Плетение из камыша — одно из самых древних ремесел. С него началось гончарное искусство. Знали ли вы, что первые миски, вазы и горшки плелись из камыша и смазывались глиной? Этот простой и доступный вид рукоделия пользуется большой популярностью и сегодня.

Плетение из камыша - простой способ занять руки или создать нечто очень привлекательное для дома. Привлекает дешевизна хобби и доступность материала для изготовления. Стоит отметить, что камыш - очень удобное растение для плетения, ведь найти его можно где угодно - у водоемов и болота. Его легко заготовить, он очень податливый.

Этот вид растения является одним из самых удачных для ремесла. Существует два вида камыша: озерный и лесной, и первый представляет большую ценность.

Это многолетнее растение с толстым корневищем. Его стебли достигают длины до 2 метров, в диаметре - около 2,5 см. Растет этот вид чаще всего в воде, на берегу или около него. Места произрастания - озера, болота и болотистые луга. Встречается почти повсеместно в европейской части России, также растет на Кавказе, в Сибири Западной и Восточной.

Обратите внимание, как выглядит камыш, из которого мы будем плести различные изделия (фото - ниже).

Северный и южный камыш

Не менее важно знать, какой именно нужен камыш для плетения, ведь растение из южной части нашей страны значительно отличается от северного собрата.

Тот, что родом из северных мест, малопригоден для плетения, так как его стебли покрыты воздушными камерами, шероховатые, бугристые. Из-за этого камыш неэластичный, негибкий, легко ломается при легком нажатии.

А вот камыш южный эластичен и гибок, он абсолютно не пропускает влагу. Ствол его наполнен мякотью, из-за чего стебель становится упругим и не ломается при сильном нажатии. Это очень плотный материал, из которого можно получить шикарные изделия.

Поверхность качественного, подходящего для плетения камыша гладкая, блестящая, обладает желтоватым оттенком.

Из южного камыша вырабатывается педдиг - тонкие прутики по 10 мм в ширину, длиной по 2 м, не более 1 мм по толщине. Эти нитеобразные прутики очень прочные, эластичные, обладают приятным солнечным цветом. Из них получаются красивые корзинки, мебель, обивка.

Но как же заготовить материал для плетения из камыша?

Заготовка не только камыша, но и всех других болотных растений происходит в июне-июле. Или в середине сентября. Говоря о камыше, отметим, что заготавливается он небольшими пучками. Его срезают, промывают и обрабатывают, удаляя лишнюю грязь. Перед тем как отправить камыш храниться, его необходимо разложить под навесом или расстелить на чердаке так, чтобы на него не попадали солнечные лучи. Только когда вся лишняя влага уйдет, его можно собрать в пучки и позволить досушиваться.

Если на камыш во время сушки попадут лучи солнца, материал выгорит и станет хрупким.

Циновка

Если вы начинающий в этом ремесле, для начала вам стоит попробовать соткать циновку из камыша. Это изделие не требует ничего особенного, в том числе и большой практики в плетении. Вам понадобятся шпагат, камыш и капля терпения. Взамен вы получите интересную, оригинальную вещь, освоите навыки ткачества.

Количество заготовленного камыша зависит от размера циновки. Для метра циновки вам необходимо использовать моток шпагата, 4 рейки и шурупы.

Подготовим место для работы.

Рабочее место. Создание простого ткацкого станка

Для плетения из камыша нужно подходящее место. Так как плетение и ткачество - занятия, требующие времени, необходимо место под навесом, чтобы в случае дождя изделие не пострадало.

Также необходим ткацкий станок. Для этого из реек смастерите рамку шириной с будущую циновку. Параллельные рейки, соответствующие ширине желаемого изделия, разметьте по сантиметру по всей длине. В каждую разметку вбейте по гвоздю или по шурупу в шахматном порядке. На каждый второй сантиметр натяните шпагат. Отрезков должно быть четное количество.

Подготовка материала к работе

Вы почти готовы к плетению циновки из камыша, однако вы и материал должны подготовить. Для этого высушенные листья камыша нужно замочить на несколько минут в корыте или ванне. Их необходимо смочить, чтобы они не ломались. Спустя 5-7 минут достаньте камыш из воды и заверните в марлю или ткань, чтобы лишняя влага быстро ушла. Оставьте материал на несколько часов. Только не передерживайте камыш в воде, иначе после того, как изделие будет готово, камыш высохнет и даст усадку.

Спустя 2-3 часа можете приступать к плетению.

Плетение из камыша очень простое, давайте ознакомимся с ним. Возьмите один листок и пропустите его под каждой четной нитью. Начинайте плести снизу рамки. Следующий листок пропустите под каждой нечетной. Следующий — под четной. Таким образом, у вас получится полотно с плетением в шахматном порядке или кирпичиком. Плетите так полотно нужной вам длины.

Когда вы достигнете нужного размера, отрежьте лишние кусочки стебельков на расстоянии 4-5 сантиметров от нити.

Почти готовое изделие осталось только закрепить. Для этого возьмите один стебелек и прошейте его с изнаночной стороны крупными стежками. Сделайте это с каждой стороны.

Нитки срезайте попарно с шурупов и связывайте, плотно прижимая к изделию. Лишние кусочки нити отрежьте. Ваша циновка готова. Ее можно использовать по-разному: как коврик, как коврик для йоги или покрывало на пляж. Так, циновка — интересная подставка под горячее или целая скатерть на дачу.

Плести из камыша можно различные вещи. Посмотрите, какие изделия можно создать самостоятельно. Какие привлекательные какие интересные заборы из камыша.

Очень удобные для хранения разной мелочи или в качестве украшения на кухню корзиночки из камыша. А какие милые плетеные пляжные шляпки.

Плетение из камыша подразумевает и плетение лаптей. Очень интересное изделие, которое и носить можно, и в качестве украшения использовать.

Можно с уверенностью сказать, что циновка является самым первым видом напольного покрытия, сделанным человеком. Циновки изготавливались во всех странах мира, на всех континентах земного шара. Популярны они и сейчас. Особенно хорошо циновки смотрятся в натуральных интерьерах, украшая полы и стены ровным плетеным узором.

Современные циновочные покрытия производятся на заводах из натуральных и синтетических материалов с использованием специального промышленного оборудования, продаются по метражу в рулонах, как и ковровые покрытия. Однако намного больше заводской продукции ценятся циновки ручной работы, изготовленные мастерами из натуральных материалов растительного происхождения.

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но изделие имеет достаточно высокую цену, так как производится вручную.

Чтобы начать зарабатывать на производстве циновок, нужно, во-первых, решить, с каким материалом вы будете работать, определиться с моделями циновок. Затем следует оборудовать производственное помещение. Большая территория не потребуется, но помещение должно быть хорошо освещенным, чтобы не уставали глаза, сухим и хорошо проветриваемым, чтобы там мог храниться материал. Оборудование, которое может понадобиться для производства, стоит совсем недорого.

Самая важная задача – наладить сбыт продукции. Мы рекомендуем наведаться с образцами продукта в магазины напольных покрытий, магазины товаров для дома и магазины интерьера и заключить с ними договоры. Продажа циновок через интернет-магазины возможна, но не приносит большого дохода, основную территорию сбыта стоит искать в офф-лайне. К тому же, создание сайта магазина потребует определенных вложений (около 25 тысяч), времени на создание каталога продукции, на общение с клиентами, доставку циновок и т.д. Если вы начинаете свой бизнес в одиночку, то времени на производство останется очень мало.

Как мы уже упоминали, для плетения циновок используют различные материалы растительного происхождения. Одни можно заготовить самостоятельно, другие легко купить, третьи в России найти крайне сложно.

Камыш – растение очень распространенное, растет возле водоемов, чаще всего встречаются узколистный и широколистный камыш. Для плетения пригодны виды камыша с круглым сечением. Камыш легко заготавливать самостоятельно. Сбор можно производить круглый год. Летом камыш зеленый, осенью желтый, зимой коричневый. Чаще всего стебли срезаются в августе и первой половине сентября, так как в это время камыш обладает наибольшей эластичностью. Место среза должно быть ровным и чистым. Стебли связывают в пучки и подвешивают для сушения вдали от солнечных лучей, чтобы материал не выцвел. Затем производится сортировка. Сгнившие, поврежденные и пересушенные растения удаляют, стебли разделяют по длине. Если предполагается плетение из листьев, то по ширине сортировка тоже необходима. Перед плетением материал вымачивают в воде, а затем держат завернутым в мокрую ткань, увлажняя стебли с помощью губки. Циновки из камыша изготавливаются вручную довольно быстро. Изделия получаются плотные, жесткие.

Сизалевая нить производится из листьев агавы. На российском рынке она продается в мотках и широко применяется для изготовления предметов декора. Изделия из сезаля долговечны и прочны, экологически безопасны, устойчивы к намоканию и гниению. Моток сизалевой нити длиной 50 метров стоит около 120 рублей. Циновки обычно плетутся в несколько нитей.

Тростник – достаточно жесткий материал, который используют для изготовления циновок практически во всем мире. Длина тростника не превышает 1,5 метров, поэтому широкие циновки их него не получаются. В России тростник легко купить в виде тростниковых матов. Мат размером 100 на 60 сантиметров стоит 1500 рублей.
Джутовая нить изготавливается из необыкновенно прочных джутовых волокон. Циновки из джута отлично противостоят истиранию и используются в помещениях с большой проходимостью людей. Это поистине вечный материал. Стоимость мотка 60 метров – 130 рублей.

Рисовая солома издревле использовалась для плетения циновок в Китае и Японии. Изделия из нее получаются более тонкие, чем из других материалов. Купить рисовую солому можно по цене около 100 рублей за 50 килограмм, но волокон, пригодных для плетения будет примерно четвертая часть от общего количества, и много времени уйдет на сортировку.

Койровая нить производится из волокон, собираемых с кокосовой пальмы, и используется для плетения циновок в Индии. В продаже на российском рынке койр найти практически невозможно. Та же ситуация с водорослями для плетения, льном, коноплей и бамбуком. Это прекрасные материалы для изготовления циновок, но Россия пока их не импортируют из мест производства.

Для изготовления простых напольных циновок можно сделать простой станок, который работает по принципу примитивного ткацкого станка. Из деревянных брусьев сбивается рама, на нее натягиваются продольные нити из крепкого шпагата. Это основа циновки. Нити продеты также через деревянную планку с равномерно просверленными на близком расстоянии отверстиями. Чертежи станка легко найти в Интернете. Стебли продеваются строго горизонтально через нити основы, прижимаются планкой, чтобы плетение получалось ровным. Края циновки можно обшить вручную, а можно обработать электрическим оверлоком. Стоимость оверлока – от 35 тысяч рублей.

В продаже легко найти так называемые домашние ткацкие станки, которые отлично подойдут для изготовления небольших циновок. Стоимость станка, который устанавливается на стол, начинается от 10 тысяч рублей. Это оборудование для производства изделий размером не больше 1 метра на 60 сантиметров. Оборудование, которое позволит изготавливать изделия большего размера, стоит от 30 тысяч рублей. Существуют и более сложные виды плетения: кромки, веревочка, квадратное, ажурное и т.д., такие циновки используют для украшения стен и представляют собой практически произведения искусства.

На изготовление циновки из камыша или тростника размером 1,5 метра на 70 сантиметров уйдет несколько часов и около 100 рублей, за рабочий день можно изготовить до трех циновок. Стоимость каждой – от 1000 рублей.

Циновки

Ни один природный материал не ускользал от внимательного глаза человека, его неистощимой фантазии, мастеровитых рук. Даже, казалось бы, ничем не примечательные болотные травы и камыш нашли в руках человека свою вторую жизнь в художественных изделиях - узорных циновках. Их делали одноцветными и многоцветными.

Искусство создания декоративных циновок сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.

Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.

Подготовка травы требует некоторого времени. Чакан собирают в конце лета, когда он еще сохраняет зеленый цвет. Если разделить охапку чакана на три части и по-разному обработать каждую из них, то можно получить три цвета травы.

Одну часть просушите на солнце - она приобретет красивый золотистый оттенок. Другую сушите в тени - она останется зеленого цвета, но менее яркого, чем только что срезанная. Третью часть опустите связкой в стоячую воду - на дно реки, пруда, в крайнем случае в большую кадку с водой - и вымачивайте в течение 20-30 дней, потом промойте в проточной воде и просушите. Гладкая поверхность ствола чакана станет коричневой и приобретет мягкий шелковистый блеск.


Сбейте раму из деревянных планок (рис. 1). Размер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бердо - тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7- 8 мм. Расстояние между отверстиями - не менее 3 см. К верхней планке рамы привяжите отрезки крепкого шпагата - хлопчатобумажного или, что лучше, конопляного, джутового. Толщина шпагата - не менее 2 мм. Шпагаты привязывайте на таком же расстоянии друг от друга, как и отверстия берда. Свободный конец каждого отрезка введите в отверстия берда и привяжите к нижней планке рамы. Следите, чтобы шпагат был натянут равномерно.
Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.

Узор образуется переплетением шпагатов с прокладываемыми между ними стеблями чакана. Чакан перекрывает отсчитываемые по рисунку группы шпагатов, что создает впечатление узорных настилов, похожих на ремизное ткачество.

Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эпастичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.
Чтобы быстрее освоить технику плетения циновки, нанесите на шпагаты рисунок гуашью ипи тушью.

Если, к примеру, нужно изготовить циновку с зигзагом, продумайте, какой ширины будет шаг данного, рисунка, то есть какое количество шпагатов будет перекрыто стеблем чакана и сколько раз этот шаг повторится по всей ширине циновки.

Расщепите стебли на две половины и еще раз смочите их, чтобы сделать более эластичными. Поднимите бердо к верхней планке рамы. У нижней планки по определенному вами расчету продерните справа налево между шпагатами стебель чакана (рис.2) по всей ширине будущей циновки и прижмите его к нижней планке бердом.

Если стебель короток, край его выведите наизнанку и загните, закрепив за ближайший, перекрытый этим же стеблем шпагат. Так же поступайте при стыковке стеблей разных цветов, если ваша циновка многоцветная. Проследите, чтобы стебель принял строго горизонтальное положение относительно вертикально натянутых шпагатов. Затем продергивайте следующий стебель. Чтобы получить наклонную линию рисунка в циновке, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетения их со стеблем прежним.

При продергивании третьего стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке второго. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим. Для получения зигзага продергивайте стебли чакана в обратном порядке. Узор приобретет уступчатый характер и благодаря ширине стебля, достигающей полутора сантиметров.

Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется небольшим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумных пропорциональных соотношениях повысит декоративные качества рисунка и самого изделия. В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывают- соломку злаковых культур, имеющую более интенсивный золотой оттенок.
Когда переплетение будет закончено, положите раму на пол и поочередно отвязывайте от нижней планки по два шпагата, крепко связывая их между собой.

Следите за тем, чтобы стебли оставались плотно прижатыми друг к другу. Снимая циновку с верхней планки рамы, осторожно отвяжите все шпагаты, затем снимите бердо и только после этого связывайте шпагаты - тоже попарно. Поскольку стебли чакана на краях циновки остаются свободными, ровно подрежьте их ножницами или острым ножом по линейке. Циновка готова.

Во многих магазинах сейчас продаются всевозможные плетеные штучки для дома. Как правило их изготавливают мастера из Юго-Восточной Азии из тамошнего растительного материала.

Между тем. мало кто догадывается, что можно плести разные красивые штуки из нашего камыша, а точнее рогоза, который растет на болотах и по берегам рек и ручейков. Данный мастер класс о том, как сплести циновку из рогоза своими руками.

Что потребуется для плетения циновки

  • простейший самодельный ткацкий станок,
  • рогоз (стебли),
  • большая («цыганская») иголка,
  • шпагат, хлопчатые нитки и тесемка.

Заготовка материала

Рогоз больше известен у нас под названием «камыш» и растет по берегам водоемов и в заболоченной местности.

Лучше всего его заготавливать летом 9июнь, июль), или в сентябре. Но если очень надо, можно и в другое время.

Растения срезают острым ножом ближе к корню.

Собранные стебли сушат на чердаке или где-то под навесом в хорошо проветриваемом месте, главное чтобы там не было солнца. Оно делает растения хрупкими, они тускнеют и теряют свой красивый цвет. Главное после сушке не хранить материал в целофане, иначе он заплесневеет.

Подготовка материала к работе

Нужно замочить стебли на 10 минут в корыте или ванне. Затем растения заворачивают в мокрую марлю или х.б. ткань и выдерживают в ней 2-3 часа. Не передерживайте сильно стебли в намокшем виде, иначе они дадут усадку после сушки. После этого приступают к плетению.

Изготовление простого ткацкого станка

По сути это прямоугольная рамка из дерева размером 70:100 см, на коротких сторонах которой через каждый сантиметр вкручены шурупы.

Натяните на раму нити из шпагата (количество нитей должно быть четным) через каждые 2 см.

Плетение циновки

Берите стебли по нескольку штук из намоченной ткани.

Берем стебель рогоза и протягиваем его под каждой четной нитью. Следующий стебель протягиваем под нечетной нитью.

Получается полотно с плетением в шахматном порядке.

Отрезаем лишние стебельки на расстоянии 4-5 см от последней нити.

Теперь нужно укрепить длинные края циновки. Берем стебель и пришиваем его крупными стежками с изнаночной стороны циновки параллельно последней нити основы.
После этого снимаем циновку с рамки. Нити между шурупами разрезаем и связываем их попарно.

Декорируем ручной шов, пришивая с лица тесьму на машинке. Циновка готова! Ее можно использовать как коврик на пляж или для занятий йогой, для украшения интерьера или как подставку под горячее.

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича , из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев
добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки - вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля - это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии .



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png