В течение последних трёх лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца». Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый коллектив любого дошкольного учреждения создаёт свою систему работы по обеспечению гармоничного, личностно-ориентированного развития ребёнка. Хореографическое искусство является частью действенного средства формирования творческих качеств личности. Танец заключает в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости. Поэтому я считаю, что моя тема актуальна на сегодняшний день, так как танец является средством развития творческих способностей детей. Свою работу я начала с диагностики хореографических способностей детей (диагностика прилагается).

Критерии диагностики:

  • Развитие музыкальности.
  • Эмоциональная сфера.
  • Творческие проявления.
  • Запоминание музыки и движений.
  • Способность сосредотачиваться на движениях.
  • Скорость реакции.
  • Гибкость, пластичность.
  • Координация.

В результате проведенной диагностики я выявила, что высокий уровень хореографических способностей составил 40 %, средний 47,4 %, низкий 12,6 %. Исходя из диагностики, я разработала перспективный план работы по развитию креативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии, для повышения уровня развития хореографических способностей, со следующими задачами:

  • Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов;
  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности;
  • Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству;
  • Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце;
  • Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;
  • Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

В плане я разделила материал на два полугодия, подобрала репертуар, творческие задания, работу по взаимосвязи с педагогами, праздничный материал. Развивая танцевальное творчество на занятиях, я старалась уделять внимание тем детям, у которых был низкий уровень хореографических способностей.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией детей веду поэтапно, на первом этапе, использую занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить», в упражнении «Баю, баю».

На втором этапе нацеливаю детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В этюде «Игра с водой» музыка Ф. Шуберта в начале дети слушают музыку, я спрашиваю у них: « о чем может рассказывать музыка?», выслушиваю их предложения.

«Послушайте ребята, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знайте, что участниками этой сказки можем стать и мы с вами (предлагаю детям стать врассыпную лицом ко мне). Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит (поднять голову вверх, слегка зажмурить глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вздохнуть полной грудью). Но становится жарче (начинаем обмахиваться руками) и вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега (сделали несколько шагов вперёд). Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцам, так и хочется с ней поиграть». Звучит музыка, исполняем первую часть этюда «Игра с водой», обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.

В качестве приёма предлагаю детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки опускаются вниз, когда поднимаются вверх и т.д. Затем дети пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Работу над этюдами, импровизациями веду на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, учу детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивании музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Я обращаю своё внимание, на выразительность исполнения, постепенно подготавливая детей к постановке танца.

Преобладающий вид деятельности в моей работе - это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:

  • сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
  • элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);
  • массовый детский танец;
  • ритмические танцы;
  • спортивные танцы (тематического характера);
  • элементы народного танца.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, заинтересовывая новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.

Из моего опыта работы на первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми на занятии, определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показываю в медленном темпе под счет, использую приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагаю детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то их заменяю более простыми.

При анализе работы детей, я оцениваю характер движений отражающих музыкально-игровой образ, и показываю приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагаю дошкольникам танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы. При постановке композиции «Танц-Класс» я играю в артистов балета, при исполнении композиции «Голубая вода» включаю игру-воображение, представление образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иную установку делаю на исполнение композиции «Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт».

Работая хореографом много лет, я сделала выводы, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом я не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удовольствием.

Работая в системе с различными педагогами (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО), я даю рекомендации по закреплению танцевальных композиций в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.). Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставлю танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае, я акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.

Кроме традиционных форм работы я использую нетрадиционные формы работы - танцевальные спектакли. Когда я занималась инсценировкой сказки «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, я использовала художественный опыт и знания детей. Предварительно дети с воспитателем читали книгу и рассматривали иллюстрации. Эти же иллюстрации я рассмотрела с детьми на занятии, и мы пришли к выводу, что героев этой сказки можно изобразить в пластической импровизации. В процессе обыгрывания я напоминала детям содержание сказки, спрашивала, кто помнит текст наизусть. Вспоминала с детьми персонажей, их внешний вид. Обсуждая образ Мухи, дети давали ей свою характеристику: «лёгкая», «изящная», «красивая», «хозяйственная», «надоедливая», «жужжащая», «гостеприимная» и т.д. Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры. Для изображения характера Мухи я предложила пьесу В.Гаврилина «Каприччио», подбирала музыку, анализируя вместе с детьми её соответствие характеру персонажа.

После обсуждения музыкального оформления сказки я предложила детям самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. При работе над данной инсценировкой я стремилась к творческому раскрепощению детей, это и есть цель моей работы над танцевальным спектаклем. Результатом работы над инсценировкой сказки явился спектакль «Муха-Цокотуха», который мы показали для родителей и для детей других групп.

Пришлось много работать над развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, чтобы добиться положительных результатов. В ходе проведённой диагностики высокий уровень развития хореографических способностей составил 55%, средний – 42% и низкий – 3% (диагностика прилагается). На протяжении трёхлетней работы заметно улучшились показатели хореографических способностей детей.

Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что дошкольники намного стали собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Воспитание и обучение детей носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран дидактический и практический материал, атрибуты к танцам.

Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.

Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

Программа саморазвития по теме :

«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста ».

1. Актуальность ….…. 3 стр.

2. Цели, задачи…. 5 стр.

3. Этапы работы…. 6 стр.

4. План мероприятий по реализации программы… . 8 стр.

5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.

6. Заключение….16 стр.

7. Список литературы…. …. … 19 стр.

Актуальность :Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности . Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте , так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности . Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры . Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий : повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности ! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка , основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том , что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения , заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности . Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что

необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки , заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений , формированию музыкального вкуса и культуры детей .

Цель : Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики . Создать необходимый положительный психологический настрой.

Задачи :

Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально -ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении

Этапы работы

Диагностический

Постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме

Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;

Определение целей и задач работы над темой В течение трех лет

Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;

- прогнозирование результатов

Составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет

Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,

Информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :

Посещение семинаров, методических объединений;

Проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет

Обобщающий - анализ работы

Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет

Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет

План мероприятий по реализации программы

2017 – 2018 учебный год

Средняя группа

Период прохождения

мероприятия

музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Познакомить детей с понятиями «осень» , «осенние листочки» , «осенний листопад» .

Расширять знания детей о понятиях «танец» , «ориентировка в пространстве» , «ровная спина» , «носик смотрит прямо» .

Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра» , «двигаться по краю ковра» .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима» , «зимние праздники» .

Расширять знание детей о понятиях «линии» , «повороты, выпады вправо и влево» .

Учить движения хороводного шага , держась за руки и

соблюдая правильную форму круга.

-Развивать музыкально -ритмическую координацию движений музыки , используя предметы.

Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки» , «умывается» , «ползает» , «виляет хвостиком» , «болтает ножками» .

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук» , «круговые движения рук » , «змейка» , «водопад» .

Повторение и закрепление

Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

Учиться музыкально движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

«Лето»

2018– 2019 учебный год

Старшая группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение передавать через движения характер музыки . Свободно ориентировать в пространстве

3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима» , «зимние праздники» .

2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами .

3. Развивать музыкально -ритмическую координацию движений , способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки , используя предметы.

4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных

движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед , кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и

т. д.) в разных игровых ситуациях.

4. учить придумывать движения

к пляскам, танцам .

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

4. Учиться музыкально , выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»

Подготовительная группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки . Свободно ориентироваться в пространстве

3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка» , «Бульба» , «Полька-Янка» ).

2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира » . («Кадриль» )

3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)

4. Знакомить с понятием «Цыганский танец» . Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев .

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот» , «Менуэт» , «Мазурка» )

2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак» , «Казачок» )

3. Развивать танцевально - игровое творчество ; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.

4. Закреплять умение придумывать движения , отражающие содержание песни.

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс» )

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

4. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»

Ожидаемые результаты :

Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов :- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям , используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного) .- Укрепление здоровья : способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу , гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой ; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев . Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление , воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку ; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях ; развивать лидерство , инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области

Заключение.

Музыка в области музыкально -ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим : «Следует научить детей красиво двигаться » . Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку , воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества . Музыка , обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения , оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность . Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические , темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка , причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой , передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей , а способность уложить свои движения во времени , в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха . Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей , постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное . Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса , то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей , до сложных образцов симфонической музыки . И здесь важно только то, что, выбирая музыку , каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель : выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки , способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой , умение выразить её содержание в движениях . Итак, в каждом виде музыкально -ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве , кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие . В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление . В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности , требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально -ритмическая деятельность развивает не только музыкальные , но и общие способности. Развивается мышление , эмоции, воспитывается творческое воображение , укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных . Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Список литературы :

1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989

2. Журнал «Музыкальный руководитель » .

3. «Музыка – детям » , Н. А. Метлов – М., 2005

4. «Музыка и движение » Бекина С. И М., 1984

5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» . Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991


« БАБОЧКИ »

Ст.гр.

Цель:

Ход: Педагог просит детей « превратиться » в бабочек и показывать жизнь бабочек в соответствии с его рассказом: « Светит яркое солнышко. Бабочка только что проснулась. Она расправляет плечи, потягивается, проверяет свои ножки. Ей радостно. Она начинает махать крылышками медленно, потом все быстрее и быстрее. А затем взлетает. Она летит в теплом-теплом радостном воздухе. Жарко, солнце греет ее крылышки. От радости она смеется. Вот она увидела цветок, села, сложила крылышки и вдыхает его аромат: как вкусно он пахнет! Наверное, цветку тоже, радостно. Темнеет. Бабочка садится, складывает крылышки и засыпает. Ей снится чудесный сон » .


« В ЛЕСУ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Педагог: «В лесу раннее утро, светит солнце и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».

«Первым на поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т.д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т.д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца.

* зайчик, волк, медведь, ежик, лисица, птички.

« ЦВЕТОЧКИ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу. Совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание.

Ход: Педагог: « Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной. »

« ПОД ДОЖДИКОМ »

Ср. гр.

Цель:

Ход: Звучит запись шума дождя. Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу - настоящий ливень! Педагог открывает зонт и зовет детей. Предлагая спрятаться от дождя. Педагог с радостью встречает детей, имитирует движения – как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.


« РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ »

Ср.гр.

Цель: Побуждать детей к импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Звучит спокойная музыка. Дети вместе с педагогом изображают растущие цветы: сначала цветы все спят, затем начинают медленно просыпаться, вытягиваться к солнышку, тянутся все выше и выше. Как хорошо им на лесной полянке всем вместе, закружились цветы под музыку птичьих трелей в общем танце. А теперь подбежали все цветочки близко друг к другу и обнялись.

« МАГАЗИН ИГРУШЕК »

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png