Журналисты узбекистанских СМИ впервые в истории собрались вместе, чтобы договориться об активном освещении проблемы насилия в образовательных учреждениях в Узбекистане. «Насилие - это не норма» - такой девиз решили продвигать участники конференции, организованной ЮНИСЕФ 6 сентября в Ташкенте.

5 сентября узбекистанские дети отправились в школу. Многие из них могут в классах с насилием со стороны педагогов, сверстников и с психологической травлей. По данным исследования ЮНИСЕФ, каждые пять минут на Земле погибает в результате насилия один ребенок. В школах всего мира насилию и травле подвергается 150 миллионов детей, это половина всех учащихся в возрасте от 13 до 15 лет на планете.

Насилие травмирует всех участников этого процесса - и организаторов травли, и жертву, и наблюдателей. Дети теряют самооценку, снижается их способность к обучению и посещаемость. Систематическая травля и насилие в школе калечат психологическое состояние ребенка и могут лишить его возможности успеха в будущем.

По оценкам специалистов ЮНИСЕФ, вся планета теряет 7 миллиардов долларов каждый год из-за того, что травмированные насилием и травлей дети не могут полностью реализовать себя после достижения зрелости.

На конференции выступили сотрудники ЮНИСЕФ, которые презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и насилием, а также рассказали журналистам о методах освещения проблем детей. Педагог начальных классов и дефектолог Рано Макаренко рассказала об особенностях травли в узбекистанских школах и необходимых реформах.

«Нам необходимо донести до каждого родителя, что если вашего ребенка бьют и унижают в школе - это не нормально, с этим нельзя мириться. Побои и драки не сделают вашего ребенка сильнее и закаленнее, они только повредят ему. К сожалению, многие родители не только одобряют такое „воспитание“, но и сами занимаются насилием дома. Со всем этим нужно бороться с помощью просвещения», - сказала «Газете.uz» Рано Макаренко.

Она отметила, что в школах страны травля и насилие не поддаются огласке учениками и учителями, скрываются. Родители не получают информации о случаях насилия, процветает безразличие и непрофессионализм со стороны сотрудников школ.

В качестве эффективных норм борьбы с насилием Рано Макаренко предложила обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школе, освободить психологов от ненужной нагрузки, создать протокол реагирования школы на насилие и обезопасить пространства школ повсеместной установкой камер наблюдения.

Участники конференции отметили, что в Узбекистане вопросы травли и школьного насилия раньше не освещались широко. Считалось, что этой проблемы не существует. Журналисты резюмировали, что необходимо постоянно поднимать вопрос школьного насилия в СМИ и призывать к реформам, а также просвещать педагогов и родителей.

Ранее мы сообщали, что систему управления народным образованием ожидает реформа. В частности, родители учеников будут больше в школьное управление через наблюдательные советы. Кроме того, включение в образовательный процесс занятий учеников с психологами.

Клочкова А.В., кандидат социологических наук.

Террористические акты в США привели к определенной переоценке ценностей как в самой Америке, так и во всем мире. Изменилось, в частности, отношение к нравственному содержанию культуры, акцент был перенесен на созидательное начало. В долгий ящик были отложены произведения, переполненные живописанием насильственных сцен, несущие в себе разрушение личности. После 11 сентября 2001 г. Россия оказалась в числе первых по показу фильмов, изобилующих сценами насилия и жестокости. Даже захват Театрального центра чеченскими террористами и трагическая гибель заложников ни к каким позитивным сдвигам не привели. Во всем мире существуют корпоративные хартии журналистов, основной заповедью которых является принцип "Не навреди". В России же журналистам, как правило, неведомы ответственность и самоограничение. Напротив, превалирует явное стремление в погоне за сенсацией выдать любую шокирующую информацию, не задумываясь о ее проверке. Побороть искушение стать действующим лицом чрезвычайной ситуации крайне сложно. Далеко не все журналисты осознают необходимость анализировать возможные последствия своей профессиональной деятельности, в частности воздействие на общественное сознание. При этом любое выступление против засилья жестокости, насилия и безнравственности в СМИ пытаются объявить посягательством на свободу слова, массовой информации, на свободу творчества и самовыражения. В то же время специалисты в области теории воздействия обеспокоены интенсивным информационным загрязнением окружающей среды, представляющим угрозу духовной безопасности нашего населения.

В последнее время наиболее популярными стали сериалы и художественные фильмы, главными героями которых являются представители криминального мира. Уже не вызывает сомнений политическая ангажированность многочисленных телевизионных проектов криминальной проблематики. Иначе чем можно объяснить засилье на телеэкране сериалов о "тяжелой" жизни преступных авторитетов, бандитов, воров, "братков" и околокриминальных слоев населения? Характерной чертой этих произведений является исключительная правильность и порядочность главных героев, в отличие от милицейских сериалов, в которых представители Фемиды зачастую и выглядят, и ведут себя нелицеприятно.

Впервые проблема сращивания криминального мира и власти была поставлена в "Ворах в законе" (1988). В качестве примера последних лет, где правоохранительные органы уже открыто служат бандитам, можно привести следующие картины: "Ширли-Мырли", "День рождения Буржуя", "Бандитский Петербург", "Линия жизни". Правда, затмил все вышеназванное новый сериал "Бригада". Блестяще подобранный состав актеров, злободневная проблематика, захватывающая сюжетная линия, профессиональная режиссерская работа и берущее за душу музыкальное сопровождение подняли его рейтинг до небывалых высот и привели к телеэкранам миллионы телезрителей. Чему может научить молодежь этот фильм? Ответ однозначен - агрессии. Известно, что агрессивное поведение не является врожденным, а приобретается в процессе научения, а наблюдение сцен агрессии повышает общий уровень насилия в обществе. Учеными-криминологами как прогнозировались, так уже и подтверждаются факты создания в регионах бригад и совершения ими отдельных преступлений, аналогичных изображенным в сериале.

Что же привлекает в образе главного героя? Естественность (С. Безруков не играет, а живет этой ролью), обаяние, душевность, благородство, преданность, сила духа, умение отвечать за свои поступки и брать ответственность на себя - и это лишь основные качества, в первую очередь бросающиеся в глаза, при этом трудно выделить хоть какие-либо его недостатки. Главный герой предстает перед нами как преданный друг, любящий муж и отец. Основной акцент делается на высокодуховные качества его натуры так, что мы забываем, что речь идет о преступнике. Этому способствует еще и тот факт, что основные преступления остаются за кадром, а перед нами разворачиваются в основном лишь высокие взаимоотношения в среде бандитов. В то же время отрицательным героем, его антиподом выступает представитель правоохранительных органов, образ которого настолько отвратителен, что еще более оттеняет блеск главного героя. Итак, налицо, с одной стороны, объект для подражания, а с другой - явное противопоставление двух полярных типов: образа врага народа, преследователя и обидчика обывателя в лице представителя правоохранительных органов и "светлого" образа преступного авторитета. Данная тенденция характерна как для телевизионных программ, так и для газетных публикаций, где сотрудники правоохраны, как правило, представляются корыстными, продажными, использующими в личных целях свое служебное положение и обирающими граждан, а "братки" и "паханы" предстают перед нами в обличье защитников обездоленных, убогих либо пострадавших от конкурентов, официальных властей или тех же правоохранительных органов. Чаще всего дифирамбы звучат из уст журналистов в адрес "воров в законе", руководителей преступных сообществ, "крестных отцов" российской мафии. Таким образом, такие фильмы, как "Бригада", вызывающие повышенный общественный интерес, с точки зрения криминологии, играют крайне негативную социальную роль, т.к. романтизируют образы представителей криминального мира, представляют их в качестве образца для подражания и дискредитируют работников правоохранительных органов.

А как к проблеме героя нашего времени и к страсти демонстрации в СМИ разнообразных аномалий и патологий относятся сами деятели культуры? "Нет сегодня героя, - считает Л. Филатов, - а то, что нам преподносится под этим соусом, - это маленькие параметры благородства. Чуть человеческого в нечеловеке" <1>. В своем интервью всеми любимый артист обращает внимание и на последствия этого шквала негативной информации: "...количество пошлых и бездарных произведений множится с такой удручающей скоростью, что скрыться от них невозможно... Это ужасно, это формирует вкус нации". Данное высказывание еще раз подтверждает тот факт, что не только спрос рождает предложение, но и в не меньшей степени предложение способствует появлению и формированию самого спроса. И то, что мы вынуждены потреблять в качестве информации, переделывает и трансформирует нас самих, оказывая влияние и на наше подсознание. Постоянные убийства, катастрофы, трупы сыплются на нас как из рога изобилия с телеэкранов и из периодических изданий. "Нельзя приучать мозги к тому, что это норма. Лучше этому сострадать", - отмечает Л. Филатов и добавляет, что внутренний ограничитель - "это привилегия людей талантливых".

<1> Время дураков уходит? // Аргументы и факты. 2002. N 38. С. 17.

В настоящее время специалистами фиксируется процесс нарастающей криминализации общественного сознания. Это связано с криминогенной деформацией ценностно-нормативной системы общества, размыванием и девальвацией социально позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Он сопровождается широким распространением среди законопослушных слоев населения антиобщественных взглядов, представлений и установок, допускающих, оправдывающих, поощряющих, либо открыто провоцирующих нарушения уголовно-правовых запретов. В общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего, в том числе преступного поведения, якобы оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями <2>.

<2> Подробнее см.: Клочкова А.В., Пристанская О.В. Информационные предпосылки криминализации сознания. Вестник МГУ. Серия "Право" С. 27 - 38.

Проводимое нами начиная с 1995 г. криминологическое исследование представляет собой длящееся изучение материалов прессы, опубликованных в некоторых наиболее популярных печатных изданиях <3>. Целью его является подтверждение гипотезы о том, что средства массовой коммуникации оказывают криминогенное (то есть порождающее преступность) влияние на массовое сознание, причем это влияние является целенаправленным и достаточно интенсивным.

<3> Изучались, в частности, публикации газет: "АиФ", "Известия", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Российская газета", "Мегаполис-Экспресс", "Криминальная хроника" и др.

Помимо изучения прессы в исследовании применялся метод анкетного опроса нескольких категорий граждан, что позволило подтвердить гипотезу о негативном социально-психологическом влиянии СМИ на большинство опрошенных. Так, в числе социальных факторов, оказывающих влияние на криминальную ситуацию современной России, более 60% опрошенной нами студенческой молодежи указали на распространение СМИ материалов, пропагандирующих культ жестокости, насилия и сексуальной распущенности. На вопрос о том, какие чувства вызывают у вас и вашего окружения публикации и передачи средств массовой информации, посвященные проблемам преступности, школьники - учащиеся старших классов одной из московских школ, студенты МГУ им. М.В. Ломоносова и их родители дали следующие ответы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Как видно из представленной таблицы, у значительной части респондентов из каждой группы опрошенных, соответствующие материалы СМИ вызывают не только негативные эмоции, но и побуждения к антиобщественным актам поведения по отношению к окружающим.

Из числа опрошенных студентов лишь каждый шестой полагает, что публикации и передачи средств массовой информации улучшают криминогенную ситуацию в обществе, а каждый третий считает, что они помогают вскрывать причины преступности. Остальные из данной категории опрошенных расценивают влияние СМИ на реальные возможности противостояния общества преступности как негативные. Практически каждый второй связывает с их деятельностью усугубление напряженности в обществе, а каждый третий - усложнение работы правоохранительных органов.

Каждый четвертый отмечает, что преступность изображается средствами массовой информации как обыденное явление, нечто неизбежное для определенного этапа развития общества. Возможно, результатом такого влияния СМИ и становится некоторое снижение социально-психологической напряженности, однако наряду с этим оно способствует привыканию к преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений.

В настоящее время проходит второй этап исследования, заключающийся в изучении материалов периодических изданий по нескольким направлениям, в том числе на предмет пропаганды культа жестокости и насилия <4>. Определенный интерес представляет мнение по этому поводу студенческой молодежи, т.к. результаты негативного воздействия СМИ в первую очередь проявляются на еще не сформировавшейся психике и сознании молодых людей. 120 студентов юридических факультетов МГУ им М.В. Ломоносова и МГПУ дали свои определения этим понятиям, которые можно систематизировать по нескольким основным направлениям (см. таблицу 2).

<4> Исследование проводится совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Таблица 2

Пропаганда СМИ
насилия % жестокости %
1. Призыв применения насилия
как лучший способ разрешения
конфликтов путем демонстрации
сцен любого вида насилия
(физического, морального,
психологического), либо
подачи аналогичной информации,
сопровождающейся комментарием
(часто скрытым, побуждающим
к насильственным действиям)
или без него.
50,8 1. Призыв к беспричинной
агрессивности по отношению
к человеку, обществу, государству,
через демонстрацию жестокого
поведения как способа решения
проблем.
27,3
2. Демонстрация способов
совершения жестоких
преступлений, фото- и
видеоматериалов, художествен-
ных фильмов, изобилующих
насильственными сценами
в качестве, закономерности
и нормы нашей жизни.
18,3 2. Демонстрация художественных
фильмов, рекламных роликов,
мультфильмов, создание сайтов,
освещающих кровавые преступления,
различные акты жестокости,
сцены истязаний, а также создание
образа супергероя, добивающегося
своей цели через жестокость.
20,9
3. Культ грубой силы в СМИ как
средство решения любых проблем,
пренебрежение к выбору средств,
"инициация агрессии".
14,2 3. Стирание грани между
нравственным и безнравственным
в обоснование принципа
"Кто сильнее - тот и прав",
настрой общественных масс
на антигуманное поведение.
15,5
4. Создание условий, позволяющих
упрощенно относиться к явлениям,
противоречащим основам морали
и нравственности через влияние
на психику "жестоких" образов
и внушение на подсознательном
уровне преимуществ выбора
насильственной модели поведения.
10,8 4. Намеренное провозглашение
жестокости как нормы
повседневной жизни.
7,3
5. Пропаганды насилия не
существует, т.к. демонстрация
сцен насилия является
отображением реальности и
не оказывает воздействия
в качестве призыва для
подражания.
5,8 5. Пропаганды жестокости
не существует, т.к. демонстрация
актов жестокости является
закономерным отражением
жестокой реальности.
5,5

Пропагандой жестокости в СМИ, по мнению большей части опрошенных, является призыв к беспричинной агрессивности по отношению к человеку, обществу, государству, через демонстрацию жестокого поведения как способа решения проблем (27,3%). Данное определение является своего рода обобщением первого и второго определений пропаганды насилия.

Несколько меньшая группа студентов суть этого понятия видит в демонстрации художественных фильмов, рекламных роликов, мультфильмов, создании сайтов, освещающих кровавые преступления, различные акты жестокости, сцены истязаний, а также создании образа супергероя, добивающегося своей цели через жестокость (20,9%). Данный подход тесно сопряжен со вторым определением пропаганды насилия.

В основу третьего понимания положены такие понятия, как "мораль" и "нравственность": стирание грани между нравственным и безнравственным в обосновании принципа "Кто сильнее - тот и прав", настрой общественных масс на антигуманное поведение (15,5%). Это определение частично соответствует четвертой дефиниции пропаганды насилия.

В пропаганде жестокости видят ее намеренное провозглашение как нормы повседневной жизни 7,7% студентов. Наименьшая доля респондентов (5,5%) вообще считает, что пропаганды жестокости не существует, т.к. демонстрация актов жестокости является закономерным отражением жестокой реальности. Очевидно, что как бы ни была жестока сама жизнь, она не может оказывать столь сильное криминогенное влияние на сознание молодежи, как СМИ, обрушивающие на зрительско-читательскую аудиторию непомерные объемы информации разом и в концентрированном виде.

Соответственно 5,8% опрошенных не усматривают какой-либо пропаганды насилия в СМИ, т.к. демонстрация сцен насилия, по их мнению, является отображением действительности и не оказывает воздействия в форме призыва для подражания. Это свидетельствует о наличии определенной группы молодежи, адаптировавшейся к современной криминальной обстановке, расцвету демонстрации насилия и жестокости на телеэкране, в периодических изданиях, художественных произведениях и литературе, ведущему к привыканию и невосприимчивости аудитории к человеческим страданиям, снижению ценности человеческой жизни.

Около четверти опрошенных студентов (23,6%) считают, что пропаганда насилия и пропаганда жестокости в СМИ - это тождественные понятия. Следует отметить, что и для основной массы студентов, не отождествляющих указанные понятия напрямую, характерно непонимание каких-либо значимых различий между ними при формулировании собственных дефиниций.

Сведенные в таблицу определения наглядно показывают, что в сознании молодежи понятия пропаганды насилия и жестокости в СМИ практически отождествляются даже при проявлении попыток их разграничения. Более того, пропаганда насилия, как правило, определяется через жестокость, как, впрочем, и пропаганда самой жестокости - через насилие. Ни один из студентов не увидел различий в глубине содержания понятий.

Представляется, что сопоставляемые понятия можно разграничить по следующим основаниям. Насилие не всегда жестоко, т.к. может совершаться во благо человека и преследовать гуманные цели. В то же время жестокость всегда насильственна и может проявляться как в физическом, так и в психологическом и духовном давлении на личность. То есть насилие - более узкое понятие, и хотя насилие, как правило, сопровождается жестокостью, пропаганда насилия несет в себе меньшее зло для восприятия. Пропаганда жестокости, напротив, имеет большую смысловую нагрузку и является более пагубной с точки зрения влияния на общественное сознание в целом и молодежное в частности. Поскольку речь идет о пропаганде как насилия, так и жестокости, мы можем говорить о популяризации в СМИ жестокого насилия и насильственной жестокости, что не является тавтологией и имеет двойной эффект с криминологической точки зрения.

18,3 процента опрошенных считают пропаганду насилия демонстрацией жестокости в качестве естественной закономерности. Таким образом, практически каждый пятый студент обвиняет СМИ в целенаправленной пропаганде насилия.

Основываясь на студенческих определениях, можно выделить основные способы негативного воздействия на общественное сознание, формирующие либо повышенную агрессивность по отношению к окружающим, либо, напротив, духовное очерствение, невосприимчивость к чужой боли:

  1. призыв к применению насилия, беспричинной агрессивности по отношению к себе подобным или "инициация агрессии";
  2. излишне детализированная демонстрация насильственных актов расправы над жертвами преступлений;
  3. намеренное акцентирование внимания аудитории на жестоких, насильственных действиях как норме повседневной жизни;
  4. культ грубой силы в СМИ, создание жестокого образа супергероя, пренебрегающего выбором средств для достижения поставленной цели;
  5. стирание грани между нравственным и безнравственным в межличностных отношениях.

На втором этапе исследования в течение месяца (сентябрь - октябрь 2002 г.) изучались публикации следующих популярных изданий: "Московский комсомолец", "Аргументы и факты", "Российская газета", "Мегаполис-Новости", "Жизнь", "Криминал". Количественный анализ показал, что за 30-дневный период в указанных источниках опубликовано 198 публикаций, демонстрирующих физическое насилие, 36 - сексуальное, 13 - психологическое, в 12 - описывались акты самоубийств (психическая агрессия), в 19 - присутствовала угроза насилия и жестокости. В 92 статьях демонстрировался сам процесс совершения насилия, а в 86 - лишь результаты его применения (имеются в виду ранения, смерть, телесные повреждения).

В каких же формах нам преподносится этот животрепещущий материал: в информационной - 132 публикации, просветительской, с излишней детализацией - 30, в качестве разрушительного ознакомления с устрашающими подробностями - 36, в форме сенсации как способа привлечения аудитории - 27, иронической, с элементами ерничества - 13.

Содержательный анализ материалов периодических изданий позволяет выделить те подходы к освещению проблем преступности и противодействия ей, которые оказывают потенциальное криминогенное влияние на формирование общественного мнения. Основная масса изученных публикаций на данную тему вольно или невольно способна производить эффект "массового устрашения", создается замкнутый круг нарастающего пессимизма в обществе. Такому восприятию способствуют многочисленные натуралистические живописания в популярных изданиях жестоких, садистских способов совершения преступлений, в том числе сопровождающихся некрофильными и каннибалистскими действиями по отношению к жертвам насилия.

Несмотря на неоднозначность заключений на этот счет психологов, в среде специалистов по информационному воздействию преобладает мнение о том, что такого рода публикации способны произвести разноплановый эффект на разные категории читателей. У одних циничные, с элементами некрофильного смакования описания насильственной смерти могут вызвать нездоровое агрессивное возбуждение, у других - способствовать формированию душевной черствости и невосприимчивости к чужим страданиям, девальвируя ценность человеческой жизни в целом. Такая реакция наиболее характерна для лиц с неустойчивой психикой, включая подростков. Не случайно на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями особое внимание уделялось связи преступности среди несовершеннолетних (и в первую очередь преступлений подростков с применением насилия) с "представлением, формируемым современными средствами массовой информации". Подчеркивалось, что именно в результате такого влияния СМИ меры, применяемые в отношении подростковой преступности, оказываются неэффективными.

У определенной части читательской аудитории возможна реакция вынужденного привыкания к разгулу преступности как неотъемлемому атрибуту жизни. Это способствует неадекватному отображению в массовом сознании общественной опасности различных преступлений и повышению толерантности по отношению к преступникам. Возможно, именно общей эскалацией насилия как в реальной жизни, так и в ее изображении СМИ объясняется выявленное нашим исследованием неожиданно терпимое отношение студентов к лицам, причинившим тяжкое телесное повреждение, совершившим умышленное убийство. Каждый восьмой проявил желание дружить с убийцами или лицами, виновными в тяжком насилии <5>. Массированное засорение сознания зрителей и читателей сценами, связанными с физическими расправами, жестокостью и садизмом, способно породить у людей ощущение безысходности, беспомощности перед угрожающими криминальными посягательствами, гипертрофированное чувство страха перед преступностью, особенно уличной и насильственной.

<5> Подробнее см.: Клочкова А.В., Пристанская О.В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания. Вестник МГУ. Серия "Право" // 1999. Клочкова А.В. Правосознание студенческой молодежи. М.: Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998. N 1. С. 82.

Для большей наглядности и устрашения некоторые журналисты применяют специальные нововведения: на страницах, где помещены наиболее ужасающие подробности преступлений, алым цветом выделяются разбрызганные капли крови убиенной жертвы; в определенных изданиях практически все публикации независимо от содержания сопровождаются фотографиями полуобнаженных девушек, как правило, в непристойном виде; подробнейшее описание малейших нюансов совершения преступлений, особенно на сексуальной почве, преподносится читателю в виде художественно-порнографического повествования. Это касается и материалов, связанных с изнасилованием несовершеннолетних. Причем преподносится информация с таким смакованием мельчайших подробностей, что возникает естественное сомнение в психическом здоровье их авторов. Данные публикации могут быть рассчитаны лишь на лиц с психическими отклонениями, ибо если психически уравновешенный человек увлечется подобным чтивом, это незамедлительно скажется на его сознании.

Явно излишний натурализм присутствует и в самих заголовках, рассчитанных на привлечение читательской аудитории ("Крымские людоеды, или Ужин из печени", "Девушку выпотрошили в детском саду" и др.). Зачастую тяжкие преступления описываются с иронией, юмором. Так, например, материал, описывающий преступность, связанную с похищением женщин и садистским превращением их в "двуногих лошадок", участвующих в скачках вместо лошадей и ублажающих арабских миллионеров, назван "Девки скачут наперегонки".

Не следует, по нашему мнению, выделять в заголовки и в подзаголовки информацию о наиболее негативных всплесках человеческой натуры, тем более на групповом или социальном уровне, как, например: "Молодежь Московской области ненавидит Москву и москвичей" или "Нам грозит стихийное воспроизводство фашистского движения". На страницах периодических изданий насилие не только демонстрируется при помощи различных форм изображения вплоть до иронической, сатирической и развлекательной, но постоянно преподносится нам в качестве угрозы тех или иных страшных грядущих событий. Ярким примером может служить следующее высказывание автора одного из наиболее популярных изданий: "...в ближайшее время следует, судя по всему, ожидать погромов, побоищ и драк куда более масштабных и, возможно, более организованных, чем те, что были на Царицынском рынке, на Манежной площади и у памятника Маяковскому". Создается впечатление, что одной из основных задач представителей СМИ является постоянное поддержание в обществе атмосферы страха и безысходности.

Психологи, социологи и криминологи констатируют всплеск агрессивности среди детей и подростков. Об этом свидетельствует и тот факт, что в последнее время среди школьников становится модным ритуал празднования дня рождения, во время которого именинник получает столько жестоких ударов, сколько ему исполнилось лет. Наша страна стремительно догоняет некоторые "благополучные" европейские державы, где садизм в школах давно уже стал нормой. Так, 80% немецких преподавателей вынуждены констатировать у своих учеников склонность к измывательствам, практикующимся в тюремной среде. И эти дети очень часто бывают более жестокими, чем взрослые, т.к. в своей жестокости они, как правило, готовы идти до конца. Об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные художественные фильмы о молодежи и для молодежи, которые также могут спровоцировать неуравновешенных подростков с несформированной психикой на подобное поведение, т.к. телеэфир превратился в кроваво-сексуально-огнестрельное месиво. Как зарубежными, так и нашими учеными доказано на примере точного повторения в жизни конкретных преступлений, показанных на телеэкране, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных моделей поведения благодаря тому, что насилие на телеэкране выглядит, как правило, привлекательно.

В настоящее время социальные и криминогенные эффекты информационной деятельности СМИ вызывают в обществе особый интерес. Все более актуальным становится обсуждение проблем, связанных с введением на законодательном и правоприменительном уровнях ограничений свободы массовой информации. Не случайно на совместном заседании коллегии МВД и Прокуратуры РФ по проблемам борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности в июне 2002 г. в качестве одного из основных криминогенных факторов выделена пропаганда СМИ жестокости, насилия и сексуальной распущенности.

Симптоматично, что в последнее время все чаще и чаще в своих интервью представители культурной элиты акцентируют внимание на необходимости введения некоторых ограничений в средствах массовой информации. "Я желаю цензуры! ...Но не идеологической, а нравственной, - восклицает А. Розенбаум. - Я вчера включил программу "Время": из 40 минут один полуположительный сюжет и то - очередная сплетня. Все остальное - жертвы, катастрофы и трупы - крупным планом. Нельзя так прибивать народ своей же страны! Я не призываю скрывать плохое, но зачем же ежедневно сливать столько расчлененки и чернухи в главной новостийной программе страны?"

А. Кончаловский подходит к этой проблеме с другой стороны. Свобода информации, по его мнению, это "главное оружие террористов": "...покупают прежде всего новости, связанные с трагедиями. Если бы завтра была введена блокада на сообщения о террористических актах, количество безумных, бессмысленных взрывов, несущих гибель невинным людям, уменьшилось бы". Таким образом, выдающийся режиссер выступает за введение "жесточайшей цензуры на освещение террористических актов", т.к. "ограничение СМИ более эффективно, чем... тотальный контроль за всеми жителями планеты".

Более половины населения страны считает, что на телевидении страны не должна царить полная и неограниченная свобода. По данным ВЦИОМ, 41 процент опрошенных настаивает на полном запрете телепрограмм и художественных фильмов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, 90% - на частичном (до 21 часа). 23 процента респондентов также предлагают полностью отказаться и от криминальной хроники, сеющей страх посредством постоянного показа изувеченных трупов и вырабатывающей пессимистическое отношение к жизни <6>. В демократических странах введены не только временные ограничения для демонстрации СМИ актов насилия, агрессии, аномальных и патологических форм поведения, но и предусмотрено обязательное процентное соотношение между зарубежными и национальными программами, отдающее предпочтение последним и предполагающее соответствующие штрафные санкции за его нарушение. Так, например, во Франции фильмам и передачам собственного производства принадлежит 60% эфирного времени, в Венгрии - 51%, в Румынии - 50%. В России же, напротив, телевизионное пространство заполонено боевиками, ужастиками и фильмами-катастрофами иностранного производства.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. ориентирует государства-участники на поощрение средств массовой информации к распространению материалов, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка <7>. С этой целью рекомендуется разработка "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию".

<7> Понятием "ребенок" в Конвенции охватываются несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Соответствующие законодательные и цензурные ограничения в отношении некоторых направлений деятельности средств массовой коммуникации введены в зарубежных государствах со стабильной правовой системой, не опасающихся обвинений "в попрании свободы слова". В российских условиях пресекаются уже в зародыше любые попытки противостояния со стороны общества и государства информационной засоренности и вседозволенности в СМИ.

При этом важно отметить, что законодательные запреты на распространение какой-либо информации, как показывает практика, - далеко не самое эффективное средство. Гораздо результативнее оказываются меры, направленные на формирование профессиональной и гражданской ответственности журналистов, их правовой, нравственной и этической культуры.

Михаил ФЕДОТОВ, секретарь Союза журналистов РФ

Тема насилия в СМИ давно рассматривается мировым сообществом. Есть даже специальные комиссии - и международные, и национальные, есть масса инициатив по борьбе с насилием на телеэкранах, насилием в компьютерных играх, комиксах и так далее. Но воз и ныне там, и ничего, кроме благих пожеланий, не вырабатывается, поскольку неминуемо проблема насилия в СМИ сталкивается с проблемой цензуры. Как только западному наблюдателю или политику слышится слово "цензура", он начинает дрожать мелкой дрожью, и это разумно, потому что наш российский опыт подсказывает, что достаточно начать с малого. Достаточно сказать, что цензуру нужно ввести только в отношении показа трупов, например. Но цензуре только дай возможность появиться на свет. Это тот самый джинн, которого достаточно выпустить из бутылки, а дальше он уже сам будет и строить замки, и разрушать их. Вот почему проблема насилия в СМИ, в компьютерных сетях, на мой взгляд, может быть решена, прежде всего, через саморегуляцию. И уже сегодня мы знаем весьма убедительные примеры. Когда в интернете была объявлена война детской порнографии, было убрано несколько десятков тысяч сайтов - убрано самими операторами и провайдерами, а не властями с помощью каких-то запретительных мер. Другое дело, что много чего осталось, но все-таки это уже шаг вперед. То есть более эффективными оказываются не механизмы жесткого правового регулирования, а механизмы саморегуляции, в том числе, механизмы рыночной регуляции.

В международном праве на сегодня есть ряд конвенций, посвященных борьбе с насилием. В основном, это конвенции, связанные с противодействием терроризму. Кроме того, есть несколько деклараций, но в международном праве декларация не рассматривается как источник права; это скорее добрые пожелания, которые не являются юридически обязательными. В отличие от декларации, конвенция юридически обязательна. Одна из таких конвенций - Конвенция Совета Европы по пресечению терроризма. Россия является государством-участником всех этих конвенций.

В рамках проблемы насилия существует и тема призыва к насилию - так называемого "языка вражды", и тема защиты журналистов. В связи с этими темами имеются весьма подробные Рекомендации, принятые Комитетом Министров Совета Европы. Когда началась война в Чечне, мы неоднократно ссылались на эти документы, объясняя, каким образом должна быть организована работа журналистов в зоне конфликта. Но те, кто организовывал их работу, исходили из совершенно других представлений. В конце концов Конституционный Суд признал один из пунктов Постановления Правительства РФ, касающийся деятельности средств массовой информации в Чеченской Республике, противоречащим Конституции РФ.

Также необходимо обратить внимание на такой момент, как проблема работы журналистов, непосредственно освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Тема "Терроризм и СМИ" после 11 сентября 2001 года стала особенно популярной. В мае 2002 года была даже проведена в Маниле специальная международная конференция ЮНЕСКО. На этой конференции была принята Декларация ЮНЕСКО "СМИ и терроризм". В ней содержатся очень важные положения, которые касаются деятельности журналистов, освещающих террористические акты. Здесь отмечается, что именно открытые общественные дебаты и свободный поток информации в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблемы терроризма. В Декларации подчеркивается, что события 11 сентября 2001 года привели к тому, что во многих странах под флагом борьбы с терроризмом началось наступление на права человека. В связи с этим в Декларации говорится, что любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться в большей степени на уважение свободы выражения мнений, чем на серьезное ограничение этого фундаментального права. То есть, в отличие от людей, занимающихся проблемами безопасности, люди, занимающиеся проблемами СМИ, говорят, что безопасность может быть обеспечена лишь тогда, когда будут обеспечены права человека, а не тогда, когда за каждым человеком будет следить четыре, восемь или десять пар глаз. Именно поэтому в Декларации подчеркивается, что в целях обеспечения права общества на информацию СМИ имеют право и обязаны в полной мере сообщать о терроризме и содействовать открытым общественным дебатам по проблемам терроризма. В то же время медийные организации, телерадиовещательные компании, структуры гражданского общества должны принять меры по расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности через, в том числе, обучение журналистов и обеспечение возможности для обсуждения этических проблем, связанных с освещением терроризма в СМИ.

В продолжение этого документа Союз журналистов России попытался сформулировать этические принципы, которые касаются деятельности журналистов, освещающих террористический акт. Этот документ был принят еще в 2001 году, после чего в него вносились дополнения и изменения, делавшие его все более точным. Документ состоит из трех частей. Первая - это те этические принципы, которые журналист должен соблюдать, когда он собирает информацию о террористическом акте, вторая - когда он эту информацию распространяет, и третий раздел - это те принципы, которые касаются обеспечения собственной безопасности журналиста. Здесь речь идет, в частности, о том, что журналист не должен надевать камуфляжную или военную форму, не должен брать в руки оружие, не должен выполнять функции агента спецслужб, не должен выступать в роли посредника между террористами и спецслужбами, и так далее.

После событий на Дубровке к этой же теме обратился Индустриальный комитет СМИ, который также выработал некую антитеррористическую конвенцию. Туда вошли многие положения из документа Союза журналистов России. И сейчас эти два документа действуют параллельно, в значительной степени повторяя друг друга. Отношение к ним довольно скептическое, потому что у нас вообще скептическое отношение к механизмам саморегуляции, в отличие от многих других стран, где механизмы саморегуляции действуют уже не десятилетия, а века. И в тех странах, где такие механизмы сложились, устоялись, они действуют очень и очень эффективно. Они позволяют в значительной степени снимать проблемы, связанные не только с терроризмом, но и, в целом, с проблемой насилия. Практически в любом Кодексе журналистской этики можно найти положения, касающиеся освещения темы насилия, показов актов насилия, жертв насилия, и так далее.

Таким образом, в современном мире существуют вполне оправдавшие себя правовые и профессионально-этические нормы, а также практика их применения. Перед нами стоит задача перенести эти нормы на российскую почву, наладить практику и придать ей необходимый динамизм.

«Всякое телевидение - образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».
Н. Джонсон, председатель Федеральной комиссия США по коммуникациям, 1978.

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому.Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе? Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности? А может, назойливое смакование сцен насилия в «поделках» массовой культуры ведет к такому результату? Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы результаты натуралистического изображения насилия в кино и на телевидении?Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

  • внимание (понимание модели): человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение;
  • процессы сохранения (запоминание модели): поведение модели, наблюдаемое ранее, сохраняется человеком в долговременной памяти;
  • моторно-репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение): человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения;
  • мотивационные процессы: если потенциально присутствует позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление), человек усваивает моделируемое поведение.
Очевидно, что не все «научение» через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, человек может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.Вот описание одного из экспериментов А. Бандуры, проводившегося в 1961 году. Воспитанник дошкольного учреждения Станфорда сидит на полу большой комнаты и мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другой части комнаты находится экспериментатор в окружении игрушек. Поиграв несколько минут с машинками, женщина-экспериментатор встает и начинает бить молотком надувную куклу по имени Бобо, выкрикивая при этом ругательства. После того как ребенок несколько минут наблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где видит много интересных игрушек. Минуты через две экспериментатор говорит, что эти игрушки предназначены для других детей. Фрустрированного ребенка отправляют в следующую комнату, где также много разных игрушек и среди них - кукла Бобо и деревянный молоток.Если детям перед этим не демонстрировалась взрослая модель агрессивного поведения, они редко проявляли агрессию и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, очень часто брали молоток и начинали вымещать на Бобо свое недовольство. То есть наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабляло у них процесс торможения. Более того, дети часто в точности воспроизводили действия и слова экспериментатора. Таким образом, увиденное ими агрессивное поведение не только снизило торможение, но и научило их определенному способу проявления агрессии.В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Richard Walters) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, снятых на кинопленку. Это давало во многом тот же самый эффект.Сейчас телевизор прочно вошел в быт наших современников. В среднестатистической семье он работает до семи часов в день. Какие типы социального поведения моделируются в эти часы?Американский психолог Джордж Гербнер (George Gerbner) из Пенсильванского университета начиная с 1967 года изучал сетку вещания телевидения США. Что же было обнаружено? Две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия.Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:

«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости».
Имитируют ли, зрители экранные модели поведения? В опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.К каким же выводам приходят ученые, занимающиеся изучением этой проблемы?Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может: увеличивать агрессивность поведения зрителей; уменьшать факторы, сдерживающие агрессию; притуплять чувствительность к агрессии; формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности. Остановимся более подробно на этих влияниях.Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел просто возбуждающую программу.Хотя такое исследование очень наглядно, оно имеет и некоторые ограничения. Так, ученые отмечают, что воздействие на испытуемых увиденной сцены насилия сохраняется в течение короткого промежутка времени. Кроме того, действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместен вопрос, насколько существенна для повседневной жизни информация о влиянии телевидения и «агрессивных» фильмов, полученная при помощи этих исследований?Ответом на этот вопрос может служить лонгитюдное статистическое исследование, проведенное Ироном (Егоn) и его коллегами, которые в 1960 году обследовали школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и домашнем окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет, другими словами, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет. Фактически единственным предвестником мужской агрессии в возрасте 18 лет (даже после контроля на враждебность по другим факторам) была степень насилия в тех телевизионных программах, которые любили смотреть дети.В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования - 400 индивидуумов из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего прошедшего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих жен и детей. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.Проведенные эксперименты вызвали озабоченность общественности и заставили обратить внимание на эту проблему Главное медицинское управление США. Была проведена серия новых исследований, которые подтвердили предыдущий вывод: наблюдение насилия вызывает агрессию.При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались разнообразные методы, в разработке которых принимали участие множество людей. В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. «Мы не можем не прийти к выводу, - заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, - что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.» Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит не в том, что телевидение является определяющей причиной социального насилия, скорее можно говорить о том, что телевидение - лишь одна из причин.Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Можно предложить три объяснения. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает лавинообразно, последовательно заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Еще в эксперименте А. Бандуры взрослый, ударив куклу, продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у последнего. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание. Дети в экспериментах А. Бандуры повторяли специфическое поведение взрослых, будучи его свидетелями. Коммерческая телеиндустрия рекламирует модель для употребления. Какова же эта модель? Уместно привести пример. В боевиках полицейские палят из пистолетов почти в каждом эпизоде, в то время как исследования, проведенные в Чикаго в 1989 году, свидетельствуют; что настоящие полицейские стреляют из личного оружия в среднем один раз в 27 лет.Рассмотрев влияние телевидения на поведение, необходимо коснуться вопросов, связанных с мышлением. Каковы когнитивные влияния наблюдения сцен насилия? Снижает ли чувствительность к жестокости продолжительное наблюдение таких сцен? Искажает ли это восприятие реальности? Что произойдет, если несколько раз повторить какой-либо эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово? Согласно законам психики, в последнем случае эмоциональная реакция со временем будет «затухать». Есть все основания полагать, что неоднократный просмотр насилия делает наблюдателей безразличными к нему в будущем.В экспериментах Рональда Дребмена (Ronald Drabman) и Маргарет Томас (Margaret Thomas) у испытуемых регистрировали (по кожно-гальванической реакции) изменение эмоционального состояния во время просмотра видеозаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было установлено, что обе записи в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые становились наблюдателями реальной ситуации, которая выглядела как явная конфронтация, угрожающая физическим насилием ее участникам. Как и предполагали исследователи, те испытуемые, которые смотрели телевизионную программу с элементами насилия, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телевизионных программ, демонстрирующих насилие, сделал этих испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной» жизни.Наконец, стоит задаться следующим вопросом: каким образом воображаемый телевизионный мир влияет на представления человека о мире реальном? Дж. Гербнер полагает, что в этом отношении влияние телевидения весьма мощно, потенциально любые передачи могут оказывать такое действие.Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.Несомненным фактом является то, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Так, в ходе своих исследований Хит (Heath) классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по таким категориям, как случайность (отсутствие очевидной мотивации), сенсационность (странные и жуткие подробности) и местоположение (около дома или далеко). Затем у читателей газет выясняли, какие чувства вызывают у них сообщения. В результате оказалось, что когда люди читают о местных преступлениях, они пугаются больше в том случае, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в том случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете.Исследования, проведенные в США в 1988 году, показали, что средний десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе, и это положение не меняется уже более 20 лет. Фактически средний американский ребенок смотрит телевизионные передачи около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется в результате такого поглощения телевизионных программ? Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствуют, что к шестнадцатилетнему возрасту средний телезритель, вероятно, уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия. Так, согласно данным Д. Ж. Гербнера, который с 1967 года проводил оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время, в среднем в них показывается пять актов насилия в час, а в утренних субботних программах для детей - около двадцати в час. Исходя из этой статистики можно сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению содействует агрессии, по крайней мере косвенно, а напрямую ведет к межличностным проблемам. Кроме того, статистические и экспериментальные исследования позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие внутренние силы и изменяет восприятие действительности.Почему сейчас назрела необходимость обратить серьезное внимание на вопрос демонстрации насилия в средствах массовой информации нашей страны?После того как в России рухнул «железный занавес», что, бесспорно, является благом, на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя: Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую тоже пропагандируют жестокость. Может быть, в этом заключается одна из причин роста преступности в России на протяжении последних десяти лет? Ведь, как показывают исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Африке с 1957 по 1989 год, всегда и везде с появлением телевидения возрастает количество совершенных убийств.На наш взгляд, сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации сцен насилия на психику человека, особенно детей и подростков, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры. Результаты этих исследований должны быть доведены до широкой общественности с тем, чтобы защитить подрастающее поколение от излишней и неоправданной демонстрации жестокости. В этой связи очень актуально звучит вопрос, заданный согражданам Платоном еще в IV веке до нашей эры: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?».Литература
  1. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997
  4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Насилие в средствах массовой информации — это тема постоянных дискуссий. Сериалы, фильмы и видеокассеты изобилуют сценами насилия. Независимо от того, имеем ли мы дело с «Рэмбо», «Классом 84» или криминальной хроникой, насилие — постоянный гость в наших средствах массовой информации. Мы ежедневно можем созерцать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы широко представляют и различные компьютерные игры, в которых убивают людей, сбивают самолеты или даже инсценируются атомные войны. Подобные игры нас пугают. Нас шокирует, что в качестве средства для абреакции нашей игровой потребности не находится ничего лучшего, кроме лицезрения на экране этих ужасающих событий. Неужели это не оказывает на наших детей разрушительного влияния, проходит бесследно для их психики?

Решение этого вопроса вызывает жаркие дискуссии. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «зараженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований свидетельствуют всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. Становятся ли дети в своей повседневной жизни более агрессивными и неуправляемыми — неизвестно. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать следующее.

Определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, их впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Считать, что ребенок имитирует сцены, увиденные им на экране телевизора в масштабе один к одному, было бы крайним упрощением. Если бы примеры были настолько заразительны, школьные занятия имели бы гигантский успех у детей. Их реакции на сцены агрессии, транслируемые по телевидению, неоднозначны. Непосредственное подражание — всего лишь одна из форм реакций.

Другой известной формой реагирования является неприятие. Сцена насилия выглядит настолько отталкивающе, что ребенок отказывается ее воспринимать. Он зажмуривает глаза, сосредоточивается на позитивных аспектах фильма и не обращает внимания на насилие. Такое поведение служит ему защитой. Подобная спонтанная реакция характерна для весьма многих детей. Ужасное не фиксируется сознанием.

Следующей формой реакции является виртуализация: при виде сцены насилия дети спрашивают себя, имеют ли они дело с реальностью или фикцией. Утверждение фильма в качестве фикции позволяет им смотреть его без ущерба для своей психики. Все, что разыгрывается у них на глазах, не многим отличается от сказки. Ужасающая история, леденящая кровь в жилах, — это правда, но какое отношение она имеет к реальности? Дети проявляют необычайную чуткость к фальши и, следовательно, умение отличать реальное от вымышленного с самого раннего возраста. Они без особого труда отличают подлинное от присочиненного сценаристом. Насилие, виденное в фильмах, как правило, попадает в категорию вымышленного. Негативное воздействие подобных сцен на сдерживающие центры чаще всего минимально, хотя они и приводят детей в некоторое возбуждение.

К следующей форме реакции следует отнести отвращение. Многие дети при созерцании сцен насилия мыслят моральными категориями: они возмущаются, пугаются, их неприятие насилия обостряется. В случае подобного вида реакции у детей усиливаются не агрессивные тенденции, а напротив, отрицательное отношение к насилию. Фильм освежает проблему, которая касается их лично и решать которую приходится им самим.

Наконец, есть род поведения, сводящийся к подражанию. Дети этой категории ищут в фильмах образцы для подражания. Увиденное претворяется ими в жизнь. Три 3-классника насильно привели к себе домой девочку. Пользуясь отсутствием родителей, они привязали ее к постели и вознамерились ее «трахать». О том, что это такое, у них были самые смутные представления. Они, не раздеваясь, попытались лечь на девочку сверху и совершить толчкообразные движения.

Понятно, что образцом для подобного поведения послужила соответствующая сцена на видео. Данный случай имитации изнасилования без сексуального действия как такового — следствие стремления к подражанию. Мальчики хотели повторить сцену, запечатленную ими на видео. Видеофильм пробудил дремлющие в них инстинкты.

Видеопродукция и сцены насилия, зафиксированные СМИ, способны воздействовать на детское сознание. Вопрос лишь в том, какова в действительности степень оказываемого ими воздействия и насколько они способствуют усилению агрессивности. Служат ли видеофильмы своеобразной школой агрессивного поведения для детей, или их роль сводится всего лишь к абреакции уже накопившихся агрессивных импульсов?

Трое других 3-классников в среду похитили после уроков свою одноклассницу. Они притащили ее на ферму и заперли в загон для кроликов. Ей было сказано, что теперь ее повесят. Ей протолкнули в щель между досками кусок черствого хлеба, опрыскали ее водой и заявили, что это была ее предсмертная трапеза. На глазах у онемевшей от страха девочки они привязали канат к перекладине перекрытия и велели ей приготовиться: наступил ее последний час.

Несмотря на то, что мальчики в итоге отказались от исполнения своего намерения, переживание этих действий было для девочки крайне тяжелым. Когда мальчиков впоследствии спросили, что навело их на мысль повесить свою одноклассницу, они смущенно ответили: «Рассказ в воскресной школе». Учительница воскресной школы рассказала детям историю, каждого из героев которой в наказание привязывали к позорному столбу и вешали. Вопреки намерениям учительницы дети сделали из истории свой вывод, решив, что это средство устранения от неугодных им лиц. Поскольку они отнесли эту девочку к категории неугодных, было решено исполнить задуманное.

Однако изучение истории жизни этих мальчиков выявило у них наличие уже имеющихся отчетливых агрессивных тенденций. Лидер этой группы мальчиков еще в детском саду отличался повышенной агрессивностью в общении со своими сверстниками: однажды он с силой ударил курткой по голове одну девочку, она с плачем убежала домой и отказалась вернуться в этот день обратно.

Данный пример показывает, что СМИ являются далеко не единственным фактором воздействия на психику детей; объяснять акты насилия исключительно негативным влиянием просмотра жестоких сцен было бы крайним упрощением. Имеющиеся у многих детей агрессивные тенденции и наслаждение, получаемое ими от их удовлетворения, толкает их на поиски героев, под маской которых им было бы легче проявлять свои агрессивные наклонности. Их агрессивный потенциал ищет форму для своего выхода. Определяющим является не степень изображенного насилия, а степень вовлеченности в него ребенка, то, под каким углом он его воспринимает, сам характер его восприятия. С чем мы имеем дело: с отторжением, акцентированием вымышленности инсценировки с последующим дистанцированием или перед нами отчетливое стремление к подражанию? Представление о том, что дети слепо копируют сцены насилия, психологически наивно и зиждется на упрощенном понимании детской души. Детская психика слишком многослойна для того, чтобы чисто пассивно усваивать агрессивный импульс. В ее распоряжении целый спектр возможных психических реакций — прямое подражание герою-насильнику — только одна из многих. Как правило, оно связано с наличием уже имеющихся у ребенка агрессивных тенденций и поисков им героя, агрессивным подвигам которого можно было бы подражать.

Данный случай показывает, что прототипы применения насилия могут черпаться из самых неожиданных источников. Называть видеофильмы и СМИ главными виновниками усиления агрессивности детей и подростков — явное упрощение. Имитация видеосцен не мешает детям искать в своем окружении или в соответствующих условиях среди своих близких возможности для абреакции своих латентных агрессивных тенденций. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущим образцы для своего поведения в сфере насилия. За исключением определенных видеофильмов, сбываемых на черном рынке, с изображением сцен, шокирующих даже взрослых, действие видеофильмов и образов СМИ на детское сознание само по себе относительно безобидно. Иное действие производят они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо дистанцирование (осознание нереальности демонстрируемого на экране), либо вытеснение или стремление закрыть глаза на все страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода для своих агрессивных тенденций. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ тем не менее является оправданием для некоторой части молодежи. Подобные дети идентифицируют себя с Ниндзя или хоумбоями в силу своего стремления найти роль, позволяющую им абреагировать скрытые агрессивные тенденции. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источниками образов и фантазий для отчаявшихся, социально обездоленных и беспризорных детей. Надежда на то, что запрет фильмов ужасов остановит волну насилия, крайне наивна. Как уже было видно на примере воскресной школы, сцены, ролевые установки и образы, связанные с применением насилия, могут быть найдены в любой обстановке. Дети и подростки с соответствующей мотивацией ищут их повсюду и стремятся к их имитации. Сдерживающие центры подавляют не только образы фильмов ужасов, но и стремление к имитации увиденных сцен насилия. У детей со здоровой психикой встреча с насилием в СМИ отнюдь не приводит к немедленному крушению их моральной надстройки.

Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Как раньше при обучении детей правилам поведения на улице, нам нужно научить их ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опыта ребенка. Излишне морализаторская, осуждающая эту игру позиция взрослых приводит к уклонению детей от любого обсуждения этой темы со взрослыми. Взволнованное и озабоченное отношение взрослых кажется им истерией. В силу наличия у подавляющего числа детей и подростков безошибочного умения отличать реальность от вымысла запреты и нотации не вызывают у них ничего, кроме зевоты. «Это ваша проблема» — думают они про себя и спокойно отдаются очарованию насилия, сквозящему в этих играх. Единственным следствием неуступчивости и непримиримости родителей является то, что дети замыкаются в себе, потеряв желание делиться с родителями своими интересами. Родители и педагоги получают возможность доступа в эту область интересов своих питомцев только в том случае, если ни во что не вмешиваются. Это означает, что вместо того чтобы рвать на себе волосы и приходить в ужас, они сами знакомятся с видеопродукцией и принимают участие в компьютерных играх и только после этого обсуждают свои впечатления с детьми. Одно дело — выразить собственное восхищение или ужас, другое дело — показать, какую позицию следует занять в отношении данного способа убивать время. Наилучшим следует признать разумный подход, при котором компьютерные игры воспринимаются не в качестве сатанинского наваждения, а в качестве формы времяпрепровождения, позволяющей ощутить агрессивные тенденции и очарование насилием в самом себе. Дети должны почувствовать, что родители тоже ощущают в себе насилие как возможный стереотип поведения и вынуждены постоянно подавлять его.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png