем систематического воздействия формировать у ребенка какие-либо качества, характер. При этом результат воспитания зависит не только от того, что по качеству мы прививаем малышу, но и от того, насколько мы знакомы с методами (способами, приемами) воспитания и владеем ими. Умеем ли мы рассказать, показать, объяснить, растолковать, внушить, заинтересовать, подтолкнуть к действию, поддержать, а также похвалить и поругать.

Наказывать и хвалить детей

Действительно, всем приходится наказывать и хвалить детей. Сколько существует семейная (народная) педагогика, столько и существует мнений, споров разногласий, дискуссий вокруг этой проблемы. И не только о поощрение но и наказании. Одни боятся воспитать ребенка избалованным и мало хвалят его, другие, совсем наоборот, хвалят ребенка как главный метод воспитания. Некоторые родители вообще никогда не наказывают свое чадо: боятся подавить в малыше личность и сформировать целый ряд комплексов: страх, враждебность к отцу или матери, окружающего мира.

К сожалению, не всем бывает понятно, что надо ругать не за следствие, а за причину вины. Взрослые не понимают, думают, что наказание является эффективным. Наказание обычно дает быстрый, но не долгий эффект. Потому наказание очень быстро входит в привычку того, кто наказывает (развращает его), но не имеет длительного воздействия на того, кто виноват.

Дети охотно ведут себя правильно, если их хорошее поведение замечают и одобряют взрослые. Длительное подкрепление, лучше чем наказание но не имеет быстрого эффекта, но оказывает длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоций у ребенка.

Понятно, что руководствоваться одной мыслью в таком деликатном вопросе было бы неправильно. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию различные варианты, позиции известных авторов.

Наказание — мера воздействия на ребенка, который применяют на вину, плохой поступок. Наказание может быть разным, это зависит от степени вины малыша, которую (обязательное условие!) Он должен осознать.

Ниже приведены методы, которые категорически нельзя использовать как наказание в воспитании ребенка .

Ребенка запрещается наказывать:

наказывать едой, сном или их отсутствием или недостатком);

сильно бить, унижать (ставить на колени и т.д..)

обзывать (употреблять вульгаризмы)

пугать угрозами «отдать в детский дом», покинуть;

ставить надолго в угол или запирать в помещении;

Наказывать публично, в частности при сверстниках;

наказывать за один проступок более одного раза.

Физическое наказание, — большой стресс для маленького человека. Об этом мы должны помнить всегда, когда разгневаны.

Русский педагог П. Блонский отрицал телесное наказание, мотивируя это так.

Наказание апеллирует к зверскому страху человека.

Наказание вызывает ненависть к тому, что стало причиной наказания.

Наказание делает ребенка запуганным и поэтому ничтожным.

Наказание освобождает от угрызений совести, поэтому впоследствии дети, которых часто наказывают, становятся нечувствительными.

Наказание унижает ребенка и делает из него циника.

Наказание пагубно влияет на половые органы ребенка, вызывая прилив крови к ним, поэтому позже может вызвать даже удовольствие.

Наказание развращает воспитателя.

Американский врач и педагог Б. Спок предлагал применять наказания (даже телесные) лишь в экстремальных случаях:

Задача родителей — спокойно без криков объяснить ребенку, что от него нужно, донести до него, что он делает неправильно … Если родители нарушают процесс воспитания, то нужно обратиться за советом к специалисту который занимается проблемами возрастной и педагогической психологии.
Довольно часто наказание не исправляет поведения малыша, а лишь изменяет его.

Наказание заставляют ребенка чувствовать себя в опасности и теряет родительскую любовь.

Наказание порождает ненависть к родителям.

Слишком частые наказания в той или иной степени побуждают малыша оставаться инфантильным.

Иногда наказание становится для ребенка средством привлечь внимание родителей.

Как и чем можно заменить наказание

Терпение. Самый великий дар, который только есть у родителей.

Объяснение. Постарайтесь объяснить малышу, почему он не правильно себя ведет, но не читайте лекций.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь привлекательнее того, чего ему сейчас хочется.

Неспешностью. Сына или дочь не спешите наказывать, подождите, пусть поступок повторится.

Наградой. Как ни странно, но она эффективнее наказания.

Когда доходит до порки, нужно использовать какой-нибудь предмет — скажем, прут или ремень, — а не руку. Поверьте: рука отца или матери должна быть предметом любви, а не как орудие которое наказывает.

Научите малыша критиковать самого себя. В разумных пределах, конечно. Таким образом вы поставите его на путь самоконтроля, самоанализа и самокритики.

Иногда обращайтесь к ребенку по-деловому — Наталья (а не Наташа).

Измените тон общения, но не на повышенный, а на строгий, не допускающим возражений.

Измените выражение лица: насупить брови, выявить удивление, возмущение, обиду, гнев.

Используйте твердые негативные обещания и следуйте им до конца. Например: «Сегодня я тебя буду называть только Таня, а не Танюшя» или «Целый день не буду тебя обнимать».

Определите для ребенка срок наказания, не держите его бессрочно. Но наказание нельзя прерывать посередине, поддавшись на уговоры близких и самого малыша.

Избавьте ребенка на время наказания его любимой игрушки или иного предмета, поставив их на виду. Периодически при этом напоминайте малышу: «Скучает сегодня наша кукла (машина)».

Вечером, но не перед самым сном, сядьте с ребенком и поговорите мама и ребенок, папа и ребенок на тему «Что делал не так ребенок сегодня?».
После любого наказания обязательно обсудите с малышом, почему, за что его наказали, а потом — непременно прижмите и покажите, что его любят.

Напоследок отметим, что вся системе поощрений и наказаний построина на интуиции родителей, бабушек дедушек. Важно не переусердствовать в воспитании ребенка в какую либо сторону

В каких ситуациях нужна помощь психолога

Если в жизни ребенка состоялась или должна состояться какое-то из ниже-перечисленных событий:

переезд;

развод родителей;

потеря или болезнь близкого человека;

рождения сестры брата;

резкое изменение материального положения в семье;

введение в школу илидетский сад.

Или если в жизни малыша регулярно наблюдаются следующие события:

ссоры в семье;

борьба за ребенка между дедушками и бабушками, с одной стороны, и родителями, с другой;

отсутствие длительное время детского коллектива;

если близкий родственник или один из родителей имеет какую-либо зависимость (например, является алкоголиком, наркоманом)

долгое отсутствие родителей одного или обоих сразу.

Если малыш:

один раз потерпел насилия или постоянно страдает от него;

. долго болеет;

был нежеланным ребенком;

чрезмерно увлекается каким-либо занятием (просмотром телевизора, чтением, поеданием сладкого, подолгу играет сам и др..)

имеет одно из следующих нарушений: энурез , аллергию, заикание, частые простуды, навязчивые движения;

выявляет излишнее упрямство;

склонен к взрывам ярости, плачу, так называемых истерик, плохо спит;

имеет кошмары страхи;

естп лохо;

имеет приступы головной боли или тошноты;

много фантазирует;

имеет одно из психосоматических заболеваний, как: колит, язвенный гастрит, бронхиальная астма, и др..;

в возрасте до года не реагирует на лицо взрослого, не имеет комплекса оживления;

в возрасте 3-4 лет не использует местоимения «я», говорит о себе в третьем лице («Оля хочет есть»);

выявляет признаки отставания или опережения в развитии по сравнению с ровесниками;

трудно общается со сверстниками;

убегает из дома;

испытывает страх сделать что-то новое;

резко меняет поведение;

постоянно находится в подавленном состоянии;

часто обманывает без видимой причины;

испытывает острую ревность к одному из членов семьи;

очень болезненно реагирует на свои неудачи, ошибки;

излишне послушный, безынициативный.

Если один из родителей (родители):

недоволен семейной жизнью;

испытывает хроническую усталость;

часто находится в подавленном настроении;

беспокоится из-за поведения ребенка и его успешность

волнуется по развитию ребенка и его эмоционального состояния;

начинает испытывать невротических расстройств (навязчивые мысли, страхи, нервное истощение и др..).

Нам всем: и педагогам, и родителям в воспитании ребенка следует с большим доверием, открытостью относиться к профессионалам-психологам.

Многие родители зачастую задумываются, как правильно воспитать ребенка. Для того чтобы этот процесс происходил правильно, необходимо знать основные принципы поощрения и наказания. В идеале ни одна из сторон воспитания не должна доминировать над другой. Грамотное сочетание – ключ к правильному развитию ребенка.

Основные принципы наказания

В современных реалиях почти все родители стремятся уйти от примитивных форм поведения при осуществлении наказания. Многие родители вообще отказываются от мер наказания, что является неправильным. Наказание должно нести пользу ребенку. Для этого существует ряд правил:

  • Ни физическое, ни психическое здоровье ребенка не должно пострадать во время наказания;
  • Не занимайтесь «профилактикой». Если вы не уверены, что нужно наказать – не делайте этого;
  • После одного проступка должно следовать одно наказание;
  • Наказание не должно быть запоздалым;
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева, он должен переживать о том, что огорчил родителей;
  • Ни в коем случае нельзя унижать ребенка;
  • Если ребенок уже получил наказание, не вспоминайте больше о его проступке;
  • Необходимо сдерживать свои эмоции во время наказания;
  • Трудотерапия – это не наказание. Иначе потом ребенок будет относиться к работе как к наказанию;
  • Нельзя наказывать ребенка во время его болезни; после пробуждения или перед сном; во время принятия пищи; во время обучения или игры; после душевных переживаний или физических травм; при неудачной попытке сделать что-то правильно.

Основные принципы поощрения

Для того, чтобы правильно поощрить ребенка, необходимо помнить, что поощрение может быть и полезным, и вредным. В целях избегания ошибок при воспитании, следуют усвоить несколько правил:

  1. Похвала не должны быть преувеличенной. Главное – искренность. Правильно построенная похвала должна направить ребенка на размышления: так он сможет осознать свои способности.
  2. Одобрять нужно поступок ребенка, не затрагивая весь комплекс умений и личность ребенка.
  3. Нельзя хвалить за то, что ребенок должен делать в естественном порядке (например, правильное социальное поведение).
  4. Одобрение не должно переходить в финансовое русло. Так, ребенок будет не искренен, его стремления будут направлены на зарабатывание денег.
  5. В многодетных семьях важно помнить, что поощрение одного ребенка может вызвать зависть у других.
  6. Недопустимо создавать из поощрения культ еды, иначе возможно развитие чрезмерного отношения к еде.
  7. Поощрение должно следовать непосредственно после хорошего поступка, а не гарантироваться до него.

Гаяне Гукасян
Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

Статья на тему :

Меры воздействия (поощрения и наказания ) в семейном воспитании .

«В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста . Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство

меры » А. С. Макаренко

Цель : определить правила применения воспитательных приемов «наказание » и «поощрение »

Вопрос о наказании детей волнует многих родителей. В сложном деле воспитания не всегда всё идёт гладко. Иногда ребёнок ведёт себя так, что на него не действует обычная просьба что-либо выполнить или, наоборот, прекратить неправильные поступки, отказаться от чего-нибудь и т. д. Встречаются в поведении детей грубость, непослушание, ложь, леность (примеры на уч-ся своего коллектива без перехода на личности). Самое тяжёлое, когда эти проявления принимают затяжной характер, укореняются. Недопустимую ошибку делают те родители, которые в таких случаях применяют физические наказания .

Следует подчеркнуть, что грубые, эгоистичные дети чаще всего вырастают именно в тех семьях, где ребят бьют с ранних лет. Бить ребёнка нельзя. Выдающийся педагог А. С. Макаренко с полным основанием говорил, что не видел ни одной семьи, где бы физическое наказание приносило пользу . Некоторые родители считают, что физические наказания помогают добиться послушания, пресечь поступки детей, но это мнение глубоко ошибочно, а результат только кажущийся, кратковременный. Не говоря уже о том, что побои унижают детей. Они наносят большой вред их психике : порождают в них трусость, жестокость, хитрость, упрямство, озлобляют детей, делают их безвольными. Тогда, дети отдаляются от родителей. В их отношениях появляется некая отчуждённость. И уже другие пути воздействия на ребёнка становятся малоэффективными. Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит. Не действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается.

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой : как поощрить или наказать , не навредив ребенку?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Скажите. За что мы поощряем ребенка ?

За учебу

За домашнюю работу

За хорошие поступки

За выполнения поручений

За то, что похвалил воспитатель … .

Скажите. Как можно поощрить ?

Добрым словом

Подарком

Деньгами

Разрешением запретного для этого возраста

Может ли здесь прослеживаться неразумная родительская любовь? К чему она может привести? (если за все хорошие поступки поощрять не только добрым словом)

Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные

А какой самый надёжный способ поощрения ? (доброе слово, одобрение)

Правила поощрения :

1. Не увлекайся.

2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений .

4. Чаще улыбайтесь.

5. Дарите подарки и учите их принимать.

6. Не хвалите из жалости.

7. Не хвалите из желания понравиться

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания : создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз.

Предлагается родителям рассказать за что наказываем ребенка и как его можно наказать ?

Правила наказания :

1. Наказывая , подумай : Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать .

4. Одно наказание – за один проступок .

5. Помни о сроке давности.

6. Наказал – забудь о проступке.

7. Наказывая не унижай .

8. Не наказывай лишением любви .

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок . Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Физическими наказаниями , особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия , ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию , не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Чтобы мы не применяли : наказание или поощрение мы всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.

Упражнение для родителей :

Поделите листок на 2 части и напишите в одной слова, которыми вы поощряете , хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете. Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

«Ты мой цветочек»

Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают) .

А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)

Посмотрите какой «прекрасный сад» у вас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.

Педагогика категорически отвергает не только физические наказания , но и всякие другие меры , морально унижающие ребёнка. В системе воспитания неприемлемы наказания , основанные на запугивании и страхе.

Недопустимость физических наказаний вовсе не означает , что стоит совсем отказаться от наказаний , особенно, когда они необходимы. Родителям следует помнить, что безнаказанность опасна и вредна . К тому же ребёнок перестаёт контролировать своё поведение, ответственно относиться к своим поступкам. Но всякое наказание должно применяться в разумных пределах, целесообразно. Тогда оно будет наиболее эффективным. Нужно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказывают , почувствовал справедливость наказания . Ещё более важно – вызвать желание исправит свой поступок.

В качестве наказания в семьях применяют замечание, сделанное не между прочим, не на ходу, а организованно, наедине или при других членах семьи : родители запрещают так поступать впредь, порицают проступок, предупреждают, чтобы ребёнок так не делал. В более серьёзных случаях нужен строгий разговор родителей с ребёнком, выговор. Иногда целесообразно изменить своё обращение к сыну или к дочери, использовать более холодный тон, говорить сдержанно, только о самом необходимом. Дети часто переживают это как серьёзное наказание , особенно в семьях, где между родителями и детьми существуют нормальные, близкие взаимоотношения.

В некоторых случаях можно лишить ребёнка удовольствия, например, игры на компьютере, просмотра любимого мультфильма, общения с товарищами…

Родителям надо понимать, что нет какого-либо единственного, универсального средства воздействия . В зависимости от возраста ребёнка, его характера, условий жизни, взаимоотношений в семье, по-разному оценивается его проступок и применяется то или иное наказание . Одно дело, разбил ли ребёнок вазу нечаянно, в тесном помещении, и, совсем другое, если он сделал это из озорства, невзирая на многочисленные предупреждения взрослых.

Во всех случаях наказание ребёнка должно сопровождаться совершенно чёткими требованиями, чтобы он мог легче понять, как надо поступать и как поступать нельзя. При этом важна твёрдость и категоричность требований. Если дети не слушаются, значит, они чувствуют нетребовательность своих родителей, свою безнаказанность . Тот, кто хочет хорошо воспитывать своих детей , должен соблюдать основное положение педагогики : как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения к их личности. Вот почему нужна строгость и вместе с тем чуткость к ребёнку. И, чтобы не случилось несправедливости, применяя наказание , родители, прежде, должны точно установить факт виновности своего ребёнка.

Не следует применять наказания слишком часто , по любому поводу, чтобы у ребёнка не притуплялась к ним чувствительность, иначе, наказание потеряет свой педагогический смысл. Но уже если ребёнок наказан , то надо соблюдать определённую последовательность и выдержку. Нередко в семье накажут ребёнка и тут же пожалеют и простят его, даже, как будто чувствуют какую- то вину перед ним. Такая непоследовательность родителей порождает упрямство у ребёнка и совершенно обесценивает наказание как средство воспитательного воздействия . У внимательных, чутких к детям родителей нередко бывает и так : решат они наказать сына или дочку за серьёзный проступок, но, приглядевшись к ним, поймут, что ни наказывать , ни даже сердиться на них не надо, т. к. это принесёт один лишь вред.

Задача родителей заключается не в том, чтобы обязательно наказать ребёнка за проступок, а в том, чтобы найти наиболее действенные пути к исправлению. Надо также помнить, что мерами воздействия на ребёнка являются не только наказания .

Существенным средством воспитания и влияния на ребёнка являются поощрения , одобрения, похвала за успехи, благородные поступки. Поощряя хорошие поступки ребёнка, родители, тем самым, укрепляют веру в свои силы, вызывают желание быть ещё лучше.

Но поощрение тоже надо применять в разумных пределах, т. е. там, где оно заслужено. Нельзя захваливать ребёнка. Это развивает нескромность, зазнайство. Однако, и не замечать положительных проявлений у своих детей нельзя. Неправильно поступают те родители, которые слишком скупы на похвалы и считают чем-то зазорным похвалить ребёнка, когда он сделал то, что вполне заслуживает похвалы.

А самое лучшее средство борьбы с проступками детей – это правильная, чёткая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребёнку, горячее желание помочь ему стать лучше…

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы :

1. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей . -М., 1971,200с.

2. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников . – 2006, 240с.

Сам по себе процесс воспитания детей невероятно сложен и требует титанических усилий и выдержки от родителей. Ведь каждый из них заботится о своем чаде и старается воспитать его правильно. Кто-то выдерживает любые истерики и может спокойно повторить в 10-ый раз заданный вопрос, а некоторым даже наказания ремнем и розгами не помогают от постоянных каприз и фокусов ребенка. Однако второй способ ни к чему хорошему не приводит, поэтому нужно понимать, как воспитать ребенка без криков и физического воздействия.

Кризис или каприз?

Как часто можно увидеть в большом магазине капризного ребенка, который не просто плетется со слезами за мамой, а лежит на полу и колотит обеими руками, требуя что-то купить. Если такая ситуация в семье случилась единожды ничего страшного, но когда такое повторяется постоянно, даже у самых терпеливых родителей повалит пар из ушей. И тогда некоторые просто бросают шопинг и утаскивают ребенка домой, где проводят воспитательный процесс, или прямо там отшлепают его по попе и побыстрее заканчивают поход в магазин.

Зачастую причинами капризов у детей выступают следующие факторы:

  • Возрастные кризисы, которые повторяются в первый, третий, седьмой год и так называемый подростковый кризис. Против них идти нельзя, поскольку эти периоды очень важны для развития вашего чада. В это время ребенок ведет себя несколько иначе, становится более капризным. Ему нужно предоставлять больше свободы и пространства, но не обязанностей.
  • Многие родители говорят о том, что их дитя постоянно все делает назло. Однако это не верно: если он что-то делает именно таким образом, значит он действительно не нашел другого выхода из этой ситуации.
  • Нестабильное поведение родителей, которое зачастую выражается в том, что они не постоянны в своих наказаниях и правилах, приводит к тому, что ребенок просто напросто запутался, можно или нельзя это делать: ведь сегодня его наказали за просмотр мультика или другого видео, а вот вчера или позавчера нет. И теперь, пока он не поймет наверняка, можно ли это делать, он будет и дальше прощупывать почву.

Основные способы и методы

Крики и наказания, собственно как и поощрения, всегда присутствуют в воспитании детей. Однако если ребенку своевременно и, что самое главное, правильно объяснить правила поведения, что хорошо и что плохо, к «кнуту» в последующем просто не нужно будет прибегать. Поэтому не стоит пугать детей розгами и ремнем по попе, как это делали в старину, а лучше лишний раз спросить, почему именно так он сделал. Ведь, возможно, причина не в нем, а в вас.

Существует множество приемов, которые позволят вам как можно меньше прибегать к крикам и наказаниям. Как только вы освоите эти способы, понимать психологию детских поступков станет легче. Помните о том, что вы воспитываете не только своего карапуза, но и себя.

Система стабильности

Если вы выбрали какое-то правило или наказание, следуйте ему постоянно. Поощрения также попадают под это правило. Ведь если дома вы карапуза за что-либо наказывать не будете, а по приходу гости он за этот же поступок схлопочет наказание, это будет несправедливо. Ваше чадо еще только начинает жить и не знает всех тонкостей. И поэтому непостоянное поведение родителей сбивает его с толку, лишний раз приводит в смятение и боязнь.

Считается, что для того, что бы малыш что-то запомнил, нужно ему об этом сказать как минимум 5 раз. Ведь на первый раз он даже никак не отреагирует или вообще не услышит. На второй раз он уже может оглянуться. В третий раз он начнет задумываться о том, что где-то уже слышал эти слова. А вот в 4-ый и 5-ый разы он отреагирует должным образом.

А если вы дома разрешаете смотреть видео на планшете сидя за кухонным столом во время трапезы, то и в гостях он поступит также. А почему, собственно, все против, если дома это можно? И никакие крики, рассказы о непристойном поведении и шлепки по попе не пояснят малышу, в чем именно он не прав.

Сказкотерапия

Достаточно эффективным методом понять, почему он поступил именно так, - это разговор, рассказы, сказки. Но не просто допрос. Ведь очень часто прямые вопросы родителей остаются без ответа. Особенно те, которые не обходятся без криков, угроз отшлепать по попе ремнем или розгами.

Придумывайте рассказы или сказки, где главный герой будет похож на вашего малыша. Описывайте ту же ситуацию, только с участием сказочного героя, а после спросите аккуратно ребенка: «Как тебе кажется, а почему Петя (или другое вымышленное имя) сделал именно так? Или «так себя ведет», «грубит/не случает» и т.д. Зачастую малыши в ответ представляют свои рассказы, в которых раскрывает причину своего поведения. К тому, что скажет маленький человечек, следует внимательно прислушаться и проанализировать. Возможно, решив его наказать, вы совершите ошибку. Также можно показать поучительное видео и подробно разобрать ситуацию.

Правила наказаний

В тоже время стоит помнить, что отсутствие наказаний, - это далеко не свобода действий для вашего ребенка. Все равно остаются правила и нормы поведения и общения, которых необходимо придерживаться. И если ребенок их не соблюдает и ведет себя безобразно, за этим последует как минимум беседа, объяснение, почему так делать нельзя, и наказание, но не ремнем по попе, а лишение приятного времяпровождения (например, за компьютером или с любимыми игрушками).

Если в семье соблюдаются основные правила, то гармонии без крика и шлепков ремнем по попе будет достичь достаточно легко:

  • Перед тем как наказать, задумайтесь, взвесьте все «за и против». А есть ли действительно основа для этого или это просто неприглядная шалость?
  • Нельзя наказывать ребенка за совершение поступка в первый раз. Ведь для детей все в новинку, и они хотят познать весь мир. Если они совершили что-то нехорошее в первый раз, не стоит сразу бежать за ремнем и шлепать его по попе. Лучше объясните, почему это плохо.
  • Установите в своей семье правила и нормы поведения и предупредите его о том, что может быть, если он их нарушит. Но в тоже время помните, что то, что не запрещенное разрешено. И если вы оставили чашку или вазу на краю стола, а ваше чадо ее случайно столкнуло и разбило, виноват не он, а вы.
  • Если бы применили наказание (оставили ребенка без компьютера), то уж будь те любезны, выполните его безоговорочно. Не идите против своих же слов, иначе у ребенка появится мысль о том, что не все наказания страшны.
  • Поставьте табу на всевозможные физические наказания: шлепки ремнем и ладонями по попе, подзатыльники и т.п. Также ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка. Наилучшее наказание - это лишение его приятного времяпровождения.
  • Если ребенок признается и говорит, что он виноват и осознал вину за совершенный проступок, отменять наказание не стоит. Поговорить, простить, пожалеть - да, но отменять - нет. Иначе это будет грозить ситуацией, когда малыш после каждого проступка будет говорить «я так больше не буду» и через 5 минут повторять то же самое.

Система поощрений

Так же как и кнут, пряник в виде поощрения может быть полезен. Если ребенок ведет себя хорошо, или сделал какой-то хороший поступок - скажите ему об этом. Для деток меры поощрения оставляют не меньше впечатлений, чем шлепки ремнем по попе. Ведь для детей поощрения и небольшие презенты остаются в памяти намного дольше, чем о наказании. Поэтому в следующий раз он будет снова стремиться заслужить вашу похвалу.

Но их похвалу следует использовать разумно:

  • Только искреннее поощрение и теплые слова позволят ребенку осознать, что он действительно сделал что-то хорошо. Если же вы слишком изощряетесь, сплетая целые рассказы о том, какой ваш ребенок хороший, потому что убрал игрушки, это может повлечь за собой совершенно противоположную реакцию.
  • Делайте похвалы и поощрения такими, чтобы ребенок мог сам делать вывод. Например, если он помог перетащить шкаф, не нужно говорить прямо «Ты такой сильный! Молодец». Лучше расскажите о том, какой тяжелый был шкаф, и как вам было не просто с ним справиться. Услышав это, ребенок самостоятельно сможет сделать вывод: если он помог с таким тяжелым шкафов, значит, он сильный и без него мама никак не обойдется.
  • Никогда не делайте похвалу ребенку. Делайте поощрения и хвалите только за поступки.
  • Если у вас несколько малышей, следите, чтобы поощрение одного не вызвало у остальных завистливых или обидных чувств.
  • Исключите поощрения в виде конфет, шоколадок и финансов.
  • Никогда не акцентируйте внимания на стоимости подарков. Наилучшим подарком было и будет внимание со стороны дорогого человека.

Как сохранить спокойствие при истериках детей?

Терпение и спокойствие - то, чего современным родителям так не хватает. Ведь для детей нет никаких ограничений. Они делают все, чтобы узнать этот мир лучше и быстрее, и совершенно не замечают нервный тик у родителей.

В каждой семье бывают моменты, когда родители, уставшие на работе, начинают срываться и кричать на детей. В таких случаях нужно постараться не терять над собой контроль и вместо того чтобы кричать, начать говорить шепотом. Для детей это будет необычно и вместо того, чтобы дальше капризничать и истерить, они отвлекутся и начнут прислушиваться к вашим словам.

В то время, когда вы начинаете злиться на детей и выходить из себя, посмотрите в зеркало. Неужели вам хочется, чтобы ребенок помнил вашу злую физиономию? В конце концов, ваши дети - это отражение вас самих. То, что они делают, является следствием ваших поступков.

Что делать, если вы все-таки сорвались?

Рано или поздно в каждой семье возникают такие моменты, о которых родители не хотят вспоминать. Например, как они разок сорвались на ребенка, сказали ему что-то неприятное или даже дали шлепок ремнем по попе. А еще страшнее, что малыш также помнит об этой ситуации и начинает бояться ее повторения.

Наиболее оптимальное решение в данной ситуации - это разговор с извинением и объяснением без криков. Расскажите малышу, почему вы сильно разозлились на его проделку, и попросите прощения.

Некоторые против такого метода, думая, что из-за этого поступка можно потерять авторитет в семье в глазах карапуза. Однако это не так. Если малыш поймет, почему так случилось, он сможет вас простить, и авторитет, наоборот, повысится.

Если понять, как думает ребенок, и почему именно так он делает, будет намного проще наладить гармоничные отношения и воспитать малыша без неприятных моментов с криками и срывами.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png