По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Статья.Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.

Поэтому успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Р.С. Буре подчеркивала, что умение детей в случаях затруднения или конфликта, самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию у дошкольников негативного стиля поведения: безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений.

А.В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потому, что они их не знают, а потому, что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они нужны не только взрослому, но и ребенку при вступлении в детский коллектив, найти друзей, получить их поддержку.

Формирование гуманных чувств и отношений - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Еще Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, в которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Руководство сюжетно-ролевыми играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли, и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.

Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии: врач, медсестра, спасатель, или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает.

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные - условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства -осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Михайленко, Д.В.Менджерицкая предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольниками усложняющихся способов построения игры.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивали, что оказывается эффективным средством формирования нравственных качеств в сюжетно-ролевой игре, является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем к совместному придумыванию нового. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова утверждали, что воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с разным ролевым взаимодействием. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.

Мы пришли к выводу, что педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.

Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Уровни взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх определили А.П.Усова в своих исследованиях:

1. Уровень неорганизованного поведения.

2. Уровень одиночных игр.

3. Уровень игры рядом.

4. Уровень кратковременного общения.

5. Уровень длительного общения.

6. Уровень постоянного взаимодействия.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков. Суть гуманных качеств и отношений - помощь, поддержка другого. Нравственное воспитание через сюжетно-ролевую игру происходит при выполнении педагогических условий:

1. целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

2. взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания;

3. обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием;

Названные гуманные качества, их представленность в отношениях детей мы исследуем в экспериментальной части работы.

Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом необычайно актуальной является проблема нравственного воспитания детей.

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации , которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Суть нравственного воспитания детей

Перед тем, как освоить методы нравственного детей, важно разобраться с основными понятиями - воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность - правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль - это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и .

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

  1. Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы малыш проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
  2. Эмоционально-чувственный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать. Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
  3. Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Стадии нравственного воспитания детей

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность . Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви , выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

  1. Стадия младенчества. В данный период кроха ощущает себя центром Вселенной, так как на любое требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. Они носят его на руках, кормят и заботятся о нем. При этом у малыша развиваются и формируются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
  2. Стадия ползункового возраста. На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Малыш также узнает, что в доме есть свои правила, которые нужно изучить и выполнять. Иногда это его расстраивает. При этом ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Малыш еще не может определить самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
  3. Стадия дошкольника. Данная стадия характерна для малыша в период от трех до семи лет и является поворотной в его нравственном воспитании, так как он начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него. Ребенок начинает осознавать концепцию «золотого правила», а также стремится быть внимательными к другим детям и взрослым.
  4. Стадия от семи до десяти лет . В этот период дети верят, что они должны обязательно слушаться взрослых и родителей. У них начинает формироваться чувство справедливости. Кроме этого, дети данного возраста уже понимают необходимость правил и стремятся самостоятельно их создавать. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
  5. Стадия от десяти лет до подросткового возраста. В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Важно, чтобы родители в данной ситуации являлись для ребенка в роли советчика, а не авторитарного начальника. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Воспитание правильного нравственного поведения у ребенка берет свое начало с семейных ценностей.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни . В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Таким образом, нравственное воспитание детей является сложным и многогранным процессом, который требует от родителей и педагогов максимум терпения и усилий.

Введите e-mail адрес:

Родители - это самые эффективные инструкторы в вопросах нравственности для своих детей, но родители часто не используют свое влияние из-за ложного понимания некоторых аспектов воспитания. В целом, существуют семь воспитательных мифов, которые особенно губительны для нравственного (морального) IQ ребенка, т. е. для его нравственного интеллекта.

Понятие «нравственный интеллект» (или «моральный интеллект») введено в научный оборот в 1994 году американским философом Боссом (Джой), который при этом опирался на исследования психолога Говарда Гарднера, разработавшего теорию «множественного интеллекта» и описавшего семь его видов.

Босс выделил четыре компонента нравственного интеллекта: вынесение нравственных суждений, принятие нравственных решений, понимание возможных последствий предпринятых данным человеком действий и осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.).

Миф 1: нравственный интеллект развивается естественным путем

Одно можно сказать наверняка: дети не рождаются с высокой нравственностью. Нравственный IQ нужно развивать. Лучшая школа для обучения важным качествам цельной натуры - это родной дом, семья. Зачастую родители предполагают, что эти навыки и личностные особенности развиваются естественным путем, но это большое заблуждение. Для того чтобы дети приобрели стойкие моральные принципы и убеждения, родители должны целенаправленно моделировать, подкреплять и учить детей добродетелям и принципам, составляющим нравственный IQ. Если этого не делать, дети, скорее всего, не приобретут соответствующие нравственные убеждения и станут морально беззащитными и уязвимыми.

Миф 2: то, какими дети вырастают, зависит от генетической предрасположенности

Большинство из нас согласятся с тем, что существуют некоторые «данности», которые мы не можем изменить в наших детях, такие как их генетическое строение и врожденный темперамент. Но даже они подлежат корректировке. Исследования подтверждают это. Двенадцатилетнее исследование семидесяти двух пар генетически связанных подростков доказывает, что их биологические склонности могут либо развиваться, либо подавляться, в зависимости от реакции родителей. Вывод: биология - это не судьба, но лишь в том случае, если родители понимают, что большая часть ответственности за воспитание детей достойными и нравственными людьми лежит именно на них - родителях. Если относиться к детям нравственно и сознательно учить их моральным принципам и убеждениям, они, скорее всего, станут высоконравственными людьми, и исследования это также подтверждают. Но первый важный шаг заключается в понимании родителями того факта, что именно от них зависит, какими вырастут их дети.

Миф 3: нравственные убеждения устанавливаются в раннем подростковом возрасте

Исследования подтверждают, нравственный рост это непрерывный процесс, охватывающий весь период жизни наших детей. На самом деле, современные исследования утверждают, что часть мозга, отвечающая за формирование сознания и высокой морали, полностью развивается у мужчин к 21-у году. Юношеские годы - это тот возраст, когда дети при принятии сложных нравственных решений более всего нуждаются в руководстве взрослых. Поэтому усилия родителей при воспитании нравственности должны быть непрерывными и не прекращаться в подростковом возрасте, т. е. в тот период, когда родители часто ошибочно полагают, что нравственное развитие ребенка остановилось.

Миф 4: сверстники оказывают бо́льшее влияние на нравственный облик ребенка, чем родители

Результаты исследований показывают, что, хотя сверстники и имеют огромное нравственное влияние, родители влияют на своих детей в наиболее важных вопросах морали, таких как религия, образование и нравственные ценности. Влияние сверстников больше происходит на бытовом уровне, например, в таких вопросах, как развлечения, выбор музыки или одежды. Родители должны понять, что они могут и должны влиять на нравственное развитие своих детей, так как они теснее связаны с ними. Вывод: сверстники оказывают сильное нравственное влияние на ребенка тогда, когда родители допускают это, а значит, родители сегодня не могут позволить себе совершить такую ошибку.

Миф 5: интеллектуально одаренные дети обязательно вырастают нравственными людьми

Интеллект не гарантирует нравственное поведение. Если вам нужны доказательства, просто подумайте о таких блестящих лидерах, как Гитлер, Сталин, Ленин. Если родители хотят добиться успеха в воспитании высоконравственных детей, они должны помогать своим детям не только нравственно думать, но и поступать нравственно. И это означает, что они должны сознательно учить своих детей важнейшим навыкам морального IQ, таким как урегулирование конфликтов, сострадание, милосердие, проявление эмпатии, управление гневом, умение справедливо договариваться, использовать самоконтроль и т. д. Мы осознаем, что истинная суть характера определяется действиями, а не просто мыслями. Если дети не знают, как действовать правильно, их нравственное развитие неполноценно. И это знание зависит не от их интеллектуальных способностей, а от того, чему их научили.

Миф 6: нравственный рост начинается в школьном возрасте

Многие родители ошибочно ждут того времени, когда их детям исполнится 6 или 7 лет, так называемого сознательного возраста, чтобы начать формировать их нравственный IQ. К этому возрасту формируются качества низкой морали, которые очень трудно перевоспитывать. Правда заключается в том, что родители могут начать развивать нравственность у своего ребенка уже с ясельного возраста. Хотя в этом возрасте дети, конечно, не имеют достаточных когнитивных способностей для осознания и усвоения сложной моральной аргументации, но именно в нем зарождаются основные нравственные принципы, такие как осуществление самоконтроля, справедливость, уважение, сочувствие и сопереживание. Таким образом, чем раньше родители начинают культивировать нравственные качества своих детей, тем больше вероятность того, что дети вырастут высоконравственными людьми.

Миф 7: предыдущие поколения не формировали у детей нравственный IQ, поэтому родителям в наши дни не нужно это делать

Сегодняшние дети воспитываются в гораздо более нравственно нездоровой атмосфере, чем предыдущие поколения, и происходит это по двум причинам. Во-первых, ряд жизненно важных социальных факторов, которые формируют нравственно целостный характер ребенка, медленно разрушается: руководство и контроль взрослых над детьми, примеры высоконравственного поведения, духовная или религиозная подготовка, полноценные взрослые взаимоотношения, индивидуальное обучение, четкие национальные ценности, поддержка общества, стабильность и адекватность родителей. Во-вторых, наши дети подвержены постоянному влиянию извне, идущему вразрез с ценностями, которые мы пытаемся им привить. Оба эти фактора усложняют воспитание нравственных детей. Сегодняшние родители больше не могут сидеть сложа руки и считать, что их дети сами станут порядочными людьми. Сознательное преподавание моральных добродетелей и качеств, которые развивают в детях высокий нравственный IQ, это лучшая гарантия того, что дети в своей жизни будут руководствоваться моральными принципами. Первый шаг, который стоит предпринять родителям, чтобы дети выросли нравственными людьми, состоит в том, чтобы развеять эти семь вредных мифов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png