Каждый воспитатель сталкивался с тем, что в конце дня детей остается очень мало и надо их чем-то развлечь. По расписанию вечернее время приходится на время прогулки. Как сделать так, чтобы прогулка не превратилась в томительное ожидание родителей, а стала интересной и увлекательной?

Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры в детском саду,
  3. игры в детском саду с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

От этого мы и будем отталкиваться. Заметим, что хорошим подспорьем при организации прогулки в детском саду служат методические пособия, разработанные в соответствии с ФГТ. Каждому возрасту посвящена своя книга. В этих методичках подробно расписаны все варианты проведения прогулки, а также приводятся примеры подвижных игр на улице.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение

«Каждая погода — благодать». Любое время года — это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.

Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке или снегу или мелом на асфальте.

Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветреннее — в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.

Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.

Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду

Согласно пункту 12.6 СанПинов, предъявляемым к дошкольным учреждениям, «подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ».

Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:

Светофор

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

Воробьи и вороны

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

Путаница

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

Краски

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

День-ночь

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом

В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.

На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду . Небольшое количество участников — самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность

Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Организация прогулок в детском саду.

Описание:
В этой статье рассказывается о проведении прогулок в ДОУ. Перечисляются теоретические основы проведения прогулок в ДОУ, задачи, приемы, виды, типы, структурность, временной промежуток и выносной материал, используемый для прогулок с детьми. Этот материал (статья) будет полезен прежде всего воспитателям в ДОУ, т. к. прогулки в детских садах проводятся ежедневно. Воспитатели разных возрастных групп могут воспользоваться этой статьей, подчеркнуть что-то полезное для себя и конечно же для своих подопечных!

Содержание Образовательной Программы согласно ФГОС должно обеспечивать формирование и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и содержать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Интегрирование данных областей в образовательном процессе совершается в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок в ДОУ позволяет правильнее осуществить детские потенциальные и творческие проявления.
Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
Запрещается:
Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости при-влечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
В соответствии с требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки либо мешают проведению занятия на площадке). Проведение прогулок должно опираться на здоровьесберегающие виды деятельности, должно происходить закаливание. После интенсивной физической деятельности, занятия на свежем воздухе следует начинать в спокойном темпе, и наоборот,после творческих занятий, планируются активные физические упражнения. Во время прогулки,должна происходить мотивация к различным видам деятельности. В нормативных документах указано 10 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
коммуникативная (общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);
трудовая;
познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
двигательная (овладение основными движениями)
Задачи прогулок
Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Развитие наблюдательности, познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, любознательности.
Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.

Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
Оптимизация двигательной активности.
Создание положительного эмоционального фона.
Приёмы (структурные компоненты) прогулки
Наблюдение. (Группа, подгруппа, индивидуально). Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу применяются: постановка педагогической задачи, игровые и проблемные ситуации, загадки, сюрпризные моменты, сравнения, привлечение личного опыта ребят, проведение беседы с поисковыми вопросами
Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами состязания в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.)
Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказок о природе, беседа по картинкам, изготовление поделок с природного материала и т. д.)
Трудовые задания: привлечение ребенка к сбору игрушек, оказание помощи в наведении порядка на площадке (уборка листвы,
сухих ветвей, расчистка дорожек и оборудования от снега, песка, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения важности проделанной работы.

Типы прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками, согласно месту их проведения:
На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки каждый день, реализуются все без исключения ключевые педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы возможно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
Пешеходные прогулки за границы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер без-опасности во время его прохождения. Цель: наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, разных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями, спортом, шоппингом и др.). В случае если детям предстоит пересечь проезжую часть, для того чтобы добраться до места прогулки, необходимо накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
Виды прогулок по тематике:
Прогулки-походы. С детьми 5–7 лет возможно проводить пешие прогулки в территории детского сада либо за его границами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Данный вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, пробуждает способность наблюдать за окружающим миром, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск природного материала, узнавание видов птиц, повтор правил дорожного движения). Осуществлять прогулки-походы нужно несколько раз в учебном году (по одной в каждое время года), для того чтобы воспитанники не потеряли заинтересованность к данному виду активности.
Прогулка с персонажем. Данный вид прогулки включает в основе развлекательный элемент и направлен на создание отличного настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки как правило представляет сказочный персонаж (его роль выполняет педагог либо иной работник ДОУ согласно договорённости), он поручает ребятам увлекательные задания, формируя проблемную ситуацию и вовлекая к участию в подвижных играх.
Прогулка-мероприятие. Задания должны соответствовать предметной направленности события, формировать важность и сопричастность ребенка. Прогулка-мероприятие может быть посвящена как праздничному так и индивидуальному случаю в жизни группы.
Трудовые акции направлены на реализацию поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы аналогичные прогулки с преобладанием общественной трудовой деятельности закреплялись в памяти детей. Можно создавать стенгазеты с информацией о проведенной работе, выполнять фотоколлажи для информативного стенда ДОУ.
Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Ведутся подобные прогулки в разное время года, акцентируя интерес детей в важности закалки.
Выносной материал для прогулок
Для проведения занятий на улице, воспитатель,исходя из плана проведения прогулки,определяет необходимые предметы и материалы. Правильный сезонный и возрастной подбор дополнительного оборудования и инструментов, способствует развитию положительному стремлению ребят к познавательной деятельности, физической активности, трудовым поручениям.
Варианты выносного материала:
Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (гру-зовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.
Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, обручи, в зимнее время - санки и ледянки.
Для наблюдений: сачки, ветрячки, безопасные цветные пластиковые стёкла, солнцезащитные очки, лупы.
Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.
Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.
Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.
Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.
Временная организация прогулок в детском саду
Существует пять структурных элементов для прогулки, каждый из которых длится 7–15 минут:
наблюдение
труд
двигательная активность
индивидуальная работа по различным направлениям развития до-школьников,
самостоятельная игровая деятельность
Эти виды деятельности выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием, обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность должна отображаться в конспекте по прогулкам.

Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки педагогом указываются образовательные задачи, оборудование и выносной материал, место организации занятия, детально описывается проведение прогулки. Далее следует осуществить самоанализ занятия, отметив реализованные задачи, обнаружить предпосылки неудач и обозначить методы улучшения педагогической работы в прогулке.
Временной план прогулки
Длительность пребывания дошкольников на прогулке составляет 3–4 часа ежедневно и формируется из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти компонентов прогулки требуется 7–15 мин., остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность продолжается 6–10 мин. в младшей группе (с увеличением на 5 мин. для следующих возрастных групп), в вечерней прогулке - 10–15 мин. для любого возраста воспитанников.
Зимой продолжительность прогулок уменьшается. В плохие погодные условия прогулка отменяется, но заменяется на проведение двигательных занятий в помещении.
Организация наблюдений на прогулке в детском саду
В соответствии с ФГОС, главным направлением формирования до-школьника считается познавательное развитие. Оно осуществляется в разных конфигурациях: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, разрешение проблемных ситуаций. Наилучший способ познавательного развития в прогулке - наблюдение. Наблюдение - это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками,так и индивидуально. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей, наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные..
К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется несколько условий с целью результативного развития каждого ребёнка:
Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.
Непродолжительность. В период выполнения наблюдения педагог должен следить за эмоциональным состоянием ребенка, остерегаться переутомления у воспитанников. Начать и завершить исследование дети должны с позитивными чувствами.
Доступность. Любому ребёнку предоставляется вероятность проанализировать и изучить предмет.
Структурность. Наблюдение формируется с трёх элементов:
начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),
основная часть (получение информации об объекте или явлении),
завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).
Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:
Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:
какие умения и навыки будут совершенствоваться,
какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие - расширятся.
Выбор объекта или явления для наблюдения:
объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое),
объект неживой природы (ручей, сосульки, камни),
природное явление (гроза, метель, листопад, капель),
объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге).
Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:
миски и корм для животного, кормушка и зерно для птиц,
специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).

Временной план наблюдений на прогулке

Наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно 7–15 мин. от общей продолжительности прогулки. На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, рекомендовано заниматься изучением объектов природы в несколько коротких этапов, чередуя подвижными и интеллектуальными играми, спортивными заданиями, беседами. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накаливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве
жизни.
Прогулка - один из компонентов образования в детском саду. При правильной организации и использовании педагогом разных приёмов обучения, занятия формируют в детях любознательных ученых, внимательных наблюдателей, специалистов природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.

Отправляя ребенка в детский сад, мало кто из родителей задумывается о той пользе, которую может он извлечь от пребывания там. Маме кажется, что она всего лишь старается не оставить малыша без присмотра и обеспечить ему общение с ровесниками. Но все гораздо серьезней.

Кроме того, ни одна прогулка в детском саду не проходит без выносного материала. Это ведерки, формочки, мячи, скакалки, канаты, обручи, куклы, мелки, машинки. Естественно, что все это богатство представлено не в единственном экземпляре, а по несколько штук, позволяя детям объединяться по интересам. И мы, родители, можем значительно разнообразить и освежить весь этот инвентарь, подарив группе своего ребенка уже давно валяющийся в углу мячик или забытую сыном (дочкой) игрушку (куклу, машинку).

Но это еще далеко не все, что мамы и папы могут сделать для того, чтобы прогулка в детском саду у ребенка вызывала только Так, например, надо внимательно относиться к тому, во что мы одеваем его, собирая в детсад. Слишком теплая одежда мешает двигаться и приводит к перегреву организма малыша. Необходимо помнить, что разогретый ребенок приходит с прогулки в прохладное, проветренное помещение раздевалки, где может простыть. Легкая одежда тоже не может служить приемлемым вариантом. Лучше всего, если вами будет предусмотрен дополнительный позволяющий при необходимости «утеплить» малыша или заменить слишком теплую одежду на более легкую. Помочь в подборе верного варианта всегда поможет воспитатель вашей группы - он точно знает, что и как происходит с вашим сыном или дочкой на прогулке и после нее. Поэтому стоит внимательно прислушаться к его советам.

Очень хочется напомнить всем родителям давно известную истину: дети во время прогулки имеют возможность оздоровиться, подышать свежим воздухом, получить необходимую для растущего организма физическую нагрузку и, в конце концов, просто порезвиться и поиграть. Но взрослые довольно часто лишают этого своих детей, сказав какую-нибудь неправильную фразу. Дорогие родители, всегда помните одно главное правило: ваши дети полностью подражают вам и копируют вас. Знайте, если вы выказываете негативное отношение к прогулкам, к необходимости пребывания ребенка улице, то и он не будет любить данное яркое и веселое времяпрепровождение. Поэтому прежде чем сказать что-либо отрицательное о прогулках в детском саду, подумайте, чего вы можете лишить своего ребенка одной неосторожной мыслью, произнесенной вслух!

Руднева Людмила Николаевна

МБОУ СШ №12 (дошкольное отделение), ХМАО - Югра, г. Сургут, воспитатель

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК

в детском саду.

Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и взаимоотношениях людей), а также обогащают их внутренний мир.

Прогулка является одним из важнейших компонентов дневного режима в детском саду. Чаще всего для детей организуются утренние и вечерние прогулки, продолжительность каждой от часа до двух.

Очень часто воспитатель сталкивается с проблемой правильной организации прогулки. Так каким же образом прогулка может быть организована правильно?

В первую очередь необходимо удостовериться в готовности и безопасности оборудования на участке, предназначенном для прогулок. Все игровые снаряды должны быть укреплены. Во вторых необходимо проверить соответствие одежды детей погоде. Нельзя допускать переохлаждения и перегрева организма ребенка. Одним из главных моментов, помимо безопасности, является сама деятельность на прогулке. Она должна быть разнообразной. Для каждой прогулки должен быть составлен четкий план, в котором намечены цель, задачи, этапы реализации. Можно включить в прогулку такой воспитательный элемент, как наблюдение. Пусть дети ежедневно делают свои маленькие открытия, а воспитатель только направляет их в этом. Для этого необходимо использовать наводящие вопросы.

Обязательно нужно включать в прогулку труд, как элемент развития детской личности. Можно организовать мини-субботник, уборку дорожек от листвы или организовать полив клумб с цветами, используя для этого маленькие игрушечные лейки. Такой подход решит несколько задач. В первую очередь, будет способствовать формированию положительного отношения к такому виду деятельности, как труд. Кроме этого, занятия такого рода укрепляют иммунитет.

Нельзя забывать и об играх на свежем воздухе. На прогулке они должны занимать большую часть времени. Ведь игра для дошкольника - основной вид деятельности. Но игры должны соответствовать возрасту детей, быть безопасными, а так же интересными, разнообразными. Кроме этого каждая игра должна нести в себе определенные воспитательные цели.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботится обо всем, что нас окружает. Природа, с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования. Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок. В процессе прогулки формируются основы и начальный опыт природообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.

Целями прогулок являются:

  • · физическое и умственное развитие детей;
  • · укрепление здоровья, профилактика утомления;
  • · восстановление сниженных функциональных ресурсов детского организма.

Основные задачи прогулок:

  • · оптимизация двигательной активности детей;
  • · повышение уровня их физической подготовленности;
  • · закаливающее воздействие на детский организм в естественных условиях; · познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие детей.

Помимо традиционной прогулки с детьми в ДОУ могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции, прогулки-экскурсии.

Виды прогулок:

ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

ПРОГУЛКА - ЗАДАНИЕ, имеющая цель

поздравить товарищей или взрослых с праздником;

пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии.

ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на

решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки воспитанники получают задание отыскать:

лекарственные травы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т. д.

ПРОГУЛКА-ПОХОД на:

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

сделать зарисовку;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать сказку, стихотворение, рассказ.

ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

разнообразные свойства, признаки предмета.

ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

спортивными занятиями;

экскурсионной работой.

Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

Составные части прогулки:

1 . Наблюдение;

2.Трудовая деятельность;

3.Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей. Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  • · предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  • · от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  • · от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем - с игры и т.д.)
  • · от познавательных интересов детей.

Наблюдения (указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

  • · наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • · наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • · наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом - снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность.

Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывать форму труда дошкольников - индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры.

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры · малоподвижные;

  • · игры средней активности;
  • · игры с высокой двигательной активностью. Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 - 15 новых игр. Кроме этого организуются игры:
  • · забавы
  • · аттракционы
  • · игры-эстафеты
  • Сюжетные подвижные игры
  • · игры с элементами спорта
  • · сюжетные подвижные игры
  • · бессюжетные подвижные игры
  • · народные игры
  • · хороводные
  • · спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя).

Индивидуальная работа.

Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей.

Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей, могут быть следующие:

ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Условия правильной организации прогулки.

1. Соответствие времени прогулки режиму группы.

2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.

3. Организация одевания и раздевания детей.

4. Уровень сформированности у детей навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.

5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.

6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей.

7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.

8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.

10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).

Светлана Денисова

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма . Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют , много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение : все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки , должно строго соблюдаться.

Подготовка к прогулке .

Чтобы дети охотно собирались на прогулку , воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Одевание детей нужно организовать так , чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают колготки, кофту, свитер (в зависимости от погоды) штаны, обувь, затем шапку, пальто, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.) . Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю . Выходя на прогулку , дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Структура прогулки :

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада , например за строителями. Ведущее место на прогулке отводится играм , преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки , если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры , которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр : волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой .

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным , помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми : для одних организует игру с мячом , метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка : разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры . Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Целевые прогулки . Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. Например, экскурсии на другие участки, вокруг детского сада . С этой целью организуются целевые прогулки .

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад . Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.) . Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы , в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости .

Прогулка 1

«Наблюдение за таяньем снега»

Цели : расширять представления детей о сезонных изменениях– снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не живой природе (солнце - снег, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка - наст.

Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать» . Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель» ? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон :

«Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Дидактические игры

"Когда это бывает?" - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель - закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

"Отгадай-ка" - дети описывают предложенный предмет. Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам"

Выложить солнышко из цветных льдинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Очистить дорожку от снега.

Скольжение по ледяной дорожке.

Подвижные игры

"Пустое место". Цель - развить быстроту, ловкость. Ход игры : Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший - водит. (для старшей группы)

"Веснянка". Цель - координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Ход игры :

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей , Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей, "Летят" по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Н. Нищева

Прогулка 2 Пришла весна

Цель - дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Закреплять знания о времени года. Изучать приметы ранней весны

Ход прогулки

Наблюдение : Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. С детьми старших групп ведутся наблюдения за увеличением продолжительности дня, отмечается, что день становится длиннее.

Стихи по теме :

«Солнце ласково смеется» , «Светит ярче, горячей.» . Я. Колас

«Солнце дарит всем весну, «вытаяли стежки» . Р. Бородулин

«Дни повеселели, солнышку не спится» . Г. Ладонщиков

«Утром было солнечно и совсем тепло. Озеро широкое по двору текло» . А. Барто

«Скоро снова солнце встанет и возьмется припекать» . Е. Благинина

Загадки :

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

Один костер

Весь свет согревает.

Голубой платок,

Красный колобок.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега на участке, уборка снега на веранде.

Цель : учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры

«Зайцы» .

Цель : закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.

«Прыгни - повернись» .

Цель : учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png