Часто я предлагаю своим слушателям поучаствовать в следующем эксперименте: А теперь, господа, я хочу, чтобы все закрыли глаза. Отлично. Сейчас постарайтесь мысленно представить лимон и одновременно тихо произнести слово "лимон". Теперь откройте глаза. Прекрасно! У кого из вас не потекли слюнки? Поднимите руки. Поднимается несколько рук.

Рефлекс, непосредственная реакция организма на раздражитель, к примеру резкое отдергивание руки от неизолированного провода, отличается от непроизвольного слюноотделения в момент, когда вы видите лимон или слышите его название. Первая реакция носит врожденный (безусловный) характер. Она не зависит от индивидуального жизненного опыта. Во втором случае у человека не потекли бы слюнки, если бы он никогда не пробовал лимона.

Процесс, в результате которого возникает устойчивая способность производить автоматическую или рефлекторную реакцию, называется выработкой условного рефлекса.

Как вырабатывается условный рефлекс?

Пути формирования условных рефлексов многообразны. Если ваши родители были слишком мнительными и осторожными, то частота случаев симулирования вами болезни и пропуска занятий в школе возрастала после каждого успешного эпизода. В данном случае мы наблюдаем процесс получения вознаграждения в виде пропуска занятий в школе и проявления родительской заботы в ответ на умышленную имитацию болезни. Это также пример формирования условного рефлекса, который называется процессом выработки оперантного условного рефлекса.

Часто происходит так, что ни одна теория не согласуется с фактами, а у одних и тех же заболеваний выявляются многочисленные причины. Случается, что простуда бродит рядом, но одни люди заболевают, а другие нет. Почему так происходит? Одно из объяснений состоит в том, что стресс или подавленное эмоциональное состояние ослабляют иммунную систему организма, снижая его сопротивляемость вирусам и бактериям.

Мысль о том, что между эмоциональным состоянием и болезнями существует прямая причинно-следственная связь, совсем не нова. Но в течение долгого времени дебатировался вопрос о том, что считать причиной, а что следствием. Например, еще в 1890-е годы У. Ф. Эванс написал в книге Ментальная медицина (Mental Medicine):

Многие медики с огромным опытом работы чувствуют себя беспомощными из-за неспособности обнаружить ментальные причины болезней. У них нет возможности прочесть книгу истории сердца. Именно в этой книге день за днем, час за часом нашли бы свое отражение и все страдания, и все несчастья, и все внутренние конфликты, и все страхи, и все радости, и все надежды человека. Именно в этой книге можно было бы найти истинную причину тех ужасающих органических изменений, которые составляют патологию.

Павлов предпочел чисто физиологическое объяснение, которое оказало огромное влияние на современную медицину:

Мое отношение к психиатрическому материалу, тем не менее, сильно отличается от расхожего мнения специалистов... Я всегда настаивал на существовании чисто физиологической основы и постоянно толковал психическую активность пациентов в точных физиологических терминах.

Подкрепление желательного действия лакомством, похвалой и сопровождение нежелательного строгим замечанием вырабатывает через 40-60 повторений у деток до 2 лет и через 20-30 у дошкольников условный рефлекс.

Казалось бы, чего уж проще? Сломал малыш папин смартфон – отругали. Посмотрел на него, но не взял – похвалили. Но в этом классическом методе таится много моментов, которые делают его неэффективным и даже вредным.

Если между поступком и наказанием или похвалой прошло более секунды или произошло какое-то событие, то закрепления поведения не происходит. Иными словами, если карапуз сломал смартфон и уселся играть в уголочке с солдатиками, а вы его отругали, то он и после 20 сеансов подобного «обучения» будет и впредь ломать ваши вещи, а вот с солдатиками играть перестанет.

Исключение – когда ребенок находится в сенсорно бедной обстановке: нет никаких звуков, новых предметов. Тогда рефлекс закрепляется, если даже порицание или поощрение отстоит от поступка на несколько минут.

При выработке условного рефлекса не должно быть конкурирующих со стимулом потребностей. Например, вы приучаете ребенка махать ручкой, когда папа выходит из дома. Вы машете его ладошкой, говорите за него «пока-пока» и при этом целуете или даете кусочек вкусного печенья. Малыш быстро все освоит, если ему нравится, что вы его целуете, или он любит печенье.

Но если он в это время сыт и очень хочет пить или слышит звук начинающегося любимого мультфильма, то ни поцелуй, ни печенье не подкрепят махания ручкой. Наоборот, они станут наказанием. Кроха будет капризничать всякий раз, когда его попросят попрощаться с папой.

Правильно было бы в этом случае дать малышу попить или позволить сразу после прощания с папой посмотреть мультфильм.

Какой порядочный!

Приучить ребенка соблюдать режим дня и обслуживать себя позволяет выработка комплекса условных рефлексов – динамический стереотип. Зачем он нужен?

Если вы готовы всякий раз, когда нужно застелить постель, помыть руки или положить вещи на место, читать сыну или дочери увлекательные лекции о пользе порядка и чистоты, придумывать сказки, викторины и конкурсы на эти темы, то динамические стереотипы вам не нужны. Но намного проще жить и родителям, и детям в тех семьях, где гигиенические процедуры и наведение порядка совершаются на автомате и не требуют ни эмоциональных, ни волевых усилий, когда руки сами делают то, что положено.

Как только ребенок вышел из туалета или вернулся с улицы, сразу же ведите его в ванную и мойте ему руки. Постепенно некоторые этапы (намочить, намылить, смыть, отряхнуть, вытереть) давайте делать самостоятельно. И так до тех пор, пока он не освоит весь набор действий под названием «мытье рук».

Малыш проснулся? Сразу нужно снять пижаму и надеть то, что приготовлено с вечера. Затем вместе отряхнуть простыню, разгладить одеяльце, накрыть все покрывалом и красиво разложить подушки.

Ребенок снял кофточку? Тут же отнесем ее вместе в шкаф. Наигрался с пазлами? Сложим в коробочку, поставим на полку. Съел конфетку? 
Куда нужно отнести фантик? Потратьте на это месяц. Зато потом будет легко и вам, и малышу!

Динамические стереотипы усваиваются быстрее, если подкреплять правильную цепочку действий похвалой, игрой, кружкой чая, напитка и осуждать неверные действия или их отсутствие.

Трудно, но можно

У крохи уже сформировался неверный динамический стереотип? Он привык, проснувшись, играть на компьютере в такие игры и ходить в пижаме до обеда? Переучить будет сложнее, чем учить правильному поведению с нуля. Но попробовать стоит.

Не ломайте сразу весь стереотип: сложно придется и воспитаннику, и воспитателю. Просто сократите до минимума нежелательные его этапы. Скажем, разрешите ребенку, когда он проснется, включать компьютер, но сразу после этого ему нужно снять пижаму, надеть домашнее и застелить постель.

Втискивайте постепенно между нежелательными действиями как можно больше желательных!

Нежелательное никуда не денется, но оно сократится по времени и принесет пользу – послужит подкреплением для обучения правильному стереотипу. А может со временем и вовсе исчезнуть само собой.

Приучение к горшку по… рефлексу

Практикуете раннее высаживание? Если хотите, чтобы ребенок при этом с младенчества еще и усвоил, что справлять нужду следует именно в горшок, то не держите его над ванной или тазиком. Вернее, держите, но внутрь ставьте горшок и держите маленького так, чтобы бортики горшка касались попы. Тогда образуется двойной рефлекс: хочется в туалет, нужно поместить попу на горшок и после справить свои дела. Когда научится ходить и садиться, так и будет делать.

Малыш уже все это умеет, вот только горшок игнорирует? С утра дайте ему попить водички, чая. Засеките, сколько времени прошло до того времени, как он намочил штаны. Дайте покушать салат из свеклы и чернослива, заправленный растительным маслом. Сколько времени прошло до того, как он испачкал штанишки?..

На следующий день снова дайте напитка или свекольного салата. Примерно через то время, как он начал справлять свои дела вчера, высадите его на горшок. Только на 15 минут раньше на всякий случай. Пусть посидит. Вы будьте рядом, разговаривайте, можете почитать книжку (детскую, вслух). Когда ваш умничка сделает свои дела в горшок, похвалите, дайте что-то вкусненькое. Тренировка продлится 1-3 недели. Ребенок уверенно ходит на горшок? Подкрепляйте похвалой и вкуснятиной только каждый второй-третий удачный заход. Через неделю прекратите поощрение.

Но помните, что в незнакомой обстановке навыки, усвоенные путем условного рефлекса, работают хуже. В гости и  поликлинику надевайте на первых порах подгузник!

Условный рефлекс вырабатывается только тогда, когда мозг находится в рабочем состоянии.

Татьяна Фролова

Казалось бы, чего уж проще? Сломал малыш папин смартфон - отругали. Посмотрел на него, но не взял - похвалили.

Но в этом классическом методе таится много моментов, которые делают его неэффективным и даже вредным.

Если между поступком и наказанием или похвалой прошло более секунды или произошло какое-то событие, то закрепления поведения не происходит. Иными словами, если карапуз сломал смартфон и уселся играть в уголочке с солдатиками, а вы его отругали, то он и после 20 сеансов подобного «обучения» будет и впредь ломать ваши вещи, а вот с солдатиками играть перестанет.

Исключение - когда ребенок находится в сенсорно бедной обстановке: нет никаких звуков, новых предметов. Тогда рефлекс закрепляется, если даже порицание или поощрение отстоит от поступка на несколько минут.

При выработке условного рефлекса не должно быть конкурирующих со стимулом потребностей. Например, вы приучаете ребенка махать ручкой, когда папа выходит из дома. Вы машете его ладошкой, говорите за него «пока-пока» и при этом целуете или даете кусочек вкусного печенья. Малыш быстро все освоит, если ему нравится, что вы его целуете, или он любит печенье.

Но если он в это время сыт и очень хочет пить или слышит звук начинающегося любимого мультфильма, то ни поцелуй, ни печенье не подкрепят махания ручкой. Наоборот, они станут наказанием. Кроха будет капризничать всякий раз, когда его попросят попрощаться с папой.

Правильно было бы в этом случае дать малышу сока или позволить сразу после прощания с папой посмотреть мультфильм.

Какой порядочный!

Приучить ребенка соблюдать режим дня и обслуживать себя позволяет выработка комплекса условных рефлексов - динамический стереотип. Зачем он нужен?

Если вы готовы всякий раз, когда нужно застелить кровать, помыть руки или положить вещи на место, читать сыну или дочери увлекательные лекции о пользе порядка и чистоты, придумывать сказки, викторины и конкурсы на эти темы, то динамические стереотипы вам не нужны. Но намного проще жить и родителям, и детям в тех семьях, где гигиенические процедуры и наведение порядка совершаются на автомате и не требуют ни эмоциональных, ни волевых усилий, когда руки сами делают то, что положено.

Как только ребенок вышел из туалета или вернулся с улицы, сразу же ведите его в ванную и мойте ему руки. Постепенно некоторые этапы (намочить, намылить, смыть, отряхнуть, вытереть) давайте делать самостоятельно. И так до тех пор, пока он не освоит весь набор действий под названием «мытье рук».

Малыш проснулся? Сразу нужно снять пижаму и надеть то, что приготовлено с вечера. Затем вместе отряхнуть простыню, разгладить одеяльце, накрыть все покрывалом и красиво разложить подушки.

Ребенок снял кофточку? Тут же отнесем ее вместе в шкаф. Наигрался с пазлами? Сложим в коробочку, поставим на полку. Съел конфетку? 
Куда нужно отнести фантик? Потратьте на это месяц. Зато потом будет легко и вам, и малышу!

Динамические стереотипы усваиваются быстрее, если подкреплять правильную цепочку действий похвалой, игрой, стаканом сока и осуждать неверные действия или их отсутствие.

Трудно, но можно

У крохи уже сформировался неверный динамический стереотип? Он привык, проснувшись, играть на компьютере и ходить в пижаме до обеда? Переучить будет сложнее, чем учить правильному поведению с нуля. Но попробовать стоит.

Не ломайте сразу весь стереотип: сложно придется и воспитаннику, и воспитателю. Просто сократите до минимума нежелательные его этапы. Скажем, разрешите ребенку, когда он проснется, включать компьютер, но сразу после этого ему нужно снять пижаму, надеть домашнее и застелить постель.

Втискивайте постепенно между нежелательными действиями как можно больше желательных!

Нежелательное никуда не денется, но оно сократится по времени и принесет пользу - послужит подкреплением для обучения правильному стереотипу. А может со временем и вовсе исчезнуть само собой.

Приучение к горшку по… рефлексу

Практикуете раннее высаживание? Если хотите, чтобы ребенок при этом с младенчества еще и усвоил, что справлять нужду следует именно в горшок, то не держите его над ванной или тазиком. Вернее, держите, но внутрь ставьте горшок и держите маленького так, чтобы бортики горшка касались попы. Тогда образуется двойной рефлекс: хочется в туалет, нужно поместить попу на горшок и после справить свои дела. Когда научится ходить и садиться, так и будет делать.

Малыш уже все это умеет, вот только горшок игнорирует? С утра дайте ему попить яблочного сока. Засеките, сколько времени прошло до того времени, как он намочил штаны. Дайте покушать салат из свеклы и чернослива, заправленный растительным маслом. Сколько времени прошло до того, как он испачкал трусики?..

На следующий день снова дайте крохе яблочного сока и свекольного салата. Примерно через то время, как он начал справлять свои дела вчера, высадите его на горшок. Только на 15 минут раньше на всякий случай. Пусть посидит. Вы будьте рядом, разговаривайте, можете почитать книжку (детскую, вслух). Когда ваш умничка сделает свои дела в горшок, похвалите, дайте что-то вкусненькое. Тренировка продлится 1-3 недели. Ребенок уверенно ходит на горшок? Подкрепляйте похвалой и вкуснятиной только каждый второй-третий удачный заход. Через неделю прекратите поощрение.

Но помните, что в незнакомой обстановке навыки, усвоенные путем условного рефлекса, работают хуже. В гости и поликлинику надевайте на первых порах подгузникк!

Условный рефлекс вырабатывается только тогда, когда мозг находится в рабочем состоянии. Малыш заторможен (хочет спать, болен, пребывает в депрессии)? Образования рефлексов не произойдет!

Условный рефлекс

Прежде всего необходимо знать, что некоторые травмы черепа приводят к расстройству памяти в определенных пределах. Например, в результате несчастного случая человек может потерять слуховую память (не может запомнить музыкальный мотив или песню), в то время как его зрительная или осязательная память остается без изменений.

В свое время возникло, а впоследствии подтвердилось предположение, что одни участки мозга управляют слуховой памятью, другие - зрительной и т. д. В дальнейшем удалось локализовать точно участки мозга, отвечающие всем видам деятельности (интеллектуальной, двигательной и т. д.).

На схеме, сопровождающей этот урок, изображены основные мозговые участки (см. выше).

Что касается памяти, то можно утверждать, что возникновение воспоминаний объясняется установлением связей в соответствующей зоне.

Так, воспоминания о какой - либо картине выражаются функционально некими сочленениями нейронов в затылочной зоне.

Кроме того, могут возникать и связи между зонами - это объясняет феномен условного рефлекса.

Что такое условный рефлекс?

Русский ученый Павлов доказал, что мозг, как и весь организм, обладает рефлексами.

Вы знаете, что такое безусловный рефлекс: по неосторожности вы касаетесь горячей тарелки - моментально, помимо вашей воли, ваша рука отдергивается.

Таким образом, рефлексы представляют собой двигательную реакцию на чувственное раздражение. Ощущение укола провоцирует движение уколотого участка тела. Эти рефлексы объясняются прямыми связями через нервные волокна между зонами мозга и мышцами.

Павлов доказал существование не этих естественных рефлексов, а приобретенных в результате навыка (привычки). Он проводил, в частности, такой опыт: в пасти собаки укреплялась фистула, измеряющая количество выделяемой железами слюны.

Затем ежедневно он осуществлял такую последовательность действий: давал свисток - и через несколько секунд ставил перед собакой тарелку с куском мяса, что вызывало выделение слюны у животного. Через 15 дней повторения такого опыта Павлов давал свисток, но не ставил мясо. При этом, как и прежде, он отмечал выделение слюны у собаки.

В данном случае звук свистка был назван «обусловливающим раздражителем», а выделение слюны «условным рефлексом». Это рефлекс приобретенный, а не врожденный.

Павлов продолжил опыты и установил, что условные рефлексы очень легко можно выработать и у человека.

Простой пример условного рефлекса у человека: перед глазами зажигают яркую лампу - и одновременно щекочут пятку пером. Нога отодвигается. Через некоторое число повторений яркий свет провоцирует движение ноги до начала щекотания пятки.

Условным рефлексом объясняется также выделение слюны и желудочного сока при обонянии запаха вкусной пищи.

Если ежедневно звонок оповещает вас о накрытом столе, этот звонок со временем автоматически будет вызывать у вас чувство голода.

Рассмотрим теперь пример применения условного рефлекса в интересующей нас области: если вы изучаете язык, то попробуйте заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одинаковом положении (сидя в кресле, облокотившись на стул и т. д.). Поступая регулярно таким образом, вы создаете условный рефлекс, эффектом которого будет состояние мозга, наиболее благоприятное для занятия языком. Ваше внимание будет более сосредоточенным, ваше усилие по запоминанию будет минимальным, запоминание будет более прочным.

Мы вернемся еще к использованию условного рефлекса на следующих уроках. И вы поймете всю значимость «обусловленности» мозга для его эффективной работы в различных обстоятельствах.

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 7. Рефлекс рефлексов вместо души. Выготский Как вы помните, профессор Шабельников сетовал, что только давление со стороны захвативших в России власть коммунистов не позволяло Выготскому говорить о душе. Ну, а сам он, надо думать, будь у него руки развязаны…Другой

Из книги Достигатор. Как легко достигать своих целей, или Инструкция о том, как легко превратиться в Homo летающего автора Колесов Павел

Глава 3. Ага-рефлекс Главное в жизни достигатора – интерес и удовольствие от процесса. Когда интересно играть. Если не интересно – зачем этим заниматься? Растрачивать время своей жизни? Которое уже никогда не вернешь?И еще одно соображение. Если все в жизни дается легко,

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович

Ага-рефлекс – главный компас Ага-рефлекс – это то, что ведет достигатора по жизни. Не долгие и натужные размышления непонятно о чем, а ага-рефлекс! Ага? Он имеется у всех нормальных людей. Ага-рефлекс можно заглушить системой воспитания и всей предыдущей жизнью. Но его

Из книги автора

Как развить ага-рефлекс Как развить ага-рефлекс? Очень просто. Время от времени задавайте себе вопрос: «Чего мне сейчас хочется?» Не «что я сейчас должен делать по плану», «обязан» или «необходимо». «Чего МНЕ хочется?» – вот ключевой вопрос достигаторства.Из того, что мне

Из книги автора

Угу-рефлекс Обратите внимание, что ага-рефлекс может возникнуть на рисунок, на человека, на диету, на вид работы или отдыха?.Если же у вас внутри возникает чувство «ну не надо» – непременно прислушайтесь к нему.Потому что помимо ага-рефлекса есть и так называемый

Рефлексы играют большую роль в жизнедеятельности любого существа. Такое огромное их значение не случайно, ведь именно нервная система играет ведущую роль в восприятии окружающего мира. С ее помощью индивид может, как восхищаться, так и защищаться от внешней среды. Рефлексы человека становятся незаменимы именно для реализации такой защиты. В качестве примера можно вспомнить отдергивание руки от горячих поверхностей.

Что такое рефлекс?

Рефлекс является основной реакцией организма на окружающую среду. Его реализация невозможна без участия нервной системы. Таким образом, происходит поведенческая реакция в ответ любой тип раздражителя, который воздействует на нервные окончания.

Путь, по которому проходят импульсы от раздражения и ответ на него называются рефлекторной дугой. Самое простое такое образование должно состоять не менее чем из двух таких путей. Один из них является чувствительным, а второй двигательным. Таким образом, реализуется отдергивание руки от горячего: сначала ощущается раздражитель, а потом происходит движение. Эти морфологические взаимосвязанные образования обеспечивают восприятие, передачу и переработку сигналов организмом.

Любое воздействие на организм будет тщательно проанализировано последним и трансформировано в нервный импульс. После этого он будет отправлен в центральную нервную систему и передаст необходимую информацию обо всех изменениях всему организму. Стоит заметить, что весь этот сложный процесс занимает всего долю секунды.

Для чего нужны человеку рефлексы

Благодаря рефлексам обеспечивается точное ориентирование любого организма во времени и пространстве, нахождение им пищи и избегание опасности.

Таким образом, значение рефлекса сводится к обеспечению следующих задач:

  • Взаимодействие всех внутренних органов и систем как единого целого;
  • Согласованная работа разных по функции органов;
  • Обеспечение ответа организма на действие внешней среды;
  • Функционирование коры головного мозга.

Какие бывают рефлексы

Реакций организма существует настолько много, что возникла необходимость классифицировать их. Рассмотрим, какие бывают рефлексы у человека.

Прежде всего, их можно разделить по значению для сохранения биологического вида на:

  • Оборонительные;
  • Половые;
  • Ориентировочные.

Также рефлексы могут усиливать или, наоборот, тормозить деятельность эффектора. В качестве яркого примера можно упомянуть, что симпатическая нервная система учащает биение сердца, а блуждающий нерв — урежает.

Виды

Любой живой организм реагирует на раздражители множеством способов. В связи с этим в науке возникла необходимость выделить виды рефлексов человека. В основном принято разделять их на две большие группы по типу образования: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы присущи всем живым организмам с рождения, то есть их не нужно изучать или прилагать усилия для применения. Чаще всего, при срабатывании безусловного рефлекса, кажется, что действие произошло само собой. В качестве примера таких реакций можно выделить сосательный, защитный, половой и другие рефлексы. Их цель — обеспечить выживаемость организма для продолжения рода и приспособиться к условиям окружающей среды.

Появление таких стереотипных реакций связано с эволюционным развитием видов живых существ. Реакция организма при безусловном ответе осуществляется на уровне спинального и низших структур головного мозга.

Обычно безусловные рефлексы настолько устойчивы, что не меняются и не исчезают у человека в течение всей жизни. Кроме того, они специфичны для одного биологического вида.

Условные рефлексы вырабатываются живым организмом в течение некоторого времени. Другими словами, это приспособительное поведение для того чтобы адаптироваться к многократному влиянию раздражителя. Естественно, что такой вид рефлекторной реакции будет отсутствовать у новорожденного.

Также условные рефлексы способны угасать, если на протяжении некоторого времени они не подкреплялись действием раздражителя. Выделяют такие виды условных рефлекторных реакций:

  • Натуральные. Вырабатываются на раздражители на основе безусловного рефлекса. Таким образом, человек знает, как пахнет тот или иной продукт. Даже если еда не будет иметь запаха, рефлекс создаст ложное его ощущение;
  • Искусственные. Разновидность условного рефлекса, которая заключается в ответе на стимул, который в обычных условиях не сочетается с безусловным рефлексом. Это может быть свет в момент кормления;
  • Экстероцептивные. Обеспечивают адаптацию организма к раздражителям из внешней среды;
  • Интероцептивные. Обеспечивают адаптацию к химическим и физическим раздражителям для обеспечения функционирования внутренних органов.

Как формируются условные рефлексы

Для того чтобы сформировать условно-рефлекторный ответ необходимо пройти несколько шагов:

  1. Наличие двух типов раздражителей и появление условного прежде безусловного;
  2. Многократное чередование раздражителей между собой;
  3. При этом безусловный стимул должен всегда оставаться сильнее;
  4. В момент выработки новой реакции организма не должно быть сторонних раздражителей;
  5. Все это реализуется при условии, что нервная система не имеет патологий и нормально функционирует.

В чем отличие безусловного рефлекса от инстинкта

Понятия инстинкт и безусловный рефлекс очень схожи. Они заложены в каждое живое существо и не требуют специального изучения. Однако принципиальное их различие в том, что инстинкт является чувственным проявлением живого существа. Это может выражаться в совершении более-менее осмысленных действий. Например, брачные игры самца для привлечения самки. Таким образом, нет однозначной гарантии того, что инстинкт проявится.

Избежать появления безусловного ответа организма на раздражитель невозможно. Такие примеры рефлексов у человека можно взять из физиологии: невозможно сопротивляться подергиванию ноги при ударе по колену или не отдернуть руку от горячего предмета.

Какие могут быть патологии и нарушения

Не смотря на то, что безусловные рефлексы надежны и стабильны, они могут нарушаться в сторону понижения или утраты, повышения, изменения ответа на раздражитель.

Утрата рефлекторного ответа организма может произойти в связи с повреждением пути, по которому проходит сигнал. Чаще всего это связано с какими-либо травмами нервной системы.

Нарушение работы ЦНС может привести к образованию извращенной реакции организма, или к появлению патологических рефлексов. При нормальном функционировании организма спровоцировать их появление невозможно.

Повышение силы рефлекторного ответа на раздражитель может быть связано с нарушением тормозящего влияния коры головного мозга. Таким образом, импульс от нормального раздражителя воспринимается анализатором как слишком сильный. При этом такой ответ организма может быть не только проявлением какого-то нарушения со стороны нервной системы, а и наблюдаться у лиц с некоторыми психологическими особенностями характера, например, у невротиков.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png