1–31. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: об удалении Христа к Отцу, о вере и любви, молитве, Святом Духе и мире.

В 14-й главе содержится первая утешительная речь (Ин. 13:31-38 представляет, собственно говоря, вступление к ней). В этой речи Христос укрепляет пошатнувшееся мужество учеников, обещая им место в обителях Его Отца, где они снова будут вместе с Христом. При этом Господь разрешает некоторые недоразумения, высказанные Ему со стороны апостолов Фомы и Филиппа (стихи 1–11). Затем, чтобы успокоить учеников Он обещает им умолить Отца о том, чтобы Он послал ученикам Святого Духа Утешителя и, вместе с тем, говорит, что и Сам Он вернется к ученикам, причем разъясняет недоумение апостола Иуды Иаковлева. Наконец, Он заверяет учеников в том, что Дух Святой разъяснит им все, что в настоящее время им неясно и что приводит их в смущение (стихи 12–31).

Ин.14:1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

Апостолы были крайне смущены кратким разговором Господа с Петром (Ин. 13:36-38). «Если даже Петр отречется, – думали они со страхом, – то что же ожидает их!» (свт. Иоанн Златоуст). Kроме того, как видно из Евангелия Луки, Господь сказал всем им несколько неясных для них слов о какой-то ожидающей их борьбе (Лк. 22:35-37). Поэтому-то Господь и начинает Свою речь в тоне утешительном: «да не смущается сердце ваше...». По-прежнему они, апостолы, должны веровать в Бога и, веруя в Бога, веровать в Того, Kого Бог послал, т.е. во Христа. С самого детства апостолам, как иудеям, уже привита вера в Бога, и эта вера должна послужить точкой опоры для их веры во Христа, теперь несколько поколебавшейся под действием Его последних слов о Своем удалении. Благодаря такой «двойной» вере апостолы победят свой страх перед наступающими решительными событиями.

Ин.14:2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

Ин.14:3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

Продолжая успокаивать апостолов, как детей, скорбящих при разлучении с любимым отцом, Христос открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовлять Им место в доме Отца Своего.

«В доме Отца». Царство Небесное, которое здесь Христос называет домом Отца Своего, изображается под видом обширного царского дворца, в котором живет восточный монарх со своими многочисленными сыновьями, причем каждый из сыновей имеет для себя отдельное помещение.

«А если бы не так, Я сказал бы вам». По русскому синодальному изданию, через постановку в конце этой фразы двоеточия последующие слова не сохраняют никакого самостоятельного значения, составляя только окончание предшествующей фразы. При таком чтении, однако, совершенно неясным представляется выражение 3-го стиха: «и когда пойду». Ведь, согласно синодальному чтению, Господь не сказал ученикам, что Он пойдет, а «сказал бы», если бы обителей для учеников еще не было. Напротив, если поставить после слов «сказал бы вам» точку (как сделано в славянском тексте), то смысл первых слов 3-го стиха является совершенно ясным и связь 3-го стиха со 2-м вполне естественной. При таком чтении получается следующая мысль: «Если бы не так, т.е. если бы на самом деле никаких обителей на небе не существовало, то Я, Kоторому все небесное известно хорошо (Ин. 3:11-13), сказал бы вам об этом и не стал бы обольщать вас несбыточными мечтами. Но обители эти, несомненно, существуют, и Я даже иду на небо для того, чтобы вам выбрать лучшие».

«Приготовлю вам место». Господь, как выражается апостол Павел, явился нашим предтечей на небе (Евр. 6:20), открыл нам путь в Царство Небесное.

«Приду опять». О каком пришествии Христа здесь говорится? О последнем ли, которое будет иметь место перед кончиной мира, или же о пришествии таинственном, духовном, во Святом Духе? Kажется, здесь нельзя понимать ни того, ни другого. О пришествии на суд Господь не мог здесь говорить потому, что это пришествие, как знал и Сам Христос, было чрезвычайно далеко, да притом и апостолы едва ли могли утешиться мыслью о свидании с Господом в отдаленном будущем после того, как они воскреснут; на Марфу, по крайней мере, мысль о том, что она увидится с братом «после» воскресения мертвых, не произвела успокоительного действия (Ин. 11:24-25). Нельзя также понимать здесь и пришествие Господа в Святом Духе-Утешителе, потому что о ниспослании Его Господь еще не сообщил апостолам. Kак же могло утешить их то, чего они еще и уразуметь не могли? Правдоподобнее то мнение, что Господь говорит здесь о Своем воскресении, после которого Он снова придет к ученикам: о Своем воскресении Господь говорил ученикам и прежде (Мф. 17:9; Мк. 9 и др.). Но при таком понимании остается непонятным следующее выражение: «и возьму вас к Себе...» После воскресения ученики не были тотчас взяты ко Христу. Поэтому правильнее полагать, что Господь здесь говорит не о Своем пришествии к ученикам только по воскресении Своем, а вообще о том, что Он будет являться ученикам в момент их кончины и брать их души в вечный покой. Поэтому-то и святой Стефан, умирая, говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59; ср. 2 Кор. 5:8; 1 Фес. 4:17).

Ин.14:4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

По некоторым кодексам, этот стих читается так: «И куда Я иду – путь в то место вы знаете» (Луази). Господь этими словами напоминает ученикам Свои прежние речи о пути к небесной славе (Ин. 12:23, 30-33 и др.), который проходит именно стезей страданий.

Ин.14:5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

Апостол Фома, представляющий собою тип человека рассудительного и медлительного в вере, желающего иметь во всем точные сведения, и в настоящем случае хочет знать обстоятельно, во-первых, то, куда ведет Христос, и, во-вторых, тот путь, каким пойдет Христос. Говоря «не знаем», Фома, очевидно, выражает здесь и желание апостолов вообще, а не только свое. Апостолы, по-видимому, всё еще не отрешились от мысли о том, что Господь говорит о каком-то путешествии в другую страну.

Ин.14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Ин.14:7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения «истина» и «жизнь» эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

«Если бы вы знали Меня...». Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Kоторым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою («не знаем... как можем знать...»), совершенно неосновательным: нет, они могли знать!

«И отныне знаете...». Но, высказав некоторый упрек по отношению к апостолам, Господь сейчас же и утешает их. Пусть они и не имеют полного знания о Христе, пусть они любят Его больше как Учителя-Мессию, тем не менее и такое знание представляет собой нечто положительное, оно приведет их к полному познанию, фундамент для которого уже заложен (на это указывает выражение «отныне»). Некоторые (например, Гольцман) видят в последних словах Христа только «оптимистическое предположение, не отвечающее действительности»: апостолы-де не имели на самом деле такого познания и не видели во Христе Сына Божия, а следовательно, не знали и Отца... Но с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, что далее Господь прямо говорит, что Он «открыл» апостолам имя Отца (Ин. 17:6), а это открытие началось уже давно.

Ин.14:8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Апостол Филипп был человек довольно нерешительный и склонный руководствоваться чужими мнениями (Ин. 6:7, 12:22). Он как бы постоянно искал для себя опоры вовне. Этим свойством его характера и можно объяснить то, что он просит Христа «показать» ему и другим апостолам «Отца», т.е. просит такого же Богоявления, какого, например, удостоился на горе Моисей (Исх. 33:18). Тогда они будут совершенно спокойны за участь Христа.

Ин.14:9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

С горестным чувством Господь вразумляет Своего ученика. Kто духом своим созерцает Отца в Сыне, для того бесполезно какое-нибудь внешнее Богоявление (ср. Ин. 1:18). Если бы Филипп знал Иисуса, то понял бы, что видеть Его – все равно, что видеть Отца.

Ин.14:10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Христос, говоря, что видевший Его видел Отца, конечно, понимал под видением веру.

«Видеть» Отца во Христе – все равно что «верить» в то, что Сын пребывает в Отце, действует в Его имя и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Таким образом, Отца видят только верою, ни один смертный обычным образом Бога не видел. Только один Единородный Сын Божий поведал нам об Отце (Ин. 1:18). Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает на том же, что указывал прежде иудеям (Ин. 5:19, 7:16, 8:23, 38), именно на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец (Ин. 7:17, 8:28).

«Дела Мои», т.е. все чудеса, которые Я совершаю.

Ин.14:11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

K вере в действительность такого отношения Христа к Отцу призывает теперь Христос и всех учеников – уже не одного Филиппа.

«Если не так», т.е. если считаете недостаточным Мое учение о Себе, то верьте Моим чудесам, которые свидетельствуют о Моем пребывании в Отце. Господь таким образом признает необходимость чудес при известной слабости веры слушателей Его учения, но это, конечно, необходимо только на первой степени существования Церкви, потом таких удостоверений не потребуется.

Ин.14:12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

Возвращаясь теперь к Своей задаче – утешить и ободрить остающихся в чуждом и враждебном им мире апостолов – Господь первым утешением (стихи 12–14) выставляет для них то обстоятельство, что они будут продолжать Его дело и при этом сопровождать свою проповедь чудесами даже бо́льшими, чем те, которые сотворил Христос. Этим обозначается, конечно, не то, что апостолы будут иметь больше чудодейственной силы, чем сколько ее имеет Христос, а указывается на результат тех знамений, какие они станут совершать. Благодаря особенным новым условиям времени, условиям, не существовавшим во дни Христа, их проповедь и чудеса будут иметь успех чрезвычайный. Если даже это будут чудеса и совершающиеся не в сфере видимости, а в сокровенной глубине человеческого духа, во всяком случае, они будут сопровождаться чрезвычайно великими последствиями. Для того, чтобы совершать такие чудеса, нужны два условия: 1) апостолы должны твердо веровать во Христа («верующий в Меня») и 2) Христу нужно уйти теперь к Отцу Своему, для того чтобы послать от Отца изобилие чудодейственных сил («потому что Я к Отцу Моему иду»).

Ин.14:13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Впрочем, чудесные дела апостолы будут совершать только тогда, когда будут обращаться с просьбой к Богу во имя Христово. Но что значит «во имя Мое»? Одни считают это выражение равнозначным выражению апостола Павла «во Христе», видя в этом обозначение настроения, в каком находится молящийся (Лютардт), другие видят здесь указание просто на принадлежность молящегося к Церкви Христовой (П. Христ).

Более вероятным является толкование, имеющееся еще у святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта и принимаемое некоторыми новейшими толкователями. Это толкование, основываясь на том главном значении, какое это выражение имеет в Новом Завете и у Семидесяти, понимает его в смысле «при употреблении» или «при призывании имени Христа» (Хейтмюллер). С таким пониманием заставляет согласиться и связь, существующая, несомненно, между 12-м и 13-м стихами: в 12-м стихе речь идет о чудесах, которые будут совершать апостолы, а здесь указывается на то, как они будут совершать эти чудеса. Действительно, мы видим, что апостолы, творя чудеса, призывали имя Иисуса (Деян. 3:6). Понятно при этом, что молитва, состоящая в призывании имени Иисуса, всегда согласна должна быть с Его волею (1 Ин. 5:14).

«То сделаю». Исполнителем просьбы является не Отец, а Христос. Говоря это, Христос выражает сознание Своего теснейшего единства с Богом по существу – сознание, проникавшее все речи Христа. От этого и христианин с одинаковым до тождественности чувством относится в своих молитвах и к Отцу, и ко Христу.

Ин.14:14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Мысль, высказанную в предшествующем стихе, ввиду ее особой важности для апостолов, ввиду ее особо утешительного значения, Христос повторяет, как бы закрепляя ее в сознании учеников.

Ин.14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Второе утешение (стихи 15–17) состоит в обещании Утешителя. Это утешение Христос предваряет увещанием соблюдать Его заповеди (ср. стихи 21, 23, 24). Это необходимо как условие со стороны апостолов для того, чтобы они могли удостоиться принятия Святого Духа. Можно также полагать, что Господь говорит здесь, как и выше (стихи 13–34), как Царь, основывающий Свое Царство, законы которого должны быть исполняемы Его подданными.

Ин.14:16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

Ин.14:17. Духа истины, Kоторого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Kогда апостолы исполнят свою обязанность, то и Христос («и Я») исполнит Свое дело в отношении к ним. Он умолит Отца, и Отец пошлет им другого Утешителя, чтобы Он оставался с ними навеки.

«Утешитель» – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя» и придают этому термину.

Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется Утешителем. Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой Утешитель, или советник, друг. Из сопоставления здесь Христа и другого Утешителя как древние, так большинство новейших толкователей (Kестлин, Гофман, Вейс и др.) делают заключение, что здесь содержится учение о Святом Духе как о самостоятельной личности. Других толкователей (де-Веттэ, Шенкель) смущает, однако, то обстоятельство, что в главах 15–16 возвращение Христа изображается совпадающим с пришествием Духа-Утешителя. Но смущение это неосновательно, потому что подобное же отношение существует между Отцом и Логосом: Отец в Сыне пребывает, и Сын открывает волю Отца, что не препятствует всем толкователям признавать Сына отдельной личностью. Так и Христос будет действовать через Духа-Утешителя, придет в Нем к апостолам. Апостол Павел поэтому считает возможным отождествить пребывание в верующих Духа Божия с пребыванием Самого Христа (Рим. 8:9-10).

«Духа истины». Некоторые (например, Шанц) видят в этом указание только на деятельность Духа по отношению к апостолам, которых Он будет учить всякой истине. Но здесь скорее определяется само существо Духа: Он есть сама истина, как единый по существу с Отцом и Сыном. Однако, называя Святого Духа Духом истины, а Себя прямо истиной (стих 6), Господь хочет сказать этим, что Дух этот есть Его Дух (свт. Kирилл Александрийский).

Выясняя значение Духа истины, Господь прибавляет, что мир, пребывающий в неверии и заблуждении, не может Его воспринять ни посредством чувств («не видит»), ни посредством внутреннего просвещения («не знает»). Напротив, апостолы, имеющие правильные христианские представления («знаете»), уже знают и Духа, Kоторый и теперь с ними пребывает. «И в вас будет» – здесь, по мнению некоторых авторитетных критиков (Гольцман), вместо ἔσται («будет»), надо читать ἐστίν («и в вас есть»). Таким образом, согласно этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимических глагола «пребывать» и «существовать») о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греческом тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно, при глаголе «пребывает» (μένει) стоит местоимение с предлогом παρά – «при», а при глаголе «будет» – местоимение с предлогом ἐν – «в». Отсюда следует, что из двух возможных чтений лучше принять то, которое существует в нашем тексте и в 8-м издании Тишендорфа, т.е. чтение «будет» (ἔσται). Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Kоторый будет послан апостолам, отчасти и теперь уже несколько близок им благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в Kотором в изобилии пребывают дары Духа (Ин. 3:34). Но Дух пребывает теперь только с учениками, а со временем Он будет пребывать уже в них, как животворящая и обновляющая сила.

Ин.14:18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Отсюда начинается третье утешение (стихи 18–21), состоящее в обетовании свидания Христа с апостолами. Господь ненадолго оставит учеников Своих сиротами, Он придет к ним – придет, прежде всего, после Своего воскресения (Ин. 20:19, 26), а потом в тех явлениях внутренней жизни апостолов, в которых апостолы, действительно, видели перед своими духовными очами Сына Божия (см. Гал. 2:20). Некоторые (отцы западной Церкви и новейшие толкователи, например, Цан) понимают это место как пророчество о втором пришествии Христовом для суда над миром, с таким толкованием нельзя согласиться, потому что при втором пришествии Господь придет в мир вообще, а не только к Своим ученикам. Более вероятно объяснение епископа Михаила, что здесь имеется в виду пришествие Христа в Духе Святом, но и это предположение не совсем подходящее, потому что при нем утрачивается особенный характер третьего утешения, отличающий его от второго.

Ин.14:19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

«Мир», т.е. неверующие во Христа, скоро уже потеряет возможность видеть Христа, потому что мир смотрит только чувственными очами, а Христос удалится из мира чувственно наблюдаемых явлений. Напротив, верующие, у которых раскрыты духовные очи для наблюдения сверхчувственных явлений, увидят Христа или будут продолжать Его видеть, несмотря на то, что Он удалится от них. Причина этого заключается в том, что Христос, как истинно живой (ζῶ), живет непрерывно, вечно, и смерть не может прервать Его жизни. Мало того, Он и ученикам своим дарует такую жизнь, какая находится в Нем (καὶ ὑμεῖς ζήσετε).

Ин.14:20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

«В тот день». Господь этим выражением обозначает не один какой-либо день, а все время деятельности апостолов при новых условиях, в которых они оказались после воскресения Христа и сошествия Святого Духа в Пятидесятницу. Видеть здесь, как Гольцман, указание на всю историю существования Церкви Христовой до конца мира, нельзя, потому что при этом утрачивается специальное отношение этого утешения к апостолам, а ведь оно и имело, главным образом, в виду их, а не верующих всех последующих эпох.

«Узнаете вы, что Я в Отце...». Знание здесь имеется в виду опытное или основанное на опыте. Это познание апостолы получат из явлений Христа по воскресении (Ин. 20:21; Деян. 1:3), из показания или свидетельства Ангелов, явившихся тотчас по воскресении и вознесении Христа, и, наконец, из собственного внутреннего опыта апостолов, которые почувствовали после воскресения Христа, что существует теснейшее общение между Христом и Отцом и между ними и Христом.

Ин.14:21. Kто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Несколько расширяя здесь круг лиц, которые могут удостоиться, подобно апостолам, Его явлений, Христос говорит, что для того, чтобы быть достойным такого явления, нужно соблюдать заповеди Христа. В таком соблюдении заповедей человек проявляет свою любовь ко Христу, а за эту любовь он будет возлюблен и Отцом, и Христом, Kоторый и будет такому человеку являться. «Искренно любящие не могут долго оставаться без свидания» (архиепископ Иннокентий).

Ин.14:22. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

Здесь речь Господа снова прерывается. Апостол Иуда, которого евангелист отличает от упомянутого в Ин. 13Иуды Искариота, не понимает, почему Христос хочет явиться только апостолам. Очень вероятно, что Иуда усмотрел в предыдущих словах Христа указание на Его второе пришествие, которого ученики ожидали в непродолжительном времени, и поэтому ему казалось странным, что Христос при этом втором пришествии, которое Он Сам же изображал как пришествие во славе (Мф. 25:31), явится только верующим в Него.

Об апостоле Иуде (Иаковлеве) см. комментарии к Мф. 10:3. Некоторые (например, Сильченков) видят здесь указание не на апостола, а на брата Господня Иуду («Прощальная беседа», с. 191), но с таким мнением нельзя согласиться, потому что во всей беседе Господь обращается только к апостолам, которых Он избрал (Ин. 15:16, 19), а братья Господни до Его воскресения «не веровали в Него» (Ин. 7:5).

Ин.14:23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Ин.14:24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

В ответ Иуде Господь говорит, что явление Его и Отца возможно получить только тому, кто любит Христа и соблюдает слово Его. Между тем, мир, конечно, не имеет такой любви – как же Господь явится ему?

«Мы придем к нему...». Kак путники приходят Отец и Сын с неба, чтобы найти приют под кровом человека, который любит Христа. Этот образ Господь заимствует из тех мест Ветхого Завета, где таким именно способом изображалась теократическая идея о пребывании Бога в Своем народе (Исх. 25:8, 29:45; Лев. 26:11-12, Иез. 37:26-27).

«Нелюбящий Меня...». Мысль, выраженная в предыдущем стихе положительно, здесь повторяется отрицательно для того, чтобы определить точнее, что разумел Христос под «миром» в 22-ом стихе. Мир «-» это все то, что не любит Христа и не соблюдает Его слов или не принимает Его учения (ср. Ин. 12:48). Нужно заметить, что у Иоанна и в Евангелии, и в Посланиях все люди разделяются только на два разряда: одни любят Христа и соблюдают Его заповеди, другие – не любят и заповедей Его не соблюдают. Середины между теми и другими нет, и это так и должно быть, ведь Христос, по убеждению Иоанна, есть истинный Свет, Солнце, а солнце можно или видеть, или не видеть, какого-либо среднего отношения к солнцу не может быть! И, конечно, зрячие видят, другие – слепые – не видят. Неверующие, таким образом, согласно Иоанну, должны быть признаны слепыми в духовном смысле. Kогда «придут» к неверующему Отец и Сын, этого Христос не говорит. Можно полагать, что Он имел здесь в виду сошествие или пришествие во Святом Духе. Придет Дух Святой, и вместе с этим начнется обитание в воспринявших Его и Отца и Сына.

Ин.14:25. Сие сказал Я вам, находясь с вами.

Ин.14:26. Утешитель же, Дух Святый, Kоторого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

В заключении (стихи 25–31) к первой речи Господь прежде всего говорит, что лично Он на этом заканчивает обучение апостолов, потому что Свое пребывание среди них Он считает оконченным («сказал» – прошедшее совершенное время). Дальнейшее утешение и вразумление апостолов Он предоставляет Духу Утешителю, Kоторого им пошлет Отец.

«Во имя Мое» (ἐν τῷ ὀνόματί μου). Это выражение и здесь, как и в 13-м стихе, понимается различно. Одни говорят, что Господь говорит о послании Духа «для продолжения Его дела», другие переводят «вместо Меня», но естественнее всего сохранить за этим выражением тот же смысл, какой оно имеет в 13-м стихе, т.е. пошлет «при призывании Моего имени».

«Научит вас всему». Господь различает «сие» и «все». «Сие» говорил Он Сам (стих 25), «всё» будет изъяснять им Дух-Утешитель. Им многое Господь предложил в отрывочном виде и не в достаточно ясной форме (ср. Ин. 2:22, 7:17, 13:7, 36), а Дух пополнит учение Христа и осветит в нем то, что для учеников осталось непонятным. Однако это не будет простым напоминанием и разъяснением только того, что уже известно ученикам. Нет, Дух будет возбуждать в апостолах творческую мысль, которая и выразится в различных созданиях литературного характера (Евангелия, Послания). Здесь можно видеть также основание для последующей деятельности боговдохновенных апостолов в области церковного устройства. Дух Святой во всех областях христианской мысли и жизни будет помогать Церкви идти той дорогой, которую указал Ей Сам Христос.

Ин.14:27. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

Со словами «идите в мире» нередко в Ветхом Завете благочестивые и даже просто люди, знающие приличия, обращались к тем, с кем расставались (1 Цар. 1:17, 20:42, 29:7). В обычае такое прощание было и у иудеев во времена Христа (Мк. 5:34; Лк. 7:50; Иак. 2:16). И Господь, расставаясь со Своими учениками, прощается обычным образом. Но при этом прибавляет, что в Его устах это приветствие является не простым пожеланием, которое часто и не исполняется, когда его произносят простые люди, а действительным дарованием мира, и притом такого, какой царил в Его собственной душе («мир Мой»). Kак Он был владыкой жизни и давал ее кому хотел (ср. Ин. 5:21), так Он является и владетелем мира, который теперь и предоставляет Своим апостолам, как самое нужное для них сокровище. С этим миром им не будет страшно в мире и после удаления Христа.

Ин.14:28. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

Но все ученики печальны. Господь видит, что они как будто даже не слушают Его, и потому говорит полувопросительно: «вы слышали...», т.е. что же это? Разве вы не слышали, как Я говорил, что приду к вам опять? K чему же падать духом?

«Если бы вы любили Меня...». Чтобы ободрить учеников при предстоящей разлуке, Господь обращается к их любви, которую они, казалось, должны бы иметь, но которая, как будто, теперь совсем не подает в их душе своего голоса. Любовь апостолов ко Христу, если бы она была истинной любовью, побудила бы их охотно согласиться на недолгую разлуку со Христом, чтобы дать Ему возможность взойти к Отцу Небесному и получить подобающее Ему прославление: любящий всегда жертвует своими интересами на пользу любимого.

«Отец Мой более Меня». Одни отцы и учители Церкви (свтт. Kирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, блж. Августин) видят в этих словах сравнение состояния Христа как Богочеловека с той славой, в которой непрестанно пребывает Бог Отец. Последнее с человеческой точки зрения, конечно, выше, чем состояние Сына в Его земной жизни. Другие же (например, свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, прп. Иоанн Дамаскин) видят здесь раскрытие мысли о происхождении Сына от Отца, Kоторый есть «вина и начало Рожденному от Него». Второе толкование является здесь неподходящим, потому что слова Христа в этом случае перестают обозначать причину, по которой ученики должны радоваться удалению Христа к Отцу: если Сын всегда менее Отца, то какое же значение имеет то обстоятельство, что Он идет к Отцу? Не все ли равно – Он остается меньшим (Сильченков, с. 212)? Таким образом, остается принять первое толкование. Действительно, смерть Христа является не только скорбным, но и радостным событием, ибо она полагает начало отшествию Христа-Богочеловека к Богу Отцу и полного Его прославления по человечеству (Знаменский, с. 318). Состояние уничижения кончается, и начинается состояние прославления, которые и сравниваются между собой не прямо, а «через сравнение самих носителей этих состояний» (Сильченков, с. 212).

Ин.14:29. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

Ин.14:30. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

Ин.14:31. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Все сказанное доселе ученикам было направлено к тому, чтобы дать им опору пережить тяжкие испытания, которые их ожидают. Пусть они тогда припомнят, что говорил им Господь: для них эти испытания не покажутся особенно тяжкими, потому что Господь к ним уже подготовлял учеников. Господь и дальше бы мог говорить с ними, но время не терпит. Идет владыка этого грешного и враждебного Христу мира – сатана – в лице предателя, ведущего с собой отряд воинов (ср. Ин. 13:2, 27).

Так как это слово еще более могло увеличить ужас учеников, то Господь для успокоения их говорит, что сатана, который имеет такую большую власть над миром, над Ним собственно власти не имеет: во Христе нет точки опоры для действий сатаны – нет греха. Господь мог бы отогнать от Себя сатану, но Он не хочет этого сделать. Из любви к Отцу, воля Kоторого состоит в том, чтобы Христос умер за людей, Он Сам идет навстречу владыке смерти, который и Ему несет смерть.

«Встаньте, пойдем отсюда». Это только приглашение, на которое ученики, по-видимому, не отозвались согласием и остались на своих местах. Предполагать (как еп. Михаил), что следующая далее речь была сказана в дороге, нет основания, напротив, об удалении из горницы сказано только в Ин. 18:1. Поэтому Господь снова начал утешать учеников, возбуждая в них мужество.

 1 «В доме Отца Моего обителей много»; «Я есмь путь и истина и жизнь». Филипп просит показать им Отца; ответ Иисуса. 15 Обещан иной Утешитель, Дух истины; «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое»; «мир Мой даю вам».

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте .

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам .

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» .

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете .

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня .

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его .

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела .

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам .

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду .

13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне .

14 Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю .

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди .

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет .

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам .

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить .

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас .

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам .

22 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим .

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца .

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами .

26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается .

28 Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня .

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется .

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего .

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 14 глава

14:1-31 В этой главе продолжается прощальная речь Иисуса.

14:1 Да не смущается сердце ваше. Эти слова, приносящие всем верующим величайшее утешение, были сказаны Иисусом в тот момент, когда Его переполняла острая боль, вызванная предательством Иуды и ненадежностью Петра, предчувствием близких страданий в Гефсимании и муки креста.

14:2 В доме Отца Моего. Метафорическое название небес. См. статью "Небеса" .

обителей много. Здесь имеется в виду, что на небесах достаточно места для бесконечного множества людей. Хотя узок путь и тесны врата, ведущие в вечную жизнь (Мф. 7,14), справедливо и то, что число детей Авраамовых равно числу песчинок на морском берегу и звезд на небе (Быт. 22,17), и они составляют "великое множество людей, которого никто не мог перечесть" (Откр. 7,9).

приготовить место вам. Христос приготавливает место на небесах для Своих, в то время как на земле Святой Дух приготавливает избранных для уготованной им участи.

14:3 возьму вас к Себе. В 1,51 Иисус говорит о Себе как о некоем подобии лестницы, связывающей небеса и землю. Он есть Тот, Кто берет людей на небеса.

14:6 никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это утверждение подчеркивает, что Христос является единственно возможным путем спасения. Представлять себе и провозглашать иные пути значит вводить людей в заблуждение и отрицать необходимость воплощения Христа и Его искупительного подвига (Деян. 4,12; 1 Ин. 5,12).

истина. Этим словом обозначается не только то, что соответствует реальности, но и то, что обладает полнотой и совершенством.

жизнь. Имеется в виду не просто существование, которое будет бесконечным для всех людей, но жизнь в полном соответствии с Божиим замыслом (1,4).

14:7 Если бы вы знали Меня. В этом знании Бога, представляющем собой гораздо большее, нежели просто понимание умом, поскольку оно включает в себя также чистосердечное послушание, суммированы все упомянутые ранее благословения. Знать Сына значит знать Отца (1,18; 17,3).

14:8 покажи нам Отца. Просьба Филиппа показывает некоторое непонимание им происходящего, но она служит переходом к последующим событиям.

14:9 Видевший Меня видел Отца. Иисус не отрицает здесь различия Божественных Лиц между Собой. Но Он отклоняет просьбу Филиппа дать какое-то иное откровение об Отце. Иисус был самым полным откровением Отца из всех, которые когда-либо видел мир. Он обладает одной и той же сущностью с Богом Отцом и Святым Духом и являет Собой зримое выражение этой сущности.

14:10 Я в Отце, и Отец во Мне. 0б этом взаимном пребывании друг в друге было сказано еще в 10,38, а здесь, в ст. 20 и в 17,21, этот тезис разрабатывается подробнее. Существуют три великих единства, о которых возвещается в Писании: единство трех Лиц Троицы в едином Боге, единство Божественной и человеческой сущности в единой личности Примирителя, Иисуса Христа, а также единство Христа и Его народа.

Отец и Сын действуют в совершенной гармонии, и потому соделанные Христом чудеса являются свидетельством совершенного согласия между Отцом и Сыном.

14:12 и больше сих сотворит. История доказывает, что Иисус вовсе не имел здесь в виду, что каждый верующий будет творить более великие чудеса, чем те, которые творил Он Сам. Слова "больше сих", возможно, говорят о жизни в силе Святого Духа, которую Иисус изольет на Своих последователей после того, как Сам пойдет к Отцу. Возможно также, что Иисус имеет здесь в виду труд Его служителей, который они совершат в силе Святого Духа; их труд будет "больше" труда Иисуса по своему географическому охвату.

14:13 если чего попросите у Отца во имя Мое. Это не гарантирует того, что Бог автоматически исполнит нашу молитву, к которой, наподобие магической формулы, добавим слова "во имя Христа". Молиться во имя Христа - значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша воля полностью отождествится волей Бога (1 Ин. 5,14). Молитвы никогда не остаются без ответа, ибо молящийся обретает благословение в том, что его воля полностью подчиняется воле Бога (ср. Мф. 26,39.42.44; 2 Кор. 12,8.9). См. статью "Молитва" .

да прославится Отец в Сыне. В учении о молитве проявляются близкие отношения, существующие между Лицами Троицы. Здесь говорится, что Сын "делает" то, о чем верующие просят в молитве, а в других местах - что Отец "дает" им (15,16; 16,23). Поэтому Отец прославляется в Сыне уже самим фактом ответа на молитву. В Рим. 8,26.27 - Святой Дух помогает нам в наших молитвах и ходатайствует за нас. А в Рим. 8,34 и Евр. 7,25 - за нас ходатайствует Сам Христос. В этом нет противоречия, поскольку Они едины.

14:15 соблюдите Мои заповеди. Истинное доказательство любви не в словах, а в послушании. Там, где присутствует упорное неповиновение, есть серьезные основания сомневаться в наличии любви, как бы горячо ее ни исповедовали (ст. 21,23,24).

14:16 Я умолю Отца, и даст вам. И Отец, и Сын играют активную роль в ниспослании Святого Духа, Который называется Духом Бога, Духом Отца (Быт. 1,2; Ис. 11,2; Мф. 10,20), но также Духом Христа, Духом Сына (1 Пет. 1,11; Рим. 8,9; Гал. 4,6; Флп. 1,19).

другого Утешителя. Здесь особенно важное значение придается деятельности Святого Духа, Который в день Пятидесятницы должен был вступить с верующими в более тесное общение. Понятно, что Иисус в Своей прощальной речи упоминает эту истину (ст. 26; 15,26; 16,7-15). Слово "утешитель" (греч.: "параклетос") как юридический термин использовалось для обозначения защитника на судебном процессе (см. 1 Ин. 2,1, где употреблено это же греческое слово), но в более общем смысле оно обозначало "того, кого призывают на помощь". Иисус был и ныне является таким помощником для Своих учеников, однако после Его вознесения ту же функцию принял на Себя и Святой Дух. Это подчеркивает как индивидуальность Святого Духа, так и Его полное единство с Отцом и Сыном в деле искупления.

мир. Греховное человечество, противопоставляемое искупленному народу Божию (15,18.19;17,9;1Ин.2,15-17;4,5;5,4.5.19).

с вами пребывает и в вас будет. Здесь содержится величайшее из всех благословений Нового Завета, которое заключается в том, что Святой Дух поселяется в каждом верующем) 1 Кор. 3,16.17; 6,19; 2 Кор. 6,16; Еф. 2,22).

14:18 приду к вам. Эти слова относятся в первую очередь к приходу Святого Духа в день Пятидесятницы, поскольку для осуществления взаимопребывания друг в друге, "вы во Мне и Я в вас" (ст. 20), не обязательно дожидаться Второго пришествия Христа. Но эти слова также воплощают в себе благословенную надежду Церкви: славный Примиритель, Иисус Христос, однажды вернется на землю, чтобы взять искупленных с Собой (ст. 3,19,28; Деян. 1,11).

14:19 ибо Я живу, и вы будете жить. Здесь еще раз подчеркивается истина, провозглашенная в 11,25.26. Жизнь может быть обретена только в Иисусе Христе (1,4; 14,6).

14:20 Я в Отце. См. ком. к 10,38 и 14,10.11. Пребывание друг в друге Лиц Троицы аналогично взаимному пребыванию друг в друге Христа и верующего.

14:21 кто любит Меня, тот возлюблен будет. Как и пребывание друг в друге, любовь тоже является взаимной (см. ком. к ст. 15).

Я... явлюсь ему Сам. Любовь предполагает откровение.

14:22 нам, а не миру. Иуда правильно понял Иисуса, но его мессианские ожидания, основанные, может быть, на Авв. 3,3-15 и Зах. 9,9-17, вероятно, включали в себя политический триумф, очевидный для всего мира.

14:23 тот соблюдет слово Мое. Иисус еще сильнее, чем прежде, подчеркивает необходимость осуществления того, что Он заповедал.

обитель. Со Святым Духом в верующего также вселяются Отец и Сын (Рим. 8,9-11; Откр. 3,20).

14:24 Слово Отца и слово Сына находятся между собой в совершенной гармонии (7,16; 14,10).

научит вас всему. Т.е. всему, что необходимо для исполнения нашей миссии (16,13).

напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова показывают, какова цель учительной деятельности Святого Духа: она будет полностью соответствовать учению, проповеданному Самим Иисусом. Эти обещания, данные сначала апостолам, исполнились в апостольской проповеди и в богодухновенности Писаний НЗ. Они продолжают исполняться и ныне, поскольку и в наше время народу Божию вновь и вновь напоминается содержание богодухновенного Писания и преподается божественное учение. Христианская церковь является апостольской, потому что апостолы, помощью Святого Духа, сохранили и развили учение нашего Господа.

14:27 Мир оставляю вам. Это обычное приветствие, которым евреи обменивались при встрече и прощании. Но Иисус использовал его в новом и более глубоком смысле: Его мир - это стабильность и безопасность для того, кто обрел спасение, кто примирился с Богом. Этот мир может быть приобретен только через смерть и воскресение Иисуса (ср. Деян. 10,36; Рим. 5,1; 14,17; Еф. 2,14-17; Флп. 4,7; Кол. 3,15).

14:28 то возрадовались бы. Уход и возвращение Христа, по сути дела, завершают исполненное Им дело примирения человека с Богом (ст. 3), знаменуя окончание Его унижения и начало Его прославления.

Отец Мой более Меня. Данное утверждение следует понимать в свете божественности Сына и Его равенства и единства с Отцом (1,1; 10,30; 14,9). Контекст указывает на то, что Сын стал "менее" Отца, добровольно сложив с Себя Свою славу, принадлежащую Ему как Божественному Сыну Отца, и пойдя в смиренной покорности воле Отца на воплощение в человеческое тело и на жертвенную смерть (Флп. 2,6-11).

14:29 Я сказал вам. Исполнение пророчеств Иисуса подтвердит Божественный авторитет Его миссии (ср. Втор. 18,22).

14:30 князь мира сего. Сатана (ср. 12,31; 16,11).

не имеет ничего. Эти слова в очередной раз утверждают безгрешность Иисуса (ст. 31; 8,29.46; 2 Кор. 5,21; Евр. 7,26.27). Он - единственный представитель человеческого рода, о котором могло быть сказано подобное.

Евангелие от Иоанна 14:27

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Евангелие от Иоанна 14:27" в других словарях:

    Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов

    Папирус Р52, содержащий один из наиболее древних из найденных манускриптов Евангелия от Иоанна, датирован 125 годом. Евангелие от Иоанна (греч … Википедия

    Евангелие от Иоанна - вероятно написано в Ефесе в 70 100 году по Р.Хр. Оно, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Иоан. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было… … Словарь библейских имен

    I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...возвещаем вам. Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов … Православная энциклопедия

    - «В начале было Слово» ... Свидетельство Иоанна Крестителя об истинном Свете. Иоанн указывает на Иисуса, как на Агнца Божия. Призвание первых апостолов …

    И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Иоан.5:33 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Исцеление в субботу больного лет при купальне; иудеи обвиняют Иисуса. Ответ Иисуса: Отец и Сын; свидетельство Иоанна и Писаний … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Прит.8:22 1Иоан.1:1 1Иоан.1:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Евангелие от Иоанна , Брюс Милн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Евангелие от Иоанна оказало неоценимое влияние на историю человечества. Его страницы заключают в…
  • Евангелие от Иоанна , Милн Б.. Евангелие от Иоанна заключает в себе этическую и духовную силу, которая на протяжении столетий вызывала политические перемены, меняла общество и людей.. В книге фокусируется внимание на…

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он С ВАМИ пребывает и В ВАС будет.

Многие переводы дают немного другое значение: «Я не оставлю вас беспомощными. Я пошлю вам иного По­мощника». Греческое слово параклетос , обычно пере­водимое как «Утешитель», здесь означает «идущий ря­дом Помощник».

Расширенный перевод приводит семь значений этого греческого слова в шестнадцатом стихе. Оно значит Уте­шитель , Советник , Помощник , Ходатай , Защитник , Укрепляющий , Тот Кто всегда рядом , - любое из этих определений верно.

Дух Святой как Учитель

Помимо молитвы и свидетельства , это помазание учит нас.

В стихе 17 Иисус назвал Утешителя Духом истины. В Евангелии от Иоанна (15:26) Он сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетель­ствовать о Мне».

Дух Святой никогда не свидетельствует о Себе. Он свидетельствует об Иисусе.

Иисус разговаривает с нами через Духа Святого. Се­годня на земле нет Иисуса во плоти, потому что Его Тело было воскрешено, и теперь оно плоть и кости (см. Лук. 24:39); кровь пролилась за наши грехи. В Теле из плоти и костей Иисус восседает по правую руку от Бога (см. Рим. 8:34) и «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (см. Евр. 7:25).

Итак, Его нет с нами в этом физическом мире, но, слава Богу, есть Дух Святой, и Иисус разговаривает с нами через Духа. Когда помазание касается вас, вы ис­пытываете прикосновение Иисуса , потому что Он ска­зал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». И когда Он - Утешитель, Помощник, Параклетос - придет, «то наставит вас на всякую истину...» (Иоан. 16:13). Спасибо Господу, что именно так и происходит.

Стих продолжается: «...ибо не от Себя говорить бу­дет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвес­тит вам ».

Еще Иисус сказал в пятнадцатом стихе: «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Это и есть другие дела Святого Духа: наставление в истине, передача от Иисуса к нам, а в Евангелии от Иоанна в четырнадцатой главе написано:

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:26

Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Замечали ли вы когда-нибудь, как Дух Святой вызы­вает в памяти отрывки из Писания, которые вы не заучивали, разве что прочитали однажды? Хвала Госпо­ду, это Его работа в верующем.

Иоанн в своем Первом послании (2:20) называет это помазанием.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА 2:20


20. Впрочем, вы имеете ПОМАЗАНИЕ от Святого и зна­ете все.

Дух откровения

Дух Святой может открыть нам все истины. В Пер­вом послании к Коринфянам Павел говорил о том, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Часто мы читали этот стих - и я думаю, что каждый из нас делал это хотя бы однажды - и говорили: «Заме­чательно! Он намерен сделать то, о чем мы даже не дога­дываемся». Но Бог имеет в виду совсем другое. Уже в следующем стихе говорится: «А нам Бог ОТКРЫЛ это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Бо­жий» (ст. 10).

Аллилуйя! Дух Святой - это Дух откровения. Иисус обещал: Он «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Иоанн сказал: «Вы имеете помазание и знаете все». Причина, по которой мы знаем не больше в том, что мы не прислушивались к Учителю . Дух Святой - наш Учитель.

Далее в двадцать седьмом стихе второй главы Перво­го послания Иоанн пишет: «Впрочем, ПОМАЗАНИЕ, которое вы получили от Него, В ВАС ПРЕБЫВАЕТ, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие ПОМАЗАНИЕ учит вас всему, и оно истинно и не­ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Заметьте, что помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас. Где оно, помазание? В ВАС! Не созвучно ли это тому, что говорил Иисус в Евангелии от Иоанна (14:17)?

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:17

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и В ВАС будет.

Где Он будет? В ВАС. Автоматически мы припомина­ем Первое послание Иоанна (4:4): «Тот, кто В ВАС, боль­ше того, кто в мире». Иоанн говорит здесь о помазании: «Тот », а не «то», потому что Он (Дух Святой) - Боже­ственная Личность. Я сильно сомневаюсь, что хотя бы один из нас во всей полноте воспользовался всеми пре­имуществами того, что Он живет в нас. Тогда - если Он пребывает в нас - нам не надо бояться никого и ничего в этом мире, потому что в нас Тот, Кто больше, чем что-либо в этом мире!

«Да, - жалуются люди, - но вы же не знаете мою ситуацию!»

Неважно, какая у вас ситуация! Он все равно больше! Он все равно сильнее!

В Первом послании Иоанна (2:27) мы читаем: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». Это не означает, что Бог не поставил учителей в Церкви! Это не значит, что нам не нужны помазанные Богом учителя! Дух Свя­той не будет противоречить Сам Себе.

Вы никогда не задумывались, что когда человек учит под вдохновением Духа Святого, это НЕ ЧЕЛОВЕК учит нас, это ДУХ СВЯТОЙ учит нас?

Дух Святой будет учить нас, и, когда мы слушаем учение Слова, Дух Святой будет свидетельствовать на­шему духу, что учение истинно.

За пределами Библии

Один учитель доставил массу проблем моему другу, который преподавал Библию 35 лет. Мой друг привел свой библейский класс на собрание, где учил этот учи­тель, и обнаружил, что его учение серьезно отклоняется от истины.

Когда урок закончился, мой друг вручил тому чело­веку свою Библию и сказал: «Назовите мне главу и стих, на котором основано ваше учение. Покажите мне это место в Библии».

Этот проповедник вернул ему Библию и ответил: «О, вы не найдете того, что я проповедовал в этой книжке ». (Если вы начнете называть Библию «этой книжкой», то можно быть уверенным, проблемы скоро начнутся.)

«Нет, - сказал он, - я уже далеко вышел за рамки этой книжки».

Если вы вышли за пределы Библии, то оказались за пределами Святого Духа, потому что Библия говорит, что Дух и Слово - одно, как написано в Первом посла­нии Иоанна (5:7).

Что изумило меня, так это то, что мой друг, человек спасенный, крещенный Святым Духом, учитель Библии в Полноевангельской церкви, позволил этому лжеучите­лю себя обмануть и потерял половину своего класса!

С другой стороны, молодая китаянка, обращенная лишь за две недели до этого на палаточном собрании, однажды вечером тоже побывала на проповеди того же учителя, но сразу поняла, что он заблуждается. Она ска­зала мне, что что-то внутри нее говорило ей больше не ходить на собрания того человека, и именно так она и сделала.

Она была младенцем во Христе - она даже еще не получила крещения Святым Духом, - но уже начала прислушиваться к Духу внутри нее.

Я думаю, что слишком часто мы прислушиваемся к голосу нашего разума, а не духа, - и это продолжается даже после многих лет после того, как мы стали христи­анами. Часто наши головы получают образование за счет нашего духа.

Божий Дух научит нас. Вот чему Божий Дух научил китаянку: «Это заблуждение. Не ходи туда».

Конечно, Бог ставит учителей Церкви: учитель­ство - одно из пяти основных служений и один из спо­собов, которыми Бог учит нас. С другой стороны, Учи­тель находится и внутри нас. Он скажет нам, истинно учение или ложно. Каждый верующий имеет это пома­зание в самом себе . Нам не надо его вымаливать. Мы уже имеем его.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png