Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто - родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно - ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам - «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных - «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны - ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года : не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года : знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) - это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи - ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи - речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи - ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку - ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка - ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи - ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи , связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное - не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист - дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению - главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры - лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно - в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент - чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
  • – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха .

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и .

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Развитие речи любого ребёнка идёт по одному и тому же пути. Отставание от заданного природой темпа развития получило название «темповая задержка». Она встречается у большого количества детей, причём у девочек в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Данное понятие применимо только к детям не старше 3–4 лет, после этого возраста нарушение перерастает в серьёзную проблему. Вовремя замеченная и устранённая темповая задержка, позволит избежать задержки общего развития малыша в будущем. Чем раньше она обнаружена, тем проще и быстрее её скорректировать.

При данном виде нарушения страдает активный словарь (количество слов в речи ребёнка), грамматика (употребление слов в нужном падеже, роде и числе), фразовая (умение построить предложение) и связная речь (умение рассказывать и пересказывать). Поскольку речь тесно связана с психикой, возможно одновременное нарушение памяти, внимания и мышления.

Обычно родители начинают беспокоиться, сравнивая речь своего ребёнка с тем, как говорят его сверстники. Кто-то верит в сказки, что малыш и так заговорит в 3 или 4 года, если до этого он молчал. Потом эти родители сталкиваются с печальными диагнозами вроде ЗПР и аутизма.

Причиной темповой задержки речи могут стать:

  • родовая травма, асфиксия во время родов;
  • внутриутробная гипоксия (следствие позднего токсикоза);
  • частые заболевания в грудном возрасте;
  • ошибки в воспитании (гиперопека или запущенные дети);
  • дефицит общения со взрослыми;
  • неблагоприятная речевая среда: наличие родственников с дефектами произношения или двуязычие в семье.

Иногда причиной служит генетически запрограммированный темп созревания нервной системы, когда один из родителей тоже поздно заговорил.

Поставить диагноз может только специалист - невролог, логопед. Обычно у таких детей нет грубых невропатологических расстройств, и этот факт даёт надежду на то, что задержка речи будет преодолена при занятиях с логопедом или дефектологом, и проведении массажа. Иногда невропатолог назначает приём лекарственных препаратов.

Внимательные родители могут заподозрить, что у их ребёнка темповая задержка речи, по следующим признакам:

  • в возрасте 1 год он не реагирует на слова окружающих;
  • в 1,5–2 года не повторяет за взрослыми простые или лепетные слова (кар-кар, гав-гав, дай, биби);
  • в 2 года не произносит ни слова, чаще мычит;
  • в 3 года не соединяет слова во фразы, не запоминает небольшие стихотворения;
  • на 4 году жизни не может составить своё высказывание, повторяет лишь отдельные слова из знакомых книжек и любимых мультфильмов;
  • предпочитает пользоваться жестами, мимикой, а не словами.

Важно отличить темповую задержку от общего недоразвития речи, или более сложного отклонения. Например, такие дети, в отличие от детей с ОНР, хорошо понимают обращённую к ним речь взрослых, различают голоса людей, звуки природы, могут подражать животным. Они взаимодействуют со взрослым, стараются выполнить просьбу родителей (принеси книжку, налить воды), стремятся получать новые впечатления, знания о мире, чаще обозначая интерес жестами или мимикой.

Я заметила у своей дочки признаки темповой задержки в полтора года. Она реагировала на речь окружающих, но практически ничего не говорила, предпочитая жесты и мимику словам. Было проведено обследование у невропатолога, который проверил отсутствие нарушений по своему направлению. Активные занятия позволили малышке к 2,5 годам выйти на уровень нормы, теперь она не замолкает:)

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед

Коррекция темповой задержки имеет одну особенность. Если у детей без нарушения речь развивается плавно, то в случае нарушения, регулярные занятия со специалистом стимулируют её развитие, что выражается в резких переходах: от лепета малыш сразу переходит к простым словам, а с минимального набора слов совершает рывок к полноценным фразам, быстро догоняя сверстников.

Для стимуляции речевого развития проводятся специальные занятия, где уделяют много внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, рисованию, лепке, аппликации, формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

С ребёнком проводят различные игры, наполняют его пассивный словарь, развивают слуховое и зрительное внимание, формируют навыки связной речи. Среди хороших коррекционных приёмов, которые родители могут проводить самостоятельно, можно отметить проговаривание всех действий, совершаемых малышом и его близкими, наблюдения за окружающим миром, сопровождаемые комментариями мамы или папы.

Это нужно делать параллельно с проводимыми логопедом занятиями по стимуляции и развитию речи. Если вы сомневаетесь в развитии речи малыша и подозреваете у него речевую задержку, приходите к нам на диагностику. Мы проведём обследование, проконсультируем и объясним, что нужно делать. При желании вы можете доверить коррекционную работу нашим специалистам.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Этапы развития речевых навыков

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.


В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: ). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.



Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: )

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.



Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: ).
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.

Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком - обязанность каждых родителей.

Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.

Что такое темповая задержка речевого развития

Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.

В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.

Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:

  • отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше;
  • ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой;
  • в 4 месяца не освоены губные звуки - «б», «м», «п»;
  • в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её;
  • годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем;
  • в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке;
  • в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»);
  • в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом;
  • в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова.

Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.

Когда без медицинской помощи не обойтись

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.

Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.

Задержка психо речевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.

Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.

Как помочь ребёнку без логопеда

Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.

Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.

Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.

Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки «замков », небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).

Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.

Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра - по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.

Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может «сообразить », что «медвежонок » и «зайчик » - это «животные ». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.

Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка «вычислять » сложные для него вопросы.

Техника массажа для лучшей речи вашего малыша

Заниматься можно не только играми в слова.

Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:

  • массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут;
  • растереть лёгкими движениями ладони;
  • растереть тыльную сторону кисти;
  • круговыми движениями размять запястные суставы;
  • быстро растереть каждый пальчик отдельно;
  • сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно - противостоящий большой пальчик;
  • осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты;
  • хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты;
  • поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.


Продолжать массаж нужно длительное время - полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png