Основные принципы правильного и эффективного чтения

Самое главное - читая, задействовать как интеллект, так и эмоции. Важно, что вы делали до того, как сели читать, что вы делали во время чтения и, наконец, что вы будете делать после. В зависимости от всех этих обстоятельств вы затратите на чтение больше или меньше усилий (и, конечно, получите в конце различные результаты).

Перед тем как начать читать, определите, какого типа текст находится перед вами. Посмотрите внимательно на его заголовок, на подзаголовки - именно они передают основную идею автора. Определите на глаз длину текста и структуру: введение, утверждение, подтверждающие его примеры, заключение, дополнительная информация. Полезно также визуально представить себе всю структуру текста - с ее заголовками и т. д. - еще перед началом чтения. Это тренирует зрительную память и помогает правильно распределить внимание между частями текста. Во время чтения обращайте внимание на то, какую часть текста читаете, вспоминая при этом общий вид всей структуры документа. Представьте, что печатное слово отражается в вашей памяти в виде зрительного образа.

«Активное» чтение подразумевает, что в процессе чтения вы должны задавать себе вопросы по поводу прочитанного и искать на них ответы. Именно так осуществляется процесс осмысления информацией. Вспомните: ведь так поступаете и вы, когда вам очень важно вынести из чтения определенные знания и навыки. Вы должны выбрать самое главное, сконцентрироваться и проанализировать его. Только тогда прочитанное надолго осядет в вашей памяти, ибо это три составляющие для эффективного запоминания любой информации, в том числе и текстовой. Чуда здесь нет - есть только упорный труд и напрямую зависящий от него результат. Постарайтесь каждый раз вспоминать об этом, когда беретесь за чтение. Чтобы мозг не ленился, а работал на полную катушку, ему нужно давать четкие и недвусмысленные указания. Поэтому чем лучше вы сконцентрируетесь на задаче, тем лучше будет результат.

Очень важно также определить время и продолжительность чтения: например, 20 минут достаточно, чтобы прочитать пресс-релиз вашей фирмы или колонки деловых новостей. На серьезное чтение, которое подразумевает глубокое понимание, отведем 1 час. На чтение серьезной периодики (особенно из профессиональной сферы) вам потребуется что-то среднее, скажем, около 45 минут. Если вы заранее будете устанавливать приблизительную продолжительность чтения того или иного текста, то сможете лучше сконцентрироваться и распределять свое время.

Сделайте все возможное, чтобы читать в полной тишине и спокойствии. Вам нужно сосредоточиться, сесть поудобнее (обратите особое внимание на положение позвоночника), если потребуется, включить свет или пересесть поближе к окну. Теперь вы готовы плодотворно поглощать новую информацию.

Определите цель, с которой вы приступаете к чтению. Спросите себя, а что вам, собственно говоря, нужно от этой книги или статьи? Достаточно ли будет общих положений, идей и примеров, или же вам необходимо запомнить все до мельчайших подробностей? А если да, то как, когда и где вы собираетесь применять полученные сейчас знания?

Выберите соответствующий метод чтения сообразно вашим интересам и задачам. (Мы уже перечислили некоторые из них, а дальше рассмотрим каждый более подробно.) Иногда даже при чтении одного текста нам нужно применять последовательно сразу несколько различных «стратегий». Это очень эффективный прием, хотя и требует от читателя хорошего владения всеми такими методами. Те пять, что перечислила я, далеко не предел. Комбинируйте их, изобретайте свои собственные. Подойдите к этой задаче творчески, ведь работа каждого из нас, как и образ мышления, и образование, оставляет неизгладимый отпечаток на всем, что мы делаем. Помните, индивидуальный подход - самый эффективный, и не бойтесь экспериментировать.

Во время чтения сконцентрируйте внимание на достижении тех целей, которые поставили себе в начале чтения. С помощью зрительной памяти запоминайте образы ключевых слов и их положение в тексте. Используйте карандаш или маркер, ведь большинство книг и бумаг, которые мы читаем, далеко не так уникальны, не стоит печься об их сохранности больше, чем о том, как вы их понимаете.

После чтения не забудьте еще раз припомнить все то, о чем вы только что прочли. Исследования показывают, что это простое правило позволяет нам запоминать прочитанное в 2 раза (!) лучше. Но это не предел человеческих возможностей. Любой из нас может легко улучшить этот показатель, приучив себя вспоминать не только основные положения и идеи текста, но и менее заметные подробности. Это опять-таки послужит хорошей тренировкой для вашей памяти, что не замедлит сказаться на ее работе.

Беглое чтение

Иногда единственная цель, с которой мы беремся за книгу или статью - уяснить для себя ее основную идею. Все остальное нам либо не нужно, либо на него пока нет времени. Мы довольствуемся неким «скелетом» произведения, опуская все остальное. Когда известного американского актера Вуди Аллена спросили: «О чем написана "Война и мир" Толстого?», он ответил: «О России». Нельзя сказать, чтобы такой ответ был похвальным с точки зрения знания литературы, но он очень четко отражает особенности человеческой памяти.

В наши дни человек так загружен и перегружен информацией, что ему ничего не остается, кроме как научиться отделять действительно нужные ему сведения от второстепенных, без которых он вполне может обойтись. Для этой цели как нельзя лучше подходит беглое чтение, когда человек «скользит» взглядом по тексту, останавливаясь лишь на тех вещах, которые кажутся ему достойными внимания. Этой технике совсем несложно научиться: четко определите, что вы ищите в тексте, а затем пробегайте взглядом предложение за предложением, не замечая точек и прочих знаков препинания. Знаки препинания всегда тормозят процесс чтения, потому что мы привыкли на них задерживаться. Если же мы снизим количество таких мини-пауз, то сможем прочесть текст гораздо, гораздо быстрее. Чуть сложнее развить в себе другой навык - научиться видеть в тексте только значимые слова (основные части речи), опуская всевозможные предлоги, союзы, наречия и прилагательные. Вы наверняка уже обращали внимание на то, что максимальное количество смысла содержат только две части речи - существительные и глаголы. Попробуйте сфокусировать свое внимание только на них, и вы очень быстро получите общее представление о том, что читаете. Чтобы лучше запомнить, что именно вы вычитали из этого документа, сделайте паузу и постарайтесь припомнить все ключевые слова, которые вам там встретились. Прокомментируйте то, что прочли, еще раз «прокрутите» все в памяти, а потом повторите через несколько часов. Очень полезно повторять все перед отходом ко сну (за исключением тех случаев, когда человек смертельно устал). Во сне наша память продолжает работать, а мозг - обрабатывать и усваивать новую информацию.

Попробуйте теперь применить эти принципы в работе, например, читая еженедельный отчет или какую-либо профессиональную статью. Редакторы, постоянно вычитывающие чужие тексты, умеют сконцентрировать свое внимание таким образом, что замечают все неточности, ошибки стиля, повторы и неправильные употребления слов, хотя прочитывают текст очень бегло. Интересно отметить, что наибольшей эффективности при этом они добиваются тогда, когда прочитывают текст каждый раз только с одной конкретной целью, оставляя другие на потом (например, в первый раз редактор ищет орфографические ошибки, во второй раз - стилистические и т. д.). Точно по такому же принципу строятся и любые другие «проверки» текста.

Беглое чтение помогает сэкономить время и силы - самое ценное, что есть у любого работника. Оно помогает обрести уверенность в себе, так как человек понимает, что пропустить пару-тройку слов вовсе не значит ошибиться. И это действительно не ошибка, а настоящая стратегия, основанная на классических принципах выборочного внимания. Беглое чтение применяется очень широко: от изучения научно-исследовательских статей до груды бюрократических документов или газет. Беглое чтение помогает вам сортировать информацию, «пропалывать» текст, избавляя его от сорняков и оставляя только самое важное - суть. Не следует забывать, что восприятие прочитанной информации может быть как объективным, так и субъективным. Многие из нас почему-то относятся к печатному слову как к высокой Истине, которую нельзя ни оспорить, ни подвергнуть сомнению. Все как раз наоборот: вам нужно подходить к любому тексту свободно и творчески. Не задумывайтесь, если вам захочется бросить его, не дочитав, или заглянуть сразу в конец. Многие люди ощущают после этого какую-то смутную вину, как будто сделали что-то недозволенное, но это вовсе не так.

Беглое чтение может быть как первой, так и последней стадией изучения текста. Иногда нам достаточно быстро просмотреть текст, чтобы понять, что он нам не годится, или сразу усвоить из него какую-то нехитрую мысль. Иногда, впрочем, текст заслуживает гораздо более пристального внимания, а значит, после беглого чтения, во время которого основной упор делается на синтезе, должен наступить другой этап - аналитический. Это справедливо как для развлекательного чтения, так и для обучения и других серьезных форм восприятия печатного слова. Сначала мы выбираем из текста то, что нам кажется наиболее важным, а уже после наш мозг и наша память продолжают работу над усвоенным, интегрируя новую и старую информацию, обдумывая вопросы, которые этот процесс порождает.

Очень полезно записывать ключевые слова на отдельной карточке, которую вы будете держать на видном месте у края стола. Тем самым вы оставляете себе «подсказку», которая заставит вас снова и снова обращать внимание на ключевые моменты того текста, где вам они встретились, пока вы не включите эти новые идеи в свою повседневную практику или же пока в них не отпадет необходимость. Я знаю одного выдающегося хирурга, который с помощью этого простого метода значительно облегчил себе работу. Он уже не забывал, где он прочел ту или иную идею - они всегда были у него прямо перед глазами, так что он смог сконцентрировать свое внимание на их внедрении в свою работу. Эту же технику очень часто применяют для создания позитивной атмосферы. На дверях, стенах, у рабочих мест в офисе - везде развешиваются небольшие таблички, которые напоминают людям о целях их работы. Проводя в различных компаниях семинары по тренировке памяти, я обычно использую следующие «лозунги»: «Мы можем улучшить работу памяти в любом возрасте», «Мало понять, нужно закрепить навык регулярными упражнениями», «Хорошая память - это навык, которому вы всегда можете научиться». Когда я читала лекции по техникам чтения, у меня в аудитории висел плакат, где крупными буквами было написано: «ДА, Я МОГУ!»

Замечание на полях… Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что поминутно сбиваюсь на притчи и аллегории. Профессиональная привычка: к этому меня приучили… потребобрусы, интеллектуальный уровень которых с каждым годом образовательных реформ падает всё ниже. Посему и приходится следовать примеру апостолов и их шефа, изъяснявшихся понятным их необразованной аудитории притчами. Вот, опять иносказательный образ, на этот раз о бутылках. Представьте себе обычную пластиковую бутылку ёмкостью два литра. Это – школа. У вас также имеются две двухлитровых ёмкости с несмешивающимися жидкостями: водой и растительным маслом. Пусть вода послужит символом обучения, а масло – воспитания. Даже не спрашиваю, сможете ли вы полностью слить в бутыль обе жидкости. Хочу только обратить ваше внимание: чем больше вы вольёте воды, тем меньше останется места для масла и наоборот. Афиняне предпочли воду с тонкой плёнкой масла на поверхности, спартиаты – масло с каплями воды на дне. Если доверять сочинению Тита Ливия, школа Рима начинается с 449 г. до н. э. Хотя занятия, проводимые случайными людьми прямо на форуме, назвать школой в полном смысле этого слова невозможно. Лишь к 3 в. до н. э. возник институт рабов-нянек и дядек («педагогов» или, в дословном переводе - «детоводов», которые следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги по мере своих дарований обучали мальчиков чтению, письму и счету. Конечно же, нянек-дядек содержали состоятельные граждане. Беднота в лучшем случае по-прежнему посылала детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось в Римской республике для свободных граждан мало престижным для свободных граждан. Всё изменилось с переходом Римской державы в имперское состояние. Римляне во многом заимствовали традиции греческой культуры, но в силу особенностей своего национального мировоззрения не ограничивались простым заимствованием. Именно они создали школы как постоянно действующие образовательные ощущения. Образовательным идеалом в Риме было получение учеником максимальной пользы, причём понятие пользы было прагматическим, утилитарным. Выпускник римской школы должен был получить такой объём знаний и такого содержания, чтобы знания обеспечили успешную карьеру. Знание истории, таким образом, оказывалось крайне важным для будущего политика, но лишь фрагментарное, обеспечивающее административный успех. И в римской школе также история не выделилась в отдельную учебную дисциплину, хотя чисто теоретически, можно представить себе такую возможность. Тривиальные школы были начальными. В них учились два года мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. Им предлагались: латинская грамота (иногда добавочно - греческая), обзор литературы, арифметика. Учитель занимался отдельно с каждым учеником, хот тот входил в состав учебной группы-класса.. В грамматических школах второй ступени обучали подростков с 12 до 16 лет после домашней подготовки или тривиальной школы. Там в расписании присутствовали: грамматика латинского языка, риторика, диалектика, греческий язык, основы римского права (12 таблиц), арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.

Слайд 7 из презентации «Обучение истории» . Размер архива с презентацией 3842 КБ.
Скачать презентацию

Уроки истории

краткое содержание других презентаций

«УМК по истории «Школа 2100»» - Как строился урок традиционно. Картина мира. Работа с продуктивными заданиями. Информационное общество. Обществознание. Образовательная система «Школа 2100». В 6 кл. Традиционный учебник. Учебный год. Особенности учебников истории и обществознания. Минимакс. Урок по комплексу «Школы 2100». Пример минимакса. Деятель. Поддержка.

«Вопросы ЕГЭ по истории» - Перечень фамилий видных государственных деятелей. Алгоритм доказательства. Завершение объединения русских земель. Представители отечественной творческой интеллигенции. Внешнеполитический аспект. Алгоритм раскрытия культурного развития общества. Пустые ячейки таблицы. Этапы работы. Кризис власти. Перечень фамилий полководцев. Преобразования эпохи Петра I. Алгоритм сравнения. Доказательство. Внутриполитический аспект.

«Обучение истории» - Что, разумеется, никак не случайно. Каллогатия не давала возможности выделять отдельные учебные дисциплины. Интерес обывателя к истории особенно усиливался в переломные эпохи, в кризисную пору. Второй этап представлял собой обобщение материала темы по учебнику истории. Замечание на полях… Стоит отдельно упомянуть об особенностях первобытного индоевропейского мифотоворчества. 1. История первая: первобытность.

«УМК по истории» - Дрофа Всеобщая история 10-11. Русское слово История России 10-11 класс. Дрофа Обществознание. Просвещение. Вентана - Граф Всеобщая история 10-11. Просвещение обществознание. Русское слово Право. Всеобщая история. УМК А.Ф. Никитина. Линия учебно-методических комплексов «История России». Вентана - Граф Всеобщая история. Дрофа Всеобщая история. Мнемозина Обществознание 10-11 класс. УМК Сахаров. Вентана - Граф История России 10-11.

Тема: «Житие Сергия Радонежского»

Цели: ü Выявление исторической основы фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественных особенностей произведения, роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России.

ü Формирование навыка составления цитатного плана статьи учебника, художественного пересказа, лексической и исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

ü Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов великий, премудрый.

Ход урока.

II Актуализация полученных знаний .

Назовите особенности жанра жития.

Жития святых – произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской веры, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Начиналось житие обычно с описания детства святого. Уж в эту пору он обнаруживает все признаки благочестивой натуры: предается религиозным размышлениям, избегает игр, соблюдает посты и т.п. он обладает способностями творить чудеса и входить в непосредственное общение с ангелами и бесами. В житие используется диалогическая речь, монологи, молитвы, плачи с элементами лирической патетики. Само повествование богато сравнениями, метафорами, эпитетами и часто переходит в риторику. Заканчивается житие изображениями посмертных чудес святого.

    Чтение статьи «В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского» от начала ДОС лов «…убедиться в таланте древнерусских авторов».

III Работа над темой урока.

Слово учителя.

Епифаний, автор первоначального описания жизни Сергия Радонежского, был родом из Ростова, в молодости много путешествовал, в том числе и по Востоку, жил на Афоне, где изучил греческий язык. В 1734г он пришёл в Троицкий монастырь, где прожил под началом Сергия до самой кончины чудесного старца. Столь близко наблюдая жизнь такого замечательного человека и обладая незаурядным писательским талантом, он записывал виденное личное или услышанное от других свидетелей жизни Сергия, поначалу только для себя, «для памяти». Через год или два после смерти преподобного Епифаний, как он сам говорит, дерзнул и, «вздохнув к Богу» и старца призвав в молитву, «начяв подробно мало нечто писати от житии старцева», но и тогда всё ещё только собственной «памяти и ползы ради». Имея уже за 20 лет свитки, Епифаний ещё несколько лет пребывал в размышлении и всё же приступил к написанию «Жития Сергия» «по ряду», то есть про порядку, на что ушло ещё 26 лет. Так что вся работа заняла 44-45 лет, половина которых была потрачена на собирание материала. Печатное издание «Жития Сергия Радонежского» увидело свет в 1646г стараниями троицкого келаря старца Симона Азарьина, который вёл запись чудес святого. И хотя ему не удалось вместить весь собранный материал в книгу, он не бросил своего дела. Ободрённый вниманием царя Алексея Михайловича, Симон продолжил свой труд, где последнее по времени чудо значится у него под 1654г. За несколько дней до смерти Симон передал свои рукописи в Троицкий Сергиев монастырь.

Ø Обращение к иллюстрации учебника. Начальная страница «Жития Сергия Радонежского». Список 16в.

Ø Почему Епифаний был назван Премудрым?

Ø Объясните, почему Епифаний Премудрый решил написать «Житие Сергия Радонежского».

Ø Обращение к д\з (пересказ статьи «Для вас, любознательные!»)

Ø Сообщение «искусствоведа» о картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ø Обращение к д/з (цитатный план рассказа о Сергии Радонежском по статье «Слово о святом Сергии»).

Ø Как назван Сергий в статье Л.М. Леонова?

Ø Обращение к иллюстрации в учебнике (цветная вклейка). Преподобный Сергий игумен Радонежский. Фрагмент покрова со святых мощей (1420-е гг).

Сообщение учащегося. - Замечательный русский философ князь Е.Н. Трубецкой так описал покров: «В ризнице Троице-Сергиевой лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия, которое нельзя видеть без глубокого волнения. Это – покров на раку преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием. Сыном Дмитрия Донского… Первое. Что поражает в этом изображении. Захватывающая глубина и сила скорби: это не личная и индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле Русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами. Всматриваясь внимательно в эту пелену, вы чувствуете, что в ней есть ещё что-то более глубокое. Чем скорбь, - тот молитвенный подъём, в котором претворяется страдание; и вы отходите от неё с чувством успокоения… чувствуется, что это ткань была вышита любовью кем-либо из «жён-мироносиц»15в, быть может, знавших святого Сергия…» Слово учителя. Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником земли Русской». «Печаловаться» - в переводе с церковнославянского языка значит «ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого». Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крёстным отцом его детей. Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем» русского народного духа. «Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». Перед битвой на Куликовом поле святой Сергий благословил князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!» По просьбе князя преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Ø Обращение к д\з. Художественный пересказ (или выразительное чтение) фрагмента «Жития…» «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке».

Ø - Какими эпитетами характеризуется победа на Куликовом поле? (Славная победа)

Ø Выпишите слова и СС, в которых проявляется отношение автора к врагам России. (Орда безбожных татар, поганые, враждебные татары).

Ø В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множественно бесчисленно их убивая…» употреблено слово хоругвь? (это русское воинство, вдохновлённое верой в Бога, призывом к отмщению «безбожным»)

Ø Прочитайте фрагмент от слов «И было чудесное зрелище» до слов «Один преследовал тысячу, а двое тьму» и на его основании подтвердите сформулированный тезис.

Ø Сообщение «историка» о Куликовской битве, монастыре на Дубенке, Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.

Ø Обращение к иллюстрации в учебнике (цветная вклейка). Приезд князя ДмитрияДонского в Сергиев монастырь. Миниатюра 19в.

Вся жизнь Преподобного Сергия была постоянным прозрением в далёкое и близкое будущее. К концу жизни ему было чудесное видение. Неразрывно связанное впоследствии со многими посмертными чудесами. Оно стало как бы завершением всего пройденного им пути и утвердило созданное им дело.

Ø Обращение к д\з .

Художественный пересказ фрагмента сказания «О посещении Богоматерью святого». - За полгода до своей кончины преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление обителью своему ученику - преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

Ø Обращение к д\з. Художественный пересказ фрагмента сказания «О кончине святого».

Ø Расскажите подробно, как в «Житии…» передана скорбь по поводу кончины святого Сергия Радонежского.

Ø Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно заканчивается описанием чуда. Какие чудеса происходят после смерти святого Сергия?

IV Итоги урока.

Преподобный С Радонежский окончил свой путь 25 сентября 1392г.и похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятыя Троицы. Которая была построена ещё в 1356г. Это было против завещания Сергия похоронить его на общем кладбище, но так хотела братия и так велел Киприан. В 1408г монастрырь был сожжен дотла во время набега хана Едигея. После пожара могила Сергия чудом сохранилась. Новую Троицкую церковь Никон не стал строить на прежнем месте, оставив его для будущего каменного храма. Новый деревянный храм был освящён 25 сентября 1412г, в день памяти святого Сергия. Есть предположение, что на этом торжестве Епифаний Премудрый впервые произнес сочинённое им «Похвальное слово Преподобному Сергию». В 1422г над мощами преподобного был построен Троицкий собор – редкий архитектурный памятник конца 14 – начала 15в.

Д/з подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли».

Индивидуальное д\з:

Ø «искусствовед» - о церкви Покрова на Нерли Ø «историк» - о нашествии Батыя

Ø Подготовить сообщения «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие», «Западные соседи Русской земли с севера на юг».


Ситуация знакомства – не только между мужчиной и женщиной, а в любой новой компании. На каких людей обращают внимание в первую очередь? Как стать таким человеком, на которого обращают внимание? Попробуем разобраться!

Как правило, если в компании (неважно, насколько формальной – например, на работе, в учреждении, или неформальной – среди новых знакомых) люди уже провели достаточное время, то они начинают замечать не только самых ярких представителей рода человеческого. Есть свои возможности и у “серой мышки”, и у тех, кто обычно не подходит первым общаться.

А вот если ситуация обратная… Если вокруг все – одинаково незнакомы… На кого и почему обращают внимание люди в этом случае?

1. Обращают внимание – на ярких, но “социально приемлемых”.

Учитывайте такой нюанс: если “переборщить” с привлечением внимания, то первое впечатление будет скорее отталкивающим.

Общий штрих: человека как будто “слишком много” с его:

  • громким голосом,
  • броской или даже вызывающей одеждой,
  • привычкой лезть в каждый разговор.

И обратный эффект: чем больше молчит и “щемится в уголок” человек, тем меньше желания обратить на него внимание. Как правило, это “считывается” как желание кого-либо “не замечайте меня, пожалуйста”, “оставьте меня в покое”, “не задевайте меня, я сам(а) бы рад(а) спрятаться”.

2. Внимание – тем, кто больше “в теме”.

Экспертность всегда в цене. Если человек на мероприятии активно рассказывает о том, что знает, о своем опыте, интереса и внимания к нему явно больше.

Общий штрих: пока люди лично не знакомы, они друг другу – скорее . Соответственно, и интерес проявляется скорее к тому, что человек

Это вполне нормально, и через этот интерес появляется и внимание к человеку как к субъекту, с его личной историей, с его особенностями, с его личными чертами и характером.

3. Внимание – к тем, кто сам проявляет внимание!

Парадокс? Да, но он работает! Если вы хотите, чтобы к вам проявляли внимание, следует проявить его самому (самой)! В этом случае сработает некоторая взаимность и солидарность: “Ой, а чего это мной заинтересовались? А кто это мной заинтересовался? А почему?”

Если общение с человеком оставляет приятные, волнительные вопросы – то и внимания к нему будет больше.

4. Внимание – к уверенным и свободно держащимся на публике.

Банально, но факт. Чем увереннее (но не самоувереннее!) держится человек, чем свободнее и легче он себя чувствует в обществе других, тем он воспринимается более интересным, более доступным для контактов. К нему чаще подходят, обращают внимание.

Общий штрих: вам совсем не обязательно быть экспертом, “звездой вечеринки”, мистером или мисс безупречность, чтобы чувствовать себя уверенно.

Ключевое слово – чувствовать.

Как вариант, можете

а) заранее разузнать обстановку, место проведения мероприятия,

б) продумать, что за люди соберутся,

в) подумать, а какие из них, возможно, были бы интересны вам,

г) просто “примерить” на себя ощущение уверенного, спокойного человека. Как если бы вы уже были таким.

Ценная триада: быть, делать, иметь

Старая, как мир, мысль: многие считают, что им надо

  1. что-то иметь (деньги, опыт, родственные связи, стартовый капитал, вес в обществе), чтобы благодаря этому
  2. что-либо делать (общаться, знакомиться, чувствовать себя свободно), и в результате
  3. быть тем, кто вызывает интерес и обращает на себя внимание.

На деле же оказывается, что сначала нужно быть.

  • Быть цельным. Не “рассыпаться” и не “теряться” в незнакомой ситуации.
  • Быть уверенным, что вас не обидят, а если попытаются – вы легко отстоите свои границы и свои интересы.
  • Быть адекватным. Соразмерным ситуации общения (понимать, с кем, для чего, какими словами вы можете поговорить – от мата до “высокого стиля”).
  • Быть самим собой. Не пытаться стать “больше себя” (выпятить свое Я), либо “меньше себя” (“спрятаться”, стать незаметным, чтобы не задели, чтобы не выглядеть смешно и т.п.). Поменьше использовать выдуманные маски и искусственные роли (как в ).
    Будьте настоящим “яблоком”, и вы будете обращать на себя внимание!

И конечно, быть здесь, оставаться доступным людям. Как только вы уходите во внутренний мир, в переживания и фантазии, в стыд или наоборот, бесстыдство – вы не “здесь”, вы “где-то еще”. И тогда внимание собеседника к вам быстро ослабеет.

Где научиться, как быть человеком, вызывающим на себя внимание?

В первую очередь – на психотерапевтической группе. Группа позволяет определить удобные для вас:

Дистанцию: подойти или отойти, “затмить всех” или “спрятаться” – что вам привычно?

Границы: насколько четко и понятно для других вы говорите “нет”, если вам не нравится, и “да”, если вам нравится человек и общение с ним?

Способы показать себя: можете ли вы рассказать о себе “вкусно”, интересно? Интересны ли вы сами себе, когда пытаетесь получить внимание других людей?

Шаблоны и способы общения: как вы разговариваете с другими – на равных, или нет? Что предпочитаете, говорить, слушать, не прерывать или вставлять ремарки, уточняете ли, верно ли поняли собеседника?

Все это – банальные навыки и опыт, которые стоит наработать. Вместо того чтобы пытаться как-то “правильно одеться”, “всегда правильно говорить”, “продумать речь” перед важной встречей, общением в незнакомой для вас ситуации и так далее.

«Житие Сергия Радонежского» было написано Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины XIV века и сумел своими благочестивыми делами сыскать себе высочайший нравственный авторитет. Мудрый и добродетельный Сергий принимал активное участие в разрешении политических проблем Отечества. В частности, он всецело поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Особое значение имело благословение Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.

Признавая Сергия «угодником Божьим», Епифаний Премудрый тем самым освящал и возвеличивал личность и политические взгляды Сергия Радонежского, которые в тот период междоусобных распрей на Руси разделялись далеко не всеми.

Основой «Жития...» являются чудесные происшествия, происходившие в жизни Сергия с самого раннего детства, а если вчитаться. то и до рождения младенца, который, находясь ещё в утробе матери, издал троекратный глас во время богослужения в церкви.

Епифаний Премудрый стремился, по мнению крупного исследователя литературы Древней Руси Н.К. Гудзия, к «возможно большей фактичности и документальности изложения», но в тексте «Жития...» есть и лиризм, и человеческая теплота, и яркие, неожиданные для литературы подобного рода в Средние века образно-выразительные средства. Постижение художественных достоинств текста позволяет нам испытать чувство гордости за литературу Древней Руси, убедиться в таланте древнерусских авторов.

  1. Каким вы представляете себе автора «Жития Сергия Радонежского»? Почему Епифаний был назван Премудрым?
  2. Объясните, почему Епифаний Премудрый решил написать «Житие Сергия Радонежского».
  3. «Житие Сергия Радонежского», как и вообще жития в литературе Древней Руси, проповедует добро, милосердие, сострадание.

    Продолжите начатый ряд, выписывая из данных в учебнике глав слова и словосочетания, но смыслу связанные с темой любви, добра: добродетельный...

  4. В употреблении эпитетов Епифаний Премудрый очень сдержан. Чаще других он использует эпитет «великий». К кому и к чему он относится?

    «Житие Сергия Радонежского» - это повесть о выборе человеком пути. «Путь» - слово многозначное: это полоса земли, служащая для езды и ходьбы, дорога; это место для прохода, проезда; это путешествие, поездка, передвижение; путь - это направление, маршрут; наконец, это польза, прок, толк. Так определил значение слова «путь» В.И. Даль.

  5. Сформулируйте тезис о том, в чём вы видите различие для человека пути географического и духовного. О каком пути - духовном или географическом - идёт речь в отрывках а, б, в:
    1. «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа - приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоут-робному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветишь сидящих во тьме и тени смертной направить ноги наши на путь мира» (Евангелие от Луки);
    2. «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет» (Евангелие от Матфея);
    3. «Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу. И если был брат покорным, и смиренным, и горячим в вере и в любви к Богу, то вскоре, поняв свою вину. со смирением он падал и склонялся перед Сергием, умоляя простить его. Если же был брат непокорным, с сердцем, исполненным помрачением бесовским, и стоял, думая, что не о нём говорит святой, чистым себя почитая, пока преподобный терпеливо обличал его, как сказано: „Пусть накажет меня праведник и милостью своею пусть обличит меня", - то на такого непокорного брата шумен епитимию накладывал, потому что не понял своей вины и не осознал своих грехов; и так провинившегося, на путь исправления наставив, он отпускал» («Житие Сергия Радонежского»).
  6. Какими эпитетами характеризуется победа на Куликовом поле?
  7. Выпишите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси.
  8. В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая...» употреблено слово «хоругвь»? Проверьте себя по краткому толковому словарю 1 .
  9. Расскажите подробно, как в «Житии...» передана скорбь но поводу кончины святого Сергия Радонежского.
  10. Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно закапчивается описанием чуда. Какие чудеса происходили после смерти святого Сергия?

    Епифаний Премудрый достаточно редко прибегает в «Житии...» к иносказанию, другим особым средствам выразительности художественной речи: автору нужно подчеркнуть прежде всего свою объективность. Однако имеющиеся средства художественной выразительности свидетельствуют о высоком мастерстве автора «Жития...», его умении владеть литературным словом.

  11. Прочитайте данный фрагмент и на его основании подтвердите сформулированный тезис. Приведите другие примеры художественной речи из «Жития Сергия Радонежского».

    «И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: „Один преследовал тысячу, а двое тьму"».

Для вас, любознательные

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) родился в городе Ростове Великом от благочестивых родителей Кирилла и Марии. Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но учился с трудом из-за плохой памяти.

Однажды, гуляя в дубраве, Варфоломей увидел молящегося инока и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Помолившись, инок спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отрок отвечал:

«Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Помолись Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами». Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».

С этого времени будущий святой постигал книжные премудрости без труда. Вскоре родители его переселились в место, называемое Радонеж, а ещё чуть позже приняли монашеский постриг и мирно отошли ко Господу. Оставшись один, отрок раздал всё своё наследство и ушёл в пустынь 2 , где построил себе хижину. В двадцать три года принял иноческий постриги наречено ему было имя Сергий.

Удивительную жизнь прожил этот святой. Сам святитель Алексий, митрополит Московский, пользовался советами преподобного и хотел видеть его своим преемником. Великий князь Дмитрий (Донской) не раз посещал его, был им воодушевлён и благословлён на битву с татарами, в которой одержал победу на Куликовом поле.

За свою богоугодную жизнь преподобный Сергий сподобился зреть Пречистую Богородицу с двумя апостолами - Петром и Иоанном.

Преподобный Сергий Радонежский положил основание славной в истории России Троице-Сергиевой лавры.

К преподобному Сергию Радонежскому обращаются за помощью в учёбе.

З.И. Зинченко

1 Краткий толковый словарь помещён в конце второй части учебника.

2 Пустынь - место, где живёт отшельник.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png