Танюшка (1 год 6 месяцев) с мамой вышли на прогулку после дождя. Девочка смотрит в лужу, видит там отражение облаков и заявляет:
Мама, облака упали!
Мама приготовила на завтрак чай с лимоном. Таня попробовала его и говорит:
Это чай с лимоном. Я такое не заказывала.
Танюшка (2 года 3 месяца) с папой рассматривают фотографии, на которых изображены сцены из жизни детского сада. Таня поясняет:
Это дети, это воспитатели.
Папа уточняет:
А что делают воспитатели в детском саду?
Кушают и играют.
Таня с папой играют. В процессе игры возник спор. Таня заявляет:
Все, я на тебя обиделась! Я ухожу!
Мама спрашивает:
Танюша, ты куда уходишь?
Я ухожу замуж.
Посидев немного в соседней комнате, возвращается и говорит:
Все, я вышла из замужа.
Папа утром собирается на работу. Таня наблюдает:
Папа, ты куда собираешься?
На работу в университет. А ты куда идешь?
На работу в садик.
А какая у тебя там работа?
Игральная.
Таня с папой рассматривали книги Никитиных. Папа показывает фотографии и комментирует:
Это дедушка Никитин.
Таня внимательно рассматривает и с недоумением спрашивает:
А где же сам Никита?
Танюшка (2 года 6 месяцев) вернулась из садика домой, услышала, что в комнате кто-то разговаривает, и спрашивает у мамы:
А кто там?
А что они делают?
Кушают и разговаривают.
Таня возмущенно:
Но это же некультурно - разговаривать во время еды.
Таня нашла книгу «Фортепьянная игра», открыла ее и стала изображать, что играет. Когда закончила, заявила:
Я все задания выполнила, только пианино не хватает.
Таня с мамой играют в поликлинику. Таня распределяет роли:
Я - доктор, а ты - мама. Вот твоя дочка.
Мама, чтобы усложнить действия врача, стала перечислять:
У нас насморк, горло красное, голова болит, ручку ударили, ножку подвернули.
Таня-доктор возмущенно заявляет:
Мамаша, вы почему за ребенком не смотрите?
Папа поглаживает Таню по голове и приговаривает:
Таня у нас блондиночка.
На что Таня заявляет:
А папа у нас белорусый.
Папа с Таней говорили о сладком.
Таня перечисляет:
Шоколад, конфеты, лимон…
Папа спрашивает:
Неужели лимон сладкий?
А если его сахаром посыпать!
На даче. Папа играет вместе с Таней (4 года 6 месяцев). Услышав, что его зовут, собирается уходить:
Меня дедушка зовет, чтобы посоветоваться о том, какого размера строить баню.
А ты ему скажи - 50-го размера или 48-го и возвращайся играть со мной.
Мама уехала в гости. Папа остался с Таней (5 лет). Прочитав ей на ночь сказку, он говорит, что больше с ней заниматься не будет, так как за день сильно устал.
Таня выслушала его и замечает: «Это тебе не абы что - глядеть за ребенком».
Таня (5 лет 2 месяца) комментирует свой рисунок для родителей (объясняет, почему фиолетовая бабочка вся обведена толстым желтым контуром). Родителям такое объяснение не совсем понравилось, и Таня уходит. Через некоторое время она возвращается и заявляет: «У меня появились новые мозги» - и начинает объяснять все иначе.
Накануне дня рождения мамы.
Мама, у тебя завтра день рождения. И сколько тебе лет исполняется?
Ну, допустим, лет двадцать.
И-и-и, ты такая старенькая!
А ты как думаешь, сколько мне лет?
Ну, лет пятнадцать…
Апрель. Ясный солнечный день. Таня (5 лет 3 месяца) выходит на улицу, видит зеленую травку, лопнувшие почки на деревьях и кустарниках и философски заявляет:
Да… новая жизнь начинается!
Таня смотрит телевизор и вдруг заявляет:
А души у телевизора нет.
Тане 5 лет и 7 месяцев.
Мама, ты папу полюбила с детства или с первого взгляда?
Таня возвращается из садика и говорит:
Папа, у меня такая большая новость. Я впервые по-настоящему влюбилась.
Елена Мачехина
Конспект занятия на тему : » .
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворение о маме . Рассматривание иллюстраций, фотографий, где изображены мама с ребенком; семья.
Цель : дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому : указать на необходимость помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.) .
Задачи :
1. Уметь поддерживать беседу ; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме
2. Воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественную литературу.
3. Воспитывать желание помогать маме , взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход занятия:
Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама» . Во многих странах отмечается «День матери» . Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми) .
Послушайте загадку :
Кто вас детки крепко любит?
Кто вас детки приголубит?
Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас?
Все она родная (мама дорогая)
Мама - это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лет; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, чуткое сердце. Дети расскажите о своей мамочке
Какие чувства вы испытывайте к маме ? Какая у каждого из вас мама?
Какие слова вы говорите маме ?
Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.
Стихотворение о маме :
1. Мама : мама; мамочка солнышко мое,
Как с тобой радостно, как с тобой тепло!
Без тебя в душе моей не цветут цветы?
Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!
2. Мне мама приносит игрушки, конфеты.
Но маму люблю я совсем не за это.
Веселые песни она напевает,
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей открою свои все секреты.
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она моя мама.
Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»
Руки золотые - как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.) . Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каких-то учреждениях, но они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает , устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме , когда сын или дочь интересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах . А как вы помогаете маме (выслушиваю детей) .
Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.
Динамическая пауза :
Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки,
поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)
Заботиться и помогать маме поводов очень много . В стихотворении Е. Благининой «Мама спит она устала, но и я играть не стала.
Ребята, случалась ли кому-нибудь заботиться о маме так , как рассказано в стихотворении?
Игра : «Подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)
В заключении спрашиваю, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
Наталья Ахметшина
Диалог с мамой
«Диалог с мамой » .
«Мать – это имя Бога на устах и
в сердцах маленьких детей»
(У. Теккерей.)
Когда человеку бывает плохо или с ним что-то случается, он невольно вскрикивает : «Мама, мамочка !» Ребенок всегда в таком случае зовет маму, ти только её – самое дорогое, близкое существо, в помощь и защиту которого он незыблемо верит.
Мама для каждого ребенка на Земле – это Божество.
Создавая и разворачивая перед ребенком образ Мамы мы можем рассказать не только о том, что и у каждого человека, у каждого ребенка на Земле есть Мама, была Мама, но и в том, что и у каждого животного, у каждой птицы, рыбы, каждого растения была и есть своя Мама.
«Все в природе символизирует материнство. Солнце – Мать Земли, которую оно согревает своей теплотой, ласкает светом и покидает, убаюкав пением морских волн, трелями ручейков и щебетанием птиц; Земля – мать деревьев и цветов, которые она производит на свет, вскармливает, а затем отнимает от груди; цветы и деревья…Матери сладких плодов и животворных семян; Матерь же всего сущего – это совершенный, вечный, неистребимый дух, исполненный красоты и любви.» (Д. Джебран)
Можно показать детям фотографии различных животных со своими детенышами, птиц с птенцами в гнездах, рассказать, что на Руси Землю, на которой жили люди, которая их кормила и поила, которую они любили, знали и почитали, называли «Мать сыра земля» .Это название мы встречаем в русских народных сказках и былинах. В наше время многие говорят – Матушка Природа, имея в виду, что все в Природе вне её не существует. Вселенная является матерью целых миров, планет, галактик, созвездий. Так что слово Мама может иметь широкий спектр понятий и образов. И все же слово «Мама» в человеческом понимании остается для детей дошкольного возраста самым близким и понятным. Мама без любви не мыслима. О маминой любви рассказывают и старинные сказки, присказки, вот например, одна из них :
«Две сестры»
В одной деревне жили две родные сестры. У старшей сестры было все : трудолюбивый, заботливый муж, достаток в доме, но не было самого желанного – детей. У младшей сестры, наоборот, ленивый муж, захудалый домишко, но было много детей.
Как-то раз младшая сестра сообщила старшей, что у неё снова будет ребенок. В срок родилась здоровенькая девочка и старшая сестра взмолилась, плакалась о своем горе, что не может иметь детей : «Сестра моя, любимая, сестра моя, родная отдай мне ребеночка,я буду лучшей мамой твоему ребеночку ! Ты сможешь видеть ребенка когда захочешь, но умоляю об одном – молчи, ни людям, ни духу лесному, никому не кажи правды всей, будем знать мы да Бог». Пожалела младшая сестра старшую, да и впрям, тяжело им в своей семье жилось, хоть и работала с утра до ночи, а у сестры всего вдоволь, и отдала,сжимая сердце, свою дочку сестре.
Шли годы, сестры по-прежнему жили, трудились рядом, девочка подрастала, уж пятый годок пошёл. Младшая сестра сдержала своё обещание, девочка звала её тетей.
Как-то раз собрались сестры на сенокос, старшая сестра с дочой ни на минуту не расставалась, вот и в этот день с собой взяла. На пути им встретилась небольшая речка, а через неё шаткий мосток накинут. С поклажами женщины шли, а еще и дочку надо через мост перенести. Младшая сестра и говорит старшей : «Сестра, дай я дочку твою через мосток перенесу» . «Что ж, ничего плохого в этом нет» - подумала старшая сестра и согласилась. Взяла на руки ребенка младшая сестра и понесла через мосток, а другая с поклажей вслед им пошла.
Пришла старшая сестра с дочкой домой, а дочка ей и говорит : «Мамочка , скажи, а почему у нашей тети руки такие мягкие и теплые, не такие как у тебя?». Глянула старшая сестра на дочь, защемило её сердце и заплакала она горько. Правду говорят, родную кровь не обманешь, и сердце чувствует, другое,- родное сердце…
Без тебя мне не жить, моя дочка
Ты родная моя, мой ангел,
Я тебя никогда не брошу,
Потому что я – твоя Мама.
Если радость, успех, удача
Твои верные спутники будут,
Я с тобой разделю твою радость
И с тобою я рядом буду.
Если в жизни беда нагрянет,
С тобой вместе я плакать стану.
Я тебя никогда не брошу,
Потому что я - твоя Мама.
С праздником дорогие наши Мамы!
Будьте счастливы!
Ведь материнское счастье в детях, так пусть наши дети будут счастливы!
Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?
Дружеское общение - основа родительской любви
Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.
Тип общения по возрастным периодам
С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.
Общение надо начинать с грудного возраста
Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.
Если ребенок не хочет слушать - надо выяснить причину
Книги Юлии Гиппенрейтер о общении
Любовь, забота и неравнодушие
Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.
Что такое безусловное принятие
Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.
Методы личного общения со своим ребенком
Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.
Ребенок берет пример с родителей
Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.
Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.
И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи - дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.