Ирина Аспидова
Воспитание дошкольников в творческих играх

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каков ребенок в игре, таков он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего члена общества происходит прежде всего в игре. И вся история отдельно взятого человека как члена общества и работника представляется в развитии игры и постепенном переходе ее в трудовую деятельность. Это совершается не быстро. В младшем возрасте ребенок преимущественно играет , его трудовая деятельность очень незначительна : он начинает самостоятельно есть, надевать носки, колготки, брюки, укрываться одеялом. В семье, где хорошо организованы эти рабочие функции, а затем постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы. Сначала это касается самообслуживания : помыть с мылом руки, убрать игрушки после игры, аккуратно сложить свои вещи после прогулки,поставить обувь на полку, потом работы, имеющие значение для всей семьи.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры , которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то , что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра – отражение жизни . Здесь все «как будто» , «понарошку» , но и в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего : действия всегда реальны, чувства, переживания искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым летчиком, отважным моряком.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Очень много выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой построить корабль или самолет, какие материалы подготовить. Дети играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент.

В игре дети в первый раз вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия для ее достиженя, общие интересы. Дети самостоятельно выбирают игру. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивает действия и поступки своих товарищей и свои. Задача воспитателя состоит в том , чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости.

Творческая коллективная игра является воспитанием нравственных чувств дошкольников . Навыки, полученные в повседневном общении детей друг с другом и со взрослыми, получают развитие в игре. Воспитатель должен помочь детям организовать игру, которая вызывала бы лучшие эмоции.

Игра очень помогает умственному воспитанию ребенка . Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Ребенок думает над тем, что видел, о чем ему читали, рассказывали, вспоминает эпизоды из сказок и рассказов, различные события жизни. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Эти мечты не раз изменятся. Но очень важно, что у ребенка формируются представления о роли разных профессий. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей более полной.

Только при хорошей организации детей можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно, если удается увлечь их играми , отражающими труд взрослых, взаимоотношения. Дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя , врача, учителя, шофера, летчика, моряка и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы» . При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения . Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель предлагает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из глины, пластилина, вырезать из бумаги.

«Сегодня придет много гостей,- объясняет Аленушке папа, – надо приготовить пирожные, апельсины, яблоки». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжяют своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки : рисуют, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, ее мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения : у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно помещаются в подарочные пакеты, чтобы они не помялись и не испортились.

На день рождения, по предложению воспитателя , решили ехать на автобусе. Мальчики быстро построили большой автобус из стульчиков и строительного материала. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам : «Садитесь, пожалуйста, мы постоим» . Воспитатель одобрил этот поступок.

Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили ее любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от мени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождения бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью» , отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей. При развитии одновременно нескольких сюжетов, объединенных одной идеей, в старшей и подготовительной к школе группе в игре могут участвовать все дети.

Таким образом, в игре нашло отражение новое нравственое правило : малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада»

Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих , то говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в ощественном месте.

Еще один пример.

Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважеие к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости , культуры поведения в общественном месте воспитатель предложил начать игру в «поездку» . Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора : кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседы. Полученные знания дети обязательно прямо или косвенно отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких и знакомых людей, способствуют развитию нравсвенного поведения.

Многие родители убеждены, что детям очень полезно заниматься творческой деятельностью. Это, в общем, совершенно верно, вот только под «творчеством» обычно понимается исключительно художественное творчество, искусство: чаще всего ИЗО и музыка. Многие родители убеждены, что сами по себе «занятия искусством» благотворно влияют на детей. Так ли это? Что это на самом деле такое – «творчество», и как можно его использовать в воспитании детей?

История 1. Бедная Аня

Как-то раз знакомая учительница музыки пригласила меня на концерт в детскую музыкальную школу. Концерт необычный - сольный. А солисту – вернее, солистке – 12 лет. Зовут её Аня Бойко, она лауреат всяких конкурсов, в том числе международных. Концертная программа рассчитана на полтора часа, исполняться будет, в основном, классика. Аня сыграет одна, с оркестром, с певцом и, наконец, со своей учительницей из музыкальной школы в четыре руки.

Я пошёл на концерт. Зал детской музыкальной школы мало чем отличается от обычного концертного зала: обитые зелёным бархатом откидные кресла, ярко освещённая сцена, оркестровая яма, откуда, как и положено, сверкают две-три отполированные до блеска лысины; на сцене – громадный, как мамонт, чёрный рояль. Зал набит битком и величиной тоже не уступает нормальному «взрослому» залу.

Вышла ведущая – та самая моя знакомая, солидная дама в длинном платье. Наконец, мы увидели героиню вечера – Аню. Знаменитая пианистка оказалась маленькой, тощенькой, бледненькой, заморенного вида девочкой. Одета в пышную, с кружевами и оборками, белоснежную блузку и тёмную длинную юбку – как курсистка XIX века.

Держалась на сцене она скованно, но совершенно спокойно: несложно догадаться, почему, – тут дело в привычке: она же постоянно выступает.

Потом она начала играть: детские пьесы Чайковского, этюды Черни – и в то же время большой кусок из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Шопена, что-то – уже не помню – из Бетховена Все эти вещи она исполнила совершенно одинаково: очень старательно, отчётливо, очень правильно – именно так, как учат в музыкальной школе – и очень скучно . Никакой разницы в исполнении, с одной стороны, детских вещей или этюдов – а, с другой стороны, концерта Шопена – не наблюдалось. Ей явно всё равно было, что играть.

После каждой новой пьесы Аня вставала и заученно, как манекен, раскланивалась. Публика – в основном, ученики и ученицы той же школы, их родители и прочая родня, – словом, болельщики – шумно аплодировала. Какой-то толстый дядя во втором ряду всё время басом кричал «Браво!» – таким голосом, будто хотел напутать Аню. Но она нисколько не пугалась.

Постояв положенное время, церемонно поклонившись, она снова усаживалась за рояль на высокий стульчик – и так же старательно оттарабанивала очередную вещь: без интереса, без понимания, без всяких чувств – как автомат. Потом снова вставала раскланиваться.

У этой бедной девочки были два явных достоинства: первое – замечательная моторика, второе – старательность. Впрочем, она ещё и явно послушная, отличница, наверное, – из тех, что беспрекословно, не задумавшись ни на минуту, выполняют любые распоряжения взрослых. И вот кто-то догадался отдать её в раннем возрасте в музыкальную школу. Теперь имеем результат.

Её натренировали – и очень довольны: куча лауреатских званий – школе честь, родителям слава, да и у самой Ани тоже ведь самолюбие есть.

Вот только эта девочка сходит за звезду исполнительского искусства только сейчас, пока она сравнительно маленькая. Взрослых дядечек и тётечек умиляет, что такое дитё так бойко отстукивает сложнейшие пассажи Шопена, какие и взрослому-то исполнителю не всегда под силу.

Однако она не любит музыку, не чувствует, не понимает её. В то же время её убедили, что она музыкант, она к этому привыкла. У неё отняли здоровье: она хиленькая, бледненькая. Неудивительно: чтобы так отбрякивать Шопена с Бетховеном, надо тренироваться каждый день по 3-4 часа. А ведь есть ещё обычная школа. Ей и гулять-то, наверное, некогда.

У неё украли детство, украли здоровье, обманули, внушив ложные надежды, посеяв в её душу иллюзии, которым никогда не суждено сбыться. Станет взрослой – и никому не будет нужна. Будет тянуть лямку или аккомпаниатором, или, ещё вернее, учительницей музыки, и довольно плохой, потому что музыку не любит. И всю жизнь чувствовать себя обиженной, ущемлённой, как ребёнок, которому обещали конфетку и не дали: ведь сулили такое будущее, такую карьеру! – и где она?

Догадается ли Аня, что взрослые – в том числе, увы, и собственные родители – попросту обманывали её ради собственной корысти: удовлетворяли за её счёт своё честолюбие?

Бедная, бедная Аня!

История 2. Как хорошо быть художником!

Кира раньше училась в художественной школе. Сейчас ей уже 17 лет: художественную школу она так и не закончила, бросила. Рисует она, по-моему, неважненько: ничего особенного.

Как-то Кира – а она не лишена чувства юмора – рассказала мне об особенностях этой, кстати, очень солидной и престижной, художественной школы.

Одного их преподавателя зовут Авессалом Аввакумович. Они его называли между собой Салям-Алейкум. Это очень художественного вида человек: малого росточка, но зато с длинной гривой плохо расчёсанных полуседых волос и с козлиной бородкой. По словам Киры, Салям-Алейкума никто из них не слушал: все что-то своё рисовали, болтали, смеялись, ходили по аудитории, не обращая внимания на преподавателя. Но он на своих учеников не обижался, а продолжал говорить – так что все были довольны друг другом: ученики не мешали учителю высказывать свои мысли, а он, в свою очередь, не мешал им делать и говорить всё, что им заблагорассудится.

На вопрос, чему же она научилась на уроках Авессалома, Кира, смеясь, ответила, что научилась пользоваться губной помадой (ей было 11 лет). Правда, этому искусству её научил не учитель, а другая девочка, постарше неё.

Ещё одна преподавательница, Зарема Руслановна, обычно начинала занятие очень серьёзно, делала перекличку, строго спрашивала домашнее задание – но потом, минут через 10-15, ей обычно кто-то звонил, и она выходила в коридор поговорить. После чего, как правило, наведывалась в ближайший магазин, а придя оттуда, долго беседовала с кем-нибудь из встретившихся ей в коридоре коллег. Только когда занятие уже заканчивалось, Зарема Руслановна снова появлялась перед своими учениками и строго спрашивала, что они нарисовали. Обычно выясняюсь, что ничего, поскольку большинство тоже отлучалось в магазин и всякие иные привлекательные места. Зарема Руслановна строго выговаривала нерадивым ученикам, обещала за них взяться на следующем занятии – и прощалась. В следующий раз, разумеется, всё повторялось сначала в той же последовательности.

Были, конечно, и добросовестные преподаватели. «Но они не учили нас любить искусство, а учили технике живописи. Как размешивать краски, как накладывать. Композиция, перспектива – то-сё. Мне это было неинтересно».

В итоге, проучившись в этой замечательной и, между прочим, небесплатной школе 2,5 года (а это значит по 3 часа 3 раза в неделю, по вечерам, она проводила там). Кира бросила её, о чём нисколько не жалеет.
Вот только зачем она потеряла столько времени? Неужели только для того, чтобы познакомиться со столь выдающимися личностями, как Авессалом Аввакумович и Зарема Русланивна?

История 3. Иван – крестьянский сын

А вот персонаж совсем в другом роде. Ваня. Живёт Иван в большой деревне, на юге. И семья у него большая: шестеро братьев и сестёр, мама и папа, бабушки, дедушки.

Ваня не занимается никакой художественной деятельностью. Зато однажды он вместе с братом Костей построил вокруг своего двора настоящий забор из дикого камня, скрепленного глиной. Забор невысокий, потому что всё равно никто ничего не украдёт: в селе всё на виду. Но для порядка нужно.

Ваня и Костя делали забор сами: им никто не помогал. Только дедушка иногда давал советы, если его спрашивали: сколько воды налить в глину, как класть камни, чтобы не развалились.

Получилось неплохо, только некоторые камни выпирают. Теперь Ваня с удовольствием, проходя мимо, поглаживает рукой свой забор , а иногда подмазывает его свежей глиной.

Ещё одно, тоже совершенно не творческое, дело сделал Ваня: он натаскал с опушки леса хорошей чёрной земли, насыпал во дворе и посадил кусты чёрной смородины . Шесть кустов! Это тоже забота: их надо окапывать, поливать, удобрять, защищать от вредителей. И ничего: смородина у Вани хорошо растёт, с каждым годом урожай ягод всё больше – хотя, когда мальчик посадил кусты, ему было только 8 лет и никто ему опять-таки не помогал.

Ещё Ваня – птицелов. Ловит он, главным образом, щеглов: на них есть спрос на птичьем рынке в городе. Чтобы поймать птичку, нужна «заподка» – западня: небольшая клеточка, разделённая перегородкой надвое. В одну половину помещается ручная подсадная птичка: она весело прыгает, клюёт корм – соблазняя тем самым своих товарок. В другой половине – открытая дверка с пружинкой. Птичка подлетает, садится на палочку, вставленную в дверку, пружина срабатывает и дверка захлопывается.

Такие заподки все мальчишки, и Ваня тоже, делают себе сами. Это огромная работа: вырезать ножом ровные палочки, пробить в них гвоздиком на равном расстоянии дырочки, протянуть проволоку. Но самая тонкая работа – та самая дверка с пружинкой. Сделаешь её слабой – птичка улетит. Сделаешь слишком сильной – дверка так прихлопнет крошечную пичугу, что может её покалечить.

Но Ваня умеет делать заподки, и он ещё ни одной птице не повредил.

Однако западня – это ещё полдела. Надо знать места в лесу, где кормятся и ночуют щеглы. Знать их повадки. Ведь если пойманная птичка долго просидит в клетке, она будет биться, стараясь вырваться, и может повредить себе крылья и голову и даже вовсе погибнуть. Птичку надо достать из клетки почти сразу после того, как дверка захлопнулась, а для этого приходится проверять свои ловушки на рассвете, когда все нормальные люди ещё спят: ведь птички с утра голодные, а потому менее осторожные – и часто попадаются в ловушки именно рано утром.

Потом нужно добывать для своих птиц корм. Пока их никто не купил, они должны хорошо питаться, чтобы выглядеть бодрыми и здоровыми. Впрочем, Ваня не всех своих птиц продаёт, потому что он не коммерсант по натуре, а увлечённый человек, а кроме того, он просто любит птиц, ему нравится с ними возиться, нравятся они сами по себе.

Щеглы ещё ничего – они едят семена репейника, а этого добра везде полно: надо только осенью заготовить достаточно. А вот некоторых птиц: соловьёв, например – надо кормить червяками, мотылём – живым кормом. Это посложнее.

Я познакомился с Ваней, когда ему было 10 лет. Простецкая веснушчатая физиономия, волосы, как солома, - под стать имени. Но какой он живой, инициативный, весёлый, здоровый - и какой творческий! Всё сам: и всегда у него всё получается. Так кто же у нас более творческий человек: Аня, Кира - или всё-таки Ваня?

Именно самостоятельная деятельность, требующая проявления инициативы, преодоления трудностей и с ответственностью за результат – действительно очень полезна с воспитательной точки зрения. А вот полезна ли вашему ребёнку заниматься музыкой или ИЗО – это зависит от множества обстоятельств: состояния его здоровья, его способностей, личностных особенностей; наконец, от того, какие учителя ему попадутся.

«Творческая деятельность», по мнению большинства современных педагогов и психологов, – это самостоятельная деятельность, в которую входит постановка цели (самостоятельная! кто делать будет, тот и цель ставит), планирование всех этапов её достижения; самостоятельные действия, направленные к её достижению, и, наконец, ответственность за результат (ответственность – перед самим собой, прежде всего). При этом творческой может быть абсолютно любая деятельность, если она строится описанным выше образом. И труд на земле, и забота о животных, и строительство – даже и просто забора. Важно не что делать, а зачем и как .

Некоторым родителям льстит, что их дочь или сын будут пиликать на скрипочке или малевать пейзажики: им почему-то кажется, что подобные занятия облагородят их дитё, придадут ему интеллигентский лоск и вообще «приобщат к культуре». Так вот – это ещё большой вопрос.

Довольно нередкий результат усиленных занятий музыкой в раннем возрасте – отвращение к музыке (хорошо, если без сколиоза в придачу).

Хотя действительно художественно одарённых детей нужно учить обязательно и начинать как можно раньше. Но многие родители заблуждаются относительно талантов своих детей. А, кроме того, надо учитывать и склонности самого ребёнка. Если мальчик жаждет гонять в футбол и ходить на рыбалку, усаживать его на 3 часа в день за инструмент – по меньшей мере, бесчеловечно, да и педагогически нецелесообразно. Сначала надо увлечь – а уже потом технически обучать.

И ещё. Психолог В. Ротенберг как-то сказал: «Наградой за творчество является само творчество» . А не дипломы и награды.

Творчество очень нужно всем людям, а детям прежде всего. Но не надо искать его в особых «специально отведённых для этого» местах. Творчески можно отнестись к любому делу, было бы желание. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества.

Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

ФОТО Getty Images

Горькая правда заключается в том, что вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, способными изменить мир. Посмотрим, к примеру, на лауреатов STS (поиска научных талантов) – самой престижной американской премии, отмечающей одаренных школьников. За первые 52 года ее существования (с 1942 по 1994 год) в качестве финалистов были отобраны около двух тысяч вундеркиндов, но лишь один процент из них в дальнейшем связал свою деятельность с национальной академией наук. Восемь человек из упомянутых обладателей награды получили Нобелевские премии, но остальные десятки и сотни юных гениев, став взрослыми, так и не реализовали свой потенциал.

Ранее считалось, что одаренным детям не хватает социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной социализации. Однако такое объяснение было признано недостаточным, так как менее четверти всех вундеркиндов в действительности сталкивается с какими-либо социальными или эмоциональными затруднениями. Подавляющее большинство из них хорошо подготовлено и имеет такой же успех на коктейльной вечеринке, как и на уроке правописания.

Что же мешает вундеркиндам стать оригинальными и творческими личностями? Дело в том, что одаренные дети стремятся заслужить одобрение родителей и восхищение учителей. Ради этого они могут упорно работать и становиться, к примеру, шахматными чемпионами, но процесс обучения не дает им стимула создавать новое. Такие ребята способны сыграть великолепные мелодии Моцарта, но редко сочиняют свои собственные. Они сосредотачивают всю энергию на потреблении существующих научных знаний, не производя новых идей. Юные таланты предпочитают соответствовать давно заведенному порядку, а не изобретать велосипед. Если же в классе появляется творческий ребенок, то он, вероятнее всего, не захочет неукоснительно выполнять все требования учителя, а будет отстаивать собственные взгляды.

Вырастая, многие вундеркинды становятся экспертами в том, что знают и умеют лучше всего. И лишь небольшая часть одаренных детей в конечном итоге вырастает в новаторов и творцов. Большинство же предпочитает не выходить за рамки любимой деятельности, только там применяя свои выдающиеся мыслительные способности. Из гениальных детей получаются врачи, которые борются за жизнь пациентов, не пытаясь исправить огрехи медицинской системы в целом, или, например, юристы, защищающие клиентов от несправедливых обвинений, но не пытающиеся корректировать сами законы.

Так что же нужно сделать, чтобы вырастить ребенка творческой личностью? В недавнем исследовании специалисты сравнили между собой несколько семьей: с креативными и обычными детьми. Как оказалось, родители «обычных» детей устанавливали для них как минимум пять-шесть правил, которыми те должны руководствоваться в жизни: сон по расписанию, особый распорядок дня. Воспитатели же творческих детей предлагали им не больше одного правила. Вместо этого родители поощряли своих детей думать самостоятельно, акцентируя их внимание на моральных ценностях.

Кое-что уникальное есть и в самих родителях малышей, из которых вырастают творческие личности: они уделяют особое внимание разработке собственного «этического кодекса». Старшее поколение, разумеется, объясняет младшему, что успешность и востребованность – это важные элементы жизни, но при этом поощряет юных гениев в стремлении разобраться в собственных ценностях и обнаружить свои интересы. Все это создает хорошие предпосылки для развития творческой личности.

Американский психолог Бенджамин Блум пристально изучал особенности раннего развития известных музыкантов, художников, спортсменов и ученых. Ему удалось выяснить, что их родители вовсе не мечтали о карьере суперзвезд для своих детей, не выступали в семье в роли строгих надсмотрщиков, а, напротив, чутко откликались на внутреннюю мотивацию своих сыновей и дочерей. Когда малыши проявляли интерес к чему-либо, готовы были с энтузиазмом взяться за дело, родители безоговорочно их поддерживали. К примеру, Моцарт проявил интерес к музыке, прежде чем начал брать уроки, а не наоборот, а джазовая пианистка и композитор Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепьяно и вовсе самостоятельно.

Малкольм Гладуэлл Новая книга Малкольма Гладуэлла посвящена теме успеха. Однако по своему обыкновению он подходит к ней весьма нетривиально: Гладуэлл убежден, что личные усилия и способности, сколь бы бесспорными они ни были, не играют ключевой роли в достижении выдающегося результата.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл сформулировал так называемое «правило 10 тысяч часов» 1 . Основываясь на ряде исследований, Гладуэлл утверждал, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных тренировок. По его мнению, для достижения некоего выдающегося результата в большинстве сфер деятельности необходимо посвятить практике и обучению 10 тысяч часов. Не слишком понятно, каким образом количество времени варьируется в зависимости от области применения сил и особенностей конкретной личности, но это не самый главный вопрос, который ставит перед нами данная теория. Во-первых, чем больше мы тренируемся, тем чаще попадаем в ловушку привычных способов мышления и решения задач. Эксперт зачастую не может справиться с внедрением в практику каких-либо нововведений, тогда как для новичка, сознание которого свободно от всяческих клише, такая задача не кажется сложной. Во-вторых, именно внутренняя предрасположенность вызывает в человеке любопытство и побуждает тренировать навык в течение 10 тысяч часов или даже более. Именно природная склонность к чему-либо определяет также и получение удовольствия от процесса этой тренировки.

Опыт показывает, что успешность творческой самореализации зависит от широты интересов, а не только от глубины наших знаний и опыта. Ученые, получившие Нобелевскую премию, в 22 раза чаще своих «неодаренных» сверстников становятся актерами, танцорами или даже иллюзионистами, в 12 раз чаще начинают писать стихи или романы, в 7 раз чаще обращаются к декоративно-прикладному искусству и в 2 раза охотнее приступают к игре на музыкальных инструментах или сочинению музыки. Никто не заставляет выдающихся ученых выбирать себе творческое хобби. Оно становится отражением их любопытства. Как писал Альберт Эйнштейн, любовь является лучшим учителем, чем чувство долга. Мама записала его в музыкальную школу в пятилетнем возрасте, мечтая, что сын освоит игру на скрипке, однако из этой затеи ничего не вышло. Будущий физик воспринимал уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его. «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в 13 лет, главным образом после того, как влюбился в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно тогда я и добился успеха», – пишет Альберт Эйнштейн.

C раннего детства нужно воспитывать у своего ребенка творческое начало. Ведь, развитие творческих способностей влияет не только на формирование чувства прекрасного, но и развивает ребенка в целом.

Исследования последних лет доказывают, что увеличение количества занятий живописью и музыкой, помогает детям в усвоении иностранных языков и математики.

Конечно, не каждый ребенок рождается Микеланджело, Моцартом, Луи Армстронгом или Циолковским. Однако каждый рождается со способностью и желанием творить.

Культивирование этих способностей и желаний не означает, что ваш маленький гений станет вундеркиндом, однако увеличит шансы, что способность к творчеству, какова бы она ни была, раскроется до конца.

Поэтому, какая бы карьера не ждала в будущем вашего ребенка (художник, банкир, писатель, врач, учитель или артист балета) поощрение к творчеству сейчас сделает его жизнь более богатой и насыщенной. Попробуйте следующие методы, но не бойтесь творить сами и изобретайте новые пути для поощрения творчества.

Пусть будет беспорядок

Творческий дух должен свободно сосредоточиться на творчестве, а не отвлекаться на поддержание рабочего места в порядке. Это особенно справедливо, когда дело касается малышей. Их способ творчества - это не только идея, но и беспорядок. Требовать, чтобы все мелки оставались в коробочке, пластилин лежат аккуратненькими брусками, а пальцы, локти и пол были чистыми, – значит требовать невозможного.

Готовьтесь к беспорядку во время творческой игры и не давайте воли своему недовольству, чтобы не отбыть ребенку охоту творить. Подавление порывов малыша ради чистоты в доме может привести к тому, что они угаснут навсегда.

Это не значит, что творческий ребенок и чистота в доме полностью несовместимы. Если вы, прежде чем вручать малышу мольберт или планшет для рисования, не забудете о соответствующих мерах предосторожности, это спасет и дом, и одежде ребенка никак не сказываясь на порывах к творчеству.

Пусть правит свобода

Помните, что для творчества необходим простор, который означает нарушение старых правил. Нет неправильного способа, чтобы рисовать, лепить, строить башню из конструктора. Если вы будете нависать над ребенком, руководя и предлагая, вы помешаете творить. Высказывайте свое мнение только тогда, когда вас просят о помощи. Ребенок может последовать вашему совету, чтобы доставить вам удовольствие, однако почувствует, что результат уже ему не принадлежит.

Не критикуйте

Процесс творчества и его результат предназначены доставлять удовольствие ребенку, а не вам или кому-нибудь еще. Если он делает открытку для бабушки, не говорите: «Может быть бабушке не нравятся такие цвета». Если ваш ребенок надевает рубашку и юбку, не сочетающиеся по цвету, не говорите: «Это не подходит». Собственно, творчество как раз и заключается в том, чтобы сочетать не сочетаемое.

Похвалите

Найдите то, что можно похвалить в любой творческой работе ребенка. Даже если альбомный лист просто исчеркан, отметьте выбор цветов или места. Если концерт на охотничьем роге напоминает не столько симфонию, сколько какофонию,похвалите живой ритм и силу звука. Однако не сыпьте комплиментами, чтобы ребенок не усомнился в вашей искренности или не оставил попытки сделать лучше.

Не ограничивайтесь только искусством

Существует масса отдушин для творческой энергии ребенка, не имеющих ничего общего с изящными искусствами. Творческий ребенок может творить в песочнице (как археолог, архитектор, инженер), за кухонным столом (как шеф-повар), даже у шкафа для одежды (во многих детях скрывается настоящий модельер, который так и просится наружу). Поощряйте творчество во всех областях жизни ребенка и развивайте его таланты.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png