Ура! Нам 3 месяца! Вот уже целых 12 недель малыш приспосабливается к новой обстановке и радует родителей своими достижениями. Развитие ребёнка в 3 месяца наиболее ускорено по сравнению со всеми остальными периодами первого года. Это этап активного роста (до 3 сантиметров) и максимальной прибавки в весе (до 1 килограмма). В этом чудесном беззубом возрасте у малыша уже должен почти закрыться малый родничок.

Если малышу стукнуло 3 месяца, значит в его достижения входит достаточно много навыков.

Норма и патология развития

Кожа здорового трёхмесячного малыша в норме имеет нежно-розовый оттенок, на ощупь бархатистая. На тельце, особенно на ножках, ярко выражены кожные складки. Они должны быть симметричными на обеих конечностях. Асимметрия бедренных складочек чаще всего свидетельствует о врождённом подвывихе или . Это заболевание формируется на втором месяце маминой беременности и внутриутробной диагностике не поддаётся. Лечится довольно успешно у большинства ребятишек безоперационным методом вплоть до наступления 5 летнего возраста. Если ягодичные и бедренные складочки у вашего маленького отсутствуют или выражены незначительно - это может быть свидетельством гипотрофии или заболевания ЦНС.

Кожа ребенка, как персик, мягкая и нежная.

Изменения плотности, влажности, эластичности кожи говорят о нервных или соматических заболеваниях. Если вы заметили любой из вышеперечисленных симптомов, необходимо незамедлительно посетить педиатра, ортопеда и невролога.

Полезные навыки

Если с рождения малыш находился в пелёнках, то именно сейчас наступает та самая пора, когда надо потихоньку приучаться к ползункам. Надевать маленькие штанишки или ползунки лучше во время бодрствования крохи, а на время сна запелёнывать его. Свобода движения способствует правильному и полноценному развитию младенца.

К 3 месяцам кроха начинает различать запахи. Почувствовав приятный для него запах, малыш замирает, затем оживляется, может даже улыбнуться. Неприятные запахи - повод для недовольной гримасы и чихания. Примерно в этом возрасте грудничок начинает различать и вкусы.

В три месяца ребенок может сойти за профессионального дегустатора.

Возрастают и слуховые способности маленького карапузика. При возникновении какого-либо звука он сначала сосредотачивается, а спустя пару секунд поворачивает голову туда, откуда донёсся интересующий его треск, шуршание, голос или звон.

К трем месяцам малыш способен различать звуки, реагировать на них.

Интервалы бодрствования тоже увеличиваются: теперь малыш может не смыкать глазок в течение полутора-двух часов.

Что умеет ребёнок в 3 месяца? Малыш начинает активно играть со своими ручками и тянуть их в рот, осмысленно гремит погремушкой. Кроха с большим удовольствием и усердием будет пытаться захватывать подвешенные перед его глазками игрушки, постарается притянуть их к себе. Это занятие сейчас его очень увлекает. Грудничок способен из положения «на спине» на любой бок. Хорошо сам держит головку. Если кроха находится на животике, то может немного приподняться, опираясь на локотки.

Как бы дотянуться до любимой игрушки!

Вот и первый диалог

Малыш также уже может отвечать на ваши фразы типа «агу» слогами «эгх» или «акгх». В ответ на мамину речь или улыбку беззубик тоже улыбается. В 3 месяца ребёнок должен осознанно реагировать на ваши прикосновения. Допустим, если вы легонько дотронетесь до его глаз - малыш зажмурит их и потянется к ним своей маленькой ручкой, прикоснётесь к ладошке - сожмёт её в кулачок.

Прикосновения мамочки очень много значат для малыша.

Во всех новых умениях ребёнка проявляется одно уникальнейшее свойство грудничкового возраста - крайне тесная взаимосвязь и взаимозависимость двигательной моторики и психики (телесного и душевного). Интерес к окружающему его миру, положительные переживания стимулируют развитие жестов и других движений и, наоборот, двигательная активность благоприятно влияет на правильное развитие психики.

Одним из самых важных навыков, который должна привить мама своему малышу является . Учить ребенка пережевывать пище следует постепенно. К возрасту 1,5 лет малыш должен уметь есть самостоятельно, это необходимо для того, чтобы попасть в садик.

Маленькие дети проявляют огромный интерес ко всему, что видят в тарелке или кружке своих родителей. Что делать, если ваш малыш пытается попробовать чай? На вы узнаете можно ли давать этот напиток ребенку.

Мамин голос успокоит

Читать маленькому небольшие сказки или стихи с яркими картинками просто необходимо. Чтение надо комментировать , показывая пальцем и озвучивая название наиболее крупных и красочных объектов. Благодаря книгам, он, с вашей помощью, не только откроет для себя массу всего нового, но и приучится позднее сам искать интересующие его ответы.

Спокойные песни, особенно в исполнении мамы или бабушки оказывают на ребёнка успокаивающий эффект, а вот громкая ритмичная музыка может спровоцировать истерический плач. Когда малыш бодрствует и находится в приподнятом расположении духа, можно спеть ему что-нибудь весёленькое типа «Антошка», при этом пройтись перед его кроваткой пританцовывая. Грудничок в это время будет с большим вниманием следить за вашими движениями и поворачивать вслед за мамой головку.

Важные манипуляции

Для полноценного развития малышу важно регулярно делать массаж:

  • ножек;
  • ступней;
  • ручек;
  • спинки;
  • груди;
  • животика.

Техники массажа основываются на движениях:


На конкретных комплексах массажа заострять внимание не будем. Массажные техники открыты для всеобщего доступа в любой специализированной или справочной литературе.

Помимо массажа, с ребёнком надо проводить ежедневные занятия физкультурой. Очень хороший эффект дают - большом надувном мяче.


Правильный уход и режим дня

Уход за малышом 3 месяцев почти такой же, как и в предыдущие 2 месяца. Единственное, надо ежедневно начинать чистить ушки и носик , поскольку активизировались слёзные железы. Тщательно следите за чистотой игрушек , ведь сейчас малыш норовит всё попробовать «на зуб».

Регулярно прочищайте ушки крохи.

В должны входить обязательные прогулки на свежем воздухе. Если на улице достаточно холодно, то вам с малышом можно ограничиться парой 15 минутных выходов на воздух, если жара - гулять по утрам и вечерам (до купания), когда нет палящих солнечных лучей. Комаровский советует приучать грудных детей к режиму сна и бодрствования: «Чтобы выспаться ночью не бойтесь разбудить своё чадо днём чуть раньше».

Прогулки на свежем воздухе будут полезны как мамочке, так и ребенку.

Грудной малыш в 3 месяца наиболее подвержен развитию - страшного костного заболевания. Для профилактики рахита мама должна пить витамин «D» (при ГВ) или давать его малышу вместе со смесью (по назначению педиатра). Полезны прогулки на ласковом солнышке.

Грудных детей с первых дней жизни мучают колики и газы. Помочь в решении этой деликатной проблема может . Этот препарат можно давать ребенку с первых дней жизни. Основу лекарства составляют семена фенхеля, абсолютно безопасные для организма крохи, оказывает успокаивающее воздействие.

Очень часто у маленьких деток встречаются совсем не детские болезни. Например, многие малыши мучаются от . О причинах развития заболевания и способах его лечения расскажет специалист.

Что делать, если ваш годовалый ребенок кашляет без остановки. Перейдите по этой ссылке и узнайте, как помочь своему малышу.

Опять недоволен

В 3 месяца кроха капризничает по разным причинам:

  • колики в животике;
  • боязнь, что мама уйдёт;
  • хочет спать, а уложиться сам не может;
  • требует маминого внимания;
  • перевозбудился;
  • неврологические проблемы;
  • реакция на жару или смену погоды;
  • (у некоторых детей уже лезут в этом возрасте).

В свои три месяца малыш найдет повод для беспокойства и плача.

Поводов для капризов может быть много. Как бы там ни было, ребёнка надо , лучше всего взять на руки и спеть мелодичную песенку (только не грустную, а то плача будет ещё больше).

Проблемы в 3 месяца

Соня:

«Подгузники сынуле меняю часто, но на коже всё равно есть и опрелости. Что делать»?

Отвечает практикующий педиатр:

«Давайте коже малыша «дышать» без подгузника (хорошо, если он днём будет спать без него), купайте в Череде, пользуйтесь не присыпками, а кукурузным или картофельным крахмалом. Никакие мази не используйте».

Гуля:

«У нас проблема: Карина в свои 3 месяца очень напряжена вся и с трудом сгибает и разгибает ручки и ножки. Это что такое может быть»?

Отвечает врач невролог:

«Скорее всего у вашей малышки . Он бывает у каждого новорожденного в разной степени выраженности. У многих малышей он проходит сам собой. Если тонус ярко выражен, то лечением для малышки будет специальный массаж и травяные ванночки. Делайте вместе с дочкой ежедневную гимнастику и купайтесь подольше».

Екатерина:

«У нас на тельце белые пятнышки, похожие на угри. Педиатр сказал, что всё в порядке, а я беспокоюсь» …

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Недавно появившееся в семье создание из маленького пищащего комочка постепенно начинает превращаться в младенца с осмысленным взглядом. Говорить о каком-то воспитании в период 3-х месяцев еще рано – это этап рефлекторного восприятия мира. Основная работа родителей на данной фазе – обеспечить достаточный уход новорожденному и приучить к режиму.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Ребенок 3 месяца требует активного развития и полноценного ухода, исходя из физиологических особенностей.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин. Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша.

Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком?

Уход за ребенком в 3 месяца включает в себя гигиенические процедуры, которые позволяют содержать малыша чистым и здоровым, а значит, спокойным. Рефлекторное восприятие новорожденным гигиенических особенностей автоматически в дальнейшем сыграют свою роль в выработке определенных привычек.

Все процедуры, входящие в гигиену, выполняются в одни и те часы либо сопряжены с другими действиями. Например, купание проводится перед 10-часовым кормлением (вечерним), и это станет постепенно сигналом к последующему сну.

Помимо купания малыша следует регулярно подмывать, и делается это после каждого испражнения. При этом уход за мальчиком несколько отличается – в данном возрасте у них при обмывании половых органов ничего дополнительно не следует предпринимать, чтобы избежать заражения крайней плоти.

У девочек же подмывание производится тщательно и рассматривается, как обязательная гигиеническая процедура. Каждой конкретной части тела необходимо уделять определенное внимание.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком:

  • после водных процедур (купаний и обмываний) ухаживают за кожей малыша, защитив ее от раздражений. Для этого обычно используется детская присыпка, но при достаточно сухой коже лучше взять специальное масло;
  • при возникновении опрелостей на коже 2 раза в день применяют мазь «Траумель С», нанося ее тонким слоем;
  • во время купания моются ушки. При этом очищаются только раковины, и не затрагивается слуховой проход;
  • здоровые глазки в особом промывании не нуждаются, а вот с закисью нужно сразу же бороться, используя препарат «Окулохеель»;

Носик. У новорожденных носовая полость снабжена хорошей системой самоочищения, позволяющей удалять грязь и слизь с помощью чихания. Если же нос забит, и слизь мешает дышать грудничку, ее удаляют аккуратно ватной палочкой во время купания, увлажнив физиологической жидкостью типа «Эуфорбиум композитум С».

Ногти. Периодически обрезаются ноготки, и проводится эта процедура, пока малыш спит и расслаблен. При этом пользоваться следует не маникюрными ножничками, а щипчиками.

Ухоженный малыш и психически спокоен, и физически более здоров, поэтому активнее вовлекается в различные игры.

Игры и гимнастика

Младенец на 3-м месяце жизни достаточно подвижен и подобным образом начинает ощущать окружающий мир. Наиболее развито движение рук, которыми малыш тянется к предметам, прикасается к маме или просто активно размахивает ими в воздухе.

Способность тактильного восприятия поможет сделать общеукрепляющую гимнастику частью воспитания ребенка и духовно, и физически. Подобные действия, превращенные в своеобразную игру, доставляющую малышу удовольствие, подсознание рефлекторно воспримет, как естественный способ изучения мира.

Поэтому уход за 3 месячным ребенком обязан включать в себя игровые действия укрепляющей гимнастики, цель которой – научить младенца ощущать свое тело.

Напоминаем, что самостоятельные домашние наблюдения и оценку развития ребенка в 3 месяца нужно проводить в определенных условиях. Иначе результаты такого обследования будут не вполне достоверными.

Развитие ребенка в 3 месяца. Положение «лежа на животе»

. В 3 месяца ребенок уже может поднимать голову на 45-90° над подстилкой и уверенно удерживать ее в таком положении минимум 1 минуту. При этом он опирается на оба предплечья, а его таз и бедрышки прижаты к поверхности и лежат ровно, то есть заметно разогнуты и слегка вытянуты.

Развитие ребенка в 3 месяца. Реакции и навыки

Медленно и аккуратно поднимите лежащего на спине малыша в сидячее положение. В 3 месяца в положении сидя он должен удерживать голову прямо примерно полминуты, но еще могут наблюдаться неустойчивость и покачивания головы из стороны в сторону.

Теперь опять положите малыша на спину и слегка потяните вверх за ручки так, чтобы он немного приподнялся (повис) над подстилкой. В таком положении его головка как минимум 2 секунды должна удерживаться на одной линии с позвоночником и только потом опускаться вниз.

Вообще для развития ребенка в 3 месяца характерно стремление удерживать головку вертикально при каждом изменении положения тела.

Возьмите малыша обеими руками под мышки спиной к себе (головку поддерживайте большими пальцами) и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность (это может быть обычный стол). В 3 месяца при соприкосновении с поверхностью , как будто он не может стоять.

Попробуйте немного наклонить тело ребенка вперед, перенести вес тела сначала на правую, потом на левую ногу. В данном случае развитие ребенка в 3 месяца значительно отличается от предыдущих двух месяцев. Рефлекторные шаговые движения (как будто малыш идет) и сопутствующее им попеременное выпрямление ног, которые вы могли наблюдать раньше, теперь проявляться не должны.

Положите малыша на спину. Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета и диаметром не менее 5 см), какое-то время подержите на расстоянии 25 см от лица ребенка и начните ее медленно передвигать.

Если он заметил погремушку, т.е. остановил на ней взгляд, зафиксировал, то должна наблюдаться реакция всего тела – оживленное движение руками и ногами, при этом оно уже не будет абсолютно хаотичным. В 3 месяца ребенок способен протянуть по направлению к погремушке обе руки с полуоткрытыми ладонями (как бы пытаясь ее ухватить) и даже может коснуться предмета (что возможно, но не обязательно).

Если что-то не получилось, попробуйте еще раз.

Развитие ребенка в 3 месяца. Взаимодействие с внешним миром.

Положите ребенка на спину. Подержите красную погремушку перед его глазами на расстоянии 15-20 см. Когда малыш поймает ее взглядом, спокойно и медленно доведите погремушку до поверхности, сначала в одну, затем в другую сторону.
Развитие ребенка в 3 месяца уже позволяет следить за погремушкой, двигая глазными яблоками от одного до другого угла глаза. При этом может поворачиваться и голова малыша, что, однако, пока не является обязательным фактором. В зависимости от обстоятельств этот опыт можно повторить несколько раз.

Ребенок лежит на спине. Позвоните колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха малыша так, чтобы тот его не видел. Остановка взгляда или движение ребенка свидетельствуют о том, что он прислушивается к звону. Эта реакция должна наблюдаться и с правой, и с левой стороны. Если малыш проявляет неудовольствие, повторите опыт, сделав звук «мягче», то есть отодвинув колокольчик на более отдаленное расстояние.

Развитие ребенка в 3 месяца. Речевые навыки и общение.

Улучите момент, когда ваш малыш находится в приподнятом настроении, положите его на спину, наклонитесь и обратитесь к нему, пообщайтесь с ним, делая паузы (минимум 10 секунд), чтобы ребенок в ответ тоже мог выговориться. Прислушайтесь, какие звуки он при этом использует.

Развитие ребенка в 3 месяца отличается произнесением первых слоговых цепочек: малыш выстраивает в ряд связанные между собой гласные звуки, особенно близкие к «е» и «и». Он может добавлять к ним согласные звуки, и тогда появляются звуковые образования типа ей-ейе, ей-ди, е-ве, ей-ге. Младенец может произносить эти «слова» не четко, какую-то часть из них будет сложно или даже невозможно воспроизвести.

Кроме того, в 3 месяца ребенок способен создавать и, так называемые, ррр-цепочки, когда звук “р” быстро повторяется несколько раз подряд и слышится как гортанный звук (как при полоскании горла). Обычно при произнесении такой ррр-цепочки малыш испытывает особую радость от образования собственных звуков.

Если непосредственно в момент наблюдения ваш ребенок упорно молчит или общается неохотно, постарайтесь вспомнить или специально при случае обратите внимание на то, какими звуками он выражает радость, удовольствие или неудовольствие.

Важным показателем развития ребенка в 3 месяца является, как ее принято называть, «социальная улыбка». Это значит, что малыш радостно реагирует на появление другого человека, он начинает улыбаться и оживленно двигаться. Обратите внимание, что в этом возрасте улыбку у ребенка может вызвать любой человек, младенец пока еще не различает близких и чужих людей.

Чтобы проверить эту реакцию, нужно наклониться над ребенком (сделайте это сами или попросите кого-нибудь из близких) и, улыбаясь, поговорить с ним, двигая при этом головой, т.к. появление «социальной улыбки» провоцирует именно движущееся человеческое лицо.

Ребенку 3 месяца: какие изменения ждут малыша к трем месяцам жизни?

Ваш малыш уверенно продолжает расти и развиваться. Вы с ним уже привыкли друг к другу, и вам намного проще, чем ранее, разбираться в его сигналах и потребностях.

Первый год жизни крохи – это период самого интенсивного развития. Подобных темпов уже не будет никогда в жизни. Но и в течение этого периода есть фазы более быстрого и более замедленного роста. И третий месяц — как раз фаза ускорения.

Три месяца жизни малыша – это самый первый рубеж, и все мамочки с нетерпением ждут его достижения. Ребенок уже осознанно «общается» с родителями, распознает чужих, умеет заразительно смеяться и даже учится капризничать! Как много всего уже умеет ваша кроха!

На что же в первую очередь обратить внимание? Как помочь малышу в его развитии? Эти и другие важные вопросы нам предстоит рассмотреть.

И начнем мы с главного – как же развивается ребенок на третьем месяце жизни?


На третьем месяце жизни дети в среднем прибавляют в весе 800-900 граммов, и вырастают на два-три сантиметра. В целом, за первые три месяца малыши в среднем вырастают на 10 сантиметров и тяжелеют больше, чем на два килограмма.

По средним показателям, в три месяца объем головы мальчика – около 41 сантиметра, а грудной клетки – 41,5 сантиметров. У девочек оба эти параметра немного меньше – около 40 сантиметров.

Те распашоночки и костюмчики, в которых «утопал» ваш малыш при выписке из роддома, становятся ему малы. Пришло время на периоды бодрствования одевать крохе ползунки.

Опорно-двигательный аппарат ребенка с каждым днем продолжает укрепляться. Уже к концу этого месяца уйдет повышенный тонус мышц. Малыш хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении на руках у близких. Он может свободно поворачивать голову во все стороны.

Ручки, ножки, туловище и шея крохи становятся более подвижными. Он может разжимать пальчики, захватывать игрушку, притягивать ее к себе.

Особого внимания со стороны малыша в этот период удостаиваются его ручки – пока что это самая интересная игрушка. Он готов подолгу их рассматривать, подносит их к личику, следит за их движениями. Малыш с удовольствием работает пальчиками, сжимает и разжимает кулачки. Наблюдая за этими движениями, кроха понимает, что это именно его ручка и это он самостоятельно ею управляет.

На данный момент для малыша одна из самых важных задач – координация движения ручек. Он тянет их в ротик, пробует соединять их вместе, пытается дотянуться до видимых ему игрушек. Если мама сейчас даст ему погремушку, малыш сразу же крепко ее схватит.

Очень полезно помогать ребенку в его «тренировках». Можно закрепить на кроватке мобиль – подвеску со звенящими подвижными фигурками, или выкладывать малыша на специальный развивающий коврик с дугами, на которых висят игрушки разных форм и размеров. Захватывая такие разные предметы, ребенок будет укреплять мелкие мышцы пальчиков.

Самой важной позой для крохи является поза лежа на животике. В этом положении он учится координировать свои движения и держать равновесие.

Если, лежа на спинке, ребенок не может что-то хорошо рассмотреть, он уже способен осознанно перевернуться на бочок. Это умение является еще одним существенным достижением трехмесячного малыша. При этом вы можете обратить внимание, что чаще он поворачивается на какую-то одну сторону. Специалисты связывают это явление с его внутриутробным положением. Со временем этот приоритет пропадет, но все же не помешает учить кроху переворачиваться и на непривычный бочок, завлекая его яркими поющими игрушками.

Лежа на животике, малыш может слегка приподниматься на ручках.

Кроха уже «нашел» свои ручки и ножки, и активно с ними играет. Но мама и папа могут помочь ему познакомиться и с остальными частями тела. Покажите малышу глазки, носик и ротик, сначала на своем лице, а затем и на его — просто прикоснитесь к тем же частям его лица.

Если поддержать малыша за подмышки, он согнет ножки и упрется ими в опору. Такая позиция ребенку очень понравится – ведь отсюда обзор намного больше! Если перед его ножками положить мячик, кроха с удовольствием начнет его пинать. Однако врачи пока не рекомендуют ставить малыша на ножки – его позвоночник к таким нагрузкам еще не готов.

В распорядке дня по-прежнему преобладает сон, но теперь периоды бодрствования увеличиваются – малыш «гуляет» около 9 часов в сутки. Все это время он активен и проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг него. Если кроха замечает что-то новенькое, он фокусирует на нем взгляд, изучает и широко улыбается.

Ребенок способен активно реагировать на родных, много улыбается, общается с помощью гуления, умеет сообщать о своем настроении с помощью богатой мимики.

В это время малыш уже может дольше спать по ночам, или даже всю ночь спать не просыпаясь.

Ребенок очень восприимчив к разным звукам, как громким, так и тихим. Заслышав незнакомый звук, он по-прежнему замирает до момента обнаружения источника звука. Но, как только источник найден, кроха снова начинает активно двигаться.

Карапуз способен отличить музыку от разговора людей. Сейчас ему полезно рассказывать не только потешки, но и стихотворные сказки.

Еще более важными для крохи становятся зрительные впечатления. Он с удовольствием рассматривает все вокруг него.

В связи с тем, что малыш стал намного подвижнее, следует быть очень внимательными, не оставлять его без присмотра и следить, чтобы он не упал.

Поскольку трехмесячный возраст является переломным моментом в развитии малыша, надо пройти с ним всех специалистов, проверить рефлексы и сдать необходимые анализы.


В этот период начинается активное развитие психики малыша.

Если прежде главным способом общения крохи с окружающими был плач, то теперь он отходит на второй план, уступая место улыбке – универсальному средству связи. Но мама уже знает, что ее малыш имеет целый арсенал разных улыбок, которые он использует в зависимости от сложившейся ситуации.

Именно сейчас родители услышат первый настоящий смех крохи. Также он учится капризничать, в основном от скуки, и хныкать по этому поводу. Кроме того, малыш готов проявлять свой характер, настаивать на своем, используя для этого крик. Но маму этим не обманешь – она уже точно знает, как плачет малыш в условиях сильного дискомфорта, и может отличить такой плач от «ненастоящего».

Но радость ребенка выражается не только улыбкой. Он веселится всем своим телом, машет ручками и ножками, корчит смешные рожицы и издает забавные звуки.

Крохе все больше нужно общение. Он находит маму взглядом, поворачивается на ее голос, реагирует на ее слова, и ждет ответа на «свои». Малыш радостно гулит, используя уже и слоги «ага», «агу», «бу». Когда он общается, в разговоре принимает участие все тело, ручки и ножки активно жестикулируют.

Очень важно сейчас стимулировать эту первую речь ребенка: разговаривать с ним, произносить его имя, гулить с ним вместе, комментировать свои действия, не забывая при этом давать ему время на ответы. Все это повлечет за собой гармоничное развитие навыков общения.

Кроха с удовольствием имитирует вашу мимику. Если над ним склонится незнакомый ему человек, он замрет и начнет его внимательно рассматривать. В ответ на улыбку чужака малыш неуверенно улыбнется.

Сейчас ребенок активно познает мир, учась взаимодействовать с ним. Он понимает предназначение некоторых предметов и замечает их исчезновение.

К врожденным рефлексам добавляются условные рефлексы и осознанные навыки. Например, если положить малыша в привычную позу для кормления, он начнет чмокать губками.

У многих деток после двух месяцев начинают преобладать утренние или вечерние фазы бодрствования. Так проявляются «жаворонки» — те, кто более активны по утрам, и «совы» — проявляющие повышенную активность в вечерние часы. Скорее всего, этот появившийся сейчас ведущий тип нервной деятельности перейдет и во взрослую жизнь.

Малыш может гулить и наедине с самим собой. Но все же он очень нуждается во внимании мамы и папы. Ради этого он готов использовать весь набор средств: улыбку, плач, крик, гуление, хныкание и т.п. Не стоит его игнорировать, ведь что может быть приятнее для мамы, чем общение со своим крохой?


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на третьем месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • в положении лежа на животе, может подтянуться на локтях и удержать плечи и голову около 10 секунд;
  • может переворачиваться со спинки на бочок;
  • на руках у мамы и папы подтягивает тело, держит головку;
  • хватает игрушку ручками и тянет ее в рот;
  • если поддержать его под мышками, упирается ножками в твердую опору;
  • используя ручки, изучает свое личико, глазки, ротик;
  • умеет смеяться по-настоящему;
  • много улыбается;
  • плачет меньше, чем ранее;
  • способен узнавать членов семьи;
  • умеет капризничать, хныкать, когда что-то «не по-его»;
  • различает речь, музыку и другие звуки;
  • всячески старается привлекать к себе внимание родных;
  • «разговаривает» со взрослым, активно гулит;
  • показывает предпочтения – одна игрушка может нравиться ему больше остальных;
  • реагирует на звук, поворачивая голову в поисках его источника;
  • начинает показывать память, когда ожидает каких-то действий;
  • умеет визжать от восторга;
  • может соединять ручки.


С каждым днем появляется все больше возможностей для развития крохи. Итак, если вы хотите ему помочь, воспользуйтесь несложными советами:

1. Много гуляйте с ребенком, в любую погоду. Ему очень нужен свежий воздух. Естественно, если температура на улице ниже чем -10, прогулку надо заменить открытой форточкой, при этом малыш должен быть тепло одет.

Понемножку приучайте кроху к солнышку. Ведь солнечные лучи помогают укреплению организма, повышению иммунитета. Обязательно следите за отсутствием сквозняка и попадания прямых солнечных лучей на малыша.

2. Закаляйте ребенка. Можно использовать обтирания, воздушные ванны, комплексы гимнастики и массажа, подобрать которые вам помогут в поликлинике. Все это целесообразно сочетать с потешками и песенками.

3. Знакомьте малыша с окружающим миром. Во время прогулки, когда он бодрствует, рассказывайте ему все, что происходит вокруг. Когда вы дома что-то делаете, объясняйте это крохе. Знакомьте его с разными тканями и фактурами.

4. Купите малышу манеж. Активничать в нем очень полезно для крохи, ведь там он может свободно двигаться без риска для себя. Играя в манеже с красивыми яркими игрушками, ребенок будет всегда в хорошем настроении.

5. Активно общайтесь с малышом. Говорите с ним. Кривляйтесь вместе, учите ребенка разнообразной мимике, надувать щечки, чмокать губками, высовывать язычок. Это не просто веселое времяпрепровождение, но и тренировка столь важных для формирования речи носогубных мышц.

6. Играйте с ребенком. Повесьте возле него несколько удобных для захватывания игрушек, к которым он сможет дотянуться. Такие тренировки не только укрепляют мелкие мышцы пальцев и добавляют тактильные ощущения, но и поможет в дальнейшем при письме. Кроме того, движения кисти, связанные с речевыми областями мозга, помогают развитию речи. Вкладывайте то в правую, то в левую ладошку малыша игрушки разной формы и фактуры, забирайте их и предлагайте опять. Пусть он трогает, захватывает, держит. Главное, чтобы это ему нравилось.

7. Занимайтесь с крохой музыкотерапией. Подберите ему коллекцию классики, звуков природы. Информацию о пользе определенных композиций можно всегда найти в Интернете. Но только не перестарайтесь! Следите за эмоциями вашего малыша, и, если ему не нравится, не насилуйте его.

И, конечно же, не забывайте о колыбельных. Ученые доказали, что они очень благотворно влияют на развитие крохи.

8. Стимулируйте развитие зрения ребенка. Развесьте на стенах картинки и рисунки, не забывая их периодически менять. Называйте изображенные предметы, объясняйте их назначение, озвучивайте нарисованных животных. Пусть это станет для вас и вашего малыша веселой игрой.

9. Играйте в «ку-ку» — закрывайте лицо руками, словно бы прячась, а затем открывайте его, произнося «ку-ку». Увидите, малышу очень понравится эта игра.

10. Танцуйте, кружитесь, раскачивайтесь в разные стороны вместе с крохой.

11. Не оставляйте малыша без присмотра. Уберите из зоны досягаемости все опасное – химию, острые, бьющиеся, токсичные предметы, растения, мелкие детали.

12. Следите за чистотой игрушек и окружающих кроху предметов. Помните – сейчас он все изучает через рот, поэтому туда не должно попадать грязное. Промывайте игрушки в мыльной воде.


Сейчас у вашего любимого малыша «душевное» — психика и «телесное» — моторика тесно связаны и переплетены между собой. Эмоции стимулируют движения, и, наоборот, мышечная активность помогает развитию психики. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, вы не только улучшите его физическое состояние, но и поспособствуете развитию его психической сферы. И, конечно же, постоянное и щедрое проявление любви к вашему крохе лучше всех остальных факторов справится с задачей его гармоничного развития. Впрочем, вы это и так хорошо знаете, правда?

Любите своего малыша, растите здоровыми и счастливыми!
Анна Кутявина для сайта сайт



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png