Если же при минимальной мозговой дисфункции преимущественно поражена диэнцефальная область головного мозга, наблюдаются две специфические формы врожденной детской нервности: вегетопатия и невропатия .

Примечание : Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Вегетопатия

Головной мозг состоит из коры и подкорковых образований. В подкорковых зонах головного мозга очень важны функции диэнцефальной области, в которую входит и гипоталамус - скопление специализированных нервных клеток, образующих ядра, осуществляющие вегетативную (внутреннюю) регуляцию жизнедеятельности организма. Речь вдет о вегетативной нервной системе. Естественно, диэнцефальная область головного мозга тесно связана с его корой и психическое состояние человека мощно воздействует на вегетативную регуляцию, а состояние этой области мозга, в свою очередь, на психику.

Минимальная мозговая дисфункция с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга приводит к врожденной форме вегетативной дистонии и к эмоциональной неустойчивости, возбудимости, которую называют вегетопатией.

Ребенок с вегетопатией плохо переносит психические и физические перегрузки - быстро устает и психически истощается; он плохо переносит и магнитные бури, резкую смену погодных условий и климатических зон. Таких детей часто называют метеопатами. Ребенок, страдающий вегетопатией, часто испытывает чувство нехватки воздуха, и у него "одышка", аритмичное дыхание, "вздохи", как у тяжело больного человека; у него неустойчиво артериальное давление, он жалуется на неприятные ощущения со стороны сердца, на головные боли. Отмечается бледность кожных покровов и повышенная потливость, часты жалобы на тошноту, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, на неустойчивость стула, запоры; беспокоят диатез, зуд, часты аллергические реакции, нарушения сна; ребенок возбудим, плаксив, боязлив и тревожен, раздражителен. У него нарушена терморегуляция и температура тела колеблется от 36,2 до 37,2° С. Не случайно таких детей нередко называют "инвалидами вегетативной нервной системы". Естественно, такие дети - нервные и трудные.

Таким образом, в отличие от детей, страдающих психическим инфантилизмом , а также от расторможенных и заторможенных (гипер- и гиподинамический синдром), но физически здоровых, при вегетопатии нервность сочетается с множеством жалоб на телесное нездоровье. В этом случае задача родителей - укрепление вегетативной регуляции водными и закаливающими процедурами (контрастный душ, влажные обтирания), щадящей диетой, лечебными травами: мятой перечной, валерианой аптечной, а также душицей обыкновенной, зверобоем продырявленным, ромашкой аптечной, тысячелистником обыкновенным, хмелем обыкновенным, фиалкой трехцветной. Необходимы и медико-педагогические воспитательные усилия, речь о которых пойдет ниже, в разделе о невропатии.

Невропатия

В случае, если на минимальную мозговую дисфункцию с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга наслаиваются выраженные переживания женщины в период беременности (сдача экзаменов, трудности на работе, ссоры в семье), т. е. плод испытывает не только физические, но и психические травматизирующие нагрузки, врожденная детская нервность отличается доминированием нервности над вегетативными нарушениями. Конечно, вегетативные нарушения имеют место, но родители жалуются более всего на нервность, несносность ребенка. И тогда речь идет о невропатии.

Ребенок с таким диагнозом, по словам родителей, комок нервов. Бабушка, сокрушающаяся по поводу трудностей воспитания внука, страдающего невропатией, сетует: "Мне было бы легче вырастить семерых детей, чем его одного". Мать в отчаянии восклицает: "Доктор, помогите! Нет больше сил. С того дня, как я принесла сына из роддома, семья не знает покоя ни днем, ни ночью". Именно ребенок, страдающий невропатией, часто остается единственным, поскольку родители заявляют: "Так измучены им, что и думать боимся о другом".

Г. Е. Сухарева выделила два варианта невропатии - возбудимый и астенический . При возбудимом варианте ребенок импульсивен, вспыльчив, эгоистичен, двигательно расторможен и чересчур подвижен, неугомонен. При астеническом варианте он впечатлителен, раним, повышенно обидчив. Он быстро устает, истощается и тогда становится капризным, плаксивым. У него часты несварение желудка, запоры, метеоризм. Характерный для невропатии экссудативно-катаральный диатез сказывается при астеническом варианте в предрасположенности к стоматитам, заболеваниям верхних дыхательных путей, нарушениям пищеварения.

Родители больше жалуются на болезненность такого ребенка, чем на его капризность и требовательность. И о нем, как о менее беспокойном, в данном разделе сказано меньше. Однако четкая грань возбудимости и астеничности редка, и чаще имеет место переплетение того и другого в одном ребенке как выражение контрастности страдающего невропатией. Сложны причины - сложны и неоднозначны последствия. Вот он возбудился и несносен в поведении, вот истощился, сник и вызывает жалость, тревогу за него, за его здоровье.

Очевидно, что астенический вариант невропатии, выделяемый Г.Е. Сухаревой, ближе к врожденной нервности на почве нарушений вегетативной регуляции, т.е. к вегетопатии, и, тем не менее, капризность, требовательность, несносность и депрессивность этих детей позволяют отнести их скорее к невропатичным детям флегматичного темперамента. Возбудимый же, по Г.Е. Сухаревой, вариант невропатии базируется, на наш взгляд, на холерическом и сангвиническом темпераментах.

Чаще всего невропатичный ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, боязлив и тревожно застывает возле матери при встрече с посторонним. Реже, если поражение головного мозга грубее и обширнее, он диспластичен, уныл, плаксив, раздражителен и капризен, поскольку повышенно истощаем, слаб, он вечно недоволен и для него - "все не так". На его лице - выражение беспокойства или недетской сосредоточенности. Он в таком случае похож на "маленького старичка" или тяжело больного человека. У ребенка с невропатией лицо и слизистые бледны, под глазами синева; волосы у него тонкие, ломкие, как бы прилипшие к головке или вьются венчиком; его руки горячие или холодные, влажные.

Различается ранняя форма невропатии - с самого момента рождения - и поздняя , манифестирующая с четырех-семи месяцев и протекающая тяжелее. При поздней ее форме ребенок сонлив, "спокоен", а по сути дозревает после родов. В этом случае предвестниками невропатии являются атония кишечника с запорами и метеоризмом, вялое сосание, плохая прибавка в весе и общая пассивность. Далее обычно формируется картина астенического варианта.

У детей-невропатов особенно велики шансы впасть в невроз (по нашим наблюдениям 22,3% детей с неврозами страдали в раннем детстве невропатией), как правило, в его истерическую форму (у каждого второго ребенка с истерическим неврозом, по нашим данным, ранее отмечалась невропатия) в связи с впечатлительностью, ранимостью, повышенной эгоистичностью, нарушениями общения. Хотя они и тянутся к сверстникам, но общение с ними неизбежно выливается в конфликт: в игре возбудимые чрезмерно импульсивны, астеничные устают, и все это кончается взаимными упреками, обвинениями, апелляцией к взрослым. Требовательные к сверстникам и взрослым, эгоцентрические, дети-невропаты порождают конфликты всюду, где бы они ни появились. При этом они не агрессивны, а конфликты с детьми возникают из-за завышенных претензий и непомерной обидчивости невропатичных.

Будучи чрезвычайно (симбиотически) привязанными к матери, невропатичный ребенок буквально порабощает ее. Мать в конце концов не выдерживает и умоляет близких дать ей передохнуть, уехать в отпуск одной. Невропатичный ребенок, оставшись без нее, заболевает, несмотря на идеальный уход со стороны отца и бабушки. По возвращении матери он становится еще более деспотичным, требовательным к ней и бдительным, не отпуская ее теперь ни на шаг. Он буквально держится за ее юбку. Ее рука крепко зажата в его ладошке во сне, или каждые полчаса, он не просыпаясь, ощупывает мать, удостоверяясь, что она рядом с ним.

Нередко дети-невропаты предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, грызут ногти и т. д. Особенно трудны невропатичные дети в период оппозиции, который у них начинается раньше - с двух лет - и длится дольше - до семи-восьми лет. Тогда их негативизм с неповиновением, с агрессивной требовательностью, настырностыо, настойчивостью доводит родителей до невроза. При невропатии у ребенка родителей успокаивает только одно - заверение, что к восьми-одиннадцати годам это пройдет.

Невропатия чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек (по нашим данным, в соотношении 1,8:1), у первенцев или поздних детей.

Первая характерная особенность детей с невропатией - контрастность . Страдающий невропатией ребенок контрастен, поскольку дисгармоничен. Он агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его злой и настойчивый плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже
с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он "вредный", но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду, аутоагрессивен - кусает себя (руки), грызет ногти, надногтевые валики, губы, равнодушен к пище и, будучи эгоистичен, в то же время, как говорит мать "не жалеет себя".

Вторая особенность - психомоторная нестабильность страдающего невропатией ребенка. Вот он весел и вдруг - гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. В больнице, яслях и детском садике знают немало случаев, когда таких детей спасали буквально в последнюю минуту. И в этом страдающий невропатией ребенок похож на расторможенных детей с синдромом сверхподвижности .

Третья особенность - сверхчувствительность . Невропатичный ребенок своего рода "принцесса на горошине". Его раздражает складка на простынке, рубчик на трусиках, а тугой воротничок он не терпит совершенно. Часто невропатичных детей беспокоит зуд кожи, волосистой части головы, ушей, промежности, и тогда они расчесывают себя до крови. Сверхчувствительны они и к запахам, и, когда на кухне стряпают, у них появляется головная боль, повышенная раздражительность. Шум и яркий свет возбуждают и обессиливают их.

Четвертая особенность - убыстренное психоречевое развитие . Ребенок-невропат учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений. Он прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого - с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Нередко он начинает говорить столь рано, что потрясает взрослых. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии , т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра - "пулеметная", и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.

Пятая особенность - нарушения сна . Они отмечаются у ребенка-невропата с первых месяцев жизни. Спит он только в определенных условиях - в полной тишине, при подсветке ночником, на руках, при покачивании. Сон его чуток, беспокоен. Ребенок часто просыпается, обязательно с криком, плачем. Часто у него "спокойная бессонница": он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Волосики его во сне слипаются от пота. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон у невропатичных детей налаживается только к трем годам.

Шестая особенность - нарушения вскармливания, аппетита, пищеварения . Ребенок-невропат обычно уже в полтора месяца отказывается от груди, а если и берет ее, то неохотно, лениво, отвлекаясь. Один скорее играет у груди, чем сосет. Другой ведет себя агрессивно, кусает грудь, беспокоен, будто материнское молоко горчит или чем-то раздражает. Мать такого ребенка нередко отмечает злой плач, порывистость движений у груди. Нередко ребенок-невропат быстро устает при кормлении или теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи - бич страдающего невропатией.

Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. Невропатичный ребенок не только "малоежка", но и плохо жует. Создается впечатление, что у него мало слюны и ему не проглотить кусок. Догадливая мать ставит на стол стакан воды, и ребенок поминутно запивает еду. Он способен играть и даже уснуть с куском за щекой, и, стремясь не допустить этого, мать требует, чтобы после еды ребенок открыл рот. На новую непривычную пищу невропатичный отвечает рвотой, иногда подолгу отказывается от мяса ("вегетарианец поневоле"), от твердой пищи или ест что-то одно: или сосиски, или макароны, или хлеб с маслом и сельдью.

Седьмая особенность - нарушения дефекации и мочеиспускания . Регуляция физиологических отправлений ребенка-невропата - постоянная проблема его воспитания. Стул у него учащен, а чаще задержан. Невропатичный малыш нередко отказывается от горшка и до двух-четырех лет при нужде забивается в угол, где и происходит дефекация в штанишки. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.

Восьмая особенность - частое нарушение терморегуляции . У возбудимых это повышенная температура тела (до 37,2-37,6" С), у астеничных - пониженная. Повышенная температура чаще не отражается на их самочувствии и обнаруживается случайно, но иногда может сопровождаться ощущением нездоровья, и тогда им ошибочно ставят диагноз острого вирусного заболевания.

Девятая особенность невропатии заключается в том, что невропатичный ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям . Длительно и часто болеющий - нередко невропат даже в том случае, если другие проявления этой формы детской нервности у него выражены слабо или отсутствуют. При невропатии зачастую имеет место иммунодефицит - слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. Именно поэтому мы рекомендуем направлять детей, страдающих невропатией, в детский сад не ранее пяти лет.

И, наконец, десятая особенность при невропатии - перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность , что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеопатами.

Аффективно-респираторные припадки

У детей довольно часты аффективно-респираторные припадки, когда ребенок закатывается в плаче и в результате спазма гортани у него задерживается дыхание до появления синюшности кожных покровов, он теряет сознание, глазки закрыты или закатываются. Мышцы или расслаблены - и тогда он безжизненно обвисает в руках, или они напряжены - и тогда он как деревянный. Длится это от нескольких секунд до 3-5 минут. Затем спазм гортани прекращается, ребенок с силой выдыхает воздух - "петушиный крик", возобновляется плач, возвращается сознание.

Заболевание начинается преимущественно во второй половине первого года жизни, а заканчивается в три-четыре года, лишь в единичных случаях переходя в эпилепсию. Происхождение заболевания сложное. Чаще всего оно наблюдается у детей с невропатией, реже имеет наследственную природу, или причина его коренится в микрородовой травме. При приступе следует действовать как при обмороках у ребенка: потереть пальцем верхнюю губу, подбородок, поднести к носу ватку с нашатырным спиртом. Для предупреждения приступов и излечения рекомендуем прием в течение шести месяцев подряд валерианы, пустырника и мяты. В более тяжелых случаях врач назначает на полгода-год противосудорожные препараты.

Воспитание детей с врожденной детской нервностью

Итак, возвращение к возгласу "Доктор, помогите!". Общение с ребенком, страдающим врожденной детской нервностью, требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования - не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если взрослые кричат, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства.

Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, его раздражает, для него непереносимо. Включенный на малую мощность телевизор для него, спящего в соседней комнате, то же самое, что для взрослого бульдозер, работающий под окном его спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной крикливой семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.

Итак, все спокойны рядом с ребенком с врожденной детской нервностью, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители должны многие мелочи попросту "не замечать" , ибо жизнь такого ребенка станет непереносимой, если каждый проступок (вся его жизнь до семи лет - сплошной проступок в глазах строгого родителя) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, смял ковер на полу, потянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду, порвал газету, ест стоя. Конечно, все это непорядок, но у него врожденная детская нервность. Родители всего этого "не замечают". Но вот он в гневе ударил бабушку, или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или вопреки запрету подошел к плите, на которой кипит суп. Это уже принципиально. Здесь нет места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Ребенок с врожденной детской нервностью предрасположен к истерическому реагированию. Он, как искусный дипломат, использует любую трещинку в отношении к себе взрослых членов семьи. Вот он бросается с криком на пол, добиваясь своего. Родители непреклонны. Крепится и бабушка, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Перестаньте мучить ребенка, уступите ему". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на бабушку. Но родители не позволяют ему добиться желаемого истерическими выходками. Однако они гибки, компромиссны, отделяют мелкое от принципиального. Он просит игрушку, а мама уже отказала ему в покупке. Но коли он уж очень хочет ее и просит вежливо, следует уступить: "Ну ладно, не хотела тебе покупать, но ты сегодня был послушен, так и быть, пойдем к кассе".

Однако, если дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами и кричит во все горло "Хочу!", тут уж родители не уступают. Истероидное поведение ребенка с врожденной детской нервностью в общественных местах нередко рассчитано не столько на мать, сколько на посторонних. Мать крепится, она понимает - уступи ему сейчас, и отныне каждое посещение с ним магазина превратиться в кошмар. Но не тут-то было. На нее обрушивается "общественное мнение". Особенно радикальны сердобольные старушки. Реплики типа "У этих молодых каменные сердца", "Бедный ребенок, ему и конфетки не купят" - самые мягкие из того, что порой слышишь в таких случаях. И если мать, побежденная, уступает, отныне ей лучше не выходить с ним из дому. Он только и будет ждать случая, чтобы с криком улечься в самом неподходящем месте.

Итак, не реагируя на советы прохожих, мать уходит, не оглядываясь. Ребенок долго не выдержит, побежит вслед за ней. Мать, не глядя на него, ждет у первого же светофора. Нельзя перейти улицу, ибо он помчится следом, не обращая внимания на машины. Мать молча берет его за руку и продолжает путь в молчании, потом, успокоившись, тихим голосом говорит: "Я тебя таким не люблю. Никогда ничего такими стыдными поступками ты не добьешься". Если он вырывает руку и его не перевести через дорогу, мать выбирает такой путь, при котором нет необходимости пересекать проезжую часть, а он будет бежать за ней. Не следует в такие минуты обращать внимание на его вопли, на высказывания проходящих мимо. Догадавшись, что мать больше всего опасается его выхода на проезжую часть, он может выбежать на нее. Тогда его берут на руки и несут домой. Когда он успокоится, с ним не говорят как можно дольше. Пусть поймет, что виноват.

И если твердое и спокойное руководство матери и отца, с одной стороны, потакание бабушки всем прихотям ребенка - с другой вообще недопустимы при воспитании, то тем более недопустимы они при воспитании ребенка с врожденной детской нервностью. Такого ребенка ни в коем случае нельзя воспитывать эгоцентрически, как кумира, "единственную радость". Его любят, но без крайностей. Его хвалят, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно. Его наказывают, если он провинился, но также без крайностей. Его не демонстрируют гостям. Он склонен общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками. Общество взрослых перевозбуждает его. В детский сад такого ребенка лучше отправить в пять или шесть лет - в старшую или подготовительную к школе группу. Но двух-трех товарищей-сверстников для него следует найти до того, как он пойдет в детский сад.

Ребенок с врожденной детской нервностью быстро устает, поэтому не следует его водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощиться от впечатлений, перевозбудиться, и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько суток выйдет из строя, будет труднее обычного. По телевизору ему можно разрешить смотреть только мультипликационные детские фильмы.

Как уже говорилось, такие дети быстро развиваются психически, но эту тенденцию не следует поощрять. Им читают сказки, дарят игрушки по возрасту, давая пищу их пытливому уму, но не форсируя умственное развитие , а уделяют больше внимания нравственному воспитанию, неустанно готовят таких детей к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют их физически.

У ребенка с врожденной детской нервностью плохой аппетит, но не следует превращать кормление такого ребенка в некий культ, ходить на голове, чтобы дитя съело "еще кусочек". Это всегда непедагогично, а при врожденной детской нервности и вовсе недопустимо. Пусть он лучше останется полуголодным. Эти дети нуждаются в диете. Исключаются кофе, какао, шоколад, пепси-кола, жареные, острые и пряные блюда, крепкий бульон. Показано ограничение мяса (не чаще 2 раз в неделю). В связи с предрасположенностью такого ребенка к аллергическим реакциям родители осторожно вводят в рацион курятину, рыбу, яйца, икру, ягоды, цитрусовые, виноград, мед и натуральное молоко. Эти продукты включают в диету один за другим, чтобы знать, что именно вызывает пищевую аллергию.

Дети с врожденной детской нервностью страдают бессонницей, однако снотворные им противопоказаны. Такие лекарства вообще не назначают ранее четырех лет. Эти дети часто дают парадоксальные реакции на снотворные и успокаивающие препараты и могут возбудиться, не спать всю ночь после приема фенобарбитала, димедрола, сибазона. Сон у них нарушен в течение многих лет, но не давать же им годами снотворные!

Если бессонница у ребенка, как и нервность, выражена резко, полезно дать ему понюхать пробочку от флакона с настойкой валерианы, повесить на спинке кроватки марлевый мешочек с корневищами и корнем валерианы, листьями мяты перечной, шишками хмеля обыкновенного. Для детей старше одного года можно применять настой из следующего сбора:

Валериана лекарственная (корни и корневища) - 1 ст. ложка;
- вахта трехлистная (трилистник водяной - листья) - столовая ложка;
- мята перечная (листья) - 1 ст. ложка;
- пустырник пятилопастный (трава) - 2 ст. ложки;
- хмель обыкновенный (шишки) - 1 ст. ложка.

Сбор смешивают, столовую ложку сбора заливают стаканом крутого кипятка (в термосе), настаивают ночь, утром процеживают, охлаждают и применяют по десертной ложке для ребенка до двух лет и по столовой ложке после двух лет три раза в день после еды. Настой хранить не более двух суток. Курс - полтора-три месяца.

Чтобы ребенок уснул, следует подержать его на руках и успокоить, что-либо рассказывая ему, согревая его своим телом. Эффективны мягкое растирание пальчиков ног (мягкое разминание их), нежное растирание кожи в области шеи до появления ощущения приятного тепла, зоны за ушами (3 см за мочкой уха) и согревание ладонью макушки головы. Успокаивает манная и рисовая каши, употребленные на ночь, капуста во всех видах. Успокаивающе действуют ванночки для рук и ног (поочередно, через день) в трех-пяти литрах воды с морской солью (6 столовых ложек). Температура воды +42° С, продолжительность - 15 минут. Воду следует подливать, поддерживая требуемую температуру. После ванночки на ручки (ножки) наденьте на 30 минут хлопчатобумажные рукавички (носочки) и уложите малыша в постель.

Врожденная детская нервность при правильном воспитании проходит к семи-восьми годам. Поэтому проявите терпение, изобретательность, отвлекая такого ребенка от капризов, соблюдайте спокойствие, ибо оно передается ему так же, как и материнская нервность и возбудимость. Спокойны родители - спокоен и ребенок. Если же его неправильно воспитывают, способствуют развитию в нем эгоцентризма, вспыльчивости, непомерной требовательности, истеричности, капризности, родители столкнуться с тяжелыми переживаниями, связанными с отклоняющимся поведением своего ребенка, когда он достигнет подросткового возраста. Правильное воспитание гарантирует нормальное формирование личности у ребенка с врожденной детской нервностью.

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) - наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери - генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы. Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики. В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12-16 лет). При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1-2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула- сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2-3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний. Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого - на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление - отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений. Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи. В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания. В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред. В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.). Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов). Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3-4-м месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой - проявление эмоциональных реакций социального характера. В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни. Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы. Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2-3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств. При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии. Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде. В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями. Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4-б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки). К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время. Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить. Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном. Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным - соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения. Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.

Синдром невропатии или врожденной детской нервности наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В грудном возрасте основными проявлениями невропатии выступают соматовегетативные расстройства и нарушение сна. К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита, гипотрофия. Вегетативные расстройства - бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела, не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна - недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.). Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения; с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто отмечают запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане - повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства. К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.



Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливаются описанные выше сомато-вегетативные нарушения, могут появляться головные боли.

У некоторых детей отмечается повышенная склонность к аффективным респираторным приступам , которые развиваются под влиянием различных психогенных факторов - раздражения, страха, радости, возбуждения. Нередко приступы возникают после плача или крика. Ребенок задерживает дыхание на вдохе, синеет. Иногда после длительной задержки дыхания появляются генерализованные судороги.

У детей с невропатией могут быть приступы, напоминающие бронхиальную астму. Они развиваются после перенесенного коклюша, а иногда и после обычных бронхитов, фарингитов, ларингитов и продолжаются в течение многих месяцев. После ложного крупа у ребенка также может длительное время оставаться сильный лающий кашель.

Характерна реакция ребенка с невропатией на инфекцию. Она проявляется резко выраженными явлениями возбуждения в виде беспокойства, крика, иногда судорогами и бредом. В некоторых случаях, напротив, отмечаются вялость, апатичность, сонливость, заторможенность. Все соматовегетативные расстройства в период любого инфекционного заболевания резко усиливаются, часто возникают явления токсикоза с нарушением сердечной Деятельности и коллапсом.
Отмечена повышенная склонность детей с невропатией к проявлениям позднего рахита.

Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна в виде затруднения при засыпании, беспокойного сна, иногда очень раннего пробуждения. Ребенок долго не может уснуть, становится капризным, двигательно беспокойным. Расстройства сна иногда перерастают в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражением, то уже позднее ребенок кричит без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. д. Один разпрерванный сои фиксируется в психике ребенка длительное время.

Иногда затрудненное засыпание зависит от эмоционального перевозбуждения ребенка перед сном. Это бывает в тех случаях, когда взрослые оказывают ему чрезмерное внимание вечером, ласкают, обнимают, целуют. В результате ребенок не только перевозбуждается, но и, стремясь получить больше внимания и продлить удовольствие от общения с близкими, долго не засыпает. Ребенок с невропатией особенно чувствителен к ласке, но ласку и внимание ему надо оказывать не в часы засыпания, а в течение дня и бодрствования.

В силу пониженного порога возбуждения нервной системы дети с невропатией спят беспокойно, вздрагивают и просыпаются от малейшего шума, в более старшем возрасте (со 2-го полугодия жизни) иногда кричат во сне. Нарушения сна обычно усиливаются после любого заболевания, во время которого ребенку оказывается усиленное внимание в ночное время. Дети с невропатией в момент засыпания и сна нередко ритмично покачиваются, сосут пальцы, грызут ногти, чешутся, у некоторых из них наблюдается постоянное качание головой в сторону. Во сне могут быть вздрагивания под влиянием различных резких раздражителей, особенно звуковых.

На 2-м году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. При ночном испуге у ребенка возникает своеобразное состояние, переходное между сном и бодрствованием. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, иногда пытается куда-то бежать. Широко раскрытые глаза выражают состояние страха, по выражению лица и по отдельным высказываниям ребенка можно подумать о том, что он видит кошмар. Нередко они не признают родственников, плохо ориентируется в окружающей обстановке. На следующий день ребенок обычно не помнит о ночном эпизоде или у него сохраняются только отдельные отрывочные воспоминания. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые приобретают более выраженное патогенное значение в тех случаях, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени.

Для многих детей характерен фобический синдром (синдром страха). Страхи обычно возникают под влиянием различных экзогенных факторов - физических или психических. Так, у детей, переживших какую-либо болезненную манипуляцию, надолго остается страх перед всем, что с ней связано. После инъекций лекарственных веществ ребенок может длительно бояться белых халатов. Ребенок с невропатией, обучающийся ходить, после падения долго испытывает страх перед процессом ходьбы и длительное время не возобновляет ее снова.
Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.

Моторное и речевое развитие у детей с невропатией нормальное, иногда даже ускоренное по сравнению со здоровыми сверстниками. Они рано начинают поднимать голову, сидеть, ходить, говорить. У некоторых детей обращают на себя внимание грациозность движений, недетски серьезное выражение лица. Часто отмечаются акроцианоз, похолодание конечностей, повышенная потливость, склонность к аллергическому насморку и проявлениям кожного диатеза.

В неврологическом статусе этих детей наблюдаются лабильность и чрезмерная живость сухожильных и кожных рефлексов наряду с ослаблением или исчезновением глоточного и корнеального рефлексов. Характерна также лабильность мышечного тонуса. Перед началом обследования из-за повышенной возбудимости ребенка мышечный тонус повышается и может создаться ложное впечатление о спастичности мышц. Кроме того, дети с невропатией иногда имеют склонность ходить на пальчиках, особенно в период общего возбуждения. Однако в отличие от детей с церебральными параличами все эти нарушения тонуса и моторики преходящи и зависят от общего возбужденного состояния ребенка.

При невропатии может быть понижен порог болевой и тактильной чувствительности. При обследовании зрачковых реакций нередко выявляют расширение зрачков (мидриаз), неравномерность их реакции на свет, беспокойство зрачков (прыгающий мидриаз).

При исследовании вегетативной нервной системы обнаруживается вегетативная дистония: значительные колебания пульса при изменении положения тела, неустойчивость артериального давления, дыхательная аритмия, резкий дермографизм (чаще красный, иногда белый). Интеллектуальное развитие при невропатии обычно нормальное.

Психические особенности проявляются раздражительной слабостью, легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью в сочетании с повышенной впечатлительностью. Дети отличаются любознательностью, с интересом и желанием принимаются за различную деятельность, но в силу повышенной психической истощаемости не доводят начатое дело до конца.

Существенные отклонения в развитии нервной системы приводят к возникновению различных заболеваний. В общем, любое нарушение нервной системы имеет название невропатия. Она является следствием неблагополучного течения беременности (сильные потрясения матери, токсикоз, хронические заболевания, родовая асфиксия) либо различных болезней, которыми ребенок болеет в течение первого года своей жизни.

Таким образом, выделяют следующие типы нарушения нервной системы:

  1. Конституциональная;
  2. Врожденная;
  3. Нарушение контакта между малышом и матерью;
  4. Органическое поражение мозга;
  5. Осложнение и сочетание форм болезни.

Невропатические симптомы могут проявляться с самого рождения. Ребенок беспокойно спит, часто просыпается, не может заснуть. Он может долго спокойно лежать с открытыми глазами. Также нарушается процесс питания, когда больной ребенок отказывается от материнской груди, а если и сосет, то быстро отвлекается на другие вещи.

С каждым последующим месяцем симптомы невропатии у ребенка только ухудшаются. Малыш продолжает все так же плохо спать, подолгу не засыпая. У него нарушен прием пищи. Он может не есть, пропускать приемы еды, а порой даже держать пищу за щекой. Все это сопровождается нарушением стула, повышенной возбудимостью и раздражительностью.

При малейшем недовольстве он может падать на пол и биться в истерике. Также нередко у детей проявляются двигательные нарушения в виде тиков, подергиваний, заикания и двигательного беспокойства.

Дети с невропатическим заболеванием становятся одиночками. Они стараются как можно реже общаться с другими детьми. В чем же причина? Все дело в том, что у ребенка с нарушением нервной системы отсутствует сосредоточенность на чем-то одном.

Он быстро отвлекается на другие звуки, яркие цвета и вещи. Монотонная работа не для такого ребенка. Как следствие, он быстро истощается и утомляется, что и побуждает как можно дальше находиться от шумных групп детей.

Все это сопровождается предрасположенностью к аллергиям и астматическим заболеваниям, головными болями, головокружением и обмороками.

Детей, больных невропатией, можно разделить на две группы:

  1. Первая имеет повышенную возбудимость. Им присуща быстрая смена настроения, аффективные вспышки, двигательное беспокойство, что приводит к быстрой утомляемости.
  2. Вторая имеет повышенную истощаемость. Им присуща неспособность приспосабливаться к переменам в жизни, они быстро впадают в угнетенное состояние, что сопровождается неуверенностью в себе, а также склонны к преувеличению влияющих на них раздражителей.

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка, больного невропатической болезнью, должно согласовываться с его возможностями. Другими словами, торопить ребенка в его развитии нельзя. Нагружать лишней информацией и требовательностью тоже чревато негативными последствиями. Лучше акцентировать внимание на физических упражнениях и прогулках на свежем воздухе.

Что касается специальных методик воспитания и лечения болезни, лучше проходить консультацию у врача-педиатра. Степень заболевания у разных детей отличается, что тоже следует учитывать. Никто более точно не установит лечение заболевания, чем врач. Родителям не следует опускать руки при узнавании о том, что их ребенок болен. Лучше незамедлительно приступить к лечению, чтобы еще на ранних стадиях сделать его здоровым.

Наиболее психотравмирую­щим, нарушающим отношения в системе «мать - дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные Роды. Физиологический процесс рождения ребёнка, детёныша, завершающий беременность.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip10" id="jqeasytooltip10" title="Роды">роды , гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) - уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства - ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).

В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Между психотравмой и клиническими проявлениями мо­жет иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработ­ка информации, тем этот период дольше. Невротическое может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический Энурез, -а; м. Ночное недержание мочи, наблюдающееся обычно в детском возрасте; чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, может наблюдаться у членов одной семьи. Греч, enurds. Недержание мочи до 2-3 лет явл. нормой, приблизительно у 30% детей мочеиспускание во сне происходит в возрасте до 4 лет, у 10% — до 6 лет, у 3% — до 12 лет, у 1% — до 18 лет.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Энурез">энурез и тики - через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее Скрытый период ответной реакции, время между началом действия раздражителя и акцией клетки, ткани, органа или целостного организма. В течение Латентный период происходят физиологические изменения, необходимые для выполнения реакции.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip3" id="jqeasytooltip3" title="Латентный период">латентный период (до нескольких месяцев).

У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально де­фектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.

Невропатия - врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невроти­ческие явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рожде­ния проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Способность нервных и мышечных клеток реагировать на раздражение процессами местного и распространяющегося возбуждения. Характеристики возбудимости используются для оценки состояния нервной системы, нервно-психической напряженности.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip1" id="jqeasytooltip1" title="Возбудимость">Возбудимость , раздра­жительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пла­стичны и нередко музыкальны, быстро психически развива­ются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них бес­причинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекват­ном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении невро­зов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png