Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: апрель — сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Долгих Н.В.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, зам. зав. по ВМР, заведующий, воспитатель-экол ог, родители.

Вид проекта: практико-ориенти рованный, коллективный.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательско й деятельности.

Проблема исследования:

К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.

— Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

— Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

— Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность , познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.​ Профилактика плоскостопия.

2.​ Улучшение координации движений.

3​. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.​ Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

1​. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

3​ Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

  • 1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.
  • 2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».
  • 3. Подбор растений для цветника.
  • 4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • 1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • 2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • 3. Разработка нормативно- правовых документов.
  • 4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

  • 1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.
  • 2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.
  • 3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательско й деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»

Методическая разработка

«Тропа здоровья»

Направление: физическое, познавательное,

социально-коммуникативное

Разработчики:

Доненко И.Б, ст. воспитатель, 1 к.к

Красногвардейский, 2017

Социально-педагогический проект

«Тропа здоровья»

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека - это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов. Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.

Основные задачи организации «Тропы здоровья»:

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания.

Формировать представление о единстве человека и природы.

Улучшать эмоционально – психическое состояние детей.

Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

Участники проекта: воспитатели, заведующий, старший воспитатель, родители воспитанников (законные представители), дети, социальные партнеры (СК «Кварц», ЦД п. Красногвардейский», и др)

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” будет размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Тропа здоровья” решит проблему формирования позитивного имиджа нашего ДОО на рынке образовательных услуг посредством удовлетворения потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения детей и педагогов с родителями.

Описание проекта:

Дошкольное детство является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является его доступность и качество, происходят позитивные преобразования. ДОО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В то же время, на данном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, а в первую очередь, детей, в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровьесбережения детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Это тем более актуально для наших воспитанников. Экология нашего края создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, загрязненность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия края, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

Многие дети нашей ДОО, по данным медицинских обследований за последние 3 года, страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически недостаточно развиты.(рис 1)

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (нарушения ОДА, различные формы аллергических реакций, ЧБД, болезни органов дыхания, задержка речевого и психического развития). Статистические данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. Таким образом, данные о здоровье детей определили необходимость разработки инновационного проекта физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Методическую основу проекта составляет разработанное российским ученым, педиатром, педагогом и психологом Ю. Ф. Змановским положение «Педагогика оздоровления». Несомненно, что создание благоприятных условий, здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности, приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Однако без осознания ценности здорового образа жизни, без осмысления возможностей человека как сохранить, так и разрушить собственное здоровье все внешние усилия педагогов могут быть сведены к минимуму. В связи с этим приоритетным направлением работы ДОО будет являться формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди их родителей.

Как показывает практика, такие традиционные формы, методы и приемы работы, как: беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении, не несут в себе тот потенциал, которым обладают инновационные методики и технологии. Из большого разнообразия инновационных форм взаимодействия с детьми и их родителями педагоги нашего ДОО отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников.

Именно поэтому работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги будут вести через реализацию образовательных проектов. В каждый образовательный проект предполагается внести деятельность по основным направлениям развития, как совместную, так и самостоятельную.

Общая стратегическая цель проекта

Мы считаем, что проблема оздоровления детей – проблема не одного дня или деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок в содружестве с родителями и социальными партнерами. Это, в свою очередь настраивает коллектив ДОО к активизации деятельности по созданию позитивного имиджа – имиджа учреждения, предлагающего качественные образовательные услуги.

Организация проекта

Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

1 этап: сентябрь- ноябрь 2017 г

На этапе разработки идеи проекта в детском саду было проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) o их предпочтениях к выбору оказываемых услуг. В настоящее время в ДОО уже сложился определенный перечень дополнительных бесплатных образовательных услуг: кружки, проводимые воспитателями на группах в рамках работы по самообразованию. Данные анкетирования показали запросы родителей на такие дополнительные образовательные услуги, которые позволили бы улучшить состояние здоровья детей. В то же время, в настоящее время в ДОО нет инструктора по физическому воспитанию, который бы занимался данным направлением углубленно. Проведенный нами опрос и анализ образования педагогов ДОО показал, что данное направление является актуальным для 90 % педагогов, и все они имеют необходимый уровень образования, позволяющий квалифицированно и качественно организовать работу по направлению темы проекта.

Поэтому следующим шагом на этом этапе явилось создание творческой группы и разработка ею собственно проекта "Тропа здоровья". В состав группы вошли: Заведующий, старший воспитатель, воспитатели (руководители группы), медицинский работник. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методики и технологии оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Задачи этапа:

Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования (Приложение 1), издать приказ по ДОО o создании инновационного проекта «Тропа здоровья», оформить решение o внедрении «Тропы здоровья на педагогическом совете, согласовать обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации ОО, привлечь родителей.

Задачи этапа:

3. Разработка педагогами групп перспективного планирования образовательной деятельности на «Тропе здоровья» на три года, на каждый возраст (с 2 до 7 лет).

4. разработка инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья». (отв. – заведующий).

5. Привлечение родителей и общественности для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

6. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья» (отв.- заведующий. Ст. воспитатель).

7. Организация практической деятельности по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. (до июня 2018г).

8. Определение режима, порядка функционирования «Тропы здоровья».

9. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»- июнь 2018.

10. Организация деятельности групп на «Тропе здоровья», фиксация эффективности деятельности (июнь 2018- июль 2020)

3 этап, заключительный (август- сентябрь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта, мониторинг состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, отчёт перед педагогическим и родительским сообществом МБДОУ № 27, презентация опыта работы и результатов деятельности на муниципальном и других уровнях.

Ожидаемые результаты :

1. снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

2. формирование правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, формирование основных двигательных умений и навыков с учетом особенностей всех категорий детей и их возрастными и индивидуальными особенностями;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения.

4. Развитие познавательного интереса, через интеграцию с двигательной деятельностью реализация образовательных задач через систему оздоровительной работы.

5. Воспитание у детей элементов экологического сознания, формирование представлений о единстве человека и природы.

Приложение 1

План-схема тропы здоровья МБДОУ № 27

"Тропа здоровья" представляет собой участок почвы длиной примерно 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м, расположенный вдоль спортивной площадки, делится на участки от 2 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

Спилы деревьев (1);

Песок (2);

Тонкие бревнышки (3);

травяной покров (4);

Поверхность с галькой (5);

Игольчатое покрытие (резиновый коврик) (6);

Пластмассовые пробки (7);

Средний гравий (8);

Крупный гравий (9);

Шишки, желуди (10).

(иной безопасный материал) (11, 12).

Вдоль тропы здоровья предполагается высадка лекарственных безопасных трав.

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Дорожка лекарственных растений

"Тропа здоровья" будет расположена в юго-западной части территории ДОО, по периметру спортивной площадки. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

На "Тропе здоровья" предполагается использовать различное оборудование: спортивное (бревно, шведскую стенку, брусья, пособия для равновесия, лазания) Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений будут применяться нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, Кроме того, на тропе будут установлены персонажи сказок.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети могут выполнять следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) и др; упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями; ходьба с мешочком на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, и т.д; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); лазание по лестнице; упражнения на брусьях, бревне, шинах, захват предметов стопами ног, прокатывание стопами и др;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

Родители и педагоги с удовольствием смогут проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

посидеть на бревне 2–3 мин с закрытыми глазами;

вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

сделать несколько дыхательных упражнений;

походить босиком по песку, траве;

покатать шишки ступнями ног;

полюбоваться красотой цветущих растений.

Приложение 2

Педагогам на заметку

Что такое тропа здоровья в детском саду?

Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Это – красиво и позитивно оформленная зона

Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.

Это – зона закаливания и оздоровления

Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.

Это – зона экологического воспитания

«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала:

Травяной покров;-песчаную поверхность;- поверхность с галькой. -деревянные пеньки;

Тонкие брёвнышки;-шишки; -каштаны;-вода.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.

«Тропа здоровья» располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых).

Работа с родителями

Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

"Тропа здоровья" может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

Таким образом, использование «тропы здоровья», объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволит добиться следующих результатов:

Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.

Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду

Тропа здоровья в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район

Тропа здоровья

Составила

Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре

МБДОУ №35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей . Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни , развивающее обучение и воспитание.

В ОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей . В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.

Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами : Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании , в которую вовлечены все участники образовательного процесса : педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована "Тропа здоровья ".

"Тропа здоровья " позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья » является : организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья " являются :

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни .

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы : приказ об организации функционирования "Тропы здоровья " в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья " (приложение 2) .

Организация "Тропы здоровья ".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений . Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья , мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья » . Создание "Тропы здоровья " позволило проводить с детьми оздоровительную работу , а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье .

«Тропа здоровья » начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе .

"Тропа здоровья " длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие : большая часть поверхности «Тропы здоровья » представляет собой : травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками

"Тропа здоровья " расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья » дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма , лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные :

Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

Хождение босиком по траве;

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

Выполнение упражнений на осанку;

СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ »

Приложение 3

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей , как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

На "Тропе здоровья " используется различное оборудование : балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы) . Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья " задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения :

упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде) ; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра) ; "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) ;

Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями : ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки) ; захват предметов стопами ног.

Планируется "Тропу здоровья " использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещаются полезные материалы для взрослых : "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья ", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня :

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь . Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения , а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни .

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья ” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада . Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья " в летне-оздоровительный период , ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья” , делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья” . Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья ” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период , включающая в себя следующие факторы :

Эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Психологические факторы

Средства физического и музыкального воспитания

Лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов :

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики росто-весовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья ” продолжается и в холодный период года : ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

Дорожки здоровья в детском саду своими руками

Цель:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:
способствовать профилактике плоскостопия;
стимулировать рефлекторные зоны стоп и укреплять своды стоп;
улучшение эмоционально - психического состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни;
укреплять иммунитет;
вовлечение родителей и детей в образовательный процесс.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей.
«Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе (закаливание, профилактика и коррекция плоскостопия).
В теплое время года такие дорожки можно организовать не только в групповом помещении, но и на прогулочном участке. Всем известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме детей.
При ходьбе босиком по «Дорожке здоровья» производится оздоровительный массаж стоп: улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость, укрепляются мышцы, связки, суставы. Тем самым тонизируется весь организм. Такой оздоровительный массаж необходимо делать каждый день. А для этого необходимо увлечь детей, заинтересовать, удивить.
Вот что получилось у нас на участке.
«Дорожка здоровья» сделана в виде цветка. Для ее изготовления нам понадобились пластиковые бутылки. Причем бутылки принесли дети. Вместе с ребятами мы разрезали их пополам и выкрасили разными цветами. Нижняя часть бутылок понадобилась для украшения лепестков, верхняя часть для выкладывания серединки, в которой мы посадили мягкую газонную травку. При организации «Дорожки здоровья» использовался принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног: песок, плоские камни, песок, цветные крышки, песок, деревянные брусочки.

На следующий год мы с ребятами сделали другую «Дорожку здоровья».
На принесенном ребятами рулоне линолеума, который остался после домашнего ремонта, мы вырезали следы. Потом засыпали их речным песком, и, чередуя, выложили их различным бросовым материалом: песок, пластмассовые крышки, песок, колпачки от фломастеров, песок, голыши и пробки от бутылок. Украсили нашу дорожку мы вырезанными из линолеума цветами.
Для выкладывания дорожки можно так же использовать: мелкие шишки, использованные фломастеры, деревянные спилы, желуди, каштаны, мелкие предметы, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д. Причем все эти материалы могут принести дети из дома и тем самым принять непосредственное участие в изготовлении «Дорожки здоровья».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png