Очень любопытно слышать оценку качества жизни в СССР из уст тех, кто его не застал. Понятно когда ностальгирует глубоко пенсионный народ по временам своей далекой молодости. Но вот совершенно дико смотрятся молодые девчонки, доказывающие как "тогда" было хорошо...А если еще и начинают вслух мечтать и даже требовать возрождения страны советов... Вот и хочет напомнить, что чье-чье, а женское существование в том государстве было наиболее унизительным лишь по одному тому факту, что она женщина. Но, оказывается многие женщины забыли прелести своей женской жизни в СССР, и сейчас я решил им напомнить с какими трудностями приходилось тогда сталкиваться обыкновенной советской труженице.

Я стал ей напоминать про различные интимные подробности женского быта… она покраснела, и сказала, чтоб я не вздумал об этом писать, ибо это очень унизительно для женщины. Я тогда ответил – так это же партийное руководство унижало женщину, а не я. Я всего лишь хочу въебать правдой-маткой по бездорожью интернетов, напомнив кое-какие пикантные нюансы из повседневного быта замученной советской женщины, которая, вкусив прелести демократической жизни, внезапно позабыла о том, сколь сильно разнится жизнь при демократии и коммунизме.

Дальнейшее содержание статьи, для более легкого восприятия, я систематизирую разбив на две части, и в первой речь будет о нижнем женском белье в СССР. Под катом, как и водится на страницах этого блога, вы лицом к лицу столкнетесь с трешем, угаром и содомией. Итак, «Красные будни советской женщины»… поехали!

1. Женское нижнее белье
До прихода большевиков к власти в России царил истинный культ нижнего белья: модницы буквально утопали в бесконечном обилии кружевов, которыми были отделаны юбки, блузы, лифчики, да сорочки. Роскошное нижнее белье преподносили в дар молодоженам, так как оно было чуть ли не обязательной частью девичьего приданного – ну а как же она иначе глаз суженого радовать будет? В дореволюционной России выпускалось множество журналов мод с подробными инструкциями о том, как сшить себе красивое белье, о том что нынче в тренде и пользуется наибольшим спросом.

Витрина магазина в досоветской России:

С приходом новой власти и жизнь в Россию пришла принципиально новая. Большевиками беспощадно было выдавлено все, что хоть как-то могло новоиспеченному советскому человеку напомнить о былой роскоши женского гардероба. Предприятия текстильной промышленности были экспроприированы и задавлены военными заказами: на смену изящным кружевным лифчикам пришли солдатские шинели и самый невероятный кошмар советского быта – дамские панталоны, которые окончательно подвели женскую красоту к общему знаменателю. И тогда, действительно, всё стало как на подбор - массовым и доступным не только вне класса, но и вне возраста.

Образцы женского белья во Франции 20-х:

Образец женского белья России 70-х:

Чтобы народ ничего не отвлекало от производственных работ на строительстве светлого социалистического будущего, первым делом, по приходу к власти большевики решили запретить не только справедливость, но и сам секс, как явление:

А чтобы народ сильно не искушался, в секретных застенках НКВД было разработано страшнейшее оружие массового поражения, оружие, о которое разбился не один десяток светлых чувств. Вот секретные чертежи этого оружия:

Но этого садистическим извращенцам СССР показалось мало и они сделали контрольный в голову россиянина, породив в сумрачных застенках НКВД подстать панталонам:

Теперь вы понимаете, почему в СССР было принято стесняться нижнего белья? Теперь вы понимаете, почему оно отсутствовало в советских журналах, в витринах магазинов, и его почти не показывали в кино?

Советские женщины увидели нормальные лифчики:

Именно по причинам столь экзотического нижнего белья, в СССР, перед занятием сексом, всегда выключали свет: женщины стеснялись, что мужчины увидят их панталоны и начнут пить пуще прежнего. Мужчины же, на полном серьезе боялись, что от увиденного они могут лишиться зрения и рассудка. Известны случаи, когда случайно включив свет, мужчины в истероидном припадке сумасшествия хватали паяльные лампы и выжигали себе глаза. Кстати, именно по этой причине, некоторые девушки до сих пор предпочитают заниматься сексом без света – генетическая память, передавшаяся им от матерей и бабушек.

Для зимнего периода, специально из экспериментальной лаборатории КГБ, на ничего не подозревающий свет, были извлечены эпохальные утепленные панталоны, с печально известным начесом. Одновременно с этим, в стране разразился небывалый бум эпидемии импотенции, и, чем активнее извращались советские модельеры, тем пассивнее становились половые члены российских мужчин. В конечном счете, это привело к тому, что на зимний период сексуальная жизнь в СССР, издавая неистовый храп отчаяния, стала впадать в спячку до весны.

Счастливые лица советских тружениц:

СССР определило свою идеологию – равенство. А у равных, сильных и смелых строителей коммунизма не должно быть времени на глупости, человек новый независим от страстей. Фактически этот человек – бесполый. Кружевные трусики в этом мире оказались совсем не к месту. Женщина вступила в новую эпоху, эпоху коммунистического унисекса, не игривого и бунтарского, а грубого, невзрачного и безликого.

Некоторые девушки, все же, смогли спасти доворелюционное нормальное белье, и носили его вплоть до 50-х годов, пока не становились бабушками. В последствии, это, уже изрядно пожелтевшее, изъеденное молью и сексуальным потом белье, они передавали своим внучкам. Внучки с радостью это белье донашивали, так как понимали, что лучше уж так, чем в советских панталонах идеологии. Особенно везло подрастающему поколению, в случае, если это белье было разъедено молью в определенных, наиболее подходящих местах.

Чудовищный вид женского белья нередко становился причиной различных нелицеприятных казусов. Жертвой одного из таких, в свое время, пала советская модель Лека Миронова, когда ей пришлось участвовать на выставке «Всемирная неделя моды» в 60-х.
Оказавшись в одной раздевалке с западными манекенщицами, и увидев их нижнее белье...ей стало стыдно перед ними переодеваться. Таким образом, она стала первой советской моделью, вышедшей на подиум без нижнего белья.

Чуть позже произошел еще один конфуз советов, на сей раз перед знаменитым франузским певцом Ивом Монтаном, который приехал в Москву с концертом. На свою беду, после выступления он решил зайти в магазин женского белья. Судя по тому, что он разом скупил всю витрину, увиденное произвело на него воистину Наполеоновское впечатление. Представшее его взору столь шокировало несчастного, что он решил купить советское белье, и привезя его в Париж, устроить там что-то вроде кунсткамеры выкидышей модельерской фантазии.
Женское трико с начесом и панталоны немыслимых (зеленых, розовых и серых) расцветок, с нелепыми рисунками в горошек и цветочек, вскоре прибыли в Париж, где и были продемонстрированы взыскательной западной публике на устроенном французом показе. В этот день весь мир содрогнулся, с ужасом увидев, что носят советские женщины. Говорят, что многие француженки от увиденного падали в обморок, или даже прямо на месте стриглись в монахини. Был случай, когда одна француженка, испугавшись, что СССР завоюет Францию и заставит француженок носить трико с начесом, вырыла у себя во дворе подземный бункер, в котором заточила, от греха подальше, свою дочь, и не выпускала вплоть до развала СССР. Она боялась, что ее дочь будет ходить по улицам в том мире, где есть такое белье.
Советское Правительство смертельно обиделось на ту выставку, и надолго заклеймило Ива Монтана «антисоветчиком», запретив ему приезжать в нашу страну.

Еще одна несуразная история произошла сразу после войны, когда советские солдаты, разграбившие и размародерствовавшие в Берлине все, до чего могли дотянуться, привезли в качестве трофея своим женам, в т.ч., ночные немецкие сорочки. С трофейными подарками случались казусы. Советской женщине трудно было поверить, что шёлк, отделанный кружевом, гипюром и лентами, предназначен для спальни или должен надеваться под платье. Потому, женщины доведенные адом советского руководства до состояния полнейшей дикости, принимали это бельё за вечерние наряды и выходили в них в свет.

Отдельного абзаца достойна такая астральная для советской женщины вещь, как колготки.
Их почти не было, так что долгое время советские женщины носили шерстяные чулки с подтяжками. Для того, чтобы колготки не сползали, обычно поверх надевали панталоны с вышитым на них цветочком, признанным придавать девушке большей сексуальности.
Из-за дефицита чулки никогда не выбрасывали, заштопывая в случае разрыва. Капроновые одевали только на праздничный выход.

Нередко мгла советских чулков подталкивала женщину на путь рукоделия, так что, если ей хотелось стиля супер-секс, она в ручную ваяла себе ажурные колготки: брала детские колготки, отрезала "ступню" и дергала, чтоб петли распускались стрелками. Потом в месте обреза зашивала, а петли распускала до пояса. В общем, выкручивалась из сложившейся ситуации как могла.

Порвать капроновые колготки - практически означало подписать себе смертный приговор. Поэтому у каждой советской женщины имелся в наличии специальный пластмассовый крючок для поднятия петель на капроне. Даже вконец рваные они не выбрасывались, а еще долго служили в качестве ковриков для ног, мочалок и даже прокладок. Из них, так же, делали игрушки для детей: переношенные колготки набивали тряпками для того, чтобы получить некое подобие животных, и ВУАЛЯ,кукольный театр готов и ждет благодарного зрителя.

Старые колготки в СССР даже носили функцию освежителя воздуха: их набивали сушенными апельсиновыми корочками и вешали в ванной. При нагревании апельсиновые корки начинали благоухать приятными ароматами. Мешаясь с колготочным смрадом социалистического труда получалась какая-то хуйня. Таксисты чулки с апельсиновыми корочками, как правило, вешали в салоне автомобиля - это у них было чем-то вроде нынешней благоухающей елочки. В те дни, когда в СССР случался кризис варежек, женщине приходилось колготки носить на руках, стыдливо втягивая кончики в рукава куртки.

Но это еще не все, и в самый разгар сексуальной революции, когда весь мир освоил производство капроновых колгот, советские женщины все еще пришивали чулки к трусам.
В общем, как мы видим, чулки для советского человека были лучшим другом и верным спутником по жизни. Человек был благодарен чулкам за их доброту и многофункциональность, а потому расставался с ними только в самых крайних случаях. Так, женщинам приходилось носить одни чулки годами и даже десятилетиями, до самой последней петельки, ибо экономность – это главная черта советского человека.

То же самое касалось и свитеров с легендарными оленями. Свитера, вообще, стирали не чаще, чем пальто! Как правило на подмышках свитеров красовались огромные дырки – это последствия коллективного взаимодействия моли и потовых выделений. Поэтому, если помните, в метро тогда ноздри разъедал терпкий запах трудовой человечины. Из дырок в свитерах, девушки раскидывались на головы сидящих рядом мужчин, буйными копнами подмышечной растительности: брить подмышки в те годы было категорически запрещено, ибо это очень ярко дисгармонировало с бровями Брежнева, что маразматиками советской нуменклатуры воспринималось, не иначе, как антисоветчина.

Женская обувь, кстати, тоже не могла похвастаться изысканной красотой, и что самое прискорбное, хорошим качеством, и промокала в любое время года. Чтобы хоть как-то уберечь ноги от влаги, девушка сначала надевала на ногу полиэтиленовый пакет, и только после этого совала ее в сапог. И даже после этого пакеты не выкидывались, а стирались. Потому что в СССР пакеты являлись исключительной редкостью, ибо советское руководство не считало нужным их производить. Так что берегли их счастливые обладатели пуще ока: носили только на выход и не перегружая, стирали, клеили да штопали. У женщины в СССР обязательно имелось три моднейших целлофановых пакета. В два из них она оборачивала ноги перед походом на улицу, чтобы они не промокли, а третий брала на выход в люди. Ноги, в таком состоянии, ужасно потели, причем девушки их не мыли. Не по своей воле, а просто Советское руководство сделало все возможное для того, чтобы жизнь человека превратить в ад. Не мыли они их из-за проблем, воспетых самим Высоцким: «Все жили вровень, скромно так, система коридорная. На тридцать восемь комнаток всего одна уборная»

Из-за перенаселенности коммунальных квартир в ванну было невозможно попасть, поэтому редко какие люди могли мыться чаще одного раза в неделю, а того и в месяц. В условиях коммунальной квартиры соблюдать основные требования гигиены было сложно. Душ воспринимался, как зачеркнутый ряд на билетике "Русского лото". Именно поэтому в России укоренилась традиция ходить в баню. Но далеко не у всех хватало смелости на такое приключение, потому как в общественной бане несчастных людей поджидали, прописавшиеся там холера, бацилла и стафилококк. Мужикам, как обычно все равно, а вот женщины не хотели рисковать так своим здоровьем, потому предпочитали вообще не мыться.

Вот мы и подошли и к самому страшному пункту советской действительности… к женской гигиене.

2. Женская гигиена.
Начнем с туалетной бумаги. Ею тогда мало кто пользовался, ибо была она А: дефицитная, Б: жесткая, как газета. Так что покупать газету, в некотором роде, было выгоднее.
За туалетной бумагой почти всегда ходила женщина, ведь муж в это время был увлечен пятилеткой в три года, и бумагу за это время могли, попросту, всю раскупить. О появлении туалетной бумаги в магазине женщина узнавала по большому скоплению людей на улице. В наши дни это называется митингами, а тогда это выстраивалась очередь за туалетной бумагой. Туалетную бумагу на одни руки выдавали строго ограниченным количеством, так как каждый хотел затариться ею впрок. Ибо не известно было, появится ли она еще в ближайшие десять лет на прилавках магазинов.

Если счастливой женщине удавалось выхватить десяток рулонов за раз, то она доставала заготовленную заранее веревку, нанизывала на нее рулоны бумаги словно баранки, вешала это на шею и ехала домой. Причем, как правило, ехала через всю Москву. Представьте себе сейчас девушку с такой веревкой, едущую в маршрутке. Или, представьте себе француженку тех лет в такой ситуации. Однако, жители советов ничуть не удивлялись этому, и даже спрашивали: «Где брали?». Она отвечала, и горожане, бросив прямо посреди улицы все свои дела, и даже маленьких детей (этим и объясняется большое количество сирот в СССР), что есть силы мчали за бумагой на другой конец города, попутно устраняя конкурентов, путем сталкивания их в метро под колеса проезжающих поездов. До бумаги добирался наиболее воинственный представитель общества.

А вот прокладки в СССР достать было совсем негде.

«...а прокладки я впервые увидела когда приехала жить в Америку, это было начало 90-х. помню перед отъездом приготовила тряпочек себе целую стопку, думала чтобы было на первое время, я даже не знала что существуют какие то прокладки. спрятала их в чемодан и боялась если на таможне будут открывать чемоданы и увидят вот стыд то будет, ну я их спрятала чтоб не попались на глаза)) а когда приехала, с одной девушкой подружилась, вот от нее и узнала про прокладки, она мне в магазине их показала.»

Это сейчас огромный выбор марок, размеров и цветов: и с крыльями и с хвостами. И даже дышат ромашковым полем с могучей русской березкой… А вот тогда их не было. Поэтому вместо прокладок девушки использовали рваные трусы или майки, которые кроили и сшивали. Потом стирали (кипятили), сушили и хранили "в недоступных для мужчин и детей местах". Иногда пользовались ватой и бинтами, но это являлось дефицитом даже для медиков (из-за чего они перевязки делали старыми чулками с застрявшей в них луковой шелухой). Неудобно, конечно было, но что же поделать, раз в государстве не было элементарных средств гигиены и нормального качественного ухода для женщин. Что поделать, если не считали в СССР женщину за человека.

Некоторые девушки, кстати, тряпочку с ватой заворачивали все в те же злосчастные колготы. Стоило самопальное производство наверняка недешево: купить колготки, порезать их, купить вату и марлю с клеенкой, чтобы не протекало и сотворить конструкцию. Зато как динамично! Нет времени на хандру и осеннюю тоску! Было чем заняться советской женщине унылыми зимними вечерами! А труд, как известно, облагораживает. Таким образом, в стране победившего социализма практически для всех гигиенических целей использовались только вата и чулки.

Это я еще молчу про бабушек в деревнях, которые для этих целей собирали мох и сушили его, передавая подрастающему поколению.
А еще у каждой девушки должна была быть подруга. Ведь надо же было у кого-то спрашивать: "я пройду вперед, а ты посмотришь, все ли у меня ок". Это наверняка был советский план по объединению нации, иначе как объяснить то, что женщина есть, менструация у нее есть, а специальных средств - нет? Девушка не имеющая ни подруги, ни прокладки, к сожалению не могла приспособиться к жизни в СССР и всегда погибала.

Из-за такой скотской жизни к 30-ти годам большинство девушек выглядело на современные 40.Ну а в 40 на 50 с гаком. Да что там говорить, при том, что среднеевропейский возраст климакса
последние 40 лет составляет 52 года, в СССР он находился практически на нижней медицинской границе - в районе 43-44 лет.

По вполне очевидным причинам советские мужчины шарахались от секса с советскими женщинами, как черт от ладана. Недаром же именно в СССР зародилось такое понятие, как «супружеский долг» (так называли обязательный половой акт), который несчастные мужчины вынуждены отдавать каждый месяц. Само понятие «Супружеский долг», недвусмысленно намекает на то, что его (как и любого другого долга) мужчины старались избежать всеми силами и правдами. Мужчины старались всячески избежать уплаты этого долга, скрываясь в банях, или во дворах за кружками пива. Если же это мужчине не удавалось избежать этой кары, то только без света и под одеялом, и на следующий день от перенесенной душевной травмы мужчины спивались.

Это и есть светлое социалистическое прошлое. Ах да, забыл еще про детские поносец и отсутствие памперсов. Но думаю, что картина и без того предельно ясна.

Женское нижнее белье появилось в России как смелый эксперимент и заимствование немецкой моды. Начав стремительно развиваться в XVIII веке, оно было практически остановлено политическим курсом XX века и снова набрало обороты только после падения коммунизма.

Давайте посмотрим, какие сюрпризы преподносила российским модницам история нижнего женского белья.

Корсеты: рай и ад для российских женщин

В России корсеты появились с легкой руки Петра I. В то время в Европе царила мода Екатерины Медичи, согласно которой объем талии дамы высшего общества должен был укладываться в 33 сантиметра. Российский император был возмущен «костлявыми» фигурами немецких фрейлин. Но в противоречивости своей натуры все же привез корсеты в Россию и потребовал в обязательном порядке носить их при дворе.

Император не учел, что европейские девочки начинали носить корсет с раннего детства (сохранились даже крошечные корсеты для двухлетних малышек) и успевали к нему привыкнуть. Русским же барышням с их пышными формами было тяжело с непривычки утянуть себя в подобную упряжь.

В итоге на балу, наряженные по европейской моде в корсеты и шлейфы, с высокими прическами и в башмаках на каблуке, модницы не могли не то что танцевать, но даже толком присесть.

Первые корсеты имели зигзагообразную шнуровку. Из-за этого затягивание их происходило следующим образом: пока помощница дергала шнурок корсета из стороны в сторону, женщина крепко держалась за столбик кровати. Без этой предосторожности модница просто не устояла бы на ногах. Более поздние модели имели уже классическую перекрестную шнуровку, доставлявшую женщинам меньше неудобств. Но привычка держаться за столбик во время одевания корсета пережила не одно поколение.

Корсет просуществовал более ста лет, пока на смену ему не пришло трико, одеваемое под платье. Оно могло быть лишь белое или телесное, любые яркие цвета считались уделом дам легкого поведения.

Однако эластичное трико тут же лишило женщин осиной талии и высокой привлекательной груди. Даже модные тогда платья с разрезом до бедра не спасли положение, и вскоре корсет снова утвердился в женском гардеробе.

Эволюция корсета: разделяй и властвуй!

В 1903-м году во Франции происходит историческое разделение корсета на две части - верхнюю для бюста и нижнюю для талии (позднее превратившуюся в пояс для чулок). Автором новинки стала врач-гигиенист Гош Саро. Благодаря ей в моду вошли платья без классического корсета, где его роль выполнял широкий пояс, подпирающий грудь.

«Бесспинный лифчик» изобрела американка Мери Фелпс Джекобс. Девушка собрала модель из портняжных лент и пары носовых платков и тут же запатентовала под названием Caresse Crosby. Позднее патент был выкуплен крупной компанией за 15 тысяч долларов.

Женские подвязки в течение столетий постепенно превращались в фетиш, символ победы в любви. Историк моды Марьяна Скуратовская приоткрывает завесу времен над этим пикантным предметом гардероба, который в разные века был и символом верности, и инструментом соблазнения, и даже способом выразить свои политические убеждения.

Чтобы почувствовать себя особенно элегантной, достаточно под самый повседневный костюм надеть чулки; совет старый, но испытанный. Впрочем, почему старый? Ведь колготки вошли в нашу жизнь не так уж и давно - что такое каких-то полвека по сравнению с историей, нашей и нашего костюма? А раньше и выбора не было - чулки, самые разнообразные чулки… и подвязки. Кстати, на последние обращают до обидного мало внимания и, если уж углубляются в историю белья, обычно пишут о самих чулках, лишь вскользь упоминая о том, что их поддерживало.

А ведь у подвязок своя и, заметим, славная история. Если не обращать на них внимания, они могут обидеться и покинуть вас в самый неподходящий момент. И тогда - конфуз! Правда, в очень редких случаях такая ситуация может обернуться неожиданно…

Давным-давно некая английская графиня танцевала на празднике, и с ее ноги слетела подвязка для чулка. Заметив, как смеются некоторые из гостей, сам король поднял подвязку и сказал: «Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает». А затем добавил, что вскоре он поднимет подвязку до таких высот, что все сами почтут за честь ее надеть. Слово король сдержал и основал орден Подвязки - высший рыцарский орден Британии.

Есть и другие версии легенды - мол, однажды королева возвращалась из покоев короля в свои собственные, а он, когда отправился к ней, увидел лежавшую на полу голубую подвязку. Слуга прошел мимо и не нагнулся, чтобы поднять ее. Тогда король, который решил, что это вещица его жены, велел немедленно принести подвязку и объявил, что, несмотря на такое пренебрежение, придет время, когда все будут ее почитать. А знаменитую фразу, ставшую девизом ордена, якобы произнесла королева, отвечая мужу на вопрос, что же подумают о ней люди, если будут знать, что она вот так легкомысленно теряет свои подвязки.

Что бы ни послужило поводом для основания рыцарского ордена (а есть и еще варианты), он существует уже более шестисот лет. Подвязку, самый старинный его знак, мужчины надевают на левую ногу, под колено. Правда, дамы, которых со временем тоже стали туда принимать, поступают с присущей им скромностью и надевают подвязку на левую руку выше локтя. Сейчас это бархатные ленты темно-синего цвета, на которых золотом вышит девиз. А когда-то их украшали куда богаче, даже драгоценными камнями.

Словом, деталь туалета, которая удостоилась стать символом старейшего ордена в мире, заслуживает нашего внимания, правда?

Когда в Средние века мужчины носили на ногах длинные плотные чулки, по сути заменявшие штаны, их, конечно же, нужно было как-то закреплять, чтобы они не сползали. Потому в верхней кромке «шоссов» и по краю верхней одежды проделывали дырочки и продевали в них кожаные или шелковые шнурки, присоединяя одно к другому - это уже и были, по сути, подвязки. Носили подобное и женщины, разве что у них все это пряталось под длинными одеяниями. Был вариант, когда чулки крепили не к одежде, а к поясу. Да-да, это был прообраз всем нам хорошо знакомой конструкции, пояса для чулок. И наконец, самый старый вариант - ноги, обмотанные полосами ткани, а поверх них, чтобы закрепить обмотку, шнурки.

Позднее, когда в мужской одежде чулки и штаны полностью разделились, чулки продолжали поддерживать подвязкой «крест-накрест».

Именно в таком виде щеголял самодовольный Мальволио в шекспировской «Двенадцатой ночи». Бедняга перестарался и затянул подвязки слишком туго…

Нарядную ленту, обычно шелковую, оборачивали вокруг ноги, сзади концы перекрещивали, а затем либо сбоку, либо спереди связывали в бант. Шелковые чулки с вышивкой, пышные банты подвязок - мужчины кокетничали даже более смело, чем женщины!

А женщины тоже пользовались подобными подвязками, вот только их никто не видел - женские ножки скрывались под длинными и, начиная с XVI века, весьма пышными юбками. Впрочем, почему это «никто»? Мужья и возлюбленные!

Женские подвязки в течение столетий постепенно превращались в фетиш, символ победы в любви. Плотской любви - ведь их надевали около колена, там, куда путь был заказан всем, кроме избранных. Это мужские были смело выставлены напоказ, а вот женские - скрыты. Чулки на желанных ножках можно было рассмотреть и при движении, например в танце, а вот увидеть подвязку или даже завладеть ей… Только если дама сама это позволит, и ситуация эта явно будет пикантной.

Поэтому неудивительно, что иногда подвязки украшали вышивкой - то мог быть изящный рисунок (порой откровенный) и надпись со смыслом, поощряющая или, наоборот, охлаждающая чьи-нибудь слишком пылкие намерения, демонстрирующая верность или, наоборот, ветреность: «Вместе навсегда!» или «Умру там, где живу», «Мое сердце занято».

Да что там, иногда на подвязках находили себе место пристрастия вовсе не любовные, а политические. «Красавчик принц Чарли», претендент на британский трон, не смог в середине XVIII века отнять его у Ганноверской династии и вернуть Стюартам, но последователей и поклонников, а также поклонниц у него было множество. «Наш принц - храбрец» и «Наше дело - правое» - кто знает, может, обладательницам подвязок с такими надписями грозили в свое время серьезные неприятности, ведь тут уже пахло государственной изменой… Но, должно быть, в область, где красовались подобные подвязки, допускали только проверенных людей!

Учитывая деликатную и привлекательную роль подвязок, неудивительно, что появилось множество традиций, с ними связанных. Скажем, подвязка невесты символизировала удачу и, в частности, плодовитость. И если сегодня незамужние девушки на свадьбе подруги ждут букета невесты, то молодым людям нужна вещь куда более интимная - да-да, подвязка. Этому обычаю уже не одно столетие, и хорошо, что невеста в результате стала снимать подвязку сама и бросать в толпу - а то ведь раньше и сами снимали…

В книге Розмари Хоторн, одной британской леди, которая уже много лет коллекционирует нижнее белье и изучает его историю, упоминается традиция, существовавшая еще в начале XX века в одной шотландской деревне - если младшая сестра выходила замуж раньше старшей, то на свадьбе старшая должна была быть в зеленых подвязках. Любой мужчина, которому во время свадебных игрищ, порой весьма не невинных, удалось бы снять эти подвязки, мог потом на ней жениться. А вот надо было выходить замуж раньше, чем шустрая младшая…

А почему в наши дни подвязка невесты зачастую голубая? Голубой цвет, цвет девы Марии, символизирует чистоту и невинность. О, сколько знаменитых свадеб мы можем посмотреть по телевизору, прочитать о них в интернете или в книгах! Свадебные наряды невест - актрис, аристократок и прочих звезд - рассматриваются в мельчайших деталях, так же как их украшения, букеты, свадебные тиары, фаты и т.д. А вот о подвязках пресса умалчивает. И правильно. Слишком уж интимная деталь.

Но вернемся к истории. Итак, сначала шнурок, затем лента, затем…

Все еще формально лента, но уже усовершенствованная - чтобы подвязка не врезалась в ногу, ее делали из нескольких слоев ткани и простегивали. А к концу XVIII века изобрели подвязки с пружинками. Они были, конечно, еще более плотными, зато надежно сидели на ноге. Так что, когда в 1791 году женился герцог Йоркский, то в честь этого события были выпущены новомодные пружинные подвязки ярко-красного цвета под названием «Румянец герцогини». А еще предлагались подвязки вязаные - более мягкие, пусть и не такие надежные.

К 1830-м годам «некоторые леди прикрепляют к низу корсета два треугольных кусочка эластичной материи, от каждого из которых тянутся по две тесемки, они пропускаются через петлю из ленты, прикрепленную к чулкам, что делает подвязки излишними». До хорошо известного нам пояса (или корсета, или комбинации - на ваш вкус) с резинками осталось совсем немного.

К середине XIX века люди покорили, наконец, капризный каучук, изобретя процесс вулканизации резины, и появилась «резинка» в современном смысле этого слова. Использовался и хлопок, и лен, и шерсть, активно применялись изобретенные тогда же искусственные красители, резинки делались не только однотонными, но и узорчатыми - словом, было из чего выбрать! И из чего сшить себе новые подвязки. Ну или не тратить на это время, а отправиться в магазин и купить их (а заодно и пару-другую-десятую новых чулок). Подвязки из тканой резинки рекламировались не просто как удобные, хорошо держащиеся на ноге, а и как полезные - они не так сильно перетягивали ногу и нарушали кровообращение, как обычные подвязки. Оборочки, пряжки, бантики, розетки из лент - их по-прежнему можно было украсить по собственному вкусу.

Затем, в 1860-е, появилась парижская новинка - подвязки с тесемками, которые привязывались к нижней кромке корсета (как говорила Роза Бертен, модистка французской королевы Марии Антуанетты, «новое - это хорошо забытое старое» - вспомним Средние века с их пристегиванием чулок к краю одежды!).

А в конце 1870-х уже начинают появляться корсеты, в нижней части которых были специальные петли, «ушки», куда можно было вдевать резинку - эта новая модная тенденция будет очень быстро набирать обороты, вытесняя обычные подвязки. Можно было пристегивать резинки пуговицами. Можно было прикреплять их непосредственно к корсету, а можно - и к специальному поясу, который надевался поверх корсета. Ну а сами резинки? Упрятанные в чехольчики из шелка или атласа, с зажимами всевозможных форм, которые и держали чулки (хотите позолоченные? пожалуйста!), разноцветные или обманчиво-скромные черные - на любой вкус.

В 1890-х красотки из «Мулен Руж» (да и не только оттуда) лихо танцевали канкан, высоко вскидывая ноги, - можно было во всех подробностях разглядеть, что находится под юбками. Пена нижних юбок с кружевами, панталоны, черные чулки и… черные резинки-подвязки. Какая уж тут скромность!

Разнообразие было огромным - недаром конец XIX и начало XX века называются временем культа нижнего белья. Пояс для чулок мог быть мягким, например из бархата или атласа, а мог быть еще и на косточках, как корсет. На корсете могло быть множество пуговичек - резинки пристегивались к чулкам, а к остальным пуговицам пристегивались панталоны и даже нижняя юбка, так что нижнее белье, включая чулки, превращалось в единую конструкцию - зато ничего никуда не съезжало. Резинки могли составлять с корсетом одно целое, а могли быть и отстегивающимися. Резинки можно было выпустить из-под панталон, а можно было пропустить в специально сделанные на панталонах прорези. Почему именно так? Чтобы металлический зажим не соприкасался с нежной кожей и не натирал ее.

Ну а подвязка, охватывавшая ногу? Она тоже будет существовать. Когда в 1910-х юбки укоротились, то подвязки зачастую прикрепляли под коленом и делали их особо нарядными, даже сочетавшимися по цвету с остальным костюмом, - вдруг это место мелькнет при ходьбе или в танце?

А когда в 1920-х женские платья резко укоротились, а танцы стали требовать резких движений (например, чарльстон), то в разрезе высоко взлетевшего платья тоже вполне могли мелькнуть соблазнительные нарядные резинки…

Эластичные широкие пояса для чулок и грации 1950-х играли роль прежних корсетов - они и делали фигуру стройной (ну пусть хоть на время!), и поддерживали чулки.

Но прошло время пышных юбок, которые прятали под собой конструкции из оборочек, косточек и кружев, и подобные пояса отправлялись на полку в шкафу или выбрасывались - на смену им пришли простые линии 60-х, а заодно и плотно облегающие пояса с лайкрой. А 70-е привели с собой колготки, заодно призвав женщин отказаться от всех этих методов обольщения мужчин - попытка сделать талию более тонкой, себя более соблазнительной… Долой корсеты, пояса, чулки, подвязки и резинки! Долой! Да здравствует свобода!

Ну и чего мы добились? Свободы, да. А заодно и того, что чулки, которые придерживаются поясом с резинками или подвязками, не исчезли, а приобрели особый шарм, шарм прошлого. Соблазнительного прошлого. Когда женщина утром не надевала джинсы и носки или колготки и мини-юбку, а медленно и бережно натягивала тонкие чулки, а затем или пристегивала их к нарядному поясу с помощью атласных резинок, или надевала подвязки - кружево, вышивка, банты, оборки… Белье не для троллейбуса, а для лимузина. А еще лучше - кареты. Романтика, роскошь, неторопливость, нега. То, чего нам так часто не хватает сегодня.

Словом, оставьте колготки будням. А когда захотите себя порадовать (а заодно - чего уж скрывать - и того, кому вы позволяете любоваться полоской кожи над краем чулок и трусиками), доставайте из ящика подвязки. Или пояс. И пусть это не так удобно, как колготки, зато так… кокетливо! Все мы чуть-чуть кокетки. Хотя бы иногда.

Огромные советские бюстгальтеры, женские панталоны с начёсом, зелено-розовые трико, строгие мужские кальсоны. Женских трусики, к которым пришивали чулки, чтобы сделать колготки. Немецкие комбинации, в которых советские женщины ходили по улицам, как в платьях...

Советское нижнее белье или «неглиже» — это то, что скрывалось от чужих глаз; то, чего не должны были видеть посторонние. Человек в нижнем белье был самим собой. Таким, каким его могли увидеть только очень близкие люди. Поэтому история советского нижнего белья — это очень честная, искренняя история. История в жанре водевиля, временами фильма ужасов, но в целом, ностальгическая трагикомедия.

Поностальгируем?...

Новая экономическая политика и новое нижнее бельё

С началом ​НЭПа вновь открылись частные мастерские, закрытые после революции, и некоторые советские женщины могли позволить себе великолепное нижнее белье. «Мосбелье», «Москвошвея» и «Ленинградодежда» выпускали нарядные корсеты, комбинации, майки и кокетливые женские трусики из натурального шелка, часто цветные, по моделям из заграничных журналов. Такого разнообразия нижнего белья в СССР не было больше никогда.

Бельем и одеждой тогда занимались Александр Родченко, скульптор Вера Мухина, Александра Экстер, Варвара Степанова, в общем, передовые художники того времени. Некоторые женщины могли носить чулки, каких не было в Париже. «Совершенно потрясающие фильдеперсовые чулки со специально вырезанными цветами, чтобы под коленкой просвечивалось тело » (художник по костюмам Виктория Севрюкова).

Когда в доме №12 на столичной Петровке открылось ателье «Москвошвея», вдоль улицы не могла проехать ни одна машина, так много было прекрасно одетых дам, желающих быть ещё прекраснее. За огромными стеклянными витринами разыгрывались целые спектакли. Утром просыпались живые манекены и на глазах у изумленной публики переодевались из ночного белья в повседневное, потом облачались в разные нарядные платья, а к вечеру снова раздевались.

Лиля Брик. 1924

Однако, этот праздник изящества и торжество красоты прекратилось довольно быстро.

Двадцатые годы. Время унисекса

В конце двадцатых годов свернулся НЭП, а вместе с ним и разделение полов. Женщина стала носить универсальную одежду, в которой удобно и отрадно строить коммунизм.

Дамы сняли невероятно изящные, туго зашнурованные корсеты, в которых можно эффектно падать в обморок от романтических чувств, и разом надели грубые сатиновые трусы и футболки, в которых нужно ударно работать на благо Союза.

Массово выпускались четыре вида кальсон, хлопковые сорочки, хлопковые трусы, сатиновые футболки — вот и всё. С цветами было ещё проще: практичные, единые для всех синий, черный и белый.

Советская верхушка, конечно, всё ещё могла позволить себе заграничное или качественное отечественное бельё, сшитое в ателье НКВД.

Но Иосиф Сталин носил солдатские кальсоны, а после его смерти не нашлось ни единой пары целого белья.

Его окружение, впрочем, имело другие вкусы. Например, у Льва Мехлиса, подписавшего тысячи расстрелянных приговоров, под френчем скрывались вискозные шелковые трикотажные кальсоны цвета свежей лососины импортного производства.

Ближайший соратник Сталина Лазарь Каганович носил нарочито старорежимное нижнее белье из тончайшей шелковой чесучи с костяными перламутровыми пуговицами.

Глава НКВД Лаврентий Берия любил белоснежные (как у бывших дворян) подштанники из тончайшего батиста.

Художник того времени ​Александр Дейнека изображает женщин, облаченных в практичные спортивные одежды.

Советские люди на его картинах представляют собой большой физкультурный парада духа и тела. Впрочем, зрелище это напоминает крестный ход, когда толпа в едином порыве следует к цели с портретами вождей, знаменами и символикой. Тут не до кокетства. Адольф Гитлер, кстати, тоже любил физкультурные парады и бесполую униформу. В этом они с товарищем Сталиным были похожи.

Но отечественным женщинам всё равно хотелось иметь пару соблазнительных чулок, которые почти никто не выпускал.
Народная артистка РСФСР Ольга Аросева вспоминала, что они покупали красный стрептоцид, разводили его, мазали ноги, которые приобретали оранжево-бежевый оттенок, гримом рисовали черные швы и стрелки - и так ходили с голыми ногами до поздней осени.

Хорошее белье имелось только у советской верхушки. В 1937 году сотрудники НКВД арестовали ​маршала Тухачевского и его молодую интеллигентную жену Нину, которую расстреляли после пяти лет ссылки, оставив от её жизни небольшой фибровый чемоданчик. Много лет спустя, её дальние родственники принесли его художнику по костюмам Виктории Севрюковой.

«Я не понимала, что человек мог взять в момент ареста. Я представляла ватник, теплые панталоны. И потрясение мое было абсолютным, потому что я достала комплект невероятной красоты французского белья » (художник во костюмам Виктория Севрюкова).

Это были шелковые трусы, усыпанная маленькими розочками ночная рубашка и комбинация с брюссельскими кружевами. Всё это было новеньким, потому что заключенным в лагерях выдавали совсем другое белье.

Его назвали по фамилии Ежова, руководителя НКВД, ежовским бельём. Как рассказывает Виктория Севрюкова, белье для заключенных шилось специально с припуском 0,5 см для того, чтобы там заводились вши — враги народа должны были страдать по полной программе. Хотя, есть версия, что припуск оставался для того, чтобы вещь можно было «расшить» или «ушить», если будет необходимость, так как шили все эти страшные вещи одного размера.

Сороковые годы. «Сделано в СССР»

В сороковые годы появился стандарт, согласно которому у женщины было только три размера груди: 1,2,3. Если размер был нулевым или больше третьего - то была катастрофа. Большие советские лифчики шили специально в ателье за такие же большие деньги. Модель бюстгальтера была всего одна, и то без выточки.

Из простых и грустных чулок, наши отечественные женщины сами делали колготки — просто пришивали чулки к трусам.

Говорят, что французский актер Ив Монтан, посетивший Москву был сильно удивлен двумя вещами. Во-первых, красотой москвичек, а во-вторых, тем, что они носят под одеждой: панталоны, зеленые трико, штаны с начесом, грубые лифчики. Он купил несколько таких комплектов с надписью «Сделано в СССР» и продемонстрировал взыскательной публике на выставке в Париже.

А потом, якобы, Советское Правительство обиделось на «антисоветчика» Ива Монтана, запретив ему приезжать в нашу страну. Впрочем, к этой истории не стоит относиться слишком серьезно, за давностью лет она прилично обросла легендами. Ив Монтан действительно покупал советское белье на промышленной выставке и потом показывал его друзьям, однако, вряд ли этот показ был столь резонансным, и уж тем более не повлек за собой международного скандала. А в список «запрещенных к упоминанию в эфире» Монтан попал только в 1968 году, когда осудил ввод советских войск в Чехословакию.

Послевоенное бельё

Уже после войны в 50-е «белья становилось больше и лучше». Хитом того времени стала элегантная комбинация. Её носили поголовно почти все. Под платья, вместо пижамы, днём и ночью.

В это время в белье впервые после НЭПа вернулся цвет — не только пастельные оттенки, но даже черный и красный. Панталоны на пуговках постепенно заменили трусами с продернутой резинкой.
Женщины после войны стали искать возможности узнать что-нибудь о западной моде, хотя это было трудно.

Шёл 1957 год...

В Москве проходит международный фестиваль молодежи и студентов СССР, и молодые советские девушки понимают, что были лишены чего-то важного.

Всё это важное было в избытке за железным занавесом. Где достать такую красоту в СССР — непонятно.
Но, вдруг на помощь советским красавицам приходит единственная чиновница в правительстве.
Екатерина Алексеевна Фурцева на очередном заседании Политбюро заявляет: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер» .

После этого в Черемушках открывается фабрика (существует до сих пор), где, впервые за долгое время шьют качественное советское женское белье. Конечно, не такое прекрасное эротичное и разнообразное, как во Франции, но уже хоть что-то.

Ох, уж эта заграница! Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые

В конце 60-х появились комбинации из Германии. Они сильно отличались от советских и качеством и внешним видом. Купить их было не просто, только по блату и за дорого.

Неискушенные советские женщины не носили их как немки под одеждой, а ходили по улицам. Ведь они были необыкновенные, изящные, как из сказки, которую советские женщины не видели наяву.

В 70-е годы фарцовщики стали продавать чешские колготки и немецкие комбинации по спекулятивным, так сказать, ценам. Купить такое могла только настоящая модница.

Большинство женщин носили шерстяные чулки с подтяжками. Зимой для тепла и для того, чтобы колготки не сползали, надевали панталоны или большие трусы. Сложно сказать, что это выглядело эротично.

Леонид Ильич Брежнев

И вдруг, в 80-е появляется настоящая сенсация: повсеместные отечественные капроновые колготки!

Они практически не тянулись, но женщины любили их и такими. Порвать капроновые колготки было большим горем и печалью. У советской женщины был специальный пластмассовый крючок для поднятия петель на капроне, если «пошла зацепка».

Даже сильно рваные они почти не выбрасывались, а служили в качестве ковриков для ног, мочалок, мешочка для хранения лука, хитроумных приспособлений для сбора яблок, мешков для конфет и много чего еще.

Лихие девяностые

И вот, наконец, перестройка… На рынок хлынули тонны китайского цветного, дурно сшитого белья. Розовое, зеленое, с дешевым кружевом, пошло-прозрачным ситцем «в тех самых местах», с черной сеточкой, в черный горошек, красное «эротическое» в кружевной цветочек — это стало продаваться везде.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png