Министерство спорта,туризма и молодежной политики РФ Уральский государственный университет физической культуры

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная работа
Специализация «Теория и методика избранного вида спорта»
Фитнес технологии.

Екатеринбург 2010

Значение спортивного туризма……………………………………………3

Организация работы по туризму………………………………………….4

Обеспечение безопасности при занятиях туризмом……………………..9

Современные тенденции развития спортивного туризма………………16

Список использованной литературы…………………………………….19

ЗНАЧЕНИЕ СПОРТВНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом.
Суть спортивного туризма может быть выражена словами: за духовность, спорт, природу.
Туризм включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, их цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
В условиях возрастающей напряженности городской жизни, ухудшения экологии, снижения естественного иммунитета человека все большее значение приобретает высокий оздоровительный потенциал природной среды, который позволяет создать целостную систему взаимодействия человека с природой, позволяющую комплексно решать задачи оздоровления населения, сохранения природы, оптимального сочетания режима городской жизни с активным отдыхом.
Спортивно-оздоровительный туризм является одним из самых массовых движений. Учитывая высокую социальную и оздоровительную роль спортивного туризма в настоящее время, разработана программа его развития на современном этапе, утвержденная Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму. Основные направления этой программы:
- создание на базе рекреационных земель системы спортивно- оздоровительных центров, туродромов, экостадионов, турлагерей, приютов и т.д.;
- воссоздание и реорганизация системы туристских клубов (мест общения, обучения, информационной базы);
- создание государственно-общественной системы подготовки кадров. Она строилась по принципу: специфику спортивного туризма должны давать профессионалы, действующие практики спортивного туризма в туристских клубах, а общие вопросы - преподаваться на кафедрах государственных учреждений высшего образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТУРИЗМУ.
Организационная работа начинается с разработки плана . План должен быть тесно увязан с планами работы секций по видам туризма, клуба туристов, областного совета по туризму и экскурсиям.
Календарные планы основных мероприятий советов по туризму и экскурсиям на каждый следующий год разрабатываются и утверждаются в августе-сентябре текущего года на основе календаря Центрального совета по туризму и экскурсиям. В этот период Маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) должны представить свои планы с проектами смет расходов на каждое мероприятие. По каждому разделу плана, предусматривающему выделение определенных средств, рекомендуется представлять письменное обоснование важности мероприятия со ссылками на имеющиеся по этому вопросу документы Центрального совета.
Основой для составления плана работы должен служить третий раздел Положения о туристских МКК. За незначительным исключением все пункты этого раздела должны найти отражение в плане работы МКК любого звена.
Типовой план маршрутно-квалификационной комиссия небольшого коллектива физкультуры, где основная работа связана с организацией походов выходного дня, проведением походов не выше первой категории сложности, должен входить в план работы секции туризма как составная его часть и иметь следующие разделы:
- разработка маршрутов для походов выходного дня;
- проведение консультаций по выбору маршрутов, подготовке, организации и проведению походов и путешествий;
- проверка подготовленности групп к дальним путешествиям и оформление маршрутных документов;
- заслушивание отчетов туристских групп о совершенных путешествиях, выдача справок о зачёте походов;
- рассмотрение материалов на присвоение разрядов по туризму;
- проведение похода с целью повышения квалификации членов МКК;
- участие в областном семинаре по повышению квалификации членов комиссии;
- участие в отчетной конференции областной МКК;
- приобретение литературы, карт, оформление стенда МКК;
- подготовка годового отчета о работе МКК. Оформляется план в виде таблицы:
Таблица 1
В приложении приводятся расшифровки смет и обоснование необходимости выделения средств на мероприятия.
Разработка самодеятельных (спортивных) и плановых туристских маршрутов ведется комиссиями во время специализированных экспедиций. Значение этих экспедиций велико. Ведь вся спортивная классификация по туризму построена в настоящее время на перечнях маршрутов, которые разрабатываются на основе отчетов об экспедициях, проводимых как Центральной, так и местными МКК. Хорошо спланированная и организованная экспедиция позволяет изучить и проклассифицировать ряд маршрутов различных категорий сложности, но в одном каком-либо районе. Планы проведения экспедиций должны быть согласованы с Центральной маршрутно-квалификационной комиссией.
В смете расходов на экспедиции предусматривают: проезд в оба конца, питание, прокат туристского снаряжения и инвентаря, расходы на связь, приобретение медикаментов, оплату внутримаршрутных проездов (забросок), оплату работы по оформлению отчета об экспедиции (печатные работы, изготовление фотографий, переплет).
Проведение консультаций для самодеятельных туристов - важный раздел работы комиссии. Приведем перечень расходов, которые следует предусмотреть для организации этой работы: приобретение книг, карт, атласов, наглядных пособий; расходы на переплетные работы; расходы на размножение карт, бланков и т. п., туристской документации, необходимых инструктивных и информационных материалов и т. п.; расходы на массовые консультации-лекции (по отдельным географическим районам, по вопросам охраны природы, по организации общественно полезной работы и т. п.); расходы на фотоработу, на оборудование информационных стендов МКК и т. п.
Проверка подготовленности туристских групп к путешествиям и выдача заключений организациям, проводящим путешествия, о готовности групп - важнейшая часть работы комиссии, от которой во многом зависит безопасность путешествий. Она почти не требует затрат, поскольку эта работа производится на общественных началах. Однако в тех случаях, когда требуется произвести проверку групп на местности, предусматривают расходы на проезд проверяющего к выбранному полигону, расходы на его питание и прокат снаряжения. Количество человек, производящих такие проверки, и периодичность проверок зависят от объема работы комиссии.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев в походах и путешествиях (кроме той, которая непосредственно входит в раздел работы МКК) проводится в виде совместных с туристской контрольно-спасательной службой (если ее нет в этом районе, то без нее) рейдов по проверке соблюдения туристами Правил. Эта работа, как правило, проводится в период наиболее массовых походов (майские праздники, школьные и студенческие каникулы) и в наиболее популярных районах. Следует при этом по возможности проверить все туристские группы, проходящие по проверяемому району, с тем, чтобы оценить масштабы этих нарушений, разработать план и рекомендации по улучшению организации путешествий. Во время рейдов проверяют правильность оформления туристской документации, соответствие экипировки сложности похода, практические навыки членов группы, знание ими Правил и вопросов охраны природы, поведение туристов на биваках и т. п.
Для проведения этой работы с более полным охватом района желательно командировать туда наибольшее количество членов МКК. При этом предусматривают средства на их командировку и проживание в походных условиях.
В этот же раздел работы входят и такие мероприятия, как помещение в периодической печати рекламных сообщений об ограничениях в передвижении туристов, о расположении контрольно-спасательных пунктов, о времени и месте работы МКК, о рекомендуемых для походов выходного дня маршрутах, о Правилах, рекомендации по предупреждению несчастных случаев и т. п. Сюда же входят типографские расходы на плакаты профилактической тематики (правила, меры предосторожности в путешествиях различных видов, способы преодоления естественных препятствий, вопросы охраны природы, адреса клубов туристов, где можно получить консультацию); расходы на листовки, брошюры со сведениями для начинающих туристов.
Контроль за прохождением туристами маршрутов в установленные контрольные сроки не требует каких-либо непосредственных расходов. Но если группа не подтвердила прохождение контрольного пункта, требуется немедленная организация поисковых работ. А для этого необходимы средства, которые желательно иметь специально зарезервированными.
Рассмотрение отчетов туристских групп о прохождении маршрутов, вопросов о зачете совершенных путешествий и присвоении спортивных разрядов производится в те же дни, что и обсуждение заявочных материалов. Для успешной организации этой работы требуется только проекционная аппаратура и экраны да ряд специальных бланков, облегчающих работу МКК.
Проведение учебы и повышение квалификации членов МКК производятся в виде семинаров, сборов, походов. На каждое из этих мероприятий также предусматриваются средства.
Семинар по повышению квалификации членов МКК обычно недлителен, он укладывается в 5-7 дней. Такой семинар может проводятся на турбазах. В этом случае, кроме чисто теоретических и семинарских занятий, по вечерам организуются обсуждения наиболее важных вопросов маршрутно-квалификационной работы, проводятся пленумы (конференции), заслушиваются отчеты о наиболее интересных походах года, проводится судейство соревнований на лучшее туристское путешествие.
Сборы предусматривают не только занятия в помещении, но и на местности, где отрабатываются технические приемы.
Для проведения подобных мероприятий предусматривают расходы на размещение и питание (если приглашаются иногородние), оплату лекторов, расходы на проведение практических занятий. Проезд оплачивают командирующие организации.
Проведение пленумов, конференций, совещаний планируется в основном комиссиями не ниже областного масштаба. Конференции (пленумы) должны проводиться регулярно, не реже одного раза в год. Поскольку полномочия комиссий действительны в течение двух лет, то отчетно-выборные конференции проводят ближе к сроку истечения полномочий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ТУРИЗМОМ.

Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму.
В спортивном туризме решение образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных задач, эффективность которых в значительной мере определяется эффективностью подготовки группы к походу, прежде всего направлено на обеспечение безопасности туристов. Безопасность на маршруте обеспечивается на подготовительном этапе, и подготовка участников (физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная), и маршрутная работа группы (все аспекты которой требуют, безусловно, соответствия опыта и подготовленности участников условиям района, характеру маршрута, календарному плану похода), и комплекс мероприятий по организации и материально-техническому обеспечению похода (соответствующие условиям его проведения финансирование, снаряжение, одежда, обувь, питание, медикаменты) -все это единый комплекс обеспечения успеха похода и безопасности его участников.

Причины травматизма и несчастных случаев в туризме

Значение реального опыта туристской группы, ее физической, технической, тактической, психологической подготовленности к прохождению конкретного маршрута (и в конкретном классификационно- географическом районе) в обеспечении безопасности участников похода хорошо известно. Собственно говоря, вся маршрутная работа прежде всего сводится к решению одного из основополагающих компонентов безопасности туристов, а именно - к классификационному ее обеспечению. Однако недостатков и несовершенства в работе по профилактике травматизма и несчастных случаев еще много. Этот вопрос едва ли не наиболее острый из всех проблемных вопросов спортивного туризма.
Анализ несчастных случаев в туризме позволяет следующим образом классифицировать основные факторы, объективные и субъективные, определяющие причины их возникновения.
Непосредственными причинами несчастных случаев могут стать:
-обвалы камней, снежных карнизов, льда; сход снежных лавин;
-селевые потоки;
-трещины в ледниках;
-быстрое течение горных рек, пороги, шиверы, гряды, завалы, водовороты, -полыньи на реках, болота;
-низкая температура воздуха, ветер, солнечная радиация, атмосферные -осадки, молния;
-разреженность воздуха на больших высотах;
-темнота, отсутствие видимости;
-ядовитые животные и растения.

Непосредственные причины несчастных случаев, вызываемых природными факторами, представляют опасность прежде всего при неправильных действиях самих участников похода.
К этим действиям относят:
-сброс одним из туристов камней на расположенных ниже по склону;
-подрезание снега при траверсе склона, вызывающее лавину;
-длительное пребывание на больших высотах (горная болезнь) и движение в высокогорной зоне по снежным склонам без защитных очков (ожог глаз - "снежная слепота");
-движение по закрытым ледникам без организации страховки (падение в трещину);
-движение в условиях плохой видимости без сохранения малых интервалов;
-выбор места для учебных занятий (и соревнований) на предварительно неподготовленном участке, на участке с крутыми склонами, на реке со слишком сильным течением, в лавино- и камнепадоопасной зоне;
-применение недоброкачественного (дефектного) снаряжения: старых веревок, ледорубов с треснутым древком, лодок с непрочной обшивкой;
-отсутствие надежной, правильно организованной страховки при переправе через горные реки, опрокидывание лодки, наплыв плота на камень;
-взрыв примуса, опрокидывание посуды с горячей пищей, чрезмерно долгое пребывание на солнце (ожоги);
-употребление в пищу недоброкачественных продуктов или ядовитых растений (отравление).

Причины, способствующие возникновению несчастного случая, подразделяют на три группы.
К первой группе относят причины, вызванные недостаточным контролем со стороны проводящих, выпускающих и контрольных организаций к опыту и подготовленности группы, к маршруту, качеству картографического материала, снаряжению, питанию, медицинскому обеспечению группы.
Ко второй группе относят причины, вызванные недостаточной (для данного маршрута) технической, тактической и физической подготовленностью самих участников похода.
К третьей группе должны быть отнесены: слабая психологическая, в том числе морально-волевая, подготовка участников похода, особенно ярко проявляющаяся в сложных ситуациях и способствующая усугублению аварийной обстановки в группе; психологическая несовместимость между некоторыми участниками похода; слабая дисциплина в группе, отсутствие авторитета у руководителя похода.

Система обеспечения безопасности

Полное решение комплексной задачи обеспечения безопасности участников туристских походов состоит в реализации ряда мероприятий - спортивно-технических, материально-технических и учебно-воспитательных. Схема позволяет в достаточной мере охарактеризовать каждый из перечисленных компонентов.

Рис. 1.Структура системы обеспечения безопасности участников туристских походов

Спортивно-техническое обеспечение маршрута формируется на основе спортивно-классификационного обоснования маршрута и его материально-технического обеспечения.
Спортивно-классификационное обоснование маршрута - комплексная задача, включающая два основных компонента: классификационный и тактический.
Классификационное обеспечение безопасности туристов - ведущая составная часть системы обеспечения безопасности в туризме.
Когда речь идет о классификационном обеспечении безопасности, определяемой выбором района и характером маршрута, необходимо отчетливо представлять себе реальную возможность - опыт группы с реальной классификационной характеристикой маршрута. Например,когда туристская группа московских студентов с опытом похода II категории сложности по Кольскому полуострову заявляет маршрут III категории сложности по Полярному Уралу, мы имеем дело именно с таким случаем соответствия. С одной стороны, группа отвечает формальным требованиям Правил, но с другой - фактической - стороны, реального соответствия нет, так как по климатическим условиям, сложности рельефа и, главное, по "метеосюрпризам", этот район значительно сложнее Подмосковья, что не находит пока своего отражения не только в справках о туристском опыте, но и в самой классификационной системе
Выбор района похода и определение его сроков - одно из важнейших решений классификационного характера. Для районов пешеходного, лыжного, горного и водного туризма установлены сроки проведения походов.Периоды времени за пределами этих сроков относятся к межсезонью с вытекающими отсюда дополнительными требованиями к руководителям и участникам походов. Сроки данного похода группа определяет с учетом установленных временных границ, возможностей участников в отношении сроков их очередных отпусков, а также в соответствии с ясным представлением группы об ожидаемых ею условиях погоды, состояния снега, уровня воды в реке. Цель введения сроков походов - забота о безопасности туристов, конкретно проявляемая в установлении оптимально безопасных границ времени нормального (не "межсезонного") похода. Однако "оптимум безопасности" не есть "максимум безопасности". В пределах установленных сроков, имеющих продолжительность от 3 до 6 и более месяцев, колебания погоды и других физико-географических факторов столь велики, что само использование понятия "оптимальный" (лучший) носит несколько вольный характер и означает, что данный период можно считать вполне приемлемым, а остальное время - совсем плохим.
В качестве примера организацию группы похода на Центральном Кавказе. Вторая половина мая - время еще очень глубокого снега, требующего значительных усилий при прохождении снежных склонов, особенно во второй половине дня. Трещины в ледниках, бергшрунды и рантклюфты забиты снегом, преодолеваются существенно легче, чем во второй половине лета, но и требуют чрезвычайного внимания и полного обеспечения страховки и самостраховки. Наиболее мощные лавины уже сошли, но лавинная опасность (особенно южных склонов Главного Кавказского хребта) еще далека от минимума. Очень часты густые туманы, существенно осложняющие ориентировку и требующие умения ждать. Конец лета - вторая половина августа. Если не было мощных снегопадов - а они бывают в конце июля, - ледники практически открыты. Прохождение ледопадов требует высокой технической подготовки. Реки в связи с интенсивным таянием ледников трудно преодолимы. Усиливаются камнепады, опасны падения глыб льда на ледопадах.
Вот почему сбор и анализ информации о районе похода, составляющие вместе с подготовкой картографического материала, будут определяющими в окончательном выборе точных, а не приблизительных сроков похода.
Вторая составляющая спортивно-классификационного обоснования маршрута - тактическое обеспечение, т. е. соответствие маршрута реальным возможностям группы. Необходимо обратить внимание на прямую связь между "соответствием руководителя" и "тактическим соответствием маршрута". От соответствия руководителя группы (его опыта, личной подготовки, творческого склада ума, организаторских способностей, умения оставаться в любой ситуации лидером) тактическому плану похода во многом зависит успех и безаварийность похода.
Под материально-техническим обеспечением туристской группы необходимо понимать комплекс организационно-методических мероприятий, успешное и грамотное осуществление которых создает надежные условия не только для реализации тактического плана похода и достижения поставленных группой спортивных задач, но также для сохранения здоровья участников и обеспечения полноценного, активного и эмоционального отдыха.

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СПРТИВНОГО ТУРИЗМА .
В настоящее время в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые девиденты.
Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ) ,полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро заработать, приватизировать раскрученные соревнования. Эта тенденция понятна. Но построить систему, которая бы учитывала 50 летний опыт развития спортивного туризма, взяла бы все лучшее и одновременно освободилась бы от ненужных ограничений не просто.
Другой тенденцией развития СТ является большая классификационная свобода,внедряемая союзом туристов России, которая приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем, интерес, например, СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран.
К третьей проблеме - тенденции можно отнести проблему выхолащивания основной сути СТ - природной среды его обитания. Появляются все чаще мероприятия, которые уже трудно назвать туристскими, например, проведение чемпионата Москвы по горному туризму в спортзале. Хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коей мере не исключает проведение подобных соревнований, как тренировочных и базы для роста массовости в спортивном туризме. На искусственных дистанциях используются приемы и навыки уже не свойственные тем, которые применяются в природной среде на реальном маршруте. Эта тенденция со временем приведет, как это уже было со спортивным ориентированием, к появлению иного вида спорта, использующего отдельные элементы туризма, а по сути представляющего набор дистанций с иными принципами соревновательности. В основу которых уже сейчас закладываются в первую очередь скоростные параметры, наглядность, элементы шоу. Право на жизнь таких мероприятий существует, только при условии, что финансирование их не должно производится за счет развития основных туристских форм, к каким относятся спортивные туристские школы, заочные и очные чемпионаты, туриады, а также мероприятия из класса туристского многоборья, подобные тем, которые проводятся на реках Чуя на Алтае и Белая в Адыгее.
Четвертая тенденция развития СТ состоит в том, что несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т.п. Для водного туризма, это прохождение связки разнесенных по месту препятствии в период, например, высокой воды. Такая тенденция видимо связана с экономическими сложностями, стоящими перед организаторами походов в новые районы, и необходимостью в спонсорских вливаниях.
Пятой особенностью развития СТ является то, что он, как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Эта особенность заметно выражена в той политике, которую проводит Госкомспорт России и его территориальные структуры. СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта.
Под ред.В.В.Кузина, М.: Академия, 2004.
и т.д.................

Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

Туризм средство обогащения жизненного опыта учеников знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы.

Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка. Поход поможет глубже понять и изучит натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.

В 1972 году впервые туристический поход и соревнования по спортивному ориентированию были включены в комплекс ГТО.

В последнее время все больше проводится самодеятельных походов и путешествий, увеличивается число их участников.

По стране проложено более 21 тысячи маршрутов по родному краю, по местам революционной, боевой и трудовой славы. В туристические походы по этим маршрутам ежегодно отправляются 20 миллионов самодеятельных туристов. В стране создано более 2000 туристских клубов, около 67 тысяч туристских секций, коллективов физической культуры ДСО.

В кружках и секциях готовят значкистов и разрядников, а так же младших инструкторов по туризмов, помощников руководителей походов. Руководят кружками педагоги школы или работники станции юных туристов. Школьный самодеятельный лагерь может быть организован как туристический, спортивный или труда и отдыха. Задание этих лагерей одни: укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. Но в зависимости от назначения на первый план могут выдвигаться туризм, спорт или общественно полезный труд.

Для лагеря характерно широкое самоуправление. Его деятельность регламентируют специально разработанным уставом при активном участие всех членов лагеря.

Приказ директора об организации лагеря, договор с учреждениями, на территории которого будет находиться лагерь, списки личного состава, план- график работы визируется туристским организатором районного Дома школьников, лагерной комиссией и представляется в отдел народного образования для получения разрешения на въезд в лагерь.

Слет соревнований приводиться как смотр туристической работы за прошедший учебный год. Приказом директора назначаются начальник слета- соревнования, руководитель походных групп, утверждается положение и судейская бригада.

Проводить слет следует в два дня. В предвыходной день, после уроков, группы своими маршрутами отправляются к месту проведения соревнований, а прибыв туда, устанавливают палатки, готовят ужин, вечером у костра проводится смотр самодеятельности всех команд. Воскресение посвящается соревнованиям для 5-7 классов и 8-11 классов, которые проводятся отдельно и подведению итогов слета-соревнования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Туризм как средство физического воспитания

Красноярск 2006

Введение ………………………………………………………………..…….… 4

1.Понятие туризм …………………………………………………..……….…. 5

2. Классификация форм туризма………………………………….…..…….... 5

3. Место туризма в системе физического воспитания ………….…….……. 10

3.1 Физическая подготовка туриста……………………………….………… 10

3.2 Специальная физическая подготовка ……………………………….….. 15

Выводы…………………..……………………………………………..……… 19

Список литературы …………………………………………………………… 23

Введение

Туризм - понятие комплексное, имеющее прямое отношение к воспитанию, образованию, оздоровлению населения и экономике. Несмотря на многолетнюю историю, туризм как массовое явление сложился в нашей стране за последние десятилетия и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Увлечение туризмом молодежи, рост числа технически сложных походов обязывает инструкторов, преподавателей по туризму повысить организационный уровень туристской работы, обобщить передовой опыт в целях обеспечения безопасности походов и путешествий.

С другой стороны, в связи с массовым развитием туризма возникла опасность нанесения ущерба природным ресурсам - растительному покрову, животному миру. Поэтому перед руководителями туризма и самими туристами должна встать задача воспитания бережного отношения к природе, охраны природы.

С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Туризм как средство физического воспитания».

Цель курсовой работы: рассмотреть туризм как средство физического воспитания.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить определения туризма как средства физического воспитания

Рассмотреть классификацию форм туризма

Рассмотреть место туризма в системе физического воспитания

Объект - система физического воспитания

Предмет - туризм как средство физического воспитания

При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников

1. Понятие туризм

Туризм является эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры (Ильинич В.И., 2005). туризм. спортивный физическое воспитание

Туризм - наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором собственной активности и реализующийся в условиях походной жизни на самостоятельно разработанном маршруте (Востоков И.Е., 2001)

По мнению (КашинаА.П., 1996) туризм - одно из важных средств активного отдыха. Путешествуя люди, знакомятся с природными богатствами историческими и культурными памятниками. Он утверждает, что правильно организованное и хорошо проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.

2. Классификация форм туризма

По направленности и характеру деятельности в туризме различают прогулки, экскурсии, походы, экспедиции. Прогулки и экскурсии как утверждает (Романов Е.А., 1970) являются элементарными формами туризма. Они могут проводиться самостоятельно, а также быть составной частью туристского похода.

Прогулки - простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, закаливания организма.

Экскурсии - коллективные посещения какого-либо объекта с научной или учебной целью, для общего культурного развития.

Походы как утверждает (Востоков И.Е., 2001)- организованное групповое передвижение пешком, на лыжах, велосипедах, лодках и т. д. с целью физического совершенствования, познания края, общественно полезной деятельности.

В практике сложилось много видов туристских походов. Из них основными с точки зрения физического воспитания следует считать подготовительные, собственно туристские и агитационно-массовые походы.

Подготовительные походы служат главным образом обучению походному движению и постепенной подготовке организма к большим и длительным напряжениям в предстоящих собственно туристских походах. В подготовительные походы полезно включать элементы прогулок и экскурсий. Основным содержанием подготовительных походов является освоение с туристской экипировкой, режимом походной жизни; совершенствование в технике передвижения; обучение специальным действиям, связанным с разведкой пути, выбором и подготовкой места бивуака, устройством ночлега, разведением костра и т. д.; воспитание выносливости, силы, быстроты и других качеств, необходимых для участия в сложных и продолжительных походах.

Собственно туристские походы являются самым типичным видом туризма. Они отличаются значительной продолжительностью (от нескольких дней до одного-двух месяцев), разнообразием маршрутов и способов передвижения. Их необходимо регистрировать в комитетах по физической культуре и спорту или в специальных туристских учреждениях, а на проведение сложных походов должно быть специальное разрешение. Эти походы возглавляет руководитель-инструктор, наиболее квалифицированный и опытный турист из состава самой группы.

Спортивные походы фактически относятся к области спорта: для них установлены определенная сложность маршрутов, продолжительность пути, сложность естественных препятствий, условия пребывания в населенной местности, количество зачетных походов различной трудности. Спортивные походы являются наиболее специализированными именно в целях физического воспитания.

Агитационно-массовые походы проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и служат цели привлечения масс к туризму и обмена опытом туристской работы.

Экспедиции - туристские путешествия поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, исторических и др.). Средства передвижения в экспедициях могут быть активными (пешком, на лыжах и т. д.) и пассивными (на транспорте).

В экспедициях в качестве средств физического воспитания рассматриваются лишь те туристские мероприятия, которые совершаются при помощи активных двигательных действий.

По территориальному признаку походы делятся на местные и дальние, по характеру организации - на плановые (по путевкам) и самодеятельные. Путешествия по путевкам проводятся по определенным, заранее раз-работанным, описанным, а иногда и промаркированным маршрутам. Туристы обеспечиваются в пути ночлегом, питанием, местным транспортом, услугами экскурсоводов и проводников.

Самодеятельные путешествия организуются советами коллективов физкультуры, клубами туристов, туристскими лагерями и базами, детскими экскурсионно-туристскими станциями, школами, Домами пионеров и отдельными группами туристов. Здесь туристы сами выбирают и разрабатывают маршрут, сами обслуживают себя в пути. Эти путешествия дешевле платных и занимают столько времени, сколько его имеется в рас-поряжении группы. Туристы пользуются теми способами передвижения, которые доступны и интересны всем участникам, соответствуют возрасту, физической подготовленности и вкусам. Такие путешествия наиболее полно отвечают задачам советского физкультурного движения.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в путешествовать.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры.

Спортивный туризм.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия) . В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.

.

.

3. Место туризма в системе физического воспитания

По данным авторов (КазначееваВ.П.,1994; Ходакова Н.М.,1964) разнообразие форм туризма позволяет использовать его как средство физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте большое место занимают прогулки с гигие-ническими целями. В младшем школьном возрасте прибавляются экскурсии с образовательными целями. При наличии практики в экскурсиях и походах и при хорошем педагогическом руководстве возможен переход старших школьников к самодеятельному и спортивному туризму.

Без поддержания физической подготовки на высоком уровне постоянно, н евозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма.

В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующее на это отстающее качество.

3.1 Физическая подготовка туриста

Во многих учебных пособиях очень хорошо прописана физическая подготовка, которая так важна и нужна будущим туристам, нужно сказать, что физическая подготовка складывается из утренней гимнастики, специальных занятий и походов выходного дня.

Утреннюю гимнастику следует проводить ежедневно, в любую погоду, желательно на открытом воздухе.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: бег на месте или ходьба с переходом на медленный бег 3-5 минут.

Упражнения на расслабление.

Дышать при выполнении упражнений ритмично, глубоко, без задержек, лучше через нос.

Этот комплекс упражнений необходимо постепенно усложнять упражнениями на развитие отдельных качеств. Интенсивность и продолжительность утренней гимнастики каждый турист регулирует в зависимости от самочувствия. Спортсмены, готовящиеся к походам с ночевкой, длительным путешествиям, соревнованиям по спортивному ориентированию, продолжительность утренней гимнастики должны увеличить до 30-40 минут, включив в нее 4-5 упражнений, отражающих специфику предстоящего похода или соревнования. Лучше, если утренние занятия будут групповыми: они эмоциональнее.

Занятия на воздухе позволяют включать бег на короткие и длинные (до нескольких километров) дистанции. Медленный бег с ускорениями по несколько десятков метров, равномерный длительный бег рекомендуется сочетать с быстрой спокойной ходьбой.

Очень важно приучиться дышать глубоко, без задержки, с полным выдохом. Зарядку в помещении надо делать у открытого окна. После нее необходимо обмываться до пояса прохладной водой. Тренировочные занятия в течение недели и по выходным дням проводятся в залах, на площадках, на стадионах и на местности. Они обычно состоят из гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и велосипедного спорта, спортивных игр. Сдача норм комплекса ГТО обеспечивает необходимый уровень общей физической подготовки. Специально подобранные гимнастические упражнения и соответствующие виды спорта помогает развить те или иные физические качества, в первую очередь нужные туристу выносливость и силу.

Сила развивается при занятиях туризмом сравнительно медленно. Поэтому ее следует развивать специальной тренировкой. Однако не надо увлекаться подниманием больших тяжестей. Целесообразнее применять средние отягощения, но с большим количеством повторений. В этом случае будет развиваться и выносливость мышц, что так необходимо в походе.

В одну тренировку нужно включать упражнения со снарядами различного веса. Упражнения с легкими предметами следует выполнять до утомления, затем, отдохнув 2-3 минуты, повторять снова.

Упражнения с преодолением собственного веса (подтягивание, приседания, отжимания) выполняются до отказа.

Упражнения силового характера проделываются в течение всего периода подготовки.

Упражнения для развития силы рук:

Лежа в упоре на руках сгибание и разгибание рук

Стоя на руках (с поддержкой партнера) сгибание и разгибание рук.

“Тачка” - партнер держит ноги, а упражняющийся идет на руках.

Подтягивание на перекладине.

Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице.

Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке.

Упражнения с гантелями, гирями.

Толкание и метание ядра одной и двумя руками.

Упражнения с набивным мячом.

Упражнения на брусьях, перекладине, кольцах.

Упражнения для развития силы ног:

Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперед.

Приседание на одной ноге - “пистолетик”

Прыжки на месте со скакалкой и гантелями.

Приседание со штангой или партнером на спине.

Прыжки в высоту и длину с места и с разбега.

Прыжки тройные и пятерные.

Развитие ног имеет огромное значение при пеших походах на дальние расстояния, особенно если это труднопроходимая местность (горная, джунгли, тайга и т.п.)

Упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища:

Из положения лежа на полу наклон вперед и повороты туловища.

Из положения лежа на полу носками ног коснуться пола за головой.

Из положения сидя на полу лечь, затем сесть (ноги закреплены или удерживаются партнером.)

Штанга на плечах - наклоны вперед, в стороны и повороты.

упражнения на гимнастической стенке в упоре стоя на полу и в висе.

Растягивание и расслабление

Для развития эластичности мышц и подвижности суставов применяются упражнения на растягивание. Ими, однако, не следует злоупотреблять. Нельзя делать их и при болевых ощущениях.

Надо уметь хорошо расслаблять мышцы. Только чередование напряжения и расслабления мышц позволяет успешно переносить нагрузку длительное время.

Многие авторы (Вяткин Л.А., 2001; Кашин А.П., 1996; Макаревич Э.А., 1990) советуют, турист любой “специальности”, собираясь в сложное путешествие, должен быть подготовлен особенно разносторонне.

Каждому туристу необходимо уметь преодолевать препятствия самого различного характера, хорошо прыгать в длину, лазать по канату, по деревьям, свободно подтягиваться, приучиться переносить рюкзак с большим грузом на длинные расстояния. Причем в этом не всегда помогает значительная сила, нужны специальные навыки, развивающиеся упражнениями. Начинать лучше с походов с небольшим грузом по 6-10 кг, выполняя все правила укладки рюкзака и подгонки снаряжения, иногда ходить в тяжелой обуви. Турист должен уметь переносить на небольшие расстояния значительные гр узы, а также пострадавшего человека, используя подручные средства. В столкновениями с силами природы он должен быть подвижным, ловким, отлично владеть равновесием. Все это дается разносторонней подготовкой. Она должна проводиться интересно, увлекательно, разнообразно. Преодоление трудностей в путешествии требует твердой воли, которая закаляется также в преодолении трудностей во время физической подготовки.

Большое значение имеет приспособление организма к походным условиям, которое вырабатывается во время тренировок. В первую очередь речь идет о закаливании организма, которое должно быть результатом всей системы подготовки. К средствам закаливания относятся: занятия утренней гимнастикой на свежем воздухе в облегченном костюме, обтирания прохладной водой, мытье ног на ночь холодной водой, облегченная одежда в бытовых условиях и во время тренировок и походов, практика ночевок на открытом воздухе в тренировочных походах, систематическое купание, тренировочные занятия в непогоду. В тренировочных походах надо выработать привычку ограничения в питье (особенно сразу, после остановки), привычку к длительной переноске груза (рюкзака), к специфической равномерной физической нагрузке похода.

Учитывая предстоящую в пути нагрузку, желательно с ростом подготовленности увеличивать и тренировочную нагрузку, чтобы она была в иной день выше, чем среднедневная нагрузка будущего путешествия. Турист, который не готовит себя физически, рискует оказаться самым слабым в группе и стать обузой для товарищей.

Женщины-туристки должны тренироваться по той же методике, что и мужчины, но с учетом физиологических особенностей женского организма. Занятия могут проводиться совместно для мужчин и женщин, но нагрузка для женщин меньше.

3.2 Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка утверждает (Ильинич В.И.,2005) зависит от способа передвижения и степени подготовленности каждого туриста. В процессе ее совершенствуется техника, используются возможности для изучения, подгонки и освоения специального инвентаря. Авторы (Мукоянов П.И., 1988; Шимановский В.А.,1983) ставят задачу специальной физической подготовки туриста-лыжника (помимо отличного владения техникой) - приобрести выносливость. Турист по мнению данных авторов всегда передвигается с рюкзаком; поэтому большую часть тренировочных походов следует совершать с постепенно возрастающим грузом. Лыжник должен уметь прокладыватьлыжню по целине и передвигаться в лесных и горных условиях с грузом. Для приобретения навыков ночевок на снегу и закаливания организма некоторые учебно-тренировочные походы выходного дня следует совершать с ночевками в лесу, даже если таковые и не намечаются в основном путешествии. Этот навык может пригодиться при непредвиденных обстоятельствах. Следует научиться везти товарища на буксире на лыжах, транспортировать груз на санно-лыжной установке, волокушах.

Специальными упражнениями лыжнику необходимо укреплять мышцы рук, ног, туловища.

Во время занятий следует вырабатывать глубокое, ритмичное дыхание, согласованное с темпом передвижения на лыжах. В летнее время рекомендуется заниматься греблей, плаванием, ездой на велосипеде, легкой атлетикой. Другие авторы (Григорьев В.Н., 1990 ; Штюрмер Ю.А., 1970) говоря о туристе - воднике дают следующую информацию. Турист-водник должен прекрасно плавать (особеннов одежде), нырять, доставать со дна предметы. Его организм должен безболезненно переносить и охлаждение, и длительное пребывание в воде, и отраженные от нее яркие солнечные лучи. Особенности специальной физической подготовки туриста-водника зависят от видов судов (байдарка, моторка, яхта, плот), от особенностей водного маршрута. Туристу-воднику авторы рекомендуют заниматься зимой лыжным спортом.советуют туристу-пешеходу, работать над освоением так называемого туристского шага. Рекомендуются тренировочные походы с увеличением длины перехода от 10-15 до 30-40 км с доведением скорости на отдельных участках до 7-8 км/ч, а с увеличением переносимого груза в пределах установленных норм, не превышая их. За выработкой равномерного шага, ритмичного глубокого дыхания надо тщательно следить.

Учитывая возможность передвижения без дорог, по сильнопересеченной местности, особое внимание надо уделять преодолению препятствий - неровностей рельефа, подъемов и спусков, водных преград. Передвижение по лесам, болотам, пескам, степям имеет свои особенности, которые необходимо учесть при подготовке к походу. Следует привыкать к обуви, которая соответствует характеру будущего маршрута. Перед горным путешествием необходимо: изучить элементы скалолазания, приемы передвижения по осыпям, снегу, льду, способы переправ через горные реки, самостраховку альпенштоком или ледорубом, веревкой; закалиться, выработать умение преодолевать жажду; не бояться резких колебаний температуры, ночлегов вне населенных пунктов.

Зимой туристы-пешеходы могут продолжать заниматься пешеходным туризмом или переключаться на лыжный.

Исследовав такие виды туризма как велосипедный, авто и мото дает свои рекомендации для туристов. (Востоков И.Е.,2001) Турист-велосипедист, кроме овладения техникой передвижения на велосипеде, должен приспособится к перевозке груза, к передвижению по различным дорогам, тропам, склонам, пескам против ветра, под дождем, к переноске велосипеда на плечах.

Нагрузка велосипедиста обычно велика, условия езды могут быстро изменяться в зависимости от места и погоды. Поэтому физическая подготовка вел осипедиста должна быть особенно тщательной. Очень важно научится выбирать скорость передвижения, соответствующую силам самых слабых в группе. Перенапряжения в велосипедных походах случаются часто, если ведущие в группе не умеют соразмерять темп движения с учетом конкретных условий. Закаленность велосипедиста, готовность к преодолению неожиданных препятствий, умение выйти из сложных, мгновенно возникающих затруднений - вот что обеспечит успех путешествия на велосипеде.

Подготовка авто- и мототуриста диктуется не только благоприятными средними условиями для их передвижения но и теми неожиданными положениями, которые могут возникнуть и которые нужно предвидеть. Естественно, что для мототуриста требования к развитию силы выше, чем для автотуриста.

Движение на мотоцикле по сложным участкам, в том числе и движение по бездорожью требует, чтобы мототурист овладел техникой преодоления препятствий, и умел применять это умение в сложных условиях.

Не только для мототуриста, но и для автомобилиста важна выносливость. Она необходима при ведении автомобиля в течение многих часов подряд. Поэтому следует серьезно заняться общей физической подготовкой, не рассчитывая на то, сто мотор и сам довезет, что многодневное управление машиной не потребует особой физической выносливости. Складывающиеся в многодневном путешествии условия иногда требуют от туриста предельного напряжения физических сил, внимания и воли. Хорошая физическая подготовка автотуристам успешно и с пользой провести путешествие.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию предусматривает значительную физическую подготовленность туриста в беге на местности, или лыжных гонках, или езде на велосипеде.

Лучшая подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию та, которая проводится по методике тренировки в том виде спорта, каким турист будет пользоваться во время соревнований.

Туристы должны знать основы тренировки бегуна, лыжника, велосипедиста.

Выводы

По мнению многих авторов понятие туризм многообразно по своему значениюТуризм является эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры.

Туризм - наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором собственной активности и реализующийся в условиях походной жизни на самостоятельно разработанном маршруте.

Туризм - одно из важных средств активного отдыха. Путешествуя люди знакомятся с природными богатствами историческими и культурными памятниками. Правильно организованное и хорошо проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.

Различные виды туризма классифицируют: по направленности и характеру деятельности в туризме, способам передвижения, по цели, основная деятельность, основные ресурсы, возраст, способ организации, время года.

По способам передвижения путешествия делятся на пешеходные, горные, водные, лыжные, велосипедные, комбинированные, автомобильные и мотоциклетные.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма.

Основная деятельность. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет) ; относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей) ; пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм.

Рассмотрев место туризма в системе физического воспитания хотелось бы сказать, что разнообразие форм туризма позволяет использовать его как средство физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте большое место занимают прогулки с гигиеническими целями. В младшем школьном возрасте прибавляются экскурсии с образовательными целями. При наличии практики в экскурсиях и походах и при хорошем педагогическом руководстве возможен переход старших школьников к самодеятельному и спортивному туризму.

Без поддержания физической подготовки на высоком уровне постоянно, невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма.

Физическая подготовка туриста должна обеспечивать:

а) общую физическую подготовленность;

б) специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения;

в) закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п

Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной.

В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма. Одновременно в процессе ее должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны для данного вида туризма.

Туризм форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции; воспитательную формирование чувства коллективизма, нравственных и эстетических качеств; образовательную закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории:

оздоровительную соблюдение оптимального режима нагрузок, использование

благотворного воздействия природных факторов на состояние организма,

соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптационных возможностей, поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности.

Список литературы

1. Безруких В.А. Физическая география Красноярского края: Учеб. пособие. - Красноярск, 1995. - с 446.

2. Востоков И.Е. Спортивный туризм: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Академия», 2001. - с. 329.

3. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Академия», 2001.- с. 238.

4. Григорьев В.Н. Водный туризм: Учеб. пособие. - М.: профиздат, 1990. - с. 265.

5. Ильинич В.И. Физичекая культура студента и жизнь М.,2005

6. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания.. М. Просвещение, 1994

7. Кашин А. П Физичекая культура студента и жизнь 1996

8. Кириллов М.В. Природа Красноярского края и ее охрана: Учеб. пособие. - Красноярск, 1983. - с. 136.

9. Концепция развития туризма Красноярского края на 2004-2010 год.

10. Макаревич Э.А. Туристские походы выходного дня: Учеб. пособие. - Минск: изд-во «Полымя», 1990, - с. 86.

11.Малинина С.Ю. Красноярский край: Путеводитель. - М.: изд-во «Ле Пти ФЮТЕ», 2001. - с. 225.

Малоян К.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 2002. - с. 260.

13.Мукоянов П.И. Зимние спортивные походы. Учеб пособие. - М.: "Физическая культура и Спорт", 1988. - с. 155.

14. Мухачев А.Д. Край мой многоликий. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984. - с. 150.

15. Ромашков Е.А.Водный туризм: Учеб. пособ.-М., «Физическая культура и Спорт », 1970.-с. 196

16.Тищенко Л.Д. Туризм - лучший отдых. М. «Медицина», 1982. с.68

17. ХодаковН.М. Участнику туристского похода. М. «Медицина», 1964. с.96

18. Шимановский В.А. Горный туризм.: учебн. пособ.-М. «Физическая культура и Спорт», 1983. с. 143.

19. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста: учеб. пособ. М. «Проф. издат»., 1970. - с. 112.

20. Янсон Ю.А. Теория и методы физического воспитания: М. Просвещение, 1989

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение возможно высокого спортивного результата. Принципы спортивной тренировки и специальная физическая подготовка. Методы воспитания выносливости и физического воспитания.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Методические принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности. Методы физического воспитания: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Определение методических принципов, средств и методов (игровой, соревновательный, словесный, сенсорный) физического воспитания. Этапы обучения двигательным действиям. Правила развития силы и скорости. Изучение форм занятий физическими упражнениями.

    лекция , добавлен 28.07.2010

    Спортивный туризм, как самостоятельный вид физического воспитания, его проблемы и история развития в России. Государственная инициатива в отношении спортивного туризма. Анализ причин трагедий в спортивных походах. Эльбрус: очередная массовая трагедия.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Понятие здорового образа жизни и характеристика его основных составляющих. Определение форм физического воспитания в семье и в системе внешкольных учреждений. Формирование знаний детей об окружающем мире. Игра как форма физического воспитания ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования. Задачи общей физической подготовки. Специальная физическая подготовка. Основные принципы, средства и методы спортивной тренировки. Методические принципы физического воспитания.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Виды физической подготовки. Принципы спортивной подготовки. Средства и методы физического воспитания. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания. Особенности регламентации нагрузки и отдыха. Основы обучения движениям.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Классификация спортивного туризма по Х. Монтанеру Монтехано. Основные составляющие водного туризма. Яхтинг, или парусный туризм. Сплавы по рекам, рафтинг. Рейтинг популярности направлений горнолыжного туризма. Спортивный туризм в России. Охота и рыбалка.

    презентация , добавлен 28.07.2015

    Спортивная классификация как система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, ее разновидности и сферы применения. Понятие гимнастики и ее место в системе физического воспитания. Значение общеразвивающих и прикладных видов гимнастики.

    реферат , добавлен 07.08.2009

    Средства физического воспитания: физические упражнения и гигиенические факторы. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания. Виды гимнастики для молодежи. Игра как одна из типичных форм сознательной деятельности человека.


Методическая разработка

«Спортивный туризм как средство

физического воспитания».

Выполнила: Замараева В.П.

педагог дополнительного образования

Оглавление

Введение в предмет

Влияние занятий спортивным туризмом на здоровье человека

Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков

Место спортивного туризма в системе воспитания школьников

Современная ситуация в сфере спортивного туризма

Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях спортивным туризмом

Межпредметные связи при изучении курса спортивного туризма

1.Введение.

Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на, казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы.

Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника, - надо учить.

В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации разработана четкая система подготовки кадров всех категорий – от организаторов спортивного туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса, которые получают свои специальности на курсах, семинарах. Те, кто хочет работать с многочисленной армией туристов- школьников, оканчивают в основном факультеты физической культуры педагогических университетов и институтов.

Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания детей. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно полезную работу, воссоздают страницы истории, связанные с боевыми и трудовыми подвигами нашего народа, проводят наблюдения над природой, охраняют ее.

2.Влияние занятий спортивным туризмом на здоровье человека.

В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду – есть водопровод, не надо заготавливать дрова – газовая или электрическая плита решит эту проблему. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 45 минут – дают лишь 13% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки связывают свой отдых с туризмом.

3.Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков.

Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние здоровья учащихся и насколько способствуют овладению жизненно важными навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом – главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы–горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

4.Место спортивного туризма в системе воспитания школьников.

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы – один из методов спортивной работы.

В программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (Москва, 1992) туризму уделяется большое внимание. С 1 по 4 класс из 170 ч отводится на туризм и 68 ч – на ориентирование на местности. Два раза в месяц рекомендуется проводить День туриста. Для учителя физической культуры и классных руководителей, думающих о здоровье детей, это представляет широкое поле для творческой деятельности.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существуют система организации работы по туризму с детьми. Возглавляет эту работу в стране Центр детско-юношеского туризма при Министерстве образования Российской Федерации. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

5.Современная ситуация в сфере спортивного туризма.

До 1990 г самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов, которых до 1990 г было 700, уменьшилось до 150-200. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. 70 областных, краевых республиканских организаций входит в Туристско- спортивный союз России (ТССР). Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма (структура Минобразования России). Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистскими, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровне, а также инициативе лидеров федерации и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных поздравлений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники – мастера спорта и инструкторы спортивного туризма. При подготовке Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» началась совместная деятельность Управления координации развития туризма Государственного комитета Федерации туризма России и федеральных служб лесного хозяйства по проработке вопросов развития туризма в национальных парках.

За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма.

6.Экологическое воспитание в турпоходах и на занятиях спортивным туризмом

Вряд ли найдёшь человека, который бы отказался после рабочей недели побывать на природе, в лесу. С каждым годом лес приобретает всё большее рекреационное значение. Слово «рекреация» в переводе означает отдых или восстановление сил человека. Туристы и ориентировщики напрямую контактируют с природой и лесом, часто не задумываясь над тем, что этот контакт не проходит безболезненно для природы. Из-за отсутствия у некоторых путешественников должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.

В туристских походах, в секциях спортивного ориентирования необходимо заниматься экологическим воспитанием.

Надо дать понять юным туристам, что природа очень хрупкая и требует к себе бережного отношения. Рассказывая о лесе, нужно объяснить, что дерево – это живой организм, который рождается, живёт, дышит, питается, размножается, растёт и умирает. Его тело, так же как и тело человека, состоит из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева пронизывают сосуды, по которым циркулирует, как кровь, сок с питательными веществами.

Нужно развивать у детей нравственно-этические взгляды на природу. Следует настойчиво им разъяснить, что надо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием.

Необходимо воспитывать у юных туристов эстетическое отношение к природе. Бережно относиться к природе нужно не только потому, что она способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, дарит грибы, ягоды, обеспечивает сырьём промышленность, является основой сельского, лесного, рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни. Но ещё и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность цвета. Нужно затронуть душевные струны туриста, пробудить в нём любовь к совершенному, возвышенному, прекрасному.

Педагог должен обратить внимание ребят на многочисленные опасности, подстерегающие всё живое в природе, ведь зачастую лишь один из многих тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно семечко из миллионов вырастает в белоснежную красавицу берёзу. И как легко при бездумном отношении к природе её можно погубить. Детям нужно разъяснить, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко происходит от хотя и незначительных, но многократных повреждений стволов туристскими топорами и ножами, открывающих путь в тело растения вредным грибкам и насекомым, вирусным болезням.

От шума туристских приёмников животные уходят в отдалённые районы. Приёмник и магнитофон – враги не только животных, но и растений, по крайней мере, тех, которые опыляются шмелями, пчёлами, жуками, потому что высокочастотные звуки не дают этим насекомым подняться в воздух.

Руководитель личным примером, например, при подготовке к походу, может воспитывать правильное отношение к природе. Следует нести с собой стойки для костра и колышки для палаток, чтобы на их изготовление не рубить молодые деревья. Молодые туристы должны уметь выбрать место для костра, чтобы он не принёс вреда окружающей природе, и место для рытья «холодильника» и мусорной ямы, чтобы не повредить корни растений. Собирая с ребятами лечебные травы (душицу, зверобой, мяту, листья земляники, ягоды шиповника и т.д.), нужно объяснить, почему нельзя рвать всё подряд: части растений оставляют для их восстановления. Грибы не дёргают, а срезают, сохраняя грибницу.

Туристам нужно много знать о пчелиных семьях, жуках-могильщиках, лесных мышах, муравьях, чтобы проникнуться любовью и уважением к природе, стать не только её потребителем, но и помощником.

Большое воспитательное значение имеет работа по приведению в порядок мест туристских привалов, их санитарная очистка, уборка мусора на маршруте (полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластмассовых бутылок), тушение оставленного костра, восстановление ограды муравейника, очистка родников.

Ребят можно привлечь к оказанию помощи животным в тяжёлое зимнее время – приучить их заготовлять веточный корм, оставлять на привалах прикорм для птиц (крошки хлеба, кусочки сала и т.д.).

В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны. Туристам необходимо рассказать об этой книге.

В последней редакции Правил соревнований по спортивному ориентированию есть раздел «Природоохранные мероприятия». Он гласит:

«1.Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все природоохранные правила в районе соревнований. ФСО (Федерация спортивного ориентирования) России и местные федерации вправе, исходя из природоохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на максимальное число участников, посещающих один КП.

2.В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны быть соблюдены все требования экологии и безопасности».

7.Межпредметные связи при изучении курса спортивного туризма.

Не зная анатомии, не зная, где прикрепляется определенная мышца, каковы ее функции, нельзя точно определить ее роль в конкретном движении, правильно подобрать упражнение для ее развития. Не изучая анатомию, трудно понять, почему тренер-преподаватель не дает своему ученику после финиша на 100 м сидеть или стоять, а советует пройтись или медленно пробежаться. А ведь все очень просто: во время ходьбы или медленного бега мышцы ног, сокращаясь, гонят венозную кровь к сердцу. Поднимаясь из нижних конечностей, кровь не может опуститься вниз из-за своеобразного строения вен (наличие «кармашков»), а также действия мышц. Значит, мышцы способствуют более быстрому прохождению крови по большому кругу кровообращения, она быстрее избавляется от углекислоты, насыщается кислородом, быстрее происходит восстановление. Узнав о роли диафрагмального дыхания, спортсмен может задуматься о том, сколько пользы будет, если включить это дыхание на дистанции: при вдохе брюшной пресс расслабляется, при выдохе мышцы пресса, сокращаясь, поднимают диафрагму и происходит более качественный выдох.

Изучая по биохимии скорость химических реакций, задумываешься над тем, когда именно пить глюкозу перед стартом в спортивном ориентировании. Если за три минуты до старта, то с началом работы глюкоза сразу попадает в кровь, расщепляясь на углекислый газ и воду, и дает спортсмену дополнительную энергию. Если принять глюкозу за пять минут до старта, то она успевает перейти в более сложный сахар гликоген, который, чтобы дать энергию, должен сначала расщепиться на простые углеводы. Это расщепление требует дополнительной энергии.

При изучении техники преодоления препятствий в лесу нельзя обойтись без биомеханики. Хочешь ты или нет, а выполняешь ее законы. Лучше знать этот предмет, чтобы безболезненно и быстро изучить свой – технику передвижения в лесу.

Не зная физиологии, нельзя понять процессы энергообеспечения организма при различном характере работы. Надо иметь представление о том, что такое креатинфосфатные, аэробные и анаэробные процессы, за счет чего берет энергию спринтер и марафонец – это дает возможность правильно тренироваться.

Трудно переоценить роль психологии при занятиях туризмом и ориентированием. Учитывая психологические особенности членов группы, в дальнем походе можно избежать многих трагедий. О роли психологии в спортивном ориентировании мы уже говорили.

Гигиена, теория и методика физического воспитания, лыжного спорта, легкой атлетики, плавания, гимнастики, подвижных и спортивных игр, школа выживания – все это пригодиться в походе и на дистанции.

Даже знания иностранного языка! Ведь через несколько лет ориентирование будет олимпийским видом, и вдруг ты попадаешь в национальную сборную? А что? Мечтать не вредно. Кстати, часто мечта становится явью.

На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии, геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и ориентирование не только культура тела, но и культура духа!

Список литературы

1. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В..Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.

2. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. – М., 1987.

3. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. – М., 1990.

4. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

5. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. – М.. 1990.

6. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному туризму. – М.. 1978.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png