Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш - мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие - он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
  • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста - формирование естественных изгибов позвоночника.
  • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
  • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
  • Сон. Общая норма сна - 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной - 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь - на нервной системе.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей - создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года - кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей. Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

Школы раннего развития: краткий обзор методик

  • Методика Зайцева. Главная цель - обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие - «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
  • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
  • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы - подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
  • Методика Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог и врач - основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача - поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации - всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
  • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.

Плюсы раннего развития

  • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
  • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
  • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
  • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
  • Смена обстановки.
  • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
  • Формирование навыков самостоятельности.

На что обратить внимание?

  • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
  • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
  • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
  • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
  • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.

Подвижные игры

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Развивающие игры и игрушки

Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

Сюжетно-ролевые игры

Основная цель сюжетно-ролевых игр - приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

Развитие речи

Общение со сверстниками

У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

Кризис 3 лет

Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

  • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности - выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
  • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
  • Агрессия. Агрессия - естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
  • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики - нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
  • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
  • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?

Что делать с капризами и истериками

Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

  • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать - значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
  • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

Продуктивное и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и . Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед
  • п ервое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Под редакцией С.Н. Теплюк

Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.

Введение

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.

Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.

К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша («получилось – не получилось»). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.

Осознание ребенком результативности своих действий способствует:

Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;

Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим «хочу – не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;

Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. «Я могу это сам!» – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.

Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели («Я сам»). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.

Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.

Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. «Я сам!», «Я большой!» – это его самое главное достижение.

Организация жизни ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка

Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.

На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.

Темп физического развития ребенка можно оценить следующим образом:

– рост в 1 год + 5x2 = рост в 3 года (5 – это средняя прибавка роста в год; 2 – число прожитых лет);

– масса в 1 год + 2x2 = масса в 3 года (2 – это средняя прибавка массы в год; 2 – число прожитых лет).

То есть если у ребенка в 1 год длина тела была 75 см, а масса – 10 кг, то в 3 года длина его тела будет 85 см, а вес – 14 кг.

Существуют общераспространенные показатели двигательного развития ребенка третьего года жизни (Т. Л. Лиддя, Л. Йорк):

Прыгает (2 года-2 года 6 месяцев);

Умеет работать ногами при езде на велосипеде (2 года 6 месяцев-3 года);

Ездит на трехколесном велосипеде, объезжая углы и меняя направление (3 года);

Стоит на одной ноге 3 секунды (2–3 года);

Строит башню из 9 кубиков (3 года);

Нанизывает мелкие бусины (3 года и старше);

Умеет пользоваться детскими ножницами (к 3 годам);

Спускается по лестнице без посторонней помощи (3 года).

Можно также воспользоваться и показателями развития ребенка,

разработанными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (см. таблицу 1). Поскольку у каждого ребенка индивидуальный темп развития, мы приводим усредненные данные о развитии детей. В любом случае развитие ребенка – это показатель его физического и психического здоровья, и не всегда какое-либо отставание можно устранить только дополнительными занятиями. В первую очередь следует комплексно оценить развитие ребенка по всем разработанным показателям и обратиться к специалистам поликлиники (если ребенок воспитывается в домашних условиях).

Таблица 1

Показатели нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Режим дня

Режим – это изменение продолжительности бодрствования, сна и приема пищи ребенком в течение суток (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток

Ослабленный, часто болеющий, травмированный малыш, который функционально моложе своего возраста, нуждается в укороченном бодрствовании, более делительном сне, а значит, и в щадящем режиме – режиме до 2 лет (вообще при назначении режима учитывается не только возраст, но и состояние здоровья, уровень физического развития, состояние возбудимости нервной системы ребенка).

Сон должен создавать условия для адекватного бодрствования ребенка после пробуждения. Бодрствование по продолжительности и активности должно обеспечить малышу полноценный сон. То есть ребенок спит не потому, что это положено по режиму, а потому, что хочет спать, а просыпается не потому, что его разбудили, а потому, что он выспался.

Потребность и соотношение периодов сна и бодрствования определяется не только возрастом, но и биоритмами, метеорологическими условиями, образом жизни. На третьем г...

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Под редакцией С.Н. Теплюк

Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.


H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.

Введение

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.

Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.

К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша («получилось – не получилось»). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.

Осознание ребенком результативности своих действий способствует:

Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;

Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим «хочу – не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;

Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. «Я могу это сам!» – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.

Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели («Я сам»). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.

Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.

Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. «Я сам!», «Я большой!» – это его самое главное достижение.

Организация жизни ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка

Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.

На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.

Темп физического развития ребенка можно оценить следующим образом:

– рост в 1 год + 5x2 = рост в 3 года (5 – это средняя прибавка роста в год; 2 – число прожитых лет);

– масса в 1 год + 2x2 = масса в 3 года (2 – это средняя прибавка массы в год; 2 – число прожитых лет).

То есть если у ребенка в 1 год длина тела была 75 см, а масса – 10 кг, то в 3 года длина его тела будет 85 см, а вес – 14 кг.

Существуют общераспространенные показатели двигательного развития ребенка третьего года жизни (Т. Л. Лиддя, Л. Йорк):

Прыгает (2 года-2 года 6 месяцев);

Умеет работать ногами при езде на велосипеде (2 года 6 месяцев-3 года);

Ездит на трехколесном велосипеде, объезжая углы и меняя направление (3 года);

Стоит на одной ноге 3 секунды (2–3 года);

Строит башню из 9 кубиков (3 года);

Нанизывает мелкие бусины (3 года и старше);

Умеет пользоваться детскими ножницами (к 3 годам);

Спускается по лестнице без посторонней помощи (3 года).

Можно также воспользоваться и показателями развития ребенка,

разработанными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (см. таблицу 1). Поскольку у каждого ребенка индивидуальный темп развития, мы приводим усредненные данные о развитии детей. В любом случае развитие ребенка – это показатель его физического и психического здоровья, и не всегда какое-либо отставание можно устранить только дополнительными занятиями. В первую очередь следует комплексно оценить развитие ребенка по всем разработанным показателям и обратиться к специалистам поликлиники (если ребенок воспитывается в домашних условиях).


Таблица 1

Показатели нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Режим дня

Режим – это изменение продолжительности бодрствования, сна и приема пищи ребенком в течение суток (см. таблицу 2).


Таблица 2

Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток

Ослабленный, часто болеющий, травмированный малыш, который функционально моложе своего возраста, нуждается в укороченном бодрствовании, более делительном сне, а значит, и в щадящем режиме – режиме до 2 лет (вообще при назначении режима учитывается не только возраст, но и состояние здоровья, уровень физического развития, состояние возбудимости нервной системы ребенка).

Сон должен создавать условия для адекватного бодрствования ребенка после пробуждения. Бодрствование по продолжительности и активности должно обеспечить малышу полноценный сон. То есть ребенок спит не потому, что это положено по режиму, а потому, что хочет спать, а просыпается не потому, что его разбудили, а потому, что он выспался.

Потребность и соотношение периодов сна и бодрствования определяется не только возрастом, но и биоритмами, метеорологическими условиями, образом жизни. На третьем году жизни это проявляется в виде индивидуальных особенностей малыша. Чем моложе ребенок, тем он более чувствителен к эмоциональным нагрузкам перед сном. Поэтому не предлагайте малышу перед сном новые игрушки, не устраивайте шумные игры и т. п. Ребенок должен уснуть спокойным. Выработайте свой ритуал отдхода ко сну: организуйте теплую ванну, поговорите с ребенком о чем-то хорошем, спойте колыбельную или почитайте книжку, поцелуйте его. Придерживаясь раз и навсегда выбранного ритуала, вы поможете ребенку поскорее заснуть.

Режим дня – это и организованное кормление ребенка в четко установленное время. При соблюдении этого требования малыш будет съедать положенную норму с аппетитом.

Здоровье ребенка, его настроение и активность зависят от правильного питания.

Рациональное питание ребенка

Полноценное питание ребенка является основой его нормального роста, физического и умственного развития, залогом крепкого здоровья. Известно, что воспитанные в детстве пищевые привычки (и полезные, и вредные) самые прочные. Поэтому очень важно, чтобы с ранних лет ребенок питался правильно, а для этого необходимо соблюдать три основных принципа: питание должно быть разнообразным, умеренным и регулярным.

Все жизненные процессы, протекающие в организме, сопровождаются расходом энергии. Энергетические затраты ребенка связаны с процессами роста и функционирования различных систем организма (дыхания, пищеварения, кровообращения и др.). Энергия также необходима для физической и умственной деятельности ребенка.

Постоянно расходуемая организмом энергия должна компенсироваться. Единственным ее источником является пища, содержащая белки, жиры и углеводы. Именно при биологическом окислении (сгорании) этих веществ в организме и высвобождается энергия. Величину энергозатрат человека принято выражать в больших калориях, или килограмм-калориях (ккал). Те же единицы используют для измерения энергетической ценности пищевых продуктов.

Суточная норма потребления энергии (в килокалориях) для детей 2–3 лет составляет 1400 ккал. Этот показатель служит основой для определения общей калорийности суточного пищевого рациона.

Для растущего, развивающегося организма особенно важно, чтобы энергия не только восполнялась, но и чтобы поступающие с пищей белки, жиры, углеводы, а также минеральные вещества и витамины содержались в необходимом количестве и определенном соотношении.

Роль белков в жизнедеятельности организма многообразна. Они являются основным пластическим материалом, необходимы для построения клеток, тканей и органов. Белки входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина крови, участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Белки участвуют в формировании соединений, обеспечивающих иммунитет. Энергетическая ценность одного грамма белка составляет 4 ккал. Суточная потребность ребенка 2–3 лет в белках составляет 42 г.

Наибольшую ценность для растущего организма представляют белки животного происхождения (мясо, молоко, рыба, яйца), содержащие необходимые для жизнидеятельности аминокислоты. Кроме того, белки животного происхождения лучше перевариваются и усваиваются. Вот почему в суточной дозе, необходимой детям дошкольного возраста, такой белок должен составлять не менее 70 %. Остальная норма покрывается белками растительного происхождения, содержащимися в хлебе, крупе, бобовых. В таблице 3 приведены данные по содержанию животных и растительных белков в основных продуктах питания.


Таблица 3

Жиры являются важным источником энергии. Они принимают участие в обмене веществ, выполняют пластическую функцию, способствуют поступлению в организм жирорастворимых витаминов. Энергетическая ценность 1 г жира выше, чем белка и составляет 9 ккал. За счет жиров организм получает более 30 % суточной нормы энергии.

В питании детей следует использовать пищевые жиры животного (мясо, куры, сливочное масло, сметана, сыр) и растительного (орехи, крупы, растительные масла) происхождения. Большую биологическую ценность для детского организма имеют растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое). Содержащиеся в них полине-насыщенные жирные кислоты (ПНЖК) играют важную физиологическую роль в регуляции процессов роста и развития. Полиненасыщенные жирные кислоты благотворно влияют на состояние кожи и сосудов, моторику кишечника, повышают сопротивляемость к заболеваниям.

Суточная потребность в жирах ребенка 2–3 лет составляет 47 г.

Растительные жиры должны составлять примерно одну треть от общего количества жиров в рационе ребенка. Это означает, что ежедневно с пищей малыш в возрасте 2–3 лет должен получать около 10 г растительного масла, причем часть должна употребляться без термической обработки (салат, винегрет). В таблице 4 представлены данные о содержании жиров в различных продуктах питания.


Таблица 4

Углеводы – главный источник образования энергии, но этим не исчерпывается их значение. Они принимают активное участие в обменных процессах, являются необходимым компонентом при формировании клеток.

Суточная потребность ребенка 2–3 лет в углеводах составляет 203 г.

В рационе дошкольника углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Энергетическая ценность углеводов такая же, как и белков, – 4 ккал. Углеводы обеспечивают более 50 % общей энергетической ценности суточного рациона. Основными их источниками являются хлебобулочные изделия, крупы, макароны, сахар, кондитерские изделия, плоды, овощи, картофель. Углеводы делят на легкоусвояемые (сахар, крахмал) и плохо усвояемые (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества и др.). В настоящее время плохо усвояемые углеводы принято называть растительными или пищевыми волокнами. Ими богаты овощи, фрукты, ржаной хлеб, крупы, бобовые, мармелад, повидло, джем. Несмотря на то что пищевые волокна практически не перевариваются в желудочно-кишечном тракте и не могут служить источником энергии, их роль весьма существенна: они сорбируют тяжелые металлы, радионуклиды, токсические вещества, холестерин, участвуют в стимуляции перистальтики кишечника, формировании каловых масс, то есть способствуют выведению из организма чужеродных веществ.

К сожалению, рацион детей нередко перегружен легкоусвояемыми углеводами за счет кондитерских изделий, сахара, макарон, белого хлеба, а продуктов, богатых пищевыми волокнами, содержит недостаточно. Излишки углеводов обладают способностью преобразовываться в жировую ткань, приводя к тучности. Кроме того, избыток сахара и сладостей способствует развитию кариеса зубов. В таблице 5 приведено содержание углеводов в продуктах питания.


Таблица 5

Минеральные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах, необходимы для нормального течения химических реакций в организме. Они входят в состав различных тканей и биологических жидкостей, поддерживают постоянство состава клеток, оказывают влияние на развитие желез внутренней секреции, выработку гормонов, правильное кроветворение, то есть являются регуляторами физиологических процессов.

Минеральные вещества принято подразделять на две группы: макроэлементы (кальций, фосфор, магний, калий, натрий) и микроэлементы (железо, цинк, медь, фтор, йод, селен). Исключительную роль в детском возрасте играют железо и кальций. Железо необходимо для снабжения клеток и тканей кислородом; его дефицит ведет к анемии, задержке роста и умственного развития ребенка. При недостаточном поступлении железа снижается эмоциональный тонус, ребенок ощущает усталость. Кальций, наряду с фосфором, составляет основу костной ткани, он также необходим для формирования зубов. Недостаток поступления кальция является фактором риска развития остеопороза – заболевания, при котором снижается масса костной ткани, а также ухудшается ее микроструктура, приводя к повышенной хрупкости костей, то есть к риску возникновения переломов.

Как известно, образование костей у человека начинается еще до рождения и завершается к 20 годам. От качества питания, достаточного поступления с пищей кальция в детском и подростковом возрасте зависит состояние костной ткани взрослого человека. Вот почему в ежедневном рационе ребенка обязательно должны быть молочные продукты. Практически половину нормы суточной потребности дошкольника в кальции обеспечивает 0,5 л молока. Источниками кальция являются также творог, сыр, йогурты. Потребность в кальции для ребенка 2–3 лет составляет 1100 мг в день.

Для предупреждения нарушений в развитии ребенка и развития хронических заболеваний не менее важна достаточная насыщенность пищи микроэлементами. Дефицит фтора в пище и воде способствует развитию кариеса зубов; недостаток цинка ведет к задержке роста и полового развития, йода – к расстройствам функции щитовидной железы, задержке физического и психического развития. Селен важен для обмена веществ, формирования у ребенка иммунитета. Медь необходима для процессов кроветворения, ее недостаток в рационе приводит к анемии и задержке роста ребенка.

Витамины (A, B1, В2, В6, В12, С, РР, Д, Е, К, фолиевая кислота) относят к незаменимым факторам питания. Их значимость для жизнедеятельности ребенка трудно переоценить. Недостаток витаминов в детском возрасте отрицательно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии малыша, ведет к нарушению обменных процессов, снижает активность иммунитета, повышает частоту и тяжесть заболеваний, снижает умственную и физическую работоспособность. Кроме того, дефицит витаминов усиливает негативное действие на ребенка вредных экологических факторов.

Необходимый набор витаминов поступает в организм с продуктами питания, и чем разнообразней пищевой рацион, тем шире спектр витаминов.

Нередко родители ошибочно считают, что основными поставщиками витаминов являются фрукты и овощи, тогда как в них содержатся только витамин С, фолиевая кислота и каротин. Источниками остальных витаминов являются мясо, рыба, яйца, молочные продукты, сыр, творог, бобовые и крупы. Вот почему эти продукты следует постоянно включать в пищевой рацион ребенка.

Дополнительными источниками поступления витаминов являются пищевые продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами, в их числе молоко и кисломолочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, зерновые завтраки, кондитерские изделия, детские плодовоовощные консервы и соки.

Индивидуальная витаминизация ребенка с использованием аптечных витаминных препаратов должна проводиться по назначению врача.

Необходимой составной частью рациона ребенка является вода, которая входит в состав клеток и тканей. Все химические и обменные процессы протекают с участием воды, конечные продукты обмена также удаляются вместе с водой. В сутки организм ребенка выделяет до 1,5 л жидкости вместе с мочой, потом, выдыхаемым воздухом. Эти потери организм должен восполнять. Чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Так, потребность ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 100 мл на 1 кг массы тела. Следует помнить, что в жаркое время года потребность в жидкости повышается.

Вода поступает в организм с чаем, жидкой (суп, компот, молоко) и плотной (хлеб, мясо, каши) пищей. Особенно много воды (до 90 %) содержится в овощах, фруктах, ягодах. Неблагоприятно отражается на здоровье как чрезмерное, так и недостаточное поступление в организм воды. При избытке воды органы кровообращения и выделения работают с повышенной нагрузкой, при резком ее ограничении наступает обезвоживание организма и нарастает концентрация растворенных в нем веществ.

Для восполнения потребности ребенка в жидкости необходимо в течение дня предлагать ему питьевую воду (бутилированную или кипяченую водопроводную) по 100–150 мл.

Источниками белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов являются пищевые продукты, которые условно подразделяют на следующие группы: хлеб и хлебобулочные изделия; крупы и макаронные изделия; молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; яйцо; пищевые жиры; сахар и кондитерские изделия; фрукты овощи; картофель.

Специалистами в области детского питания разработан примерный среднесуточный набор продуктов (таблица 6), который полностью обеспечивает ребенка в возрасте 2–3 лет необходимыми пищевыми веществами.


Таблица 6

Примерный суточный набор продуктов для ребенка 2–3 лет

На первый взгляд может показаться, что ассортимент пищевых продуктов и их количество избыточно для ребенка, но это не совсем верно. Часть продуктов представленного перечня (мясо, молоко, сахар, сливочное и растительное масло, хлеб, овощи, фрукты, соки) следует предлагать ребенку ежедневно. Другие продукты (яйца, творог, рыба, сметана) достаточно включать в рацион ребенка 2–3 раза в неделю, ориентируясь на суммарное количество продуктов, которое следует использовать за неделю.

Необходимо иметь в виду, что в таблице 6 указан вес сырых необработанных продуктов (вес брутто), то есть мяса и рыбы с костями, неочищенных овощей. После обработки масса готового блюда будет значительно меньше. Например, из 100 г сырого мяса (вес брутто) при его первичной обработке – отделении от костей и сухожилий – остается 70 г мякоти (вес нетто). При дальнейшей тепловой обработке происходят дополнительные потери. Их величина зависит от способа приготовления блюда (варка, тушение). Так, при отваривании мясо теряет 40 % от веса нетто (то есть от 70 г), и, таким образом, готовое блюдо, приготовленное из 100 г сырого мяса, будет весить всего 40–45 г. При разделке и приготовлении птицы, рыбы, овощей также происходят естественные потери. Другие же продукты – мука, крупа, макаронные изделия – в результате кулинарной обработки дают «привар», «припек», то есть увеличение массы. Так, макароны и вермишель в отварном виде весят в 2–2,5 раза больше (в зависимости от сорта). Все эти нюансы были учтены специалистами при разработке примерного набора продуктов.

Необходимым условием рационального питания ребенка является соблюдение определенного режима приема пищи. Здоровый ребенок 2–3 лет должен получать четырех-пятиразовое питание в установленные часы с интервалом между приемами пищи в 3,5–4 часа. Это традиционные завтрак, обед, полдник и ужин. Данное правило следует неукоснительно соблюдать, так как регулярное питание – одно из важных условий предупреждения многих заболеваний желудка и кишечника.

В летний период кратность питания увеличивается. Это связано с возрастанием энергозатрат у ребенка (на 10–15 %) за счет большей физической нагрузки, включения в режим длительных прогулок, подвижных игр. Второй завтрак должен быть не обильным – фрукты, соки и подаваться не позднее, чем за полтора часа до обеда, чтобы не перебить аппетит. Для того чтобы ребенок лучше ел, нужно дать ему перед едой отдохнуть. Прогулку, активные игры следует заканчивать за 20–30 минут до приема пищи.

Нередко в жаркое время года у детей снижается аппетит. В этом случае на прогулке предлагайте ребенку простую воду. Можно несколько изменить режим питания, заменить обед полдником, то есть более легкой пищей, а обед перенести на время полдника, когда отдохнувший после дневного сна ребенок будет есть с большим аппетитом.

Аппетит – это сложный рефлекторный акт, в регуляции которого принимают участие нервная и эндокринная системы, обменные процессы, протекающие в клетках организма. Аппетит зависит от ряда факторов: от того, что ребенок ел накануне, от индивидуальных особенностей усвоения пищи, эмоционального состояния. Причинами временного снижения аппетита могут быть перевозбуждение или переутомление ребенка, малая подвижность на прогулке, а нередко – начало заболевания. В любом случае не нужно заставлять малыша есть насильно или отвлекать игрушками. В отдельных случаях во время обеда можно предложить ребенку полпорции первого блюда с тем, чтобы он полностью съел второе – более питательное

по содержанию белка и калорийности. Иногда можно разрешить ребенку начать обед со второго блюда, а затем дать ему немного супа. Если ребенок испытывает жажду, отказывается от обеда, можно дать ему небольшое количество воды, а затем обед. Часто у детей ухудшается аппетит во время и после заболевания, в таких случаях рекомендуется давать больше овощных и фруктовых соков, ограничивая потребление сахара и кондитерских изделий. Даже если во время болезни ребенок немного похудеет, то после выздоровления он быстро наберет свой вес. Конкретные рекомендации, связанные с особенностями питания ребенка во время болезни, должен дать врач.

Другая крайность – избыточное потребление пищи. Обычно родители радуются хорошему аппетиту ребенка, не ограничивают его и даже поощряют неумеренность в еде. В результате ребенок привыкает к обильной пище. Впоследствии эта привычка может привести к болезням обмена веществ, избыточной массе тела, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

Ежедневно на подготовку и прием пищи, как правило, суммарно затрачивается около двух часов. Продолжительность завтрака и ужина по 25–30 минут, обеда – 40–45 минут, полдника – 15 минут. Поспешность в еде вредна, однако и удлинять приемы пищи сверх указанного времени не следует.

Важно, чтобы объем пищи строго соответствовал возрасту ребенка. Пища должна не только удовлетворять потребностям растущего организма, но и соответствовать возрастной емкости желудка. Маленькие порции, как правило, не вызывают у ребенка чувства насыщения, большие – пугают малыша (особенно новая и нелюбимая пища). Объемы разовых порций для детей 2–3 лет указаны в таблице 7.


Таблица 7

Примерная масса порций для ребенка третьего года жизни (г/мл)

Учитывая, что особенностью пищеварительной системы ребенка 2–3 лет является более низкая активность пищеварительных соков, незаконченность развития жевательного аппарата, незрелость органов пищеварения, требуется особая кулинарная обработка блюд. Из рациона малыша должны быть исключены жареные блюда. Ребенку следует предлагать отварные и тушеные блюда. Свежие овощи рекомендуется готовить измельченными в виде салатов; мясо и печень – в виде рубленых изделий; рыбу, для исключения попадания в блюдо костей, в виде котлет, кнелей; яйцо (куриное, перепелиное) должно быть отварное или в виде омлета. Использование сырого яйца – «гоголь-моголь» или яичницы-глазуньи небезопасно в эпидемиологическом отношении.

Из питания малыша следует полностью исключить жирные сорта говядины, свинины, баранины, грибы, натуральный кофе, острые приправы, соусы, майонез, копчености, пончики, чипсы, газированные напитки.

В последнее время стало популярным посещение с детьми ресторанов быстрого питания, таких как: «Макдоналдс», «Ростик’с» и др. В меню этих заведений широко используются острые соусы, майонез, изделия, жаренные во фритюре. Это крайне нежелательно с позиции здорового питания ребенка. Высокая интенсивность обменных процессов, относительно быстрый рост и увеличение массы тела требуют особого внимания к поступлению в организм ребенка пищевых веществ. Погрешности в питании могут легко привести к возникновению острых расстройств пищеварения.

Меню на текущий день составляется, исходя из наличия имеющихся дома продуктов, при этом не следует готовить те блюда, которые ребенок ел накануне. Разнообразие ассортимента блюд достигается как за счет использования широкого набора продуктов, так и за счет различных способов их кулинарной обработки.

Завтрак должен быть плотным и состоять из горячего блюда, чаще всего это молочная каша из разных круп (рис, овес, гречка, пшено) либо блюдо из творога, яиц (вареники, сырники, запеканка, омлет). В качестве напитка можно приготовить какао, кофейный напиток на молоке, чай. К напитку можно предложить бутерброд с маслом либо с сыром.

В настоящее время пищевая промышленность выпускает готовые к употреблению зерновые завтраки, обогащенные минеральными веществами и витаминами. Сухие завтраки не требуют много времени для приготовления (их нужно только залить молоком) и вызывают у ребенка интерес многообразием форм (колечки, шарики, фигурки зверей). Готовые завтраки можно включать в рацион ребенка один раз в неделю.

Обед должен состоять из салата из свежих или отварных овощей, заправленных растительным маслом, первого горячего блюда (борщ, щи из свежей капусты, суп гороховый, с фасолью, рассольник, на курином бульоне с макаронными изделиями), второго мясного или рыбного блюда (котлеты, биточки, бефстроганов, тефтели, гуляш, суфле) с овощным или крупяным гарниром. Из субпродуктов можно использовать говяжью печень, которая является источником железа, витаминов В6 и В12. В качестве третьего блюда ребенку можно дать кисель, компот из сухих, свежих, свежезамороженных ягод и фруктов, сок.

Полдник состоит из кисломолочного напитка (кефир, ряженка, простокваша, йогурт) с булочкой, пирожком или кондитерским изделием (печенье, пастила, зефир, вафли). Можно предложить ребенку свежие фрукты. Следует помнить, что любые фрукты, включая цитрусовые и бананы, тщательно моют водой.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

Словарный запас

После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» - миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Грамматический строй

Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А.Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) – этап использования системы окончаний – и третий этап 2 периода (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – этап усвоения служебных слов.

Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – ов (много «Платков, ложков, ножов»). «Не замечают» дети и других частных правил: чередования согласных, «Беглых» гласных («пекет» - печет, «пени» - пни, «молотоком» - молотком).

В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «вы»). Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

Личные местоимения употребляются включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне, тебе, он, она, они, его, ее, их.

К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

Связанная речь

Связанная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связанной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связанного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

Произносительная сторона речи

В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Тˊ, а также звуки Л, Р, Рˊ. Группа этих сонорных заменяется или звуком Лˊ, или Й, или опускается совсем.

Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков, Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З, то есть слова «тапки» и «Тяжелый», к примеру, будут произносится по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звукам соответственно.

Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие:

Звуки

Сроки автоматизации

20 дней

1 месяц

1 месяц и 8 дней

2 месяца и 24 дня

2 месяца и 1 день

1месяц и 22 дня

1 месяц и 24 дня

2 месяца и 11 дней

1 месяц и 18 дней

2 месяца и 7 дней

15 дней

2 месяца и 4 дня

2 месяца и 4 дня

Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды).

Фонематический слух

Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроинесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

Всего ребенок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствет диффреницация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок походит в раннем детстве до трех лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Роль речи в общем развитии ребенка третьего года жизни

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий ео мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам группировать предметы по сходству их главных признаков.

С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях малыш получает уже не только наглядно, но и при помощи словесных объяснений.

Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его дейтвия начинают подчиняться словесно выраженному признаку, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи.

3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженностью.

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png