Гениальность (от лат. genius -- «дух») -- высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры.

«Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».

В настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен. Установлено, что дети-гении значительно чаще встречаются среди мальчиков, чем среди девочек. Медицинские авторитеты полагают, что сверходаренность - это результат высокого уровня гормонов в некоторых железах, включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователи этого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм. Известны различные точки зрения:

  • - по мнению Платона, гениальность - плод божественного наития;
  • - Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
  • - в психоанализе гениальность определяется, как врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы;
  • - бихевиоризм определяет гениальность в терминах поведения: гений замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений;
  • - гештальтпсихология определяет гениальность как способность к умению видеть общее в частном;
  • - когнитивная психология тесно переплетается с гуманистическим направлением и определяет гениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широком выборе путей её достижения. Гуманисты вводят понятие «Я-концепции» и центральным предметом изучения ставят самоактуализацию;
  • - с точки зрения модной «квантовой психологии», гений - тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (называемому неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему уже со способностью нарисовать новую семантическую карту - построить новую модель реальности;
  • - аналитическая психология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза…».
  • - по Оксфордскому словарю, гений -- это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия».
  • - в третьем издании Большой Советской Энциклопедии гениальность определяется как «наивысшая степень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал для своего творчества».

Во всех определениях наиболее важной, как четко разграничивающей гения от таланта, является констатация того, что можно выразить формулой: «Гений делает то, что должен, талант -- то, что может». Формула эта подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность. Формула эта подразумевает роковую обреченность гения, его безысходность в подчинении своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения определенной задачи. Эта формула объединяет Александра Македонского, вопреки бунтам своих измученных солдат устремляющегося на восток и юг от Инда, который он перешел, победив царя Пора; Наполеона, идущего на Москву; Моцарта, накануне дня смерти проигрывающего Реквием, который, как он думает, означает его конец; Бетховена, написавшего большую часть из всех своих величайших творений, будучи глухим. Эта формула объединяет множество других гениальных людей, которые становились фанатиками своего творчества. Если бы у Моцарта, Бетховена, Шопена не было одержимости, фантастической целеустремленности, то они, при всех своих способностях, будучи «вундеркиндами», ими бы и остались. Но Бетховен написал в своем завещании, что он не может уйти из жизни, не свершив всего, к чему предназначен. Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев -- в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Рассмотрение механизмов гениальности, зарождение потенциального гения является, прежде всего -- проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения -- проблема биосоциальная. Реализация гения -- проблема социобиологическая. На первый взгляд, сказанное приводит к пессимистическим выводам. Раз потенциальная гениальность отсутствует -- делать нечего, великого не будет. Но есть и оборотная сторона медали, заключающаяся в том, что не генетические, а биосоциальные и социобиологические тормоза приводят к тому, что реализуется лишь один гений из десятка тысяч потенциальных. Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400--500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другим случайным заслугам.

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Вопрос о гениальности был задан давно, испробован множеством путей, обсужден множество раз, множество путей были пройдено и множество ответов было дано. Однако, никто так и не ответил на вопрос о её истоках, о её природе, устройстве, и, конечно же, самом волнующем вопросе: «Почему он, а не я? Ведь я же…»

И, естественно, было написано множество таких же эссе и исследовательских работ. Взять хотя бы, Чезаре Ломброзо, который утверждал, что гениальность - родственница и дитя помешательства. Он делал такой вывод исходя из френологических портретов (сейчас определение личности, характера и пороков человека позволяют определять лишь психологам или колдунам, называя остальных высокомерными выскочками).

Однако, в его работе на эту тему «Гениальность и помешательство» выводы не лежат на плато сомнительных утверждений, граничащих с мистицизмом или предубеждениями вроде «знаков над головой»...

Что такое гениальность?

Так что такое гениальность? Особый путь человека избранный свыше (как утверждают богословы), упорная его работа над собой, генетическая шутка или ошибка? Или просто удачное стечение обстоятельств, после которых ещё вчера обычный человека становится гением?

На мой взгляд, гениальностью в той или иной степени обладает каждый человек. Ведь пусть даже быть развитым разносторонне, то есть быть леонардовским «Витрувианским человеком» или «универсальным человеком» сложно и звучит трудоемко и сложно, но сколько же людей обладают пристрастием к той или иной науке, будь она точной, естественной, гуманитарной или общественной?

А сколько обладают пристрастием к конкретной науке? Кстати, ведь именно фанатики той или иной научной дисциплины обычно и признаются «гениями» в своей области, при этом не обладая ни выдающимся умом и способностями, когда большую долю в успехе сыграла амбициозность и удача.

Из сказанного выше можно предположить, что любой, пусть даже самый обыкновенный человек, добропорядочный гражданин способен быть выдающимся и гениальным в своей области. Но почему же тогда «гений» стало не обыденным словом, а редким, похвалой, которую применяют лишь к немногим, совсем немногим? Хотя, может быть, если бы люди уделяли меньше внимания всему «общественно-правильному», как, например, семье, работе, деньгам, престижу, славе, собственной репутации – может, тогда бы количество гениев (гениев ли, или «упертых»?) было бы значительно больше.

Так или иначе, я считаю гениальность скорее чрезмерной оригинальностью человека, уместившейся в рамки его времени. Да, конечно, каждый оригинален, имеет свою неповторимую внешность, судьбу, мысль, идею…но кто-то оригинален чуть более, чем обычный оригинальный человек, скажем так. Спросите: «Причем тут время?». И я отвечу. Время определяло общество, в котором живет «оригинальный оригинал».

Гениальность — оригинальность или злой рок?

Вернее даже не время, а общественные условия, материальный уровень бытия. Общество определяло то, насколько гений может развить свой потенциал. К примеру, можно представить полеты над землей. Самолет, или любой другой летательный аппарат. Человек, живущий в Античное время или в Новое время, когда умы были одинаково раскрепощены, мог без страха и опасения говорить о своих идеях, мыслях и убеждениях, не боясь быть за это наказанным.

И, кто знает, может, летательные аппараты появились бы намного раньше, чем мы себе это представляли. Если бы изобретатель говорил о «машинах будущего» в XVIII или I веках нашей эры, то его бы сочли гением, светочем разума, всего доброго и красивого, и тому подобное. Но если бы его слова попали на слух людей сурового Средневековья, то печально известная участь заживо сожженного и развеянного по ветру не заставила бы себя долго ждать. И нет, я совсем не критикую Средние века, поскольку каждое время имеет свои особенности. Просто Античность – это гениальность материальности и ораторства, а Средневековье – гениальность души и ума.

Гениальные люди в современном мире

В наше время гения найти несложно. Достаточно найти видео, на котором из подручных средств какой-нибудь человек собирает зажигалку с функцией фонарика и видеокамеры, самопишущую тетрадь с диктофоном, ну, или на, худой конец, открывает новые дали космоса, чтобы заверить человечеству что «через двадцать-тридцать лет мы сможем жить на Марсе». Довольная же публика обязательно забудет и имя, и суть открытия… Но при этом обязательно достанет из самых дальних уголков своей памяти аргументы для отстаивания своих атеистических позиций в споре с .

Иначе говоря, гений сейчас просто тот человек, который хоть как-то сумел позабавить публику, хоть какое-то время. И это не как не связано с «Обмороком современного искусства», как сказал бы Рассел Коннор, или старым-добрым и кратким «Упадком культуры». Просто люди стали более прагматичными.

Да и вправду, зачем обыкновенному человеку знать о выращивании искусственных голосовых связок или об окисе азота как сверхпроводнике? Максимум пользы от этого – смелый бросок дешевой гордости в лицо пьяному окружению, и недурная попытка сказать «никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин» после влитого в себя алкоголя. Выглядит, конечно, забавно, но все быстро забудут.

Никола Тесла — гениальный человек

Вопрос о том, почему в наше время нет выдающихся гениев, имена которых будет произносить спустя годы, тщетен, и принадлежит философам, коих сейчас тоже довольно много. Может, именно в этом кроется разгадка?

Впрочем, я не считаю, что все потеряно. Ведь гении приходят случайно и стихийно. Умные люди будут существовать всегда, но люди, которых будут называть «гениями» все же исключение из всех правил. Хоть и появлялись они в нужное время и в нужном место, увлеченные своим делом, и готовые пойти ради него до конца. Гений все же еще и фанатик своего дела. Нет большего наслаждения для гения, чем плодотворный результат долгой и кропотливой работы. Не зря говорил Ломброзо о фанатизме и психических отклонениях.

Я считаю, что последние гении умерли в двадцатом веке. Но я не стану называть гениев науки вроде Альберта Эйнштейна, Поля Дирака, Резерфорда и других. По причине, описанной выше. Не думаю, что кому-то интересно слушать про теорию относительности или квантовые уравнения Дирака.

Так вот, гении это были из литературы (Сартр, Жан Жене, Хаксли, Берроуз, Харитонов) или из психологии (легендарные Фрейд и Юнг, Кинси, Кляйн и пр.). В первую очередь их назвали гениями за то, что большинство из них проявили необыкновенную смелость в утверждении своих взглядов. Достаточно экстравагантных и неординарных в их время.

Про «универсальных людей» позднего средневековья и Ренессанса и говорить нечего. Одновременно художники, математики, иногда физики, естествоиспытатели, скульпторы и иногда литераторы (Микеланджело писал стихи и сонеты). Все сферы бытия находили отклик в их умах. И сейчас мы имеем уникальные культурные наследия. Например, работы Да Винчи по анатомии послужили основой для дальнейших медицинских исследований.

Гениальные люди России

Впрочем, своими гениями и Россия не обделена. По крайней мере, гением смело можно назвать советского писателя, режиссёра и драматурга Евгения Харитонова. Хотя бы за то, что он сказал, что гениев нет, и их выдумали обыватели, чтобы отличать от самих себя. Но стоит назвать и гениев, не связанных с искусством и культурой.

Это, конечно же, Менделеев, простите за банальность. Заслуга хотя бы в том, что человек смог упорядочить систему химических элементов, то есть решить вопрос, над которым ломали голову многие мировые химики и физики того времени. Дальше стоит упомянуть Кулибина с его паровым двигателем, братьев Черепановых, Ползунова, Илью Мечникова, академика Вернадского, Павлова, Циолковского и многих других.

Но, что интересно, так это то, что эти гении нередко были не только специалистами в своей сфере, но и нередко в другой. К примеру, Кулибин и Циолковский активно занимались философией, а выражения Циолковского о душе и бессмертии до сих пор цитируются. В определенных кругах, разумеется.

Русского гения тоже присутствует в жизни. Ведь русский гений имеет свое собственное мышление. Вместе с этим долгое время русская гениальность казалась закрытой лишь потому, что мир не очень интересовали размышления о душе других людей, особенно когда у них были свои. Большинство русских гениев все же опаздывали с развитием философской мысли в литературе и искусстве, поэтому брали идеи, преобразовав в свои. Однако, не стоит сомневаться, что русский гений сделал немало прорывов в техническом плане, как уже было сказано выше. Чего стоит одно только строительство ракеты и первый полет в космос!

Гениальность: благо или зло?

И, наконец, древнейший философский вопрос: «Гений – это благо, или зло?»

Вопрос старее, чем «Быть или не быть?». Гений – это личность, всего лишь более оригинальная, на наш взгляд. Зло и добро – не объективные критерии при ее оценке. Ведь личность воспринимает свои поступки субъективно. Можно быть великим политиком и манипулятором душ, как Гитлер, но за зверский антисемитизм и убийства евреев тебя будут ненавидеть. Кстати, что такое личность описано .

Можно быть гениальным художником, скульптором, смело вскрывать тела умерших для правдоподобности картин, но люди буду чаще вспомнить слухи о нетрадиционной ориентации и твоей жизни, как это было с Да Винчи. Можно быть гениальным художником, одним из немногих психически больных творцов, но люди будут думать о твоем отрезанном ухе. Это повествование можно порождать бесконечно.

Ошибка в том, что люди оценивают гения со своих «колоколен», а гений других людей – со своей. Гений может быть сам отвратительной личностью, но люди будут помнить его поступки и по ним же судить. Также гений может быть как злым, так и добрым, в зависимости от его действий. Гений решает сам, какой он. И если гений действовал плодотворно, если его действия и творения принесли пользу обществу, все говорят, что ЕГО гениальность – добро, свет и благо. Если его деяния несут смерть, гибель и разрушения – его проклинают. Последнее постигло Гитлера и Наполеона в их время.

Единственное, что можно сказать о моральной стороне гениальности – по итогам: невозможно до конца оценить поступок, поскольку его смысл относителен. И нельзя точно оценить феномен гениальности по этой же причине. Гений может быть счастлив, наблюдая за хаосом, который он сотворил.

Окружающие его ненавидят, но он рад, потому что в хаосе видит порядок, один ему ведомый. Он может быть равнодушен к своим деяниям, поскольку связан обязательствами, но все вокруг славят его гениальность. Существую же «гениальные злодеи», о которых никто не может вспоминать без пристрастия. Также и нельзя сказать, что несет собой гениальность.

В конце концов хочется лишь сказать, что гений – это человек. Гений – не сверхчеловек Ницше. Чрезмерная оригинальность не определяет его как «хорошего» или «плохого». Никто не получает гениальность из ниоткуда. Но гении могут быть и обычными людьми.

© Зорина Дарья

Редактура

Гениальность вызывает у обычных людей восхищение. На самом деле людям достаточно редко приходится сталкиваться с настоящей, подлинной гениальностью. Многие из нас обладают какими – то способностями, но это не то же самое. Талантливых на свете много, а вот гениальных – считанные единицы! В данной статье будет рассмотрено определение гениальности и его отличительные особенности.

Определение гениальности

Что такое гениальность? Под гениальностью обычно понимают высшую степень развития интеллекта, умственных способностей. Человек может быть безумно талантливым в какой – то одной области, а может сразу сочетать в себе множество дарований. Такая личность, как правило, является абсолютно самодостаточной.

Гениальность отличается от талантливости тем, что сама себя выражает. Если для развития нужно время, упорный труд и часто волевое усилие, то для гениальности двери открыты всегда. Она сама часто находит себе дорогу в жизнь. Причем ее обладатель иногда не предпринимает, казалось бы, никаких дополнительных усилий для этого. Основное отличие заключается в том, что истинный гений никогда не станет подражать другим, он творит свою собственную реальность, меняет ее законы, формирует новое мышление. Гений похож на ребенка, который играет понятиями, фантазирует. Для него не существует границ, его продукты творчества всегда в высшей степени оригинальны.

Признаки гениальности

У гениальности существуют свои характерные особенности, которые помогают окружающим людям осознать, что перед ними находится выдающаяся личность. Часто одного только взгляда на гения достаточно, чтобы понять, что он необычный человек. Каковы же признаки гениальности?

  • Нестандартное мышление. Гениальность никогда не станет подстраиваться под общественное мнение, действовать так, чтобы угодить социуму. Так поступает большинство, а гениальность по своей природе уникальна и неповторима. Высшей ценностью для такого человека является свобода и самовыражение. Потребность выразить свою индивидуальность для них первостепенна. Вы никогда не увидите гениального человека за прилавком магазина, а вот просто талантливых людей великое множество. Другая проблема заключается в том, что они не всегда выражают свои способности и вообще замечают их, мимо гения же пройти невозможно.
  • Яркое воображение. Гениальность удивляет нас своей природной любознательностью. Такой человек постоянно живет внутри своего собственного мира и полностью соответствует его законам. позволяет формировать новые образы, создавать непривычную модель мира. Именно воображение помогает художнику конструировать новые миры, поэту придумывать оригинальные образы и воплощать их на бумаге.
  • Желание действовать. Энергетическая выносливость, энтузиазм – неизменные спутники природной гениальности. Желание действовать, предпринимать конкретные шаги крайне важно для самореализации любого творческого человека или выдающегося ученого. Любые открытия на свете происходили и совершаются только благодаря тому, что у художника или музыканта хватило сил действовать, выражать себя в полной мере. Замечено, что желание действовать тесно связано с уверенностью в себе и самооценкой. Поэтому у всех гениев развита способность себя ценить, они от природы склонны к самоуважению и принятию собственной сущности. Лишь действие способно менять жизненные установки – это прерогатива гениальности.
  • Высокая степень развития интуиции. Гениальность сама по себе способствует развитию интуитивного мышления. То есть, у человека постоянно присутствует внутреннее видение того, как нужно поступать в тех или иных случаях. Когда возникает спорный вопрос, гений способен обратиться внутрь себя и получить исчерпывающий ответ. У гениальности нет , так как она действует согласно своей внутренней природе, раскрывается индивидуальным образом. В мире нет двух похожих гениальных людей.
  • Момент проявления. Если обычный талант, коим обладают многие люди на земле, может выразить себя в каком угодно возрасте, то гениальность, как правило, видна уже в раннем детстве. делает его непохожим на других. Этот ребенок будет жить в своем собственном внутреннем мире, как бы взрослые ни старались навязать ему свое видение жизни. Гениальная личность не подчиняется никому, кроме себя, она в высшей степени самодостаточна. Гениальность встречается в мире крайне редко. Рождение такого человека всегда приводит к глобальным изменениям мышления, взгляда на жизнь.

Таким образом, гениальность – это высшая степень развития человеческих возможностей. Гениями не становятся (в отличие от таланта, который можно взрастить путем плодотворных усилий), ими нужно родиться.

Периодически можно услышать о гениальности того или иного человека. Иногда это бывает преувеличением, но порой соответствует истине. Есть ли какие-то критерии, которые определяют, что такое гениальность? Как распознать, что перед нами настоящий гений? Можно ли развить это качество, либо гениями становятся только от рождения? Вообще, гениальность – это хорошо или плохо? Возможно, ее значение для общества сильно преувеличено? Легко ли живется таким людям? Бывают ли гениальные дети или это качество развивается только у взрослых людей? Поищем ответы на эти вопросы.

Что такое гениальность?

Гениальность - это высшая степень проявления творческого или интеллектуального потенциала. В отличие от таланта, гениальность узконаправлена и развивается, в основном, только в одном из направлений. Очень часто срабатывает компенсаторный эффект. По принципу, если где-то очень много, значит в чем-то другом – мало. Гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми. Если поставить на чаши весов талант и гениальность, то лучше все-таки выбрать первое. Лучше быть разносторонне развитой личностью.

С другой стороны, гении мыслят совершенно не так, как принято в обществе, потому то, что могло бы огорчить обычного человека, не вызовет у них негативных эмоций. Они будут настолько увлечены успехом в своей сфере, что могут не замечать что-либо другое. Получая моральное удовлетворение от того, что они смогли создать очередные гениальные изобретения, они даже не задумаются, почему так сложно найти общий язык с простыми людьми, особенно с представителями противоположного пола.

Талант и гениальность – это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне. Талант – в виде задатков или способностей, а гениальность – как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать не возможно.

Кто они, гениальные дети?

Многие родители хвалят своего ребенка за хорошие оценки, называя его «ты наш маленький гений». Если бы они задумались над сказанным, то взяли бы свои слова назад. Гениальные дети очень часто вырастают в неудачливых взрослых, с регулярной депрессией, целой армией «тараканов» в голове.

Гениальность – это сложное бремя даже для взрослого, не говоря уже о психике ребенка. Ведь такие люди, кроме сверхчеловеческих способностей, очень часто с очень ранимой натурой.

В детском возрасте намного сложнее справиться со «звездной болезнью», и уж тем более сложнее пережить внезапное «падение». Гениальные дети –это большое испытание для их семей, поскольку менее гениальным родителям бывает сложно понять своих вундеркиндов. А непонимание в семье откладывает свой отпечаток на всю жизнь. Хотя, встречаются счастливые истории, которые вдохновляют.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют смысл жизни, узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая интуиция;
  • Специфическое чувство юмора;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Виды гениальности

Чтобы проще было распознать гениальность, следует понимать, какие формы она может принимать:

  • Практическая – «золотые руки», умение мастерить, чинить, конструировать, создавать что-то новое;
  • Научно-академическая – «светлый ум», успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности;
  • Бытовая – редкий вид гениальности, помогающий ориентироваться в жизни;
  • Спортивно-физическая – высокий уровень силы, координации, баланса, ловкости, гибкости, выносливости;
  • Творческая – развитая фантазия и умение ее воплощать, реализация в творческом процессе;
  • Эмоциональная – умение понимать других, чувствовать и сочувствовать, развитая эмпатия;
  • Предпринимательская – самый интересный для многих вид гениальности, позволяющий буквально притягивать к себе деньги.

Также имеют место две разновидности гениальности, связанные с масштабами ее воплощения. В первом случае, речь идет о людях, которые очень быстро переключаются от одного поиска на другой, все время оставаясь открытыми для чего-то нового. Во втором случае, жизнь гения тесно связана с одним трудом, который он будет оттачивать и совершенствовать до последних своих дней.

Можно ли развить гениальность?

Вопрос развития гениальности у себя или своего ребенка вызывает сомнения, но все-таки, если кому-то это нужно, рассмотрим, как это сделать. Хоть гениальность и закладывается генетически, но отрицать роль окружения в ее развитии тоже не стоит. Главное, делать это добровольно, без насилия над личностью. Ведь гениальные дети должны появляться по своему выбору, а не прихоти родителей. Иначе можно сломать ребенку жизнь и отобрать будущее.

Хорошие способы развить гениальность – усиленное совершенствование в своем направлении, постоянный выход из зоны комфорта и общение с другими талантливыми коллегами «по цеху». Приемы простые, но очень эффективные.

Сложно сказать, что такое гениальность. Для одних она становится даром, а для других проклятием. Особенно, если речь идет о вундеркиндах. Поэтому гениальные дети вызывают противоположные эмоции, от восторга до чувства жалости. Но, порой, выбор делается за человека, и гениальность становится чьим-то предназначением не завися от его истинных желаний. Хорошо это или плохо? Кто знает. Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png