Нравственное, этическое и духовное воспитание
План
1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.
2. Нравственное воспитание
3. Этическое воспитание
4. Духовное воспитание
- Нравственное воспитание
Воспитание у ребенка навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться в единстве со всеми другими задачами воспитания.
Воспитатель должен развивать в ребенке следующие качества.
Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.
Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода показывать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупредительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.
Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.
Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспитатель способен выйти на глубинный этический диалог с воспитанником о главных вопросах человеческого бытия п смысла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка
необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.
Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.
Структура этического диалога между воспитателем и воспитанником должна основываться на принципах возрастного подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.
Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, суждения, предложенная для анализа ситуация, игры, незаконченный сюжет, адресованное ребенку письмо.
Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те формы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необходимости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассуждений ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.
Этика общения
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.
Главная задача воспитателя - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к окружающим людям так, как он относится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.
В каждой эпохе - свой стиль общения, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся исками.
Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,- воспитатель.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у ребенка навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.
При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.
Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раздевается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только практически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.
Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитателем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прийти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формально, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность правил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой поведения.
Бережное отношение к вещам
Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бережное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: « Каждой вещи - свое место» - и строго контролирует его выполнение. На конкретных примерах воспитатель показывает ребенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Создание культурных привычек можно начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспитателя, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.
Духовное воспитание
Духовность - это качество, которое закладывается с детства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.
С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию - истинного двигателя эволюции. Можно проследить развитие науки за последние полвека и показать на примерах ее достижения.
Ребенку следует объяснять, что наша планета не является обособленным миром, она лишь одна из многих во Вселенной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощутит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мироздания с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опасаться, что ребенок не поймет показанное. Он не только запомнит увиденное, но и получит огромную радость.
Задача воспитателя - ознакомить с живой природой, например с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок должен научиться радоваться чудесам жизни.
С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке заложена с рождения, но без воспитания она спит. Человек должен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрасного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.
Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.
Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.
Большое место отводится детской и юношеской литературе. Воспитатель должен не только привить любовь к книге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.
Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвижников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.
Значение и влияние книги на сознание ребенка безгранично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления.
Воспитатель должен привить уважение к произносимому понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.
Воспитателю необходимо развивать внимание воспитанника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мышления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спросите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возможно, обидели его, как он реагировал на это.
Ребенок постарше может вести дневник, в котором отмечает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например - раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.
Отсюда должно родиться чувство ответственности за каждую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмысленно и безнаказанно.
Самодовольство взрослых детям часто выходит боком. Они залезли на пьедестал собственных лет и ни в какую не желают оттуда слезать. С детьми они обращаются так, будто те тоже уже прожили по тридцать лет на белом свете, и не хуже взрослых знают, как что где устроено.
В воспитании сегодняшних детей это прослеживается повсеместно. Родители относятся к ребёнку, как ко взрослому, взваливая на него роль, которая ему ещё совсем не по плечу. По какому-то нелепому недоразумению, такое отношение называется у нас "уважение личности ребёнка". Это самое уважение должно выражаться в предоставлении ему тех же прав и свобод, что есть у взрослого.
На деле, конечно, получается чепуха , и огромный клубок проблем в современном произрос именно из этого отношения. Взрослые сегодняшнего дня забыли простую истину, которую прекрасно знали наши предки во все времена: ребёнок не равен взрослому и не равноправен с ним.
Рассмотрим это на примере нашей сегодняшней проблемы. У ребёнка, как известно, должно быть личное пространство: его собственная комната, его кровать, его вещи, и его любимые игрушки. Из этого простого утверждения взрослые влёгкую выводят, что вещи ребёнка должны быть в полной и безоговорочной власти ребёнка. Видимо, сказывается широкое распространение идей демократии в наше просвещённое время. Однако, светлые идеи демократии, распространённые на семейные отношения, начинают давать сбой, как и всякий инструмент, применённый не к месту.
Ребёнка учат : это вещь твоя, ты с ней что хочешь, то и делаешь. Прекрасно - думает ребёнок, и ломает вещь. Взрослому такое поведение не понятно, он начинает сердиться: зачем сломал? Ребёнок недоумевает, в чём причина злости, ведь вещь-то была его! Хочу - ломаю, хочу - не ломаю. Кстати, я хочу новую игрушку, потому как эта, сломанная, мне уже не интересна.
Налицо коммуникативный провал , вина за который - целиком и полностью возлежит на взрослом. С чего он взял, что раскурочивать новый вертолёт на радиоуправлении - столь очевидно плохая идея? Ребёнку она такой не кажется, он ведь ещё маленький, и не может анализировать так глубоко! Он мыслит коротким шагом: хочу посмотреть, что внутри - надо раскурочить. О том, что впоследствии вещь придёт в негодность, он не думает и предсказать своё будущее неудовольствие от потери игрушки не в состоянии. А взрослый безжалостно взвалил на него эту обязанность, и обвинил ребёнка в его неудаче, когда он ожидаемо не справился.
"Но как научить ребёнка бережливому отношению к вещам, если не путём старательных объяснений?" - спросите вы. Ну, во-первых, не нужно засорять ребёнку голову противоречиями, этими зёрнышками шизофрении. Говорить, что вещь принадлежит ребёнку - значит осознавать, что он может сделать с ней, что угодно, и вы не в праве его за это ругать или наказывать. Значит, либо вы смиряетесь с таким ходом событий, либо не нужно отдавать вещь ребёнку, объясняя ему, что она теперь "его".
Делается это обычно из следующих соображений : игрушка, которую ребёнок будет считать своей, будет ему дороже, он будет её беречь. Но ребёнок, как мы выяснили, ломает игрушки не из вредности или злого умысла, а просто потому, что не умеет предсказывать последствий собственных поступков. Следовательно, воспитывать в нём ответственность нужно не путём предоставления ему прав, как у взрослого, а естественным методом любого воспитания: чётко установленными правилами.
То, что у ребёнка есть личные вещи, отнюдь не означает, что у вас нет над ними власти. Юристам хорошо известна разница между правом пользования и правом собственности, и они уверенно скажут вам, что это далеко не одно и то же. В своём доме вы - полновластный диктатор, а ребёнок счастливо процветает под вашей диктатурой. Вы даёте ему игрушку, но вы же имеете право её в любой момент забрать.
И ваши с ребёнком отношения регулируются установленными вами правилами. Правила нужны для того, чтобы ориентироваться в этом, пока ещё таком непонятном мире. Поэтому вы и учите его послушанию, поэтому и устанавливаете свои правила. Всё это никоим образом не делает из ребёнка ущемляемую личность, как сегодня кажется многим впечатлительным мамам. Напротив, такие отношения как нельзя лучше способствуют воспитанию в ребёнке этой самой личности.
Какими должны быть правила, регулирующие отношения ребёнка к вещам и воспитывающие правильное отношение к вещам у него?
Например, такими:
1. Мама и папа купили тебе вот эту игрушку. Что надо сказать? Кого надо поцеловать?
2. Мама и папа дают тебе эту игрушку, ты можешь с ней играть.
3. Ты можешь с ней играть в своё свободное время, когда тебя не просят делать что-нибудь другое: есть, гулять, спать, заниматься и учиться, что угодно ещё.
4. Игрушка должна знать своё место. Поиграл - клади на место, не разбрасывай.
5. Если игрушка оказывается не на месте, мама и папа забирают её - на время. Это не наказание, поэтому просить прощения бессмысленно. Это просто правило. Не хочешь, чтобы игрушка пропадала - клади на место.
6. Игрушка требует отношения. Если её обижают, бросают в грязь, бьют - родители забирают игрушку на время. Не хочешь этого - береги вещь.
Это лишь приблизительные правила, они могут устанавливаться как угодно по вашему собственному усмотрению. Например, планшет или компьютер могут также иметь временное ограничение игры, действующее вне зависимости от иных обстоятельств, а в другие игрушки можно играть только тогда, когда сделаны уроки, или выполнены иные обязательные требования. Конструктор должен всегда быть собран в коробку сразу же после игры, а дорогой телефон нельзя брать на прогулку - и так далее.
Главное, чтобы эти правила
были чётко установлены перед началом "эксплуатации". И не угрожающим тоном (вы ведь диктатор, а не тиран), а в виде дружелюбного объяснения правил, как это случается перед любой другой игрой - матчем по футболу, например. Следование правилам - возможность продолжать беспрепятственно играть с игрушками. Нарушение правил - штрафные очки и лишение любимых предметов на определённое время.
Только так можно со временем выработать
в ребёнке правильное отношение к вещам. А не попытками представить себе своего ребёнка во много раз более взрослым и понимающим, чем он на данный момент есть на самом деле.
Тема: «Бережное отношение к своим и чужим вещам».
Цели: Воспитание бережного отношения к государственному имуществу, к своим и чужим вещам; формирование аккуратности и ответственности за сохранностью личных вещей.
Для детей младшего возраста.
Ход мероприятия:
Игра «Фея бережливости»
Разделите детей на группу и раздайте им игрушки. Некоторые игрушки должны быть в хорошем состоянии, другие – поломанные. Каждая группа от лица своих игрушек должна рассказывать о том, как им живётся. Затем попросите детей представить, что к ним в гости пришла фея бережливости и дала им несколько хороших советов, как научиться беречь игрушки. Дети должны рассказать о том, как фея помогла игрушкам, которые не берегут, научить своих хозяев бережливости. Если дети не могут придумать сами, как помочь тем или иным игрушкам, они должны позвать фею бережливости (педагога), чтобы она посоветовала им, как научиться беречь игрушки. Затем дети вместе с педагогом составляют несколько самых главных правил бережливости.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
Чем, по – твоему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбережённых старых вещей?
Расскажи о том, как к тебе на помощь приходили хорошо сбережённые тобой, твоими родителями или твоими друзьями вещи.
Расскажи, кто в твоей семье самый бережливый и почему.
Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?
Рассказ « Васин ранец» (А. Лопатина)
Прыг – дзинь, - монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой.
Прощай, монетка, - крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул.
Сегодня у меня потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно всё сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжёшь возле костра.
Мама, - я просто умираю от голода, - этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! – закричал Вася, вернувшись домой. Мама внимательно посмотрела на ранец:
Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера – перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе – видно, придётся его уволить.
Да, мамочка, - подхватил шутку Вася, обрадовавшись, что мама не ругает его за потерю, - и тетрадку мою давай тоже уволим. Она размазала какую – то грязь на странице и получила плохую отметку.
Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, - согласилась мама, - да и учебник весь грязный и потрёпанный. Его тоже нужно уволить. А посмотри, как выглядит твоя куртка: один карман порван, из другого ржавая проволочка торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему сыну?
Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить, - предложил Вася.
Вдруг в глазах у Васи всё закружилось, и он почувствовал, что куда – то стремительно падает. Когда мальчик пришёл в себя, то увидел, что лежит на полу, а возле него стоит незнакомый седой старичок с ящиком, полным самых разных инструментов.
Вы кто? – хотел спросить Вася, и не смог произнести ни слова.
Но старичок словно услышал его и произнёс:
Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к старым вещам, у которых нет хозяина, и помогаю им обрести новую жизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдержали и позвали меня, несмотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в моей жизни.
Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришёл конец. А ведь вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать!
Мастер, поменяйте меня и Васю местами, - пусть он поработает ранцем, а я, став мальчиком, приведу все его вещи в порядок, - раздался из угла голос Васиного ранца.
Хорошо, - согласился мастер, - даю тебе три дня сроку. За это время Вася, надеюсь, изменится и поймёт, как тяжело ранцу, когда его не берегут. С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомнится, вдруг почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати спит мальчик как две капли воды похожий на него. В этот момент в комнату вошла мама с большой коробкой в руках и сказала сама себе:
Пока Вася спит, соберу – кА я его рваные и испорченные вещи выброшу их, всё равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася ничего не бережёт. Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и сказал:
Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу и починю.
И он тут же принялся за дело. Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий Вася, чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда пройдёт три дня и он снова станет мальчиком. Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг его схватил какой – то мальчишка и закричал другому:
Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем.
Ты что, - возразил ему товарищ, - он же чистый, мы его испачкаем.
Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своим ранцем. Вот смеху было.
Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася почти сознание потерял от боли. Застёжка на нём сломалась, ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась.
Хорошо еще, что в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в кусты, убежали. В кустах сидел голодный котёнок. Он принялся царапать и драть ранец когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама положила Васе на обед. Какой – то малыш из соседнего дома увидел это и помог котёнку достать бутерброд. Потом малыш выкинул из ранца все учебники и начал запихивать в него котёнка.
Не царапайся, - уговаривал малыш котёнка, - я тебя домой унесу, и ты у меня будешь жить в этом ранце. К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал:
Ты почему взял мой ранец и порвал его?
Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся, - стал оправдываться малыш.
Васин хозяин ничего не ответил. Молча он сложил в ранец учебники и пошёл домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец, однако застёжку так и не удалось отремонтировать, в доме не нашлось нужных инструментов. Так прошло три дня. Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с радостью обнаружил, что снова стал мальчиком. Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала:
Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе новый ранец. Хотя ты и привёл в порядок свой старый ранец, без застёжки он всё равно не сможет служить тебе.
Нет, мама, - твёрдо возразил Вася, - давай лучше купим мне инструменты, и тогда я смогу починить застёжку на ранце, и он прослужит мне ещё очень долго. С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина.
Вопросы и задания к сказке:
Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей: ранца, тетради, книги и т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе измениться?
Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил разные вещи.
Какие из этих инструментов есть у вас дома? Умеете ли вы пользоваться ими?
Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это не произошло?
Что думают сломанные карандаши, грязные тарелки о своих хозяевах?
Сценка «О чём говорят вещи»
Прочитайте детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость – наука».
Поделите детей на пары. Раздайте некоторым парам какие – либо новые вещи, а другим – вещи, прослужившие уже многие годы и очень хорошо сбережённые. Каждая пара должна рассказать о жизни своих вещей.
Игра «Кто научит аккуратности»
Поделите детей на группы и раздайте им коробки с разными предметами и игрушками. В каждой коробке среди предметов должно быть несколько вещей, помогающих человеку быть аккуратным, например: расческа, мыло, ластик, зеркало. Дети должны найти эти предметы и рассказать, как они помогут им быть аккуратными.
Рисунок «Поможем игрушке»
Раздайте детям картинки, на которых изображены поломанные игрушки. Дети должны «починить» игрушки и предметы на рисунках. Например: машинке без колеса – дорисовать недостающее колесо; домику без крыши – нарисовать крышу.
Задание на дом
Прибери аккуратно все свои игрушки и книжки и расскажи, что они о тебе подумали, после того, как ты их прибрал.
В большинстве семьях дети явно не страдают от не хватки игрушек. Их комнаты с верху до низу заставлены мягкими игрушками. Но в таком случае, мы можем наблюдать следующую тенденцию, если у старого зайчика оторвался хвост или ушко, то он сразу же становится ненужным и выбрасывается без сожаления. Это происходит потому, что родители начинают всё чаще и чаще покупать новые игрушки своему ребенку, а те которые потрепались и устарели, немедленное выбрасывают и ребенок сразу же о них забывает. При этом новые покупки не являются объектами сильного желания и мечты ребёнка, потому что родители покупают их спонтанно или же по первой просьбе ребенка.
То же самое касается и детской одежды. Некоторые вещи имеют свойство быстро изнашиваться, в результате чего такая одежда быстро становится домашней. Очень часто и к ней дети относятся с пренебрежением, они в ней играют, пачкают и знают, что за это их никто не будет ругать. То, что родители могут обеспечить любые потребности ребёнка, это замечательно, но вопрос бережного отношения к вещам относится к воспитанию самостоятельности у ребёнка.
Большинство мам делятся вещами своих подросших детей, я тоже не стала исключением и когда я отдаю что-то из вещей моих дочек, то многие замечают, что выглядят они как новые. Сразу скажу, что вещи служат у нас долго, не один сезон. И думаю, что во многом это происходит по тому, что дети с малых лет участвуют в выборе собственной одежды, впрочем как и игрушек, и всего что приобретается. Когда дели были совсем маленькими, они наблюдали как родители обсуждали покупки. Когда они стали немного старше, мы их вовлекали в процесс выбора необходимых вещей, терпеливо поясняя, что, зачем и почему приобретается, и самое важное как будет использоваться.
Сейчас, когда девочки стали уже старше и пошли в школу, я уверенна в том, что любые их покупки тщательно взвешены. На днях наблюдала как они просматривали на сайте CrazyLime детские зимние шапки , это они искали для младшей сестрёнки зимнюю шапку с тремя большими помпонами из натурального меха. Мы в этом интернет-магазине регулярно делаем покупки, и мне было приятно и интересно наблюдать за их обсуждением понравившейся модели.
Я уверенна в том, что одной из основных причин пренебрежительного отношения ребенка к вещам является отсутствие у него навыков самостоятельности. Это одно из главных упущений родителей во время воспитания. Самостоятельность в поведении ребенка активно проявляться примерно в трёхлетнем возрасте. И если вы думаете, что с этих пор можно начинать учить его следить за собой и своими вещами, приучать его к аккуратности и порядку, то вы опоздали года на три. Лучше начинать этот процесс с самого рождения, как бы странно это не звучало, но я поступала именно так, а в три года ребёнок уже может самостоятельно навести порядок в комнате, разложить на места игрушки и аккуратно повесить всю одежду, от родителей нужно лишь создать условия.
Как учить ребенка бережно относиться к своим вещам
Прививать навыки бережливости и аккуратности своему ребенку родители должны с ранних его лет. Если же этого не происходило, и ребенок уже вырос, то необходимо немедленно начинать упущенное воспитание, используя два основных правила:
1. Постоянство. Как только родители поняли, что их ребенок не аккуратен со своими вещами, то они сразу же должны проявить настойчивость в вопросах аккуратности и бережливости, но при этом делать это постоянно и сами не должны забывать соблюдать эти правила.
2. Требования к аккуратности должны в одинаковой степени исходить от каждого члена семьи.
Способы воспитания бережного отношения к вещам
Не стоит заваливать ребенка слишком большим количеством одежды или игрушек. Их должно быть немного, и каждая из них должна иметь очень выгодную отличительную особенность и должна использоваться для каких то особых случаев.
Родители не должны покупать какую-то вещь сразу же после первой просьбы ребенка. Необходимо запомнить, что если ребенок захотел, чтобы его родители купили ему какую-то вещь или игрушку, то он должен с этим желанием провести целые сутки. Очень часто желания маленьких детей о покупке быстро меняются, и он уже забывает, чего хотел вчера. Если же он не забыл об этом, и желание приобрести эту вещь оказалось сильным, то родитель должен обсудить с ним будущую покупку, и расспросить его, зачем она ему нужна, и что он с ней будет делать. Такие обсуждения нужно проводить каждый раз, когда совершается для него новая покупка. Таким образом, он будет учиться обдумывать каждое приобретение новой вещи.
Учить ребенка раскладывать все вещи по своим местам. Родителям необходимо попросить своего малыша, чтобы он сам нашел постоянное место в его комнате для расположения игрушек. Пусть он самостоятельно проявляет фантазию и аккуратность. Также для него можно выделить другие личные места в доме, например, в шкафу для одежды, где у него был бы свой крючок только для его вещей, или его личная подставка для зубной щётки или собственная полка для обуви. Пусть эти места имеют какие-то свои отличительные признаки, например яркий цвет или логотип с его именем.
Родители должны учить детей соблюдать порядок и аккуратность без постоянных напоминаний и замечаний. Он должен сам догадаться, что его вещи находятся не на своем месте, и что в комнате следовало бы прибраться.
Ребенка нужно приучать, чтобы он одевался без посторонней помощи. Он должен знать, что он оденет завтра и заранее перед сном подготовить все свои вещи, собрать рюкзак или протереть обувь.
Если ребенок решил пойти в детсад или в гости вместе со своими любимыми игрушками, то взрослый должен обсудить с ним, что именно он взял и подсчитать все вещи. По возращении домой вместе с родителем он должен снова произвести подсчет.
Для того чтобы приучить ребенка к аккуратности и бережливости, родители должны на себе показать ему в этом пример. У родителей самих должен быть порядок в шкафу, на столе и в комнате. Подражание за взрослыми действует на ребенка куда более эффективно, чем постоянные требования и нравоучения.
Навеяно постом о расхламлении чуть выше в сообществе, который меня весьма покоробил. Да, вещей не должно быть много, шкаф не должен ломиться, но ведь на то и система флай чтобы и овцы целы и волки сыты. Мне кажется, что люди, выкидывающие семейные архивы и детские рисунки (отписалась об этом в той теме) и те, кто плюшкины, это стороны одной медали -люди не умеющие отличить главное от второстепенного. И не люблю навязанного нам стереотипа общества потребителей - покупай новой, выкидывай старое. Да, я много чего могу позволить себе купить, но кроме денег в вещах заложены ресурсы планеты (увы, не безграничные) и труд людей которые их делали. Я об этом помню и покупая, и выкидывая вещи. И еще очень люблю тезис: «чисто не там где убирают, а там где не сорят». В отношении вещей примерно то же самое - захламлено не там, где не выкидывают, а там где покупают лишние вещи. Сама шопоголизмом не страдаю совсем, с каждой вещью у меня должен быть «роман» для того чтоб я ее купила, соответственно вещь и служит до тех пор, пока не придет в негодность, бывают конечно и исключения. Итак, как расхламляюсь.
Да, есть милые сердцу вещи из одежды - шью из них. Пальто и пара теплых юбок ушли на лоскутный плед, сейчас вещи еще не один подобраны. Тонкие ткани - на занавески, дачные абажуры, фартуки - вообще обалденный простор для творчества. Первый лоскутный плед шила как умела, за сейчас залезла за советами на сообщество по петч-ворку, и вычитала там что в древности на Руси был такой обычай - шить новорожденному лоскутное одеяло, в котором обязательно есть фрагменты одежды мамы, папы и бабушек-дедушек - это одеяло становилось оберегом от сглаза, нечистых сил. Конечно, я во все это не верю, но приятно иметь вещь с воспоминаниями.
На дачу вывожу практичную обувь реально при нашей погоде загородом надо иногда менять обувь три раза на дню и сохнет это потом пару дней. Джинсы-свитера-куртки тож имеются в тройном размере на даче по той же причине, а также по причине регулярного нашествия гостей, которые не удосужились прихватить достаточно одежды с учетом возможного дождя, мокрой травы и т.д. Специально что-то покупать для дачи не вижу смысла.
Многие вещи, которые просто поднадоели, или просто не вписались в гардероб, отдаю в детский дом (размер у меня 42, стиль джиносово-трикотажный, иногда романтический, так что вполне для школьниц пойдет). Это в Москве-Подмосковье в детдома только новые вещи принимают, а моя знакомая с группой единомышленников ездит регулярно в один детдом в Рязанскую область, там реальная нищета и одежда, а особенно обувь ой как нужна. Туда же отсылаю надоевшую бижутерку и сумочки (знакомая говорит, что этому особенно девочки-старшеклассницы радуются, этого за госсчет им вообще не покупают). Все вещи стираю, глажу, складываю по категориям, подписываю пакеты. Отвожу сама знакомой, ей и так много хлопот у всех все собрать, потом Газель еще заказывают отвозить в детдом. Отвожу передачки пару раз в год - весной с одежкой на летний сезон, осенью - на зимний. Понимаю, что и там хороша ложка к обеду, а не хранить вещи по полгода. Задаю себе труд отвезти адресно, а не просто поставить пакет с вещами у помойки типа кому надо, тот возьмет. У нас в доме обеспеченные люди живут - им точно не надо.
Кстати, интересно. Побывала в прошлом году у подруги в Австрии. Она меня удивила тем, что там у них принято между подружками и коллегами обмениваться шмотками, аксессуарами и бижутеркой (общается с местным коренным населением). Меня это смутило, вроде как же, обеспеченные все люди, в хорошей фирме работают, а она удивилась - что такого? На сейлах за 5-10 евро не удержишься прикупишь новых кофточек, наденешь несколько раз, а потом надоедают - вот и обмениваемся, и весело, и все что-то новое. И не согласна с тем, что год лежит без дела - вон. часто вещь у меня должна изрядно отвисеться, а потом найдет себе пару и начинаю носить в хвост и гриву. Но у меня нет сиюминутных вещей, все довольно классическое или в слегка богемном стиле - вне моды.
То, что слишком потерто из одежды, ветхое постельное белье, полотенца - идет на тряпки. То что «на тряпки» имеет несколько вариантов утилизации. Во-первых, некий запас (разумное кол-во) тряпок лежит дома и на даче на то, чтоб что-нть вытереть и выкинуть, завернуть в моркую тряпку корни у саженцев. старые полотенца лежат в машине для протирки стекол, фар и тд.
Во-вторых, собачьи приюты. Ну, это, наверное, для меня актуально. Я плотно так в «собачьей» благотворительности. И когда в морозы вопль о помощи, что в приют надо одежку гладкошерстным собакам - отзываюсь на клич. Старые одеяла, коврики, пледики, пальто идут на подстилки или на шторки прикрыть от ветра вход в будку, толстовки-свитерки - на жилетки собам (обрезаются рукава, у длинных - низ тоже обрезается, по низу прострачивается резинка), детские идут на мелких собаков, взрослые вещи - на крупных. Естественно все это служит собам до весны или большой оттепели со слякотью, потом все это выбрасывается. В приюты же всегда актуальны старые кастрюльки, тазики и т.п. в качестве мисок, и х\б тряпки - подстелить, вытереть.
В третьих - гараж. Туда вообще бездна тряпок, на днях МЧ израсходовав собственно тряпки, использовал в качестве них мои гаражные шмотки, в которых я собиралась днище зачистить, за что получил от меня нагоняй, но парировал в духе - у тебя что, футболок мало? :)
В итоге на помойку идет только синтетика (а ее вообще у меня мало,почти не ношу), ветхая обувь или не слишком ветхая, но не подходящая по стилю в детдом\на дачу.
Выбираю так, чтобы служила долго и через много лет не казалась убогой. Не выношу ДСП-шной однодневки, а в мебельных магазинах посмотришь - и большинство именно такой мебели. Когда переехала жить отдельно от родителей то как раз помогла разбарахлиться родственникам и знакомым, выбрала из предложенного самое удобное, а потом неспеша выбирала то, что будет стоять долго. На интерьер маленькой комнаты переехал гарнитур, который был в моей комнате у родителей, не смогла заново подобрать то, что комнату 8.5 м не загромождает, надеюсь и новокупленные вещи долго послужат. А многие знакомые покупают дешевую мебель, потом она теряет вид, нужно новую, а эту куда девать, и вот дачи завалены кучей гарнитуров. Кстати, на дачу у себя в комнате мебель будет из старой-старой советской из натурального дерево, большая вместительность при малых внешних размерах. Но так как это вещи из разных гарнитуров, то будут декупажем и новой фурнитурой в единый стиль переведены. И это будет гораздо более качественная мебель, чем то что я смогу себе позволить (и не жалко будет) купить на дачу. Кстати, мебель в кухне дома так и осталась из старых шкафчиков взятых при расхламлении родственников. Сделан новый фасад из жалюзных дверок и деревянных наличников на старом удобном каркасе. Стоило это совершенно смешных денег по сравнению с новой мебелью. В целом я за то, чтоб служила долго, а потом развалилась и пошла на помойку.
Аксессуары всякие для дома, посуду - обмениваюсь, дарю, отдаю-продаю через инет-барахолки. Мне надоело, а кому-то именно это надо в комплект к тому, что уже есть. И сама иногда клянчу какое-нть старье у родных и знакомых, ибо вижу - что им это хлам, а я загорелась сделать это гвоздем интерьера. Еще частенько вспомниаю настольную лампу, которой мы с папой сами делали абажур когда я была мелкой. Я все школьные годы делала уроки под этой лампой, да и сейчас вспоминаю ее, и как мы ее делали. Со своими детьми обязательно буду что-то мастерить, ради таких вот воспоминаний. Да и просто самодельные вещи делают дом уютнее и атмосферу в нем создают.
Технику покупаю продумывая все нужные функции, чтоб потом служила, пока не сломается, а не хотелось покупать модель поновее, а эту на антресоли.
Извиняюсь, что длинно написала. Спасибо, кто осилил. Буду рада если кто еще поделится разумному расхламлению с бережным отношением, а не "тащи все на помойку".