Истерики с «крокодиловыми» слезами по несколько раз в день? Ребенок настолько активен, что от его беготни начинает кружиться голова? При этом крайне медлителен во время сборов на улицу и часто буквально застревает в проеме дверей? Глубоко вдохните, выдохните - вы не одна.

В современном мире дети рождаются многовекторными. Ведь теперь вместо древней саванны нас окружают высотные дома, тысячи автомобилей и гигабайты информации в интернете. Для выживания нам, конечно, не требуется ходить на охоту убивать мамонта, заниматься собирательством. Мы должны адаптироваться к современным реалиям, когда ежесекундно наш мозг одновременно проводит сотни операций.

Наш мозг, а следовательно, и психика усложнились, усовершенствовались в соответствии с ландшафтом.

Так, если у древнего человека мозг в основном состоял из подкорковых образований (базовые животные инстинкты), то у современного есть потрясающая надстройка в виде коры головного мозга.

Пятьдесят тысяч лет назад люди в основной своей массе были одновекторными. Большего и не требовалось для выживания в саванне: обладатели кожного вектора были охотниками и алиментаторами древней стаи, анальники передавали накопленные знания и умения из поколения в поколение…

В современном мире информации нашей психике необходимо быть более «прокачанной» и более совершенной. Природа сделала «апгрейд» головного мозга человека, что выражается в появлении целых поколений детей, обладающих одновременно тремя-четырьмя, а то и шестью-семью векторами. И психика таких детей, соответственно, усложнилась, собрав в себе свойства всех имеющихся векторов.
У детей вектора проявляются в их архетипе. Так, кожный ребенок сызмальства тяготеет к постоянному физическому контакту с матерью: ему нравится касаться кожи мамы, нравятся поглаживания мамы. По мере своего развития он развивает «хаптильный» талант: познает мир через осязание кожей, через касания, а интересующие его предметы, игрушки он прежде всего хватает ручками и тащит в рот. Когда такой ребенок научается ходить, то становится буквально неуловимым: выявляется любовь к бегу и подвижным играм.

Когда кожный ребенок начинает говорить, то часто будете слышать от него: «Я первый! Давай наперегонки! Поиграем в догонялки! ».

Здесь, конечно, на руку непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию. Например, из последнего: не хотела уходить из частной клиники, потому что не дали желаемое. Истерика была очень зрелищной: рыдала в коридоре, сидя на коленях, обливаясь выдавливаемыми «крокодиловыми» слезами, размазывая слюни и сопли по лицу и футболке. «Добрые» медсестры и санитарочки буквально плясали вокруг нее с конфетками, с разного рода «плюшками». А моя дочь, видя «благодарного зрителя», распалялась при появлении каждого нового доброжелателя. Так продолжалось, пока мы с ней наедине не остались в кабинете врача (тот после осмотра быстро ретировался, дабы не слышать театральные рыдания малышки).

Что сделала я? Села на корточки рядом с ней, спокойно заговорила о ситуации, выяснила причины ее слез, предложила варианты выхода (тут пришли на помощь кожные уловки). В итоге мы вышли из кабинета совершенно спокойные, быстро оделись и поехали домой, заехав по дороге в ее любимый ресторан (это было частью нашего договора).

Благодаря знаниям, полученным на полном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, я понимаю свойства психики своего ребенка. Я знаю, почему моя дочь ведет себя так или иначе в каждой конкретной ситуации. Системные знания дают мощную поддержку в воспитании современных многовекторных детей.

Альфия Смакова


Раздел:

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

В сфере психологии наиболее тонкой и уязвимой является тема детской психологии. Ребенок – это еще несформированная личность, он растет и постепенно познает мир. Поэтому найти нужный подход к нему намного сложнее, чем к взрослому человеку, который имеет определенные сформированные взгляды и объективное понимание тех или иных вещей.

Особенности детской психологии

Особенности детской психологии заключаются в том, что ребенок еще не понимает многих вещей и его легко можно обмануть. Он еще не умеет искать взаимосвязи между вещами и событиями и ему сложно отличить правду от вымысла. А поскольку взрослые являются для него авторитетом и примером для подражания, он им верит.

Особенно это относится к детям до пяти лет. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходит формирование психики. Потому к этому периоду ребенка необходимо отнестись очень ответственно. Нужно стараться находить правильный подход к малышу. И помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и психологические процессы у каждого протекают по-разному. В такой период один ребенок может быть спокойным и, даже замкнутым, у другого же наоборот могут быть частые смены настроения и необоснованные реакции. От этого у родителей часто может возникать ощущение отсутствия взаимопонимания с ребенком.

Поиск правильных подходов

Как же найти правильный подход к ребенку в таком возрасте? Для этого следует отнестись к нему как к взрослому. В ходе своего развития дети проходят определенные этапы. На возраст до пяти лет приходится период так называемой игры или подражания. В этот время малыши начинают перенимать поведение взрослых людей. Поэтому нужно не забывать, что вы служите для него примером. Для ребенка подражание взрослым является игрой, но все это прочно откладывается в его подсознание.

Также в возрасте двух-четырех лет, особенно ближе к 4, у детей проявляется большая любознательность ко всему, что их окружает. Но многие взрослые на детские вопросы отвечают либо отговорками, либо неправдой. Не стоит думать, что дети глупые. Они часто бывают намного смышленее взрослых. И если взрослая неправда рассекречивается, то у ребенка снижается степень доверия к старшим. На этом фоне могут возникать обратные реакции и конфликтные ситуации. Нужно отнестись к любознательности малыша с терпением и находить для него правильные ответы.

Повышенное внимание — залог доверия

В этот период ребенок требует повышенного внимания. От недостатка проявления внимания со стороны старших, у него может развиться замкнутость. Ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире, находить общий язык не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. В это время лучше избегать криков и строгих наказаний. Тем более, если ребенок стал раздражительным и у него случаются частые перепады настроения. Ведь развитие малыша — это естественный процесс. Нужно просто набраться терпения и пережить его. А постоянные крики на ребенка не приведут ни к чему хорошему. Это может только усугубить его состояние и негативно сказаться на ваших с ним отношениях.

Возраст от двух до четырех лет – это достаточно сложный период в воспитании ребенка. Для того, чтобы найти нужный подход к ребенку, отнеситесь к нему, как к взрослому. Пусть он видит, что его воспринимают равноценно. Это придаст ему уверенности и сделает ваши с ним отношения более доверительными.

» встретился такой вопрос:

«У меня высокочувствительный ребенок, сын 2 года. Он с рождения был очень громкий и требовательный. Беременность и роды легкие, здоров. В первые полтора года кричал при малейшем дискомфорте, причем не всегда было понятно по какому поводу. Много плакал, днем спал только на руках. Развивается по норме, очень сообразительный малыш. Но он очень эмоционален. Не может никогда сам успокоиться... Стал старше крики и нытье осталось. Помогает только безраздельное внимание к его персоне. Понимаю, что скорее всего дело в установке границ? Но он очень чувствительный и легко пугается, с ним жестко нельзя, иногда бываю ночные кошмары и страхи. Причем растет в огромной любви, никогда в руках не отказывали, много обнимаем, вместе играем, мы благополучная семья. Я запуталась где заканчиваются его потребности и начинаются прихоти... Вот прихожу с ним к своему врачу, он будет час орать в приемной, что домой. Пробую разные подходы, озвучиваю его чувства, принимаю, закрываю тему и игнорирую, предлагаю что-то интересное, хватает на 5 мин. Такое ощущение, что у него реально стресс... Но я же не могу всегда быть там, где он хочет...Очень настойчивый... Всегда предлагаю альтернативу если можно, или просто заранее сообщаю что будет. Кучу всего изучила... Любит командовать... Как быть?? Я запуталась... Ведь он всегда был требовательным и громкий, но таким и остался... Я вовремя с ним не выросла? С чего мне можно начать, учитывая его особенности?» Ольга.

Дорогие родители, мне периодически пишут про таких деток. Поэтому давайте немного разберемся, что такое чувствительность.
В психологии есть термин ребенок с повышенной чувствительностью или сенситивностью . В обиходе употребляется фраза «ребенок с повышенными запросами» или «требовательный ребенок».
Если посмотреть на значение сенситивности — она означает характерологическую особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную чувствительность (сенситивность).

Следует различать сенситивность характера (личности) и сенситивность периода (возрастные этапы развития), т.к. многие путают эти понятия.

Сенситивный период — когда ребенок, подрастая, проходит определенные фазы развития. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал такие фазы как периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений. Процитирую его, т.к. это важно для понимания:

1,5-3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3-4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4-5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5-6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8-9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1-2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой - между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

Итак, по мнению Л.С. Выготского, в жизни дошкольника самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) - 1 год, 3 и 7 лет.

Теперь перейдем к такому понятию, как сенситивность характера (личности) ребенка . Это как раз то, о чем писала мама Ольга в своем вопросе выше.
Очень хорошую иллюстрацию приводят в своей книге известные авторы Уильям и Марта Серз. «Ваш ребенок: Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет». Если читали их книгу, то наверняка помните, как они делились своими наблюдениями за дочерью Хэйден.

В главе 16. они пишут:
«Есть дети, которые уже вступают в этот мир с особыми запросами, чем сразу же зарабатывают ярлык „беспокойных“ или „шумных“. Они способны исчерпать всякое терпение своих воспитателей, но легко ладят с теми, кто относится к ним чуточку мудрее и внимательнее.
Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.
Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова „правило“, если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в „передай ребенка“ стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта — дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: „Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними“. Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: „Вы носите ее слишком много“, „Вы ее портите — дайте ей накричаться“, „Она из вас веревки вьет“. Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: „Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители“.

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение...

В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: „У нее высокий уровень потребностей“. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

„Ребенок с повышенными запросами“ — и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

„Она перерастет это“, — уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались — они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом — в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, — от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, „жизнь бьет ключом“. Она добра и внимательна к другим, включая нас. Вот чему нас научила Хэйден:

— Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.
— У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть.
— Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

— Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.
— Она сама представляет собой ценность (это нормально — иметь запросы).
— Она окружена теплом и доверием.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами.

„Сверхчувствительность“ . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

„Я просто не могу уложить его“ . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой — вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

„Не может сам успокоиться“ . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: „Он сам не может расслабиться“. Колени матери — его стул, грудь отца — его ложе, грудь матери — средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к „утешителю“ впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

„Напряженность“ . „Он все время находится на взводе“ , — заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: „Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх“. Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

„Слишком активны“ . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. „Для него вообще не существует неподвижного положения“, — сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

„Истощает все силы“ . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. „Он меня просто изматывает“, — постоянная жалоба родителей.

„Невозможно удержать“ . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

„Требовательность“ . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа „Он вас подминает под себя“. Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами — предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: „Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?“ Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180 градусов как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как „смелый“, „заинтересованный“, „яркий“. Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т.е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.»

И все же, как быть с воспитанием такого ребенка? Как быть с границами, стоит ли их устанавливать?

Родителям таких требовательных и беспокойных деток очень нужно продуманное поведение и четкие границы.

Если вы, к примеру, знаете, что вызовет у ребенка бурную реакцию, можно предусмотреть обходные маневры, смягчающие данную ситуацию . Например, посещение врача — это для любого ребенка сильный стресс. А для нашего ребенка с повышенной сенситивностью — он увеличивается вдвое. Кто-то вызывает врача на дом и он обследует ребенка в домашней обстановке. Кто-то постепенно готовит малыша к посещению поликлиники с помощью сюжетной игры и красочных книжек. Кто-то приходит на прием точно по времени и тем самым, избегает утомительного ожидания в очереди. Кто-то просто отвлекает кроху увлекательной игрушкой. У каждого родителя обязательно найдется свой способ решения.

Да, не всегда они срабатывают, но путем внимательного наблюдения за ребенком и спокойного, теплого отношения к нему можно снизить значительное число вспышек и капризов.

Границы устанавливаются в зависимости от возраста ребенка : в каждой семье они индивидуальные, но есть и общие, одинаковые для всех. Семьям нужно определить, что допустимо, а что нет и поддерживать их единым фронтом.

От родителей потребуется максимум терпения и выдержки . Поэтому те, кто сами не выдерживают и взрываются, важно позаботиться о себе в первую очередь. Уравновешенная мама благотворно влияет на такого ребенка, и он в свою очередь, постепенно учится у нее управлять своим характером.

Все предъявляемые требования к ребенку должны быть короткими, понятными, а запреты — не более 4-5 и достаточно вескими и аргументированными , которые касаются жизни и безопасности ребенка и которые не имеют двойного толкования: сегодня нельзя, а завтра — можно. Все, что не входит в эти запреты — либо «можно», либо убирается с глаз долой во избежание споров.

Важен продуманный режим, учитывающий потребности ребенка . К примеру, если малыш с 2-3 лет отказывается спать в тихий час (а отдыхать ему очень важно), то вместо того, чтобы настаивать, накаляя обстановку, стоит продумать, чем заменить этот отдых: тихими играми, беседой-рассказами-сказками, расслабляющим массажем, чтением книжки, рисованием. Т.е. такой деятельностью, при которой он вовлечен во что-то, но темп деятельности намного ниже, чем во время активного времени дня.

Очень необходимо разумно дозировать просмотр телепередач и использование различных гаджетов . К сожалению, многие детки подвержены скуке и не выпускают из рук планшеты и телефоны. Как результат, они имеют низкую познавательную потребность и совсем не умеют играть в самые простые игры. А накопленная энергия ищет выход, порой в немотивированных капризах. Им нужны больше впечатлений для развития ума, движений для развития опорно-двигательного аппарата, активные прогулки на улице и тренировки дома, причем дома очень желательно иметь спортивный уголок.

И в завершении хочется сказать: не воспринимайте своего ребенка с повышенной чувствительностью (сенситивностью) как мучение и наказание. У вас растет сильный характером и чуткий душой ребенок. Который при внимательном отношении и мудрой заботе вырастет в прекрасного и отзывчивого человека.

Поделитесь в комментариях, каким по характеру растет ваш ребенок? Есть ли в описании совпадения с характером вашего сына или дочки? Если да, то какие «находки» прижились в вашей стратегии воспитания, помогающие в общении с ребенком?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png